Комплексные системы безопасности совмещают в себе множество различных функций и позволяют снизить затраты на охрану объектов и обеспечение важных бизнес-процессов. Что они собой представляют и как могут вам помочь, мы расскажем в этой статье.
Элементы и функции системы безопасности
Безопасность вашей организации, компании, офиса, производственного или иного помещения обеспечивается целым комплексом мер. К важной составляющей выявления угроз и их нейтрализации относятся системы безопасности. Они необходимы на любом коммерческом объекте, а в особенности на заводах и промышленных предприятиях, в банках и финансовых организациях, в торговых точках, в образовательных, медицинских и государственных учреждениях, в телекоммуникационных, энергетических и нефтегазовых компаниях. Системы безопасности обеспечивают стабильность работы организации, выполняя различные функции защиты и контроля.
Для чего они нужны и с какими задачами справляются?
В первую очередь — это охрана организации от внешних и внутренних угроз таких, как:
Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности, нефтегазового сектора и энергетики
- попытка хищения имущества или коммерческой тайны;
- подрыв деловой репутации компании;
- перехват управления;
- материальный ущерб;
- возникновение пожара, аварии и других опасных для жизни и здоровья людей ситуаций.
Именно системы безопасности способны справиться с предупреждением подобных угроз, обеспечивая контроль доступа на территорию предприятия и охраняемые объекты, мониторинг ситуации в режиме реального времени и принятие срочных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основные системы безопасности
Для обеспечения полной безопасности в организациях устанавливаются системы контроля доступа и сканеры безопасности, системы сигнализации и видеонаблюдения, системы противопожарной защиты, а также применяются другие методы.
Системы контроля доступа
Контроль доступа — это первое, о чем должно позаботиться любое предприятие. Независимо от величины вашего объекта, вы можете сократить расходы на обычную охрану, установив современную систему контроля доступа. Ограничивать доступ можно как в целом на объект, так и в отдельные его помещения (например, в сейфы), а также на парковки. Для этого, согласно ГОСТ Р 51241-2008, используются:
- Ограждающие устройства (шлагбаумы, турникеты, дорожные блокираторы, шлюзовые кабины и т.д.);
- Пропускная система или устройства ввода идентификационных признаков (в том числе — системы распознавания номеров автомобилей, управления передвижения транспортных средств и 3D-распознавание лиц);
- Устройство управления , защищенное от несанкционированного доступа.
Система контроля доступа особенно необходима в финансовых организациях, банках, учебных и государственных учреждениях, на предприятиях, на режимных и военных объектах. Считывателями и преграждающими устройствами необходимо оборудовать главные и служебные входы, КПП, помещения, в которых хранятся материальные ценности и где работает руководство. При этом общий допуск в здание может осуществляться по одному признаку, а доступ в другие зоны (сейфы, хранилища и т.д.) — как минимум по двум признакам.
Комплексная безопасность в строительстве. Опыт НИУ МГСУ
В местах большого скопления людей также применяются сканирующие устройства — например, сканеры безопасности Safety System . Это оборудование, которое позволяет ускорить процесс досмотра большого количества людей на вокзалах, в аэропортах, в крупных торговых центрах, на массовых мероприятиях.
Современные технологии эффективно использовать и на платных или закрытых парковках. Для этого применяется, в том числе, оборудование по мониторингу свободных мест и платежные системы.
Ведущими мировыми производителями систем контроля доступа и отдельных направлений в области биометрического контроля считаются Apollo, Assa Abloy, Artec Group, Cognitech, Bosch Security AG, Nedap AVI, Siemens, Schneider Electric, Honeywell Security и другие.
Системы видеонаблюдения
Системы видеонаблюдения или охранного телевидения позволяют следить за разными объектами и территориями. Видеонаблюдение эффективно и в контроле многоэтажных помещений, административных зданий, и на больших производственных площадях до 300 тысяч кв. м. Кроме того, они помогают отслеживать прилегающие территории. Главная задача таких систем — контроль ситуации. В случае получения тревоги именно видеонаблюдение позволяет определить характер и место нарушения и принять оптимальные меры.
Особенно актуальны системы видеонаблюдения в банках, пунктах обмена валют и других финансовых организациях, а также в ювелирных и оружейных магазинах.
