В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).
Видео №3. Критерии оценки проектов. Общая информация
Критерии оценки
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
– стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее – стоимость жизненного цикла);
– предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722):
а) цена контракта;
– цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:
Критерии оценки персонала. По каким критериям оценивать сотрудников?
– цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков – если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;
– цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;
– цену единицы услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;
б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
г) расходы на эксплуатацию товара;
д) расходы на техническое обслуживание товара;
е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Обратите внимание
Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок).
В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.
Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе, – «стоимость жизненного цикла».
Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ – по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки
Как мы уже отмечали, в качестве стоимостных критериев могут выступать: «цена контракта», «стоимость жизненного цикла», а также «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».
Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
ЦБi = Цmin / Цix 100, где:
Цi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin ,
ЦБi = (Цmax- Цi) / Цix 100, где:
Цmax – максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).
Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.
Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» (ЦЭБi), определяется по формуле:
ЦЭБi = ЦЭmin / ЦЭix 100,где:
ЦЭmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
ЦЭi – предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.
В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».
Обратите внимание
Сумма величин значимости стоимостных критериев при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких контрактов критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев (ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Необходимо отметить, что положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
– драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
– хореографических произведений и пантомимы;
– музыкальных произведений с текстом или без текста;
– произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
– произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
– произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
– фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
– составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям «качество товаров (качество работ, качество услуг)» и «соответствие экологическим нормам», а также в случаях, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 – 24 Правил оценки заявок.
Согласно п. 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:
– качество товаров (качество работ, качество услуг);
– функциональные, потребительские свойства товара;
– соответствие экологическим нормам.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть (п. 27 Правил оценки заявок):
– квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
– опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
– обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
– обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
– деловая репутация участника закупки.
В силу п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
– финансовых ресурсов для исполнения контракта;
– на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
– опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
– необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, например, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В данных случаях такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.
Источник: www.klerk.ru
Как оцениваются участники открытого конкурса в электронной форме
Критерии оценки в открытом конкурсе по 44-ФЗ по постановлению правительства:
- стоимостные (цена, расходы на экплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла, предложение по сумме расходов по энергосервисному контракту);
- нестоимостные (качество товаров, работ, услуг, квалификация участника).
Скачать постановление правительства №1085 от 28.11.2013 в актуальной редакции из КонсультантПлюс |
Скачать постановление правительства №921 от 25.06.2020 об изменении ПП №1085 из КонсультантПлюс |
Новые критерии оценки
С 09.07.2020 вступили в силу изменения в постановление правительства №1085 от 28.11.20213 о правилах оценки заявок. Эти изменения приняли, чтобы объективно оценивать заявки в закупках, по результатам которых заключается контракт в рамках ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 44-ФЗ, контракт, предмет которого выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, путем проведения открытого конкурса.
После поправок в ПП №1085 госзаказчиков обязали в качестве нестоимостного критерия оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме устанавливать только «квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, которые принадлежат им на праве собственности или на другом законном основании, опыта работы, который связан с предметом госконтракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
После изменений в ПП №1085 в таких закупках есть закрытый список показателей нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должны быть:
- общая стоимость выполненных госконтрактов (договоров);
- общее количество выполненных госконтрактов (договоров);
- наибольшая цена одного из выполненных госконтрактов (договоров).
Цель изменений — поспособствовать определению подрядчика (исполнителя), который обладает необходимым уровнем квалификации, обеспечить надлежащее исполнения контрактов на выполнение строительных работ и исключить применение субъективных, произвольно определяемых заказчиком критериев оценки заявок. Планируют, что новые меры позволят расширить количество участников закупок и исключат коррупционные риски.
Понятие и виды
Критерии оценки по 44-ФЗ — это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется на основании критериев: стоимостных и нестоимостных.
Стоимостные критерии оценки:
- Цена.
- Расходы на эксплуатацию и ремонт.
- Стоимость жизненного цикла: закупка, последующие обслуживание, эксплуатация, ремонт, утилизация.
- Предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.
Нестоимостные критерии оценки:
- Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
- Квалификация участника.
В ч. 4 ст. 32 44-ФЗ указано, сколько критериев должно быть установлено заказчиком в конкурсной документации — не менее чем два, один из которых цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.
