Временное положение Временное положение по приемке законченных строительством объектов
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта».
Объекты принимаются в два этапа:
1) приемка от подрядчика приемочной комиссией от заказчика;
2) приемка от заказчика государственной приемочной комиссией.
1. Прикмка законченного строительства рабочей комиссией заказчика-застройщика:
Рабочая комиссия назначается приказам руководства организации заказчика-застройщика.
В состав рабочей комиссии включаются представители:
— генеральной подрядной организации;
— субподрядной строительной организации
— эксплуатационной организации, принимающей объект;
— генеральной проектной организации;
— органов пожарного надзора;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
— инспекции министерства труда;
— профсоюзной организации заказчика-застройщика и эксплуатационной организации;
По решению руководства заказчика в состав рабочей комиссии могут включаться другие представители заинтересованных организаций.
Назначение рабочей комиссии производится заблаговременно, не позднее, чем за месяц, а по крупным стройкам с большим количеством оборудования, поточной линией – за несколько месяцев.
Рабочая комиссия составляется не позднее пяти дней после получения письменного извещения генподрядчика о готовности приемки.
Примерный перечень технической документации, предоставляемой рабочей комиссии по промышленному и жилищно-гражданскому строительству:
1) комплект рабочих чертежей по всем частям проекта на строительство, принимаемого объекта, являющегося исполнительным документом с подписями ответственных работников генподрядной организации, о соответствии выполненных в натуре работ чертежам и внесенным в них;
2) журнал производства строительных и монтажных работ, а также общепостроечный журнал работ;
3) журнал авторского надзора, если он не совмещен с общим;
4) акты освидетельствования скрытых СМР;
5) акты промежуточной приемки смонтированных конструкций и отдельных видов работ;
6) акты испытаний и приемки: установленного технологического оборудования, технологических и сантехнических трубопроводов, электрических устройств и сетей, а также систем слабых токов, устройств, обеспечивающих взрыво-, пожаробезопасность и молниезащиту.
7) сертификаты, технические паспорта, товаросопроводительные и другие документы заводов, удостоверяющих качество поставленных на строительство материалов, изделий и деталей;
8) лабораторные анализы, акты и ведомости, произведенных в процессе строительства материалов и изделий;
9) перечень строительных, монтажных организаций, участвовавших в производстве СМР, и подписями основных должностных лиц.
Перечисленная документация остается у заказчика-застройщика и передается приемочной комиссии.
Оформление актов рабочей комиссии:
По результатам рабочей комиссии составляются акты, к акту должен быть приложен: перечень недоделок и дефектов.
Контроль за устранением дефектов в установленные гарантийные сроки:
1) по общестроительным работам в течение года со дня передачи объекта в эксплуатацию, кроме жилья;
2) по законченному монтажом оборудованию, промышленным проводкам и электромонтажному оборудованию в течение шести месяцев;
3) по огнеупорной кладке печей – 6 месяцев;
4) по системе центрального отопления – в течении одного отопительного периода после сдачи в эксплуатацию;
5) наружные сети и канализация – 1 год;
6) вентиляция и внутрянка – 6 месяцев;
7) по жилым домам в течение двух лет со дня приемки независимо от вида работ.
2. Приемка в эксплуатацию государственной приемочной комиссией:
Государственная приемочная комиссия принимает в эксплуатацию законченные строительством объекты только в том случае, если они полностью подготовлены к эксплуатации, укомплектованы персоналом, обеспечены энергоресурсом и сырьем, на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (услуг), предусмотренных проектом, в объеме соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
Не допускаются к приемке с изменением состава пусковых комплексов.
Объекты жилищно-гражданского назначения допускается принимать только в полностью доделанном и укомплектованном состоянии.
По проектам производственного назначения государственная комиссия назначается за три месяца до приемки, для гражданских зданий за – 30 дней.
Документация, предоставляемая заказчиком-застройщиком приемочной комиссии:
1) утвержденную проектно-сметную документацию (комплект);
2) акты, составленные рабочей комиссией с приложением;
3) перечень проектно-изыскательной документации;
4) перечень СМ организаций, производивших СМР;
5) документы об отводе земельного участка под строительство;
6) документы на геодезическую разбивочную основу:
7) данные геолого-гидрологических изысканий по строительной площадке, изыскания грунтов и анализа агрессивности грунтовых вод;
8) кроме того, по производственным объектам: паспорта на технологическое оборудование, справку заказчика о наличии зарегистрированных в гостехнадзоре книг на подконтрольное ему оборудование;
9) справку заказчика об обеспеченности объекта энергией, водой, сырьем, паром, газом и др.
