1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Комментарий к Ст. 36 Конституции Российской Федерации
1. Конституция РФ упоминает о частной собственности на землю в двух статьях — ст. 9 и комментируемой ст. 36. Однако если в ст. 9 предусмотрена только возможность существования частной собственности на землю, то в ст.
36 прямо закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.
Своеобразное установление двойных гарантий существования частной собственности на землю связано с тем, что на протяжении всей истории России те, кто обрабатывал землю, как правило, не имели возможности полноправно владеть ею.
Право частной собственности на землю появилось в российском законодательстве в 1990 г. после длительного периода господства государственной собственности*(145). В Конституции РСФСР полноценное право частной собственности на землю было закреплено только в 1992 г.*(146) Долгое время оно регулировалось указами Президента РФ.
Обременения прав на земельный участок по статье 56 и 56.1
Поэтому закрепление частной собственности на землю среди основ конституционного строя России (ст. 9) в качестве одного из основополагающих субъективных прав человека и гражданина (ст. 36 Конституции РФ) явилось значительным шагом к изменению земельных отношений в России.
Однако путь к частной собственности и после 1993 г. не был легким. Принятие Земельного кодекса РФ, основанного на положениях Конституции РФ, который должен был законодательно зафиксировать право частной собственности на землю, неоднократно откладывалось из-за противодействия коммунистических фракций Думы, выступавших категорически против частной собственности на сельскохозяйственные угодья. В этих условиях начиная с 1995 г. многие субъекты РФ (например, Воронежская область) приняли законы о земле, предусматривавшие свободную продажу земель, в том числе сельскохозяйственных.
В итоге бурных дебатов в Государственной Думе было принято половинчатое решение. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.*(147), с одной стороны, установил право частной собственности на землю, но, с другой стороны, оборот самых ценных земель — земель сельскохозяйственного назначения — был ограничен и урегулирован специальным законом*(148). Специалисты отмечают, что Кодекс «во многом противоречит положениям Конституции о демократическом, правовом и социальном характере государства, о многих правах и свободах человека и гражданина. Он направлен на ограничение частной собственности на землю, прежде всего применительно к землям сельскохозяйственного назначения, на сохранение и усиление бюрократического произвола в земельных отношениях. Земельный кодекс фактически не кодифицирует земельное законодательство, отсылая к другим, еще не существующим новым законам…»*(149).
Когда могут изъять земельный участок? | Основания, порядок, компенсации
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. Отметим, что оборот земельных участков ограничен в большей мере, чем оборот иных объектов имущества, что связано с особым характером данного объекта.
2. Как и в части второй ст. 35 Конституции РФ, в части второй комментируемой статьи перечисляются три основных правомочия собственника земельного участка и иных природных ресурсов. При этом Конституция РФ подчеркивает, что данные правомочия осуществляются свободно.
Однако основной целью данной нормы было установление ограничений права собственности на землю и иные природные ресурсы. Отметим, что, в отличие от части первой комментируемой статьи, в части второй речь идет не только о земле, но и об иных природных ресурсах. Напомним, однако, что большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.
В данной норме предусмотрено два ограничения прав собственника: владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать прав и законных интересов иных лиц. Отметим, что конституционная норма сформулирована неоправданно узко. Во-первых, несмотря на то, что в комментируемой норме говорится о собственнике, данные ограничения должны распространяться также на лиц, владеющих земельными участками и другими природными ресурсами на ином праве. А во-вторых, несмотря на закрытый перечень ограничений, закрепленных в данной норме, действующее законодательство РФ предусматривает и иные основания для ограничения прав собственника или землепользователя.
В частности, согласно положениям Земельного кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им свободно, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. К числу земель, исключенных из оборота, могут быть отнесены, например, земли захоронений, земли лесного и водного фонда.
Кроме этих ограничений, существуют ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В частности, использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.
особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами.
Данный перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами. Например, существенные ограничения установлены применительно к обороту земель сельскохозяйственного назначения.
3. Часть третья комментируемой статьи содержит отсылку к федеральному закону, который должен урегулировать условия и порядок пользования землей. Таким законом в настоящее время является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ*(150) и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом указание на федеральный закон представляется весьма существенным, поскольку в сфере земельных отношений опережающее правовое регулирование со стороны субъектов РФ было весьма значительным.
Отметим, что Конституция РФ в ч. 3 комментируемой статьи говорит об условиях и порядке пользования землей. При этом право пользования — это только одно из правомочий собственника. Таким образом, Конституция РФ допускает существование иных видов прав на землю, не ограничиваясь классическими правом собственности и правом аренды.
Дело в том, что традиционно российское законодательство предусматривало наличие более узких прав на землю, чем право собственности. К ним относится постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, пожизненное наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование. Эти титулы прав на землю представляют собой последствия того половинчатого правового регулирования, которое осуществлялось в отношении прав на землю на протяжении предшествующих 70 лет. Законодательству развитых стран они не известны.