В состав системы охранного телевидения, согласно ГОСТ Р 51558-2000, должны входить:
- телевизионная камера;
- видеомонитор;
- источник электропитания;
- линия передачи.
На некоторых системах могут быть дополнительные функции (например, датчики движения).
Системы видеонаблюдения обязательно размещаются у главного и служебного входов, на КПП, на периметре территории, в помещениях, где хранятся материальные ценности и в коридорах, по которым происходит перемещение материальных ценностей.
К камерам, размещенным в разных точках, предъявляются свои требования. Так, например, камеры на улицах должны иметь герметичные термокожухи, козырьки, защищающие от солнца, и должны быть поставлены так, чтобы лучи солнца не попадали в объектив.
Ведущие зарубежные компании, занимающиеся изготовлением систем видеонаблюдения, — Axis Communications, Dallmeier Electronics AG, Bosch Security AG, Schneider Electric, Samsung, ISS, ITV, Milestone и другие.
Системы сигнализации
Существуют различные виды систем сигнализации. К ним относятся, в частности:
Охранная сигнализация . Говоря о сигнализации, чаще всего имеют в виду именно охранную сигнализацию, которая используется для защиты периметра территорий и открытых площадок, зданий, помещений, отдельных предметов. Защита периметра и помещений имеет некоторые различия и свои особенности:
- При установке сигнализации по периметру важно учитывать такие факторы, как рельеф местности, предполагаемые угрозы, тип ограждения, зона отторжения, помеховая обстановка, протяженность территории и ее укрепленность. Такая сигнализация размещается на ограждениях, зданиях, специальных столбах или стойках. При этом вся территория делится на участки, основные ворота считаются отдельным участком.
- Что касается защиты внутренних помещений, то здесь сигнализацию необходимо ставить в зонах, где хранятся и по которым перемещаются материальные ценности, а также в уязвимых местах — окна, двери, вентиляционные люки.
Есть еще один вид охранной сигнализации — тревожная, которая активизируется при помощи человека, оказавшегося в ситуации угрозы. Такая «тревожная кнопка» обязательно должна быть в хранилищах, сейфах, в помещениях для хранения оружия и боеприпасов, в торговых точках и пунктах обмена валют на рабочих местах кассиров, в кабинете бухгалтера и руководителя, на постах охраны, у всех входов в здание.
Тревожная сигнализация может быть ручной и ножной и должна размещаться в незаметных обычным посетителям местах. Зоны, связанные с финансовыми операциями, помимо тревожной кнопки, должны быть оснащены «ловушками», которые включаются без участия персонала при попытках завладеть материальными средствами.
Сигнализация для маломобильных групп населения . Необходимость создания сигнализации для маломобильных групп населения во всех административных и общественных зданиях предусмотрена СП 59.13330.2012. Системы предупреждающей и аварийной сигнализации должны быть представлены звуковыми и световыми устройствами и охватывать специальные безопасные зоны и санузлы, доступные для маломобильных групп населения (МГН). Для каждого объекта согласно его функциональному назначению существует свой перечень мер и необходимых средств сигнализации, которые перечислены в указанном выше своде правил.
Системы сигнализации и связи для МГН создаются на базе оборудования известных производителей — Zenitel, Intercall .
Автоматическая пожарная сигнализация . Основная задача пожарной сигнализации — выявление возгорания и оповещение об опасности. Существуют различные типы извещателей: дымовые, пламени, тепловые, дифференциальные, аспирационные. Их выбор зависит от возникновения предполагаемой угрозы. Соответственно, каждый из них будет срабатывать при появлении характерного признака: превышение предельного значения температуры, появление газа, дыма или открытого пламени. Для повышения точности и надежности определения опасного фактора рекомендуется использовать комбинированные (или мультикритериальные) пожарные извещатели.
Требования к обеспечению противопожарной безопасности объектов содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ и сводах правил к нему. В последних подробно прописаны особенности и требования к размещению различных видов извещателей. В частности, отмечено, что в гостиницах, лечебных и образовательных учреждениях, в торговых помещениях, в музеях и картинных галереях, в читальных залах рекомендуется размещать дымовые пожарные извещатели, питаемые по шлейфу.