10) по жилищно-гражданским объектам разрешение на строительство (органом госстройнадзора):
— справка БТИ об объеме в натуре построенных помещений и благоустроенного участка, справку заказчика о сметной стоимости и его фактических затратах;
ИсточникРегламент приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов . Утвержден 1 марта 2000 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. «Регламент…» разработан в развитие положений СНиП 3.01.04-87 « Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . … 1.3. Исполнитель работ предъявляет к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение) после завершения всех предусмотренных проектом и договором подряда работ по объекту . При этом должны соблюдаться следующие условия: — соответствие объекта и смонтированного оборудования проекту
О временном положении
по приемке законченных строительством объектов
Госстрой России направляет «Временное положение по приемке законченных строительством объектов», разработанное Комитетом в соответствии с Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и другими законодательными актами Российской Федерации в целях развития новых экономических отношений между участниками инвестиционного процесса и повышения ответственности каждого из них за результаты своей работы.
Предусмотренный Временным положением порядок приемки рекомендуется для руководства в работе по приемке объектов и использования в договорах подряда (контрактах) на строительство.
С учетом результатов применения Временного положения Госстроем России на его основе будут утверждены строительные нормы и правила Российской Федерации «Приемка законченных строительством объектов. Основные положения». До введения в действие новых строительных норм и правил для приемки объектов, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, Временное положение применяется по решению соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а других объектов — по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городской (районной) администрации или по решению собственника.
Госстроя России Е.В. БАСИН
Приложение
к письму Госстроя России
от 09.07.93 № БЕ-19-11/13
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ПРИЕМКЕ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ
1. Настоящее Временное положение распространяется на объекты строительства производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности, осуществляемого в соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и другими законодательными актами Российской Федерации, и устанавливает порядок приемки объектов после окончания строительства, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение.
2. Приемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо в соответствии с условиями договора подряда (контракта) на строительство, которым должны быть регламентированы требования к приемке в соответствии с настоящим Временным положением.
Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные комиссии.
3. Приемку объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, осуществляют с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами центральной исполнительной власти по согласованию с Госстроем России, включая приемку объектов в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями, назначаемыми этими органами.
Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать по согласованию с Госстроем России особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях.
4. Объекты принимаются в целом, в том числе «под ключ», или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракте) на строительство, и в соответствии с другими условиями договора.
Договором устанавливаются, в частности, стадии приемки (приемка готовности строительной части и отдельных видов строительно-монтажных работ, оборудования после индивидуальных испытаний, пусконаладочных работ и комплексного опробования, сдача объекта в гарантийную эксплуатацию и т.п.), сроки уведомления заказчика исполнителем работ о готовности к приемке, гарантии исполнителя работ по качеству и другие необходимые условия.
Объекты производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором подряда (контрактом) на строительство.
5. Исполнитель работ предъявляет к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение) после завершения всех предусмотренных договором подряда работ по объекту (очереди, комплексу и т.д.) в соответствии с проектом на строительство.
6. Органы государственного надзора в течение 15 дней после письменного обращения заказчика (или по его поручению исполнителя работ) дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту.
При этом органы Госархстройнадзора выдают свое заключение с учетом наличия заключений других надзорных органов, которым подконтролен этот объект.
7. Заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Порядок проведения работ по приемке объекта, стадии приемки, объем контроля и методы испытаний принимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также в соответствии с указаниями проектной или технологической документации.
8. Режим эксплуатации объекта в период опробования и приемки регламентируется заказчиком (пользователем объекта), а в случае строительства «под ключ» — договором подряда.
9. Приемка законченного строительством объекта оформляется актом по форме, приведенной в Приложении 1. К акту приемки объекта исполнитель работ и заказчик прилагают документы, перечень которых приведен в Приложении 2. Вся документация по приемке объекта передается заказчиком пользователю объекта.
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ по договору.
10. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке статистическую отчетность о выполнении договорных обязательств.
11. Приемка объекта заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования с органами Госархстройнадзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям законодательства, охраны труда и техники безопасности, строительных, санитарных, экологических и других норм, не допускается.
Заказчик, исполнитель работ, проектная организация и другие участники инвестиционного процесса несут в установленном порядке ответственность за нарушение указанных требований и за ущерб, который может нанести объект охраняемым законом правам или интересам граждан, юридических лиц и государства.
Приложение 1
АКТ
ПРИЕМКИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА
(место нахождения объекта)
Заказчик в лице __________________________________________, с одной стороны,
(фамилия, имя, отчество, должность)
и исполнитель работ (генеральный подрядчик, подрядчик) в лице__________________
____________________________________________, с другой стороны, руководствуясь
(фамилия, имя, отчество, должность)
Временным положением о приемке законченных строительством объектов на территории Российской Федерации, составили настоящий акт о нижеследующем.
1. Исполнителем работ предъявлен заказчику к приемке
(наименование объекта и вид строительства)
расположенный по адресу___________________________________________________
2. Строительство производилось в соответствии с разрешением на строительство,
(наименование органа, выдавшего разрешение)
3. В строительстве принимали участие______________________________________
организаций, их реквизиты, виды работ, выполнявшихся каждой из них)
4. Проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным
(наименование организации и ее реквизиты)
(наименование частей или разделов документации)
и субподрядными организациями____________________________________________
(наименование организаций, их реквизиты
и выполненные части и разделы документации. Перечень организаций
может указываться в приложении)
5. Исходные данные для проектирования выданы____________________________
научно-исследовательских, изыскательских и других организаций, их
реквизиты. Перечень организаций может указываться в приложении).
