Сейчас часто бывает, что зарубежные города и памятники истории мы знаем лучше, чем наши, российские, древности. Indicator.Ru в лице своего научного редактора постарается познакомить своих читателей с памятниками истории нашей страны: не только храмами, но и другими «интересностями» и «необычностями». А начнем мы с одного из самых известных и древних памятников нашей страны — Софийского собора в Великом Новгороде. Кстати, читатели постарше могут помнить его на вышедшей из обращения пятирублевой купюре.
Спор о первенстве
Давайте сразу внесем ясность: называть новгородскую Софию древнейшим русским храмом, древнейшим российским храмом, древнейшим православным российским храмом или даже древнейшим сохранившимся русским храмом никак нельзя. Давайте говорить верно: Софию нужно называть старейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории России. Длинно, но правильно.
Потому что, если говорить о каменном строительстве средневековой Руси, то первым храмом была, разумеется, церковь Богородицы Десятинной в Киеве (конец X века). Если говорить о старейших сохранившихся древнерусских храмах, то историки архитектуры до сих пор ломают копья, древнее ли София Киевская Спасского собора в Чернигове, но оба храма появились до новгородской постройки. Если говорить о православных храмах, то налицо четыре аланские постройки в Архызе того же X века минимум (и промолчим о византийском храме в Керчи, построенном еще в VI веке и перестроенном в X).
СОБОР СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ — !!!шедевр византийской архитектуры
Постройка
Все началось с пожара. «В лето 6553 сгоре святая София, в субботу, по заутрени, в час 3, месяца марта в 15. В то же лето заложена бысть святая София Новегороде Володимиромь княземь», — можно прочитать в Новгородской первой летописи старшего извода. Из летописей нам становится известно, что до каменного храма, еще в 989 году построили деревянный храм, из дуба.
Некоторые источники говорят, что у него было 13 глав, но это вопрос спорный. Ясно одно — в 1045 году дубовая София сгорела. Археологи до сих пор не нашли следов этой постройки, хотя возможно, что две резные дубовые колонны, обнаруженные при раскопках, принадлежали когда-то именно ей (отметим, что найти дубовую Софию — мечта современного археолога, копающего Новгород. Однако пока еще далеко не вся территория Детинца изучена археологами, есть другие, более важные задачи.
Так или иначе, после пожара весной 1045 года началось строительство каменной Софии в Великом Новгороде. Строил ее новгородский князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. К этому времени его отец уже выстроил Софию в Киеве, поэтому, скорее всего, мастера для «стройки века» пришли из Киева. Это даже не метафора: для Новгорода это действительно была стройка века, потому что Софийский храм оказался единственной каменной постройкой Новгорода в веке XI. Следующей пришлось ждать до 1101 года.
Судя по всему, задумывался собор более похожим на киевский храм: галереи, окружающие ядро строения, задумывались одноэтажными, что придавало собору ступенчатую композицию, как у киевской Софии. Но уже в ходе строительства замысел изменился (это стало понятно во время натурных обследований), галереи стали двухэтажными, и храм получился более суровым, монументальным.
Фрески
Закончили строительство в 1050 году. Скорее всего, основной объем какое-то время был не расписан, затем начали штукатурить и расписывать основной объем, а притворы — только в 1144 году, об этом нам говорит Новгородская первая летопись.
Существует предание, согласно которому на изображении Спасителя в куполе Софии благословляющая рука на другой день по ее написанию оказалась сжатой в кулак. По повелению архиепископа Луки Жидяты фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос: «Писари, писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющей рукою: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новоград держу: а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание».
Источник: indicator.ru
Три Софии
Итак, христианство пришло к нам из Византии. Далеко не случайно главные соборы Киева и Новгорода — так же как и знаменитый собор в Константинополе, главный храм Византии, — посвящены Софии, Премудрости Божией. Это демонстрирует не только идею наследования Византии, но даже некоего соперничества с Царьградом (так на Руси называли Константинополь).
Интерьер
Собор Св. Софии в Константинополе — великая церковь, главный храм Византии — был построен в 532–537 гг., в правление императора Юстиниана (482–565, правил с 527). Известны имена архитекторов — это прославленные ученые Анфимий из Трал и Исидор из Милета.
