С 1 сентября 2022 г., в соответствии с требованиями федерального законодательства, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ) будет предоставляться гражданам после оплаты за ЖКУ, то есть по факту понесенных расходов, в размере 50 %, в том числе от оплаты за потребленные коммунальные услуги, но не более норматива их потребления, на основании сведений, полученных управлениями социальной защиты населения (УСЗН) от жилищно-коммунальных организаций либо, при непредставлении указанных сведений жилищно-коммунальными организациями, – от самих граждан.
Компенсация расходов на оплату ЖКУ — это возмещение произведенных гражданами расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, в порядке, установленном законодательством. Жилищным Кодексом РФ установлены сроки оплаты за ЖКУ ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим (договором с ресурсоснабжающей организацией, управляющей компанией (УК), ТСЖ и т.д. может быть установлен иной срок оплаты). Поскольку оплата гражданами производится до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, сведения о платежах граждан жилищно-коммунальные организации передают в УСЗН до 20-го числа месяца, на основании которых до 25-го числа рассчитывается компенсация на ЖКУ, формируются выплатные документы и направляются в кредитные организации либо почтовые отделения для выплаты указанной компенсации гражданам.
Что такое операционные затраты предприятия (OPEX)? Разбираемся за 8 минут
Таким образом, выплата компенсации гражданам производится в месяце, следующем после оплаты за ЖКУ. Например, оплата за июль производится до 10 августа, выплата компенсации на ЖКУ за июль осуществляется в сентябре. Компенсация на ЖКУ, ранее предоставленная гражданам в июле и августе 2022 г. в прежнем порядке авансовым платежом будет засчитана в счет компенсации на ЖКУ, назначенной с января 2023 г.
В случае несвоевременной оплаты гражданами за ЖКУ жилищно-коммунальные организации не передадут в УСЗН сведения, необходимые для расчета компенсации, в таких случаях компенсация за эти месяцы может быть выплачена при обращении граждан самостоятельно с документами, подтверждающими ежемесячную оплату за ЖКУ.
Получение сведений о ежемесячных платежах граждан за ЖКУ в электронном виде из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) в настоящее время не представляется возможным в связи с недоработкой указанной системы на федеральном уровне, поэтому сведениями об оплате за ЖКУ, необходимыми для расчета и предоставления компенсации расходов на оплату ЖКУ, располагают только жилищно-коммунальные организации, которые начисляют ее гражданам, либо сами граждане.
Получателям компенсации расходов на оплату твердого топлива на 1 сентября 2022 г., сохранено право на предоставление компенсации без подтверждения фактических расходов на его приобретение до 1 июля 2023 г., при первоначальном обращении после 1 сентября 2022 г. компенсация будет предоставляться только на основании документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение твердого (либо иного вида) топлива. Компенсация расходов на сжиженный газ в баллонах с 1 сентября 2022 г. будет производиться льготникам при предоставлении документов, подтверждающих расходы, связанные с его приобретением у уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по поставке сжиженного газа населению на территории муниципальных образований края (за исключением приобретения на автозаправочных станциях).
Обращаем внимание, что согласно статье 160 ЖК РФ и пункту 21 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, образовавшейся за период не более чем 3 последних года.
Источник: krd.ru
Материнский капитал на компенсацию затрат строительство дома
Материнский капитал на компенсацию затрат на строительство дома
Из материнского капитала можно получить компенсацию за строительство дома или его реконструкцию — это закреплено законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ о мерах господдержки. строящегося дома на территории РФ – главное требование. Кроме этого, для применения средств материнского капитала на строительство дома необходимо выполнить другие условия:
- Строительные работы выполняются на земельном участке, право собственности на него должно быть закреплено за заявителем.
- Используемый участок земли имеет целевое предназначение – индивидуальное жилищное строительство.
- Предварительно зарегистрированы все необходимые разрешения на возведение жилого строения и проектно-сметная документация.
- Реконструкцию за счет целевого государственного пособия разрешается проводить, когда происходит увеличение жилого дома не менее чем на один норматив, утвержденный в конкретном субъекте РФ.
Для ранее построенного жилья предъявляются особые требования. Этажность дома для семьи – не более 3 этажей. Здание должно быть полностью приспособленным для проживания во все времена года. Кроме этого материнский капитал на компенсацию затрат можно использовать при следующих обстоятельствах:
- Дом расположен в районе, где разрешено выполнять жилые застройки, что подтверждается территориальным зонированием.
- Здание характеризуется как капитальная постройка, имеющая фундамент и несущие стены.
- Дом имеет инженерные системы, подключенные к централизованным коммуникациям. В сельской местности это требование может исключаться.
- Здание соответствует всем требованиям жилищного строительства, существующим санитарным нормам и в нем гарантируется полная безопасность проживания.
