1. Заключить концессионное соглашение в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области», находящегося в федеральной собственности, с обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-энергосервисная управляющая компания» (далее соответственно — концессионное соглашение, общество) .
2. Утвердить прилагаемые основные условия концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области», находящегося в федеральной собственности.
3. Установить, что:
полномочия концедента при заключении, исполнении, изменении и прекращении (расторжении) концессионного соглашения от имени Российской Федерации осуществляет Минобороны России;
на дату заключения концессионного соглашения общество должно отвечать требованиям, установленным Законом Российской Федерации «О государственной тайне», частью 14 статьи 5 и частью 411 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
«Коммунальные концессии инвестируем в воду, газ и тепло»
4. Минобороны России:
в 25-дневный срок направить обществу проект концессионного соглашения от имени концедента;
в 45-дневный срок подписать концессионное соглашение от имени концедента без проведения конкурса;
выполнить необходимые мероприятия для заключения соглашения, предусмотренного частью 4 статьи 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях», с обществом и финансирующей организацией в соответствии с условиями концессионного соглашения;
обеспечить передачу обществу земельных участков и объекта концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями концессионного соглашения.
5. Плата концедента по концессионному соглашению, а также обязательства концедента по предоставлению концессионеру государственных гарантий отсутствуют.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 26 мая 2021 г. № 1374-р
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области», находящегося в федеральной собственности
1. Настоящий документ устанавливает основные условия концессионного соглашения в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области», находящегося в федеральной собственности (далее соответственно — концессионное соглашение, объект концессионного соглашения) .
2. Для целей настоящего документа применяются:
а) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения согласно приложению № 1;
б) состав и описание зданий, сооружений и иного имущества объекта концессионного соглашения согласно приложению № 2;
Концессионное соглашение на строительство IT-кампуса заключено в Нижнем Новгороде
в) задание и основные мероприятия по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения (котельных) , входящих в состав объекта концессионного соглашения, согласно приложению № 3;
г) предельный размер расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения согласно приложению № 4;
д) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в течение срока действия концессионного соглашения, составляющего 15 лет с даты его заключения, согласно приложению № 5;
е) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера согласно приложению № 6;
ж) требования к банковской гарантии согласно приложению № 7;
з) требования к договорам страхования согласно приложению № 8.
3. Целью использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения является осуществление деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны Российской Федерации в границах дислокации объектов системы теплоснабжения Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области.
4. Срок действия концессионного соглашения, предусмотренный приложением № 5 к настоящему документу, может продлеваться с согласия концессионера в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и определенных концессионным соглашением.
5. Изменение условий концессионного соглашения, в том числе срока реализации инвестиционных обязательств концессионера, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Получение согласия антимонопольного органа осуществляется в порядке и на условиях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Изменение значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, указанных в приложении № 6 к настоящему документу, осуществляется по предварительному согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) , в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и водоснабжения.
6. Способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению:
а) предоставление безотзывной банковской гарантии, которая должна быть непередаваемой и соответствовать иным требованиям, предусмотренным приложением № 7 к настоящему документу.
В банковской гарантии должен быть указан срок, на который она выдана, в случае ее предоставления на весь срок действия концессионного соглашения, а также содержаться указание на срок предоставления новой банковской гарантии в случае ее предоставления на каждый год в течение установленного в решении о заключении концессионного соглашения срока ее предоставления.
В банковской гарантии должна быть указана сумма, подлежащая выплате в каждом году обеспечения исполнения обязательств, рассчитанная в виде процентного значения (в размере 5 процентов) предельного размера расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения;
б) осуществление страхования имущества и гражданской ответственности в соответствии с требованиями, предусмотренными приложением № 8 к настоящему документу.
Бенефициаром (выгодоприобретателем) по договорам страхования выступает концессионер, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7. Концессионным соглашением концессионная плата и плата концедента не предусматриваются.
