Возведение объектов капитального строительства в отдельных случаях подлежит государственному надзору. Если застройщиками являются физические лица, то их деятельность по осуществлению строительства также может стать предметом государственного надзора.
Государственный строительный надзор применительно к гражданам осуществляется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте любых объектов капитального строительства, кроме следующих случаев (ст. 49, 51, 54 Градостроительного кодекса РФ):
1) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киоски, навесы и др.);
2) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
3) строительство гаража;
4) строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
5) строительство отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
Технический надзор за строительством. Стоит ли заказывать?
6) строительство жилых домов блокированной застройки (таунхаусы, дуплексы, квадрохаусы) с количеством этажей не более чем три;
7) строительство многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три;
8) строительство отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более 1500 м 2 (кроме отдельных случаев);
9) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
10) капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Как видно из перечисленного, вероятность осуществления государственного строительного надзора в отношении строительства, осуществляемого гражданами для своих нужд, стремится к нулю. Одним из немногих случаев осуществления на практике в отношении гражданина государственного строительного надзора является следующий пример.
г. Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.02.2013 по делу № 12-26/2013
Гражданин Н. осуществлял строительство жилого дома на принадлежащем ему участке. Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области провел проверку, в ходе которой было установлено, что построенное здание имеет четыре этажа, включая мансардный этаж. На момент проверки была закончена кирпичная кладка здания, выполнена кровля из металлочерепицы.
В соответствии с законодательством РФ при строительстве жилых домов более трех этажей проектная документация должна проходить государственную экспертизу, а в отношении объекта строительства должен осуществляться государственный строительный надзор. Для этого застройщик обязан направить в региональный орган строительного надзора извещение о начале работ. Указанные действия не были совершены гражданином Н.
Загород #4: что такое надзор за строительством дома? Сравниваем авторский и технический надзор.
По указанному факту гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию»).
Гражданин не согласился с привлечением к административной ответственности и обжаловал постановление Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области в суд. В заявлении гражданин ссылался на то, что индивидуальный жилой дом, в отношении которого была проведена проверка, представляет собой трехэтажное здание с чердаком (с помещением без коммуникаций).
Между тем, как видно из градостроительного плана земельного участка, подготовленного на основании заявления гражданина, предельное количество этажей вышеназванного здания равно трем.
Исходя из содержания Приложения 1 к Инструкции о проведении учета жилого фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37, этаж мансардный (мансарда) является этажом жилого дома. Кроме того, жилые помещения, устроенные на чердаках, учитываются по своему прямому назначению, если они отвечают существующим санитарно-техническим требованиям.
Понятия «этажность здания» и «количество этажей» являются различными. В связи с этим в количество этажей по смыслу п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо включать все этажи здания: подземные, надземные, подвальные, цокольные, мансардные. Кроме того, доводы заявителя не опровергаются представленными фотоснимками объекта капитального строительства, из которых видно, что окна четвертого этажа здания расположены в одной линии с окнами нижестоящих этажей.
Постановление Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области о привлечении гражданина Н. к административной ответственности было признано законным.
А. Предмет контроля
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;
2) наличия разрешения на строительство;
3) осуществления строительства подрядчиками, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Б. Формы контроля
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок строящегося объекта. Проверки проводятся в соответствии с программой проверок строящегося объекта. Проверки строящегося объекта проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале выполнения работ по строительству;
б) обращений и заявлений из различных источников о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
После получения органом строительного надзора извещения о начале работ им составляется программа проверок строящегося объекта. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного объекта проектной документации и обязательным требованиям.
Такое заключение является основанием для ввода построенного объекта в эксплуатацию, оно необходимо для постановки объекта на кадастровый учет и регистрации в качестве объекта недвижимости.
В. Ответственность по результатам контроля
В случае обнаружения нарушений обязательных требований при строительстве граждане могут понести административную ответственность по следующим статьям КоАП РФ:
– ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)»;
– ст. 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию».
Кроме того, уполномоченные органы могут обратиться в суд с заявлением о сносе самовольной постройки, если установлено, что постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо создана без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Таким образом, самовольная постройка может быть обнаружена в ходе как земельного контроля, так и государственного строительного надзора.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в первом полугодии 2014 г. в суды общей юрисдикции поступило 1913 дел по спорам, связанным с самовольными постройками[70].
Г. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок контроля
Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, и с нормативными правовыми актами субъектов РФ, регламентирующими осуществление регионального строительного надзора.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства
Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства Деятельность граждан может попадать в поле зрения ветеринарных врачей Россельхознадзора или региональных органов
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор А. Предмет проверокПредметом проверок в отношении граждан при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора является выполнение гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного
2.7 Государственный экологический надзор
2.7 Государственный экологический надзор Государственный экологический надзор является одним из самых распространенных и наиболее знакомым для граждан. Большинство физических лиц периодически становятся природопользователями, выезжая на различные природные
2.12. Федеральный государственный пожарный надзор
2.12. Федеральный государственный пожарный надзор Федеральный государственный пожарный надзор является типичным примером контроля, осуществляемого по объектному принципу. Все мероприятия по контролю направлены на объект защиты безотносительно того, кто является
Статья 54. Государственный строительный надзор
Статья 54. Государственный строительный надзор 1. Государственный строительный надзор осуществляется при:1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов 1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области
8. Государственный страховой надзор: понятие, функции
8. Государственный страховой надзор: понятие, функции Государство контролирует страховую деятельность в России, осуществляя государственный страховой надзор. Министерство финансов РФ (Минфин РФ) – федеральный орган исполнительной власти, решая многочисленные
Статья 367. Государственный энергетический надзор
Статья 367. Государственный энергетический надзор Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом
Статья 367. Государственный энергетический надзор
Статья 367. Государственный энергетический надзор Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом
Статья 23. 58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
Статья 23. 58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов 1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов 1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области
Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования 1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые
СТАТЬЯ 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
СТАТЬЯ 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской
Источник: law.wikireading.ru
Вправе ли муниципалитет проводить в отношении УО жилищный контроль
Управление домом с муниципальным жилфондом нередко вызывает вопросы у УО и приводит их в суд для споров с органами местного самоуправления и ГЖИ. Сегодня рассмотрим очередной такой спор. На примере судебного дела разберём, имеет ли право местная администрация, а не ГЖИ, проводить в отношении УО жилищный контроль.
