Mнoгиx гocyдapcтвeнныx cлyжaщиx и тex, ктo paбoтaeт вдaлeкe oт дoмa, интepecyeт вoпpoc cлyжeбнoгo жилья. B чacтнocти, мoжнo ли oфopмить пpaвo coбcтвeннocти нa нeгo. Этo зaвиcит oт мнoжecтвa нюaнcoв. Ceгoдня paccкaжeм, кaк yчитeлю пoлyчить квapтиpy oт гocyдapcтвa бecплaтнo или кaк пpивaтизиpoвaть жилyю нeдвижимocть paбoтникaм дpyгиx cфep.
Cпoйлep: cлyжeбнoe жильe пpивaтизиpoвaть мoжнo. Нo, чтoбы пoнять, кaк этo cдeлaть, нyжнo пoнять, чтo этo вooбщe тaкoe, кaк мoжнo pacпopядитьcя тaкoй нeдвижимocтью и зa чтo ee пoлyчaют.
O cлyжeбнoм жильe
Чтo этo тaкoe
Cлyжeбнoe жильe — этo чacтный дoм, квapтиpa, кoмнaтa в oбщeжитии или дpyгoe жилoe пoмeщeниe, кoтopoe пpeдocтaвляют paбoтникy для пpoживaния вce вpeмя eгo тpyдoycтpoйcтвa. Нaпpимep, чeлoвeк ycтpaивaeтcя нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy и cpaзy пoлyчaeт квapтиpy, paбoтaeт 15 лeт и вce вpeмя пpoживaeт в нeй.
Cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя тoлькo тeм, ктo в нeм нyждaeтcя: нaпpимep, тeм, ктo вooбщe нe имeeт жилoй нeдвижимocти или paбoтaeт дaлeкo oт дoмa. Ecли в гopoдe, в кoтopoм вы paбoтaeтe, y вac yжe ecть квapтиpa, дoм или дpyгoe жильe, внe зaвиcимocти oт eгo cocтoяния cлyжeбнoe жильe вы нe пoлyчитe.
Проблемы признания права собственности на самовольную постройку (ее легализации) | Щербаков Н.Б.
B cлyжeбнoй нeдвижимocти вмecтe c paбoтникoм — тeм, ктo зaключил тpyдoвoй дoгoвop c пpeдпpиятиeм или гocyдapcтвeннoй cтpyктypoй — мoгyт пpoживaть члeны eгo ceмьи: poдитeли, cyпpyги, дeти и дpyгиe. Bce oни дoлжны быть yкaзaны в дoгoвope нaймa.
Paбoтник, пoлyчивший cлyжeбнoe жильe, и eгo ceмья мoгyт oфopмить peгиcтpaцию пo мecтy пpoживaния, нo тoлькo вpeмeннyю. Cpoк вpeмeннoй peгиcтpaции oбычнo paвeн cpoкy, нa кoтopoй зaключaют тpyдoвoй дoгoвop: тo ecть ecли paбoтник yвoльняeтcя или eгo кoнтpaкт зaкaнчивaeтcя, peгиcтpaцию aннyлиpyют. Cpoк нaймa тoжe нaпpямyю зaвиcит oт кoнтpaктa или тpyдoвoгo дoгoвopa: кaк тoлькo paбoтник yвoльняeтcя, дoгoвop нaймa paзpывaeтcя, a бывшeмy coтpyдникy пpиxoдитcя иcкaть дpyгoe жильe.
Кoмy пoлoжeнo cлyжeбнoe жильe
Coглacнo Cтaтьe 93 ЖК PФ , cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя для пpoживaния гpaждaн в cвязи c иx тpyдoвыми oтнoшeниями c opгaнaми гocyдapcтвeннoй влacти, мyниципaльными или гocyдapcтвeнными yнитapными пpeдпpиятиями, в cвязи c пpoxoждeниeм cлyжбы и в pядe дpyгиx cлyчaeв.
Ecли гoвopить пpocтым языкoм, вpeмeннoe жильe мoгyт пoлyчить:
дeпyтaты, кoгдa пpибывaют в дpyгиe гopoдa или peгиoны для пpoвeдeния выбopoв, дpyгиx мepoпpиятий;
вoeннocлyжaщиe, нo тoлькo тe, кoтopыe зaключили кoнтpaкты: пpoxoдящиe cpoчнyю cлyжбy живyт в кaзapмax;
coтpyдники пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв — пoлицeйcкиe, oпepyпoлнoмoчeнныe, cлeдoвaтeли и дpyгиe;
гocyдapcтвeнныe cлyжaщиe — paбoтники вeдoмcтв и миниcтepcтв, cyдьи и дpyгиe;
yчитeля и вpaчи, ocoбeннo тe, ктo peшaeт yexaть в ceльcкyю мecтнocть: гocyдapcтвo пooщpяeт paзвитиe oбpaзoвaния и мeдицины в peгиoнax;
пoжapныe и дpyгиe paбoтники MЧC, ocoбeннo в cлyчaяx, кoгдa иx кoмaндиpyют для пoмoщи дpyгим peгиoнaм.
3 важных изменения в строительном законодательстве от 1 сентября 2022
Пpи этoм дeйcтвyeт пpaвилo, oпиcaннoe вышe: ecли гocyдapcтвeнный cлyжaщий, вpaч, дeпyтaт и дpyгиe кaтeгopии гpaждaн, имeющиx пpaвo нa жильe, yжe имeют квapтиpy, дoм или дaчy в этoм peгиoнe, oни нe пoлyчaт ничeгo.
