Кто отвечает за строительство храмов

Содержание

В процессе подготовительных работ, проектирования и согласования проектов храмов на каждом этапе инвестиционного процесса должно быть предусмотрено участие Церкви в лице благочинного округа и правящего архиерея той епархии, на территории которой строится храм, вне зависимости от того, кто является официальным заказчиком и инвестором строительства.

Введение

4.1. Порядок разработан в развитие положений и в соответствии с п. 2.3 СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, охватывает круг вопросов, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса строительства зданий, сооружений и комплексов православных храмов.

4.2. При реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и сооружений православных храмов, являющихся памятниками истории и культуры, следует учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

Патриарх Кирилл о строительстве храмов в Москве

4.3. В случае нового строительства на территориях памятников истории и культуры, проектирование следует вести на основании планового задания, выданного Управлением государственного контроля и охраны памятников истории и культуры.

4.4. Проекты реставрации следует осуществлять в соответствии с РНиП 1.02.01-94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры».

Общие положения

4.5. Разработка проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов осуществляется на основе предпроектных материалов (эскизного проекта или градостроительного обоснования), одобренных региональными Епархиальными Управлениями Московской Патриархии, в том числе (при их наличии) Епархиальными Комиссиями по архитектурно-художественным вопросам, епархиальными архитекторами или иными представителями Церкви, назначенными правящим архиереем.

4.6. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

4.7. В необходимых случаях Епархиальные Управления на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать собственные документы с учетом региональных особенностей.

4.8. Проектирование храмов должно осуществляться церковными или иными проектными организациями и физическими лицами, получившими в установленном порядке лицензию на этот вид деятельности.

4.9. Заказчиками строительства зданий, сооружений и комплексов православных храмов могут быть православные общины, церковные или иные организации, независимо от источника инвестиций. Заказчик должен иметь выданную в установленном порядке лицензию на выполнение функции заказчика по строительству, которая должна быть приложена к комплекту документов, представляемых Заказчиком (застройщиком) для оформления разрешения на строительство. При отсутствии лицензии у православной общины или иных организаций функция заказчика может быть передана ими юридическим организациям (в том числе проектировщику), имеющим лицензию на этот вид деятельности.

Почему в России возмущаются из-за строительства храмов

Заказчик осуществляет получение прав на проведение работ, сбор исходных материалов и документов, предоставляемых Проектировщику, согласование и утверждение проектной документации, представление ее на заключение в органы государственной экспертизы, оформление разрешения и ордера на производство строительных работ.

Рекомендуемая последовательность действий Заказчика приведена на стр. 147.

4.10. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый Заказчиком с привлекаемой им для разработки проектной документации проектной организацией Московской Патриархии, другими проектными, проектно-строительными организациями, юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора должно быть разработанное Заказчиком совместно с проектировщиком задание на проектирование, определяющее характер и стадийность выполнения проектных работ, включающее основные требования Заказчика, в том числе по обязательному выполнению отдельных положений СП 31-103-99, и условия исходно-разрешительной документации, утвержденное Заказчиком и согласованное в установленном порядке, в том числе с Епархиальным Управлением Московской Патриархии.

Рекомендуемый состав задания на проектирование зданий, сооружений и комплексов православных храмов приведен на стр. 145.

4.11. Количество стадий проектирования зависит от статуса объекта. Основной утверждаемой стадией проектирования и основным проектным документом на строительство (реконструкцию) храмов и их комплексов является, как правило, проект (П) строительства. На основании утвержденного в установленном порядке проекта строительства разрабатывается рабочая документация (РД).

Для небольших храмов и храмов, строящихся по проектам повторного применения, а также для часовен на основе одобренных Епархиальными Управлениями предпроектных проработок может сразу разрабатываться «рабочий проект» (РП), включающий утверждаемую часть в объеме стадии «проект» и рабочую документацию (РД). Стадийность проектирования устанавливается в архитектурно-планировочном задании (АПЗ).

Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации

4.12. Первым этапом инвестиционного процесса строительства (реконструкции) является предпроектная подготовка, включающая следующие разделы:

разработка предпроектных материалов (эскизного проекта или архитектурно-градостроительного обоснования) строительства (реконструкции) объекта с подсчетом потребных нагрузок по инженерным системам (электричество, тепло, вода, канализация, газ);

получение Заказчиком исходно-разрешительной документации (ИРД);

получение Заказчиком разрешения местного органа исполнительной власти на право проведения работ.