Цена договора и стоимость жизненного цикла
По общему правилу, наименьшая цена — наивысший балл. В исключительных случаях поставщик готов заплатить за право заключить договор и указывает в предложении отрицательную цену. В этом случае, чем больше он «уходит в минус», тем больший балл получает.
В расчетах это выглядит так.
Далее ЦБ1 и ЦБ2 умножаются на коэффициент значимости (согласно Приложению к постановлению №1085 от 28.11.2013 и документации).
К примеру, К3 = 0.6
Рейтинг Участника №1 = 71.43 х 0.6 = 42.85
Рейтинг Участника №2 = 100 х 0.6 = 60
Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров
К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов. Поэтому в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика. И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.
Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:
- исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка расходных материалов и др.);
- единица измерения расходов на эксплуатацию;
- срок службы товара.
Для вычисления рейтинга количество баллов умножается на коэффициент значимости критерия.
Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. Величина значимости стоимостного критерия оценки по 44-ФЗ «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».
Качественные характеристики
Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:
- полнота учета требований;
- обоснованность сроков;
- технологии оказания услуг;
- обоснованность необходимых для этого ресурсов;
- указание системы контроля качества;
- перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности;
- экологические мероприятия.
Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.
Квалификация участника
В этом случае показатели, как правило, такие:
- число сотрудников, которые обладают нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
- количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
- количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
- количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2017 и пр).
Вот пример нестоимостных критериев оценки по 44-ФЗ в 2020 году:
По постановлению №1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкал оценки по критериям при проведении открытого конкурса в 2020 году.
1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.
2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.
3. Шкала. Наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.
Победителем при всех способах признается участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.
Нельзя использовать при проведении электронного конкурса критерии и величины значимости, которые не предусмотрены постановлением №1085 от 28.11.2013 о правилах оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ. Все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме, которые использует заказчик, обязательно отражают в документации.
Источник: goscontract.info
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК СЛОЖНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Качественное решение основных организационно-технологических задач, стоящих в строительной отрасли в целом и в каждой строительной организации, возможно только с учетом вероятностных факторов (факторов риска). Исследование факторов надежности с учетом организационно-технологических аспектов деятельности системы – важнейший источник повышения эффективности функционирования строительного комплекса.
Резкое усложнение систем строительного производства приводит к увеличению количества взаимосвязанных элементов. При этом согласно основному закону математической теории надежности, надежность всей системы строительного производства, исходя из выводов д.э.н., проф. А.В. Гинзбурга, снижается пропорционально геометрической прогрессии не полностью надежных элементов [1]. Реализация инвестиционно-строительной программы в условиях развития рыночной экономики ориентирована на экономические критерии оценки жизнедеятельности организационно-технологических систем строительного комплекса и в этом случае стоимостные показатели получают все большее значение.
В крупномасштабных проектах, где на многих уровнях управления взаимодействуют десятки проектных, строительных и производственных организаций, каждая из которых имеет свои цели, задачи, интересы, степень ответственности и риска, особое место принадлежит процессам координации и согласования всех входов и выходов в системе. Такое положение связано с зависимостью структуры управления от изменения целей организаций, наличия ресурсов, состава производственных звеньев и многих других факторов, вплоть до личных качеств руководителей и специалистов. Так как с течением времени стратегии организации могут меняться, что актуально для периода трансформации экономической системы, то необходимы и соответствующие изменения в организационных структурах. Система может образовываться путем соединения каких угодно мелких элементов, которые будучи включенными в систему, преобразуются в особые, специфические для данной системы соединения.
При рассмотрении больших сложных производственных систем и социально-экономических систем, к которым и относится строительный комплекс, любые организационные преобразования учитывают изменения, связанные с внешней средой. Формирование систем, включающих в себя необходимое и достаточное для их эффективной деятельности количество элементов, основано на балансе мощностей производства и размеров потребления. Ввиду неподвижности конечной продукции строительного производства и необходимости перемещения средств и предметов труда, значительный удельный вес в стоимости строительно-монтажных работ занимают транспортные работы, достигающие в современном строительстве около 30% стоимости зданий и сооружений. Поэтому формирование условно-замкнутых систем, в которых соблюдается баланс производства и потребления, необходимо производить при минимально возможных транспортных расходах для всей территориальной системы, а, следовательно, подкрепляться логистическими исследованиями.