Кроме того, часто устанавливается право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, с момента введения в действие Земельного кодекса РФ не используется, однако данное право, приобретенное гражданином до введения в действие Кодекса, сохраняется. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.
Источник: konstrf.ru
ПРАВОВЫЕ ТИТУЛЫ ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ
Правовые титулы владения землей — это предусмотренные законом те виды прав, на которых у правообладателей могут находиться земельные участки. Правовые титулы владения землей предусмотрены на рисунке 24.
Рисунок 24 — Правовые титулы владения землей
В настоящее время земельное законодательство РФ предусматривает как вещные права на землю (собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут), так и обязательственные права на землю (аренда (субаренда) и безвозмездное пользование).
Правовые титулы владения землей нельзя путать с правомочиями. Если правовые титулы — это виды прав на земельные участки, то правомочия -юридическая возможность для субъекта права осуществлять определённые действия или требовать определенных действий (бездействия) от другого субъекта. Правомочия собственника представлены на рисунке 25.
Владеть — иметь в наличии.
Пользоваться — извлекать полезные свойства земли.
Распоряжаться — решать судьбу земельного участка.
Самыми широкими правомочиями обладает только собственник, а именно: владеет, пользуется и распоряжается имуществом.
В таблице 5 представлены виды прав на земельные участки (титулы) и правомочия их обладателей.
Виды прав на земельные участки (правовые титулы)
владение, пользование, распоряжение ЗУ (возможность совершения любых не запрещенных сделок)
Пожизненное наследуемое владение
отличается от собственности тем, что имеет возможность распорядиться (передать ЗУ по наследству)
Постоянное (бессрочное) пользование
владение и пользование ЗУ (отличается от предыдущего тем, что не может им распорядиться)
ограниченное пользование ЗУ
временное пользование, но имеет возможность распорядиться (передать арендные права, ЗУ в субаренду)
пользование земельным участком
С принятием Земельного кодекса (2001г.) на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения гражданам не предоставляется (ст.ст. 20, 21 ЗК РФ). Данное обстоятельство не означает, что право пожизненного наследуемого владения исчезло как правовой титул.
Пока последний земельный участок не будет переоформлен на право собственности или аренды право пожизненного наследуемого владения сохраняется п. 1 ст. 3 закона РФ «О введении в действие земельного кодекса РФ». Обязанности у граждан переоформления таких земельных участков законодательством не установлено и сроком гражданин не ограничен, в отличие об юридических лиц. Юридические лица обязаны были переоформить постоянное (бессрочное) пользование (на праве пожизненного наследуемого владения юридическим лицам земельные участки не предоставлялись).
В настоящее время, юридические лица имеют право получить земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование, но только очень ограниченный круг лиц — это, в общем-то, те же лица, которые были указаны в ст. 20 ЗК РФ. С 01.03.2015 статьи 20 и 21 ЗК РФ утратили силу, и эти вопросы регулируются главой VI. 1 ЗКРФ.
При изучении данной темы следует понимать, что до 1990 года вся земля в нашей стране находилась в исключительной собственности государства; земельные участки гражданам и юридическим лицам предоставлялись только в пользование.
Право собственности во всех системах является центральным правовым институтом.
В соответствии с действующим законодательством земля может находиться как в государственной, муниципальной так и в частной собственности граждан и юридических лиц. Земли, не переданные (не предоставленные) в частную собственность (неприватизированные), подлежат разграничению на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В разграничении государственной собственности на землю могут участвовать только публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).
Процесс разграничения государственной земельной собственности был начат только в 2002 году после вступления в силу Федерального закона от 17.07.2001 №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (вступил в силу в январе 2002) и осуществлялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
Готовились отдельные перечни земельных участков, в которые включались:
- ? земельные участки, расположенные на территории 2 и более субъектов РФ;
- ? земельные участки, расположенные на территории одного субъекта РФ, если на них возникает право собственности другого субъекта РФ;
- ? земельные участки, расположенные в границах 2 и более муниципальных образований;
- ? земельные участки, расположенные в границах одного муниципального образования, если на них возникает право собственности другого муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» был определен порядок распоряжения земельными участками.
Федеральным законом от 17.04.2006 № 53 «О внесении изменений в земельный кодекс российской федерации», Федеральный закон «О введении в действие земельного кодекса российской федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был изменен и упрощен порядок разграничения государственной собственности на землю.
Постановлением Правительства РФ от30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности российской федерации, субъекта российской федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» был утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В настоящее время внесены изменения в статью 3.1. закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 № 307 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 404» утвержден новый перечень документов, необходимых для государственной регистрации публичной собственности на землю.
Так, согласно указанному выше закону, расширен перечень оснований отнесения объектов (земельных участков) к тому или иному публичному образованию.
