Коллизия в строительстве это

Проектирование объектов строительства гражданского, специального и промышленного назначения является сложным процессом, растянутым во времени и требующим участия множества специалистов. Налаживание эффективного взаимодействия участников разработки проектов всегда являлось актуальной проблемой. Поэтому за тысячелетия существования строительной индустрии была выработана устойчивая технология работы, а также система распределения ответственности за качество реализуемого проекта.

Современные технологии предлагают проектировщикам и строителям много новых средств для ускорения реализации и улучшения качества проектов. Одна из таких технологий предусматривает создание компьютерных трехмерных виртуальных макетов (моделей), с которыми можно выполнять различные операции: подсчет спецификаций и смет; получение документации, необходимой для возведения объекта; различные формы контроля качества проекта еще до начала его реализации и др.

Применение компьютерных трехмерных моделей позволяет решать множество сложных задач, а значит, делает проектирование более эффективным. Но одним из самых важных преимуществ виртуальной модели является возможность ее использования для проверки и оценки инженерных, компоновочных решений и потребительских качеств будущего объекта.

Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права.

Это осуществляется путем его визуализации и измерения реальных расстояний между конструкциями, оборудованием, инженерными системами и прочими элементами. Сопоставляя результаты измерений на модели с требованиями различных норм и стандартов, с результатами расчетов, с собственными экспертными представлениями о пространстве, можно дать заключение, соответствует ли то или иное расстояние технологическим нормам или планируемым потребительским качествам, отвечает ли требованиям безопасной эксплуатации объекта. Каждый случай несоответствия или нарушения норм называется коллизией (от лат. collisio — столкновение, несоответствие).

Поиск коллизий является сложным и трудоемким процессом. Поэтому сегодня процесс проектирования на основе трехмерного и информационного моделирования немыслим без программ визуализации комплексных моделей и средств автоматического поиска коллизий на основе формальных правил. На российском рынке представлено несколько таких решений — это Autodesk NavisWorks, Bentley PlantNavigator, Intergraph SmartPlant Review, AVEVA Review и CADLib Модель и Архив.

Сегодня мы расскажем о возможностях поиска коллизий в наиболее выгодной и функционально богатой системе — CADLib Модель и Архив (разработчик — компания CSoft Development).

CADLib Модель и Архив — это многофункциональный программный комплекс, коробочное решение, позволяющее визуализировать трехмерную и информационную модели, получать любые виды модели, «прогуливаться» в виртуальном пространстве, производить операции над геометрическими и атрибутивными данными, реализовывать регулируемый доступ к связанным документам и сопутствующей информации и, конечно же, осуществлять автоматический поиск коллизий.

Как работает физика столкновений в играх и хитбоксы — объясняет программист

CADLib Модель и Архив — поиск коллизий

Рассмотрим возможности поиска коллизий в системе CADLib Модель и Архив на примере типового проекта магистральной насосной.

Разделы проекта магистральной насосной выполнены в AutoCAD с применением технологий трехмерного проектирования Model Studio CS Трубопроводы, Model Studio CS Кабельное хозяйство, Model Studio CS Молниезащита, Model Studio CS Компоновщик щитов, GeoniCS, AutoCAD Architecture. Как видим, этот проект содержит различные коммуникации: систему трубопроводов, кабельные конструкции, систему вентиляции и отопления (рис. 1).

Рис. 1. CADLib Модель и Архив. Трехмерная информационная модель магистральной насосной станции

Рис. 1. CADLib Модель и Архив. Трехмерная информационная модель магистральной насосной станции

Все коммуникации собраны в одном здании, установленном на землю. Отметим один важный момент: мы рассматриваем информационную трехмерную модель, которая отличается от обычной трехмерной модели наличием параметров у всех объектов, то есть, выбрав объект­отвод, можно прочитать всю информацию, касающуюся данного изделия (марка, вес, материал, ГОСТ), — рис. 2. Именно наличие информационной трехмерной модели позволяет находить самые важные для бесперебойной эксплуатации промышленного предприятия коллизии. Рассмотрим основные типы коллизий, информация о которых будет полезна проектным, строительным и эксплуатирующим организациям.