8. Порядок предоставления концессионеру земельных участков:
а) оформление прав на земельные участки под передаваемым концессионеру объектом концессионного соглашения осуществляется концессионером и за счет концессионера путем формирования земельных участков (либо земельного участка) , на которых располагается (либо будет расположен) объект концессионного соглашения и (или) которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также путем постановки указанных земельных участков на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования подведомственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации с сохранением исходных земельных участков в измененных границах. Передача в аренду земельных участков под планируемыми к созданию и (или) реконструкции объектами теплоснабжения, которые расположены (или будут созданы) во встроено-пристроенных нежилых помещениях зданий производственного, административного и (или) иного назначения, не осуществляется, а на период проведения работ по созданию и (или) реконструкции таких объектов теплоснабжения концедент предоставляет концессионеру в аренду площадку (часть земельного участка) под складирование материалов, оборудования и техники;
б) договор аренды земельного участка для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, заключается с концессионером в течение 5 рабочих дней со дня завершения концессионером в отношении такого земельного участка мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации;
в) передача по акту приема-передачи земельного участка, на котором располагается (либо будет расположен) объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, осуществляется в течение одного рабочего дня с даты подписания договора аренды земельного участка;
г) договор аренды земельного участка заключается на срок действия концессионного соглашения, подлежит государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке и вступает в силу с даты такой регистрации, государственная регистрация указанного договора осуществляется за счет концессионера;
д) концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды земельного участка третьим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка;
е) прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды земельного участка;
ж) ежегодная арендная плата за пользование концессионером каждым из указанных в концессионном соглашении земельных участков устанавливается в размере один рубль в год.
9. Сроки передачи концессионеру по акту приема-передачи объекта концессионного соглашения в составе, предусмотренном приложениями № 1 и 2 к настоящему документу, устанавливаются в концессионном соглашении в течение 60 календарных дней с даты заключения концессионного соглашения.
Государственная регистрация прав концессионера по владению и пользованию объектом концессионного соглашения осуществляется за счет концессионера.
10. Перечень обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения (соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции) :
а) за свой счет и (или) за счет привлеченных средств создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения в срок, предусмотренный приложением № 3 к настоящему документу;
б) разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
в) осуществить инвестиции в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения в объемах, предусмотренных приложением № 4 к настоящему документу, и в соответствии с заданием и основными мероприятиями по созданию и (или) реконструкции объекта, предусмотренными приложением № 3 к настоящему документу;
г) обеспечить качество работ по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение срока действия концессионного соглашения;
д) за свой счет обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект концессионного соглашения, а также прав концессионера по владению и пользованию объектом концессионного соглашения в срок, не превышающий одного месяца с даты ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
е) объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) предельный размер расходов концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение) , определен в приложении № 4 к настоящему документу;
з) при изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, предусмотренный приложением № 4 к настоящему документу, изменению в меньшую сторону не подлежит.
11. Перечень обязательств концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением:
а) осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны Российской Федерации в границах дислокации объектов системы теплоснабжения Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области;
в) принять на себя обязательства организации коммунального комплекса, обладавшей правами владения и пользования объектом концессионного соглашения, по подключению объектов застройщика к принадлежавшим этой организации сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с предоставленными техническими условиями, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации;
г) обеспечить достижение плановых значений показателей деятельности, предусмотренных приложением № 5 к настоящему документу;
д) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
е) осуществлять деятельность в соответствии со значениями долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренными приложением № 6 к настоящему документу;
ж) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
з) не передавать объект концессионного соглашения, определенный в соответствии с приложениями № 1 и 2 к настоящему документу, в пользование третьим лицам;
и) не передавать в залог, не отчуждать объект концессионного соглашения, определенный в соответствии с приложениями № 1 и 2 к настоящему документу;
к) не осуществлять уступку права требования, перевод долга по концессионному соглашению в пользу иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица и не передавать права по концессионному соглашению в доверительное управление;
л) риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, определенного в соответствии с приложениями № 1 и 2, несет концессионер;
м) по истечении срока действия концессионного соглашения обеспечить показатель фактического удельного расхода топлива в размере, не превышающем показатели нормативного удельного расхода топлива по каждой котельной, рассчитанные в соответствии с порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации. Для подтверждения выполнения обязательств настоящего подпункта концессионер представляет концеденту расчет нормативного удельного расхода топлива и режимные карты фактического удельного расхода топлива, составленные независимой специализированной организацией в области проведения режимно-наладочных испытаний.
