Кто дает на строительство храма

Некоторые считают, что говорить о церковной экономике – кощунство, чуть не преступление.

Но почему? По конституции Россия – светское государство. И всякая экономическая деятельность ее хозяйствующих субъектов, включая РПЦ – должна быть прозрачной и открытой для общественного контроля.

В 1988 году в Русской Православной Церкви (РПЦ) было 76 епархий и 74 архиерея, 6 893 храма (это около 12% от дореволюционного количества), 6 674 священника и 723 диакона, 22 монастыря, 2 духовные академии и 3 семинарии.

Сегодня у нас 293 епархии и 354 архиерея, 34 764 храма, 35 171 священник и 4 816 диаконов, 926 монастырей, 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ.

О том, что каждый год у нас открывается 1000 храмов, то есть примерно 3 храма в день, говорилось уже 15 лет назад. Многие думали, что темпы храмоздательства будут снижаться. Но оказалось – нет.

Во времена Сталинских пятилеток у нас в день строилось по 3 завода, а сейчас по 3 храма, и тоже ударными темпами – в немалой степени на пожертвование российских магнатов. А они во спасение их душ и списание грехов щедро жертвуют не только на храмы, но и на дорогие подарки святым отцам – например на иномарки ценой в 6 миллионов рублей.

«Они безбожники?»: Путин о протестах жителей Екатеринбурга против строительства храма

Святые отцы из скромности не озвучивают объём таких пожертвований. Но некоторые авторы называют примерную цифру в 150 миллиардов рублей, официально расходуемых каждый год в России на строительство культовых сооружений. Однако неофициальные дары могут легко превосходить эту сумму раз в десять. Быстро затушенный скандал с банкротством банка «Пересвет», главным акционером которого является РПЦ, показал, что суммы в районе 100 млрд. руб. для нашей церкви ничего не значат.

Для сравнения: проект Крымского моста оценивается в 228 млрд. руб., а космодрома «Восточный» – в 120 млрд. руб. для первой очереди и в 180 млрд. руб. в максимальной конфигурации. Реактор БН-800, звезда сайта «Сделано у нас», ставший развитием советской атомной программы – в 146 миллиардов.

Откуда же пополняется на оглушительные суммы касса РПЦ, являющейся согласно российскому законодательству «некоммерческой религиозной организацией»?

Оказывается, есть добрые люди на Руси – меценаты, хранящие по миллиарду наличкой у себя на балконе, как полковник МВД Захарченко или губернатор Хорошавин. Вот такие жервователи и обеспечивают строительство храмов.

Список бизнесменов-жертвователей весьма разнообразен: от самых богатых и знаменитых – до предпринимателей средней руки. По воспоминаниям Владимира Ресина, Владимир Потанин, занявший первую строчку в списке Forbes в 2015 году с состоянием в $15,4 млрд., лично обратился к патриарху с просьбой «благословить на финансирование строительства храмов».

Благословение было получено, в пресс-службе «Норникеля» подтвердили, что компания возводит в Москве храмовый комплекс в честь святого благоверного князя Александра Невского на 800 прихожан и храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших на 500 прихожан. Архиепископ Егорьевский Марк сказал тогда:

Против строительства храма

«Потанин – молодец, перечислил на храм и тут же возглавил список Forbes. Так что видите, все делается не без помощи Божьей. А вот «Газпром», хоть и входит в состав попечительского совета, на строительство храмов денег пока не дает…»

При этом некоторые жертвователи предпочитают оставаться в тени. Например при строительстве храма Всемилостивого Спаса в Митино на 500 человек 40% сметной суммы были внесены «на условиях строжайшей анонимности», как рассказал настоятель храма иерей Григорий Геронимус.

Один из самых щедрых дарителей программы «200 храмов» – бизнесмен Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы и владелец Plaza Development (бизнес-центры в промзонах Москвы). Он, по его словам, пожертвовал на строительство двух храмов около 700 млн. руб. Сейчас его компания «Мост-63» ведет строительство храма на 500 прихожан в Братеево: «Уже вложено более 300 млн. руб., заложен фундамент». «Программа «200 храмов» – колоссальная идея городских властей», – говорит он, ничего не говоря о вкладе его бизнеса в грешную экономику страны, импортозамещение и прочие несуществующие для РПЦ вещи.