Рис. 2. CADLib Модель и Архив. Всегда доступная информация об оборудовании, изделиях и материалах

Рис. 2. CADLib Модель и Архив. Всегда доступная информация об оборудовании, изделиях и материалах

Геометрические коллизии

Геометрические коллизии делятся на два основных типа: одни можно обнаружить посредством визуального осмотра трехмерной модели, другие — только на основании правил и при наличии информационной трехмерной модели.

Конечно, такую коллизию, как пересечение между объектами, когда габариты одного объекта накладываются на габариты другого, можно выявить с помощью визуального осмотра 3D­модели. Однако промышленный объект весьма насыщен коммуникациями, поэтому от глаз все равно может скрыться огромное количество коллизий пересечения.

Система CADLib Модель и Архив легко находит их, отмечает сигнальным треугольником и сохраняет в базе данных как спецобъект «Коллизия». Весь перечень обнаруженных коллизий находится в специальном диалоговом окне Коллизии. В приведенном на рис. 3 примере по файлам публикации из AutoCAD проводилась проверка на пересечения двух систем: системы технологических трубопроводов и строительной части раздела КМ.

Рис. 3. CADLib Модель и Архив. Коллизии пересечения

Рис. 3. CADLib Модель и Архив. Коллизии пересечения

Рис. 4. CADLib Модель и Архив. Проверка допустимых расстояний

Рис. 4. CADLib Модель и Архив. Проверка допустимых расстояний

Сложнее дело обстоит с коллизиями, связанными с несоблюдением допустимых расстояний (расстояний, регламентированных в нормативных актах, ГОСТ, СНиП, СП, ПУЭ и т.д.), поскольку визуально их найти невозможно. Это все равно что пытаться определить минимальное расстояние между двумя предметами сложной формы с помощью рулетки. Воспользовавшись настраиваемыми правилами проверки в системе CADLib Модели и Архив, проверим допустимое расстояние между системой пожаротушения и системой кабельных конструкций, которое должно быть не менее 300 мм. Система обнаружила коллизии — теперь просматриваем отчет и принимаем соответствующее решение (рис. 4).

Технологические коллизии

Технологические коллизии — коллизии, касающиеся особенностей проектирования, строительства и монтажа объекта. Многие из возможных технологических коллизий связаны с нарушением условий функционирования системы: например, в проекте трубопровод одного диаметра связан с другим, но проектировщик забыл установить переход.

Такая ситуация в Model Studio CS попросту невозможна, поскольку система отслеживает подобные ситуации автоматически (заметим, что при использовании других программ потребуется произвести проверку на коллизии). Кроме того, довольно распространенным видом технологической коллизии является появление в моделях объектов, приводящих к усложнению монтажа или делающих его вообще невозможным.

Например, в системе трубопроводов насосной станции по правилам проектирования длина трубы не может быть меньше диаметра, поскольку это усложняет подготовку детали к монтажу и повышает риски эксплуатации. Естественно, с такими участками труб возникнут проблемы при строительстве и монтаже, что может привести к срыву сроков строительства.

Система поиска коллизий легко обнаружит подобные объекты в модели. Кроме того, быстро найти ошибочные участки труб позволяет классификатор CADLib Модель и Архив. На рис. 5 показан классификатор, настроенный на проверку условия «Длина трубы больше диаметра».

Читайте также:  Высотные отметки это в строительстве

Рис. 5. CADLib Модель и Архив. Классификатор диаметров по трубам

Рис. 5. CADLib Модель и Архив. Классификатор диаметров по трубам

«Пустышки» и «подложки»

Нередко трехмерные модели содержат «пустышки» и «подложки» — специальные объекты, которые используются проектировщиками как временные для принятия инженерных решений и моделирования. «Пустышки» применяются для обозначения занятого пространства, когда еще неизвестна окончательная модель оборудования или деталь, и не несут никакой атрибутивной информации. «Подложки» чаще всего используются при реконструкции или ремонте на основе данных, не имеющих точной атрибутивной информации. Наиболее ценными «подложками» являются модели, полученные в результате лазерного сканирования или созданные в плохо совместимом программном обеспечении.