Основаниями отнесения земельных участков к собственности одного из публичных образований (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) является то, что они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующего публичного образования или предоставлены органам власти соответствующего уровня, а также казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным этими органами власти.
Кроме того, если земельные участки были предоставлены не только в постоянное (бессрочное) пользование, но и на праве аренды и безвозмездного пользования государственным академиям наук и/или госучреждениям, входящих в структуру Российской академии наук, а также предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» -отнесены к федеральной собственности.
Вместе с тем, к собственности субъектов РФ отнесены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами за исключением земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Еще одним основанием разграничения государственной собственности на землю является прямое указание Закона на принадлежность земельных участков и земель к собственности одного из публичных образований (например, ЛК РФ, ВК РФ и др.).
До тех пор пока государственная собственность земельные участки не будет разграничена, распоряжение ими осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законом. Исключение составляют города федерального значения, и столицы субъектов РФ, в которых распоряжение землей осуществляют органы государственной власти субъектов РФ.
Необходимо понимать, что объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок. При этом земельный участок может принадлежать как одному лицу (индивидуальная собственность), так и нескольким лицам на праве общей собственности (совместной, общедолевой собственности).
ЗК РФ предусматривает возможность предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Приобретение прав на земельный участок возможен и при совершении гражданско-правовой сделки, связанной с его отчуждением, при получении по наследству, при передаче юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица.
Кроме того, в силу приобретательной давности возможно приобретение в собственность бесхозяйного земельного участка (ст. 234 ГК РФ).
Содержание права собственности на землю составляют три правомочия: владение, пользование и распоряжение земельным участком.
Юридические лица обязаны были переоформить свои права на земельные участки, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, на право собственности или в аренду еще до 01.01.2012 года, а в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты (линии связи, трубопроводы, дороги и т.п.) — до 01.01.2015 года.
Религиозные организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного пользования земельным участком или на право собственности (бесплатно) в зависимости от того, на каком виде права находятся объекты капитального строительства.
С введения в действие ЗК РФ 2001 года, земельные участки гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляется.
Примечание: этот вид права был введен в 1991 году с принятием ЗК РСФСР 1991 года.
Несмотря на это данный вид права у граждан сохраняется, так как законодательством на них, в отличие от юридических лиц, не возложена обязанность по переоформлению прав на право собственности или аренды.
Права и обязанности собственника земельного участка, а также землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка, ограничение и прекращение указанных прав регламентируются ст.ст. 40-56.1 ЗК РФ.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (введен в действие 01.03.2015) внесено множество изменений в Земельный кодекс РФ, в том числе и связанные с безвозмездным пользованием.
Законом расширен круг лиц, которым земельный участок может быть предоставлен на праве безвозмездного пользования, а также увеличен срок предоставления. В безвозмездное пользование земельные участки, муниципальной собственности, кроме лиц, предусмотренных статьей 20 ЗК РФ (с 01.03.2015 — утратила силу), с 01.03.2015 могут получить и другие юридические лица и граждане, перечисленные в ст.ст. 39.9 — 39.10.
Перечень лиц, имеющих право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной/муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, представлен в таблице 6.
Так, граждане получили возможность получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, на срок не более чем 6 лет (ст.ст. 24,39.10 ЗК РФ).
Кроме того, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Причем, по истечению пяти лет эти лица вправе переоформить такой земельный участок на право собственности при соблюдении требований, установленных законом (если срок не истек; земельный участок использовался в соответствии с установленным разрешенным использованием; а также, если гражданин в указанный период работал по основному месту работы в муниципальном образовании по специальности, определенной законом субъекта РФ.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) возникает на основе соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (частный сервитут), а при недостижении такого соглашения — по судебному решению, либо на основе нормативного правового акта (публичный сервитут). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Наименование лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование
Органам государственной власти, органам местного самоуправления
До одного года (ст. 24 ЗК РФ)
Государственным/ муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным)
Центрам исторического наследия президента РФ, прекратившие исполнение своих полномочий
Работникам предприятий отдельных отраслей (служебный надел)
п/п 2 п.2 ст. 39.10
на срок трудов, договора
Религиозным организациям, для размещений зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения
п/п 3 п.2 ст. 39.10
Религиозным организациям, если на земельном участке находятся здания, сооружения, находящиеся у них в безвозмездном пользовании
п/п 4 п.2 ст. 39.10
на срок действия договора
Гражданам для ведения ЛПХ или КФК
Гражданам для осуществления сельскохозяйственной деятельности (в т.ч. пчеловодства)
Гражданам и юридическим лицам для с/хозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного пользования (без строительства)
Некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства и другие
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 08.12.2008 № 345-п «Об утверждении Положения о публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области»:
* публичный сервитут устанавливается и прекращается постановлением Правительства Тюменской области в целях обеспечения государственных интересов Тюменской области;
? действие Положения распространено на всех участников земель иных отношений (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) и на земли всех категорий.