6. Проектно-сметная документация утверждена_____________________________
утвердившего (переутвердившего) документацию на объект (очередь,
(наименование органа государственной вневедомственной
7. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки:
8. Вариант А. (Для всех объектов, кроме жилых домов).
Предъявленный исполнителем работ к приемке_______________________________
имеет следующие основные показатели мощности, производительности, производственной площади, протяженности, вместимости, объема, пропускной способности, провозной способности, число рабочих мест и т.п.
ИсточникПриемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . Основные положения. Взамен СНиП III-3-81. … а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ , с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ ; б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта , разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ .
Кто осуществляет приемку законченных строительством объектов от исполнителя работ
Нормативное регулирование строительной деятельности является одной из наиболее консервативных отраслей российского законодательства. В полной мере это относится и к правовому регулированию процессов приемки законченных строительством объектов и обязанностей сторон в этих процессах.
В настоящее время продолжают действовать Постановление Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 165 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и разработанные на его основе СНиП3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (далее — СНиП 3.01.04-87).
На региональном уровне, в частности в Санкт-Петербурге также применяются территориальные строительные нормы. Так, в настоящий момент действуют утвержденные Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.12.02. №2667-ра Санкт-Петербургские городские строительные нормы “Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости” — ТСН 12-316-2002 (далее — ТСН 12-316-2002). Данный документ введен в действие с 16.01.03.
Следует отметить, что значительная часть требований ТСН 12-316-2002 заимствована из СНиП 3.01.04-87.При этом на сегодняшний день вопросы приемки объектов до их сдачи государственной приемочной комиссии детально регламентированы только в СНиП 3.01.04-87.
Как СНиП 3.01.04-87, так и ТСН 12-316-2002 установлена поэтапная схема приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Так, до назначения государственной приемочной комиссии заказчик (застройщик) осуществляет приемку объекта и выполненных на объекте работ от исполнителей в соответствии со строительными нормами и правилами (рабочая комиссия), обеспечивает выполнение работ по подготовке объекта к эксплуатации и представляет в орган, назначающий комиссию заявку о ее назначении и необходимую правовую, проектную и исполнительную документацию, акты приемки инженерных систем и другие документы, подтверждающие соответствие конструкций, элементов инженерных систем предъявляемым требованиям, основной перечень которых приведен в Приложении Б к ТСН 12-316-2002 (п.7.1. ТСН 12-316-2002).
Законченные строительством объекты производственного назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации (укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.), на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг), предусмотренной проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
Формирование комиссий и порядок их работы
Состав участников государственной приемочной комиссии определяется органом, назначающим комиссию, куда в обязательном порядке включаются представители:
· проектной организации (если на объекте осуществлялся авторский надзор),
· территориального управления административного района, на территории которого находится объект,
· органов государственного надзора и контроля, которым подконтролен принимаемый объект (Приложение “А” к ТСН 12-316-2002)
В состав комиссии могут быть дополнительно включены представители органа выдавшего разрешение на выполнение работ, территориальных инженерных служб и отдельные специалисты (п.6.11. ТСН 12-316-2002).
При приемке объекта, построенного организацией, выполняющей две и более функции (заказчик, генподрядчик, проектировщик и другие) в состав комиссии назначаются ответственные представители функциональных служб этой организации. Совмещение одним должностным лицом нескольких функций запрещается.
Орган, назначающий комиссию, обязан в течение 7 дней после получения заявки заказчика назначить комиссию или дать мотивированный отказ о ее назначении в письменной форме. Продолжительность работы комиссии не должна превышать трех месяцев для объектов производственного назначения.
Комиссия проводит осмотр объекта, изучает представленные документы, оценивает их полноту, определяет соответствие объекта проекту и требованиям нормативных документов и составляет акт о приемке объекта в эксплуатацию по установленной форме.
Комиссия вправе приглашать исполнителей по отдельным видам работ и поставщиков материалов для решения возникших вопросов, касающихся соответствия выполненных ими работ и поставленных материалов, независимо от их приемки заказчиком.
Расходы по приемке по вводу в эксплуатацию объекта несет заказчик (застройщик), если иное не установлено договорами между участниками инвестиционной деятельности (п.7.15 ТСН 12-316-2002).
Участие Государственных органов в действиях по приемке объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе.
Требования к объекту приемки и перечень документов, предъявляемых комиссиям
Принимаемые в эксплуатацию здания и сооружения, их составные части, конструкции и системы должны соответствовать требованиям действующих законодательных актов и нормативных документов. Действующими считаются законодательные акты и нормативные документы, которые были введены в действие до даты передачи исполнителю проектной документации. В случае введения в действие после указанной даты новых нормативных документов или изменений к ним, несоответствие объекта новым нормативным требованиям допускается по согласованию с государственным органом, принявшим новые нормы.