Передовым решением на сегодняшний день считается аспирационная система — то есть оснащенная инструментами раннего обнаружения дыма. Это особенно актуально в помещениях с сильными воздушными потоками (например, серверные и машинные залы ЦОД).
Для соблюдения правил пожарной безопасности также необходимо установить системы оповещения при пожаре и системы пожаротушения.
Системы оповещения при пожаре и системы пожаротушения
Главная задача любой системы оповещения — оперативно информировать людей о возникшей нештатной ситуации и осуществлять координацию их действий по выполнению эвакуации с опасного объекта. Это может быть подача звуковых и/или световых сигналов и трансляция речевой информации о характере опасности и путях эвакуации. В течение всего времени эвакуации должно работать аварийное освещение.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны создаваться согласно требованиям СП 3.13130.2009.
Необходимым элементом противопожарной защиты зданий и сооружений являются автоматические установки пожаротушения и пожарной автоматики. Выбор типа применяемой установки пожаротушения осуществляется на этапе разработки проектной документации и зависит от ряда критериев, которые приведены в нормативной документации.
Основные типы пожаротушения — водяное, газовое, аэрозольное, порошковое, тонкораспыленной водой. Если в помещениях расположено дорогостоящее оборудование, то рекомендуется установить газовое пожаротушение, которое сохранит работоспособность защищаемого оборудования и обеспечит защиту помещения в целом.
Для этих целей используется оборудование не только мировых, но и отечественных производителей: «Пожтехника», «Артсок», НПФ «СТД», «Сталт» и других.
Как видите, систем безопасности очень много и каждая решает важные для жизни и здоровья людей и защиты объекта задачи. Поэтому эффективнее всего использовать комплексный подход, когда проектированием, монтажом и обслуживанием всех систем занимается одна компания, обеспечивая целый комплекс мер.
Преимущества комплексного подхода
Как уже было сказано, при организации системы безопасности и доступа эффективнее использовать именно комплексный подход. Проще говоря, если вы поставите даже нескольких охранников на входе и внутри здания, то не сможете обеспечить 100% безопасность вашего предприятия. Важно организовать защиту и контроль на всех уровнях, и комплексный подход позволяет сделать это максимально успешно.
Вот только некоторые его преимущества:
Интегрированность . Все системы безопасности при комплексном подходе связаны между собой. Таким образом создается интегрированная среда обмена сигналами между различными элементами. Все системы работают в комплексе, выполняя одновременно функции контроля, сдерживания, обнаружения опасности, ее оценки и реагирования на нее, обеспечивая защиту сразу по нескольким направлениям.
Надежность . В основе комплексного подхода — грамотное проектирование и продуманность всех деталей. Вы не упустите ни одной важной составляющей. Из работы исключается человеческий фактор (усталость, невнимательность), поэтому такой подход обеспечивает высокий уровень надежности и защищенности.
Оперативность . Комплексный подход позволяет добиться высокой скорости передачи данных даже в том случае, если разные системы защиты будут срабатывать одновременно. Моментальное реагирование — залог вашего спокойствия.
Система безопасности необходима практически каждому современному предприятию. Грамотное проектирование таких систем позволяет реализовать целый ряд возможностей, не выходя за рамки отведенных бюджетов. Проект должен предусматривать возможное расширение площадей и введение в систему новых элементов.
Источник: www.kp.ru
Комплексная безопасность в строительстве это
Вопросы комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности (по материалам проекта свода правил «Здания и комплексы высотные»)
Авторы:
А.В. Зоткин — Проректор АНО ДПО Университет Комплексных Систем Безопасности; О.М. Любимова, к.т.н. Ректор АНО ДПО Университет Комплексных Систем Безопасности; Г.Г. Соломанидин, д.т.н., профессор, Проректор АНО ДПО Университет Комплексных Систем Безопасности, Главный ученый секретарь Всемирной академии наук комплексной безопасности (ВАН КБ),
Акционерное общество «ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий» в соответствии с Планом, утвержденным приказом Минстроя России [1], разработал проект Свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования».
Разрабатываемые в упомянутом проекте Свода правил единые нормативные требования обеспечат практическое выполнение и содействие соблюдению требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» в области высотного строительства, позволят уйти от практики принятия проектных решений по ряду принципиальных вопросов (в том числе комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и т.п.) на основании частного опыта разработчиков СТУ, проектировщиков, или требований заказчика, мотивированных неоправданной экономией средств, что позволит снизить риски аварий и иных отрицательных последствий реализации угроз, влекущих за собой значительные убытки как частных инвестиционных, строительных и эксплуатирующих высотные здания компаний, так и города в целом.