Объекты­«подложки», как правило, являются полезными и используются при генерации ПСД, но наличие объектов­«пустышек» в 3D­модели — это вредный «мусор», который чаще всего нужно удалить, но по каким­то причинам проектировщики этого не делают. Такие объекты засоряют модель, ведут к неправильному пониманию проектного решения, могут попасть в выходную документацию, чертежи, спецификации, что приведет к неразберихе при строительстве и, как следствие, к срыву сроков строительства.

Рис. 6. CADLib Модель и Архив. Объект без параметров

Рис. 6. CADLib Модель и Архив. Объект без параметров

Однако бездумное удаление «пустышек» может нанести проекту и вред, так как иногда они представляют собой объекты, которые использовались как временные, а после принятия решения об их применении проектировщики просто забыли присвоить им атрибутивную информацию. Система автоматически формируемых классификаторов CADLib Модель и Архив среди огромного количества конструкций, оборудования, изделий и материалов быстро находит объекты­«пустышки», группирует их в классификаторе по параметру Наименование в разделе Не определено, сопровождая соответствующими заметками и комментариями (рис. 6). Вы можете выбрать интересующую вас «пустышку» из списка, определить ее местонахождение на 3D­модели и ознакомиться с параметрами.

Эргономика

При оценке проекта заказчик, как правило, большое внимание уделяет его потребительским и эксплуатационным качествам. Именно поэтому проблема тщательной проверки изделия на эргономичность приобретает все большую актуальность.

Согласно определению, принятому в 2010 году Международной ассоциацией эргономики (IEA), эргономика — это «научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

При проверке эргономики CADLib Модель и Архив позволяет анализировать антропометрическую совместимость, некоторые виды психофизиологической совместимости и на основе заданных параметров производить оценку энергетической совместимости1. Кроме того, программный комплекс позволяет оценивать условия труда с целью оптимизации деятельности сотрудника предприятия, обеспечения безопасности, создания комфортных условий, повышения производительности и работоспособности.

Рассмотрим простейшие, но наиболее важные и часто встречающиеся в повседневной жизни способы проверки эргономики.

Нередки случаи, когда затруднены подходы к оборудованию или для доступа к нему требуются специальные устройства или оборудование, не предусмотренные проектами. Подобные ситуации встречаются не только в промышленных проектах, но и в квартирах. Например, многим для того, чтобы узнать показания расхода воды, приходится использовать зеркало, поскольку нерадивые строители установили счетчик за трубой и запорным краном, тем самым ограничив доступ к прибору.

Рис. 7. CADLib Модель и Архив. Проверка эргономики рабочего места

Рис. 7. CADLib Модель и Архив. Проверка эргономики рабочего места

Рис. 8. CADLib Модель и Архив. Положение насоса на рабочем месте

Рис. 8. CADLib Модель и Архив. Положение насоса на рабочем месте

Рис. 9. CADLib Модель и Архив. Маршрут насоса к дверному проему

Рис. 9. CADLib Модель и Архив. Маршрут насоса к дверному проему

Избежать подобных проблем позволит система CADLib Модель и Архив. По загруженной в нее 3D­модели, включив Вид от третьего лица и запустив механизм гравитации и проверки столкновений, можно перемещаться в виде виртуального человека. На рис. 7 показано, что человек способен пройти под задвижкой, не задев ее, а вот чтобы управлять задвижкой, придется применять подручные средства, например стремянку.

Система CADLib Модель и Архив позволяет произвести симуляцию монтажных и демонтажных работ, например насоса в сборе (рис. 8­10). Можно задать несколько вариантов расположения насоса, указать виртуальный путь его перемещения и отследить возможные коллизии на маршруте. Промышленный объект насыщен инженерными системами, поэтому не всегда существует простой способ замены сложного или крупногабаритного оборудования — возможно, для этого придется разобрать часть стены или демонтировать окно.

