Кто может получить деловой лес на строительство

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 августа 2019 г. N 44-АД19-11

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гиревой Евгении Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны (далее — Гирева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенным начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее также — постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решением судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, Гирева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 3 000 рублей.

✌»Бесплатный Лес❕» на строительство . Стоит ли браться или я зря потратил время? Мои итоги!

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гирева Е.А. выражает несогласие с указанными актами, состоявшимися в отношении нее по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно нормам, содержащимся в частях 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гиревой Е.А. к административной ответственности), граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

100 кубов леса БЕСПЛАТНО! Как получить? Лес на строительство дома.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Согласно материалам данного дела об административном правонарушении договором от 10.04.2017 N 04-3/101-СН-17, заключенным Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с Гиревой Е.А., последней были переданы в собственность лесные насаждения для заготовки древесины местоположением: Пермская область, Гайнский район, ГКУ Пермского края «Гайнское лесничество» (далее также — Гайнское лесничество), квартал 39, выдел 22, делянка 1.

Постановлением должностного лица от 21.11.2017 N 02-01/12-17 Гирева Е.А. привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что ею допущена незаконная рубка лесных насаждений на лесосеке в выделах 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества общим объемом 694,5 кубических метров, повлекшая причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 248 846 рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что вблизи лесного участка, предоставленного Гиревой Е.А. упомянутым выше договором, расположены три лесных участка, предоставленных для заготовки лесных насаждений иным гражданам (делянка 2 в выделе 19 квартала 39 — Базуевой А.В.; делянка 2 в выделе 19 квартала 39 — Андреевой Е.В.; делянка 1 в выделе 22 квартала 39 — Бреевой Г.К.). По указанным четырем договорам купли-продажи лесных насаждений общий разрешенный объем изъятия составлял 1 200 кубических метров.

Натурным осмотром лесосеки, проведенным 27 — 28 июня 2017 г., было установлено, что заготовка древесины по этим договорам производилась в рамках одной лесосеки, фактически пройденная рубкой площадь составила 10,4 га (при общей разрешенной площади по четырем договорам — 6,22 га). После окончания работ не проведена очистка от порубочных остатков на площади 1,4 га. Заготовку древесины производил Джафаров Р.Г., на основании доверенности от 16.03.2017 уполномоченный Гиревой Е.А. на оформление документов и производство работ, связанных с заготовкой и переработкой древесины.

Всего на лесосеке в выделах 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества незаконно вырублена древесина общим объемом 694,5 кубических метров, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 248 846 рублей.

Судебные инстанции, рассматривающие жалобы Гиревой Е.А. на постановление о назначении ей административного наказания, с выводами должностного лица согласились.

Установленные должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 27 — 30), копиями договора N 04-3/101-СН-17 купли-продажи лесных насаждений, заключенного 10.04.2017 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (в лице ГКУ Пермского края «Гайнское лесничество») с Гиревой Е.А. (в лице действующего в ее интересах на основании доверенности Джафарова Р.Г.) (л.д.

Читайте также:  Где проходят тендеры на строительство

142 — 145), актов осмотра лесного участка от 27.06.2017, 28.06.2017 (л.д. 18 — 19), перечетных ведомостей (л.д. 132 — 134), справки расчета суммы ущерба, причиненного в результате незаконной рубки в границах выделов 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества (л.д. 139) и другими представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Гиревой Е.А., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении Гирева Е.А. настаивала на том, что обжалуемое постановление должностного лица содержит выводы, касающиеся нескольких названных выше лиц, заключивших договоры купли-продажи лесных насаждений с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, без разграничения совершенных ими деяний и наступивших последствий. Эти доводы получили надлежащую оценку судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными с указанием, в числе иного, на то, что обстоятельства вменяемого Гиревой Е.А. административного правонарушения (с учетом выявленной объективной стороны состава) и виновность названного лица в его совершении установлены и доказаны в ходе рассмотрения данного дела на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Приведенные заявителем жалобы доводы, не содержащие правовых аргументов (в том числе о введении ее в заблуждение Джафаровым Р.Г. относительно действий, совершенных им на основании выданной ему доверенности, а также об отсутствии у Гиревой Е.А. сведений о незаконной рубке лесных насаждений и о периоде совершения этой рубки), неоднократно заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, рассмотревших жалобы Гиревой Е.А. на постановление должностного лица, не согласиться с которой оснований не имеется. В числе прочего, в обжалуемых актах правомерно отражено, что лицом, использующим лесной участок для заготовки древесины на основании заключенного в порядке статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договора купли-продажи лесных насаждений, является Гирева Е.А., следовательно, она несет ответственность за соблюдение требований лесного законодательства. При этом суды учли, что пунктом 15 упомянутого выше договора к числу обязанностей покупателя (Гиревой Е.А.) отнесено соблюдение правил заготовки древесины.