Положением был определен орган, который рассматривает обращение с предложением о необходимости установления публичного сервитута (Департамент имущественных отношений Тюменской области), который:
- ? рассматривает обращение;
- ? дает заключение о возможности установления публичного сервитута;
- ? осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Тюменской области об установлении публичного сервитута.
В течение 10 рабочих дней со дня принятия постановления Правительства Тюменской области об установлении публичного сервитута Департамента письменно уведомляет об этом:
- ? инициатора предложения об установлении публичного сервитута;
- • орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок (часть земельного участка), обремененный публичным сервитутом;
- ? правообладателя земельного участка, в отношении которого (части которого) установлен публичный сервитут.
Примечание: ранее действовало постановление администрации Тюменской области от 03.11.2003 № 358 «О публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области».
При изучении вопроса о принудительном прекращении прав на земельные участки необходимо учитывать, что такое решение принимается судом. В судебном порядке осуществляется и признание права на земельный участок.
Причем, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (в том числе путем их выкупа), осуществляется только в исключительных случаях: связанных с выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения и в иных случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Изъятие осуществляется после:
- — предоставления равноценных земельных участков;
- — возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
- — возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Собственнику земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка.
Контрольные вопросы:
- 1. Охарактеризуйте право собственности на землю.
- 2. Какие формы собственности на землю существуют в РФ?
- 3. Как осуществляется разграничение государственной собственности на землю?
- 4. Кто осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена?
- 5. Имеются ли ограничения для иностранных лиц (физических, юридических и лиц без гражданства) в праве собственности на землю.
- 6. Каковы основания приобретения права собственности на землю?
- 7. В чем заключается отличие переоформления гражданами и юридическими лицами ранее возникших у них права постоянного (бессрочного) пользования землей?
- 8. Каковы особенности права пожизненного наследуемого владения землей?
- 9. Охарактеризуйте пользование землей на праве аренды.
- 10. В чем состоят особенности аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?
- 11. Что такое сервитут? В чем заключается различие между частным и публичным сервитутом?
- 12. Кому и в каких случаях, земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование?
- 13. Перечислить права лиц, использующих земельные участки.
- 14. Охарактеризовать обязанности частных лиц по использованию земли.
- 15. Назвать основания прекращения прав на землю.
- 16. Кто принимает решение о принудительном прекращении прав на земельные участки?
- 17. Каковы особенности прекращения права на служебный надел?
^.Охарактеризовать способы защиты прав на землю, предусмотренные ЗК РФ.
- 19. Какие убытки, связанные с изъятием земельного участка, возмещаются их пользователям?
- 20. Каковы особенности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1. Гражданин Ц. (индивидуальный предприниматель) по договору купли-продажи с администрацией Голышмановского района Тюменской области приобрел в собственность пустовавшее старое здание котельной для размещения в нем магазина. Поскольку земельный участок под указанным зданием ранее использовался администрацией на праве постоянного (бессрочного) пользования, то гр. Ц. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка, необходимого для использования здания, в постоянное (бессрочное) пользование. Однако администрация отказала ему и предложила либо заключить договор аренды земельного участка, либо выкупить его в собственность.
Правомерен ли отказ администрации? Поясните позицию администрации со ссылкой на норму права.
Задача 2. Гражданка Б. является собственником дома, расположенным наземельном участке, границы которого согласованы со смежными землепользователями (при постановке ими на кадастровый учет своих участков). Каких-либо документов, подтверждающих право на земельный участок, у гр. Б. не имеется. Поскольку указанным участком гражданка Б. пользуется длительное время непрерывно и добросовестно (более 25 лет), то она полагает, что приобрела право собственности на него в силу приобретательной давности. Правомерно ли приобретение данного участка гражданкой Б. в собственность в силу приобретательной давности либо по иным основаниям?
Задача 3. Банк «Успех» купил в г. Москве здание, заключив при этом договор аренды земельного участка, на котором оно находится. Здание имеет архитектурную особенность: посередине находится проезд, через который машины и люди попадают на соседнюю улицу. Купив здание, правление банка закрыло ранее общедоступный проход и проезд. Правомерны ли действия правления банка? Если нет, какие последствия могут наступить для Банка «Успех»?
Задача 4. Гражданка К. приобрела в мае 2010 года квартиру в 4-х квартирном доме. Входы в каждую квартиру отдельные и находятся как с фасадной, так и с задней стороны дома. С фасадной и с задней сторон дома расположены земельные участки, принадлежащие на праве собственности хозяевам квартир.
В октябре 2010 года владелец одной из квартир в этом доме перегородил проходы к фасадному входу в квартиру гражданки К., огородив свой участок забором. С другой стороны дома также имеется проход и проезд к квартире гр. К., но эта дорога находится в плохом состоянии (грунтовая) и путь по ней значительно дольше, чем по дороге, которой пользовалась гр. К первое время после покупки квартиры.