Безопасность

Проверка безопасности на производстве предусматривает измерение зон и расстояний безопасности, моделирование путей эвакуации, анализ модели для принятия решений о способах устранения аварий и информационную поддержку при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Например, любые системы и оборудование, связанные с высоким давлением или хранением и транспортировкой огнеопасных и взрывоопасных веществ, в случае возникновения аварийной ситуации могут взорваться и перекрыть выход для эвакуации персонала предприятия. Чтобы уменьшить риски, инженеры­проектировщики часто предусматривают специальные системы и решения, позволяющие уменьшить ущерб. Конечно, это регламентируется нормативными документами, но эффективность подобных систем зависит от людей, оказавшихся в условиях чрезвычайных ситуаций — они должны грамотно и слаженно реагировать на опасность.

Рис. 10. CADLib Модель и Архив. Насос в дверном проеме

Рис. 10. CADLib Модель и Архив. Насос в дверном проеме

Рис. 11. CADLib Модель и Архив. Имитация размера зоны поражения

Рис. 11. CADLib Модель и Архив. Имитация размера зоны поражения

Эффективной и необходимой превентивной мерой является информирование и обучение персонала, что позволяет «проигрывать» разные роли в различных условиях и, как следствие, свести к минимуму количество жертв и травм при аварийных ситуациях. Трехмерная модель — прекрасное средство обучения персонала, поскольку позволяет получить наглядную информацию еще до проведения реальных учений. Кроме того, она замечательно подходит для комплексного анализа и выработки наиболее эффективных решений.

CADLib Модель и Архив позволяет построить зоны поражения и проанализировать возможности эвакуации персонала (рис. 11). А поскольку в этой системе предусмотрен и многопользовательский режим, то существует возможность проведения учебных игр для персонала, например, с целью запоминания мест расположения огнетушителей, пожарных гидрантов, защитных масок и костюмов, что очень важно для служб эксплуатации промышленного объекта.

Итоги

Продемонстрированные примеры позволяют сделать вывод: применение программного комплекса CADLib Модель и Архив обеспечивает возможность использования трехмерной информационной модели для оценки, согласования и принятия проектно­технических и управленческих решений в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленного объекта.

CADLib Модель и Архив является средой, объединяющей модели из самых разных программ — AutoCAD (Autodesk), AutoCAD Architecture (Autodesk), AutoCAD Civil 3D (Autodesk), Revit (Autodesk), ArchiCAD (Graphisoft), PLANT­4D (CEA Systems), PDMS (AVEVA), GeoniCS (CSoft Development), Model Studio CS (CSoft Development) и многих других.

CADLib Модель и Архив — это простое и эффективное решение. По сравнению с вьюверами вроде NavisWorks (Autodesk) или PlantNavigator (Bentley Systems) оно имеет неоспоримые преимущества по широте применения и по цене. По функциональным возможностям CADLib Модель и Архив легко конкурирует с более сложными системами, такими как SmartPlant Review (Intergraph) и AVEVA Review, Review Share и Clash manager, но имеет лучшую интеграцию с решениями на базе AutoCAD.

Читайте также:  Как правильно построить дом этапы строительства

Стоимость CADLib Модель и Архив в разы ниже всех вышеуказанных решений. Такая ценовая политика обусловлена идеологическими мотивами: команда разработчиков единогласно решила, что «инструмент, обеспечивающий качество проекта, должен быть недорогим и доступным каждому пользователю».

Возможности программного комплекса CADLib Модель и Архив в области документирования, планирования строительства и многопользовательского режима будут описаны в следующих публикациях.

1Антропометрическая совместимость — учет размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.

Энергетическая совместимость — учет возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Психофизиологическая совместимость — учет реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры объекта.

Источник sapr.ru

BIM-аудит как инструмент раннего выявления коллизий «плоского» проекта

Сегодня рынок проектных услуг в России очень неоднороден. Уже практически невозможно встретить специалистов, рисующих проекты и выдающих чертежи от руки на кульмане.

Технологии компьютерного проектирования постоянно развиваются, и поэтому на смену 2D-чертежам приходят 3D-решения — ведь нет ничего естественнее, чем создавать трехмерный объект в трехмерной информационной среде.