Порядок и срок давности привлечения Гиревой Е.А. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Гиревой Евгении Анатольевны — без удовлетворения.

Источник: legalacts.ru

Пустить корни: кто и как сможет заработать на частном лесе

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС

С сентября этого года в России разрешено частное владение лесами и разведение леса на сельскохозяйственных землях. О том, как заработать на частном лесоводстве и как это повлияет на лесные ресурсы страны, рассказывает руководитель лесной программы WWF России Андрей Щеголев

В конце сентября состоялось событие, которое осталось незамеченным широкой общественностью и которое в перспективе почти наверняка изменит жизнь многих граждан, проживающих на селе в лесной зоне. В этот день вышло Постановление правительства № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», дающее зеленый свет частному лесовладению. Те, кто с детства мечтал о собственном лесе, чтобы заботиться о нем всю жизнь и затем передать детям, с этого дня получили такую возможность.

А что, раньше было нельзя? Нет, раньше такой возможности не было ни у частных лиц, ни у лесопромышленных или сельскохозяйственных компаний. Лес в России всегда принадлежал только государству. Правда, под лесом здесь понимается именно лес на землях государственного лесного фонда. Однако лесу не прикажешь расти только на землях лесфонда.

Часто можно видеть, как лес отвоевывает себе заброшенные сельскохозяйственные угодья в Центральной России или на Северо-Западе и прекрасно там себя чувствует.

По оценкам экспертов, по всей стране на такие леса приходится около 60 млн гектаров. Эти почвы зачастую малопригодны для ведения сельского хозяйства, но при этом они обладают наиболее благоприятными условиями для выращивания леса. В отличие от земель лесного фонда, земли сельхозназначения могут принадлежать не только государству, но и физическим и юридическим лицам. А с конца сентября у них появился еще один неоспоримый плюс — теперь закон позволяет вести на них не только сельское хозяйство, но и выращивать и заготавливать лес.

Кто и как сможет заработать на частном лесе в полях

Начнем с простой арифметики. Даже если из 60 млн гектаров около 10 млн вернуть в сельскохозяйственный оборот, как это планирует сделать Минсельхоз, то под частное лесовладение остается еще 50 млн гектаров. На них в долгосрочной перспективе можно ежегодно выращивать до 300 млн кубометров древесины.

Между тем сейчас все предприятия лесного комплекса России в год заготавливают около 200 млн кубометров. Так что рост объемов обеспечен. А если учесть то, что в сельских районах страны, где процветает безработица, может появиться до 100 тыс. новых рабочих мест, то выгода для экономики очевидна.

Более того, новый источник доступного сырья сейчас как никогда нужен российским лесопромышленникам. Наш лесной комплекс со времен Советского Союза ориентировался на заготовку древесины в диких первозданных лесах, так называемых малонарушенных лесных территориях. Это сродни добыче полезных ископаемых, когда к ранее неосвоенному «месторождению бревен» строится одноразовая дорога, вывозится ликвидная древесина, после чего дорога забрасывается, а предприятие переходит к новому «месторождению». Такая модель, наверное, могла бы еще существовать долго, если бы не одно но: «месторождения» истощились и доступный лес в России кончился.

Читайте также:  Сроки строительства двухэтажного дома из газобетона

Освоение оставшихся первозданных лесов требует огромных инвестиций, а мировой рынок лесоматериалов требует выполнения стандартов добровольных систем лесной сертификации, которые предписывают эти первозданные леса сохранять. К примеру, в стандарте одной из ведущих систем — добровольной лесной сертификации Лесного попечительского совета (FSC) — прописано требование по сбережению малонарушенных лесов, так как они играют большую роль в сохранении биологического разнообразия и регулировании климата.

Так что для долгосрочного обеспечения сырьем своих предприятий лесному бизнесу как раз стоит присмотреться к лесам на заброшенных сельхозземлях. Они могут стать новым богатым и доступным «месторождением», а точнее — лесным огородом, способным обеспечивать предприятия постоянным «урожаем» древесины. Если посмотреть, где именно находятся зарастающие лесом поля, то мы увидим, что это в первую очередь близкие к населенным пунктам территории. В том числе к тем, где есть центры переработки древесины и относительно разветвленная сеть дорог. Вкупе с благоприятными климатическими и почвенными условиями такие леса начинают выглядеть очень привлекательными в глазах инвесторов.