Все выше приведенные примеры – буквально капля в море развернувшегося в последние годы культового строительства, с которым даже близко не сравнится никакое промышленное. Ни по темпам, ни по объемам, ни по финансированию. Наши Кудрины, Грефы и Набиуллины на всяких форумах талдычат, что для промышленного развития в стране нет денег, инвесторов, условий… Но для религиозного, оказывается, все это есть – с лихвой, в избытке, безо всякого урона для казны!

Откуда же, как говорится, деньги, Зин? Да все оттуда же – из закромов грабительской приватизации 90-х, свято обмоленной РПЦ. Вот благодарные приватизаторы из их личных богатств, полученных в итоге рейдерского присвоения общенародного имущества граждан СССР, и жертвуют «на храм».

То есть все эти новодельные церкви построены на украденные у народа деньги. А сколько было украдено – показывает размах этого церковного строительства по всей стране: ведь на него ушли отнюдь не последние копейки из кармана наших приватизаторов. А лишь действительно копейки, самая «доля малая» от присвоенного – за что они заставили наивный, впавший в религиозный раж народ «бога за себя молить».

Но вообразите только, какого процветания могли бы мы достичь, будь эти «копейки» вложены не в культовые объекты – а в промышленные, научные, технологические проекты!

И в этом смысле РПЦ сыграла явно не лучшую роль в развитии нашей страны. Вместо того, чтобы воззвать к совести богачей по примеру Некрасова – «Вдруг у разбойника лютого совесть господь пробудил» – она вконец купировала в них эту совесть, дав им в обмен на «храм» прощение и поощрение всех их грехов. А ведь могла бы кинуть им другую кость: «Вы, нечестивцы и безумцы, отдайте сторицей на воскрешение и совершенство советских производств – и будет вам спасение на небесах!»

Но жадность победила совесть – и в результате мы имеет то, что имеем: заводы закрываются, храмы открываются, священники с библейских осликов пересаживаются на дорогущие БМВ и Порше-кайены.

Грабить российский народ и строить на награбленное храмы – это стало добром. А выступать против этого грабежа, за промышленный прогресс – злом.

О Боже, что же ждет страну, вписавшуюся в такую перевернутую с ног на голову мораль?

Источник: ss69100.livejournal.com

Стало известно, кто финансировал строительство Главного Храма Вооруженных сил

Создание Главного храма Вооруженных Сил России – яркий пример продолжения традиции возведения на Руси воинских православных храмов. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Величественный двухэтажный Cобор Патриаршего Собора воскресения Христова — Главный храм Вооруженных Сил России освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Теперь это не просто архитектурное строение в парке «Патриот» с большими золотыми куполами, которое «видно издалека и формирует пространство равнинного пейзажа», а прежде всего культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

— Замечательно, что после десятилетий безвременья, навязанного нашей стране нелепого атеизма, народ повернулся к вере, Вооруженные силы, в которых особенно чувствуется потребность в божественной защите, и многие-многие люди. Одним из символов этого исторического поворота народа, его Вооруженных сил от безверия к вере, от бессмысленного бытия к осмысленному бытию, и стал этот величественный храм, возведенный в честь Всех святых, в честь Воскресения Христова, и конечно, в память обо всех тех, кто душу свою положил за други своя во время войн как с внешним врагом, так иногда и внутри страны, как это было во времена безвременья и лихолетья, — заявил патриарх Кирилл.

Фото Владислава Тимофеева

В Минобороны России отметили, что создание Главного храма Вооруженных Сил России – яркий пример продолжения традиции возведения на Руси воинских православных храмов, олицетворяющих духовные и исторические ценности народа. Наряду с патриотизмом, любовью к своей Родине, важнейшей ценностью является глубокое уважение к подвигу защитников Отечества, отстоявших свободу и независимость России.

Читайте также:  Как я могу получить участок под строительство если мы молодая семья

Финансирование строительства Главного храма осуществлялось за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.

Патриарх Кирилл освятил храм Вооруженных сил РФ в парке «Патриот»

На церемонии присутствовали министр обороны страны Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов

— Среди жертвователей 1217 юридических лиц, 94 360 конкретных людей, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады, и еще 15 490 взносов поступило через СМС-сообщения. Среди них — первые лица государства, члены правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, руководство Министерства обороны РФ, ФСБ, департамента военной контрразведки ФСБ, губернаторы и мэры, деятели науки, культуры и искусства, ветераны, священнослужители, другие российские и иностранные граждане, трудовые и воинские коллективы, — уточнили в Минобороны России.