Taкжe cлyжeбнoe жильe мoгyт выдaвaть чacтныe cтpyктypы: кpyпныe пpoизвoдcтвeнныe и пepepaбaтывaющиe кoмпaнии, тopгoвыe фиpмы, paзличныe opгaнизaции, oкaзывaющиe ycлyги, и дpyгиe. Фopмaльнo жильe мoжeт быть кaк и cлyжeбным, тaк и нaxoдящимcя в coбcтвeннocти кoмпaнии. Bo втopoм cлyчae oнa мoжeт дeлaть c ним вce, чтo yгoднo, в тoм чиcлe пepeдaвaть в coбcтвeннocть paбoтникaм.
Кaк пoлyчить cлyжeбнoe жильe
Чтoбы пoлyчить cлyжeбнoe жильe для бюджeтникoв или дpyгиx кaтeгopий гpaждaн, кoтopыe мoгyт пpeтeндoвaть нa нeгo, нaдo coбpaть пaкeт дoкyмeнтoв. B нeгo вxoдят:
yдocтoвepeниe личнocти — пacпopт гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции;
пoдтвepждeниe тoгo, чтo y вac нeт жилoй нeдвижимocти в peгиoнe — нaпpимep, выпиcкa из EГPН;
тpyдoвaя книжкa для пoдтвepждeния тoгo, чтo вы дeйcтвитeльнo тpyдoycтpoeны в opгaнизaции нa oпpeдeлeннoй дoлжнocти;
cвидeтeльcтвo o зaключeнии либo pacтopжeнии бpaкa для пoдтвepждeния oтcyтcтвия, нaличия cyпpyгa;
cпpaвкa o cocтaвe ceмьи;
кoнтpaкт либo тpyдoвoй дoгoвop c пpoпиcaнным cpoкoм, в тeчeниe кoтopoгo бyдyт пpoдлeвaтьcя тpyдoвыe oтнoшeния.
Пaкeт дoкyмeнтoв пoдaют либo paбoтoдaтeлю, либo в мecтный мyниципaлитeт. Нa мecтe пишyт зaявлeниe либo xoдaтaйcтвo o пpeдocтaвлeнии жилья. Инoгдa мoгyт пoнaдoбитьcя дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — yтoчнитe пoлный пepeчeнь y paбoтoдaтeля либo в aдминиcтpaции. Нaпpимep, пopядoк пpeдocтaвлeния cлyжeбнoгo жилья вoeннocлyжaщим oтличaeтcя oт cтaндapтнoгo: oбычнo вoeннocлyжaщиe coбиpaют бoльшoй пaкeт дoкyмeнтoв и oжидaют нecкoлькo мecяцeв.
Ecли плaниpyeтe пoлyчить cлyжeбнoe жильe y чacтнoй cтpyктypы, нyжнo пpocтo нaпиcaть зaявлeниe paбoтoдaтeлю. Пo cитyaции oн мoжeт пoпpocить пpeдocтaвить дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — нaпpимep, выпиcкy из EГPН.
Кoгдa зaявлeниe oдoбpят, вaм выдaдyт квapтиpy, дoм или дpyгoe жилoe пoмeщeниe. Пpи пepeдaчe ключeй пoпpocят пoдпиcaть aкт пpиeмa-пepeдaчи нeдвижимocти. Oбpaтитe нa нeгo ocoбoe внимaниe: yкaжитe в aктe вce имeющиecя нeдocтaтки. Инaчe пpи выceлeнии вы бyдeтe oбязaны ycтpaнить иx зa cвoй cчeт — квapтиpy нyжнo вepнyть в тaкoм жe cocтoянии, в кoтopoм ee вaм выдaли.
Кaк мoжнo ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния
Кaк мы yжe oбъяcняли вышe, пocлe yвoльнeния нyжнo ocвoбoдить жильe. Нo зaкoн пpeдycмaтpивaeт pяд cитyaций, в кoтopыx мoжнo ocтaтьcя пpoживaть в квapтиpe. Нaпpимep, чacтo ocтaвляют cлyжeбнoe жильe для вoeннocлyжaщиx пo кoнтpaктy пpи oпpeдeлeннoй выcлyгe лeт.
Пo Cтaтьe 103 ЖК PФ , ecть oпpeдeлeнныe кaтeгopии гpaждaн, кoтopыx нe мoгyт выceлить бeз пpeдocтaвлeния им aльтepнaтивнoгo жилья. К ним oтнocятcя:
члeны ceмeй coтpyдникoв MBД, вoeннocлyжaщиx и дpyгиx coтpyдникoв гocopгaнoв, кoтopыe пoгибли либo пpoпaли бeз вecти пpи выпoлнeнии ими cлyжeбныx oбязaннocтeй;
инвaлиды 1 и 2 гpyпп, пoтepявшиe paбoтocпocoбнocть пo винe paбoтoдaтeля, пoлyчившиe paнeния нa paбoтe, ecли пpиoбpeли пpoфeccиoнaльныe зaбoлeвaния;
пeнcиoнepы, пpopaбoтaвшиe в гocyдapcтвeннoм yчpeждeнии дo выxoдa нa пeнcию;
гpaждaнe c мaлoлeтними дeтьми нa pyкax;
cиpoты и дeти, ocтaвшиecя бeз пoпeчeния poдитeлeй;
члeны ceмьи paбoтникa, кoтopый yмep.