Но долговременные (деревья растут медленно!) инвестиции требуют гарантий того, что лес, в который вложены деньги, останется в пользовании у компаний на долгие годы. Желательно не менее чем на 80-120 лет — так называемый оборот рубки. В то же время срок лесной аренды в России — от 5 до 49 лет. К тому же нет никакой гарантии, что на новый срок аренда будет заключена с предыдущим арендатором, даже если он заботливо ухаживал за лесом. Текущая ситуация с арендой леса сравнима с арендой квартиры, когда арендодатель берет с арендатора регулярную плату, заставляет сделать ремонт, а затем сдает квартиру другому арендатору.

Понятно, что при отсутствии гарантий лесной бизнес не будет вкладывать деньги в правильное лесное хозяйство и выращивать лес в течение многих десятилетий. Вот почему крупные лесопромышленники в России уже давно поднимают вопрос о частной собственности на леса, которая существует во многих других странах. Однако быстрое введение частной собственности на все леса может повлечь многочисленные проблемы и социальные конфликты на селе, ведь пока лес в массовом сознании нашего человека — это общее достояние, и никто не может запретить тебе его посещать.

Вот тут на помощь лесному бизнесу как раз и приходят леса на сельхозземлях. Их можно выращивать с нуля, или выбрать уже хорошо заросший лесом участок и сразу проводить рубки ухода в молодняках или средневозрастных насаждениях. Право частной собственности позволит владельцу делать долгосрочные вложения в участок, самостоятельно планировать лесохозяйственные мероприятия (лесовосстановление, уходы, финальную рубку) и рассчитывать на прибыль. Такие частные леса на сельхозземлях могли бы стать прообразом частной собственности на леса по всей России, своеобразным экспериментом для отработки подходов к новой модели.

Проигравших нет

Новая инициатива выгодна и для экономики страны, и для экологии. Разберемся поподробнее в том, почему наиболее заметную роль в привлечении общественного внимания к проблеме лесов на сельхозземлях сыграли именно природоохранные организации, ведь WWF России и другие экологи боролись за будущее бесхозных лесов на сельхозземлях с 2013 года.

Новые сырьевые базы нужны не только бизнесу, но и экологам — чтобы отвести топор, нависший над стремительно исчезающими первозданными лесами, где живут многие редкие виды животных и растений. Лесной огород в поле как альтернативный источник сырья позволит сохранить экологически ценные участки леса, которые в противном случае будут уничтожены в результате «одноразового лесопользования».

Более того, новая инициатива поможет бороться с пожарами. Зарастание сельскохозяйственной земли лесом ранее расценивалось как ее нецелевое использование, наказывалось штрафом и даже изъятием земель. Эти участки предписывалось очищать от деревьев, что часто приводило к пожарам, так как собственники видели в огне самый простой и дешевый способ выполнить предписания. Теперь же владелец, наоборот, будет заинтересован в эффективной охране своего «узаконенного» леса от пожаров, который из обузы превратился в капитал.

Новый рынок — новые правила

Новое постановление создаст новый рынок и задаст новые правила игры в лесном секторе. Мне известна как минимум одна крупная лесопромышленная компания на северо-западе России, руководство которой открыто выражает свой интерес к ведению лесного хозяйства на сельхозземлях и заявляет о своих планах на эту деятельность.

Вероятно, в скором времени в стране может начаться скупка ранее невостребованных заброшенных сельхозземель. В итоге компании получат мозаику из участков леса разного возраста и породного состава. Это своеобразный пазл, каждый кусочек которого потребует принятия продуманных хозяйственных решений для того, чтобы сложить из них общую картину.

Если говорить об уже привычных для бизнеса лесах — на землях государственного лесного фонда — то там возможности самостоятельного принятия решений у арендаторов леса нет. Все решения регламентируются предписаниями органов управления лесами, и зачастую эти требования никак не связаны с экономикой предприятия. Принятие «Особенностей» в корне меняет подход к управлению лесом — правда, только на сельхозземлях. Фактически государство передало право принятия решений правообладателям таких земельных участков.

Это большие возможности. С ними приходит и ответственность — ответственность владельца за свой лес по его охране от пожаров, защите от болезней и вредителей, которые могут нанести ущерб и соседним лесам. Кроме того, работникам лесопромышленных предприятий и частным владельцам потребуются совершенно новые компетенции по планированию и ведению лесного хозяйства. Можно надеяться, что это создаст спрос на подготовку квалифицированных специалистов, что в свою очередь поможет возродить профессиональное лесное образование. В целом и опытным игрокам лесного рынка, и новоиспеченным лесовладельцам будет чем заняться.