Все осуществленные в натуре архитектурные, конструктивные, технологические и иные проектные решения должны соответствовать проекту. Все отступления от проектной документации должны быть оформлены в установленном порядке до предъявления объекта к приемке в эксплуатацию.
Утверждение акта приемки, завершение работы комиссии
Акт приемки должен быть подписан всеми членами Государственной приемочной комиссии и ее председателем. Члены комиссии, имеющие обоснованные возражения против приемки в эксплуатацию объекта, акт не подписывают и представляют свои возражения председателю комиссии. Возражения должны быть рассмотрены до утверждения акта органом, назначившим комиссию с участием органов, представителями которых они внесены. Основанием отрицательного решения органа надзора может быть только установленный факт несоответствия объекта требованиям нормативных документов по профилю надзорного органа (п.7.5. ТСН 12-316-2002).
Акт приемки законченного строительством объекта составляется в 5 экземплярах, два из которых представляются председателем комиссии в орган, назначивший комиссию, два передаются заказчику и один генеральному подрядчику. Типовая форма акта приемки утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» — КС-14, а также содержится в ТСН 12-316-2002.
Акт приемки подлежит утверждению не позднее 7 календарных дней после его подписания комиссией. Объекты, по которым акт не утвержден в установленный срок, считаются не принятыми в эксплуатацию и по ним назначается повторная приемка (п.4.26 СНиП 3.01.04-87;. п.7.9. 12-316-2002)..
Полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта приемки (п.4.22. СНиП 3.01.04-87; п.7.10. ТСН 12-316-2002).
Исполнительная и техническая документация по объекту, представленная на рассмотрение приемочной комиссии в соответствии с ТСН 12-316-2002 после утверждения акта приемки в эксплуатацию передается заказчиком эксплуатирующей организации.
Утвержденный акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию удостоверяет соответствие законченного строительством объекта предъявляемым к нему требованиям, подтверждает факт создания объекта недвижимости и является разрешением на ввод в эксплуатацию, а также основанием для включения в статистическую отчетность и оформления государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости (п.4.6. ТСН 12-316-2002).
Права, обязанности и ответственность инвестора (собственника), заказчика, исполнителей работ и пользователя объекта по вопросам приемки, подготовки и ввода объекта в эксплуатацию, а также гарантийные обязательства по устранению дефектов, выявленных в процессе эксплуатации, устанавливаются на основе законодательства договорами между участниками инвестиционного процесса. При этом каждый из них может полностью или частично совмещать функции инвестора, заказчика и исполнителя работ (п.4.9 ТСН 12-316-2002).
Таким образом, согласно ТСН 12-316-2002 приемка объектов проводится в два этапа:
· на первом этапе осуществляется приемка объекта заказчиком (застройщиком) от исполнителей и подготовка объекта к эксплуатации;
· на втором этапе приемка осуществляется государственной приемочной комиссией, которой сдается законченный строительством объект.
Данная схема соответствует той, которая установлена СНиП 3.01.04-87. Тем не менее, следует обратить внимание на те положения ТСН 12-316-2002, которые отсутствуют в СНиП 3.01.04-87 и подлежат применению в Санкт-Петербурге.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов является завершающей стадией строительного процесса. По окончании приемки взаимоотношения между сторонами договора строительного подряда либо прекращаются (если договор заключался на строительство отдельного объекта или группы объектов), либо этот договор уточняется в соответствии с планами дальнейшего сотрудничества между инвестором, заказчиком и подрядчиком.
Юрист группы правового
и налогового консультирования АО «МКД»
E — mail : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
ИсточникЗаконченные строительством объекты системы Госагропрома СССР принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими правилами и постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. № 358. … 6.6. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов , сооружаемых на базе сложного отечественного оборудования, государственными приемочными комиссиями производится в порядке, установленном настоящими правилами, при достижении предприятиями устойчивой работы по выпуску продукции в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
3.5.4. Сдача и приемка построенного объекта
Сдача и приемка объектов строительства регулируется Строительными нормами и правилами «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (СНиП 3.01.04–87).
По общим правилам приемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) производит заказчик (заказчик-застройщик) или уполномоченное инвестором другое лицо в соответствии с условиями договора подряда (контракта) на строительство, которым должны быть регламентированы требования к приемке в соответствии с действующим законодательством. Объекты принимаются в целом, в том числе «под ключ», или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракте) на строительство, в соответствии с другими условиями договора. При этом должен оформляться акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 года № 71а).
Заказчик-застройщик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая при этом приемочные комиссии. В эти комиссии включаются также и органы госнадзора (пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического, архитектурно-строительного). При этом оформляется акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).
Безусловно, в каждом регионе существуют свои особенности, связанные с приемкой и сдачей инвестору объекта строительства, которые регулируются местным законодательством. При этом местными органами власти зачастую утверждаются свои формы различной документации, связанные с приемкой объекта. Остановимся на этом несколько подробнее, на примере Москвы.