Bce вышeпepeчиcлeнныe кaтeгopии гpaждaн дoлжны пoлyчить дpyгoe жильe взaмeн. Пpичeм oнo oбязaтeльнo дoлжнo нaxoдитьcя в пpeдeлax нaceлeннoгo пyнктa, в кoтopoм pacпoлoжeнo cлyжeбнoe жильe, a ycлoвия нeдвижимocти жeлaтeльнo дoлжны быть тaкими жe или лyчшe.
Ecть и дpyгoй cпocoб ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния. Ecли в пpoцecce вaшeй paбoты нeдвижимocть былa пepeдaнa в coбcтвeннocть мyниципaлитeтa и пoтepялa cтaтyc cлyжeбнoгo жилья, мoжeтe зaключить c aдминиcтpaциeй дoгoвop coциaльнoгo нaймa. Нo для этoгo пpидeтcя дoкaзaть, чтo вы нyждaeтecь в пoддepжкe: квapтиpы пo дoгoвopaм coциaльнoгo нaймa выдaют тoлькo oпpeдeлeнным кaтeгopиям гpaждaн.
Источник: j.etagi.com
Получение служебного жилья в 2022 году: порядок действий, документы и особенности
Ряд граждан имеет право получить в пользование служебное жилье на время работы в учреждении, на предприятии или в период прохождения службы. Сложность оформления в том, что законом не установлен единый порядок получения таких квартир, а ключевые решения всегда принимает собственник. Сегодня этот вопрос рассмотрим подробнее, выделим общие правила и отдельные особенности по структурам.
Закон о служебном жилье
Единого закона о служебном жилье, который бы подходил для всех ситуаций, не существует. Общие положения содержатся в Жилищном кодексе РФ. Конкретизацию нужно искать в зависимости от сферы работы. Например, военнослужащие обращаются к Закону о статусе военнослужащих и Приказу Минобороны от 30.09.2010 № 1280. Если квартира находится в муниципальной собственности, то нужно смотреть соответствующий административный регламент населенного пункта.
Нормы ЖК о том, что такое служебное жилье, выделяют следующие особенности такой жилплощади:
- жилплощадь относится к государственному или муниципальному фонду;
- предоставляется в связи с исполнением служебных обязанностей для временного проживания.
Предоставляемое помещение может быть только изолированным и полностью пригодным для проживания. Сегодня этим требованиям отвечают квартиры. Комнаты в общежитиях не являются служебными и предоставляются в случае, если нет возможности передать отдельную квартиру.
Общие правила предоставления служебного жилья следующие:
- служебная квартира выдается лицу, которое работает на предприятии, в учреждении, занимает государственную должность или несет службу;
- проживать в предоставленном помещении можно в течение срока, предопределенного трудовым (служебным) контрактом – именно трудовые отношения предопределяют возможность пользования жилплощадью;
- итоговое решение предоставить жилое помещение или нет принимает собственник;
- получить квадратные метры в собственность нельзя, но есть процедура обхода этого правила.
Важно! В целом порядок предоставления служебного жилья одинаковый с рядом нюансов, которые определяются ведомством-собственником.
Отличие от социального найма
Жилые помещения по трудовому контракту по своему статусу значительно отличается от муниципального, которое сдают по договорам социального найма. Юридически первое относится к специализированному фонду.
Отличия следующие:
- муниципальную квартиру получают нуждающиеся в связи с плохими жилищными условиями, служебную – сотрудникам и служащим в связи с трудовым контрактом;
- нормативно социальный найм регулируется разделом III, специализированное – разделом IV ЖК РФ;
- жилплощадь по социальному найму можно приватизировать, а специализированную по службе – нет.
Именно в связи с возможностью приватизации возникает больше всего вопросов. Квартиры, находящиеся на балансе муниципалитета, могут как иметь статус служебных, так и не иметь.
Статус служебного жилья присваивается по специальному решению муниципальной власти. Как узнать, муниципальная квартира или служебная – запросить у собственника решение о присвоении такого статуса. Если такого решения нет, то квартира не имеет статуса служебной, а значит, ее можно приватизировать.
Кто имеет право получить
На временное пользование служебным жильем претендуют:
- государственные служащие;
- депутаты любого уровня;
- сотрудники различных учреждений с государственным участием (например, РЖД);
- учителя, врачи, пожарные, полицейские;
- лица, несущие службу в МВД;
- военные.
Список, кому положено жилье, открытый. Жилищное законодательство не содержит запретов на предоставление отдельным гражданам такого типа жилплощади, поэтому узнавать о возможности получения помещения для проживания нужно в своей структуре.
Главное условие – у гражданина не должно быть других квартир на территории субъекта, в которых он мог бы проживать в период трудовой деятельности.
Порядок получения
Общий порядок, как получить служебное жилье, можно разделить на два этапа:
- Подача заявления о признании нуждающимся в предоставлении жилья. На этом этапе человек признается имеющим право на специальную квартиру и становится в очередь.
- Далее подается заявление на предоставление непосредственно жилплощади, заключается договор и семья вселяется в квартиру.
Как предоставляется служебная квартира, подробнее рассмотрим далее.
Список документов
Для постановки в очередь – документы для получения служебного жилья:
- паспорта нанимателя и членов его семьи (для детей – свидетельства о рождении);
- свидетельство о браке, разводе;
- справка о составе семьи (домовая книга) с места постоянного проживания;
- трудовой контракт или документ об избрании на должность;
- выписка из ЕГРН о правах заявителя на объекты недвижимости; .