Документация
Для того чтобы начать процедуру компенсации на руках необходимо иметь сертификат МК. Только при этом условии допускается использовать материнский капитал на строительство. Процедура начинается с подачи в территориальный ПФ соответствующего заявления. Оно заполняется согласно установленному образцу, который можно найти в Интернете.
С заявлением о распоряжении средствами материнского капитала подается пакет следующих бумаг:
- Сертификат на МК (в оригинале) и его копия.
- Оригинал гражданского паспорта заявителя и его копия.
- Оригинал и копия документа, подтверждающего право собственности владелицы сертификата или ее супруга на землю. Заменяет его копия договора аренды на землю и удостоверение, в котором зафиксировано, что она предназначена для индивидуального строительства.
- Свидетельство о браке, в случае, если договора с подрядными организациями заключены на имя супруга или же при самостоятельном строительстве на него оформлены все документы, подтверждающие расходы.
- Заверенное у нотариуса обязательство собственника, гарантирующее оформление дома в общую собственность, и прописку всех членов семьи по завершению строительства. Это гарантирует выделение доли детям, в том числе и частей недвижимости для детей инвалидов.
- Банковскую справку, подтверждающую наличие расчетного счета.
- Договор подряда, если планируется проводить возведение дома с помощью строительных организаций и реквизиты счета в банке, куда будут перечислены деньги.
Строительство подрядчиками
Если для работ по строительству дома будут использоваться услуги подрядных компаний, то государственные пособия в 2018 году, как и ранее, будут переведены на счет подрядчиков полностью в переделах суммы сертификата. Причем для применения средств материнского капитала для постройки дома необходимо, чтобы второму ребенку исполнилось 3 года.
Разрешается тратить средства материнского капитала задним числом, когда жилье уже будет построено или проведена его реконструкция. Начать сбор документов можно сразу после рождения ребенка или же до этого.
В данной ситуации не нужно будет дожидаться, когда второму малышу исполнится 3 года. Подтверждающими бумагами являются в данном случае чеки, накладные, квитанции.
Важным условиям компенсации затрат на построенный жилой дом должно стать то, что он должен быть возведен не раньше 2007 года, когда вступил в действие закон о материнском капитале.
Законодательством предусмотрено, что государственные пособия гражданам, имеющим детей, могут использоваться на погашение банковского кредита, оформленного на строительство дома. В данном случае следует документально подтвердить расходы, понесенные при оплате услуг подрядных организаций.
В подобной ситуации материнский капитал в счет погашения кредитной задолженности или процентов перечисляется на основании представленных смет на выполненные работы и израсходованные материалы.
Для молодых семей, которые оформили кредит по программе молодая семья — это значительно снижает финансовую нагрузку.
Самостоятельные работы
При проведении строительных работ своими силами средства материнского капитала будут предоставляться в распоряжение равными частями:
- После одобрения первоначального обращения.
- По истечению 6 месяцев. Основание для перечислений — подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что обустроен фундамент, возведены стены и имеется кровля.
При соблюдении названных условий материнский капитал поступает на банковский счет на протяжении двух месяцев. Его может открыть супруг владелицы сертификата, как ответственное лицо за выполнение всех работ.
Прочие особенности
Материнский капитал может быть направлен только для компенсации затрат, описанных в заявлении, которое передается в Пенсионный фонд вместе с пакетом требуемых документов. Использовать государственное пособие допускается единоразово.
Важно помнить, что предоставление фальшивых документов карается законом. Сертификат на материнский капитал – это бессрочный документ. Вследствие этого, его разрешается активировать в любое время после рождения второго ребенка. Если действующим законодательством предусматривается индексация, то сертификат не меняется, изменение суммы происходит автоматически.
Целевыми государственными средствами нельзя погасить расходы на строительство, если оно выполняется на участках:
- Дачных партнерств;
- Садовых товариществ.
Специализированные наделы имеют другое назначение. Там строятся дачи для отдыха. Также для обустройства быта возводятся сооружения хозяйственного назначения. Дачные участки могут использоваться для выращивания огородных и садовых растений. Во всех случаях разрешение на жилищное строительство не выдается.
То есть, государственные целевые средства для строительства не могут быть использованы.
Жилым домом, который был построен с привлечением государственного пособия можно распоряжаться в обычном порядке. В том числе его допускается продавать. Но делать это разрешается после окончания действий любых ограничений. К ним относится погашение целевой кредитной задолженности и прописки всех членов семьи.
Как использовать материнский капитал на строительство дома Ссылка на основную публикацию
Как потратить маткапитал на строительство дома или получить компенсацию
Материнский капитал – один из способов социальнойпомощи гражданам, имеющим двух или более детей. Цели, на которые можнопотратить государственные деньги, определены законом.
Строительство или реконструкция частного дома – один из легальныхспособов использовать субсидию. Причем в некоторых ситуациях сделать этоможно, не дожидаясь трехлетия ребенка.
Рассмотрим подробнее, на каких условияхразрешено направить материнский капитал на строительство дома, нужно лиоформлять ипотеку и какие документы потребуется собрать.