При строительстве в Москве необходимо руководствоваться Московскими городскими строительными нормами «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (МГСН 8.01. -00), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2000 года № 530 (далее – Строительные нормы). Этими нормами утверждена специальная форма акта приемки законченного строительством объекта (приложение «К» – 1) и форма акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (приложение «М»), которые обязательны к исполнению. Этими актами оформляется приемка объекта строительства.
Согласно пункту 1.3 и пункту 4.13 Строительных норм, ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию производится правовым актом органа городской администрации. Основанием принятия этого документа являются: заявление инвестора, акт приемочной комиссии или двусторонний акт (заказчик – инвестор) и итоговое заключение Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора.
Правовой акт на эксплуатацию объектов государственного и городского заказа принимается только на основании акта приемочной комиссии (п. 4.13 Строительных норм). Таким образом, принятию правового акта органа городской администрации о вводе объекта в эксплуатацию предшествует акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (приложение «М»).
Датой ввода в действие объекта является дата утверждения акта приемочной комиссии. Этот акт должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии и утвержден органом, назначившим приемочную комиссию.
При приемке в эксплуатацию объекта без приемочной комиссии датой ввода в действие объекта является дата принятия правового акта на эксплуатацию. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищного назначения городского заказа предусматриваются особым порядком приемки в эксплуатацию (п. 4.20–4.22 Строительных норм).
Подписание и утверждение акта о приемке и вводе объекта (приложение «М») свидетельствует о его соответствии требованиям законодательства РФ, утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических и других норм. Подтверждением выполнения названных требований является перечень подписанных документов, предъявленных приемочной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов строительства по специальному перечню. Он приведен в приложении «Д». К их числу относятся:
› акт приемки подземной части здания (нулевой цикл);
› акт приемки мусоропроводов;
› акт об обеспечении объекта постоянным (временным) теплоснабжением;
› акт приемки отопления;
› акт приемки естественной вентиляции;
› акт приемки лифтов;
› акт об обеспечении объекта водоснабжением и др.
Таким образом, к моменту подписания акта приемки законченного строительством объекта все строительно-монтажные работы, а также работы, связанные с приемкой оборудования и благоустройством территории, предусмотренные в сводном сметном расчете стоимости строительства, должны быть завершены (за исключением сезонных работ, срок выполнения которых может быть перенесен).
Существуют определенные особенности, связанные с приемкой объектов городского заказа или построенных в рамках целевых программ. Такие проекты оформляются инвестиционным контрактом (договором), и соответственно для них заключительным документом, свидетельствующим о завершении строительства (реконструкции) объекта, является акт о результатах реализации инвестиционного проекта. Форма этого документа приведена в приложении № 4 к постановлению Правительства Москвы от 18 мая 1999 года № 426.
Акт о результатах реализации инвестиционного контракта является документом, на основании которого производится раздел недвижимого имущества и согласовывается сторонами, а также производится оформление имущественных прав сторон.
После подписания указанного акта производится зачисление объекта в состав основных средств и (или) передачи дольщикам.
На практике встречаются ситуации, когда существует разрыв во времени между датой подписания акта приемки законченного строительством объекта и принятия его в эксплуатацию (на основании распоряжения префекта) и датой подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта. Причем в период между подписанием первого и второго документа у заказчика-застройщика могут возникать определенные затраты. Кроме коммунальных платежей, это могут быть отдельные отделочные работы, работы, связанные с благоустройством территории, и прочее. Как правило, в таких случаях речь может идти только о затратах, не предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Ведь затраты, предусмотренные в сводных сметных расчетах, должны быть осуществлены до приемки законченного строительством объекта. А затраты, не предусмотренные в сводных сметных расчетах, не включаются в инвентарную стоимость объекта строительства (п. 3.1.7 Положения № 160). Вместе с тем, согласно пункту 7 ПБУ 2/94, в состав затрат по строительству объектов у застройщика включаются также ожидаемые расходы (обязательства), связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору. Для произведения таких расходов должно быть убедительное обоснование. Поэтому, если возникает необходимость в таких затратах, то в договоре между заказчиком и инвестором (или дополнительном соглашении к нему) следует прописать порядок их возмещения. На наш взгляд, произвести такое возмещение можно за счет всех соинвесторов пропорционально долям распределяемых между ними площадей (за исключением случаев, когда некие затраты приходятся исключительно на определенные объекты по согласованию с конкретным дольщиком).
ИсточникПриемка объекта – порядок принятия от исполнителя работ (генподрядчика) законченного строительством объекта . Приемку производит заказчик или установленное инвестором другое лицо. Приемка производится на основе результатов проведенных заказчиком обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ , подтверждающих соответствие принимаемого объекта , а также заключений надзорных органов. . … Приемка объекта – порядок принятия от исполнителя работ (генподрядчика) законченного строительством объекта . Приемку производит заказчик или установленное инвестором другое лицо. Приемка производится на основе…
Приемка объектов строительства
Законченный строительством объект предъявляется подрядчиком к приемке заказчику в составе и в объеме, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда или контракта (СНиП пункт 1.7, МГСН пункт 4.1).