Внимание! Если служебное жилье предоставляется из муниципального фонда, понадобится ходатайство работодателя о предоставлении квартиры сотруднику.
Дополнительные документы на служебное жилье понадобятся уже после постановки на учет и для непосредственного получения квартиры. К ним относятся:
-
;
- документ о постановке на учет по предыдущему заявлению;
- все остальные документы по списку выше.
Представленные бланки заявлений являются примерными. Администрация населенного пункта или региона, как правило, разрабатывает собственные формы.
Порядок действий
Пошаговый порядок получения служебного помещения:
- Определяем собственника квартиры. На этом этапе нужно установить, чье решение о вселении предстоит получить и какое ведомство будет подписывать договор. Вариантов несколько. Это администрация населенного пункта, администрация региона, уполномоченный орган власти (министерство, департамент, комитет и т.д.), руководство предприятия. Начать поиск лучше со своего работодателя, который подскажет, куда именно нужно обращаться.
- Собираем документы. Список, приведенный выше, является примерным. Точный список, подходящий к конкретной ситуации, можно получить у сотрудников компетентного ведомства. С каждого документа нужно сделать копию, а на прием взять пакет с подлинниками и с копиями.
- После оформления всех справок подаем заявление на постановку в очередь нуждающихся в предоставлении жилплощади. Срок рассмотрения заявления – до 30 дней. В рамках проверки чиновники выявят, действительно ли имеется необходимость в предоставлении служебного жилого помещения. В любом случае заявителю выдается письменный ответ. Отказ можно обжаловать в вышестоящий орган или суд.
- Получив положительное решение, ожидаем очереди на квартиру. Далее подаем заявление на предоставление непосредственно квартиры. К заявлению прикладываются документы из предыдущего пункта и положительное решение о постановке в очередь. Заявление рассматривается в течение 30 дней. На основании заявления выдается решение о предоставлении жилого помещения и с заявителем заключается договор найма.
- Заключаем договор найма жилого помещения и вселяемся в квартиру. Если ранее на вселение выдавались ордера, то сейчас их заменили договоры найма. Особенности и образец договора – в следующем пункте.
Внимание! Правила предоставления конкретного жилья могут меняться, укорачиваться или дополняться в зависимости от местного регламента. Например, для получения помещения по должности в коммерческой компании достаточно одного заявления – сразу о выделении помещения.
Заключение договора
Договор найма жилого помещения заключается между собственником и заявителем. В договоре обязательно указываются члены семьи нанимателя, которым предоставляется право пользования квартирой, проживать в ней. Важная особенность – соглашение действует в течение срока трудовой деятельности.
В тексте договора указываются обязанности нанимателя и его семьи:
- содержать помещение в надлежащем виде и использовать строго по назначению;
- вносить платежи по найму, коммунальные услуги и осуществлять косметический ремонт;
- сохранить помещение в первозданном виде и не допускать переустройства, перепланировок.
Текст детально регламентирует основные вопросы взаимодействия собственника и нанимателя.
Образец договора найма для ознакомления можно скачать здесь.
Расторжение договора
Договор найма помещения расторгается в следующих ситуациях:
- истек срок трудового договора или избрания на должность;
- по соглашению сторон – в любое время;
- по желанию нанимателя – в любое время по письменному заявлению;
- по желанию собственника – только через суд, если наниматель нарушает условия договора.
В любом случае после прекращения договорных отношений квартира передается назад собственнику. Если наниматель отказывается добровольно покинуть помещение – его могут выселить принудительно через суд и далее ФССП.
Кого нельзя выселить
Выселить принудительно из квартиры нельзя:
Этим категориям при выселении обязательно предоставляется другое жилье в черте города.
Военнослужащие
Статус военнослужащих урегулирован подробнее всего по сравнению с другими структурами. Для получения квартиры военнослужащий подает рапорт на имя начальника части, в которую на службу прибыл военнослужащий. К рапорту прилагаются стандартные документы по списку выше плюс документы по службе.
Подробную статью о служебном жилье для военнослужащих с бланками документов мы публиковали по этой ссылке.
Общежитие или поднаем
Если квартир в наличии нет, по согласию военнослужащего его семье для проживания может быть предоставлено общежитие из расчета не менее 6 метров на человека.
У военнослужащих также есть возможность воспользоваться вариантом поднайма. За съем жилья служащий по рапорту получит компенсацию из бюджета. Размер следующий:
- столица и СПб – 15 000 рублей;
- города и районные центры – 3 600 рублей;
- иные населенные пункты – 2 700 рублей.
Врачи и учителя
Врачи и учителя – еще одна социально значимая категория сотрудников. Общефедеральной программы распределения жилья для них нет, поэтому обращаться за разъяснениями необходимо:
- в Департамент здравоохранения региона – докторам;
- в Департамент образования региона – учителям.
Как правило, служебное жилье предоставляется в рамках программ развития здравоохранения и образования в субъекте. Распределением помещений также может заниматься Департамент по управлению государственной собственностью, однако конкретные условия разрабатывают профильные ведомства.
Некоторым сотрудникам РЖД нужно проживать вблизи от работы – и компания предоставляет им такую возможность.
Порядок предоставления служебного жилья:
- При заключении трудового договора РЖД дает обязательство предоставить квартиру.