Наличие определенных связей между основными элементами системы позволяют ей получить дополнительные эффекты, которые не присущи ее отдельным элементам – эффекта эмерджентности, когда при взаимодействии некоторых элементов обеспечивается увеличение их общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов от тех же независимо действующих элементов. Природа возникновения эмерджентных или неожиданно возникающих свойств, связана с вероятностным характером процессов, протекающих в целостной системе, они реализуются посредством организационных связей между элементами системы и характеризуют организационный потенциал системы.
В математических символах с известной степенью допущения эмерджентные свойства как превышение максимального результата совместного действия элементов системы над суммой отдельных максимальных результатов их действия можно выразить как max ∑ > ∑ max. Ряд специалистов системного анализа эти свойства обозначают следующим образом:
где: R (A) — организованность системы A, состоящей из элементов B1,…Bm.; R (Bj) — организованность элемента Bj;
R — организованность взаимодействия между элементами B1,…Bmили системные свойства.
В настоящее время отсутствует четкое общепринятое представление природы эмерджентных свойств и реализации их в практической деятельности, но в тоже время признано, что эти свойства характеризуют организационный потенциал системы.
Рыночная экономика, в которой все хозяйствующие субъекты работают на достижение собственных интересов, на первый взгляд не создает условия для реализации свойств целостности системы. Однако направленность предприятий на достижение максимальной прибыли при функционировании в условиях конкуренции, необходимости поддерживать высокую репутацию для сохранения своего места на рынке заставляет эти предприятия безусловно выполнять договорные обязательства. Такая ситуация делает связи между элементами системы практически детерминированными, что позволяет реализовать возможный эффект эмерджентности и, соответственно, организационный потенциал системы. Это особенно четко проявляется в организациях корпоративного типа, в которых эффект эмерджентности реализуется также и за счет положительных эффектов масштаба крупных организаций [2].
Используемые при микропроектировании конкретные критерии в виде общепринятых экономических показателей неприемлемы на стадии макропроектирования. В данном случае критерий оптимальности должен отражать общие закономерности функционирования большой системы. В качестве такого критерия может быть использован показатель меры концентрации производства, которая отражает уровень развития таких форм общественной организации производства, какими являются специализация, кооперирование и комбинирование. В системе строительного производства она создает возможность организации предприятий строительного производства, строительной индустрии, механизации и транспорта с такой мощностью, которая допускает использование высокопроизводительной техники, преимуществ крупных предприятий и получения максимально возможного при данном уровне развития производительных сил эффекта.
Системной характеристикой концентрации является доля производства, сосредоточенная в крупных и крупнейших предприятиях. Именно этот показатель и может быть принят в качестве декомпозиции большой системы строительного производства. В строительной отрасли в настоящее время более 80 % строительных организаций может быть отнесены к малым предприятиям, поэтому такой показатель становится все более актуальным при оценке состояния строительной отрасли.
Декомпозиция системы определяет ее структуру, то есть определяет количество, размеры, обслуживаемую территорию организаций низшей ступени управления, и создает объективные условия для правильного принятия организационно-правовых форм предприятий. С этих позиций инженерно-экономическую задачу организационного макропроектирования большой системы строительного производства можно сформулировать как определение количества, зоны действия, организационно-правовых форм и мощности основных структурных подразделений большой системы, обеспечивающих реализацию поставленных перед ней задач с максимальной эффективностью.
Как видно из поставленной задачи, необходимо разделить крупную территориальную систему на ряд систем низшего порядка с тем, чтобы общая производительность всей совокупности организаций, входящих в систему, была максимальной. Задача в такой постановке относится к классу формализуемых оптимизационных задач, решаемых с помощью экономико-математического моделирования. Такая модель может быть составлена только в параметрах, определяющих общее направление деятельности системы, тенденции ее развития и возможные результаты в макроэкономических характеристиках [3].
Особенностью исследования системы низшего порядка как объекта оценки эффективности является то, что эти исследования носят комплексный характер. Поэтому оптимальный результат может быть получен, если выбор решения осуществляется с использованием многих частных критериев, отражающих экономические, социальные, технические, экологические и др. последствия. Причем среди частных критериев есть такие критерии, которые желательно максимизировать (интегральный эффект, рентабельность капитальных вложений и др.), и такие, которые подлежат минимизации (продолжительность строительства, коммерческий риск и другие виды рисков, период окупаемости капитальных вложений и др.).