Гражданка К. просит установить сервитут для прохода, проезда к ее квартире. Имеются ли в данном случае основания для установления сервитута?
Задача 5. Крестьянскому (фермерскому) хозяйству гражданина С. в 1995 году был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 8,1 га. В 2003 году гражданин С. приобрел в собственность смежный участок площадью 5,5 га. Оба участка использовались им для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с сильной засухой 2010 года хозяйство оказалось убыточным. Не имея возможности погасить долги по банковской ссуде и договорам, заключенным с другими хозяйствами, глава хозяйства заявил о прекращении его деятельности. Кредиторы и участники договоров обратились в суд с соответствующими исками. Что будет с земельным участком?
Кто имеет право решать вопросы о прекращении деятельности? Какое решение должен принять суд?
Задача 6. Для строительства железной дороги должен быть изъят участок земли, находящийся на праве собственности у ООО «Колхоз «Октябрьский». В процессе предварительного согласования местоположения испрашиваемого участка стороны не смогли договориться по вопросу возмещения ущерба, связанного с изъятием участка. Директор ООО считает, что в данном случае следует возместить стоимость как земли (исходя из сложившейся в данной местности рыночной цены), так и убытков и упущенной выгоды общества. Дирекция строящегося объекта полагает, что упущенная выгода и стоимость убытков входят в выкупную цену земли, которая включает все издержки и расходы бывшего собственника.
Стороны обратились за разъяснением данного вопроса в юридическую консультацию.
Подготовьте ответ со ссылками на нормативные акты.
Задача 7. Решением Березовской районной администрации для строительства межрайонной фермерской ярмарки у фермера Н. было изъято 4 га земель, используемых им под сенокос и находившихся у него на праве пожизненного наследуемого владения. В целях строительства указанные земли были огорожены застройщиком и на них были складированы стройматериалы. С фермером Н. изъятие участка не согласовывалось. Соответствуют ли действия администрации законодательству? В каком объеме, порядке и кто должен возместить ущерб фермеру?
Задача 8. Работник лесхоза получил служебный земельный надел площадью 0,20 га и пользовался им на протяжении 3 лет. Затем он поступил в педагогический институт, уволившись при этом из лесхоза. В связи с расторжением трудового договора, дирекцией лесхоза был издан приказ об изъятии у данного работника земельного участка. На возражения работника дирекция лесхоза ответила, что поскольку он поступил учиться в непрофильный ВУЗ, то работать в лесхоз больше не вернется и участок ему не нужен и не положен. Правомерны ли действия дирекции лесхоза?
В результате изучения данной темы, обучающиеся должны уяснить виды прав на землю в РФ, знать, на основании чего они возникают, как осуществляется переоформление этих прав, а также иметь представление о процессе разграничения государственной собственности на землю. Также обучающиеся должны знать права по использованию земли, которыми обладают ее правообладатели, предусмотренные законодательством обязанности частных лиц в процессе землепользования, основания принудительного прекращения прав на землю и способы защиты земельных прав.
Источник: bstudy.net
Что такое права на земельный участок: виды, регистрация
В нынешних реалиях граждане желают иметь в собственности как можно больше имущества. Участки не стали исключением, в дальнейшем они дают много выбора для их использования. Регистрация права на земельный участок кажется сложной процедурой, однако стоит разобраться в ее основах. Компания «Богатырь» расскажет об этом в этой статье. И поможет, если Вам необходим участок под ИЖС.
Каждый человек имеет право приобрести в собственность землю, а некоторые категории граждан даже могут получить ее бесплатно от государства.
Что такое права на земельный участок
Права на земельную площадь — это возможность пользоваться им на законных основаниях, имея при этом все полномочия. Стоит учитывать, что извлекать пользу из собственной земли можно только в рамках ее целевого назначения.
Правомочие распоряжения проявляется в том, что гражданин имеет возможность его продать, обменять, подарить. Также завещать или сдать в аренду по своему усмотрению. Законом предусмотрена возможность использования имеющейся территории в качестве залога. Полные полномочия и обязанности владельцев земель закреплены в VI Главе Земельного кодекса Российской Федерации.
Виды прав на участок
В действующем Российском законодательстве предусмотрены следующие виды прав на земельные участки:
- полномочия на постоянное бессрочное пользование;
- наличие в собственности;
- пожизненно наследуемое владение;
- договор аренды;
- безвозмездное срочное пользование;
- права на ограниченное пользование чужой землей.
Последний вид права собственности на земельный участок именуется в законодательстве, как сервитут (ограниченное владение).
Полномочие на бессрочное пользование и ограниченное пользование — это вещные права на землю. Они подразумевают возможность гражданина удовлетворять свои жизненные потребности посредством использования земельной площади и находящегося на ней имущества.