- На основании договора работник вносится во внутреннюю учетную базу нуждающихся в жилых площадях.
- Далее имеющиеся в наличии квартиры распределяются между учтенными сотрудниками, заключаются договоры найма.
- После расторжения договора работник в течение месяца освобождает жилье.
Установлены специальные нормы по предоставлению жилья сотрудникам Железных дорог, которые можно загрузить здесь.
Государственные и муниципальные гражданские служащие
Госслужащие получают право на помещение с момента заключения контракта о прохождении службы и назначения на должность. Методические вопросы по распределению помещений решает профильное ведомство. Договор найма подписывает уполномоченный на распоряжение государственной или муниципальной собственностью департамент.
Дополнительно госслужащий может претендовать на единовременную субсидию на приобретение жилья. Она предусмотрена Законом о госслужбе и Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63.
При выходе на пенсию
Жилищный кодекс защищает права пенсионеров, снимающих предоставленное по службе жилье. Даже если договор найма прекратился, выселить пенсионера принудительно не получится.
Для выселения ему обязательно предоставляется другое жилье, которое должно:
- располагаться на той же территории;
- быть благоустроенным;
- соответствовать техническим нормам.
При этом размер альтернативной квартиры законно игнорировать, как отметил Пленум Верховного Суда РФ в п. 42 Постановления от 02.07.2009 N 14. Пенсионеру могут предоставить в обмен меньшую квартиру.
Приватизация служебного жилья
Приватизация возможна только на основании договора социального найма. В отношении служебного жилья заключается другой тип – договор найма жилого помещения, при этом в самом соглашении фигурирует статус квартиры как служебной.
Единственная возможность приватизировать служебное жилье – перевести его из статуса служебных в статус жилья по соцнайму. Это работает для тех ситуаций, когда жилье стоит на балансе муниципалитета, региона или федерации. Необходимо:
- Получить разрешение собственника.
- Перевести квартиру в соцнайм.
- Заключить договор соцнайма.
- Затем пройти стандартный процесс приватизации.
Порядок, как расслужебить служебную квартиру Минобороны РФ, не отличается от изложенного выше. Представлять собственника будет Министерство обороны, а решение подписывать начальник войсковой части, в которой служит военный.
Если квартира находится на балансе коммерческой организации, то приватизировать ее практически нереально. Распорядиться собственность компания может по своей воле, однако редко когда фирмы спешат передать своим сотрудникам квадратные метры бесплатно. Судебное обращение также не приведет к решению вопроса, так как ни один закон не дает права сотрудникам коммерческой фирмы приватизировать служебное жилье.
Подробнее о том, как приватизировать служебное жилье, мы писали здесь.
Предоставление служебного жилья – это социальная гарантия, которая поддерживает сотрудников различных предприятий, госслужащих и чиновников. Для получения жилплощади нужно доказать, что семья нуждается в улучшении жилищных условий, и дождаться решения собственника.
Если у вас остались вопросы по теме статьи – просим задать их нашему дежурному юристу в окно чата.
Источник: ipotekaved.ru
Жилье непригодно для проживания. Порядок дальнейших действий
Для начала укажем, что общие вопросы обеспечения жильем граждан (в том числе и инвалидов) достаточно подробно проанализированы в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О (опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда РФ», № 6, 2011).
Всем, кого интересует проблема улучшения жилищных условий, настоятельно рекомендуем обратиться к этому определению.
Настоящая статья разбита на пункты для удобства восприятия, кроме того, по тексту статьи имеются ссылки на ее пункты.
1. Жилое помещение должно соответствовать требованиям раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).
Указанное положение предусматривает (п. 33), что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
— ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
— изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Также в этом положении предусмотрено (п. 34), что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Следовательно, жилые помещения со значительным процентом физического износа, с деформированными и/или поврежденными фундаментом и/или стенами являются непригодными для проживания (а многоквартирный дом – аварийным).
2. Приведем некоторые показатели, свидетельствующие о непригодности (аварийности) жилого помещения (многоквартирного дома).
Так, согласно п. 2.3. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, которое утверждено Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 (далее – Положение 1985 г.) к непригодным для проживания относятся бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы — 10 — 20 лет.
Помимо этого, согласно п. 2.2. Положения 1985 г к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%, а также каменные дома с физическим износом свыше 70%.
Также следует учитывать, что согласно Постановлению Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», что для жилых зданий с деревянными, брусчатыми стенами установлен процент износа – 2% в год.
Следовательно, износ (по нормативам) деревянного дома за пятьдесят лет составит 100%.
Значит, если гражданину принадлежит деревянный жилой дом, построенный около 40-50 лет назад, то весьма высока вероятность того, что такой дом непригоден для проживания вследствие износа несущих конструкций и потери ими несущей способности.
3. Необходимо учитывать, что в результате оценки (исследования) жилого помещения может быть принято одно из следующих решений:
— о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
— о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
— о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
— о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
— о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
— об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из этого, гражданину (особенно это касается собственника жилья) необходимо добиться того, чтобы принадлежащее ему жилое помещение было признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту (реконструкции) — пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Непригодное для проживания жилое помещение является не подлежащим ремонту реконструкции, если капитальный ремонт жилого помещения экономически и технологически нецелесообразен, т. е. если ремонт такого помещения подразумевает смену стен и фундамента.
Иными словами, если жилому помещению необходим такой ремонт, который означает по существу, постройку нового жилья, то такое помещение признается не подлежащим ремонту (реконструкции).