За этих людей сегодня также молились в новом храме. Церковный хор пел молитву во славу и здравие всех меценатов.

Пропорции храма уникальны и основаны на числах, которые в сознании большинства людей ассоциируется с великой победой во второй мировой войне. Идея отразить в архитектурных пропорциях символы победы принадлежит министру обороны России Сергею Шойгу, который поставил архитекторам непростую задачу: добиться того, чтобы каждая деталь храма свидетельствовала бы о подвигах и событиях военного времени.

Величественный двухэтажный Cобор Патриаршего Собора воскресения Христова - Главный храм Вооруженных Сил России. Фото Андрея Русова

Величественный двухэтажный Cобор Патриаршего Собора воскресения Христова — Главный храм Вооруженных Сил России. Фото Андрея Русова

И они ее выполнили. Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм. Диаметр барабана главного купола – 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон.

Диаметр купола – 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22.43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов – 14 метров 18 сантиметров – 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов. Высота звонницы – 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы.

Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. Высота мандорлы — 11694 метра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.

На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны. В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелий о победе добра над злом, на церковно-славянском языке, и святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью.

Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта. В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.

В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войн. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. В храме установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.

Фото Андрея Русова

Полы храма, так же как крыльца, выполнены из чугунного сплава с частицами переплавленного оружия и техники вермахта. Утварь и элементы храма, расположенные в интерьере, имеют уникальные элементы, принадлежащие родам войск, а камни и эмали имеют разные цвета, соответствующие приделам родов войск.

Главный храм Вооруженных сил РФ в Подмосковье готовится к открытию

В ТЕМУ

Патриарх Кирилл стал настоятелем храма Минобороны и подарил Шойгу чудотворную икону Богородицы

Святейший признался, что очень нуждается в молитвах верующих (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Источник: www.kp.ru

Почему крупный бизнес помогает храмам

«Норникель»: вкладываться не только в материальные активы

Более 20 лет православные службы для горожан Заполярного проходят в здании бывшего детского сада, а до этого в городе вообще не было церкви. В июне 2014 года заложили первый камень в основание будущего Свято-Троицкого храма. Он возводится при поддержке градообразующей компании «Норникель».

«Инициатива в данном случае была обоюдной: с одной стороны, наша компания была готова инвестировать в православную инфраструктуру региона, с другой, Североморская Епархия в лице епископа Митрофана была заинтересована в привлечении инвестора на указанные объекты», – рассказывает старший вице-президент-финансовый директор компании «Норникель» Сергей Малышев.

Владыка – очень интересный человек, в прошлом морской офицер, ставший монахом и священником и проведший в добровольном затворничестве много лет, автор удивительно пронзительных и глубоких книг о настоящих, а не наносных ценностях. Я очень благодарен ему и правящему епископу Норильской епархии, на территории которой располагается другое наше крупное производство, епископу Агафангелу за духовное окормление работников наших предприятий, организацию молебнов на начало всякого благого дела и молитвенную помощь».

Оба храмовых проекта в Североморской епархии (в поселках Заполярный и Никель) находятся в завершающей стадии. Строительство храма в Никеле уже завершено, уже доставлен заказанный в Волгограде резной иконостас; в Заполярном в мае планируется завершить работы по крыше и установить купола.

Таймыр в целом и Норильск в частности – регион компании «Норникель», поэтому ремонт собора в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Норильске компания считает своей святой обязанностью.

Сергей Малышев, старший вице-президент-финансовый директор компании «Норникель»

«Колоссальный импульс придали два события. Первое из них – образование Норильской и Туруханской епархии с епархиальным управлением в Норильске, что позволило сделать акцент именно на Таймыре и начать более тесно и предметно работать непосредственно в Норильске напрямую с правящим архиереем.

Ранее существовавшая Енисейская епархия была много крупнее, что, безусловно, размывало фокус, – поясняет Сергей Малышев. – Другое событие исторического значения – первый в истории Таймыра визит Святейшего Патриарха в сентябре 2015 года.