Условия использования маткапитала на строительство дома
Законодательно установлено, что деньги родители вправе использовать наограниченные статьи расходов:
- улучшение условий проживания;
- оплатаучебы за ребенка;
- увеличение накопительной части пенсии родителя;
- реализации социальных гарантий детей-инвалидов.
Под понятием «улучшениеусловий проживания» также понимается покупка частного дома, в том числе випотеку, его реконструкция либо достройка. Возведение сооружения осуществляетсясвоими силами либо с привлечением наемных рабочих.
Потратитьсредства с выданного государством сертификата можно одним из способов:
- Без ипотеки. Утвердить проект и начать строительство самостоятельно. Потребуется обосновать расходы, например, на закупку стройматериалов, или заключить договор на определённые виды работы. Ребёнку должно исполниться как минимум три года.
- Оформить ипотечный кредит, используя средства семейного капитала как первый взнос и/или для погашения основного долга, процентов.
- Погасить ипотеку, которая уже была оформлена ранее, средствами с сертификата.
- Получить компенсацию за уже возведенный частный дом.
Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Общиетребования ПФР таковы:
- Участок располагается в пределах страны.
- Лицо имеет право на соответствующий участок.
- Лицо имеет разрешение на возведение объекта.
Порядокиспользования субсидии регулируется специальным правовым актом ФЗ «Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Именно он содержит правила, по которым средства сертификата допускается тратить, требования к жилому объекту,документам.
Данный же закон определяет, что попытка обналичить сертификат мошенническими методами приводит кответственности в соответствии с Уголовным Кодексом РФ.
Стоит также обратить внимание на иные положениязаконодательства, которые могут косвенно затрагивать вопрос. Например, правовыеакты и подзаконные акты конкретного региона и населённого пункта, касающиесястроительства недвижимости.
Какой дом можно построить за счет госсубсидии
Построитьза счёт государственной субсидииможно исключительно дом, соответствующий строительным и жилищным нормам. Поддомом понимается отдельно располагающийся объект, высота которого не превышаеттри этажа. Строение должно подходить для постоянного проживания в любой сезон.
К дому предъявляются следующие требования:
- Объект должен находиться в жилой зоне, то есть внаселённом пункте.
- У дома должен иметься фундамент.
- Строение должно быть безопасным для проживания.
- К дому должны подводиться инженерные коммуникации.В обязательном порядке требуется электричество (подается исключительноспециализированными компаниями), водопровод или скважина, канализация (если имеетсявозможность её проведения), отопление (печное или газовое).
Возведениевременного объекта за средства маткапитала не допускается. Дом может быть деревянным, каркасным или кирпичным, но именно жилым.
На данный момент использование сертификата в плане недвижимости разрешается лишь наулучшение условий проживания. Вложитьденьги в покупку земли нельзя. Исключением будет лишь ситуация, когдаприобретается участок с расположенным на нём жилым объектом, при условии егосоответствия требованиям.
Строительство за средства с сертификата разрешаетсяпри условии, что земля относится к категориям:
- дляведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
- дляиндивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Закон непредусматривает расходование материнского капитала на строительство дач,садовых домиков на дачных участках или в СНТ.
Как потратить деньги, не дожидаясь 3 лет
Без ипотеки маткапитал можно использовать лишь спустя три года, после рождения/усыновлениявторого или последующих детей. Деньги из ПФР расходуются напрямую, безпосредников.
Единственныйспособ потратить деньги до 3 лет, направить их на погашение ипотечного кредита.Заем оформляется в банке или кредитно-потребительском кооперативе. Ранее вчисло финансовых учреждений, имеющих право выдавать такие ссуды, входили и МФО.
Но в настоящее время привлекать их для использования средств маткапиталанезаконно. При этом требования, выдвигаемые к объекту недвижимости пенсионнымфондом, сохраняются.
Если строение им не соответствует, ПФР имеет правоотказать в расходовании субсидии.
Оформить сделку можно не только через Сбербанк, а через любое финансовоеучреждение, принимающее семейный капитал для погашения ипотечного займа. Однакок выбору следует относиться предельно внимательно, остановившись на банках иКПК. Это убережет заявителя от участия в мошеннических сделках снедобросовестными организациями.
Компенсацияза уже возведенную постройку
Еще один способ использовать государственную субсидию– получить компенсацию за расходы на частный дом, который уже построен.Единственное условия – строение должно быть возведено после января 2017 года.
Порядок действий для получения компенсации:
- подготовитьдокументы, которые обоснуютпроизведённые расходы (чеки на материалы, готовый проект, договоры напривлечение подрядчиков);
- оформитьобъект в совместную собственность на всех членов семьи;
- подготовитьиные бумаги – разрешение на строительство, документ о владении участком,паспорта родителей и свидетельства о рождении детей.
Правом могут воспользоватьсявсе лица, которые построили дом соответствующий требованиям пенсионного фонда.Иначе реализовать возмещение затратне получится.