Принятый от подрядчика законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект предъявляется заказчиком к приемке в эксплуатацию инвестору (МГСН пункт 4.2);
— законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие (использование по назначению) до окончания строительства объекта в целом, вводятся при полной готовности в эксплуатацию заказчиком с участием органов государственного надзора и соответствующих территориальных эксплуатационных служб (СНиП пункт 1.7, МГСН пункт 4.3). Указанные здания, сооружения и помещения далее принимаются в составе объекта в целом в общем порядке;
— предъявляемый к приемке в эксплуатацию объект должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических и других норм (СНиП пункт 1.2, МГСН пункт 4.4);
— соответствие законченного строительством объекта утвержденному проекту и требованиям нормативных документов подтверждается также первичными документами о соответствии, состав которых определяется строительными нормами и правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ), Эти первичные документы комплектуются генеральным подрядчиком и контролируются техническим надзором заказчика. Документы передаются генподрядчиком заказчику по согласованному перечню. Комплект первичной документации после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком в установленном порядке эксплуатирующей организации для постоянного хранения (СНиП пункт 1.5, МГСН пункт 4.5);
— все изменения к проекту должны быть оформлены в установленном порядке заказчиком и проектной организацией до момента предъявления объекта к приемке (МГСН пункт 4.6);
— на объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время по решению приемочной комиссии, допускается переносить сроки выполнения работ по устройству верхнего слоя мягкой кровли на весенне-летний период, а по озеленению, устройству верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установке малых архитектурных форм, а также отделке и расколеровке элементов фасадов зданий — на ближайший весенне-летне-осенний период, но не позднее октября месяца. Сдача этих работ осуществляется подрядчиком заказчику с участием эксплуатирующей организации по акту с полным восстановлением благоустройства и озеленения прилегающих к объекту территорий. При приемке объекта без комиссии данное решение принимает орган исполнительной власти. Оплата перенесенных видов работ осуществляется заказчиком только после их выполнения с оформлением акта освидетельствования этих работ. Приведение в порядок прилегающих к благоустраиваемой зоне площадок, пешеходных дорожек, внутриквартальных дорог, малых архитектурных форм и т.д., нарушенных подрядчиком за период строительства, входит в безвозмездную обязанность подрядчика (МГСН пункт 4.7);
— при приемке объекта в эксплуатацию в отапливаемый период года заказчик, подрядчик сдают системы отопления эксплуатирующей организации с обеспечением постоянного нормативного температурного режима помещений (МГСН пункт 4.8).
Договором подряда должны быть учтены условия инвестора по степени готовности квартир и помещений, предназначенных для коммерческой реализации, доводимых до полной готовности будущими владельцами (собственниками).
На основании заявления инвестора, акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик — инвестор) и итогового заключения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (если приемочная комиссия не назначалась) с перечнем основных документов в обоих случаях орган исполнительной власти принимает правовой акт на эксплуатацию объекта. Правовой акт на эксплуатацию объектов государственного и городского заказа принимается только на основании акта приемочной комиссии. До принятия правового акта на эксплуатацию законченных строительством объектов запрещается их использование по назначению, в том числе заселение жилых домов, секций и помещений, использование общественных зданий и сооружений, выпуск продукции, оказание услуг на объектах производственного назначения в объемах или продолжительностью более, чем необходимо на период пробной эксплуатации в целях проверки пригодности объектов для использования их по назначению.
Для помещений неполной готовности полученный правовой акт на эксплуатацию объекта является основанием на проведение работ по доведению этих помещений до полной готовности их владельцами (собственниками) в соответствии с техническими условиями, выданными инвестором.
В том случае, когда приемочная комиссия создается, в ее состав обязательно должны быть включены представители:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
— инвестора;
— заказчика;
— органов исполнительной власти;
— подрядчиков;
— проектировщиков;
— эксплуатирующей организации;
— Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Госархстройнадзора, специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и др.;
— органов государственного надзора и контроля, которым подконтролен объект.
Председателем приемочной комиссии назначается представитель органа, назначившего комиссию. Инвестор вправе включить в состав приемочной комиссии представителей других заинтересованных организаций с правом совещательного голоса (СНиП пункты 3.2 и 4.14, МГСН пункт 4.16).
Акт о приемке объекта в эксплуатацию должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в пределах своей компетенции. Акт приемки утверждается органом, назначившим приемочную комиссию.
Приемочная комиссия слагает свои полномочия после утверждения акта приемочной комиссии либо в установленный срок окончания работы комиссии, если приемка объекта не состоялась.