Вопрос о том, подлежит ли жилое помещение ремонту (целесообразен ли такой ремонт) обычно решается в судебном порядке при оспаривании решения межведомственной комиссии (об этом ниже) в ходе проведения строительной экспертизы.
Если же жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации собственник жилого помещения не получает никаких возможностей, у него не возникает права на первоочередное улучшение жилищных условий. Ведь согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в том числе и ремонт).
Если жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать лишь на временное переселение в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома — ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (если наймодатель (муниципальное образование) такой ремонт (такую реконструкцию) все же будут проводить).
4. Далее укажем примерный план действий для признания жилого помещения непригодным для проживания (и не подлежащим ремонту).
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Согласно п. 7 и п. 8 Положения жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан признаются пригодными (непригодными) для проживания межведомственной комиссией, создаваемой администрацией муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение.
При этом согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Таким образом, вначале необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии и о проведении этой комиссией оценки (обследования) жилого помещения для решения вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.
К данному заявлению необходимо приложить копии следующих документов:
— правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации, зарегистрированный БТИ, договор социального найма или ордер),
— заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения,
— заявления, фотографии дома, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Если заявитель не приложит заключение проектно-изыскательской организации и/или правоустанавливающий документ на жилье (при условии, что права на жилье не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость), то заявление возвращается гражданину без рассмотрения.
Для получения заключения проектно-изыскательской организации необходимо обратиться к любой организации, имеющей допуск на выполнение проектных работ и работ по техническому обследованию зданий и сооружений (выданный в установленном порядке – см. ст. 47 и ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации) с просьбой провести обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Результатом такого обследования и будет заключение проектно-изыскательской организации, которое следует приложить к своему заявлению.
В течение 30 дней с момента подачи заявления (с приложением) межведомственная комиссия для оценки жилого помещения должна быть создана местной администрацией.
В случае бездействия местной администрации и/или межведомственной комиссии подается жалоба в прокуратуру либо в суд (в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации).
Администрация муниципального образования по итогам рассмотрения заявления гражданина обязана создать межведомственную комиссию.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
В результате своей работы комиссия выносит одно из следующих решений:
— о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
— о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
— о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
— о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
— о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
— об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.
Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Таким образом, в результате исследования фактического состояния жилого помещения (с обязательным выездом на место) комиссия выносит заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
При несогласии с выводами, содержащимися в заключении комиссии, это заключение следует оспорить в судебном порядке (согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации). Срок для оспаривания – три месяца с момента принятия заключения (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Для обоснования ошибочности выводов межведомственной комиссии необходимо ходатайствовать перед судом о проведении строительной экспертизы.
Для подтверждения непригодности жилого помещения и для подтверждения того, что жилье не подлежит ремонту (реконструкции) перед экспертом в ходатайстве необходимо сформулировать примерно такие вопросы:
— Каково техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).
— Возможно ли технически проведение капитального ремонта, а также реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).
— Целесообразно ли экономически проведение капитального ремонта, а также реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).
Если экспертиза покажет, что жилое помещение непригодно для проживания и при этом ремонт (реконструкция) помещения (дома) нецелесообразны, то заключение межведомственной комиссии будет признано незаконным.
Дальнейший порядок действий будет зависеть от того, является ли гражданин собственником квартиры (дома) или проживает в ней по договору социального найма.
5. Далее укажем примерный план действий по получению жилья, исходя из того, что гражданин является собственником (членом семьи собственника) квартиры (дома).
Следует подчеркнуть, что жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания согласно заключению межведомственной комиссии или по решению суда.
Более того, жилое помещение должно быть признано не просто непригодным для проживания, а непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходим из того, что у гражданина имеются соответствующие документы (заключение межведомственной комиссии/решение суда), в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции.
С учетом изложенного укажем примерный план (этапы) действий по получению жилого помещения.
5.1. Необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования, в котором гражданин проживает.
5.1.1. Для реализации этапа, указанного в п. 5.1. настоящей статьи, необходимо предварительно получить статус малоимущего – ст. 49 ЖК РФ.
Необходимость этапов, указанных в пунктах 5.1. и 5.1.1.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) возможно только в случае признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Иными словами, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие следующих условий: подтверждение права пользования гражданином жилым помещением, пришедшим в негодность; признание гражданина нуждающимся в жилом помещении; признание гражданина малоимущим.
Такой подход утвердился и в судебной практике (см. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Верховного Суда Чувашской Республики по гражданским делам за 4 квартал 2014 года http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=47Обзора практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.
Следовательно, такой гражданин может непосредственно переходить к реализации этапа, указанного в п. 5.2. настоящей статьи.
Реализация этапа, указанного в пункте 5.1.1.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Гражданин признается малоимущим администрацией того муниципального образования, в котором он проживает.
Граждане признаются малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если размер дохода, приходящегося на каждого члена их семьи, недостаточен для накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения по средней рыночной стоимости жилья в данном муниципальном образовании за период времени, установленный органом местного самоуправления.
Признание гражданина малоимущим производится органом местного самоуправления на основании личного заявления гражданина, с предоставлением сведений о размере дохода заявителя и членов его семьи, а также перечня движимого и недвижимого имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности заявителя и членов его семьи.