Использование маткапитала без ипотеки
Строительство может быть произведено двумя способами:
- своимисилами;
- подрядчиками, строительно-ремонтнымиорганизациями, имеющими соответствующее разрешение.
В зависимости от выбранного способа отличаетсяпорядок действий и выплаты субсидии, несколько различен и пакет документов.
Строительство своими силами
Если дом стоится своими руками, без привлечениясторонних организаций, средства ПФР перечисляет в два этапа:
- Первая выплата может достигать 50% от остатка материнского капитала. ПФР выдает деньги в срок до двух месяцев с момента оформления распоряжения.
- Вторую часть перечисляют не раньше, чем через полгода с момента получения первой. Но требуется подтвердить, что строительство дома идёт по намеченному плану и работы реально осуществляются.
Чтобы получить первую часть денег, необходимопредоставить:
- разрешениена строительство объекта;
- сертификатна материнский капитал (оригинал и копия);
- бумаги,доказывающие право на участок;
- банковскиереквизиты, на которые ПФР переведет деньги;
- нотариальнозаверенное обязательство об оформлении жилого дома в собственность на всехчленов семьи.
Предварительно нужно рассчитать, какая часть требуется для первого этапа строительства,а также подготовить распоряжение о перечислении средств для ПФР.
Вторую долю средств отделение пенсионного фондавыдает, после предоставления вновь составленного заявления о расходованиисубсидии (на оставшуюся долю), а также документального подтвержденияфактического проведения строительных, монтажных, ремонтных работ, закупкиматериалов.
Во избежание мошенничества со стороны заявителя, сотрудники ПФРмогут самостоятельно явиться на место, где возводится здание, посмотретьналичие стройматериалов, изучить деятельность подрядчиков.
Поэтому нерекомендуется привлекать организации, не имеющие разрешение на проведениестроительно-ремонтных работ.
Найм подрядных организаций
Если для возведения частного дома заявительпривлекает специализированные компании, средства могут быть перечислены на счётфирмы не двумя, а одним платежом. Но потребуется оформить соглашение состроительно-ремонтной компанией.
Пакет бумаг, требуемых для получения денег:
- заявление о распоряжении средствами;
- договор на осуществление работ силами подрядчика;
- банковские реквизиты компании, на которые будетосуществляться перевод;
- документы на землю.
Как уже было сказано, без ипотеки распоряжатьсясредствами можно после исполнения ребёнку трёх лет. Чтобы потратить деньгираньше, потребуется оформление целевогокредита либо займа.
В последнемслучае кредитор, например банк, производит оплату подрядчику, а ПФРвпоследствии перечислит деньги банку. Схема вполне законная, но если суммаипотечного кредита превышает остаток средств на счете в ПФР, то заявителюпотребуется подтвердить трудоустройство и заработок.
Единственный недостатокспособа – оплата начисляемых банком процентов. Это увеличит общие расходы.
Реконструкция или достройка частного дома
Улучшение жилищных условий также предполагает реконструкциюили достройку частного дома. На этицели средства МСК тратить разрешено на общих условиях.
Но здесь важную роль играет такое понятие,как учётная норма площади, котораябудет отличаться для разных регионов. В среднем она равна 14 метрам.
Пенсионныйфонд согласится на использование сертификата, если квадратная площадь жилья последостройки или реконструкции будет увеличена.
Процедура получения и использования денег аналогичнапокупке дома или строительству. Если заявитель проводит работы собственнымисилами, то перечисление средств производится в два этапа. Первая часть поступитпосле утверждения проекта, для получения второй следует обратиться в отделениепенсионного фонда, предварительно оформив акт, подтверждающий изменение площадидома в большую сторону.
Государственная субсидия для семей частоиспользуется, чтобы осуществить постройкусобственного дома. Законодательразрешает такой шаг, так как он позволяет улучшить жилищные условия семьи, в том числе – детей. Работымогут проводиться собственными силами или с привлечением специализированныхорганизаций – подходящий вариант родители выбирают самостоятельно.
Компенсация за строительство дома материнским капиталом в 2020 году: условия использования
от Яганова Юлия
Семьи, имеющие право на использование сертификата МКП, вправе компенсировать затраты на строительство или реконструкцию частного дома. Для этого объект должен соответствовать условиям предоставления сертификата и введен в эксплуатацию после того, как ПФР одобрит использование МКП.
Можно ли получить компенсацию за строительство
Закон № 256-ФЗ предусматривает, что средствами МКП можно оплатить покупку или строительство жилого дома. Пункт 1.3 ст.
10 закона разрешает направить выплату получателю и в качестве компенсации затрат на строительство уже готового жилья, но только если право собственности на жилище зарегистрировано после вступления в силу закона № 256-ФЗ.
Можно компенсировать затраты на реконструкцию объекта, если она была проведена после вступления в силу закона, вне зависимости от даты возникновения права собственности на недвижимость.