Впервые в практике нормирования градостроительного проектирования отдельный раздел «Мероприятия по обеспечению требований безопасности» появился в составе МГСН 4.19-2005. Они были утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 №1058-ПП.
В дальнейшем, применение положений раздела «Мероприятия по обеспечению требований безопасности» МГСН 4.19-2005, позволило получить положительные результаты в данной области. Правительством Москвы в 2005 году была создана Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений города Москвы (МВК) [2], которой было поручено осуществлять координацию, согласование и контроль разработки и реализации мероприятий по проведению единой политики города в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных, уникальных и экспериментальных зданий и комплексов.
Большая заслуга Межведомственной комиссии заключается в том, что в Москве был наработан и реализован механизм применения требований безопасности к объектам повышенного уровня ответственности.
Основа существующего механизма следующая:
— на каждый проектируемый объект разрабатывались Специальные Технические Условия (СТУ), в которых с учетом его индивидуальных особенностей задавались уровни воздействия угроз различного характера, в том числе террористического, а также требуемые меры, которые необходимо реализовать на уровне градостроительных, архитектурных, объемно-планировочных, конструктивных, технологических проектных решений для противодействия указанным угрозам;
— в составе проектной документации разрабатывался специальный (самостоятельный) раздел по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Специальные технические условия на проектирование комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности являлись техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающие особенности высотного здания и должны были быть согласованы с МВК. На начальном этапе проектирования объекта капитального строительства разрабатывался самостоятельный раздел «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности». В этом разделе разрабатывались концептуальные решения, направленные на комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности проектируемого объекта, а также требования по реализации мероприятий противодействия террористическим актам, предъявляемые к проектным решениям разработчиков соответствующих технических разделов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации [3].
Постановлением Правительства РФ № 1244 от 25 декабря 2013 года поставлена задача Федеральным органам исполнительной власти обеспечить в 6-месячный срок подготовку и внесение в установленном порядке в соответствии с Правилами, утвержденными указанным постановлением, соответствующих проектов актов Правительства Российской Федерации для объектов (территорий), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией).
В связи с выходом этого Постановления, Правительством Москвы в 2015 году было принято решение об упразднении МВК, которая работала под руководством руководителя строительного Комплекса города Москвы и выполнила свои основные функции по обеспечению безопасности объектов повышенного уровня ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1244 от 25 декабря 2013 года, Министерства и ведомства разрабатывают свои корпоративные требования по антитеррористической защищенности. А требования к антитеррористической защищенности высотных зданий до настоящего времени не разработаны и, соответственно, не утверждены Правительством Российской Федерации.
Создавшаяся ситуация по обеспечению антитеррористической защищенности объектов повышенного уровня ответственности не только в значительной степени осложняет работу органов исполнительной власти и собственников, но и снижает эффективность деятельности антитеррористических комиссий, которые не имеют возможности обобщить требования по антитеррористической защищенности объектов и выработать рекомендации по их реализации.
Положение осложняется ещё и тем, что отдельной структуры в Правительстве Москвы для работы в этом направлении нет. Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции ориентирован только на обеспечение деятельности АТК г. Москвы, а соответствующие организационно-методические и аналитические функции выпали из сферы его деятельности.
В обстановке резкого возрастания проявлений терроризма в мире, активного участия нашей страны в борьбе с ИГ, организации запрещенной в РФ, опасность совершения террористических актов сегодня как никогда высока и, по всей вероятности, одним из ведущих приоритетов в замыслах террористов могут быть объекты города Москвы, являющегося столицей Российской Федерации и одним из главных городов мира.
В интересах сохранения научно-практического потенциала ученых, проектировщиков, строителей и структур органов исполнительной власти, было бы уместным вернуться к повторному рассмотрению вопроса работы МВК. В тоже время эту комиссию целесообразно преобразовать в экспертно-консультативный совет, который бы работал под руководством заместителя Мэра Москвы, в функции которого включены вопросы региональной безопасности.