Муниципалитет принимает жалобы от жителей домов и проводит проверки по ним
В одну из городских администраций Брянской области с жалобой на плохое состояние общего имущества МКД обратились его жители. Муниципалитет провёл документарную и выездную проверки и выдал предписание управляющей домом организации, потребовав провести работы на мусоропроводе и остеклить окна в местах общего пользования.
- Муниципалитет не может проводить проверки в рамках лицензионного контроля.
- ОМС не согласовал надзорные мероприятия с прокуратурой.
- В проверке участвовали жители дома, не аттестованные для этого в установленном порядке.
Дело № А09-8743/2019 дошло до Верховного суда РФ. Рассмотрим подробно его ход и аргументы сторон и судов разных инстанций.
Орган ГЖН проводит в отношении УО лицензионный контроль
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации, согласившись с её доводами. Судья отметил, что в проверке, согласно акту, участвовали два собственника помещений в МКД, но в распоряжении о её проведении они не указаны как уполномоченные на это лица.
Владельцы квартир не имеют специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и не аттестованы в установленном Правительством РФ порядке. Следовательно, у муниципалитета не было оснований для привлечения жителей дома к проверке.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, в отношении УО не проводится государственный жилищный надзор, исключительно лицензионный контроль. Сделать это вправе только органы Госжилнадзора, к которым относится ГЖИ Брянской области (ст. ст. 20, 192, 196 ЖК РФ). Суд указал, что у городской администрации отсутствуют правовые основания для проведения проверки лицензионной деятельности УО.
При этом внеплановая выездная проверка по жалобе граждан может состояться только после согласования в установленном порядке с прокуратурой. Проводить такие мероприятия в отношении лицензиатов без предварительного уведомления и согласования с органом прокуратурой вправе только ГЖИ (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
На основании этих выводов суд первой инстанции признал предписание, выданное муниципалитетом в отношении УО, незаконным. Спор переместился в апелляционный суд.
ОМС проводит муниципальный жилищный контроль в отношении УО в доме с муниципальными квартирами
- действующее законодательство не содержит запрет на присутствие при проведении проверки заявителей, по чьим обращениям она проводится;
- городская администрация проводила проверку в отношении УО в рамках муниципального жилищного, а не лицензионного контроля: три квартиры в МКД являются муниципальными;
- запрет на государственный жилнадзор в отношении лицензиатов, установленный в ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, не касается других видов жилищного контроля, в том числе муниципального.
Апелляционный суд поддержал орган местного самоуправления, указав, что в ст. 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям такого органа в области жилищных отношений относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля. Если в МКД есть хотя бы одно помещение муниципального жилфонда, ОМС вправе проводить проверку, как этого помещения, так и общего имущества в доме (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).
Муниципальный жилищный контроль является самостоятельным видом деятельности. Положения ст. 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на такой контроль в отношении УО, управляющих многоквартирными домами по лицензии. При этом уведомлять прокуратуру ОМС не был обязан: основанием для проведения проверки стало обращение граждан о фактах нарушения УО обязательств по договору управления (ч.
4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Вывод суда первой инстанции о привлечении к проведению мероприятий по контролю не аттестованных в установленном порядке лиц также был признан ошибочным. Присутствие граждан, проживающих в многоквартирном доме, в отношении которого проводилась проверка, не противоречит положениям № 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы УО.
Суд определил, что муниципалитет был вправе выдать обязательное для исполнения предписание для обеспечения безопасности и комфортного проживания в МКД жильцов и сохранности жилого фонда. Решение первой инстанции было отменено, а иск УО отклонён. Кассационный суд и ВС РФ согласились с правильностью этих выводов и отказались пересмотреть апелляционное определение.
Запомнить
Выводы судов по делу № А09-8743/2019 доказывают, что несмотря на то, что управляющая организация осуществляет лицензионную деятельность по управлению МКД, в её отношении может быть проведён муниципальный жилнадзор.
Для этого достаточно, чтобы в доме была хотя бы одна муниципальная квартира, а в администрацию поступила жалоба хотя бы одного собственника помещения в таком МКД. При этом в деле нет указаний на то, жаловался ли на состояние общего имущества наниматель муниципальной квартиры или же владелец.
Следовательно, любой житель МКД может направить обращение в ОМС, и при наличии в доме муниципального жилфонда орган местного самоуправления вправе провести жилищный контроль в отношении УО без согласования с прокуратурой.
Источник: roskvartal.ru