Законодательство на 2020 год
Порядок распоряжения средствами мат. капитала регулируется следующими нормативно-правовыми актами.
Требования к дому и земельному участку
Чтобы использовать сертификат для возвращения материальных затрат, объект недвижимости должен соответствовать следующим условиям:
- дом построен либо реконструирован не ранее 2007 года включительно;
- строительство закончено (возведены фундамент и стены, установлена кровля);
- располагается в российском населенном пункте;
- имеет статус жилого помещения, подтвержденный правоустанавливающими документами;
- состоит максимум из 3 этажей.
Если компенсируется реконструкция жилого дома, то необходимо подтвердить, что после нее жилая площадь объекта увеличена не менее, чем на размер учетной ставки, действующей в субъекте РФ.
Определенные требования установлены и к земельному участку, на котором расположено строение:
- участок находится в РФ на территории населенного пункта;
- располагается на земле под ИЖС;
- получатель сертификата оформил право пользования землей (право собственности, безвозмездного или постоянного пользования, аренды).
Подготовка документации и оформление заявки
Для оформления заявки на получение капитала соискатель должен предоставить в местное отделение ПФР пакет документов.
-
выписку из ЕГРН о праве собственности на дом на имя заявителя или супруга, где отражена дата наступления права владения при строительстве — не ранее 01.01.
Если заявитель не предоставил правоустанавливающие документы лично, то отделение ПФР может самостоятельно запросить сведения в Росреестре или муниципальных органах.
При оформлении компенсации за реконструкцию объекта недвижимости понадобится документальное подтверждение выполнения работ. Акт освидетельствования оформляется органом, выдавшим разрешение на строительство (реконструкцию).
Как правило, им является местный муниципалитет.
Перечень дополнительных документов, которые понадобятся для оформления мат. капитала, зависит от того, были ли работы выполнены подрядчиком или самим собственником объекта.
Использование подрядчика
Если для проведения работ была нанята подрядная организация, то нужно предоставить договор подряда, а также акты выполненных работ по установленным законодательством формам.
Строительство собственными силами
При самостоятельной постройке необходимо предоставить в отделение ПФР подтверждение денежных расходов: товарные и кассовые чеки, накладные. Если на покупку стройматериалов оформлялся кредит, то нужно предоставить действующий кредитный договор.
Размер выплат и порядок использования
Право на получение сертификата возникает с момента рождения второго ребенка, но подать заявление на возмещение средств можно лишь через 3 года после родов. Исключением являются случаи, когда компенсируются кредитные обязательства, связанные со строительством дома. В таком случае подавать заявление можно сразу после родов.
Получатель сертификата вправе вернуть часть средств или всю сумму МКП. На 2020 год она составляет 466 617 руб. С этого же года планируются изменения в законодательстве, изменяющие правила начисления маткапитала.
Первоначальная сумма будет выплачиваться за рождение первого ребенка. После рождения второго соискатель получит дополнительные 150 000 руб.
Тем семьям, которые ранее не пользовались сертификатом, с 2020 года за рождение второго ребенка в семье будет выплачиваться обща сумма в размере 616 617 руб.
При использовании субсидийных средств на компенсацию затрат по строительству вся сумма выплачивается единовременно. Срок перечисления денег — 2 месяца с момента обращения заявителя, из которых первый месяц уходит на рассмотрение заявления и вынесение решения, второй месяц — непосредственно на перечисление средств.
Трудности и ошибки
При требовании возместить средства на строительство жилого дома, получатели государственной поддержки допускают ошибки и встречают препятствия при возврате денег.
Чтобы не было недопониманий с законом представлены четыре главных препятствия:
-
Зависимость от даты возникновения права собственности. Выплату нельзя направить на возмещение затрат по возведению дома, право собственности на который было оформлено раньше, чем был рожден второй ребенок. Но согласно п. 2 ст.
10 закона № 256-ФЗ, средства разрешено направить на оплату обязательств, возникших ранее. К числу таких относится рассрочка платежа. Если семья для строительства жилого помещения брала кредит на стройматериалы или оплату работ подрядной организации, то ПФР должен компенсировать эти суммы, даже если дом был сдан раньше, чем возникло право на МКП.
Согласно требованиям закона № 256, владельцы субсидий не вправе компенсировать средства, затраченные на покупку дома, осуществленную в период действия программы материнского капитала, так как возмещение положено только за строительство жилого дома.
Советы адвокатов
Юристы, имеющие обширную практику по делам, связанным с материнским капиталом, составили рекомендации для семей, планирующих получить возмещение затрат.
-
Во время строительства необходимо сохранять все чеки на покупку стройматериалов и акты выполненных работ, составленные подрядными организациями.
Поэтому многие юристы советуют не оформлять право собственности на построенный дом, если в семье планируется пополнение, влекущее возникновения права на маткапитал. Семья вправе построить дом и раньше, а вот оформить право владения на ИЖС выгоднее после рождения второго ребенка. Тогда семья сможет компенсировать затраты на строительство сертификатом МКП.
