Подборка наиболее важных документов по вопросу Кто должен опломбировать счетчик нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Разъяснения по опломбировке приборов учета электрической энергии
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Из положений пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса следует, что энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
1. Нормативная правовая база.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 3 0.11.1994 № 51 -ФЗ
(далее — Гражданский кодекс); - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении);
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции);
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее — Основные положения функционирования розничных рынков);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 № 1619 «О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее -Правила предоставления коммунальных услуг);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Правила ценообразования);
- Приказ Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»
- Судебная практика, имеющая преюдициальное значение.
• Дело № А76-9471/2010 по заявлению ОАО «Челябэнергосбыт» и ЗАО «Энергоучет» об оспаривании решения и постановления Челябинского У ФАС России.
- Основные положения деятельности по опломбировке приборов учета электроэнергии.
1) Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее по тексту — Порядок). Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее по тексту — договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
В соответствии с пунктом 13 Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен в числе существенных условий содержать предмет договора, цену договора, порядок расчетов по договору, срок установки (замены) прибора учета, место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы, порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, гарантийные обязательства исполнителя.
В соответствии с пунктом 140 Основных положений функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения’ с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Ввод прибора учета в эксплуатацию не определен действующими нормативными правовыми актами в качестве самостоятельной услуги, при этом он осуществляется для целей ресурсоснабжения.
При приемке в постоянную эксплуатацию измерительного комплекса коммерческого учета (системы учета) электрической энергии проверяется схема включения и качества монтажа и непосредственно после этого осуществляется опломбировка с оформлением соответствующего акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 по делу № А76-9471/2010, под понятием «опломбировка прибора учета электроэнергии» понимается установка пломбы на винт, крепящий крышку зажимного клеммника прибора учета электроэнергии, после проверки правильности его подключения.
Действия по опломбировке входят в состав действий по приемке прибора учета в эксплуатацию, которые, в свою очередь, являются частью действий по установке прибора учета.
В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение 3-й стороны. ,
Учитывая изложенное, а также в соответствии с позицией, изложенной в разъяснениях по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке при рассмотрении заявлений (дел) о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением при установке, приеме в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов (в соответствии с пунктом 61 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2011 году, утвержденного приказом ФАС России от 31.03.2011 № 224), действия, связанные с вводом приборов учета, следует рассматривать на соответствующем рынке услуг по электроснабжению.
Основной целью опломбировки является защита от несанкционированного доступа, который может привести к искажению результатов измерения и, в частности, к недоучету потребленной электроэнергии.
4. Плата за опломбировку.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленном в жилом помещении.
Названный пункт не включает требований об установке пломб на приборах учета за счет граждан-потребителей. Не предусмотрено это и другими нормативно-правовыми актами.
В случае если исполнителем по договору на установку прибора учета является субъект, в силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанный осуществлять данный вид деятельности, плата за установку прибора учета включает в себя, в том числе, оплату услуг по приемке прибора учета в эксплуатацию, а, следовательно, и плату за опломбировку прибора учета.
- В соответствии с пунктами 69, 73 Правил ценообразования одной из слагаемых составляющих тариф на электрическую энергию является ценовая надбавка.
В соответствии с пунктом 65 Правил ценообразования при расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, включая:
расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка, включая расходы на обслуживание заемных средств;
расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности);
иные экономически обоснованные расходы.
В соответствии с пунктом 63 Правил ценообразования сбытовая надбавка гарантирующего поставщика устанавливается на очередной финансовый год органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В случае если плата за установку прибора учета электрической энергии не включена в сбытовую надбавку, то плата за установку прибора учета взимается в качестве отдельной услуги.
5. Исполнитель услуги.
В случае если исполнителем по договору на установку прибора учета является субъект, обязанный осуществлять данный вид деятельности в силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по опломбировке прибора учета проводятся в рамках исполнения договора на установку приборов учета и осуществляются исполнителем по договору.
При приемке в постоянную эксплуатацию измерительного комплекса коммерческого учета (системы учета) электрической энергии проверяется схема включения и правильность монтажа и непосредственно после этого осуществляется опломбировка с оформлением соответствующего акта.