До нас дошло мало имен мастеров той эпохи, но тот факт, что история сохранила имена Анфимия и Исидора, лишний раз говорит об огромном значении константинопольской Софии. Собор Софии был не только главным храмом, но и главным общественным зданием государства. Это значит, что собор должен был вмещать огромное количество людей.
Перед архитекторами стояла нелегкая задача: от них требовалось создать купольный храм гигантского масштаба на основе купольной базилики малоазийского образца. Под базиликой обычно понимают прямоугольное здание, разделенное рядами столбов или колонн на три (или более) нефа, нефы завершались полукруглыми апсидами.
Этот тип зданий стал основным для западной церковной архитектуры. На востоке традиционная, римская форма базилики претерпела существенные изменения — центральная часть храма перекрывалась куполом. Но в новом соборе требовалось перекрыть поистине гигантское пространство — диаметр купола должен быи составить 31,5 м. Чтобы погасить распор, Анфимий и Исидор укрепляют здание мощными пилонами (с южной и северной стороны). Новаторским решением было добавление полуцилиндрических объемов с запада и востока, завершающихся полукуполами. Эти полукупола гасили распор главного купола.
Разрез
Аксонометрия
В плане собор представляет собой прямоугольник. Опорой для ребристого купола служат четыре мощных пилона. Невысокие боковые нефы разделены на два яруса — здесь были устроены галереи, хоры для молящихся.
Собор Софии в Константинополе не отличался изяществом внешнего декора. Но это и не было целью его создателей. Интерьер суровой громады был призван потрясти воображение каждого, переступившего порог храма. Прежде всего эффект достигался с помощью света. Невысокий барабан (основание) купола был прорезан окнами.
Свет, проникающий через эти сорок окон, создавал впечатление, будто гигантский купол парит над собором. Про знаменитый купол говорили, что он держится на золотой цепи, спускающейся с неба. Окнами были прорезаны и полукупола, и люнеты (полукруглое завершение стены). Все это заполняло собор мистическим светом, отражавшимся в золоте мозаик, украшавших стены.
Легкость интерьеру придавали изящные аркады из мраморных колонн. Нижние ярусы стен были облицованы разными сортами мрамора. Роскошный, праздничный интерьер резко контрастировалт с внешним обликом собора. И такой контраст был очень характерен для византийской архитектуры — интерьеру здесь всегда придавали гораздо большее значение, что обусловлено особенностями духовной культуры Византии.
СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
Киев. Софийский собор. Современный вид.
Киевский собор был построен в первой половине XI в. (1037 — начало 1040-х гг.), при Ярославе Мудром. Этот храм должен был стать для Руси тем, чем была София Константинопольская для Византии. Об этом в первую очередь свидетельствует его посвящение Софии, Премудрости Божией.
Реконструкция
С момента строительства константинопольской Софии прошло несколько столетий, поэтому ее киевская наследница принадлежит уже к совершенно другому архитектурному типу, также созданному в Византии. Основу киевской Софии составляет крестово-купольный храм. Центром подобного храма является подкупольный квадрат.
Четыре опоры (столба), перекрытые арками, поддерживают барабан купола. Паруса соединяют арки и барабан. К четырем сторонам подкупольного квадрата примыкают прямоугольные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами.
Эти ячейки образуют рукава креста — отсюда идет название этой архитектурной системы. С западной стороны к подкупольному квадрату пристроена прямоугольная ячейка, образованная четырьмя столбами — двумя подкупольными и двумя дополнительными. К этой ячейке примыкает специальное пространство — нартекс.
Нартекс был предназначен для людей, которым по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма. С восточной стороны расположено три полукруглых выступа, перекрытых сомкнутым полусводом, — апсиды. Центральная апсида, большая по размеру, — это алтарь, по сторонам от алтаря расположены апсиды меньших размеров. Они служат для хранения литургической утвари и облачения священников.