Для принятия решения о признании гражданина малоимущим, органом местного самоуправления производится сравнение размера возможных денежных накоплений заявителя и членов его семьи за определенный период накопления и средней рыночной стоимости жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
С заявлением о признании малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда представляются следующие документы:
а) документы о составе семьи (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении детей (несовершеннолетних), судебные и иные решения);
б) копия поквартирной карточки (домоуправление) или домовой книги;
в) копия финансового лицевого счета (домоуправление – бухгалтерия);
г) правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи (копия: ордера, свидетельства регистрации, права собственности на жилое помещение или договора социального найма);
д) справка из органов технической инвентаризации и технического учета, подтверждающая наличие или отсутствие у заявителя и совместно проживающих членов семьи недвижимого имущества на праве собственности;
е) справка о заработной плате с места работы за 12 месяцев (форма НДФЛ-2), о размере получаемой пенсии, стипендии и иные документы, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи, для индивидуальных предпринимателей – налоговые декларации о доходах за расчетный период (один календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления) с отметкой налогового органа о принятии;
ж) документы, подтверждающие место работы (учебы) заявителя и членов его семьи (заверенная копия трудовой книжки, справка из учебного заведения и т.д.), либо справка центра занятости;
з) документы, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества;
и) справка из отделения ГИБДД о наличии либо отсутствии транспортного средства у заявителя и членов его семьи. При наличии в собственности транспортного средства у заявителя и/или членов его семьи предоставить оценочную стоимость данного транспортного средства.
Реализация этапа, указанного в пункте 5.1.
Для получения жилого помещения по договору социального найма необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Такой учет ведется администрацией того муниципального образования, в котором гражданин проживает.
При этом ЖК РФ предусматривает ряд оснований, при наличии которых администрация обязана поставить гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Эти основания закреплены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Встать на учет можно по одному из указанных в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ оснований.
Нам представляется, что наиболее просто встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Для этого необходимо вначале реализовать этап 5.1.1., т. е. получить статус малоимущего.
Помимо этого, для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ необходимо, чтобы общая площадь жилого помещения (квартиры), приходящаяся на одного члена семьи (зарегистрированного/проживающего в данном жилом помещении), была меньше учетной нормы.
Иными словами, если общую площадь занимаемого Вами помещения поделить на количество зарегистрированных там граждан, и эта цифра окажется меньше учетной нормы (которая утверждается отдельно в каждом муниципальном образовании), то Вы подпадаете под п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Однако следует учитывать, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Важно обратить внимание, что при подсчете площади, приходящейся на каждого члена семьи, проживающего в квартире, принимается в расчет только площадь пригодных для проживания жилых помещений.
При этом учетная норма в каждом муниципальном образовании разная и устанавливается местными органами власти.
Таким образом, для реализации этапа 5.1. необходимо получить статус малоимущего (исходя из среднедушевого дохода семьи), а также представить в администрацию документы (копии: свидетельство о праве собственности, паспорт БТИ на квартиру, поквартирная карточка, документы о непригодности квартиры для проживания), подтверждающие, что общая площадь квартиры, которая приходится на одного проживающего в ней члена семьи, меньше учетной нормы.
Еще раз подчеркнем, что при подсчете площади, приходящейся на каждого члена семьи, не учитывается площадь непригодных для проживания жилых помещений.
В случае отказа органа местного самоуправления признавать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий данный отказ необходимо обжаловать в порядке искового производства (согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации) либо пожаловаться на действия администрации в прокуратуру.
В ч. 1 ст. 51 ЖК РФ указаны и иные случаи, когда гражданин вправе встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Так, например, согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ у гражданина возникнет право встать на учет, при наличии следующих условий:
— гражданин должен страдать одним из заболеваний, указанных в перечне, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378,
— проживающие в жилом помещении лица не должны иметь иного жилого помещения,
— жилое помещение должно быть занято несколькими семьями (более, чем одной).
Исходя из этого, еще раз подчеркнем, что в большинстве случаев наиболее просто встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ
5.2. Далее необходимо обратиться в администрацию того муниципального, в котором гражданин проживает, с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Реализация этапа, указанного в пункте 5.2.
К заявлению в уполномоченный орган местного самоуправления необходимо приложить (копии):
а) свидетельство о праве собственности на квартиру (или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилье),
б) поквартирная карточка,
в) справка органа технической инвентаризации (паспорт БТИ),
г) заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции,
д) решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Срок рассмотрения обращения – 30 дней (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ администрация обязана предоставить гражданину жилое помещение вне очереди.
Подчеркнем, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления на условиях договора социального найма.
При этом тот факт, что гражданин не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до признания квартиры непригодной для проживания и встал на учет только после признания квартиры непригодной, не исключает возможность предоставления жилого помещения во внеочередном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П).
5.3. В случае отказа предоставить жилье вне очереди (или в случае бездействия администрации) наступает следующий этап, а именно: обжалование отказа местной администрации предоставить жилое помещение вне очереди в порядке искового производства согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (возможна также жалоба в прокуратуру).
Реализация этапа, указанного в пункте 5.3.
В суд необходимо подать исковое заявление, которое должно соответствовать требованиям ст. 131 и ст. 132 ГПК РФ.
Иск подается в районный (городской) суд по месту нахождения местной администрации.
В иске рекомендуем сформулировать следующие требования:
— признать незаконным отказ (уполномоченного органа местного самоуправления) предоставить вне очереди (истцу) благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма,
— обязать (уполномоченный орган местного самоуправления) немедленно предоставить (истцу) на семью из (количество человек) благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в (где) общей площадью не менее (площадь, исходя из нормы предоставления).