Следует отметить, что вопросами обеспечения безопасности и защиты от террористических атак зданий, в том числе высотных, в последнее время (особенно после атаки в Нью-Йорке на башни-близнецы Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года) озабочены проектировщики во многих странах [4], а во всем обществе идет живейшее обсуждение этих вопросов [5-9].
Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №1244 должны содержать меры, направленные:
«а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории).
В требованиях могут содержаться дополнительные меры, которые необходимы для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) (организационные, инженерно-технические, правовые и иные меры по созданию защиты объектов (территорий) от совершения на них террористического акта), в том числе на этапе их проектирования и планирования.
В требованиях определяется порядок проведения категорирования объекта (территории), то есть отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта.
Для каждой категории объектов (территорий) в требованиях устанавливается комплекс мер, соответствующих степени угрозы совершения террористического акта и его возможным последствиям.
Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах.
Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде» [10].
Остановимся на некоторых моментах.
На основании Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) (утв. Постановлением Правительства РФ № 1244 от 25 декабря 2013 года) (см. п.6) «… определяется порядок проведения категорирования объекта (территории), то есть отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта». Т.е. при отнесении объекта к определенной категории предлагается исходить из степени защищенности объекта, тогда как на самом деле требования к степени защищенности объекта должны выбираться исходя из установленной категории объекта (территории).
Определение степени угрозы совершения террористического акта предлагается производить на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Использование данного подхода в настоящее время не представляется возможным, так как вероятность совершения террористического акта на конкретном объекте ничтожно мала (по определению вероятности как частоты события), хотя для этого же объекта (территории) мы должны предполагать наличие реальной возможности совершения террористического акта.
Данные о совершенных и предотвращенных террористических актах должны учитываться при задании модели действий нарушителя.
Должно быть установлено, что категорирование объектов (территорий) возлагается на федеральные органы исполнительной власти, правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией), по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом должны быть четко определены качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов, которые необходимо закрепить на уровне законов Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти с целью исключения коррупционной составляющей.
Должны быть определены единые (скоординированные) правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации.
При разработке раздела «Мероприятия по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий» проекта Свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» авторский коллектив руководствовался тем же концептуальным подходом, который был заложен в МГСН 4.19-2005. Суть этого подхода заключалась в том, что при проектировании необходимо было разработать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности высотных зданий и зданий-комплексов, которые бы исключали или сводили к минимуму возможность доставки или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом в высотном здании или на прилегающей территории взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могли бы нанести повреждения, угрожающие безопасному функционированию высотного здания, жизни или здоровью жителей, персонала и других лиц.
Разработанный раздел включает перечень базовых требований, обязательных для выполнения.
К числу ранее отсутствующих в МГСН 4.19-2005 следует отнести следующие базовые требования:
1. В состав проектной документации включается самостоятельный подраздел «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности», в котором разрабатываются организационные, инженерно-технические, и специальные мероприятия.
2. В Приложении приведены требования к содержанию этого подраздела.
3. Вводится понятие «возможные воздействия угроз террористического и криминального характера» на противостояние которым должен быть разработан и рассчитан комплекс мероприятий обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотного здания.
4. Дается определение понятию «кризисная ситуация».
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
До выхода постановления Правительства Российской Федерации утверждающего требования к антитеррористической защищенности высотных зданий и комплексов и содержанию паспорта безопасности этих объектов (территорий), считаем целесообразным:
1. При разработке проектной документации, в частности подраздела «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности», необходимо согласовывать возможные воздействия угроз террористического и криминального характера и достаточность комплекса мероприятий обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотного здания;[1]Технические мероприятия будут рассмотрены при проведении экспертизы проектной документации.
2. При подготовке постановления Правительства Российской Федерации утверждающего требования к антитеррористической защищенности высотных зданий и комплексов и содержанию паспорта безопасности этих объектов (территорий), можно будет использовать основные требования подраздела «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности» проекта СП;
3. Положения разрабатываемого подраздела «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности» конкретного высотного здания носят конфиденциальный характер и предназначены для разработчиков соответствующих разделов проектной документации.
В настоящее время проводится общественное обсуждение проекта Свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», размещенного на сайте Открытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий» http://www.ingil.ru/.