Как и константинопольский, киевский собор должен был стать главным государственным храмом. Это значит, что собор должен вмещать в себя великое множество молящихся. Киевская София — это большой пятинефный храм с двумя рядами галерей. Внутренняя галерея была двухъярусной, внешняя — открытой одноярусной. На второй ярус внутренней галереи можно подняться по лестницам, расположенным в башнях.
Собор венчают тринадцать куполов. Они символизируют Христа (главный купол) и двенадцать апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, — это четыре евангелиста. Форма куполов сильно отличалась от той, что мы видим в настоящее время. Нынешняя форма возникла в XVII в. под влиянием искусства барокко.
Изначально купола имели шлемовидную форму. Тринадцать куполов Софии образуют весьма гармоничную пирамидальную композицию.
Аксонометрия
Но не только форма куполов претерпела изменения в более поздние эпохи. Сложенные из квадратного кирпича (плинфы) стены собора не были побелены, как в настоящее время. Они были украшены фигурной кладкой, что придавало собору нарядный, праздничный вид (В настоящее время с восточной стороны собора можно увидеть расчищенные фрагменты стены и представить себе, как выглядел храм в XI в.) Это говорит о том, что внешний вид церковного здания играет не меньшую роль, чем внутреннее, сакральное пространство, в отличие, например, от константинопольской Софии. Главный храм государства должен был поражать воображение со всех своих сторон.
Реконструкция
Несомненно, организации внутреннего пространства собора и его декору придавалось огромнейшее значение. Так же как и в константинопольской Софии, особое внимание уделялось проблеме освещения храма. Центральная часть освещалась окнами, пробитыми в барабанах куполов. Верхний ярус хоров был освещен так же хорошо, как и подкупольное пространство. Нижний ярус галереи был затемнен, что создавало эффектную светотеневую игру.
Главная часть храма — алтарь и подкупольное пространство — согласно византийской традиции была украшена великолепными мозаиками. В центральном куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель). По сторонам от Пантократора располагались архангелы (сохранилась только одна фигура).
В барабане помещались изображения двенадцати апостолов (до нас дошла только фигура апостола Павла). На парусах традиционно изображались четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка). На арках, держащих купол, располагались медальоны с изображением сорока мучеников севастийских. На подкупольных столбах, за которыми расположен алтарь, представлена сцена Благовещения: на левом столбе фигура архангела Гавриила, на правом — Богоматери.
Интерьер
Самая знаменитая мозаика киевской Софии — это Богоматерь Оранта, изображенная в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды. Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм, а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия. Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе. Это производит грандиозное впечатление и в нынешние времена, и можно представить, каким необыкновенным воздействием обладало это изображение в XI веке!
Под Орантой расположено символическое изображение одного из важнейших таинств — причастия (Евхаристии).
Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Но наиболее интересны фрески на стенах верхних галерей. Верхние галереи предназначались для князя, поэтому здесь мы видим изображения членов княжеской семьи.
На южной стене — дочери князя Ярослава Мудрого, на северной — его сыновья. На западной стене был представлен и сам князь с княгиней, но эта фреска не дошла до наших дней. Фрески интересны не только с художественной стороны, но и как старейшие исторические портреты.
Фрагмент мозаичного оформления
Очень интересны росписи лестничных башен. Они возникли позже, уже при Владимире Мономахе (1113–1125). Росписи эти носят откровенно светский характер — здесь представлены сцены охоты на знаменитом константинопольском ипподроме. Это объясняется тем, что лестницы вели на верхнюю галерею, которая служила не только помещением для привилегированных молящихся (членов княжеской семьи и придворных), но и залом для приема послов и других светских мероприятий.
Киевская София, несомненно, является самым значительным архитектурным памятником XI в. По своей масштабности и великолепному декору этот собор мог смело соперничать с константинопольским, значительно превосходя современные ему византийские церковные постройки.
СОБОР СОФИИ В НОВГОРОДЕ
Собор Святой Софии в Новгороде. 1045-1050
Новгородский храм, в свою очередь, не уступал киевскому. Вероятно, в строительстве храма принимали участие те же мастера, что и в Киеве. Первый Софийский собор в Новгороде был деревянным. Так же как и киевскую Софию, его венчали тринадцать глав. Но в 1049 г. собор был разрушен во время пожара.
