Контракт на выполнение проектных работ в строительстве

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Комментарий к ст. 758 ГК РФ

1. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ — это вид договора подряда, который имеет ряд особенностей:

1) предмет договора — проектные и изыскательские работы:

— проектными являются работы по изготовлению проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта;

— изыскательские работы — совокупность научных, технических, экономических и природных исследований, проводимых на определенной территории, в целях подготовки технической документации.

10 Контракт

Техническая документация — это система текстовых и графических документов, позволяющих сконструировать и спланировать строительство того или иного объекта или изготовление той или иной продукции;

— подрядчик — проектировщик и (или) изыскатель, то есть, лицо, которое обладает специальными знаниями и опытом для выполнения проектных и изыскательских работ;

— заказчик — физическое или юридическое лицо, выдающее задание по разработке технической документации и (или) выполнению изыскательских работ. Задание заказчика может даваться в письменной форме в виде отдельного документа, называемого заданием, либо быть включено в договор подряда в виде отдельного его условия.

По своей юридической природе договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является:

2. Применимое законодательство:

3. Судебная практика:

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 N 18АП-3341/2009;

— Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2004 N Ф09-1383/04ГК;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 N 11АП-6279/11;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N 18АП-12596/2010;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 N 07АП-3779/08;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-3510/14 по делу N А56-8012/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 N Ф06-12020/11 по делу N А55-4623/2011;

— Постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2005 N Ф09-3417/05-С4;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 17АП-11445/14-ГК;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 N 17АП-10423/14-ГК;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 N 11АП-11341/14;

Договоры строительного подряда и договоры на выполнение проектных и изыскательских работ

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 N 17АП-6532/14-ГК;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 N 13АП-27858/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 N 18АП-12109/13.

«КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА № 14-ФЗ»

Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев, Т.А.

Бирюкова, Ю.Н. Вахрушева, Р.Р. Долотина, Н.В. Елизарова, Р.Ю. Закиров, Н.А. Захарова, П.З.

Иванишин, С.Ю. Морозов, Т.Н. Михалева, 2014

Судебная практика по статье 758 ГК РФ:

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствуясь статьями 329, 330, 421, 431, 709, 720 753, 758 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении первоначального иска и частичного удовлетворения встречных требований.

Заявитель считает, что суд кассационной инстанции неправильно применил нормы права, подлежащие применению, а именно статьи 702, 758 ГК РФ. Указывает, что истец результат выполненных работ не передавал.

Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суды руководствовались статьями 309, 310, 715, 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и исходили из того, что результаты работы по договору от 21.10.2013 № 198-КА-13 направлены в адрес истца до истечения действия договора.

Источник: www.zakonrf.info

Существенные условия договора на выполнение изыскательских работ в строительстве (Ершов О.Г.)

Развитие договорных отношений в строительстве предопределяет необходимость совершенствования норм гражданского законодательства. В связи с этим необходимо обратить внимание на договорные отношения, связанные с проведением инженерно-изыскательских работ в целях последующей подготовки проектной документации.

Заключение договора на выполнение инженерных изысканий для строительства без разработки проекта строительства сегодня предусмотрено ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Вместе с тем в § 4 гл. 37 ГК РФ практически отсутствуют нормы, которые касаются регулирования отношений, связанных с проведением изыскательских работ.

Допуская заключение самостоятельного договора на проведение изысканий, законодатель в последующих ст. ст. 759 — 762 ГК РФ предусмотрел нормативные положения, которые в большей части применимы только при подготовке проектной документации.
На уровне подзаконных нормативных актов этот пробел практически не восполняется. Например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» установлен перечень видов инженерных изысканий и порядок их выполнения. Однако каких-либо требований к условиям самого договора на проведение изыскательских работ не установлено. В большей степени здесь закреплены нормы, которые касаются содержания основных прав и обязанностей сторон, но не относятся к условиям договора на проведение изыскательских работ как основанию возникновения обязательства. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 введен Перечень видов работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, однако в документе не содержится требований, предъявляемых к самому договору на выполнение изыскательских работ в строительстве.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 392.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Российская газета. 2010. N 88. 26 апр.

Следствием недостаточной разработанности нормативных положений о договоре на проведение изыскательских работ в строительстве являются сложности, связанные с его заключением. В частности, хозяйствующие субъекты не всегда имеют представление о том, какие существенные условия необходимо определить для того, чтобы договор был заключен и возникло обязательство. Такой вывод может быть сделан, если обратить внимание на материалы судебной практики. Например, при рассмотрении одного дела судом было указано, что договор на выполнение проектных и изыскательских работ признан незаключенным в силу отсутствия в нем существенных условий, предусмотренных для договора данного вида, а именно задания . При рассмотрении другого дела суд указал, что договор подряда на выполнение изыскательских работ не может считаться заключенным, поскольку стороны не определили начало и окончание срока выполнения работ, что является существенным условием для договора данного вида .
———————————
См.: Постановление ФАС Центрального округа от 18 марта 2010 г. N Ф10-561/10 // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 января 2006 г. N Ф04-9349/2005(18323-А03-38) // СПС «КонсультантПлюс».

При отсутствии в договоре срока начала и окончания работ ст. 314 ГК РФ такое условие компенсировать не может. Ранее было отмечено, что данная норма направлена на регулирование отношений в том случае, если обязательство не предусматривает срок исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок. Здесь законодатель предлагает руководствоваться разумным сроком.

Учитывая, что разумность срока исполнения должна быть обусловлена характером складывающихся обязательственных отношений, при отсутствии четко установленных законодательных критериев разумности она должна быть имманентна предмету исполнения. Речь идет о том, что разумность срока представляет собой интервал времени, который объективно необходим для того, чтобы должник выполнил те действия, которые требуются от него условиями обязательства [5].

Принимая во внимание, что результат работы исполнителя изначально индивидуализирован, определить точную продолжительность выполнения изыскательских работ вряд ли возможно. Более того, нельзя забывать, что выполнение изыскательских работ может быть связано с исполнением других, также заключенных договоров (подряд на проектирование и строительный подряд), что также предопределяет необходимость обязательного согласования срока начала и окончания работ по изысканию. И наконец, согласно общей норме, требования п. 1 ст. 708 ГК РФ о необходимости указания в договоре начала и окончания работ являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон.
Сложнее определить предмет договора на выполнение изыскательских работ. С одной стороны, это обусловлено тем, что в цивилистической науке пока не решена общая проблема в части того, что следует считать предметом договора вообще, с другой — имеющиеся на данный момент теоретические разработки по данному вопросу касаются в большей степени договора подряда на выполнение проектных, но не изыскательских работ в строительстве.

Однако и относительно предмета договора на выполнение проектных работ в строительстве нет единого понимания. Так, указывается, что предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ должны считаться сами проводимые проектные и изыскательские работы, по итогам которых подрядчик обязан подготовить и передать заказчику техническую документацию либо представить данные, полученные при проведении изыскательских работ [4. С. 343]. Или, напротив, предмет рассматривается в качестве результата работ [6].
Имеющийся уровень научной разработки вопроса о предмете договора подряда на выполнение проектных работ в строительстве не позволяет в полной мере применить полученные знания применительно к предмету договора на выполнение изыскательских работ. Сложившиеся концепции о предмете (либо только работа, либо только результат) есть отражение дискуссии, которая развернулась относительно предмета договора подряда в целом. Вместе с тем если при подряде результатом работы является вновь изготовленная или переработанная подрядчиком вещь, то при выполнении изыскательских, а также проектных работ результат работы выражен в иной форме. Это уже позволяет усомниться в том, что предмет рассматриваемого договора может быть сведен либо к работе, либо к результату.
Полагаем, правильно определить предмет договора на выполнение изыскательских работ в строительстве можно в том случае, если обратить внимание на то, что договор рассматривается в цивилистической науке с разных позиций. В частности, как: а) основание возникновения правоотношения или юридический факт; б) само правоотношение или обязательство; в) документ. Применительно к правовой оценке предмета договора как существенного условия договор должен рассматриваться в первом значении, т.е. как юридический факт. Договор есть соглашение, поэтому при определении предмета необходимо установить направленность волеизъявления сторон, объект направленности, и действия, которые стороны должны совершить для удовлетворения своего интереса. Кроме того, если учесть, что предмет договора позволяет провести разграничение со смежными правовыми конструкциями, в нем должна усматриваться определенная степень детализации тех действий, которые необходимо совершить .
———————————
Дискуссию о соотношении предмета договора с объектом обязательства и предметом исполнения, выводы общетеоретического характера о предмете договора см.: [7].