Возмещение затрат на строительство частного дома средствами маткапитала возможно, но при соблюдении семьей нескольких важных условий. Самым важным из них считается оформление права собственности на дом уже после того, как семья получила право на гос. поддержку.
Источник: actlawyer.ru
Субсидии на возмещение затрат
Учет бюджетных субсидий, полученных в возмещение ранее произведенных расходов
В 2008 г. строительная компания заключила договор лизинга экскаватора и автокрана. В 2009 г. договор был исполнен, техника выкуплена и поставлена на баланс стройфирмы. В сентябре 2010 г. организация приняла участие в программе Министерства поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области (Постановление Правительства Нижегородской области от 28.06.2010 N 379 «О предоставлении в 2010 г. субсидии на возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат на уплату первого взноса (платежа) при заключении договора лизинга оборудования»), в рамках которой министерство возместило строительной компании первый лизинговый платеж по указанному договору лизинга на общую сумму 2 млн руб. В октябре 2010 г. денежные средства получены на расчетный счет фирмы.
Каким образом необходимо отразить это возмещение в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли восстановить ранее принятый к вычету НДС по первому лизинговому платежу?
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет государственной помощи, предоставляемой в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» . Согласно п. 7 этого документа указанные виды финансовой помощи следует рассматривать как средства целевого финансирования. При этом возможны два варианта признания бюджетных средств:
- по мере их фактического получения (при получении целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств);
- по мере возникновения целевого финансирования (отражается задолженность по этим средствам).
Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
В соответствии с п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Бюджетные средства, предоставленные в порядке финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п. 10 ПБУ 13/2000), то есть предполагается запись Дебет 76 Кредит 91-1. Однако, на наш взгляд, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому считаем целесообразным сделать в бухгалтерском учете строительной компании следующие проводки:
- Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность по выделенным из бюджета денежным средствам;
- Дебет 86 Кредит 91-1 — увеличены прочие доходы строительной компании (на дату принятия решения о выделении компенсации);
- Дебет 51 Кредит 76 — на расчетный счет поступили денежные средства в счет возмещения платежа по договору лизинга.
Налогообложение прибыли
При определении объекта обложения налогом на прибыль учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Примечание. Данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться (Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573).
Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ и является исчерпывающим. Рассматриваемые субсидии в ст. 251 НК РФ не поименованы. Одновременно п. 8 ст.
250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст.
Налоговые последствия при получении бюджетных субсидий
78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидия носит безвозмездный характер и отвечает требованиям п. 8 ст. 250 НК РФ.
Таким образом, предоставленная строительной компании субсидия на возмещение затрат на уплату первого взноса по договору лизинга должна включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на дату поступления денег на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Данные выводы подтверждаются разъяснениями финансового ведомства (Письма от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63).
Обратите внимание! Минфин придерживается следующей позиции: полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (Письмо от 14.08.2009 N 03-03-05/156).
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров, работ, услуг (в том числе на безвозмездной основе), а также передача имущественных прав;
- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Так как рассматриваемый вид субсидий с операциями по реализации товаров (работ, услуг), передачей имущественных прав не связан, можно сделать вывод, что полученные субсидии включать в налоговую базу по НДС не нужно. В Письмах от 01.04.2009 N 03-07-11/98 и от 15.02.2008 N 03-07-11/64 Минфин подтверждает данную позицию, указывая, что если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства обложению НДС не подлежат.
С учетом того, что строительная компания получает возмещение первого лизингового платежа, включая НДС, и налог ранее был принят к вычету, напрашивается вопрос о необходимости восстановления такого НДС. Прямых указаний на это гл. 21 НК РФ не содержит (случаи, при которых налогоплательщик обязан восстановить налог, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ и приведенный в нем перечень является исчерпывающим). Мнение контролирующих органов по данному вопросу достаточно противоречиво.
В Письмах Минфина России от 21.10.2009 N 03-07-11/260, от 31.08.2009 N 03-07-14/91 указывается, что НДС, оплаченный за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, к вычету принимать не следует, а ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению. Обосновывается такая позиция тем, что если налогоплательщик не восстановит ранее принятый к вычету НДС, то возмещение налога из федерального бюджета будет двойным: первый раз — в виде вычета по НДС в порядке, установленном ст. ст. 171, 172 НК РФ, второй раз — в виде субсидии, полученной налогоплательщиком из федерального бюджета. Аналогичное мнение высказано финансистами в Письмах от 15.02.2008 N 03-07-11/64 и от 01.04.2009 N 03-07-11/98. Вместе с тем финансовое ведомство указывает, что суммы НДС, оплаченные за счет бюджетов субъектов РФ, восстановлению не подлежат (Письмо от 21.10.2009 N 03-07-11/260 и др.).