1. Гинзбург А.В. Организационно-технологическая надежность строительства. — М.: Фонд Новое тысячелетие,2002.. – 768 с.
2. Павлючук Ю.Н. Организационное макропроектирование регионального строительства.- М.: Фонд Новое тысячелетие,2002. – 768 с.
3. Король С.П., Семченкова А.В. Новые методы оценки регионального строительного комплекса // Архитектура и строительство России. 2007. № 10. С.24-28.
Источник: izron.ru
Нововведения в критериях оценки заявок по 44-ФЗ
С 2022 года заказчики должны оценивать заявки поставщиков в конкурсах по-новому: изменились значимость и условия применения критериев оценки, при этом сами критерии не изменились.
В статье разбираем обновленные правила из постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604 (далее – ПП РФ № 2604).
Изменения в правилах оценки заявок
Законодательная база
В соответствии с п. 11 ч. 1. ст. 42 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ), заказчик должен указать в приложении к извещению о закупке:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- порядок рассмотрения заявок
- критерии оценки и их «вес»
Важно: если заказчик применяет для оценки заявки какие-либо критерии, но не указал их или их вес в извещении – это является нарушением.
Ранее правила оценки регулировались постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085, на смену которому пришло ПП РФ № 2604. Хотя в новом постановлении многое взято из предыдущего, между ними есть и принципиальные различия, которые мы рассмотрим по порядку.
Классификация критериев
Ранее критерии делились на стоимостные и нестоимостные, но теперь это деление упразднено.
Заказчик ориентируется на 4 критерия, закреплённых в ст. 32 44-ФЗ:
- Цена контракта, а при закупке неопределенного количества товаров, работ или услуг (ТРУ) – сумма цен их единиц.
- Расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки. : качественные, функциональные, экологические.
- Квалификация участников.
Помимо цены, каждый критерий имеет более детальные показатели оценки – конкретные характеристики объекта закупки, квалификации поставщика и виды расходов.
Пример: если заказчик выбрал в качестве критерия оценки расходы на эксплуатацию, ему нужно указать конкретные виды. При этом 1 вид расходов считается 1 показателем оценки. Если же видов расходов несколько, нужно указать значимость каждого из них.
Заказчик также должен установить уточняющие показатели для критериев «характеристика» и «квалификация».
Минимальное количество критериев
Как мы отмечали ранее, в конкурсах заказчик может применить 4 критерия. При этом он вправе воспользоваться всеми сразу или выборочно. При этом заказчик должен использовать минимум 2 критерия, один из которых – цена, кроме следующих случаев:
- критерии «цена» и «расходы» можно не применять, если заказчик закупает ТРУ, для которых введены регулируемые цены или тарифы. В данном случае оцениваются характеристики и квалификация
- вместо критериев «цена» и «расходы» при закупке отдельных видов ТРУ (закупки новых машин и оборудования, некоторых видов медтехники, отдельных строительных работ) можно применить критерий «стоимость жизненного цикла»
Значимость критериев оценки
Значимость критериев – их «вес», процентная доля в общей оценке. Значимость также претерпела изменения.
В Приложении № 2 к ПП РФ № 2604 приведены новые величины критериев. Как и ранее, суммарный вес всех критериев оценки равен 100.
Ранее при закупке большинства ТРУ действовало правило: не менее 60 – суммарная значимость критериев «цена» и «расходы», оставшиеся 40 – нестоимостные критерии. При этом вес «расходов» не должен превышать вес «цены». Пример распределения значимости: 40 – цена, 20 – расходы.
Правило, действующее сейчас:
- для критериев установлены самостоятельные предельные величины: минимальная значимость цены – 60, максимальная значимость расходов – 10. Критерий «цена» теперь сильнее влияет на общую оценку заявки
- если подкритериев (детализирующих показателей) более 2, то для каждого из них должна быть установлена собственная величина значимости. Сумма данных величин также должна равняться 100
Важно: заказчики иногда путают величины значимости критериев с весом детализирующих показателей, в результате чего общая сумма величин превышает 100, а это ошибка.
Особенности и принципы оценки заявок по разным критериям
Заявки, как и прежде, оцениваются по каждому критерию баллами. Значение баллов рассчитывают по формулам из ПП РФ № 2604.