Учитывая это, предмет договора можно рассматривать как результат соглашения сторон, в котором усматривается направленность их волеизъявления на объект, относительно которого возникнут в последующем права и обязанности, а также действия, которые стороны должны совершить для того, чтобы достигнуть той правовой цели, ради которой они вступают в договорные отношения. В связи с этим предмет договора на выполнение изыскательских работ в строительстве может быть представлен как результат соглашения, в котором их волеизъявление сторон направлено на получение материалов инженерных изысканий, относительно которых совершаются действия исполнителя по выполнению соответствующей работы и передаче ее результата, а также складываются права и обязанности сторон. Такой подход позволяет учесть такие представления о предмете, как выполнение работы и результат работы. Однако это происходит не через объект будущего правоотношения (работу) и предмет исполнения должника, а через предмет соглашения, результат которого приводит к возникновению самостоятельного юридического факта. По-сути, такое понимание предмета позволяет объединить имеющиеся в науке разработанные теории о предмете подрядного договора.

1. Басин Ю.Г. Правовые вопросы проектирования в строительстве. М.: Юрид. лит., 1962. С. 97, 98.
2. Алипова Л.А. Договор подряда на выполнение изыскательских работ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 16.
3. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000.

Том 2. С. 353.
4. Гражданское право: Учебник. Часть вторая / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Юрид. лит., 2004.
5. Ершов О.Г. Срок выполнения работы как существенное условие договора подряда на проектирование в строительстве // Евразийский юридический журнал. 2010. N 9. С. 74, 77.
6. Рассудовский В.А. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ в капитальном строительстве. М.: АН СССР, 1963. С. 76, 78.
7. Ершов О.Г. Предмет договора подряда на проектирование в строительстве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. N 4. С. 98 — 106.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: lexandbusiness.ru

Договор подряда на выполнение проектных работ: актуальные проблемы правоприменения

Договор подряда на выполнение проектных работ: актуальные проблемы правоприменения

Сложившаяся хозяйственная ситуация заставляет возвращаться к, казалось бы, уже устоявшимся и ставшими классическими вопросам договорного права.

Актуальность проблематики, связанной с проектными отношениями в градостроительстве, обусловлена не только системным кризисом инвестиционной сферы, повлекшим приостановление реализации множества проектов именно на так называемой бумажной и, прежде всего, проектной стадии (что в целом предопределяет неплатежи и множит судебные споры), но и недостаточным вниманием, уделяемым в последнее время договору на выполнение проектных работ как таковому как в теории, так и на практике.

Далее будут рассмотрены наиболее интересные, на наш взгляд, вопросы, возникающие при применении ст. ст. 758 — 762 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и соприкасающихся с данными нормами административных институтов, получившие неоднозначную оценку в юрисдикционной практике.

В силу ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Каким образом может быть обозначен подобный результат, для того чтобы договор был признан заключенным, т.е. предмет сделки определен с достаточной степенью полноты?

Так, согласно общей формулировке Рекомендаций по заключению договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в строительстве в г. Москве (утв. распоряжением первого заместителя премьера от 19 апреля 2001 г. N 221-РЗП), «предметом договора на проектные и изыскательские работы является законченная, рассмотренная и согласованная в установленном порядке проектно-сметная документация на строительство и (или) комплекс услуг, носящий сопутствующий проектированию либо самостоятельный характер. Предмет договора должен излагаться в необходимой степени подробно и исчерпывающе с применением простых и конкретных формулировок, имеющих однозначное толкование (п. п. 4.3.2, 4.3.3).

Конкретизация данного положения возможна указанием на объем и перечень работ, которые должен выполнить проектировщик, документы, которые он должен изготовить и передать заказчику, согласующие инстанции.

Вместе с тем распространена практика, при которой стороны определяют, что «объем проектной документации и перечень работ, выполняемых по договору, определяются на основании письма заказчика», «заказчику передается документация, прошедшая все необходимые согласования и экспертизы, полностью подготовленная для производства работ по объекту» (как вариант — «полный комплект документов, необходимый для получения соответствующих разрешений») и включают в сделку иные аналогичные оговорки.

Представляется, что при данном указании на «результат выполненных работ», риск признания договора незаключенным достаточно велик.

Действительно, как с позиции требований ст. 432 ГК РФ определить на момент подписания договора критерий «полноты комплекта документов», их «надлежащего оформления», «получения необходимых согласований» и «прохождения всех требуемых экспертиз»?

Возможно, единственное приемлемое решение — перечисление разрабатываемой документации и согласующих органов в самом контракте, в ином случае не только создается правовая неопределенность в отношениях сторон, но и закладывается основа для возможного вынесения в последующем заведомо неисполнимых судебных актов.

Подобные обобщающие формулировки договорных условий ставят под сомнение сам факт заключения сделки и как результат — риск выбора ненадлежащего способа защиты нарушенного права, невозможность применения к недобросовестному контрагенту договорных санкций и иные неблагоприятные для участников сделки последствия.

Не менее проблемным является и следующий вопрос, связанный с определением предмета договора на выполнение проектных работ.

Часть 1 ст. 759 ГК РФ устанавливает обязанность заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Передача задания на проектирование определяется как договорная обязанность заказчика, которая может быть реализована исключительно в рамках существующих договорных обязательств, при условии заключенности самого договора (тем более что данная обязанность по общему правилу фиксируется в разделе контракта, посвященном правам и обязанностям сторон).

На основании изложенного делается вывод, что передача подрядчику задания на проектирование является обязанностью заказчика — действиями, которые он обязан совершить во исполнение договора. Само же отсутствие согласованного технического задания на момент подписания договора не влияет на его вступление в силу.

Вместе с тем текущая судебная практика демонстрирует и иной, как представляется, более выверенный подход.

Так, техническое задание на проектирование объекта оценивается как одно из существенных условий подрядного договора, без согласования которого договор не может быть признан заключенным (Постановление ФАС Уральского округа от 21 января 2009 г. N Ф09-10326/08-С4).

Читайте также:  На какое строительство требуется разрешение

В каком бы качестве ни оценивалось задание заказчика на проектирование, в контексте суждений об установлении между сторонами договорных отношений, пожалуй, более существенное значение оно приобретает при собственно исполнении обязательств по проектированию, которые и будут рассмотрены далее.

Предоставление задания на проектирование и его влияние

на надлежащее выполнение подрядчиком договорных обязательств

Практически в каждом споре, затрагивающем вопросы оценки качества выполненных проектных работ, в разной степени затрагивается вопрос оценки надлежащего выполнения договорных обязательств всеми участниками сделки, но зачастую «камертоном» дела выступает оценка действий самого заказчика и степени их влияния на достижение согласованного сторонами правового результата.

Среди немногочисленных поименованных в ГК РФ обязанностей заказчика по договору на выполнение проектных работ особо необходимо отметить основополагающую, базисную для дальнейшего развития всех контрактных отношений — предоставить техническое задание и иные необходимые для выполнения работ данные.

Согласно п. 1 ст. 759 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (Книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное).

Следует учитывать, что «заказчик при утверждении полученного от подрядчика задания и иных исходных данных, а равно подрядчик — при принятии от заказчика обязаны их проверить и при обнаружении недостатков сообщить об этом контрагенту. Сторона, которая не выполнила указанной обязанности, принимает на себя соответствующий риск: она сможет ссылаться на недостатки задания только при условии, если не докажет, что они не могли быть ею обнаружены» (Брагинский М.И., Витрянский В.В.

Договорное право. Договоры на выполнение работ и оказание услуг (книга 3). 2-е изд. М.: Статут, 2008. С. 160).