Состав исходно-разрешительной документации приведен в пункте.

4.13. Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного местным органом исполнительной власти решения о предварительном выборе места размещения храма (комплекса) на основе одобренного Епархиальным Управлением и местным органом архитектуры эскизного проекта (градостроительного обоснования), договора, задания на проектирование, комплекта исходно-разрешительной документации, согласованных в установленном порядке.

Вместе с утвержденным заданием на проектирование Заказчик выдает Проектировщику следующие документы и материалы:

правоудостоверяющие документы на пользование земельным участком (договор аренды или др.);

решение о предварительном согласовании всеми заинтересованными организациями места размещения храма и разрешение местного органа исполнительной власти на осуществление проектной деятельности, строительство (реконструкцию) объекта;

предпроектные проработки (эскизный проект, градостроительное обоснование), одобренные Епархиальным Управлением МП и местным органом архитектуры;

исходную документацию, в том числе архитектурно-планировочное задание (АПЗ) или градостроительное заключение (ГЗ), полученные в местном органе архитектуры;

планово-реставрационное задание (для объектов реставрации), полученное в местном управлении охраны и использования памятников истории и культуры (УОПИК);

ситуационный план М 1:2000;

топографический план участка строительства с подземными коммуникациями М 1:500 (со сроком давности не более 4 лет);

данные геологических и гидрогеологических изысканий, полученные у организации, имеющей соответствующую лицензию;

данные по фоновым концентрациям вредных веществ в атмосфере района строительства, выданные органом Госсанэпиднадзора;

технические условия на присоединения к внешним инженерным коммуникациям (тепло, горячая и холодная вода, хозяйственно-бытовая и ливневая канализация, газ, электричество, слабые токи), выданные местными организациями соответствующего профиля.

4.14. Проектирование зданий, сооружений и комплексов православных храмов должно вестись в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.

Положения СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» становятся обязательными для применения в том случае, если в задании на проектирование предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на данный Свод правил. При отсутствии в задании таких указаний экспертирующие и контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений СП 31-103-99.

4.15. Проекты и рабочие проекты (утверждаемая часть) на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов, независимо от источников финансирования работ и форм собственности Заказчика, подлежат согласованию в надзорных и контролирующих организациях, а также государственной экспертизе.

Экспертизой осуществляется проверка проектной документации на соответствие исходно-разрешительной документации, заданию на проектирование, техническим условиям и действующим строительным нормам и правилам, выдача заключения.

Объем проектной документации, представляемой на экспертизу, устанавливается тем органом экспертизы, в который она направляется.

4.16. Утверждение проектов и рабочих проектов на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов в зависимости от источников их финансирования производится:

при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов православного прихода, юридических или физических лиц — непосредственно Заказчиками;

при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из городского (муниципального) бюджета — соответствующими органами городского управления или в устанавливаемом ими порядке;

при строительстве за счет привлеченных средств инвесторов — инвесторами.

4.17. Разрешение на производство строительных работ предусматривает наличие у Заказчика комплекта документов в составе:

разрешения местного органа исполнительной власти;

правоустанавливающих документов на пользование объектом недвижимости (земельным участком, реконструируемым объектом и т.д.);

утвержденной проектной документации, согласованной в установленном порядке;

разрешения и ордера на строительство, выданного местным Управлением госархтехстройнадзора (УГАСН) и Объединением административно-технических инспекций (ОАТИ).

Перечень основных документов, представляемых Заказчиком (застройщиком) для оформления в УГАСН разрешения на производство строительных работ, приведен на стр. 151.

4.18. Предпроектные материалы состоят из сброшюрованного альбома (А4) графических и текстовых материалов в составе:

копия лицензии проектной организации или архитектора;

пояснительная записка с характеристикой архитектурного решения;

копии документов предварительных согласований.

Основание для разработки проекта; сведения об обосновании выбора площадки строительства; решения по генеральному плану и благоустройству участка; краткая характеристика объекта строительства (реконструкции) с обоснованием архитектурно-строительных решений, с учетом градостроительных требований, наличием «образца»; показатели вместимости храма, площади участка и застройки; сведения о предварительных согласованиях.