Далее подробно рассмотрим особенности и принципы начисления баллов.
В таблице ниже приведена минимальная значимость цены при определённом объёме, предмете закупки.
Работы по сохранению объектов культурного наследия, по реставрации музейных предметов и коллекций Музейного фонда РФ, по реставрации документов Архивного фонда РФ и особо ценных документов
Охрана образовательных и научных учреждений
Важно: в конкретной закупке значимость цены может быть выше указанных показателей, но не ниже.
Лучшим считается предложение с наименьшей ценой – оно автоматически получает 100 баллов.
Далее баллы рассчитываются по формуле из п. 9 ПП РФ № 2604:
БЦi = 100 – ((Цi – Цл)/ Цл) * 100, где:
- БЦi — баллы по критерию «цена»
- Цi — цена, предложенная участником
- Цл — лучшая цена
Если было подано предложение с ценой ниже нуля, применяются формулы из п. 10 ПП РФ № 2604.
Порой участники, стремясь заполучить контракт, подают предложения с ценой, которая намного ниже реальных цен и значительно отличается от предложений конкурентов. В результате такое предложение получит 100 баллов, а остальные – отрицательные баллы, что противоречит правилам.
Пример: первый участник предложил цену 140 рублей, второй — 130 рублей, третий — 60 рублей. Третьему предложению будет автоматически присвоено 100 баллов. А первый и второй участники согласно расчётам по формуле получат -33,3 и -16,6.
Минфин в письме от 14 февраля 2022 г. № 24-01-09/10138 разъясняет: если ценовое предложение превышает лучшее в 2 и более раза, ему будет присваиваться 0 баллов. Если же таких ценовых предложений несколько, каждое из них получит по 0 баллов.
В нашем примере предложения первого и второго участника получат по 0 баллов, а предложение третьего участника — 100.
Расходы
Критерий «расходы» применяется только при закупке товаров и работ. Расходы – не предусмотренные контрактом затраты на эксплуатацию и ремонт, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.
Заказчик выбирает критерий «расходы» для оценки заявки, чтобы:
- определить, какой из предложенных товаров нуждается в меньшем количестве непредвиденных расходов при эксплуатации
- определить, кто из подрядчиков сможет выполнить работы так, чтобы впоследствии возникало наименьшее количество доп. затрат
Так как определить параметры «затрат» достаточно сложно, этот критерий оценки заявок не самый популярный. Заказчику трудно оценить на этапе проведения закупки, насколько достоверны поданные предложения. Недобросовестный подрядчик может предложить заниженные показатели расходов, чтобы получить преимущество в оценке заявки. Однако если в будущем эксплуатационные расходы фактически окажутся значительно выше, то поставщика не получится привлечь к ответственности.
Особенности применения в закупке критерия «расходы»:
- в Порядок рассмотрения и оценки заявок должен быть включён перечень расходов и единицы их измерения согласно Общероссийскому классификатору (ОКЕИ)
- максимальная значимость данного критерия как для товаров, так и для работ составляет 10%
- при нескольких расходах для каждого из них должен быть установлен собственный вес
- участник может подать предложение только с количественным значением, однако показатель (к примеру, стоимость расходов) не может быть отрицательным или нулевым
- если участник не подал предложение о расходах, заказчик не вправе отклонить заявку на этом основании – он должен присвоить по этому критерию 0 баллов
Важно: баллы по критерию «расходы» нужно рассчитывать строго по формуле из п. 14 ПП РФ № 2604. Если имеется несколько видов расходов, баллы считаются по каждому из них по этой же формуле.
Характеристики
Критериями оценки объекта закупки могут выступать 1, 2 или 3 характеристики в любом сочетании: качественные, функциональные и экологические.
В Порядке рассмотрения и оценки заявок должны содержаться детализирующие показатели этих характеристик. Учитывая, что закон не определяет, какие именно показатели должны быть, заказчик устанавливает их по собственному усмотрению.
По детализирующим показателям должны быть понятны требования к объекту закупки и принцип распределения баллов при оценке данного показателя.
Если детализирующий показатель выражается количественно, то Порядок оценки должен содержать:
- единицы измерения
- минимальное или максимальное значение, если есть необходимость их установить
Количественные показатели оцениваются по одной из формул, приведённых в п. 20 ПП РФ № 2604.