При этом было бы очень полезно получить как можно больше отзывов и предложений коллег и проектировщиков по разделу «Мероприятия по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий» в составе проекта Свода правил, которые помогут «отшлифовать» его положения, сделав их наиболее эффективными и полезными для обеспечения безопасности высотных зданий.
Список использованной литературы
1 План разработки и утверждения сводов правил и актуализации сводов правил, строительных норм и правил на 2015г. и плановый период до 2017г. утвержденный приказом Минстроя России от 30.06.2015 №470/пр.
2 Распоряжение Правительства Москвы N 2683-РП от 29 декабря 2005 г. «Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы»,
3 Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 87от 16.02.2008 года.
4 Gebäudesicherheit:Schutz vor Anschlägen. Öffentliche Sicherheil, Österreich, 2005, №1-2, S. 98-99
5 Broder, James F., Risk Analysis and the Security Survey, 2nd ed. (Butterworth-Heinemann, Woburn, MA, 2000).
6 Cauchon, Dennis, and Martha T. Moore, «Machinery saved people in WTC: row of elevator hoists sheltered stairwell when jet hit tower» (USA TODAY, McLean, VA, May 17, 2002).
7 FEMA 403, World Trade Center Building Performance Study: Data Collection, Preliminary Observations, and Recommendations, Federal Emergency Management Agency, (FEMA, Washington, DC, May 2002).
8 «Fortune 1000 professionals list top security threats» (Securitas magazine, Middlesex, UK, January, 2002).
9 Weiger, Pamela R., and John Nicholson, «Learning from 9-11,» (NFPA Journal, National Fire Protection Association, Quincy, MA, May/June 2002).
10 Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №1244.
[1] Считаем целесообразным поручить согласование консультационному совету.
Источник: www.uksb.ru
«Комплексная безопасность в строительстве»
Национальное объединение застройщиков жилья совместно с Клубом инвесторов Москвы, Национальным объединением строителей, Национальным объединением проектировщиков и изыскателей, РСПП, ТПП РФ, Союзом проектировщиков России, Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выступают партнерами АО «Экспоцентр» по организации деловой программы Российской строительной недели.
Мероприятия Всероссийского совещания по развитию жилищного строительства проводятся в форматах:
— очного участия с соблюдением эпидемиологических ограничений
— в режиме видеоконференции.
Вид мероприятия: Круглый стол
Тема мероприятия: «Комплексная безопасность в строительстве»
Дата, время, место: 12 марта, 12.15 – 14.00 Пав.2 Зал 3
Ответственный за подготовку: Союз Проектировщиков России, ТПП РФ, РСПП
Источник: profi.erzrf.ru
Системы комплексной безопасности критически важных объектов
Владимир
Пожидаев Главный научный сотрудник НИИСБ АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»
Виктор
Паршенцев Главный конструктор – директор НИИСБ АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»
Иван
Рева Заместитель генерального директора АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»
Сергей
Игнатьев Руководитель направления АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»
Исходя из спектра угроз, можно выделить важнейшие составляющие комплексной безопасности критически важных объектов (КВО):
- антитеррористическая и противодиверсионная безопасность;
- пожарная, информационная и технологическая безопасность (инженерных систем и конструкций);
- взрывобезопасность;
- радиоэлектронная, радиационная, химическая и бактериологическая безопасность;
- навигационная и воздушная безопасность;
- безопасность связи и передачи данных;
- медицинская безопасность.
Согласно исследованиям, реализация указанных составляющих становится возможной в рамках создания системы комплексной безопасности КВО как интегрированного решения, обеспечивающего противодействие всем прогнозируемым угрозам на новом информационно-технологическом уровне.
Критерии эффективности
Система комплексной безопасности (СКБ) КВО является организационно-технической системой, предназначенной для предотвращения угроз безопасности критически важных объектов путем снижения рисков, обусловленных несколькими видами и/или источниками опасности, и включающей в себя совокупность объектовых средств и комплексов безопасности, а также средств и систем оснащения подразделений безопасности, объединенных системой сетевого компьютерного управления (ССКУ). В зависимости от типа объекта различаются стационарные и мобильные СКБ КВО.