Как зарегистрировать права на земельный участок
Только регистрация на землю дает перечень полномочий для ее эксплуатации. Пройти все этапы можно самостоятельно и без лишней бумажной волокиты.
Порядок признания права на земельный участок для всех граждан одинаков: необходимо подготовить все бумаги, подтверждающие права на землю и обратиться в ЕГРН или МФЦ по месту жительства.
Перечень требующихся документов:
- заявление;
- паспорт гражданина и дополнительная ксерокопия;
- кадастровый паспорт.
Сотрудник уполномоченных органов уведомит гражданина о том, в течение какого срока будет готова выписка ЕГРН, подтверждающая регистрационные действия.
При подаче документов через МФЦ, срок рассмотрения составит до 9 дней. Если обращение было непосредственно в Росреестр признание права на земельный участок займет 7 дней.
Совершение регистрационных действий облагается госпошлиной. Ее размер определен Налоговым кодексом РФ и составляет 350 рублей. Если гражданин не оплатил пошлину до подачи заявления, то ему будет присвоен идентификатор платежа с датой, до которой необходимо произвести перевод. В дальнейшем он позволит подтвердить совершение оплаты.
Если произошла переплата пошлины, следует написать заявление на возврат излишне уплаченной суммы. Если недоплатить, в регистрации будет отказано.
Станьте счастливым обладателем земельного участка, а менеджеры компании «Богатырь» помогут вам выбрать лучший вариант.
Прекращение прав на участок
Существует несколько ситуаций, в которых происходит прекращение прав на земельные участки:
- передача своей территории иным лицам;
- отказ от владения;
- принудительное изъятие в соответствии с законодательством.
Для прекращения права пользования собственнику необходимо обратиться в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество. Заявление об отказе должно быть написано лично и передано сотруднику под подпись. Владение собственностью прекращается с дня регистрации завершения данного права.
Ограничение прав на земельный участок не лишает человека возможности пользоваться им, но накладывает ряд запретов на распоряжение и владение площадью. Это законная процедура. Не следует путать ограничение прав с наложением обременений. В первой ситуации подразумевается наличие определенного ряда ущемлений для соблюдения интересов государства.
Во втором случае, наоборот, на владельца накладываются дополнительные обязанности по использованию и содержанию недвижимого имущества.
Существуют следующие виды ограничений, накладываемые на владельца и его площадь:
- ипотека участка подразумевает наличие определенных запретов;
- доверительное управление наделом;
- рента;
- наложение ареста на землю;
- публичные сервитуты;
- резерв земляных наделов для государственных нужд.
У каждого обстоятельства свой срок действия ограничений. В случае резерва земель для государственных и муниципальных нужд временной период четко прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Он не должен превышать 3-х лет, но в индивидуальных вопросах может увеличиваться до 20.
Важно помнить, что даже при смене собственника действие ограничений сохраняется до выполнения наложенных обязательств. Этот пункт прописан в статье 56 ЗК РФ и никак не ущемляет гражданские права владельцев.
Несмотря на кажущуюся сложность, регистрация прав на землю не требует особых знаний и действий. Достаточно собрать правильный пакет документов и предоставить их в соответствующие органы. Компания «Богатырь» предупреждает: стоит учитывать, что любой вид владения участком накладывает определенные обязательства на гражданина. Их неисполнение чревато последствиями в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрите вариант поселка «Золотые Ключи», в котором мы поможем решить все документальные проблемы.
Девелопер, застройщик, один из лидирующих продавцов
на рынке городской и загородной недвижимости Республики Татарстан
Источник: ibogatyr.ru
Правовые формы использования земельных участков
Владеть земельными участками (ЗУ) в Российской федерации могут частные и юридические лица, муниципальные образования и государство. Права всех собственников земель юридически защищены в одинаковой степени. При этом, следует выделить разные виды прав граждан на землю, имеющие свои особенности. В статье мы расскажем о формах земельной собственности, упомянем законодательные акты, регулирующие правовой статус ЗУ.
- Законодательная база
- Основные формы
- Государственная
- Федеральных субъектов
- Муниципальная
- Частная
- Виды владений
- Бессрочное пользование
- Пожизненное наследуемое владение
- Аренда
- Сервитуты на землю
- Судебная практика: отказ в установлении сервитута
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Законодательная база
Ключевыми законами, объясняющими право землепользователей, являются следующие:
Ст 8, 9 и 36 Конституции РФ
Ст. 8 закрепляет равные значения различных форм собственности. В ст. 9 и ст. 36 содержится разъяснение понятия частной собственности на участок.
Рассматривает возникновение вещных прав на ЗУ, в частности, речь идет о разных формах собственности, сделках с участками, аренде, сервитуте, бессрочном пользовании и пр.
Гл. 3 ст. 15-19 ЗК РФ (действующая ред. с 2019 г.)