Более того, учитывая, что на стороне подрядчика по общему правилу выступает лицензируемый профессионал, ситуации возникновения подобного риска крайне редки и его ссылки на невозможность обнаружения недостатков задания вряд ли могут быть признаны обоснованными.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика. Данное правило действует как в случае предоставления задания непосредственно заказчиком, так и при утверждении им проекта задания, подготовленного подрядчиком.

Зачастую безусловное соблюдение подрядчиком требований задания на проектирование приводит к невозможности достижения желаемого для сторон результата — создания документации, пригодной для практической реализации проекта (заказчиком не учтены градостроительные ограничения, сервитуты, прохождение коммуникаций и т.п.).

Ответствен ли подрядчик за недостижение договорного результата в данной ситуации, подлежат ли оплате работы, выполненные в подобных условиях?

Несмотря на то что закон не содержит правовых норм, согласно которым подрядчик обязан в нарушение ч. 2 ст. 759 Кодекса отступить от требований, указанных в задании заказчика, данное обстоятельство не исключает, по нашему мнению, ответственности подрядчика за некачественно выполненные работы в случаях, когда он был осведомлен об имеющихся недоработках в задании на проектирование и их возможном влиянии на достижение надлежащего результата работ.

Создание в подобных ситуациях подрядчиком «объекта, не имеющего для заказчика потребительской ценности», хотя бы и осуществленное при попустительстве последнего, не отвечает общим началам гражданского оборота и по существу должно оцениваться с позиций ст. 10 ГК РФ с последствиями, помимо прочего, в виде отказа от оплаты работ, выполненных по заведомо «дефектному» для исполнителя заданию.

Безусловно, бремя доказывания недобросовестности подрядчика в подобных обстоятельствах, в том числе очевидности для него неисполнимости и практической непригодности к использованию результата, полученного в подобных условиях, возлагается на заказчика (представляется, что осуществляемое императивно специальное регулирование вопроса соблюдения подрядчиком требований технического задания при проектировании исключает возможность использования в подобных ситуациях возможностей, заложенных в нормах ГК РФ, регулирующих общие вопросы подрядных отношений, в том числе и в порядке аналогии).

Особо необходимо отметить, что задание заказчика на проектирование не отнесено к проектной документации (п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ) и соответственно его оценка не отнесена к предмету ведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Таким образом, ссылка на несоответствие задания на проектирование нормативным требованиям сама по себе не может служить достаточным обстоятельством для обоснования подрядчиком уважительных причин непригодности проекта к использованию, в том числе в результате отрицательного заключения экспертизы по проекту.

Условия доведения результатов проектных работ к сведению

третьих лиц. Участие подрядчика в спорах заказчика

с третьими лицами

Согласно императивному требованию п. 1 ст. 760 ГК РФ обязанность по согласованию проектной документации с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления лежит на подрядчике, в то время как заказчик при необходимости обязан лишь участвовать вместе с подрядчиком в согласовании.

Равным образом обязанностью заказчика в соответствии со ст. 762 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, является участие вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

Какие возможности предоставляет принцип свободы договора для иного, нежели установленный в вышеприведенных статьях, распределения обязанностей по согласованию проекта?

Допустимо ли отнесение договорной обязанности по согласованию проектной документации исключительно на подрядчика, устранив участие заказчика, либо возложить ее всецело на заказчика.

Императивные требования п. 1 ст. 760 и ст. 762 ГК РФ не позволяют положительно ответить на поставленные вопросы.

Вместе с тем отдельные нормативные акты субъектов РФ зачастую полагают допустимыми и иные подходы к решению данного вопроса.

Так, например, согласно Положению о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утв. распоряжением мэра от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ, «проведение согласования проектной документации осуществляется Заказчиком; при необходимости в соответствии с договором на проектирование к данной работе может привлекаться Проектировщик» (п. 2.4.5).

Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге (ТРД 11-501-2004 Санкт-Петербург, утв. Постановлением Правительства С.-Петербурга от 27 июля 2004 г. N 1322) возлагает проведение согласований проектной документации на проектировщика при участии заказчика, если иное не предусмотрено договором (контрактом) (п. 8.2).

Представляется, что при включении подобных условий, отступающих от императивного регулирования п. 1 ст. 760 ГК РФ, в контракт, они должны оцениваться как ничтожные (ст. 168 ГК РФ).

Должен ли заказчик участвовать в согласовании лично или имеет право привлекать к исполнению своей обязанности третьих лиц?

Представляется, что подобное обязательство не носит строго личного характера (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Его исполнение может быть возложено на третье лицо, которым в рамках исполнения отдельного договора с заказчиком (поручение, комиссия, возмездное оказание услуг и иные) может выступать и лицо, осуществляющее функции проектировщика по основному договору.

Одной из основных обязанностей заказчика является сохранение режима целевого использования и конфиденциальности полученной от подрядчика документации: заказчик обязан использовать документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней сведения (если иное не предусмотрено договором) (ст. 762 ГК РФ).

Зачастую результат работ, выполненный с ненадлежащим качеством, передается для устранения выявленных недостатков не первоначальному подрядчику (ст. 761 ГК РФ), а третьему лицу, с которым заключается соответствующий договор (при этом процедурные требования ст. 715 ГК РФ соблюдаются крайне редко).

Подобное исправление третьим лицом проекта может быть признано допустимым лишь при условии, если подобная возможность предусмотрена договором (п. 2 ст. 761 ГК РФ) и лишь при условии договорного снятия ограничений, установленных ст. 762 ГК РФ.

Особо следует остановиться еще на одном аспекте вовлеченности «третьих лиц» в процесс исполнения договорных обязательств по выполнению проектных работ.

Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации (ст. 762 ГК РФ).

Закон не устанавливает каких-либо критериев для определения спора как связанного с «недостатками» выполненных работ, равным образом не ограничивается и потенциальный круг третьих лиц, обратившихся с соответствующим требованием к заказчику.

Последствием несоблюдения данного правила является утрата заказчиком возможности получения в порядке регресса с подрядчика сумм, уплаченных по требованию третьего лица, но лишь при условии обоснования подрядчиком того обстоятельства, что при привлечении в дело его доводы исключили бы ответственность заказчика перед третьим лицом.

Само по себе непривлечение заказчиком подрядчика в процесс не является основанием для отмены судебного акта по иску к заказчику, поскольку решение суда в данной ситуации непосредственно на права проектировщика не влияет и риск неблагоприятных последствий несоблюдения требований ст. 762 ГК РФ в данном случае ложится на заказчика.

Во всяком случае, при подавляющем большинстве споров, связанных с несоблюдением качества выполненных строительных работ, необходимым условием их всестороннего, полного и объективного рассмотрения (ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ) является привлечение в процесс, в т.ч. по инициативе суда, проектировщика (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июля 2005 г. N А65-23529/2004-СГ2-20; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 января 2004 г. N Ф08-5177/2003).

Государственная экспертиза проектной документации:

о некоторых вопросах судебной практики. Отсутствие необходимости

проведения государственной экспертизы

ГрК РФ (ст. ст. 49, 51) предусматривает закрытый перечень случаев, при которых экспертиза проектной документации не проводится.

Данные нормы имеют публично-правовой характер — их положения не могут быть изменены соглашением сторон договора, причем как в части установления наличия дополнительных оснований для проведения государственной экспертизы проекта, так и в части исключения соответствующей обязанности.

В случае включения подобного условия в договор оно как противоречащее закону (ст. 168 ГК РФ) должно оцениваться в качестве ничтожного и не влечь для сторон правовых последствий, за исключением связанных с его недействительностью.

Возможна и иная оценка подобной ситуации: поскольку невозможность исполнения подрядчиком обязанности по получению государственной экспертизы обусловлена неисполнимостью договорного обязательства, обязательство в этой части может считаться прекращенным (п. 1 ст. 416 ГК РФ) — Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июля 2008 г. N Ф08-3291/2008.

Во всяком случае, при отсутствии возможности проведения государственной экспертизы проекта вследствие выполнения договора, предмет которого соответствует исключениям, обозначенным в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, выполненная работа должна быть оплачена, независимо от указания в договоре на осуществление расчетов «по прохождении государственной экспертизы проекта».