12. Концессионер обязан подготовить территорию, необходимую для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны Российской Федерации в границах дислокации объектов системы теплоснабжения Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к основным условиям концессионного соглашению в отношении объекта «Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области», находящегося в федеральной собственности
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ объекта концессионного соглашения
Потери в сетях, за 2019 год, Гкал
Нижегородская область, Володарский р-н, пос. Смолино,
военный городок № 14
г. Нижний Новгород, ул. Свободы, д. 95,
военный городок № 64
Нижегородская область, г. Бор, с. Линда,
военный городок № 1
г. Нижний Новгород, ул. Планетная,
военный городок № 98
г. Нижний Новгород, ул. Ижорская, д. 25,
военный городок № 28
Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Складская, д. 11, военный городок № 10
Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Советская, д. 45, военный городок № 5
г. Нижний Новгород, ул. Федосеенко,
военный городок № 53
г. Нижний Новгород, ул. Федосеенко, военный городок № 53
Нижегородская область, г. Кстово, Энтузиастов пер., д. 17, военный городок № 34
Источник: government.ru
4.3. Понятие объекта строительства/реконструкции в рамках реализации законов № 115-ФЗ и № 224-ФЗ
В концессионном законодательстве и законодательстве о ГЧП понятие «объект капитального строительства» в буквальном смысле отсутствует, в то же время в рамках указанного регулирования используется понятие «объект соглашения», которое частично корреспондирует с понятием объекта капитального строительства, определённым ГрК РФ.
В соответствии со ст.ст. 3, 4 закона № 115-ФЗ, ст.ст. 7, 12 закона № 224-ФЗ объектом соглашения является недвижимое или движимое и недвижимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Как отмечалось в разделе 4.1, с 29 июня 2018 года стало возможно заключение соглашений в отношении только движимого имущества – объектов ИТ либо объектов ИТ и технических средств функционирования объектов ИТ.
Объектами соглашения могут выступать, например, следующие объекты:
- социальной инфраструктуры (объекты здравоохранения, в том числе для санаторно-курортного лечения, объекты социального обслуживания, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения. С 1 января 2021 года перечень объектов СГЧП дополнен объектами специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);
- транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, аэродромы, метрополитен и другой транспорт общего пользования, объекты железнодорожного транспорта, объекты трубопроводного транспорта и т. д.);
- коммунальной инфраструктуры (объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твёрдых коммунальных отходов, объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, и т. д.).
Перечень объектов соглашений является исчерпывающим, и заключение соглашения в отношении объекта, не указанного в перечне, не допускается [1] .
Объекты соглашений обладают следующими общими признаками:
- должны находиться в сфере публичного интереса и контроля;
- с использованием объекта должна осуществляться дальнейшая деятельность концессионера, частного партнёра, предусмотренная условиями соглашения.
По общему правилу на момент заключения соглашения объект, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публичного субъекта, а на момент передачи частной стороне – быть свободным от прав третьих лиц [2] .
Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента [3] . Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации [4] . При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности [5] ).
Объект, построенный/реконструированный по СГЧП, напротив, является собственностью частного партнёра в течение срока действия соглашения и остаётся в его собственности после прекращения соглашения. Исключением выступают следующие случаи:
- объём бюджетного финансирования на создание объекта и рыночная стоимость передаваемого имущества (прав на имущество) превышает объём финансирования частным партнёром;
- расторжение соглашения по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора частным партнёром;
- иное согласовано сторонами.