Мощным импульсом к развитию компьютерного проектирования стали правительственные меры, включающие в себя изменения в ряд постановлений, «дорожную карту» по использованию технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве, а также внутренние регламенты государственных экспертиз.

Постановление Правительства России № 331 от 5 марта 2021 года устанавливает, что с начала 2022 года при заключении договора о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции, финансируемого с привлечением бюджетных средств, стало обязательным формирование и ведение информационной модели.

Эта тенденция породила ожидаемый всплеск интереса к BIM-проектированию, BIM-проектировщики стали получать многочисленные заявки на проектирование и BIM-моделирование объектов. Наибольшее количество запросов поступает из регионов, т.к. если в Москве и Санкт-Петербурге BIM-проектирование не новость и здесь много квалифицированных специалистов, то в регионах наблюдается дефицит проектных организаций, даже в минимальной степени владеющих BIM. Компания «БИМПРО» в последнее время много работает с региональными застройщиками, и в процессе анализа представленной нам готовой проектной документации на жилые дома мы выявили не просто необходимость аудита этой документации, но и четко выделили два направления этого аудита:

— BIM-аудит рабочей документации на основе информационной модели.

— Аудит проектных решений на соответствие современным тенденциям. Оценка эргономичности решений, выявление путей оптимизации.

Рассмотрим по сути каждое из этих направлений.

BIM-аудит рабочей документации на основе информационной модели.

Опыт показывает, что BIM-аудит рабочей документации позволяет застройщику без смены проектной организации начать щадящее внедрение информационных технологий в процессы управления и ведения строительства. Такой аудит целесообразно проводить, когда уже сформирована готовая рабочая документация, а в компании есть специалисты, которые проектируют различные системы в разных программных комплексах.

Основой такого аудита является моделирование по готовой документации – оно может выполняться в удобном программном комплексе (Autodesk Revit, Renga и др.), позволяющем осуществить выгрузку в формат ifc. Элементам модели присваиваются информационные характеристики (габариты, марка элемента, производитель и др.), на основании которых происходит выгрузка спецификаций элементов. В процессе моделирования каждого раздела по отдельности происходит выявление до 90% ошибок раздела: недостающие данные – привязки, наименования элементов, разночтения проектных решений на видах и листах. На этом этапе происходит важнейшая проверка объемов работ и материалов на основе спецификаций.

Второй этап аудита состоит в автоматизированной проверке коллизий между разделами, выполняется программным способом с использованием Navisworks, Solibri или аналогов. Анализ происходит попарно по всем решениям: АР-КР, АР-ОВ, КР-ЭС и т.д. При наличии нескольких файлов одного раздела каждый из них также участвует в проверке. Второй этап позволяет оценить, сколько ошибок, с которыми застройщик столкнется на строительной площадке, заложено на стадии проектирования. Это позволяет принять решение о корректировке и доработке проекта, выдать замечания и уменьшить затраты на строительство.

Кроме того, выявленные коллизии позволяют произвести укрупненный расчет стоимости их устранения по категориям: неучтенные материалы и работы (ошибки спецификаций), стоимость устранения на стройплощадке (затраты на переделку, доп. работы и материалы), а также временнЫе затраты на это устранение.

Помимо полуавтоматизированной проверки и анализа коллизий BIM-модель дает возможности визуального анализа профильными специалистами для выявления нелогичных проектных решений, которые могут повлиять на безопасность здания (нарушение требований к путям эвакуации, чрезмерное занижение потолков в зоне размещения коммуникаций и др.), а также решений, которые ухудшают эстетический вид объекта (наличие большого количества лючков, дверей). На основании визуального анализа выдаются рекомендации, которые также могут быть учтены при корректировке решений.