Компания как градообразующее предприятие взяла на себя основные заботы по подготовке визита. В частности, были проведены капитальные ремонты и комплексная модернизация Кафедрального собора и здания Епархиального управления, совместно с администрацией города осуществлен ремонт комплекса Норильская Голгофа. Именно в рамках визита Святейшего был заложен в Норильске новый Храмовый комплекс в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской». Освящение комплекса ожидается в 2018 году.

«Норникель» также помогает возводить храмы в Снежногорске и Светлогорске, где расположены гидроэлектростанции Норникеля. Компания стала соинвестором строительства храма в поселке Караул в Красноярском крае, недавно отметившего 400 лет со дня основания, а также храма-часовни в честь равноапостольного князя Владимира в Норильске, инициатором строительства и главным инвестором которого выступила местная полиция.

«Вообще, “Норникель”, часто выступая главным спонсором строительства храма, всегда оставляет пространство для финансирования со стороны прихожан и других лиц, разделяющих цели и трудности этого благочестивого начинания», – замечает эксперт.

Дополнительную уверенность в успешности таких начинаний, подчеркивает Сергей Малышев, дает личное отношение сотрудников, болеющих за конечный результат и нередко жертвующих личные время, а также деньги на обустройство храма. В принятии многих ключевых решений участвует и крупнейший акционер «Норникеля» Владимир Потанин. Духовно-нравственному развитию и общества, и коллектива компании уделяется большое внимание. К примеру, компания приняла активное участие в проекте создания и развития исторического Парка «Моя история» на ВДНХ.

Читайте также:  Отступ от дороги при строительстве дома ижс

Финансирование храмовых проектов в Североморской и Норильской епархиях соответствует принципам и целям благотворительной политики «Норникеля», которая подразумевает инвестиции в духовное оздоровление и социальное развитие территорий присутствия. В «Норникеле» считают важным улучшение духовно-нравственного состояния местных сообществ: для компании важно вкладываться не только в материальные активы.

В 2014 году по результатам встречи президента «Норникеля» Владимира Потанина со Святейшим Патриархом Кириллом было принято решение о том, что компания будет участвовать и в строительстве храмов в столице. Первыми объектами стали Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО и Храмовый комплекс в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Черемушках. Оба храма уже построены и освящены Святейшим Патриархом Кириллом.

Сейчас компания участвует в финансировании еще двух храмов по программе строительства 200 православных храмов, координируя свое участие с владыкой Марком и советником мэра Москвы и Патриарха Московского и всея Руси депутатом Госдумы РФ Владимиром Ресиным.

«Новард»: поддержка принципов соборности

Группа компаний «Новард» – диверсифицированный холдинг, осуществляющий бизнес-деятельность в нескольких направлениях. В рамках холдинга работает обувная сеть «Эконика», девелоперская компания «Сити-XXI Век», компания по дистрибуции промышленного оборудования «Рутектор».

«Оказание поддержки в духовном направлении вызвано как личной мотивацией руководителя компании, Андрея Андреевича Илиопуло, который сумел за более чем 27 лет существования Группы компании «Новард» собрать вокруг себя много единомышленников, так и тем, что в холдинге укоренилось понятие соборности, – рассказывает директор по коммуникациям и социальному развитию Группы компаний «Новард» Мария Захарова. – Под соборностью имеется в виду традиция совместного обсуждения и решения ряда актуальных вопросов, касающихся непосредственно бизнеса, а также его вклада в развитие общества и осуществление благотворительной деятельности.

Можно говорить о сходстве мышления высшего руководителя и его помощников в различных функциональных направлениях, и это позволяет добиваться синергии в планировании и реализации, в том числе, социально ориентированных мероприятий, что также включает развитие и поддержание дружеских отношений с Русской Православной Церковью в России и за ее пределами».

Один из крупных проектов компании «Новард» – это помощь в восстановлении Социально-реабилитационного центра имени митрополита Платона (Левшина) в Печатниках, и для сбора средств на воссоздание Центра в 2006 году был создан Благотворительный фонд социальной поддержки и помощи населению «Неопалимая Купина».

Учащиеся православной общеобразовательной гимназии

С Центром, который находится при Николо-Перервинском монастыре, холдинг объединяют многие годы тесного сотрудничества: компания помогает самому монастырю, семинарии при нем. «Кстати, возможность долгосрочного сотрудничества – один из критериев выбора будущих проектов для оказания поддержки, – замечает Мария Захарова. – Здание Центра было построено к 2013 году, что случилось благодаря собранным через Фонд средствам, а также выделенной правительством Москвы субсидией в более чем 280 млн рублей и личным пожертвованиям Андрея Андреевича Илиопуло».