4.20. Основные чертежи:

схема размещения в городе и ситуационный план в масштабе 1:2000;

генеральный план участка в масштабе 1:500;

развертки фасадов с прилегающей застройкой;

фасады с цветовым решением;

фото с участка предполагаемого строительства, реконструкции (не менее 2);

фото с макета, перспективы, фотомонтаж или др.

исполнительная власть;
архитектура;
Госсанэпиднадзор;
комитет природных ресурсов.

4.22. «Проект» (стадия «П») на строительство храма (комплекса) состоит из следующих разделов:

Исходно-разрешительная документация (ИРД);

Общая пояснительная записка;

Генеральный план и транспорт;

Технологические решения (для благотворительных пунктов питания, богаделен, медицинских центров и мастерских, входящих в состав храмового комплекса);

Решения по инженерному оборудованию и системам;

Охрана окружающей среды;

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Проект организации строительства;

Историко-архитектурные исследования (для объектов реставрации);

Сметная документация (по объектам городского заказа).

4.23. Общая пояснительная записка, генеральный план и транспорт, архитектурно-строительные решения (могут быть в одном разделе).

Основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; сведения об обосновании выбора площадки строительства, об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях; основные градостроительные решения и показатели по генеральному плану, организации рельефа и благоустройству участка; решения по транспортному обслуживанию; краткая характеристика объекта строительства; данные по отдельным зданиям и сооружениям храмового комплекса (вместимость храма, количество учащихся воскресной школы, численность и состав богадельни, вместимость трапезной и т.д.); обоснование состава комплекса, архитектурно-композиционных, объемно-планировочных и конструктивных решений и их соответствие функциональному назначению, церковно-канонической традиции, принятому «образцу», градостроительным условиям размещения храма, требованиям задания Заказчика; противопожарные и охранные мероприятия; мероприятия по долговечности конструкций; основные решения по естественному и искусственному освещению; колористические решения и архитектурное наружное освещение; данные об обеспечении комфортных условий внутренней среды, доступности для инвалидов; сведения о очередности строительства комплекса; основные показатели проекта (площадь участка, площадь застройки, общая площадь здания, кубатура здания, вместимость храма и др.); сведения о проведенных согласованиях проектных решений.

4.24. Технологические решения

Функциональное назначение объекта; краткая характеристика и обоснование решений по технологическим процессам и соответствия их заданному Заказчиком уровню и нормативам по безопасности, комфорту труда, перечень применяемого технологического оборудования.

4.25. Решения по инженерному оборудованию и системам; инженерные сети.

Обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию: отоплению, вентиляции, газоснабжению, водоснабжению (питьевому и противопожарному), канализации (в том числе для отвода освященной воды), автоматизации и управления инженерными системами; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению, средствам связи, охранной и противопожарной сигнализации; принципы подключения инженерного оборудования к инженерным сетям и внутриплощадочных сетей к внешним инженерным сетям.

4.26. Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования.

Раздел разрабатывается в соответствии с инструкцией по разработке раздела «Охрана окружающей среды» (1994 г.) и другими государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем России, другими нормативными документами и актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Решение вопросов использования и рекультивации земель; решения по очистке поверхностных стоков, мусороудалению; мероприятия по защите от шума и других неблагоприятных факторов.

4.27. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Раздел разрабатывается в соответствии СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», и требованиями СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».

4.28. Организация строительства.

Раздел разрабатывается в соответствии с нормативными документами организации строительного производства и с учетом очередности строительства, условий и требований, изложенных в задании на проектирование.

Раздел содержит пояснительную записку с решениями по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению с расчетами приведенных сопротивлений теплопередаче наружных ограждений зданий храмового комплекса.

4.30. Сметная документация.

Составляется при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из городского (муниципального) бюджета в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя России.

Для определения сметной стоимости строительства могут быть представлены сведения об объектах-аналогах.