Уже к этому времени началось строительство нового, каменного храма (заложен в 1045 г.).
Интерьер
Размеры с галереями нового храма соответствуют Киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Новгородская София также представляет собой большой пятинефный крестово-купольный храм, но с одним рядом галерей и одной башней-лестницей, которая ведёт на хоры. Галереи двухъярусные, второй ярус, так же как и в Киеве, предназначен для князя и его двора. В отличие от киевского собора и своего деревянного предшественника храм увенчан не тринадцатью, а пятью куполами. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественным благодаря большей высоте.
Аксонометрия
Интересно решены покрытия сводов — закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями).
Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры.
Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».
Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.
Разрез
Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию.
Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея.
Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).
При всех своих отличиях две Софии — киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного ряда: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей- обходом), и по своей значимости — оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являляются наследниками константинопольской Софии.
Источник: art.1sept.ru
Софийский собор в Киеве: история собора
Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.
Софийский собор в Киеве: описание
Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии Софийский собор в Киеве начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.
После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.
Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году Софийский собор был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.
В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.
Софийский собор в Киеве сегодня
Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором Софийского собора стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого Софийский собор в Киеве превратили в музей.
Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.
В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.
Помимо фресок и икон в соборе хоронили великих людей. Так, там установлен саркофаг Ярослава Мудрого, хотя, согласно исследованиям, останки в нем принадлежат вовсе не князю. Похоронен тут и его сын Всеволод.
Длина собора с галереями составляет 55 метров, а ширина – 42 метра. Высота – 29 метров.
Источник: chydesa-mira.ru
Собор Святой Софии: богатая история архитектурной жемчужины Стамбула
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Стамбул имеет богатую историю, и это обусловлено его более чем удачным расположением. По этой причине на протяжении многих столетий он был важной столицей двух великих империй – Византии и Османской империи. Историческое наследие различных культур и движений все еще можно увидеть по всему городу и сегодня. Одним из лучших примеров этого исторического слияния является величественное архитектурное сооружение – Собор Святой Софии.
Первый камень в фундамент величественного Собора Святой Софии был заложен еще во времена Византийской империи. На месте языческих святынь, пострадавших от пожаров в далеком 537 г., был воздвигнут восточно-православный собор, который пережил немало событий и кардинальных трансформаций.
С изменением религиозных канонов и собор претерпевал реформы, когда старообрядчество в этом регионе потеряло приоритет, ему на смену пришел католицизм. По этой причине Софийский собор стал называться римско-католический храмом, но начиная с 1453 г., после захвата города османами христианская святыня была преобразована в мечеть. Лишь в 1935 г. он перестал быть культовым сооружением и теперь Собор Святой Софии существует как культурно-исторический музей, куда каждый год приезжают тысячи посетителей, чтобы увидеть захватывающую карту истории, скрытую в различных архитектурных стилях.
Наравне с другими зданиями исторической части Стамбула Софийский собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. | Фото: tiqets.com.
И это немудрено, ведь каждый изгиб, каждый элемент декора повествует об истории создания уникального памятника, начавшейся задолго до того, как был возведен храм, который мы может видеть сейчас.
Купол Собора Святой Софии взметнулся над землей на 56,6 м (Стамбул, Турция). | Фото: philologist.livejournal.com.
История создания: До возведения Собора Святой Софии на этом священном месте было срублено два культовых языческих сооружения, сгоревшие во время пожаров. После последней трагедии в 532 г. император Юстиниан I приказал построить новый, более роскошный храм. Для этих целей доставлялся высококачественный камень и мрамор.
Для оформления портика по приказу императора из древних храмов были привезены мраморные колонны со всех уголков его империи. На строительные работы было нанято более 10 тыс. человек, которыми руководил архитектор из Траллеса Антемий (Исидор Милетский). Чтобы храм был более величественным правитель приказал украсить практически все элементы интерьера золотом, серебром, слоновой костью и полудрагоценными камнями. Понадобилось почти 6 лет, чтобы состоялось тожественное открытие новой базилики (27 декабря 537 г.) императором Юстинианом I.