Негосударственная экспертиза проекта может проводиться без подобных ограничений.

Изложенное в полной мере применимо и при оценке обязательств сторон по согласованию проектной документации в различных государственных (муниципальных) органах.

Градостроительное законодательство субъектов РФ зачастую содержит положения, отражающие затронутые вопросы, которые вызывают сомнение в их легитимности.

Так, п. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса города Москвы (Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28) устанавливает, что «проведение государственной экспертизы проектной документации является обязательным в случаях, установленных федеральным законодательством, в случаях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах комплексного благоустройства на не подлежащих реорганизации жилых, общественно-деловых территориях, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях, в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, в иных случаях, когда при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства могут быть нарушены права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, иные права и законные интересы физических, а также юридических лиц».

Подобные «иные случаи» не исключают возможности предъявления требований о проведении экспертизы и в случаях, когда согласно федеральному законодательству проведение государственной экспертизы проектной документации не требуется.

Данная норма не только противоречит ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (и в соответствующей части не подлежит применению), но и создает предпосылки для административного усмотрения и возможности принятия «коррупционноемких» решений, ограничение которых является первоочередной задачей реформы государственного управления на современном этапе.

Устранение недостатков проектной документации

Действующее законодательство не предусматривает в качестве существенного условия договора на выполнение проектных работ обязанности проектировщика по направлению разработанной документации для прохождения экспертиз, равно как и не обусловливает осуществление расчетов между сторонами получением положительного заключения экспертизы проектной документации — данные вопросы решаются сторонами сделки по своему усмотрению, которым они и определяют требования приемлемости выполненной работы по качественным характеристикам (с учетом ставшего уже универсальным в подрядных отношениях правила об оплате заказчиком результата работ, имеющего для него потребительскую ценность, и императивных требований публичного права).

Практические сложности вызывает применение норм ст. 761 ГК РФ, согласно которой при обнаружении недостатков в технической документации подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию.

Кто устанавливает подобные недостатки?

Указанная норма не предусматривает обязанности заказчика направить документацию на экспертизу и только после получения соответствующего заключения возможность предъявить исполнителю требование об устранении недостатков (хотя и не исключает подобной возможности).

С учетом правил о встречном исполнении обязательств (ст. 328 ГК РФ) стороны вправе установить, что какие-либо претензии к проектировщику могут предъявляться заказчиком лишь после исполнения последним обязанности по направлению проекта на экспертизу и получения по нему отрицательного заключения либо неполучения заключения в установленные сроки.

Как справедливо отмечалось в литературе, «прямое указание на обусловленность последовательности исполнения в договоре может пониматься по-разному. Один из подходов — это буквальное понимание: в договоре должны иметься слова, буквально указывающие, что одно предоставление производится только после производства другого. Однако такое понимание было бы излишне формальным и не отвечающим смыслу закона» (Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. М.: Статут, 2005 // СПС «КонсультантПлюс»).

В связи с изложенным подобная обусловленность может определяться как указанием в договоре конкретного экспертного учреждения, сроков совершения соответствующих действий, требований к оформлению претензий, так и в общем плане — указанием на необходимость направления проекта на экспертизу в уполномоченное учреждение.

Также, по нашему мнению, в том случае, если стороны в договоре не определили экспертное учреждение, которое должно оценить качество проектной документации, достаточное для ее дальнейшего использования, заказчик вправе независимо от степени завершенности проектирования отказаться от исполнения договора.

Если причиной отказа от исполнения договора явилось наличие недостатков результата работ, их неустранение проектировщиком в определенный срок либо наличие существенных и неустранимых недостатков, к отношениям сторон подлежит применению п. 3 ст. 723 Кодекса.

При отсутствии оснований для отказа от исполнения договора по причине нарушения его условий последствия прекращения обязательств регулируются ст. 717 ГК РФ, в силу которой заказчик, отказавшийся от исполнения договора, обязан оплатить исполнителю выполненные им работы до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора (подробнее о соотношении данных способов защиты прав см.: Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007. С. 861).

Особо отметим, что при отсутствии в договоре условия о проведении и обязательности для сторон экспертизы результата работ последние подлежат оплате и в том случае, когда не имеется положительного заключения экспертизы проекта (ст. ст. 723, 761 ГК РФ).

Напротив, соглашением сторон момент расчетов по договору полностью либо в части может быть обусловлен получением положительного заключения по результатам проведенной экспертизы проектной документации.

Оспаривание действий (бездействия) органов и учреждений,

осуществляющих государственную экспертизу

Как и всякое решение, а также действие либо бездействие государственных органов, акты органов государственной экспертизы проектной документации могут быть оспорены в судебном порядке.

При этом суд в соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении подобных дел устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц относятся к категории дел, возникающих из публичных правоотношений.

Особенность данной категории дел состоит в том, что предметом судебного разбирательства являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации — власти и подчинения.

Вместе с тем когда предметом спора является конфликт между равными юридическими лицами, например сторонами по договору на проведение экспертизы в связи с неисполнением договорных условий, диспозитивно установленных сторонами, заявитель вправе предъявить к ответчику материально-правовые требования в рамках искового производства.

Требования, заявленные в публично-правовом порядке при наличии спора между субъектами, не находящимися в отношениях власти-подчинения, свидетельствуют о выборе ненадлежащего способа защиты права, поскольку рассмотрение материально-правовых требований в порядке гл. 24 АПК РФ невозможно, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления (данные положения, прошедшие неоднократную проверку судебной практикой, представляются безусловно верными и заслуживающими своего дальнейшего развития как в теоретическом, так и в практическом аспекте).

Каковы пределы оценки судами актов государственной экспертизы? Подлежат ли рассмотрению по существу выводы, содержащиеся в заключении, при рассмотрении споров как между хозяйствующими субъектами, так и с участием государственных экспертных учреждений?

Читайте также:  Дома фахверк технология строительства

Безусловно, к компетенции суда не относится ни оценка проектной документации как таковой (во всяком случае, в ее технической составляющей), ни, тем более, рассмотрение вопроса обоснованности и мотивированности положительного либо отрицательного заключения, принятого уполномоченным государственным органом по результатам проведения экспертизы проекта.

В отношении подобных вопросов, как и любых иных требующих специальных познаний, может быть назначена судебная экспертиза, результаты которой оцениваются наряду с иными доказательствами по делу.

На рассмотрение эксперту могут предлагаться вопросы, не имеющие правового характера.

По справедливому замечанию О.С. Нестеровой, «назначая судебную экспертизу и формулируя вопросы эксперту, суд в первую очередь решает, не являются ли выносимые на рассмотрение экспертов вопросы правовыми» (Нестерова О.С. Становление пределов специальных знаний при назначении экспертизы арбитражным судом // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л.Ф.

Лесницкой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008).

Подобные решения зачастую весьма неочевидны. Так, например, недопустимыми представляются вопросы о «соответствии представленного проекта Градостроительному кодексу и «иному законодательству РФ», о наличии «достаточных оснований для разработки проектной документации», о «наличии достаточных оснований для выдачи положительного заключения по проекту» и им подобные.

Вместе с тем возможна постановка перед экспертом вопросов о соответствии проекта требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка, существенности отступления от проекта при строительстве, возможности корректировки проекта в соответствии с требованиями государственной экспертизы.

При возникновении спора, касающегося вопросов качества выполненных проектных работ, в соответствии с п. 5 ст. 720 ГК РФ должна быть назначена экспертиза (Постановление ФАС Московского округа от 30 апреля 2004 г. N КГ-А40/3006-04).

Следует учитывать, что данная норма действует исключительно во взаимоотношениях заказчика и проектировщика, что исключает ее применение при спорах с экспертными учреждениями.

Источник: www.lawnow.ru

ВВЕДЕНИЕ

«Рекомендации по заключению договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в строительстве в г. Москве» разработаны на основании норм гражданского кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся в г. Москве практики формирования хозяйственно договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности, с учетом правоприменительной практики Арбитражного суда г. Москвы по заключению и исполнению договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Они предназначены для руководителей и работников планово-экономических и юридических служб проектных и изыскательских организаций, физических и юридических лиц, осуществляющих функции заказчиков или инвесторов.