4.31. Основные чертежи:

схема размещения в городе с месторасположением объекта в плане города, района или квартала;

ситуационный (топографический) план М 1:2000 с окружающей застройкой и коммуникациями до мест врезки, с границами участка и красными линиями;

генеральный план участка на геоподоснове М 1:500 с границами участка и красными линиями;

план организации рельефа М 1:500 на копии генплана с показом величин и направления уклонов, откосов, отметок, конструкций покрытий; расчет земляных масс;

план благоустройства и озеленения территории М 1:500 на копии генплана с показом существующих, сохраняемых и проектируемых зеленых насаждений, дорог, площадок и малых форм;

схема транспорта М 1:1000;

сводный план внутриплощадочных и внешних инженерных сетей М 1:500 с показом границы участка, существующих, переносимых и проектируемых зданий (ЦТП, ТП, РТП и др.) и инженерных коммуникаций; продольные профили трасс (при необходимости);

планы этажей, фасады, разрезы со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций М 1:100;

колористические решения, архитектурное освещение (разрабатывается при необходимости в соответствии с заданием на проектирование);

схематическое изображение индивидуальных конструктивных решений;

технологические компоновки со спецификацией оборудования на поэтажных планах с указанием категорий помещений;

принципиальные схемы устройства инженерного оборудования, электроснабжения, автоматизации, связи и сигнализации, подключения оборудования к инженерным сетям; трассировка сетей;

стройгенплан М 1:500 с показом ограждения стройплощадки, мест расположения бытовых зданий, временных автодорог, крановых путей, осветительных устройств, мест складирования стройматериалов, точек присоединения к инженерным сетям на время строительства и временных моек машин;

интерьеры (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование).

4.32. Рабочий проект (РП)

Рабочий проект разрабатывается для индивидуальных проектов небольших зданий храмов, часовен и сооружений храмовых комплексов повторного применения в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию «проекта».

В состав РП включается утверждаемая часть и рабочая документация (РД), состав которой определяется соответствующими государственными стандартами и уточняется Заказчиком и Проектировщиком в задании на проектирование.

4.33. Состав утверждаемой части рабочего проекта соответствует составу «проекта».

Рекомендуемая последовательность действий Заказчика (православной общины или др.) в инвестиционном процессе строительства (реконструкции) зданий, сооружений и комплексов православных храмов

1. Обращение верующих к благочинному церковного округа епархии с изложением своих пожеланий и возможностей по строительству (реконструкции или реставрации) храма.

2. Организационное собрание общины, принятие Устава прихода и получение благословения епархиального Архиерея на регистрацию православной общины с наименованием посвящения храма.

3. Регистрация православной общины в установленном порядке и оформление статуса юридического лица.

4. Обращение в местные органы власти, в том числе местную Комиссию по имущественно-земельным отношениям и орган архитектуры по вопросу резервирования места под строительство нового храма, получение ситуационного плана и геоподосновы предполагаемого места строительства*.

* Если община еще не имеет регистрации, при наличии юридически оформленного обязательства возможно выделение земли застройщику-инвестору с последующей передачей ее общине.

5. Изыскание источника финансирования на весь инвестиционный процесс строительства (реконструкции или реставрации) объекта (ориентировочный расчет стоимости проектирования и строительства храмов приведен на стр. 152).

Читайте также:  Как учитываются доходы в строительстве

6. Заказ Проектировщику предпроектных материалов (эскизного проекта или архитектурно-градостроительного обоснования) строительства (реконструкции) объекта.

7. Согласование предпроектных материалов (эскизного проекта, архитектурно-градостроительного обоснования) в Епархиальном Управлении и местном органе архитектуры.

8. Поручение выполнения функций Заказчика организации, имеющей лицензию на выполнение этих функций (при отсутствии подобной лицензии у организации — Заказчика).

9. Заказ исходно-разрешительной документации и получение разрешения на осуществление градостроительной деятельности, в том числе акта выбора участка, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком и правового акта местного органа власти.

10. Составление совместно с проектировщиком задания на проектирование с учетом СП 31-103-99, согласование его в установленном порядке (в том числе с Епархиальным Управлением МП) и заключение договора с Проектировщиком на проектные работы.

11. Согласование проектной документации в Епархиальном Управлении МП, надзорных и контролирующих организациях.

12. Представление утверждаемой части проектной документации в орган государственной экспертизы.

13. Утверждение проектной документации.

14. Выбор подрядной организации, имеющей лицензию на производство соответствующих проекту работ*.

* Строительство может вестись хозспособом силами прихожан с привлечением профессионального прораба от лицензированной организации.

15. Оформление разрешения и ордера на производство строительных работ в УГАСН и АТИ.

16. Строительство храма**.

** Храм на любом этапе строительства должен являться собственностью Русской Православной Церкви в лице общины, независимо от источника финансирования.

ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
КОМПЛЕКСОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ
проектной документации
___________________________________________________________________________
(наименование объекта)
___________________________________________________________________________
(адрес строительства)

1. Основание для оформления исходно-разрешительной документации (постановление органа исполнительной власти, договор аренды земельного участка).

2. Градостроительное заключение в составе:

заключение по обследованию объекта недвижимости;

заключение по условиям проектирования;

заключения согласующих организаций (ЦГСЭН, УГПС МВД, ГОиЧС, департамент природопользования).

3. Заключение по инженерному обеспечению объекта с предварительными техническими условиями присоединения.

4. Протокол рассмотрения материалов предпроектных проработок Архитектурным советом.

5. Задание на проектирование.

6. Планово-реставрационное задание УТКОИП (для объектов реставрации).

Перечень основных документов, представляемых заказчиком (застройщиком) для оформления УГАСН разрешения на строительство

1. Заявление Застройщика (форма УГАСН).

2. Правоудостоверяющие документы по землепользованию (договор аренды и др.).

3. Проект, согласованный и утвержденный в установленном порядке (в том числе Епархиальным Управлением), имеющий положительное заключение государственной экспертизы.

4. Распорядительный документ об утверждении проектно-сметной документации.

5. Лицензия организации, выполняющей функцию заказчика и приказ о назначении ответственного за ведение технадзора.

6. Лицензия строительной подрядной организации, приказ о назначении ответственного за строительство.

7. Лицензия проектной организации, приказ и копия договора на ведение авторского надзора.

8. Акт лицензированного геодезиста о разбивке осей зданий и сооружений.

9. Стройгенплан, согласованный в установленном порядке.

Ориентировочный расчет стоимости проектирования и строительства храмов на предварительном этапе

Расчет стоимости строительства храмов ведется по удельным показателям, взятым по проектам-аналогам. В стоимости строительно-монтажных работ учитываются и общеплощадочные работы, но не учитывается стоимость внутреннего и наружного убранства, которое решается индивидуально на следующих стадиях проектирования и строительства.

Стоимость проектирования храмов рассчитывается в процентном отношении от стоимости строительства. Для малых храмов и часовен стоимость проектирования может доходить до 10 — 12 % стоимости строительства. Для больших храмов (комплексов) стоимость проектирования может составлять лишь 3 — 7 % стоимости строительства.

Источник: korolev.msk.ru

Угодна ли Богу точечная застройка

Сеть модульных храмов шаговой доступности в спальных районах Москвы — крупнейший инфраструктурный проект Русской православной церкви, который реализуется с 2010 года. Баталии вокруг строительства в парке «Торфянка» — лишь одна из страниц в истории «Программы 200». МОСЛЕНТА разбирается, почему город «сорока сороков» так ожесточенно сопротивляется строительству храмов.

Сеть модульных храмов шаговой доступности в спальных районах Москвы — крупнейший инфраструктурный проект Русской православной церкви, который реализуется с 2010 года. Баталии вокруг строительства в парке «Торфянка» — лишь одна из страниц в истории «Программы 200». МОСЛЕНТА разбирается, почему город «сорока сороков» так ожесточенно сопротивляется строительству храмов.

Горячие точки

«Мы будем биться до конца! «Торфянка» — это наш Сталинград!», — кричит православный эксперт, пенсионерки угрожают самосожжением, чучело главы управы лижут языки пламени, по толпе ползут слухи: «Ночные волки» заперли жильцов в подъездах и не пускают на митинг.

На самом деле это не Сталинград. Это очередной эпизод в веренице конфликтов, которые регулярно разгораются вокруг патриаршей программы строительства храмов в Москве. В последние годы нечто схожее имело место примерно в 11 муниципальных районах столицы.

Помимо «Торфянки», где вроде бы наступило перемирие, в Москве сейчас остается еще несколько очагов напряжения: Кронштадтский бульвар в Головинском районе, парк Дружбы около метро «Речной вокзал», парк в Ростокине, Измайловский парк. Во всех этих «горячих точках» есть группы местных жителей, которые пытаются бороться с тем, что они называют «храмостроем».

Участники митинга в защиту парка «Торфянка»

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Во многих районах «храмоборцы» предельно жестко отвечают на инициативы православной общины. Они не только добиваются отмены решений о строительстве в зоне зеленых насаждений, но и пристально следят за тем, чтобы храм украдкой не «откусил» территорию каких-то общественных и даже служебно-административных пространств.