В качестве примера результатов BIM-аудита можно привести аудит жилого комплекса общей площадью 60 тыс. кв. м, который был проведен при наличии рабочей документации высокого качества. В ходе аудита было создано 616 325 элементов модели, погрешность исполнения составила менее 0,03%, а в ходе моделирования было найдено 3 273 коллизии. Стоимость моделирования составила 9,1 млн руб., но проведение этой работы позволило сэкономить заказчику на переделках в процессе строительства не менее 8 млн, найти неучтенных материалов на 13 млн, а также сократить срок строительства на 3-5 мес., что повлекло дополнительную экономию в 27 млн на проценты банку в рамках проектного финансирования. Таким образом, общая потенциальная экономия составила 35,8 млн руб., которые не только покрыли полную стоимость аудита, но и позволили получить дополнительную прибыль. То есть, при вложении дополнительных 150-200 руб./м 2 возможна экономия от 600 руб./м 2 .

Таким образом, BIM-аудит – это щадящий способ внедрения BIM, он применим на любой стадии проектирования и строительства, и позволяет не только оценить качество рабочей документации, но и спрогнозировать финансовые потери на исполнение проекта.

Аудит проектных решений на соответствие современным тенденциям. Оценка эргономичности решений, выявление путей оптимизации.

В рамках внутренних исследований нашей компанией проводилось исследование по влиянию на прибыль при строительстве жилого комплекса следующих факторов: изменение конструктивных решений (расчетной схемы) или их оптимизация (уменьшение сечений), изменение планировочных решений и используемых материалов.

Расчеты показывают, что перспективная экономия при изменении материалов не играет ключевой роли и при качественных исходных проработках может составлять 1-2% от стоимости строительства и варьироваться в зависимости от региональных расценок и технологии.

Наиболее существенное влияние на прибыль оказывает получение максимальной продаваемой площади жилых квартир и коммерческих помещений. Поэтому для повышения экономической эффективности проекта необходимо исследовать логичность и функциональность решений без ущерба для комфорта, эксплуатации и эстетических характеристик (выявление дублирующих функциональных зон и коридоров, оптимизация зон размещения инженерных сетей), а также рассматривать варианты материалов и конструктивных решений с минимальной занимаемой в плане площадью. Такая оптимизация проектных решений может выделить дополнительно 7-10% полезной площади.

Читайте также:  Что такое претензионная работа в строительстве

Аудит готовой проектной документации ряда региональных застройщиков показал, что региональные проектные решения в среднем сильно отстают по качеству и функциональности от крупных городов. Это касается не только архитектурных и конструктивных решений, но в особенности инженерных систем, некоторые из которых существенно влияют на продаваемую площадь.

Одним из таких примеров является устройство технического этажа для разводки систем ливневой канализации и обслуживания стояковых систем отопления. Фактически это пустой этаж для 6 труб. Общение с застройщиками показало, что проектировщики даже не знают, что можно сделать иначе: использовать коллекторы для систем, сводить их в МОП, выделять под потолком место для коммуникаций и так далее. А ведь таких решений много, и они дают существенную экономию.

Отдельным пунктом проектного аудита является работа с планировочными решениями жилых квартир. Это большая общероссийская беда – нефункциональность планировки строящегося жилья. Корни этой проблемы кроются в разделении архитекторов и дизайнеров, архитекторы работают с объемами, но не вникают в детали.

На примере приведенной здесь планировки квартиры можно увидеть, что при таком подходе получается в итоге: путь от входа до спальни – больше 16м, на путях движения много углов, что небезопасно. Даже расставленная на исходном плане мебель показывает, что шкафы стоят прямо в оконных проемах, а по всей квартире тянутся узкие неуютные коридоры.

Анализ имеющихся сегодня на рынке технологий показывает, что планировка квартиры может быть гораздо более функциональной. Пролет в 3 метра, на который опираются все конструктивные решения, может быть увеличен до 6 метров, что сделает планировку более гибкой и комфортной. Также на данном примере показано, как представленное решение может быть изменено без корректировки границ смежных квартир, а локальный перенос сетей внутри коридора позволяет добавить 2,88 м 2 продаваемой площади по всему стояку квартир секции. При средней цене одного квадратного метра в 100 тысяч рублей это добавляет к стоимости квартиры почти 300 тысяч рублей.

Такой аудит и, соответственно, предлагаемые застройщику решения по оптимизации планировок возможны только при наличии большого опыта специалистов, а BIM-моделирование фрагментов проекта позволяет получить наиболее оптимальные площади квартир.