Христианские святыни, сохранившиеся внутри Софийского собора (Стамбул). | Фото: philologist.livejournal.com.
Теперь эта базилика считается образцом византийской архитектуры. Ее императорский купол, несколько раз подвергавшийся реставрации и переделке, до сих пор вызывает восхищение. И это понятно, ведь его грандиозные размеры действительно впечатляют – купол диаметром 31 м. достигает высоты 55,6 м. За много веков существования святыня преображалась и изменялась, сохраняя на своих стенах все больше и больше уникальных изразцов, надписей, фресок и т.д. И это немудрено, ведь грандиозный храм с большим нефом и сверкающими золотыми мозаиками только 900 лет был христианским собором, не говоря о последующих трансформациях.
Византийская мозаика и надписи сохранились до наших дней (Софийский собор, Стамбул). | Фото: philologist.livejournal.com.
Несмотря на почтенный возраст и реконструкции, даже сейчас на стенах и колоннах «Софии» можно увидеть уникальные мозаики и надписи-граффити, созданные мастерами из монашеских кругов на протяжении нескольких веком. Также можно увидеть письмена сделанные выходцами из Киевской Руси. На некоторых стенах есть даже рунические скандинавские надписи, нацарапанные воинами варяжской гвардии византийского императора.
Мраморные колонны были доставлены из храма Солнца, а из Эфеса – 8 уникальных в своем роде колонн из зеленого мрамора (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yarowind.livejournal.com.
Все надписи и сюжеты мозаик до сих пор активно изучаются исследователями, причем тайну происхождения некоторых событий и изображенных архитектурных сооружений до сих пор не могут разгадать, ведь не сохранилось ни единого аналога.
После захвата Константинополя османами Софийский собор начали превращать в мечеть с минаретами (Стамбул, Турция). | Фото: landscrona.ru.
С падением империи после прихода османов, христианскую святыню начали активно перестраивать и превращать в мечеть. Примечательно, что все работы проводились с максимальной осторожностью и уважением к символам другой веры. Об этом свидетельствует тот факт, что золотые мозаики, надписи и фрески не были разрушены во время этого процесса, а лишь покрыты штукатуркой.
Софийский собор – единственное место, где можно увидеть образцы исламской каллиграфии в мечети (Стамбул, Турция). | Фото: vserazvlechenia.com/ mk-turkey.ru.
Более того, во время преобразования интерьера культовая коллекция исламской каллиграфии также была нанесена на свободные стены Собора Святой Софии, чего нет ни в одной другой мечети мира. Специалисты считают, что такой порыв был продиктован той красотой, которую видели перед собой османские мастера.
Минареты создавались на протяжении нескольких веков и разными султанами (Софийский собор, Стамбул). | Фото: ru.depositphotos.com/ golos.com.ua.
Конечно же, не обошлось и без строительства минаретов – высокой башни разной формы, с которой призывают верующих на молитву, являющейся одним из главных элементов в архитектурной конструкции мечети. Теперь уже в Айя-Софии (с тех пор так ее называли) минареты были возведены в разные периоды.
В башнях-минаретах сейчас расположен мавзолей султанов (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yashka7.blogspot.com.
Справка: В арабском языке «айя» имеет два значения. Это может быть имя – чудесная, изумительная, прекрасная, особенная. Также может обозначать маленькую главу Корана.
Омфалон — место коронационной церемонии восточно-римских императоров (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yarowind.livejournal.com.
При султане Фатихе Мехмеде, который и захватил Константинополь (впоследствии Стамбул), был построен юго-западный минарет, сын его Баязид II возвел северо-восточный, а вот два остальных сооружения создавались намного позже. Их проектированием и строительством занимался Синан – один из самых известных османских архитекторов и инженеров.
Михраб находится в юго-восточном углу собора, указывая направление на Мекку (Софийский собор, Стамбул). | Фото: yarowind.livejournal.com.