Сегодня деятельность Фонда направлена как на развитие Центра, в котором с 2013 года действует общеобразовательная православная гимназия, а также на сбор средств и организацию лечения детей, преимущественно, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В запланированных акциях по сбору средств для подопечных Фонда принимают участие и покупатели обувной сети «Эконика», благодаря которым в достаточно сжатые сроки удается собирать существенные суммы, рассказывает Мария Захарова.

В деятельности Фонда также по желанию принимают участие партнеры девелоперской компании «Сити-XXI Век», которая, кстати, и реализовывала строительство упомянутого Центра. В целом, любой сотрудник Группы компаний «Новард» может оказать посильную помощь Фонду.

У холдинга есть и своя социально-благотворительная повестка, реализуемая не через Фонд, а непосредственно усилиями подразделения по коммуникациям и социального развития компании, отбирающего ежегодно более 40 внешних проектов для организации оказания поддержки, среди которых, преимущественно, православно-ориентированные организации.

Один из принципов социально-благотворительной политики Группы компаний «Новард» – поддержка православно-ориентированных организаций, духовно-просветительской деятельности. Холдинг оказывает поддержку на постоянной основе Троице-Сергиевой Лавре, Свято-Преображенскому Пронскому мужскому монастырю, Свято-Успенскому Дуниловскому монастырю и другим храмам и монастырям. Поддержка просветительской деятельности распространяется на такие организации, как «Православие и мир», радио «Вера», журналы «Славянка» и «Фома» и другие издания.

Мария Захарова, директор по коммуникациям и социальному развитию Группы компаний Новард

«Бизнес, каждый по-своему, помогает тем, кому считает нужным, – замечает Мария Захарова. – Отрадно, что системно развивается помощь больным детям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, взрослым и семьям».

Что же касается непосредственно помощи православным учреждениям, то в последнее время, подчеркивает Мария Захарова, действительно, активизировалась помощь приходам, в том числе, со стороны предпринимательского сообщества. Храмы и монастыри потихоньку, но восстанавливаются, службы совершаются, прихожан становится больше. «Важно только, чтобы при всех благоприятных обстоятельствах для развития внешней Церкви, развивалась Церковь внутренняя, в сердцах людей. Людям необходима поддержка просветительского характера, которая не только может пробудить более тонкое понимание происходящего в храме, но и развивать духовное чувствование, очищать и укреплять сердце.

Благотворительные акции в Эконике для БФ Неопалимая Купина

Поэтому необходимо помогать литературным изданиям, информационным порталам, телевидению и радио, несущим благую весть. И здесь, как нам ощущается, очень важно продолжать усиливать поддержку. Каждый может внести свою лепту, важно лишь желание».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник: www.miloserdie.ru

Кто дает на строительство храма

– Отец Пахомий, когда речь заходит о церковных финансах, часто употребляют слово «пожертвование». Какой смысл вкладывают в это понятие?

– Это слово подчеркивает – все, что человек отдает в храм, будь то бескорыстная передача какой-то суммы, оплата треб или приобретение литературы, является его жертвой Богу. Старец Паисий Святогорец часто в своих поучениях говорит о том, что все сделанное человеком для Бога духовно обогащает его самого.

Вообще, христианство – глубоко жертвенная религия. Христианин должен учиться не только принимать, но и отдавать, причем и в самом земном, жизненном смысле этого слова. В советские годы в храмах существовала традиция так называемого «тарелочного сбора», когда бабушки с тарелочками ходили по храму и собирали пожертвования на реставрацию, на общую свечу. С одной стороны – их движение по храму отвлекало прихожан от молитвы, нарушало тишину и благоговение. Но с другой стороны, эти бабушки напоминали прихожанам, что свечи в алтаре, утварь в храме, строительные материалы не появляются сами собой.

История свидетельствует нам о том, что лишь в обществе, где граждане способны не только заботиться о своих нуждах и прихотях, но и жертвовать чем-то ради общего блага, возможно настоящее процветание. К примеру, все мы привыкли к общественному водопроводу. А вот в Коломне первый водопровод был сооружен и содержался на средства почетной гражданки города Марии Николаевны Шевлягиной. Казалось бы, чего ради ей было тратить на чужих людей столько личных денег?