«Рекомендации» могут быть использованы также организациями, участвующими в инвестиционном процессе независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

«Рекомендации» откорректированы в соответствии с действующим (по состоянию на 01.04.2001 г.) законодательством Российской Федерации. При их разработке использованы:

— Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая;

— Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая;

— Градостроительный кодекс Российской Федерации;

— Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

— Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

— Сборники форм договоров (контрактов) между заказчиком-застройщиком и другими участниками инвестиционной деятельности.

— Примеры контрактов на проектные работы и материалы консультационного инжиниринга ряда европейских стран;

— Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В условиях рыночной экономики договор имеет решающее значение, поскольку является основным юридическим документом, регламентирующим производственно-хозяйственные и другие отношения между субъектами инвестиционной деятельности.

В соответствии с Законом (ст. 420 ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, договор характеризуется прежде всего как юридический факт, относящийся к правомерным действиям, направленным на достижение определенного правового результата (установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей).

1.2. Государственное регулирование отношений участников инвестиционной деятельности включает: правовое обеспечение приоритета интересов потребителя, налогообложение, финансово-кредитную политику, лицензирование, нормирование, стандартизацию, экологический и санитарный контроль, антимонопольные меры, обеспечение безопасности производства работ и эксплуатации и др.

1.3. Договор на выполнение проектно-изыскательских работ заключается между заказчиком (инвестором) и подрядчиком (проектной или изыскательской организацией).

В соответствии с договором подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

1.4. Инвесторами являются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или обладающие имущественными правами, а также российские и иностранные юридические и физические лица.

1.5. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные уполномоченные ими осуществить реализацию инвестиционного проекта российские или иностранные юридические и физические лица. Заказчик представляет интересы инвестора по реализации инвестиционного проекта в течение всего инвестиционного периода, при этом несет имущественную ответственность перед исполнителями в установленном законодательством порядке (глава 25 ГК РФ) за невыполнение отдельных обязательств по договору.

1.6. Подрядчиком по договору на выполнение проектных и изыскательских работ могут быть проектные и изыскательские организации, а также любые юридические и физические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, имеющие лицензию на выполнение соответствующего вида работ.

1.7. Договорные отношения между сторонами должны строиться на принципах гражданско-правового регулирования, основными из которых являются:

— принцип равенства участников гражданско-правовых отношений;

— автономия воли и имущественной ответственности сторон;

— самостоятельность участников договорных отношений;

По действующему гражданскому законодательству в основе договора лежит свободно выраженная воля самих сторон. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, либо добровольно принятым обязательством. Таким же образом решается вопрос и о выборе контрагента по договору. Кроме того, стороны вольны в выборе конкретного вида договора и определении его условий.

Вместе с тем стороны могут заключить только такой договор, который не противоречить закону и иным нормативным документам.

1.8. Подрядчик может привлекать для выполнения части или вида работ другие организации (субподрядчиков), заключая с ними договоры субподряда (ст. 706 ГК РФ). При этом ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором, и качество работ несет генеральный подрядчик (генеральный проектировщик) (п. 1. ст.

706-ГК РФ).

1.9. Договор может заключаться на выполнение всего комплекса работ по объекту проектирования, так и на отдельные стадии, части, разделы проекта.

1.10. Договором на выполнение проектных и изыскательских работ могут быть предусмотрены и другие работы: предпроектные исследования, составление технико-экономических обоснований инвестиций (бизнес-планов), выбор площади (трассы) строительства, подбор подрядной организации, осуществление авторского и технического надзора за строительством и т.д.

Состав должен быть оговорен в задании на проектирование и в соответствующем разделе оплата договора.

1.11. Договорная документация состоит из договора и приложений к нему, являющихся его неотъемлемой частью.

В приложения включаются необходимые пояснения и уточнения положений договора. Ими, как правило, являются: утвержденное Заказчиком задание на проектирование (как обязательная часть исходной документации, определяющая характер и объем деятельности по объекту, включающая весь комплекс основных требований Заказчика и условий исходно разрешительной документации), календарные планы, графики, сметы, расчеты, обоснования и т.д.

1.12. В необходимых случаях в течение срока действия договора возникает необходимость внесения изменений в его условия. Такие изменения оформляются дополнительными соглашениями, являющимися неотъемлемой частью договора.

2. ПРЕДДОГОВОРНАЯ РАБОТА

2.1. Размещение заказов на разработку проектно-сметной документации заказчик (инвестор) осуществляет преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги.

2.2. Конкурсный выбор исполнителя предлагает выполнение заказчиком следующих работ:

— принятие решения о проведении торгов и издание соответствующего распоряжения;

— формирование и утверждение конкурсной комиссии;

— опубликование объявлений и рассылка приглашений для участия в торгах;

— разработка и распространение конкурсной документации среди претендентов;

— сбор и оценка представленных оферт;

— определение победителя торгов и заключение с ним контракта на выполнение проектных и изыскательских работ.

2.3. По объектам городского заказа, по крупным объектам со сложной технологией, а при необходимости и по другим объектам, заказчик определяет проектную организацию — генерального проектировщика (генерального подрядчика), возлагая на него условиями договора осуществление координации проведения всех проектных, изыскательских и других работ по проектируемому объекту. Субподрядные организации выполняют работы, как правило, по договорам с генеральным подрядчиком (см. приложение).

В отдельных случаях законодательством допускается заключение прямых договоров между заказчиками и субподрядными организациями при условии предварительного согласования с генеральным подрядчиком.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ
ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. При достижении соглашения о заключении договора стороны подготавливают необходимые документы и материалы, являющиеся основанием для составления проекта договора и выполнения работ.

Заказчик передает подрядчику утвержденное задание на проектирование с приложением к нему исходных данных и другие материалы, необходимые для выполнения работ по договору. Проект договора, как правило, составляет и передает заказчику подрядчик. Срок рассмотрения материалов и принятия решений каждой стороной, как правило, не должен превышать 15 дней.

3.2. При наличии возражений по отдельным пунктам договора у одной из сторон, договаривающиеся стороны должны принять меры к урегулированию разногласий.

3.3. Договор подписывается и считается заключенным, когда сторонами достигнуто соглашение по всем его условиям (ст. 432 ГК РФ).

3.4. Заключение договора оформляется подписями руководителей предприятий. Если договор подписывается не руководителем предприятия, полномочия лица, подписавшего договор, должны быть переданы ему надлежащим образом (в виде доверенности с указанием даты ее выдачи).

3.5. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его оформления (подписания сторонами) в установленном порядке.

По общему правилу (ст. 408 ГК РФ) надлежащее исполнение договора определяется выполнением всех условий договора в установленный срок.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА
НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

4.1. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ должен содержать обязательные (существенные) и дополнительные условия.

К числу обязательных (существенных) условий, без которых договор не может быть заключен, относятся:

— субъекты (стороны) договора;

— цена работ и порядок оплаты выполненных работ;

— сроки выполнения работ и передачи их заказчику;

— порядок сдачи и приемки работ;

— права и обязанности сторон по договору, установленные соглашением сторон.

Дополнительными условиями договора могут быть:

— порядок участия сторон в согласованиях разработанной документации;

— порядок использования созданной проектно-сметной документации;

— условия передачи права собственности на изобретения и «ноу-хау», возникшие в процессе выполнения работ;

— страхование профессиональной ответственности подрядчика;

— ответственность сторон и порядок разрешения споров;

— порядок представления конфиденциальной информации;

— порядок изменения и расторжения договора и др.

4.2. Субъекты (стороны) договора

4.2.1. В договоре должны быть указаны полные наименования и организационно-правовая форма предприятий и организаций — сторон договора, а также фамилии, имена и отчества должностных лиц, их представляющих и подписывающих договор. Если в качестве представителя стороны по договору выступает не директор (руководитель) предприятия, в договоре указывается документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор.

4.2.2. Подрядчик должен указать в договоре наличие лицензии на осуществление проектной деятельности, на основании которой он выполняет проектные и изыскательские работы.