Если между характеристикой и суммой баллов нет функциональной зависимости и, соответственно, применить формулу невозможно, то оценку нужно производить по шкале, предусматривающей баллы за количественное значение конкретной характеристики либо свойства объекта закупки.
Пример: нужно оценить, есть ли у объекта закупки определённая характеристика или свойство. Для этого применяется простая шкала: если объект имеет нужную характеристику, ему присваивают 100 баллов, если нет – 0 баллов.
Возможность количественного выражения есть не у всех показателей критерия «характеристика». Если сделать это невозможно, заказчику нужно указать в Порядке оценки перечень свойств объекта закупки, которые он будет оценивать.
Вес критерией «характеристики» и «квалификация» должен быть:
- для большинства товаров – не более 30%
- для большинства работ и услуг – не более 40%
Если же заказчик выбрал оба этих критерия оценки, то вес между ними он вправе распределить на своё усмотрение.
В Приложении 2 к ПП РФ № 2604 указаны случаи, когда суммарный вес по критериям «характеристики» и «квалификация» может отличаться от указанного выше. Например, суммарный вес по критериям для работ по сохранению объектов культурного наследия – не более 60%, а для работ по созданию произведения литературы или искусства – 100%.
Квалификация
Заказчик может оценивать наличие у поставщика следующих показателей (подкритериев) квалификации:
- финансовые ресурсы
- материальные ресурсы (оборудование, транспорт и др.)
- опыт в области предмета контракта
- деловая репутация
- специалисты конкретной квалификации.
Заказчик вправе требовать подтверждения всех либо только некоторых из указанных показателей. Показатели нужно детализировать.
Материальные ресурсы
Чтобы подтвердить материальные ресурсы, в Порядке оценки требуется прописать их перечень и указать список подтверждающих документов (подп. «б» п. 27 ПП РФ № 2604).
Для детализации подкритерия «опыт» оценивается один или несколько таких показателей, как:
- общее число исполненных договоров
- общая стоимость исполненных договоров
- наибольшая стоимость одного из исполненных договоров
Заказчику необходимо описать предмет договоров, которые принимаются к оценке каждого из указанных выше показателей, а также список других необходимых документов (акты приёмки и т.д.). Также он вправе ввести условие об оплате неустоек по исполненным договорам, и если по предоставленным договорам будут числиться неоплаченные неустойки, то заказчик не примет документы.
Общие требования, которым должны соответствовать договоры, которыми подтверждается опыт:
- связь предмета договора с объектом закупки
- допускается исполнение договора с учётом правопреемства
- срок исполнения договора – не ранее чем за 5 лет до даты завершения приёма заявок
Важно: заказчик не вправе ограничить период исполнения договоров меньшим сроком (к примеру, принимать только документы не старше 3 – 4 лет).
Учитывая, что в ПП РФ № 2604 не указано, что это могут быть только договоры, заключенные в рамках госзакупок, поставщик вправе подтвердить опыт и другими контрактами, в том числе с коммерческими компаниями.
Деловая репутация
Подкритерий оценивают только по индексу деловой репутации.
Чтобы подтвердить индекс, участник должен предоставить сертификат, полученный в специальной организации (к таким организациям относятся центры стандартизации и экспертизы, включённые в Единый реестр органов по сертификации).
Процедура сертификации добровольная: сертификат позволяет участнику получить более высокий балл, а если его не представить, то участнику присвоят по данному критерию 0 баллов.
Квалификация специалистов
Для оценки квалификации заказчик должен включить в Порядок оценки перечень требуемых специалистов и информацию об их квалификации.
Чтобы подтвердить квалификацию, требуется предоставить трудовые книжки (или информацию о трудовой деятельности) работников и документы об их квалификации (диплом и т.д.).
Баллы по критерию «квалификация» рассчитываются по правилам и формулам, применяемым для остальных характеристик.
Поставщику нужно предоставить вместе с заявкой в полном объёме все подтверждающие документы и все приложения. В противном случае заказчик не примет их для оценки, а заявке по этому критерию будет присвоено 0 баллов.
Участие в закупке — это достаточно сложный процесс. В статье мы разобрали основные принципы и особенности оценки конкурсных заявок.
Мы рекомендуем внимательно готовить документы и следить за всеми разъяснениями регулирующих органов, так как практика по новым правилам только начала формироваться.
Источник: zakupki-kontur.ru