Обязанности и взаимная ответственность субъектов инвестиционно-строительной деятельности (инвестора, заказчика, исполнителей работ, в т.ч. проектировщиков и подрядчиков), а также эксплуатирующей организации (пользователя) объекта по его проектированию, строительству, а также приемке и вводу в эксплуатацию с учетом гарантий качества, определяются действующим законодательством и соответствующими договорами между ними (СНиП пункты 2.1-2.4, МГСН пункт 4.17).
Участие государственных органов в работе по приемке и вводу объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе. Не допускается обусловливать это участие проведением каких-либо хоздоговорных работ.
Расходы по организации приемки объектов в эксплуатацию несет инвестор, если иное не установлено договорами (контрактами) между участниками инвестиционной деятельности.
Датой ввода в действие объекта является дата утверждения акта приемочной комиссии (СНиП пункт 1.10, МГСН пункт 4.20).
При приемке в эксплуатацию объекта без приемочной комиссии датой ввода в действие объекта является дата принятия правового акта на эксплуатацию (МГСН пункт 4.20; в СНиП соответствующая норма отсутствует, т.к. приемка объекта без создания комиссии не допускалась).
Обращаем внимание на то, что в отношении объектов недвижимости, для которых предусмотрена обязательная государственная регистрация прав собственности, факт ввода объекта в эксплуатацию не означает, что с этой даты объект может быть зачислен в состав объектов основных средств эксплуатирующей организации, а амортизация может начисляться со следующего месяца.
Бухгалтерская проводка: дебет счета 01 «Основные средства» кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» может быть сделана только после получения свидетельства о государственной регистрации.
Соответственно, и амортизация на такие объекты может начисляться только начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором проведена регистрация.
Заказчик после приемки объекта от подрядчика по акту обязан подготовить его к вводу в эксплуатацию, обеспечив:
— выполнение индивидуального и комплексного опробования инженерно-технического оборудования;
— производство пуско-наладочных работ с пробной эксплуатацией и выпуском продукции;
— передачу территориальным или другим эксплуатационным организациям внешних коммуникаций и инженерных сооружений на обслуживание;
— получение заключений, специальных разрешений на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора;
— укомплектование объекта аттестованными эксплуатационными кадрами, сырьевыми и другими материально-техническими ресурсами (СНиП пункт 1.5, МГСН пункт 5.2).
Законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект заказчик предъявляет инвестору для приемки в эксплуатацию с представлением 3 экземпляров установленной документации и акта приемки от подрядчика. Один экземпляр документации передается в инспекцию Госархстройнадзора, один — эксплуатирующей организации для постоянного хранения, один остается у инвестора.
При приемке объекта в эксплуатацию посредством приемочной комиссии инвестор не позднее чем за 30 дней до начала работы комиссии должен установить персональный состав приемочной комиссии по согласованию с органами, представители которых включаются в ее состав. Одновременно определяются сроки работы приемочной комиссии, но не более одного месяца.
Территориальные органы государственного надзора и органы исполнительной власти, другие заинтересованные организации обязаны в течение 10 дней после получения письменного заявления инвестора о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации назначить своих полномочных представителей для работы в составе приемочной комиссии или приступить к подготовке заключений.
Тест «На сколько вы активны» Тест «Подходит ли Вам ваше место работы» Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни» Тест «Есть ли у вас задатки лидера» Тест «Способны ли Вы решать проблемы» |
Тест «Для начинающего миллионера» Тест который вас удивит Семейный тест «Какие вы родители» Тест «Определяем свой творческий потенциал» Психологический тест «Вы терпеливый человек?» |
Порядок работы приемочной комиссии и распределение обязанностей ее членов определяются председателем комиссии. Результатом работы приемочной комиссии является акт о приемке объекта в эксплуатацию, подписанный всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в соответствии с компетенцией и распределением обязанностей. В установленный срок работы приемочной комиссии указанный акт, подписанный председателем комиссии, передается инвестору.
В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи в акте они должны представить председателю комиссии заключения соответствующих органов, представителями которых они являются, с изложением замечаний по вопросам, входящим в их компетенцию и имеющим отношение к исполнению требований проектной документации принимаемого объекта и нормативных документов. Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших заключение. Объекты, по которым такие замечания не сняты в установленный для работы комиссии срок, должны быть признаны комиссией не подготовленными к вводу в эксплуатацию.
Приемочная комиссия при установлении неготовности объекта к вводу в эксплуатацию должна составить мотивированное заключение и в установленный для работы комиссии срок представить его инвестору и заказчику.
Объекты, по которым акты приемки в эксплуатацию не подписаны в установленный для работы комиссии срок, считаются не подготовленными к вводу в эксплуатацию, и по ним должна быть назначена приемочная комиссия повторно.
Акт приемки объектов в эксплуатацию, оформленный в установленном порядке, в недельный срок утверждается органом, назначившим приемочную комиссию, и представляется инвестором со всеми приложениями в инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора для архивного хранения.