А в селе Кукобой Ярославской области на средства купца Ивана Агаповича Воронина был построен величественный собор в честь Спаса Нерукотворного Образа. Разбогатев, купец не забыл своих односельчан, предложив им на выбор – строительство нового храма или железной дороги до Пошехонья, которое отделяли от села десятки верст непроходимых болот. Тогда сельчанами единодушно был сделан выбор в пользу храма, хотя в селе уже была действующая церковь. Миллиона рублей, щедро выделенных меценатом, хватило и на храм, и на новую школу, и на три каменных здания для больницы и богадельни. Так жертвенный настрой, не только купца-мецената, но и самих сельчан, привел к общественному благу.

В советское время, несмотря на идеологию материализма, дух жертвенности был еще достаточно силен. Например, все мы помним традицию субботников, когда работники той или иной организации приходили потрудиться в выходной день. Кто-то относился к ним с насмешкой, кто-то серьезно, но практически все советские люди добросовестно трудились на субботниках.

Читайте также:  Станция л ход строительства отзывы

Интересно, что в Русской Зарубежной Церкви просто не может быть построен храм там, где прихожане не готовы или не способны его содержать. А в нашей Церкви жители села или города обращаются к архиерею, чтобы он построил им храм и содержал его. И вот настоятель вынужден искать средства на строительство, просить деньги у людей, далеких от Церкви, идти на большие или малые компромиссы. А церковные люди не дают себе труда задуматься, откуда же у Церкви деньги? На какие средства строятся и восстанавливаются храмы, содержатся приюты и воскресные школы, выплачивается заработная плата священнослужителям и сотрудникам?

– В наши дни многие, даже церковные, люди думают, что государство полностью или частично финансирует Церковь. Так ли это?

– Удивительный парадокс. С одной стороны, все в нашей стране знают, что Церковь еще с 1918 г. отделена от государства, и как только речь заходит об активном участии Церкви в общественной жизни, все об этом вспоминают. Например, когда встает вопрос о преподавании ОПК или Закона Божия в школах. Но с другой стороны, очень многие, в том числе церковные, люди уверены при этом, что государство содержит Церковь за счет налогоплательщиков. И когда начинаешь таким людям объяснять, что храмы существуют за счет пожертвований частных лиц, это вызывает немалое удивление.

В настоящее время никакого постоянного финансирования со стороны государства Церковь не получает. Едва ли не единственный случай, когда государство выделяет средства, связан с реставрацией храмов и монастырей, являющихся памятниками истории и культуры федерального или областного значения. Но для того, чтобы добиться этого финансирования, настоятель и его помощники должны потратить колоссальное количество времени и сил. По точному замечанию нашего владыки Лонгина, для того чтобы получить рубль государственных денег, нужно истратить килограммы бумаги на кипы документов.

Получается, что государство сначала отняло у Церкви имущество – храмы, церковную утварь, довело его до жалкого состояния, а теперь с трудом возвращает, да еще и на уровне законодательного регулирования требует, чтобы реставрация и восстановление велись на профессиональном уровне.

– Когда речь заходит о пожертвовании, чаще всего мы воспринимаем его в денежном или, по крайней мере, в материальном эквиваленте. Но не секрет, что большинство прихожан православных храмов имеют доход средний и ниже среднего, а кто-то вообще живет за чертой бедности. Что делать такому человеку? Ведь даже если он отдаст половину своего дохода, его пожертвование вряд ли будет для кого-то заметным.

– Ничего подобного. Мне вспоминается случай, рассказанный моим знакомым священником из Кишинева. Его назначили настоятелем разрушенного храма, над восстановлением которого трудились все прихожане. Кто-то принимал личное участие в строительных работах, кто-то жертвовал деньги, кто-то – стройматериалы. И вот к батюшке подошла одна старенькая прихожанка и спросила, что ей делать.

Сил для работы у нее нет. Пенсию она получает столь маленькую, что даже если она отдаст ее целиком, на эти средства ничего нельзя будет сделать. На что священник ей ответил: «А ты поди, сядь возле храма и молись». И кто знает, может, благодаря ее молитве кого-то Бог уберег от несчастного случая на стройке, а чье-то сердце смягчилось, и он решил пожертвовать денег на строительство.