4.3. Предмет договора

4.3.1. Под предметом договора понимается требуемый заказчиком результат работы, выполняемой подрядчиком по его заданию.

4.3.2. Предметом договора на проектные и изыскательские работы является законченная, рассмотренная и согласованная в установленном порядке проектно-сметная документация на строительство и (или) комплекс услуг, носящий сопутствующий проектированию либо самостоятельный характер.

4.3.3. Предмет договора должен излагаться в необходимой степени подробно и исчерпывающе с применением простых и конкретных формулировок, имеющих однозначное толкование.

К договору прилагается (в составе исходно-разрешительной документации) утвержденное Заказчиком задание на проектирование — как обязательная часть исходной документации, определяющая характер и объем деятельности по объекту, включающая весь комплекс основных требований Заказчика и условий исходно-разрешительной документации.

4.4. Права и обязанности сторон

4.4.1. Обязанности подрядчика и заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (установленные ст.ст. 760 и 762 ГК РФ) включаются в раздел с распределением прав и обязанностей работ по договору.

4.4.2. Стороной по договору может выступать группа участников, тогда в договоре следует указать разделение прав и обязанностей между ними, либо оформить это разделение в виде приложения к договору.

4.5. Цена договора

4.5.1. Цена договора может быть твердой, т.е. неизменной на весь период выполнения работ, либо договорной, т.е. предполагающей ее обоснованное изменение. В том случае, если договором предусмотрена открытая цена, необходимо указать, в каких случаях происходит перерасчет стоимости проектных и изыскательских работ. Это может быть вследствие:

— изменения коэффициента инфляции, устанавливаемого Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы;

— уточнения фактических объемов работ;

— уточнения стоимости строительства, определенной в сметном расчете.

Изменение цены договора является изменением его условий и оформляется дополнительными соглашениями и др. документами, прилагаемыми к договору и являющимися его неотъемлемой частью.

4.5.2. Предусматривается использование нескольких способов определения цены на проектные и изыскательские работы, основными из которых являются два:

— определение стоимости работ на основе нормативов, установленных соответствующими документами (сборники цен, показатели стоимости и т.д.);

— расчет стоимости на основе трудоемкости работ с учетом накладных расходов и планируемой прибыли.

4.5.3. Для проектных и изыскательских работ, выполняемых по объектам городского заказа, базовая стоимость должна определяться в соответствии с «Порядком определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве» (4-я редакция) МРР-3.2.06.04-00, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23.05.2000 г. N 390, а также с учетом стоимости услуг сторонних организаций по согласованию проектной документации.

Окончательная стоимость проектных и изыскательских работ в случае открытой договорной цены устанавливается по исполнительной смете с учетом стоимости строительства по сметному расчету.

4.5.4. Для проектных и изыскательских работ, выполняемых за счет других (внебюджетных) источников финансирования, указанный в пп. 4.5.1-4.5.3 порядок определения стоимости может рассматриваться как рекомендация.

4.5.5. Стоимость инженерных изысканий, выполняемых за счет городских средств, определяется по «Сборнику базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства», 1999 г., одобрен Госстроем России (письмо от 22.06.1998 г.) и Справочниками базовых цен на отдельные виды инженерных изысканий, одобренными письмом Госстроя России от 22.06.98г. N 9-4/8-4, с применением коэффициентов инфляции, устанавливаемых Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.

4.5.6. Расчеты стоимости проектных, изыскательских и других работ должны прилагаться к договору и являться его неотъемлемой частью.

4.5.7. В договоре может предусматриваться получение подрядчиком аванса.

Подрядчик вправе рассчитывать на получение аванса только тогда, когда сторонами будет достигнута договоренность о его предоставлении, размере и других относящихся к этому условий.

4.5.8. Порядок осуществления промежуточных платежей и условия окончательного расчета определяются договаривающимися сторонами. При этом договором может быть предусмотрен любой удобный и взаимоприемлемый для сторон порядок расчетов: полностью за принятую проектную продукцию, по этапам, за выполненные отдельные работы и услуги.

4.5.9. Окончательная оплата производится:

— по утверждаемой проектно-сметной документации — после утверждения ее установленном порядке;

— по рабочей документации — после приемки заказчиком на основании акта сдачи — приемки.

4.5.10. В договоре могут быть предусмотрены условия, при которых заказчик вправе задержать оплату выполненных работ подрядчику (отставание от графика, отсутствие необходимых согласований, несвоевременное устранение замечаний экспертизы и т.д.).

4.5.11. По объектам городского заказа заказчик оплачивает подрядчику: после сдачи утверждаемой части проектно-сметной документации (до экспертизы) не более 80% стоимости работ, оставшаяся часть перечисляется после ее утверждения с учетом результатов экспертизы.

4.5.12. Оплата работ субподрядных организаций генеральной проектной организацией (генеральным подрядчиком) производится в соответствии с условиями договора.

4.5.13. Право собственности на проектно-сметную документацию переходит по общему правилу гражданского законодательства в момент ее передачи заказчику (инвестору). Условия передачи права собственности на проектно-сметную документацию определяются договором.

4.6. Сроки выполнения работ определяются календарным планом (графиком) работ, являющимся неотъемлемой частью договора. В календарном плане указываются сроки начала и окончания работ. Задержка сроков, указанных в календарном плане, произошедшая по вине одной из сторон (например, из-за несвоевременного представления заказчиком исходных данных для проектирования), дает право другой стороне на изменение срока выполнения работ.

4.7. Порядок сдачи и приемки работ

4.7.1. Приемка и оценка проектно-сметной документации осуществляется в соответствии с техническими, экономическими, экологическими и другими требованиями действующих нормативных документов (ГОСТы ЕСКД, ГОСТы СПДС, СНиПы, МГСНы и др.). Рекомендуется в договоре приводить перечень нормативных документов, требованиям которых должна отвечать проектно-сметная документация.

4.7.2. Законченная работа передается подрядчиком заказчику по накладной с актом сдачи-приемки выполненных работ.

Заказчик при приемке выполненных работ оформляет акт своей подписью и печатью.

Если заказчик имеет претензии к подрядчику по качеству работы или замечания по выполнению им своих обязательств по договору, заказчик направляет подрядчику мотивированный отказ от приемки работ с указанием всех выявленных недостатков. В этом случае сторонами составляется двусторонний акт с перечнем недостатков проектно-сметной документации и сроков их устранения подрядчиком. После устранения имеющихся претензий по указанному акту заказчик оформляет акт сдачи-приемки выполненных работ и направляет его подрядчику для выставления счета.

Сроки приемки работ и оформления акта предусматриваются договором.

4.7.3. Осуществление заказчиком оформления акта сдачи-приемки и окончательного платежа в установленной договором сумме означает его отказ от всех претензий к подрядчику, но не освобождает подрядчика от необходимости проведения авторского надзора и ответственности за конечный результат по реализации проектно-сметной документации (ст. 761 ГК РФ).

Читайте также:  Что такое цсм в строительстве

Принятие окончательного платежа подрядчиком означает его отказ от всех претензий к заказчику.

4.8. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

4.8.1. Заказчик и подрядчик несут имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору (гл. 25 ГК РФ).

4.8.2. В договоре на выполнение проектных и изыскательских работ должны быть предусмотрены санкции за нарушение конкретных видов договорных обязательств.

Таковыми могут быть:

— со стороны заказчика — нарушение сроков представления исходных данных, задержка платежей и др.;

— со стороны подрядчика — неудовлетворительное качество проектно-сметной документации, отступление от строительных норм и правил, недостижение технико-экономических показателей проектно-сметной документации, невыполнение требований задания на проектирование, срыв сроков сдачи проектной продукции и др.

4.8.3. В договоре следует предусматривать условия изменения договорных обязательств (стоимости работ, сроков выполнения, расторжения договора) в случае невыполнения договорных обязательств.

В договоре должны быть учтены обязательства подрядчика по устранению за его счет недоработок проекта, возникших по его вине. В договоре должны быть отражены права заказчика на неполную оплату работ в случаях недостижения в проектной документации требуемых показателей, низкого качества проектной документации, а также ответственность заказчика на случай приостановления или прекращения по его требованию работ и возмещение им подрядчику понесенных затрат.