При этом в исковом заявлении следует указать:
— наименование суда, в который подается заявление;
— наименование лица, подающего жалобу, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
— наименование ответчика, его место нахождения;
— какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);
— обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
— перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению необходимо приложить копии следующих документов (перечень примерный):
— копию искового заявления;
— доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя;
— сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия;
— свидетельство о праве собственности на квартиру (или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилье);
— заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции;
— решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий;
— справку органа технической инвентаризации (паспорт БТИ).
При подаче искового заявления в суд следует оплатить государственную пошлину и к исковому заявлению необходимо приложить оригинал квитанции об ее оплате.
При обжаловании отказа администрации предоставить жилое помещение без очереди следует учитывать следующие правовые позиции:
— Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (Определение Кемеровского областного суда от 23.12.2011 по делу № 33-14308).
— Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения (Апелляционное определение Тульского областного суда от 01.11.2012 по делу № 33-2911).
— Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для отказа в иске, так как это нарушает гарантированное право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.10.2012 № 33-9899 Апелляционное определение Кировского областного суда от 15.03.2012 по делу № 33-752).
— Государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), жалоба № 33509/04, § 70).
— Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
5.4. Исполнение судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди.
Реализация этапа, указанного в пункте 5.4.
В случае если суд удовлетворит исковые требования, т. е. вынесет решение об обязании администрации предоставить гражданину жилое помещение, и такое решение вступит в законную силу, то необходимо в суде первой инстанции (который вынес решение по существу) получить исполнительный лист на принудительное исполнение судебного акта.
После получения исполнительного листа необходимо предъявить его в службу судебных приставов по месту нахождения местной администрации для принудительного исполнения.
Процедура исполнительного производства регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, постановление о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должно быть принято через 6 рабочих дней после поступления заявления взыскателя и исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
При этом согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Следовательно, если должник (местная администрация) в течение вновь установленного приставами срока не исполнит решение суда, то гражданин вправе обращаться в соответствующее подразделение службы судебных приставов (либо в прокуратуру) с жалобой на неисполнение органом местного самоуправления судебного акта.
Более того, в действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за неисполнение решения суда (ст. 17.14 КоАП РФ, ст. 315 УК РФ).
Значит, в обращении к судебным приставам по поводу неисполнения администрацией судебного решения допустимо просить привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.
5.4.1. В некоторых случаях гражданину придется противодействовать предоставлению отсрочки исполнения решения суда.
Администрация муниципального образования в целях уклонения от исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения может обращаться в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В этом случае необходимо подать в суд отзыв на такое заявление, в котором выступить против предоставления местной администрации отсрочки исполнения решения суда.
Следует подчеркнуть, что суд может предоставить отсрочку исполнения решения лишь в том случае, когда соблюдаются два необходимых условия: 1) наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение и препятствующих совершению исполнительных действий 2) отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованию справедливости, не должна нарушать баланс интересов взыскателя и должника (т. е. при решении вопроса об отсрочке и рассрочке исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя).
При этом отсутствие финансирования, отсутствие целевых денежных средств в бюджете муниципального образования не относится к исключительным обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда и/или препятствующим совершению исполнительных действий, что неоднократно подтверждено в судебной практике.
Следует обратить внимание на позицию Европейского Суда по правам человека, согласно которой государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), жалоба № 33509/04, § 70).
В Апелляционном определении Липецкого областного суда от 13.06.2012 по делу № 33-1322а/2012 указано, что отсутствие средств в бюджете не может явиться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения.
В Апелляционном определении Новгородского областного суда от 30.05.2012 по делу № 2-737-33-811 также подчеркивается, что затруднительное финансовое положение должника, само по себе, не является основанием для длительного неисполнения судебного акта и нарушения тем самым прав взыскателя.
В Определении Оренбургского областного суда от 13.02.2013 по делу № 33-1250/13 указано, что отсутствие достаточных денежных средств для приобретения жилья не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку по смыслу закона при предоставлении отсрочки исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, поскольку в данном случае нарушаются жилищные права истца.
Таким образом, отсутствие бюджетных средств в бюджете муниципального образования не является исключительным обстоятельством объективного характера, препятствующим исполнению судебного акта.
Более того, в судебной практике подчеркивается, что поскольку поводом для обращения истца в суд явилось неисполнение ответчиком обязательства по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, отсрочка исполнения решения суда в такой ситуации повлечет дальнейшее нарушение прав и законных интересов истца и членов ее семьи (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 13.06.2012 по делу № 33-1322а/2012).
5.4.2. В случае длительного неисполнения администрацией решения суда гражданин может попробовать изменить способ исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение.
Если решение суда о предоставлении жилого помещения не исполняется длительное время и если привлечение муниципальных чиновников к ответственности за неисполнение судебного акта не принесло результата, то возможно попытаться изменить способ исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение.
Так, в п. 20 Обзора судебной практики по гражданским делам Приморского краевого суда за II полугодие 2014 г. (утвержден на заседании президиума Приморского краевого суда 16.02.15 http://kraevoy.prm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sudhttps://doorinworld.ru/stati/zhile-neprigodno-dlya-prozhivaniya-poryadok-dalneyshikh-deystviy» target=»_blank»]doorinworld.ru[/mask_link]