Источник: www.forbes.ru

Как работает система лес ЕГАИС

Лес ЕГАИС расшифровывается, как единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для учета сделок с древесиной.

Данная система представляет собой сервис, через который производится контроль оборота лесозаготовительной продукции на территории РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ (ЛС РФ) лес ЕГАИС создана для решения следующих основных задач:

  • учет сделок, совершаемых с древесиной, начиная с момента вырубки и заканчивая покупкой конечным потребителем. Сюда входят следующие этапы: вырубка леса, обработка, поставка на базы и склады, реализация на рынке,
  • накопление, обработка и систематизация полной информации обо всех операциях, совершаемых хозяйствующими субъектами с древесиной,
  • осуществление контроля над достоверностью данных, вносимых в базу .

СПРАВКА. Впервые лес ЕГАИС появилась в 2015 году, а уже начиная с 1 июля 2017 года все хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с заготовкой и продажей древесной продукции, обязаны работать в данной системе.

Указанное выше правило распространяется как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей. В данный перечень попадают внутренние продавцы древесины и пиломатериалов, импортеры и экспортеры, а также заготовщики.

Читайте также:  ОВИК что это такое в строительстве

Нормативно-правовая база по работе в системе лес ЕГАИС

Работа системы лес ЕГАИС строго регламентирована со стороны законодательства. Порядок ее использования регулируется целой системой нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовая база, регулирующая учет древесины и сделок с ней, представлена следующими официальными документами:

  1. Лесной кодекс РФ (гл. 2.1-2.3) – тут отражены базовые правила учета древесины и использования лес ЕГАИС.
  2. КоАП РФ (ст. 8.28.1) – в данном нормативном акте описаны виды наказаний, применяемые к лицам, нарушившим требования лесного законодательства по учету древесины и сделок, совершаемых с ней.
  3. Постан. Прав. РФ от 28.01.2015 г. № 55 – подробно описан порядок использования лес ЕГАИС.
  4. Постан. Прав. РФ от 03.12.2014 г. № 1301 – тут описаны правила внесения информации в автоматизированную информационную систему, предназначенную для учета леса.
  5. Постан. Прав. РФ от 03.11.2014 г. № 1148 – в данном документе можно найти образцы запросов, которые следует использовать при необходимости получения сведений из лес ЕГАИС.
  6. Постан. Прав. РФ от 16.12.2014 г. № 1370 – подробно описан порядок взаимодействия сервиса по учету леса с другими государственными информационными системами.
  7. Постан. Прав. РФ от 21.07.2014 г. № 571 – тут прикреплена форма, а также описаны правила заполнения сопроводительного документа при перевозке древесины.
  8. Постан. Прав. РФ от 06.01.2015 г. № 11 – описаны правила представления декларации о сделках с лесом, а также прикреплена ее официальная форма.
  9. Расп. Прав. РФ от 19.11.2014 г. № 2320-р – в данном документе указан перечень сведений, которые должны быть внесены в лес ЕГАИС при учете сделок с древесиной.
  10. Расп. Прав. РФ от 13.07.2014 г. № 1047-р – тут приведен перечень видов древесины, на которые распространяются правила ЛК РФ в части регистрации в лес ЕГАИС.

ВНИМАНИЕ. Выше приведен перечень наиболее основных нормативных актов, регламентирующих работу и порядок использования лес ЕГАИС. Однако данный список не является исчерпывающим. Есть ряд правовых документов, которые косвенно регулируют этот вопрос (например, ФЗ РФ «О информации, информационных технологиях …».

Учет древесины и сделок

Прежде чем начать вести учет сделок с древесиной, через лес ЕГАИС, пользователь должен зарегистрироваться в этом сервисе. Сделать это можно двумя способами:

  • путем обращения в Департамент лесного хозяйства (подается заявка на регистрацию),
  • создание учетной записи в ЕГАИС в онлайн режиме (заполняется анкета на сайте).

Учет древесины через ЕГАИС реализуется путем внесения перечня данных о произведенной сделке, с прикреплением подтверждающих документов.

СПРАВКА. Регистрации и учету в лес ЕГАИС подлежат следующие виды сделок: аренда лесных участков, купля-продажа лесных насаждений, государственные контракты, право постоянного пользования лесным участком.