Активное внедрение информационного моделирования на общероссийском уровне всколыхнуло сферу проектирования и строительства и стало стимулом к анализу действующих у застройщиков методов строительства и проектных решений. Оптимизация и аудит проектов — эффективный способ повышения качества проекта, а, соответственно, и объекта строительства.

Анна Николаева,

Генеральный директор ООО «БИМПРО»

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Источник ancb.ru

Коллизии в проектировании

Проектирование любого современного здания – сложный и многозадачный процесс, в котором задействовано большое количество участников. Возникновение коллизий в нем неизбежно. Предлагаем разобраться в этом вопросе.

Начнем с определения, которое принято использовать в профессиональной среде. Мы будем рассматривать противоречия и несоответствия одних частей системы (в нашем случае строящегося объекта) другим. Они могут возникать на любой стадии жизненного цикла, но сейчас нас интересует именно этап проектирования. В этом контексте, речь идет о пересечении или техническом несовпадении запроектированных элементов.

Как правило, коллизии в проектировании являются одним из последствий некачественно выполненных работ. Подробнее о недостатках в проектировании можно почитать здесь.

Одна из основных причин возникновения коллизий в проектировании – большое количество исполнителей в рамках одного проекта, которые часто работают автономно. В результате на проверку и выявление ошибок может уйти больше времени, чем на само проектирование. Чем больше людей трудятся над проектом, тем выше вероятность появления ошибок. Предполагаемое комплектующее оборудование банально может не соответствовать тому, которое есть в наличии у поставщиков.

Исходя из зарубежной и российской практики можно выделить три основные группы коллизий:

  • «жесткие»: физическое пересечение элементов. Пример: конструктивные балки и воздуховоды пересекаются между собой.
  • «мягкие»: элементы сами друг с другом не пересекаются, но есть наложение окружающего пространства и нормируемых зон эксплуатации. Пример: запроектированная колонна расположена на траектории открытия двери;
  • пространственно-временные: несоответствия ресурсов календарно-сетевого графика. Пример: временные конструкции ограничивают доступ ко входу.

Также среди специалистов распространено деление коллизий на геометрические и технологические.

Первый тип связан с пересечением объектов или отдельных элементов. При этом речь идет не только об ошибках, которые приводят к физическому наложению конкретных частей здания друг на друга, но и с отсутствием соблюдения допустимых расстояний, регламентированных в нормативных актах, ГОСТ, СНиП, СП, ПУЭ и т.д.

Коллизии в проектировании

Когда речь идет о втором типе, то в первую очередь говорят о нарушениях условий функционирования всей системы. Например, проектировщик мог забыть установить переход для согласования разного диаметра трубопроводов, которые связаны между собой. Также к этой категории относятся недочеты проектирования, приводящие к усложнению монтажа или даже делающих его вообще невозможным.

Для выявления и устранения коллизий в настоящее время активно применяется построение 3D-моделей и принципы BIM-проектирования. Разработка трехмерной информационной модели позволяет разглядеть, где именно в пространстве будут располагаться элементы системы, устранив все пересечения.

Важно, что современные технологии позволяют выявить ошибки проектирования и несостыковки между разделами проектной документации максимально рано, что позволяет сократить возможные дальнейшие риски при строительстве объекта. Ведь чем позже появится информация о недочете, тем больше будет стоить его устранение. Всегда проще что-то исправить в исходном файле, чем переделывать чертеж, согласованный десятком человек. А о случаях, когда придется менять уже установленные конструкции даже и говорить не будем.

Несвоевременное обнаружение коллизий приводит к формированию бросовых работ. Подробнее по этой теме можно узнать в нашей статье.

В заключение хотелось бы привести несколько цифр. По данным Американской ассоциации строительства и девелопмента (Association of Construction and Development), в среднем каждая выявленная коллизия экономит около $17000 на проекте. В крупных промышленных и инфраструктурных проектах обнаруживается около 2000-3000 коллизий, что экономит около $34 млн. Даже на этих общих примерах уже становится ясна ценность своевременного выявления коллизий и их устранения.

Источник ingeneral.ru
Рейтинг
Загрузка ...