Регламентирует возникновение прав на пользование участком, распоряжение таким недвижимым имуществом собственниками. В качестве владельца может выступать государство, субъект РФ, муниципальное образование, граждане и юрлица.
Важно! На базе этих законов реализуются права собственности на ЗУ (владение, пользование, распоряжение участком, получение выгоды от использования тех или иных угодий).
Основные формы
Разберемся, какие существуют виды прав на земельные участки.
Правовые формы использования земельных участков это — способы реализации прав на ЗУ, с помощью которых осуществляется использование земель различными субъектами земельных отношений.
Собственность на земельные участки в российском законодательстве состоит из четырех форм. Существующие формы земельной собственности закреплены в статьях Конституции РФ, которые мы указали в таблице выше.
ЗК РФ детализирует ключевые понятия, определяя, какие участки могут быть или государственными, или муниципальными.
Ниже в таблице вы можете изучить основополагающие формы собственности и формы по субъектности:
Формы использования участка
городов, сел и префектур
совместная и т.д.
Существуют муниципальная, государственная, частная и другие формы собственности на земельные участки. Наши юристы помогут вам определиться с тем, какую из них вам следует выбрать, и какие права и обязанности у вас будут как у пользователя ЗУ. Мы работаем дистанционно, круглосуточно, без выходных и праздников.
Государственная
Это вид права на земельный участок, относящийся к федеральным владениям — землям, принадлежащим России. Федеральная собственность распространяется на участки, не переданные другим владельцам.
Речь о ЗУ, предназначенных для осуществления полномочий органов власти, оборонных и охранных потребностей, каких-либо общегосударственных нужд. Бесхозных ЗУ в федеральной собственности быть не может.
Распоряжаются такими угодьями федеральные органы власти, при этом не предусмотрено строго обязательное использование всех имеющихся в наличии ЗУ. Границы владения разграничиваются между ЗУ, относящимися к субъектам РФ.
Важно! ЗУ могут передать для распоряжения юрлицам в тех случаях, когда это допускает законодательство. При этом, полученная рента будет использована для интересов народа.
Федеральных субъектов
Тут речь о ЗУ в пределах границ территории субъектов. Их предназначение — обеспечение решения задач, которые стоят перед областью, краем или республикой.
Федеральные и муниципальные земли разграничены между собой. Распоряжаются такими ЗУ госорганы, а также органы местного самоуправления с помощью принятия определенных правовых документов.
Хозяйственное использование земель доверяется унитарным госпредприятиям. Им делегируются полномочия по распоряжению ЗУ в экономических интересах субъекта РФ для решения тех или иных социальных задач. Региональный бюджет имеет выгоду в виде присвоения части ренты (арендной платы, земельного налога).
Муниципальная
Это ЗУ районов, городов, сельских поселений, префектур — участки, которые находятся во владении административно-территориальных единиц.
Предназначение таких наделов — удовлетворение социально-экономических потребностей населения, проживающих на данной территории. Такие территории используются исключительно в строгом соответствии с назначением ЗУ.
Частная
Частными собственниками ЗУ являются физлица и юрлица. Они распоряжаются ЗУ и используют их по своему усмотрению.
Поскольку земля относится к особо ценным ресурсам, у землевладельцев есть обязанности перед другими частными собственниками, а также перед государством.
Частная собственность на землю бывает двух видов:
- индивидуальной
- коллективной.
К примеру, территория под многоквартирным домом (МКД). Равнозначными данной категории можно считать такие формы собственности на землю, как долевая, общая и пр.
Виды владений
Понятие виды собственности и формы земельной собственности не идентичны. В первом случае предполагается использование земель для определенных целей, правовой режим земельных участков и их статус, право определять дальнейшую судьбу ЗУ.
ЗУ должен принадлежать собственнику на законных основаниях, закрепленных постановкой в Росреестре на регучет. Это касается как индивидуальных владельцев — физических и юридических лиц, так и коллективных.
Важно! Если нет регистрации в Росреестре, физ и юрлица вправе осуществлять видовое право пользования земельным участком.
Бессрочное пользование
Гражданин имеет право заключать договор о постоянном пользовании землей с собственником ЗУ. Такой документ обязательно должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится участок.
ЗУ обязан иметь регистрацию и кадастровый номер. Пользование землей должно соответствовать хозяйственной деятельности, прописанной в договоре, этот момент контролируется властями.
Бессрочность означает, что физлицо или юрлицо может использовать участок в течение всей жизни, однако не вправе передавать такой ЗУ по наследству. Данным видом права обладают такие органы власти, как бюджетные организации, президентские центры и пр.
Лица, имеющие право пользования участком еще до даты вступления в действие ЗК РФ, то есть до 2001 г., могут оформить ЗУ в собственность в рамках упрощенной процедуры, специально разработанной государством.