После строительства минаретов установили мраморный резной минбар (трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь), а в XVIII столетии в следствие перестройки собора (при султане Махмуде I) в 1739—1742 гг., пришлось перенести алтарную части собора, чтобы установить в нем михраб (ниша, в которой молится имам мечети).
Византийский саркофаг и христианские символы, сохранившиеся в Соборе Св. Софии (Стамбул, Турция). | Фото: yarowind.livejournal.com.
Постепенно мечеть превращалась в помпезное религиозное сооружение, в котором хранились самые значимые святыни и привезенные трофеи с захваченных территорий. По сведениям редакции Novate.Ru, те бронзовые подсвечники, которые сейчас можем видеть возле михраба были привезены еще в 1526 г. из Буды (столица Венгрии до захвата Османской империей) султаном Сулейманом Великолепным.
В начале 20-го века мечеть Айя София получила статус музея, но христианский мир хочет вернуть собору его первоначальное предназначение (Стамбул, Турция). | Фото: vokrugsveta.ru.
После многовековой истории существования в роли мечети первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился превратить Собор Святой Софии в музейный комплекс. По этой причине с 1935 г. началась грандиозная реставрация, длившаяся несколько десятков лет. В ее ходе было решено снять штукатурку, чтобы раскрыть уникальную мозаику, которая прекрасно сохранилась под ней. После снятия огромных ковров взору посетителей предстал роскошный мраморный пол с витиеватым Omphalos (священный объект), находящийся в центре.
Много лет не прекращаются реставрационные работы в стенах музейного комплекса Айя Софии (Стамбул, Турция). | Фото: yashka7.blogspot.com.
Работы выполнялись так, чтобы сохранить и исламские украшения, и религиозные символы христиан. Учитывая столь почтенный век святыни была проведена реконструкция некоторых элементов сооружения и интерьера. Благодаря проведенным работам посетители, приходя в Собор Святой Софии могут видеть лучшие образцы византийского и османского стилей. Причем подобного переплетения различных культур в одном сооружении нельзя найти в целом мире.
Не менее поразительна еще одна христианская святыня, расположенная на территории мусульманского государства и ставшая уникальной достопримечательностью современности. Несмотря то, что пещерный храм Святого Симеона совсем недавно появился на окраинах Каира, но история его создания не менее занимательна.
Источник: novate.ru
Архитектор Трдат — мастер реставрации купола Святой Софии Константинопольской
Главными строителями известной нам юстиниановской базилики Святой Софии в Константинополе были в VI веке Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, однако над куполом после землетрясения в конце X века поработал Трдат — архитектор из Армении, создатель храма в Ани. Историю собора Агия София исследовала Алиса Поплавская, культурный обозреватель Армянского музея Москвы.
Высота собора Святой Софии — 55,6 м, диаметр купола — более 30 м, площадь — свыше 7,5 тыс. м² (длина — 75,6 м, ширина — 68,4 м). Фото: pikabu.ru
330 год. Император Константин переносит центр Римской империи в Византию и называет город Новым миром. Это оказывается не особо удачным решением: столицу в народе все чаще именуют Константинополем. Топоним настолько пришёлся по вкусу, что теперь кажется — этот город на Босфоре всегда назвался так пышно и красиво. Константинополь.
В эти же тридцатые годы IV века на рыночной площади Августеон император закладывает базилику и называет её в честь Премудрости Божией — Святая София — так, чтобы понятно и близко было «и эллину и иудею». Этот момент становится началом невероятно длинной истории одного из самых известных и красивых архитектурных памятников мира и символа всех христиан.
«Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Вид с юго-запада». Раскрашенная гравюра. Середина XIX века. Архив «Православной энциклопедии». Источник: bigenc.ru
Базилика за все время своего существования пережила множество изменений. Сначала из-за быстрого прироста населения в Константинополе ее решают увеличить в размерах, а затем целых три раза подряд — в 404, 415 и 532 годах — святыня сгорает. В 415-м пожар уничтожает воссозданную на месте базилики церковь, а в два других года сама базилика страдает во время мятежа, после чего Святую Софию усердно восстанавливают.