Арбитражные суды при рассмотрении таких налоговых споров (в том числе и в части субсидий, полученных из федерального бюджета) встают на сторону предприятий. Например, в Постановлении ФАС УО от 14.02.2008 N Ф09-307/08-С2 в отношении субсидий, полученных организацией на возмещение расходов по приобретению основных средств, товарно-материальных ценностей и услуг производственного характера, суд не нашел оснований для восстановления к уплате в бюджет НДС, принятого к вычету до получения субсидии. Схожие выводы содержат Постановления ФАС ЗСО от 21.10.2009 N А45-21598/2008, ФАС ЦО от 09.09.2008 N А54-4354/2007, ФАС ПО от 18.06.2009 N А72-8645/2008, ФАС ДВО от 13.02.2008 N Ф03-А73/07-2/6343 и др.
Исходя из изложенного, по мнению автора, у строительной компании не возникает обязанности:
- включать полученную субсидию в налоговую базу по НДС, так как денежные средства не связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг);
- восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету с лизингового платежа.
Отстаивая эту позицию, организация может использовать следующие аргументы. Во-первых, п. 3 ст. 170 НК РФ не содержит прямых указаний на необходимость восстановления НДС в рассматриваемом случае. На момент принятия налога к вычету требования ст. ст. 171, 172 НК РФ были выполнены и строительной компанией НДС принят к вычету правомерно.
Во-вторых, организация получила субсидию из бюджета субъекта РФ, а в своих разъяснениях Минфин связывает обязанность по восстановлению НДС с получением субсидий из федерального бюджета.
В-третьих, имеющаяся арбитражная практика подтверждает право налогоплательщика на вычет НДС даже в случаях, когда субсидии выделены из федерального бюджета.
И в заключение следует отметить, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учет субсидий
В соответствии с основной деятельностью АУ (деятельностью, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых учреждение создано) учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание. В свою очередь, АУ согласно этому заданию осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
При этом финансовое обеспечение выполнения задания — обязанность учредителя, которую он осуществляет путем выделения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. На каких счетах бухгалтерского учета подлежат отражению полученные субсидии? Почему они не учитываются в целях налогообложения прибыли? Надо ли субсидии, не использованные при выполнении задания, включать в налоговую базу по налогу на прибыль?
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления АУ:
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях на учредителя также возлагается финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со следующего года финансовое обеспечение выполнения задания будет осуществляться с учетом расходов на проведение мероприятий, направленных на развитие учреждений, перечень которых будет определяться учредителем либо органом, осуществляющим его функции и полномочия.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Что такое задание? Согласно ст. 6 БК РФ государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (п. 2 ст. 69.2 БК РФ в редакции, действующей до 01.01.2011).
Со следующего года формулировка указанного пункта поменяется: показатели государственного (муниципального) задания будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Бюджетными признаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, задание — это, по сути дела, обязательство публично-правового образования (учредителя) выделить АУ субсидии из соответствующего бюджета, которое (обязательство) закрепляется в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий, заключаемом между учредителем и учреждением.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- порядок оказания соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
Следовательно, в задании определяется, какого качества и в каком количестве (объеме) АУ должно оказать государственные (муниципальные) услуги (выполнить работы). При этом, если услуги (работы) будут оказываться (выполняться) в пользу определенных категорий физических или юридических лиц, таковые обозначаются в задании. Отсюда следует, что АУ в рамках выполнения задания должно оказать услуги (выполнить работы) в пользу третьих лиц. Само задание, а равно соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий, не является гражданско-правовой сделкой, в рамках которой оказываются услуги (выполняются работы).
Субсидии в бухгалтерском учете
В первую очередь определимся, являются ли субсидии доходом. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99 «Доходы организации» . Некоммерческие организации в соответствии с данным Положением признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. По мнению автора, для автономных учреждений требования ПБУ 9/99 актуальны в случае осуществления любой деятельности, приносящей доход. Доходами организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
В рамках выполнения задания учредителя АУ может оказывать услуги (выполнять работы) конкретным потребителям бесплатно либо частично за плату. Считаем, что АУ занимается деятельностью, приносящей доход, только когда услуги (работы) оказываются (выполняются) частично на платной основе. Субсидии, выделяемые учредителем, направляются на компенсацию расходов, а не на оплату услуг (работ), поэтому в состав доходов включается выручка, равная величине денежных средств, поступающих от потребителей, либо дебиторской задолженности этих потребителей.
Для отражения в бухгалтерском учете движения субсидий рекомендуем использовать счет 86 «Целевое финансирование». Согласно Инструкции по применению Плана счетов данный счет применяется для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Именно на этом счете следует отражать средства, которые можно использовать только по целевому назначению. Поскольку субсидии выделяются на принципах авансирования, их поступление советуем отражать проводкой Дебет 51 Кредит 86.