При приемке объекта без назначения приемочной комиссии соответствующие территориальные органы государственного надзора, которым подконтролен объект, обязаны в течение 15 дней после получения заявления заказчика о готовности объекта к эксплуатации подготовить и выдать заключение о соответствии законченного строительством объекта проекту и требованиям нормативных документов или иные документы о соответствии объекта и входящих в его состав отдельных элементов, узлов и оборудования, выдача которых предусмотрена действующим законодательством. В случае несоответствия эти органы должны в указанный срок направить заказчику мотивированный отказ с изложением замечаний по вопросам, входящим в их компетенцию. Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших замечания. Заказчик после устранения обоснованных замечаний соответствующего территориального органа государственного надзора направляет ему повторное заявление о готовности объекта к эксплуатации для получения заключения.
МГСН 8.01-00 устанавливает обязательный Перечень основных документов, предъявляемых приемочной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов строительства, который составлен на основании действующих строительных норм и правил (СНиП) и иных нормативных актов. По нашему мнению, имеет смысл привести этот перечень целиком, так как неоформление хотя бы одного документа однозначно приведет к срыву всей приемки.
В Перечень включены следующие документы:
1. Акт проверки посадки здания в натуре.
2. Акт приемки подземной части здания (нулевого цикла).
3. Акт приемки кровли.
4. Акт приемки мусоропроводов и помещений мусоросборников.
5. Акт приемки внутриквартального коллектора.
6. Акт приемки внутриквартального водостока.
7. Акт приемки пристенных дренажей и водовыпусков в водостоки.
8. Акт об обеспечении объекта постоянным (временным) теплоснабжением.
9. Акт приемки системы и выпусков водостока здания.
10. Акт приемки отопления.
11. Акт приемки внутренних систем хозяйственного и горячего водоснабжения.
12. Акт приемки системы и выпусков внутренней канализации.
13. Акт приемки естественной вентиляции.
14. Акт приемки молниезащиты.
15. Акт приемки телефонной канализации.
16. Акт приемки лифтов.
17. Акт радиационного обследования объекта и ПДК объекта.
18. Акт радиационного обследования участка застройки.
19. Справка бюро инвентаризации районов об эксплуатационных показателях по проекту.
20. Справка о выполнении благоустройства и озеленения (для объектов, принимаемых в зимний период — без подписи архитектора).
21. Заключение о правильности выполненных в натуре конструкций.
22. Акт приемки фасадов.
23. Акт приемки приемочной комиссией законченных строительством сооружений (ЦТП, бойлерной, насосной и т.д.).
24. Справка об устранении дефектов и недоделок, выявленных приемочной комиссией.
25. Акт проверки акустического благоустройства и звукоизоляции от ударов и воздушных шумов, в т.ч. шумов инженерного и сантехнического оборудования: лифты, насосы и др.
26. Акт об обеспечении объекта водоснабжением.
27. Разрешение на спуск сточных вод в городскую сеть.
28. Акт приемки систем противопожарной защиты после комплексного опробования.
29. Акт допуска или акт испытания электроустановки.
30. Справка о приемке работ по наружному освещению.
31. Справка-акт городской телефонной сети о приемке работ по телефонному каблированию.
32. Справка городской радиотрансляционной сети о приемке работ по радиофикации.
33. Справка-акт эксплуатирующей организации о приемке сетей кабельного или других систем телевидения.
34. Акт приемки ОДС.
35. Акт приемки лифтов Госгортехнадзором.
36. Акт приемки дополнительных специальных устройств по слабым токам (сигнализация и др.).
37. Анализ воды (форма СЭС).
38. Справка о присвоении почтового адреса (получает заказчик).
39. Реестр первичной исполнительной документации, передаваемой генподрядчиком заказчику.
Перечень документации, предъявляемой приемочной комиссии подрядчиком и заказчиком и прилагаемой к акту приемки завершенного производством строительно-монтажных работ объекта жилья несколько меньше, однако все документы, входящие в этот перечень входят и в вышеперечисленный перечень.
МГСН 8.01-00 установлены также обязательные формы актов:
— приемки заказчиком законченного строительством объекта от подрядчика;
— приемки законченного строительством объекта;
— приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией;
— приемки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома приемочной комиссией.
Здесь следует иметь в виду, что в соответствии с Законом о бухгалтерском учете основанием для оформления записей в бухгалтерском учете служат первичные документы, оформленные по утвержденным унифицированным формам первичной учетной документации. Для отражения в учете операций по приемке законченных строительством объектов постановлением Госкомстата РФ N 71а установлены формы актов NN КС-11 и КС-14.
Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика.
Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Остальные требования по составлению и дальнейшему движению данного акта аналогичны требованиям в отношении формы N КС-12.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!
Написание работ . Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов . … 2) приемка от заказчика государственной приемочной комиссией. 1. Прикмка законченного строительства рабочей комиссией заказчика-застройщика: Рабочая комиссия назначается приказам руководства организации заказчика-застройщика. В состав рабочей комиссии включаются представители