Основными факторами, определяющими эффективность таких систем, являются:
- полнота учета источников опасности;
- уровень резервирования мер по упреждению угроз безопасности;
- уровень совершенства применяемых технических средств безопасности;
- полнота и достоверность оценки оперативной ситуации;
- уровень информационной осведомленности лиц, принимающих решение (ЛПР);
- способность систем адаптироваться к текущим условиям применения;
- удобство и технологичность способов объединения средств безопасности в единую систему.
Общие требования и задачи
Анализ перечисленных факторов позволяет сформировать общие требования к СКБ КВО:
- непрерывность и полнота контроля комплексной безопасности КВО;
- структурно-параметрическая адаптивность к особенностям конкретного КВО;
- оперативность контроля и адекватность реагирования на изменения диверсионной, техногенной и экологической обстановки на объекте;
- согласованность, рациональность и целенаправленность управления в реальном масштабе времени силами и средствами комплексной безопасности;
- возможность наращивания сил и средств комплексной безопасности при изменении угроз;
- согласованность взаимодействия с внешними силами и средствами;
- устойчивость функционирования составных частей СКБ КВО в сложных условиях;
- защищенность персонала сил безопасности КВО при выполнении ими функций противодействия угрозам и ликвидации их последствий ;
- полнота контроля функционирования СКБ КВО, состояния ее составных частей, действий персонала и постов управления комплексной безопасностью;
- совместимость функционирования составных частей СКБ между собой и со всеми радиоэлектронными системами объекта.
Требования отражают функциональные возможности и свойства, которыми должна обладать создаваемая система, с учетом ее взаимодействия с внешними системами и органами. Особенность представленных требований заключается в распространении их на все составляющие комплексной безопасности и направленности на обеспечение непрерывного контроля обстановки и оперативности адекватного реагирования на ее изменения в рамках выделяемых и наращиваемых ресурсов системы. Исходя из этого, основные задачи СКБ КВО включают в себя:
- осуществление мероприятий по всем составляющим комплексной безопасности;
- проведение действий по снижению рисков возникновения угроз различного характера, поддержание требуемого уровня безопасности КВО на основе сочетания обеспечения безопасности непосредственно в границах объекта с ведением в чрезвычайных ситуациях активных действий за его пределами;
- мониторинг текущей (оперативной) обстановки;
- контроль действий сил, обеспечивающих комплексную безопасность;
- оценка текущего состояния сил и средств комплексной безопасности;
- анализ уязвимости и оценка эффективности комплексной безопасности;
- планирование и управление комплексной безопасностью КВО, включая управление силами и средствами СКБ КВО, координацию их действий по противодействию угрозам;
- документирование событий, связанных с функционированием СКБ КВО, с формированием соответствующих баз данных.
Важно подчеркнуть, что решение таких задач, как оценка текущего состояния сил и средств, уровня уязвимости объекта и эффективности его комплексной безопасности, а также планирование и управление на основе полученных оценок придают процессу функционирования СКБ целенаправленность и рациональность.
Принципы построения и функционирования
Для эффективного решения сформулированных задач разработаны принципы построения и ункционирования СКБ КВО, к которым относятся:
- совместимость СКБ КВО с другими системами объекта;
- структурно-параметрическая адаптивность к объекту применения на основе модульности, масштабируемости и конфигурируемости СКБ КВО и сервисориентированной архитектуры ее специального программного обеспечения (СПО);
- открытость в развитии системы и наращивании ее ресурсов в едином адресном пространстве в зависимости от обстановки;
- централизованность и иерархичность управления на основе применения сетецентрических технологий;
- своевременность и адекватность реагирования на возникающие угрозы на основе технологий поддержки принятия решения и вариативности в типе и уровне противодействия угрозе;
- информационная совместимость с внешними системами и средствами на основе применения унифицированных интерфейсов и протоколов обмена;
- эшелонированность защиты КВО на основе комплексности обеспечения безопасности и рациональном сочетании способов этого обеспечения;
- зональность и секторность размещения средств безопасности на объекте;
- унификация и стандартизация функциональных модулей системы.
Данные принципы ориентированы на обеспечение системой комплексной безопасности ее электромагнитной, конструктивной, технологической и информационной совместимости с другими системами КВО; адаптивности к особенностям построения и применения объекта за счет реализации процедур масштабирования и конфигурирования СКБ в сочетании с ее построением на основе унифицированных функционально завершенных модулей. Технологической базой предложенных принципов построения системы являются:
- сетецентрические, нейросетевые и геоинформационные технологии;
- сервис-ориентированная архитектура специального программного обеспечения;
- технологии искусственного интеллекта, роботизации и поддержки принятия решений;
- унифицированные протоколы и интерфейсы информационного обмена.