Если же учредитель будет запаздывать с перечислением субсидий, а АУ начнет выполнять задание, можно сформировать задолженность учредителя записью Дебет 76 Кредит 86, в этом случае при поступлении субсидий появится проводка Дебет 51 Кредит 76. Использование субсидий по целевому назначению нужно отражать в бухгалтерском учете по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом соответствующего счета учета затрат. На каком счете подлежат накоплению затраты, возникающие в рамках выполнения задания, следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Как правило, это счет 20 «Основное производство», к которому можно открыть специальный субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». В случае покупки за счет субсидий основных средств или нематериальных активов использование субсидий отражается проводкой Дебет 86 Кредит 83.
Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Субсидии в налоговом учете
В целях налогообложения прибыли доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Исключение составляют только доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Нас интересует пп.
14 п. 1 этой статьи, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий АУ. Получается, одним из признаков целевого финансирования является определение направления расходования средств такого финансирования лицом (физическим или юридическим), передающим средства, либо федеральным законом (Постановление ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А56-47238/2008). В нашем случае о том, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания, сказано в п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях. При этом порядок финансового обеспечения выполнения задания определяется:
- Правительством РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- местной администрацией — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Расходы, осуществляемые за счет субсидий, также не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Основание — п. 17 ст. 270 НК РФ, в силу которого в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Из этих двух норм, как отметили судьи ФАС ВВО в Постановлении от 14.01.2008 по делу N А43-4006/2007-34-88, следует, что средства целевого финансирования — это имущество, полученное и использованное по указанному источником средств назначению. Такие средства налогообложению не подлежат.
Автономные учреждения должны помнить о необходимости ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Учтите, абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ в отношении субсидий, выделенных АУ учредителем, не работает. Объясним.
В указанном абзаце зафиксировано, что к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Что касается бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ. Относятся ли субсидии, выделяемые АУ, к бюджетным средствам? Как таковое определение субсидий в настоящее время в Бюджетном кодексе отсутствует.
Порядок предоставления субсидий возмещение затрат
Ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ). Бюджетными ассигнованиями признаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). Исходя из этого, сделать однозначный вывод о том, что субсидии — это бюджетные средства, не представляется возможным.
В то же время к бюджетным ассигнованиям среди прочего относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (ст.
69 БК РФ). А бюджетными инвестициями являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).
По аналогии, считаем, поскольку субсидии выделяются из соответствующего бюджета, их можно назвать бюджетными средствами. Тем более что до того, как ст. 6 БК РФ была изменена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, вступившим в силу с 28.04.2007, субсидиями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В последующем формулировки Бюджетного кодекса изменились, а Налогового — нет.
Следовательно, субсидии не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль на основании абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ как использованные не по целевому назначению. Поэтому налоговым органам нет смысла проверять использование полученных субсидий по назначению.
Они этим и не занимаются, тем более что АУ не отражают в листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» налоговой декларации по налогу на прибыль данные по субсидиям. Об этом сказано в п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приведен в Приложении 2 к Приказу Минфина России от 05.05.2008 N 54н).
Про остаток субсидий
Автономное учреждение вправе расходование субсидии осуществлять самостоятельно. Это означает, что структуру расходов, производимых за счет субсидий, и сроки их возникновения определяет не учредитель (как в случае с бюджетным учреждением, которое финансируется по смете расходов), а АУ.
В то же время понятно, что субсидии должны быть направлены на компенсацию расходов, возникающих в рамках выполнения задания. Однако, поскольку размер субсидий определяется исходя из нормативных затрат, вполне вероятна ситуация, что фактические расходы не совпадут с суммой выделенных субсидий.
В связи с этим учредитель АУ может установить, куда следует направлять субсидии, не использованные на выполнение конкретного задания (но при условии фактического исполнения задания в полном объеме). Их возврат обратно в бюджет не соответствует духу свободы, предоставленной АУ, для последних главное — выполнить задание качественно и в полном объеме.
Тем более что сокращение размера субсидии возможно в строго определенных случаях. Так, в п. 2.2.4 Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423, указано, что учредитель вправе сократить размер субсидии или потребовать частичного либо полного возврата предоставленной субсидии в двух случаях. Во-первых, если учреждение фактически исполнит задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием. Во-вторых, если оказанные в рамках реализации задания услуги (выполненные работы) не будут соответствовать качеству, определенному в задании.
Причем в течение года объем субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, не может быть сокращен, если только не будет изменено задание. Со следующего года это будет вытекать из нового п. 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.
В то же время субсидии — целевые средства, поэтому представляется целесообразным использование их остатка на выполнение нового задания или решение иных задач, связанных с осуществлением основной деятельности учреждения. При этом, дабы целевое назначение было соблюдено, учредителю следует при формировании задания включить в него условие о том, что делать с субсидиями, не израсходованными в рамках этого задания. Иначе сам же учредитель может посчитать, что субсидии использованы не по целевому назначению, и потребовать их возврата в бюджет.
Источник: obd2bluetooth.ru