В случае если исполнителем по договору на установку приборов учета является хозяйствующий субъект, на которого в силу пункта 140 Основных положений функционирования розничных рынков и пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении распространяется обязанность по установке приборов учета (гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация), данный хозяйствующий субъект либо сам выполняет действия по приемке прибора учета электрической энергии в постоянную эксплуатацию, либо, в соответствии с пунктом 139 Основных положений функционирования розничных рынков, по согласованию сторон привлекает 3-е лицо, которое, в таком случае, будет действовать от имени указанного хозяйствующего субъекта, поскольку это вытекает из договорных обязательств, связанных с поставкой электрической энергии и ее оплаты.
Опломбировать приборы учета могут электрики гарантирующего поставщика, а еще управляющей компании или ТСЖ — без разницы, куда обращаться. Документы отправляют почтой, лично приносят в офис организации или фотографируют и отсылают по электронной почте. Потом нужно ждать звонка, чтобы согласовать время прихода электрика в квартиру. … ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии ? Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации.
Кто должен опломбировать счетчик
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен опломбировать счетчик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Кто должен опломбировать счетчик
Судебная практика: Кто должен опломбировать счетчик
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 296 «Право оперативного управления» ГК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Принимая решение о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, суд в порядке пункта 1 статьи 296 ГК РФ установил, что ответчику на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении истца, отклонив доводы ответчика о том, что в спорном периоде квартира являлась пустующей и истец не доказал отсутствие в ней индивидуальных приборов учета, поэтому начисление расчетным методом платы за поставленные коммунальные ресурсы неправомерно, поскольку индивидуальные приборы учета воды и газа не опломбированы и не введены в эксплуатацию, счетчик электроэнергии действующий, но его показания не подавались, в связи с чем является обоснованным расчет истца, произведенный в соответствии с установленными нормативами и тарифами в отношении одного собственника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Кто должен опломбировать счетчик
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Приборы учета воды
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки (опломбирование) проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Приборы учета воды пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом (п. 51 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776).
Нормативные акты: Кто должен опломбировать счетчик
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.04.2022)
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
(вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») 81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, — контрольная пломба на приборе учета электрической энергии устанавливается гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 01.05.2022)
«О водоснабжении и водоотведении» 5. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Порядок допуска, приема-передачи в эксплуатацию приборов учета электроэнергии . … МКД, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г., должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком индивидуальными (для коммунальной квартиры — общими (квартирными) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, коллективными (общедомовыми) приборами учета и иным оборудованием, которое используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность его присоединения к.
Порядок взаимодействия с застройщиками при допуске в эксплуатацию приборов учета в многоквартирном доме
С 01.01.2021 индивидуальные, общие (квартирные) приборы учета электрической энергии и коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, установленные застройщиком в многоквартирном доме (далее МКД), должны быть допущены к эксплуатации гарантирующим поставщиком электроэнергии, а также такие приборы учета должны быть переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику электроэнергии, в зоне деятельности которого расположен МКД, до введения такого МКД в эксплуатацию.
В целях урегулирования взаимоотношений между АО «Газпром энергосбыт Тюмень» и застройщиками в рамках осуществления допуска, приема-передачи в эксплуатацию приборов учета, установленных застройщиком в МКД, разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
МКД, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г., должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком индивидуальными (для коммунальной квартиры — общими (квартирными) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, коллективными (общедомовыми) приборами учета и иным оборудованием, которое используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность его присоединения к ИСУ АО «Газпром энергосбыт Тюмень» в соответствии с Техническими требованиями.
В новостройке установкой счетчиков занимается застройщик — он должен передать вам жилье с установленными приборами учета электроэнергии и воды. Если в новостройке по проекту предусмотрена газификация, индивидуальный газовый обогреватель и газовая плита — застройщик передает жилье со счетчиком на газ. С 1 июля 2020 года в России заработал закон о переходе на «умные счетчики » за электроэнергию — приборы передают информацию о расходе дистанционно. … Счетчик нужно опломбировать , зарегистрировать и снять начальные показания. Этим занимается региональное подразделение поставщика газа, как правило, «Газпром».
- https://kirov.fas.gov.ru/analytic/7335
- http://www.consultant.ru/law/podborki/kto_dolzhen_oplombirovat_schetchik/
- https://gesbt.ru/yuridicheskim-litsam/ustanovka-i-zamena-priborov-ucheta/poryadok-vzaimodeystviya-s-zastroyshchikami/