Что-то – деньги, время, силы, таланты, знания – может жертвовать абсолютно каждый, независимо от уровня дохода, возраста и обстоятельств жизни. Дорого личное сердечное участие в судьбе храма, его настоятеля, священнослужителей, прихожан, а не размер пожертвованной денежной суммы.

Не всегда жертвенность, способность отдавать зависит от уровня дохода человека. Порой бывает так, что богатый, облеченный властью человек приходит в храм, чтобы окрестить своих детей или обвенчаться, и жертвует на храм сумму, несоизмеримую с его доходом. А люди среднего и ниже среднего достатка расстаются с деньгами гораздо легче.

Например, недавно прошедшая в нашем соборе акция «Посади свое дерево!» позволила многим прихожанам принять деятельное участие в благоустройстве территории. Очень приятно было видеть, что все наши прихожане приняли в акции живое участие. И неважно, на какую сумму были приобретены человеком деревья или кустарники, важно, что очень многие не захотели остаться в стороне от благого дела.

– Настоятель стремится узнать, кто его помощники на приходе, кто жертвует на благоустройство храма и другие нужды. Но ведь многие прихожане, по слову Спасителя, хотят совершать пожертвование втайне. Как это соотнести?

– Если человек не хочет, чтобы кто-либо знал о его лепте, он может опустить деньги в кружку для пожертвования на храм. Собственно, эти кружки и предназначены для тайных пожертвований. Но если у человека есть желание помочь в конкретном деле: реставрации храма или организации воскресной школы, нужно посоветоваться с настоятелем.

Ведь он лучше кого бы то ни было на приходе знает, в чем на данной момент нуждается храм, его сотрудники и прихожане. Ни в коем случае не нужно самому что-то закупать, минуя настоятеля, без совета, по собственному разумению. Иначе вред, нанесенный таким самочинием, может быть больше пользы.

Что же касается личного участия в жизни храма, помощи в уборке, благоустройстве территории и других дел, тут настоятель всегда видит и знает, кто из прихожан постоянно откликается на призывы о помощи, а кто с таким же постоянством остается равнодушным. И священнику бывает очень больно и трудно, когда в решении приходских проблем, в борьбе за возрождение своего храма он остается один, а прихожане становятся сторонними зрителями или, что еще хуже, придирчивыми критиками.

– Чаще всего человек готов пожертвовать какие-либо средства, если видит явную нужду. А как объяснить прихожанам, почему нужно жертвовать на свой храм, в котором, на первый взгляд, и так все благоустроено?

– Тут можно провести аналогию с семьей. Порой получается так, что родители бьются из последних сил, работают на нескольких работах, чтобы обеспечить своим детям достойное существование. А ребенок воспринимает свое благосостояние как должное и не только не помогает своим родителям, но даже не испытывает к ним никакой благодарности. Безусловно, в этом вина и родителей, и ребенка.

Но и сами прихожане должны стараться увидеть, что стоит за относительным благополучием в их храме, к которому они так привыкли. И стараться принять участие в его достижении.

Безусловно, дух жертвенности в наши дни слабее, нежели, например, в девяностые годы прошлого века. Тогда сотни людей в свои отпуска или каникулы ехали в Оптину Пустынь или другие монастыри для того, чтобы потрудиться во славу Божию на восстановлении обители. В то время стоило священнику кинуть клич о помощи храму, и все прихожане (а порой большую их часть составляли немощные старушки) готовы были работать до изнеможения. Причем эта работа воспринималась не как одолжение, а как величайшая честь для самого трудящегося в храме человека. А сейчас даже у верующих прихожан не вызывает энтузиазма необходимость поработать во славу Божию.

Конечно, это происходит в том числе и по причине относительного, по сравнению с прошлыми десятилетиями, благополучия в наших храмах. А вместе с ростом уровня благополучия уходит из нашей жизни дух жертвенности. Но и в наши дни каждый прихожанин должен задуматься: «А что лично я сделал для своего прихода?» Если в твоем храме, где ты исповедуешься, причащаешься, где венчаешься и крестишь своих детей, все устраивается помимо тебя, разве это не обидно? Ведь только тогда человек по-настоящему может почувствовать себя прихожанином, когда принимает личное участие в судьбе прихода.

Источник: eparhia-saratov.ru

Рейтинг
Загрузка ...