В указанных случаях право собственности на объект СГЧП возникает у частного лица, но в дальнейшем подлежит передаче публичной стороне.
При условии, что эти действия не приведут к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, возможно заключение соглашения в отношении нескольких объектов одновременно, за отдельными исключениями. К примеру, в 2017 году было заключено концессионное соглашение в отношении двух физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области [6] , а в 2019 году было заключено СГЧП в отношении семи поликлиник в Новосибирске [7] .
Также допускается передача публичной стороной частной не только объекта соглашения, но и иного имущества. Такое иное имущество должно образовывать единое целое с объектом соглашения и (или) быть предназначено для использования в целях создания условий осуществления частной стороной деятельности по соглашению. Несоблюдение указанного условия является нарушением законодательства о конкуренции [8] и может привести к признанию концессионного соглашения недействительным полностью или в части [9] . Кроме того, в силу позиции ФАС России, выраженной в отношении объектов ЖКХ [10] , в составе иного имущества, по общему правилу, не могут передаваться объекты, которые по смыслу закона № 115-ФЗ могут быть переданы в составе объекта концессионного соглашения.
По общему правилу объект соглашения не может быть предоставлен в залог. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда объект СГЧП используется в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения. При этом преимущественное право покупки в случае обращения взыскания на объект имеет публичный партнёр, а также действуют ограничения по обращению взыскания на предмет залога.
Условия об объекте соглашения имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при структурировании проекта и подготовке соглашения:
- По концессионному соглашению не допускается изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения (п. 5 ст. 3 закона № 115-ФЗ). При этом отсутствует однозначная позиция в отношении того, что понимается под целевым назначением объекта. Потенциально возможно выявить несколько способов определения целевого назначения: из данных о назначении здания, сооружения, содержащихся в ЕГРН; исходя из последнего фактического назначения объекта; исходя из вида разрешённого использования земельного участка. На данный момент наиболее распространённым подходом является определение целевого назначения через назначение, содержащееся в ЕГРН. Так, здания по назначению подразделяются на нежилые, жилые, многоквартирные дома, жилые строения, садовые дома [11] . В отдельных судебных решениях факт смены целевого назначения объекта устанавливается судом, но не анализируется [12] . На практике эта норма препятствует реализации значительного числа проектов, в которых планируется реконструкция объекта соглашения (например, реконструкция неиспользуемой школы в объект здравоохранения).
- Условие об описании объекта соглашения, включая его технико-экономические показатели (далее – ТЭПы), является существенным условием соглашения.
Состав ТЭПов законом не урегулирован, в связи с чем к ТЭПам объекта соглашения могут быть отнесены различные характеристики объекта в зависимости от его специфики и отраслевой принадлежности. Однако описание технико-экономических показателей объекта соглашения должно быть полным, позволяющим определить объём работ, необходимых для создания объекта соглашения, и сформировать заявку на участие в конкурсе [13] . При этом определённые ориентиры установлены в Письме Минстроя России от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04 «О требованиях к концессионным соглашениям в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения». Указано, что при описании объекта концессионного соглашения необходимо отражать следующие характеристики: тип системы коммунальной инфраструктуры, количество основных объектов (например, котельных, источников водоснабжения, трансформаторных подстанций, насосных станций, очистных сооружений и т. д.), общую протяжённость сетей по их видам, сведения о потерях ресурсов на объектах имущества и т. д.
Поскольку по смыслу закона № 115-ФЗ объектом соглашения является как созданное/реконструированное имущество, так и те объекты, которые передаются концессионеру для реконструкции, можно сделать вывод, что технико-экономические показатели должны устанавливаться также в отношении объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения и подлежащих реконструкции. К технико-экономическим показателям таких объектов, согласно уже упомянутому письму Минстроя России, относятся сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведённых мероприятиях по ремонту.
Источник: www.kachkin.ru