Строительство Святой Софии Константинопольской. Миниатюра из «Хроник Константина Манассии». Источник: wikipedia.org
В 532 году во время восстания Ника, крупнейшего бунта в истории Византии, произошедшего при правлении императора Юстиниана I, Константинополь был существенно разрушен из-за пожара. Сгорела и тогдашняя София, которая, если верить источникам, являла собой большую пятинефную базилику с богатым мраморным убранством.
Восстание было спровоцировано налоговым гнётом и церковной политикой Юстиниана, преследовавшего еретиков и язычников. Тирания Юстиниана не устраивала многие слои населения и заставила народ объединиться и выступить против императора. Дело зашло так далеко, что Юстиниан собрался бежать из страны, но ситуацию храбро спас полководец Велизарий, вошедший в Константинополь и подавивший бунт. В честь победы Юстиниан решил выкупить территории вокруг сгоревшей базилики и построить на этом месте самый грандиозный в мире храм, который мог бы поражать мощью и великолепием, привлекая жителей страны и многочисленных паломников.
Реконструкция византийского Константинополя. Источник: pikabu.ru
Для этой цели были приглашены два, очень известных для того времени, архитектора и крупнейших ученных-теоретика: Анфимий из Тралла и Исидор из Милета. Первый делал математические и геометрические расчеты, а второй реализовывал это в камне. Для собора со всех концов империи доставляли лучший мрамор: белоснежный из Проконеза, зеленый из Каристоса, красный из Ясоса.
Восемь готовых колонн привезли из самого храма Артемиды из Эфеса, а восемь других из храма Солнца из Баальбека. Ежедневно на стройке трудились более 10 тысяч рабочих. Они бросали в растопленное золото жемчуг и драгоценные камни, чтобы украсить этим сплавом поверхность престола.
Все доходы империи уходили на создание церковной утвари, которую изготавливали из драгоценных металлов. Современники утверждали, что на облицовку храма ушло 40 тысяч фунтов серебра, а золотой пол украсили мозаики, как и стены храма, которые были полностью ими покрыты. Иконостасом храму служили 12 серебряных колонн с капителями из золота, на которые поместили иконы.
В архитектуре собора Святой Софии прослеживается большое количество куполов, которые венчают не только основные павильоны главного здания и апсиды, но и открытые и крытые галереи. Фото: facade-project.ru
«…Храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».
Византийский летописец VI века Прокопий Кесарийский
Святая София в разрезе. Источник: periskop.su
Постройка храма заняла 5 лет, после чего его освятили и в честь этого устроили празднества: говорят, что жители города радовались и ликовали целых пятнадцать дней. Размеры базилики Святой Софии и её богатое внутреннее и внешнее убранство производили колоссальное впечатление на граждан Византийской империи и на иностранцев, прибывавших как ради торговли, так и с целью увидеть воочию самую большую постройку «крещённого» мира. Согласно христианской концепции мироустройства, храм воплощал Вселенную, а купол его — небесный свод.
В X веке, при правлении киевского князя Владимира Святославича, из Руси в Константинополь приехали послы и поразились роскошью храма: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» [«Повесть временных лет», перевод Д.С. Лихачева. — Прим. авт.].
Современное состояние купола. Схема показывает стыки между фрагментами разных веков после многочисленных реставраций. Источник: theatron.byzantion.ru
557 год. Однажды в полночь в Константинополе началось землетрясение, от которого пострадало множество простых жителей из бедных районов города, где ненадёжные дома не выдерживали нагрузки и рушились от подземных толчков почти моментально.
В Византии такой природный катаклизм не был редкостью, и горожане, не без «помощи» церкви», объясняли природное явление гневом Божьим. Собор Святой Софии устоял, но после повторного землетрясения в 558 году восточная часть купола обрушилась прямо на алтарь. Архитекторов, возводивших Софию, уже не было в живых, и за исправление ситуации взялся племянник Исидора из Милета. Он приподнял купол на 9 метров, но не смог сохранить его легкость, что немного утяжелило облик всего собора.