Учет древесины в ЕГАИС предполагает выполнение следующих базовых правил:

  1. Хозяйствующие субъекты должны декларировать операции по покупке и продаже леса.
  2. Регистрации подлежат сделки, совершаемые не только с юридическими, но и с физическими лицами.
  3. Если обе стороны сделки являются юридическими лицами, то данные о ней должны быть внесены в ЕГАИС и покупателем, и продавцом.
  4. Сделки с физическими лицами отражаются в одностороннем порядке, то есть если покупателем леса является гражданин, то операция отражается только со стороны продавца.

При осуществлении учета сделок с древесиной в сервис ЕГАИС должны быть внесены следующие сведения (п. 2 Распор. Прав. РФ от 19.11.2014 г. № 2320-р):

  • название организации или полное имя (ФИО) ИП, совершивших сделку с древесной продукцией,
  • объем леса, в отношении которого была совершена хозяйственная операция,
  • дата получения декларации о совершенной сделке.

Коды древесины и разъяснения по классификации пиломатериалов

В соответствии с п. 2 ст. 50.3 ЛК РФ декларации в ЕГАИС подлежат не все сделки, а только лишь те, которые производятся в отношении следующих двух видов древесины:

  1. Пиломатериалы хвойных пород – сюда относится ель, сосна, лиственница, кедр, пихта и др.
  2. Пиломатериалы лиственных пород – данная категория представлена следующим перечнем: дуб, ясень, бук, береза, осина, тополь, ольха липа и прочие разновидности деревьев.
  3. Шпалы деревянные (обрезные и необрезные), а также предназначенные для метрополитена (непропитанные).
  4. Деревянные брусья (для стрелочных переводов ЖД).

Каждому виду пиломатериала присваивается свой код в соответствии с общероссийским классификатором (ОК 034-2014). Например, в составе хвойных пород приведены следующие обозначения: 16.10.10.110, 16.10.10.111…16.10.10.115, 16.10.10.119.

Для обозначения пиломатериалов лиственных пород используются коды с 16.10.10.120 по 16.10.10.129.

Согласно разъяснениям, представленным на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства, к обозначенным выше категориям пиломатериалов, относятся продукция, соответствующая следующим параметрам:

  • появившаяся при продольном делении бревен,
  • образовавшаяся в результате продольного и поперечного деления полученных частей,
  • толщина от 6 мм и более,
  • наличие не менее двух плоскопараллельных пластей.

СПРАВКА. В приведённый выше перечень входят следующие виды продукции лесозаготовок: обрезной, необрезной и строганный пиломатериал, окрашенная, протравленная и обработанная специальными консервантами древесина, брус (до 100 мм, и более 100 мм), а также доска шириной до 100 мм.

Хозяйствующие субъекты могут не регистрировать в системе ЕГАИС продукцию, помещенную в подгруппы 16.10.2 и 16.10.3. Сюда относится: разновидности профилированной древесины и необработанные лесоматериалы.

Штрафные санкции ,сроки подачи отчетов и декларации

За несоблюдение требований по учету сделок с древесиной, действующим законодательством предусмотрено наказание в виде штрафов.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ в случае непредставления декларации или просрочки назначенного времени, с нарушителя могут быть взысканы следующие штрафы:

  • 5000 — 20 000 рублей (должностные лица),
  • 7 000 – 25 000 рублей (для ИП),
  • 100 000 – 200 000 рублей (для организаций).

Кроме того, ряд санкций предусмотрен для случаев, когда хозяйствующие субъекты нарушают порядок учета древесины. В этой ситуации нарушителю придется заплатить штраф в размере:

  • 25 000 – 35 000 рублей (должностное лицо),
  • 200 000 – 400 000 рублей (для юридических лиц).

Помимо перечисленного выше, к административной ответственности привлекаются лица, нарушившие правила по обязательной маркировке древесины, а также не оформившие сопроводительный документ при транспортировке леса. Размер штрафов за подобные правонарушения варьируется в пределах от 30 000 до 700 000 рублей. Кроме того, в ряде случаев может быть конфискована древесина и транспортные средства, на которых она перевозилась.

По закону участники рынка обязаны предоставлять декларацию по сделкам, совершенным с древесиной. Сделать это нужно в течение 5 дней с момента подписания, внесения изменения или расторжения договора о продаже леса (п. 3 ст. 50.5 ЛК РФ).

Помимо декларации, юридические лица и ИП также подавать отчеты по всем этапам лесозаготовки, начиная с вырубки и вплоть до продажи. В действующем законодательстве не указаны точные сроки подачи данной документации.

Источник: lesaegais.ru

Рейтинг
Загрузка ...