4.8.4. Виды ответственности и размер санкций устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Взыскание неустойки может быть предусмотрено в виде штрафа (фиксированной величины) или пени (длящаяся санкция).

Ответственность сторон может быть полной, т.е. с возмещением всех убытков — утраты или повреждения имущества, произведенных расходов и неполученной прибыли. Стороны вправе прийти к соглашению об ограничении ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.

4.8.5. В договоре следует предусмотреть порядок разрешения споров, возникающих между сторонами в период действия договора. Споры между сторонами следует урегулировать путем переговоров. Следует также предусмотреть претензионный порядок разрешения споров, что позволит сторонам лучше понять и оценить суть и обоснованность заявленных претензий а также избежать уплату судебных расходов для обращения в арбитражный суд.

4.8.6. При недостижении соглашений споры передаются для урегулирования в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, установленном действующим арбитражно-процессуальным законодательством.

При заключении договоров на разработку проектно-сметной документации для объектов городского заказа предусматривать рассмотрение споров, вытекающих из данных договоров, в третейском суде в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города.

4.9. Изменение и расторжение договора

4.9.1. Порядок и условия изменения и расторжения договора регламентируются ст.ст. 450-453 ГК РФ.

4.9.2. В договор могут быть включены дополнительные условия досрочного расторжения договора, а также последствия досрочного расторжения договора по инициативе одной из сторон.

4.9.3. Изменения в договор вносятся по взаимному соглашению сторон и оформляются в письменной форме в виде приложений к договору. Это могут быть дополнительные соглашения, акты, протоколы и другие формы документов.

4.9.4. Расторжение договора оформляется аналогично (п.4.9.3).

4.10.1. Страхование имущественных интересов заказчика и подрядчика может осуществляться по взаимному соглашению сторон в целях компенсации возможного ущерба, который они могут понести в результате наступления неблагоприятных событий в процессе выполнения договора и в последующее время.

4.10.2. Страховыми событиями (рисками) для подрядчика могут быть:

— приостановка работ по требованию заказчика не по вине подрядчика;

— недостоверность исходных данных;

— наступление страхового случая из-за упущений, допущенных проектировщиками в проектной документации.

4.10.3. Рисками для заказчика являются:

— убытки в связи с авариями, разрушением объектов, загрязнением окружающей среды, происшедшими вследствие реализации выполненных по договору проектных и изыскательских работ;

— причинение ущерба третьим лицам по тем же причинам;

— убытки заказчика из-за неправильного определения подрядчиком сметной стоимости и др.

4.10.4. Лимиты ответственности в договорах страхования и сроки страхового покрытия устанавливаются по соглашению сторон. Копии страховых договоров прилагаются к договору на выполнение проектных и изыскательских работ.

4.10.5. Стороны договора могут также предпринять по своей инициативе страхование событий, связанных с чрезвычайными обстоятельствами и возникающих не по вине сторон (стихийные бедствия, забастовки, изменения законодательства и т.д.).

Приложение

к Рекомендациям по заключению
договоров подряда на
выполнение проектных и
изыскательских работ в
строительстве в г. Москве

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

ДОГОВОР ПОДРЯДА
на выполнение проектных и изыскательских работ

«__»________ 200_ г.

_____________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице _______________, действующего на основании ________________, с одной стороны, и _______________, именуемый в дальнейшем «Подрядчик», в лице ________________, действующего на основании ________________, с другой стороны, именуемый в дальнейшем «Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя разработку проектно-сметной документации на стадии _______________ по объекту _________________________.

1.2. Подрядчик передает Заказчику документацию для однократного использования при строительстве объекта по адресу ________________.

1.3. Подрядчик передает Заказчику неисключительное право на использование документации, указанной в п.1.1, способом, указанным в п. 1.2 настоящего договора.

1.4. Технические, экономические и другие требования к проектной продукции, являющейся предметом настоящего договора, должны соответствовать требованиям СНиП и других действующих нормативных актов Российской Федерации и Правительства Москвы в части состава, содержания и оформления проектно-сметной документации для строительства, а также утвержденному заданию на проектирование.

1.5. Для исполнения настоящего договора Заказчик передает Подрядчику исходно-разрешительную документацию (в том числе, утвержденное задание на проектирование) по перечню и в сроки, определенные в приложении N 1 к настоящему договору.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Заказчик обязуется:

2.1.1. Своевременно производить приемку и оплату выполненных в соответствии с настоящим договором работ.

2.1.2. Участвовать в необходимых случаях вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

2.1.3. Назначить в трехдневный срок с момента подписания настоящего договора представителей Заказчика, ответственных за ход работ по настоящему договору, официально известив об этом Подрядчика в письменном виде с указанием представленных им полномочий.

2.1.4. Нести другие обязанности, предусмотренные ст. 762 ГК РФ.

2.2. Заказчик имеет право осуществлять текущий контроль за деятельностью Подрядчика.

2.3. Подрядчик обязуется:

2.3.1. Своевременно и должным образом выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с условиями настоящего договора.

2.3.2. Представлять Заказчику проектно-сметную документацию в сроки, предусмотренные настоящим договором.

2.3.3. Выполнять указания Заказчика, представленные в письменном виде, в том числе о внесении изменений и дополнений в проектно-сметную документацию, если они не противоречат условиям настоящего договора, действующему законодательству и нормативным документам Российской Федерации и Москвы.

В случае, если указания Заказчика выходят за рамки предмета настоящего договора, то Стороны подписывают дополнительное соглашение к настоящему договору, в котором определяется объем требуемых дополнительных работ и условия их оплаты.

2.3.4. Не вносить без предварительного согласования в письменной форме с Заказчиком изменения в проектно-сметную документацию, оказывающие влияние на общую стоимость и сроки строительства.

2.3.5. Информировать регулярно Заказчика по его конкретному запросу о состоянии дел по выполнению настоящего договора.

2.3.6. В минимально возможный срок и за собственный счет устранять недоделки и дополнять проектно-сметную документацию по получении от Заказчика мотивированной письменной претензии относительно качества, полноты документации, разрабатываемой Подрядчиком, или несоответствия ее условиям настоящего договора.

2.3.7. Согласовывать готовую проектно-сметную документацию с Заказчиком, а при необходимости совместно с Заказчиком — с компетентными государственными органами, эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления и в минимально возможные сроки за свой счет исправлять работу по замечаниям указанных органов.

2.3.8. Назначить в трехдневный срок с момента подписания настоящего договора представителей Подрядчика, ответственных за ход работ по настоящему договору, официально известив об этом Заказчика в письменном виде с указанием представленных им полномочий.

3. Цена работ и порядок расчетов

3.1. Цена работ, выполняемых по договору, составляет __________, кроме того НДС 20% — _______, всего ___________.

Указанная сумма является договорной ценой и подлежит уточнению при:

— изменении коэффициента инфляции, устанавливаемого Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы;

— уточнении стоимости строительства, определенной в сметном расчете.

3.2. В случае введения в действие нормативных актов, влияющих на ценообразующие факторы, стоимость продукции, подлежащей сдаче Заказчику после введения в действие этих актов, подлежит пересчету.

3.3. В стоимости продукции не учтены расходы за дополнительное (сверх оговоренного в п. 4.3.1) количество экземпляров документации. Оплата этих расходов производится Заказчиком по фактическим затратам по предъявлении накладной-счета.

3.4. Оплата по договору производится в следующем порядке:

3.4.1. В течение 3-х банковских дней с момента подписания договора Заказчик производит авансовый платеж в размере 40% от договорной цены, т.е. ____________, кроме того НДС 20% — __________, всего ____________, с последующем удержанием его в пропорциональных размерах из оплачиваемых работ.

3.4.2. Текущие платежи производятся Заказчиком поэтапно за разработанную проектно-сметную документацию в соответствии с календарным планом работ не позднее 5-ти банковских дней с момента подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу, либо с того момента, когда акт должен быть подписан в соответствии с п. 4.3.2 настоящего договора*.