Пользователь ЗУ должен ухаживать за ним и соблюдать законодательство. Если он этого не делает, возможно прекращение пожизненного владения участком земли в судебном порядке при наличии соответствующих доказательств.
Администрация сельского поселения Вязовка подала иск в суд против гражданки Васнецовой, потребовав прекратить действие права бессрочного пользования землей. Основанием для иска стал запущенный неухоженный участок из-за длительного отсутствия ответчицы.
Представитель администрации сообщил, что на территории участка не осуществляется уборка, не скашиваются сорные травы, и это причиняет неудобства соседним владениям. В селе гражданка Васнецова не появлялась больше 3-х лет. Также она не явилась в судебную инстанцию. Суд рассмотрел представленные доказательства, включая отчет комиссии, фото- и видеосъемку и выслушав показания свидетелей, после чего полностью удовлетворил исковые требования.
Пожизненное наследуемое владение
Данное право регламентирует ГК РФ в ред. от 16 декабря 2019 г. В ч. 1 ст. 266, мы можем найти информацию о том, что ЗУ, полученный в наследство, дает возможность наследнику владеть, использовать землю и возводить на ней строения.
Сам ЗУ, при этом, имуществом наследодателя не является. И потому по наследству передается только право пожизненного владения наделом. Наследование данного права осуществляется на общих основаниях, согласно наследственному законодательству.
Пожизненное наследуемое владение позволяет пользоваться землей по своему усмотрению, несмотря на то, что эта земля — не в собственности пользователя. Это право передается по наследству. Если вы столкнулись с трудностями, связанными с наследованием данного права, наши юристы дистанционно помогут вам разобраться в ситуации, найти основания, собрать документы и обратиться в соответствующие инстанции для решения вопроса.
Аренда
В случае с арендой мы говорим о временном праве на пользование участком. Оно оформляется с помощью договора, в котором устанавливаются права и обязанности арендатора и арендодателя. Сдавать участки вправе любые собственники, будь то государство, муниципалитеты, граждане или юридические лица.
Основные признаки аренды ЗУ — это возмездность, платность и возвратность. Таким образом, договор заключается на конкретный срок, за пользование участком необходимо платить, а по истечению срока следует вернуть собственнику ЗУ в состоянии, оговоренном договором.
Сервитуты на землю
Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.
Перечислим особенности сервитутов:
- возможность получения владельцем платы за использование его участка;
- внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
- сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
- отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.
Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:
- Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
- По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.
Правовые взаимоотношения по сервитутам регламентирует ЗК РФ (в ред. 2019 г.). В ст. 23 рассматривается право наложения ограничения.
Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает довольно широкий круг заинтересованных лиц. В случае с частным сервитутом имеет место соглашение только между двумя участниками.
Судебная практика: отказ в установлении сервитута
Суд установил, что у истца есть возможность осуществлять проход и проезд к своему ЗУ не по территории участка, принадлежащего ответчику. Т.к. представленные доказательства подтвердили возможность прохода и проезда к ЗУ истца без использования земель ответчика, и при этом положения п. 1 ст. 274 ГК РФ допускают установление сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний ЗУ исключительно в случае, если такие нужды владельца ЗУ не могут быть установлены без установления сервитута, то суд пришел к заключению об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. В итоге суд отказал в установлении сервитута в отношении ЗУ (Решение Краснокамского горсуда Пермского края от 7.09.2018, дело №2-596/2018).
Частые вопросы
Постоянное пользование ЗУ — это ограниченное имущественное право, дающее возможность правообладателю владеть участком и пользоваться им неопределенный период времени в соответствии с целевым назначением земель.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника земли прав владения, пользования и распоряжения данным земельным участком. Это означает, что при установлении сервитута невозможно отобрать у собственника его землю, право собственности на нее будет сохранено за собственником, однако сервитут накладывает на участок обременение.
Государственные земли ─ это территория, находящаяся в государственной собственности. В соответствии со ст. 214 «Право государственной собственности» ГК РФ и ст. 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью считаются земли, которые не находятся в собственности граждан, юрлиц либо муниципальных образований.
Совместная собственность предусматривает владение землей или без выделения долей, когда имеет место равнозначное и равноценное участие в распоряжении землями, или же с выделением доли каждому участнику собственности, которая определена в процентном соотношении к общей площади участка. Доли могут быть как равными, так и различными.
Заключение эксперта
Мы рассмотрели с вами основные виды права на землю. Виды прав на земельные участки и виды собственности — это разделение понятий землевладение и землепользование. В каждом из них содержатся принципы законного регулирования вопросов, имеющих отношение ко всем владельцам ЗУ. Собственником может быть государство, субъекты РФ, муниципалитеты, иные территориальные образования, а, кроме того, граждане и юридические лица. Знание законодательных норм РФ по земельным вопросам позволяет каждому человеку разобраться в сложных проблемах, возникающих при заключении сделок с землей, и избежать ненужных ошибок.
Источник: els24.com