Система комплексной безопасности КВО как интегрированная система, построенная на данной технологической базе, приобретает новые функциональные возможности и свойства, отражающие синергетический эффект. Ключевыми элементами этого эффекта являются полная информационная осведомленность лиц, принимающих решение при противодействии всему комплексу угроз, и, как следствие, оперативное формирование поддержки принятия ими решения по рациональному управлению силами и средствами безопасности, а значит – обеспечение целенаправленности, адекватности и эффективности их применения.
Состав и структура построения
Исходя из прогнозируемых угроз и принципов построения, в состав базового варианта СКБ КВО могут включаться:
- система сетевого компьютерного управления;
- унифицированная автоматизированная система охраны (АСО);
- унифицированная автоматизированная система противопожарной защиты (АСПЗ);
- комплекс контроля и защиты приземного пространства (КЗПП);
- комплект средств инженерного мониторинга территории (СИМТ);
- система мониторинга инженерных систем жизнеобеспечения и инженерных конструкций (СМИС);
- комплект средств радиоэлектронного контроля (СРК);
- комплект средств защиты информации (СЗИ);
- комплект средств радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ);
- комплект средств обеспечения медицинской безопасности (ОМБ);
- комплект средств защиты систем связи и передачи данных (ЗСПД);
- комплект средств защиты навигационных каналов (ЗНК);
- комплекс средств оснащения (КСО) подразделений безопасности объекта.
ССКУ, представляющая собой совокупность комплексов средств навигации, средств сопряжения, связи и передачи данных, а также программно-аппаратного комплекса (ПАК), формирующего сеть и рабочие места, обеспечивает информационно-управляющее объединение как составных частей ССКУ, так и системы комплексной безопасности в целом. В результате структура СКБ КВО примет вид, приведенный на рисунке.
Структурная схема в базовом варианте СКБ КВО является наиболее полной, что позволяет охватить все множество существующих и прогнозируемых угроз. Если для конкретного КВО часть угроз нехарактерна, то при конфигурировании системы соответствующие составные части могут быть исключены из представленной структуры и создан вариант исполнения СКБ КВО. Аналогично может конфигурироваться любая из составных частей рассматриваемой системы. В частности, комплекс средств оснащения подразделений безопасности объекта, включающий в себя мобильные средства поиска и обезвреживания источников опасности, после конфигурирования будет содержать лишь те средства, которые необходимы на конкретном объекте. К ним могут относиться средства поиска и задержания нарушителей, предотвращения аварии соответствующего типа и ликвидации ее последствий.
Организационно-технические принципы создания систем
Из изложенного следует, что СКБ КВО является сложной системой, создание и развитие которой целесообразно осуществлять согласно организационно-техническим принципам, к которым относятся:
- безусловность повышения эффективности комплексной безопасности КВО при вводе в состав СКБ вновь разрабатываемых систем и средств;
- программно-целевое планирование;
- этапность развития;
- принцип ресурсосбережения, позволяющий обеспечить безопасность КВО и снижение потерь от источников опасности в условиях ограниченности ресурсов;
- принцип межведомственной концентрации бюджетных средств при создании новых видов средств безопасности, характеризующихся универсальностью применения и наиболее высоким уровнем сложности.
Представленные организационно-технические принципы направлены на обеспечение эффективности и целенаправленности процесса создания и развития СКБ. Основу целенаправленности здесь должно составлять программно-целевое планирование, а сложности финансовых и временных ограничений – разрешаться за счет этапности развития, применения ресурсосберегающих технических решений и технологий.
С учетом вышесказанного этапы развития СКБ будут отражать постепенность наращивания технико-технологических возможностей системы, начиная с ее построения на основе существующих серийно выпускаемых комплектующих средств безопасности с последующим переоснащением на вновь разработанные образцы. Общая направленность совершенствования при этом будет заключаться в переходе от современных серийных изделий к роботизированным составным частям СКБ с интеллектуальной сетецентрической системой управления.
Источник: www.aktivsb.ru