*) По объектам городского заказа заказчик оплачивает подрядчику: после сдачи утверждаемой части проектно-сметной документации (до экспертизы) 80% стоимости работ, а 20% перечисляет после ее утверждения с учетом результатов экспертизы (в соответствии с п. 3.4 постановления Правительства Москвы от 05.12.2000 г. № 953 «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г. Москвы»).

4. Сроки, порядок сдачи и приемка продукции

4.1. Сдача разработанной проектно-сметной документации осуществляется по этапам, состав и сроки которых определяются в календарном плане работ.

4.2. В случае несоблюдения Заказчиком установленных сроков:

а) выдачи исходно-разрешительной документации;

б) выплаты аванса;

в) оплаты выполненных этапов работ;

сроки начала и окончания работ по договору переносятся Подрядчиком в одностороннем порядке на период просрочки исполнения Заказчиком обязательств по договору.

4.3. Готовность проектно-сметной документации подтверждается подписанием Заказчиком акта сдачи-приемки, который оформляется в следующем порядке:

4.3.1. В сроки, установленные календарным планом работ, Подрядчик передает уполномоченному представителю Заказчика по накладной акт сдачи-приемки выполненных работ с приложением ____ комплектов проектно-сметной документации. Дата оформления накладной является датой выполнения Подрядчиком работ по этапу и подтверждает получение Заказчиком разработанной проектно-сметной документации.

4.3.2. Приемка работы Заказчиком осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента получения проектно-сметной документации.

В указанный срок Заказчик обязан подписать акт сдачи-приемки выполненных работ или направить Подрядчику мотивированный отказ от приемки работ.

По истечении указанного срока при отсутствии мотивированного отказа работы считаются принятыми Заказчиком и подлежащими оплате на основании одностороннего акта.

Основаниями для отказа в приемке работ является несоответствие документации, разработанной Подрядчиком, требованиям действующего законодательства и нормативных документов Российской Федерации и Москвы, государственным стандартам, рекомендациям и замечаниям Мосгосэкспертизы, а также требованиям и указаниям Заказчика, изложенным в настоящем договоре.

4.3.3. В случае отказа Заказчика от приемки работ Сторонами в течение 2-х рабочих дней с момента получения Подрядчиком мотивированного отказа составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.

4.4. Если в процессе разработки проектно-сметной документации выяснится неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы, Подрядчик обязан приостановить ее, поставив об этом в известность Заказчика немедленно.

Вопрос о целесообразности продолжения работы решается Сторонами в течение 10 рабочих дней с момента получения Заказчиком уведомления о приостановлении работ.

4.5. В случае досрочного прекращения работ по договору Заказчик обязан принять от Подрядчика по акту разработанную им документацию по степени ее готовности на момент прекращения работ и оплатить ее стоимость за вычетом авансовых платежей.

4.6. Внесение изменений и дополнений в проектно-сметную документацию осуществляется Подрядчиком за дополнительную плату на основании дополнительного соглашения к договору.

4.7. При досрочном выполнении Подрядчиком проектных и изыскательских работ Заказчик обязан принять и оплатить эти работы на условиях настоящего договора.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Подрядчик несет ответственность за недостатки проектно-сметной документации, в том числе и за те, которые обнаружены при ее реализации, а также в процессе эксплуатации объекта. При обнаружении недостатков Подрядчик обязан безвозмездно их устранить, а также возместить убытки, вызванные недостатками проектно-сметной документации.

5.3. Подрядчик не несет ответственность за невыполнение обязательств по настоящему договору, если оно вызвано действием или бездействием Заказчика, повлекшим невыполнение им собственных обязательств по настоящему договору перед Подрядчиком.

5.4. При нарушении Заказчиком сроков оплаты разработанной документации (п. 3.4.2. договора) он выплачивает Подрядчику пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки платежа, но не более 25% от суммы долга.

5.5. При нарушении Подрядчиком сроков сдачи разработанной документации, установленных календарным планом работ, Подрядчик выплачивает Заказчику пени в размере 0,1% от стоимости этапа за каждый день просрочки, но не более 25% стоимости работ по этапу.

5.6. Разногласия по договору решаются путем переговоров непосредственно между Сторонами. Если согласие не будет достигнуто в течение двух недель, дело будет рассматриваться в Арбитражном суде г. Москвы.

5.7. Требование об исполнении, изменении или о расторжении настоящего договора может быть заявлено Стороной в арбитражный суд после получения отказа других Сторон о выполнении требования, либо не получения ответа на требование в десятидневный срок с момента получения другими Сторонами такого требования.

6. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, принятых на себя по настоящему договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

6.2. Понятием обстоятельств непреодолимой силы охватываются внешние и чрезвычайные события, отсутствовавшие во время подписания настоящего договора и наступившие помимо воли и желания Сторон, действия которых Стороны не могли предотвратить мерами и средствами, которые оправдано и целесообразно ожидать от добросовестно действующей Стороны. К подобным обстоятельствам Сторон относят: военные действия, эпидемии, пожары, природные катастрофы, акты и действия государственных органов, делающие невозможными исполнение обязательств по настоящему договору в соответствии с законным порядком.

6.3. Сторона по настоящему договору, затронутая обстоятельствами непреодолимой силы, должна немедленно известить телеграммой или с помощью факсимильной связи другую Сторону о наступлении, виде и возможной продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению договорных обязательств. Если о вышеупомянутых событиях не будет своевременно сообщено, Сторона, затронутая обстоятельством непреодолимой силы, не может на него ссылаться как на основание освобождения от ответственности.

6.4. В период действия обстоятельств непреодолимой силы, которые освобождают Стороны от ответственности, выполнение обязательств приостанавливается и санкции за неисполнение договорных обязательств не применяются.

6.5. Наступление обстоятельств непреодолимой силы при условии, что приняты установленные меры по извещению об этом других Сторон, продлевает срок выполнения договорных обязательств на период, по своей продолжительности соответствующий продолжительности обстоятельств и разумному сроку для устранения их последствий.

6.6. Если действие обстоятельств непреодолимой силы продолжается более 6 месяцев, Стороны должны договориться о судьбе настоящего договора. Если соглашение Сторонами не достигнуто, любая из Сторон вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор путем направления заказным письмом другой Стороне соответствующего извещения.

7. Срок действия договора

7.1. Срок действия договора устанавливается с даты его подписания до полного исполнения Сторонами обязательств по договору.

8. Конфиденциальность

8.1. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной ими друг от друга или ставшей известной им в ходе выполнения работ по настоящему договору, не открывать и не разглашать в общем или в частности информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного согласия другой Стороны настоящего договора.

8.2. Требования п.8.1 настоящего договора не распространяются на случаи раскрытия конфиденциальной информации по запросу уполномоченных организаций в случаях, предусмотренных законом.

Однако, даже в этом случае Стороны обязаны согласовать друг с другом объем и характер предоставляемой информации.

8.3. Любой ущерб, причиненный Стороне несоблюдением требований статьи 8 настоящего договора, подлежит полному возмещению виновной Стороной.

9. Прочие условия

9.1. Заказчик вправе использовать проектно-сметную документацию для строительства, созданную по настоящему договору, в пределах способа, срока и территории, установленных п.___ настоящего договора. Право на все другие виды использования Заказчику не передаются.

9.2. При отсутствии оплаты или при неполной оплате Заказчик не приобретает предусмотренные договором права на использование проектно-сметной документации для строительства. В этом случае права на использование проектно-сметной документации для строительства, оговоренные настоящим договором, остаются за Подрядчиком.

9.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору совершаются в письменной форме по взаимному согласию Сторон.

9.4. Вопросы, не урегулированные настоящим договором, регламентируются нормами действующего гражданского законодательства.

9.5. К настоящему договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:

Приложение № 1 — Перечень и сроки представления исходно-разрешительной документации (в том числе утвержденного задания на проектирование).

Приложение № 2 — Календарный план работ.

Приложение № 3 ______________.

9.6. Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах — по одному для каждой Стороны, каждый экземпляр идентичен и имеет одинаковую юридическую силу.

Источник: files.stroyinf.ru

Рейтинг
Загрузка ...