Трдат — мастер кафедрального собора Ани
Купол Трдата. Фото: theatron.byzantion.ru
На этом реставрационные работы храма не закончились. Землетрясение 989 года (по другой версии 986-го) причинило еще больший урон и разрушило западную часть купола и один из полукуполов. За престижную работу по восстановлению взялся армянский архитектор Трдат. Точные годы жизни зодчего остаются для нас неизвестными (предположительно, 950–1020 гг.), но его наследие как нельзя лучше хранит память о нем.
Считается, что церковь Сурб Ншан в монастыре Ахпат построена в 991 году Трдатом. Фото: ezolotuhin.com
До сих пор неизвестно, каким образом зодчий получил приглашение в Константинополь. Одни источники говорят, что Трдат в момент землетрясения находился в Византии и сам предложил свои услуги. Другие повествуют о том, что Трдат к этому моменту стал прославленным строителем. Ему как раз доверили сооружение кафедрального собора (989–1001 гг.) в Ани — столице Армянского царства Багратидов.
Благодаря таланту и безупречной репутации Трдат получил заказы на строительство собора в резиденции католикоса в Аргине (985 г.) и дворцовой часовни царя Гагика II (примерно 1001–1005 гг.). Ему приписывают также главные церкви монастырей Мармашен, Санаин и Ахпат, сооруженные во второй половине X века. «Столь масштабные проекты сделали Трдата знаменитым — он относится к числу немногих средневековых архитекторов, упоминаемых в письменных источниках своего времени», — пишет исследователь наследия Трдата, арменовед Кристина Маранчи в статье «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», опубликованной фондом развития и поддержки арменоведческих исследований «Анив». [Согласно некоторым источникам, строительство Анийского собора и реставрация Святой Софии производились в один и тот же временной период — начиная с 989 года. Неточности хронологии не дают нам право с уверенностью говорить, какая именно постройка — дело рук Трдата. Но позволяют предполагать, что путаница закралась в документы, раз о Трдате упоминают разные источники одного и того же периода и даже года.— Прим. ред.].
Кафедральный собор в Ани. Фото: vstrokax.net
Архитектурная практика Трдата, описанная в литературных источниках и в самих сохранившихся сооружениях, содержит довольно важные сведения о строительстве Средних веков. Однако письменные данные об этом мастере крайне асиметричны. В арменологических исследованиях встречается много информации о проектах Трдата на родине, византинисты же часто говорят о работе архитектора в Константинополе, но редко упоминают сооружения, построенные им в Армении.
Во «Всеобщей истории» XI века Степанос Таронеци (армянский историк рубежа X–XI веков) пишет: «Даже собор Софии развалился на куски от вершины до подножия. Многие опытные греческие мастера неоднократно пытались его восстановить. Архитектор и строитель армянин Трдат тоже находился там, он представил план, с мудрым пониманием дела изготовил модель и приступил к начальной работе, так что церковь была восстановлена еще красивей прежнего». Трдат и правда представил план восстановления собора. Он сделал чертеж, что было совершенно ново для византийских архитекторов, и подготовил модель отреставрированного собора.
Источник: google.com
Армянский архитектор достроил западную часть купола, укрепил западную арку и увеличил ее высоту. Исследователями Трдата была замечена асимметрия каменной кладки на внутреннем основании купола. Ученные Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс пришли к выводу, что результатом асимметрии стало увеличение большой западной арки, созданное Трдатом намеренно, в целях предотвращения горизонтального распора в конструкциях арок, который создавался за счет опасной выпуклости южной части купола, сохранившейся с VI века. Расчеты армянского архитектора оказались верными. Благодаря ему мы и сегодня можем любоваться выделяющимся на фоне голубого неба куполом Святой Софии, окруженной с трех сторон Босфором, проливом Золотой рог и Мраморным морем.
Как показывают события прошлого и настоящего, здание Святой Софии Константинопольской претерпевало различные изменения и не исключено, что ее ждут новые влияния, может быть, не вполне желательные, с учетом нынешней политической ситуации. Но несмотря на «временные обстоятельства», шедевр армянского и римских архитекторов величественно и гордо стоит на своем законном месте, украшая Константинополь и возвышаясь над городом, который современники называют Стамбул.
Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы
Источник: www.armmuseum.ru