Это чистой воды самозахват. Городские власти, может быть, на уровне закрывания глаз, и не против. Не сносят, ОМОН не присылают, но и разрешений никаких не дают

член оргкомитета общественного движения «За парк»

Так, на Ходынском поле активистам уже удалось добиться того, что строящийся храм вообще не затронет территорию парка. Общественность тревожит сам масштаб здания. «Для обеспечения работы, для подъезда, хозяйственных построек и так далее часть территории они действительно могут прихватить», — поделился своими подозрениями с МОСЛЕНТОЙ член оргкомитета общественного движения «За парк» Александр Афанасьев.

Раздражение жителей вызывает и временная часовня, которую церковь построила для местных прихожан на взлетной полосе. «Без градостроительного плана земельного участка, без ордера, без разрешения на строительство совершенно незаконно построили там деревянный храм, который объявили временным, хотя на самом деле здание совершенно капитальное», — рассказал МОСЛЕНТЕ Афанасьев. Он сетует на то, что часовня была освящена, а освященные храмы не принято переносить или ликвидировать.

Строительство храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев в Новоподмосковном переулке

Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

У противников храма на Ходынском поле масса вопросов к режиму использования городской земли при строительстве. Они утверждают, что Объединение административно-технических инспекций дало им на соответствующий запрос ответ, «однозначно говорящий о том, что строительство незаконно, и они будут за это наказывать».

«Это чистой воды самозахват. Городские власти, может быть, на уровне закрывания глаз, и не против: не сносят, ОМОН не присылают, но и разрешений никаких не дают», — сообщил МОСЛЕНТЕ гражданский активист.

Негативное отношение экстраполируется и на Церковь вообще. Так что РПЦ себе дороже действовать нахрапом

генеральный директор ВЦИОМ

По его словам, земля де-факто была выделена еще до публичных слушаний о планировке территории, а значит, по закону, самого землевладения под храм просто не существует.

В ситуации конфликта вокруг строительства храма чиновники оказываются между молотом и наковальней. Афанасьев утверждает, что территориальные органы власти в Москве часто испытывают определенный прессинг со стороны вышестоящих инстанций и воспринимают «Программу 200» как нечто, «спущенное с самого верха». Тем не менее, массовое недовольство — это последнее, с чем они хотели бы столкнуться на подведомственной территории.

«Когда они видят, что возмущение дошло до белого каления, бывает, идут навстречу. В частности у нас, когда православные граждане хотели построить храм на территории парка, перенос состоялся, в том числе и при поддержке префектуры САО», — рассказал МОСЛЕНТЕ Афанасьев.

Как все начиналось

«Программу 200» приняли еще при Лужкове. В 2009 году, сразу после своей интронизации, патриарх Кирилл отправился на совещание к тогдашнему руководителю столичного стройкомплекса Владимиру Ресину — там и было принято историческое решение о строительстве храмов. Правда, изначально фигурировала цифра «600».

«Святейший тогда сказал, что именно это количество храмов необходимо для того, чтобы обеспечить спальные районы Москвы. Новую Москву тогда еще не придумали, так что речь шла о спальных районах традиционной Москвы и небольших кусочках за МКАД», — рассказал МОСЛЕНТЕ главный редактор портала Религаре.ру Александр Щипков.

Тогда, в конце нулевых, масштабы проекта вызвали у части общества недоумение, и патриарх снизил планку с 600 до 200. После появления Новой Москвы в патриархии ориентируются скорее на цифру 300. А вообще Церковь стремится отойти в названии программы от темы какого-то конкретного числа. Дело ведь не в арифметике, а в удовлетворении запроса реальных людей.

После смены столичного правительства реализация «Программы 200» продолжилась, а ушедший с поста заместителя мэра Владимир Ресин остался ее куратором. Фонд строительства православных храмов в Москве возглавляет председатель финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви архиепископ Егорьевский Марк.

22 ноября 2011 года Москомархитектуры выпустил знаменитое распоряжение №21 «О подготовке проектов планировки территорий города Москвы с целью размещения православных храмов и храмовых комплексов». В соответствии с документом под строительство храмов были выделены первые 77 участков в зеленых зонах.

Это положило начало распре между локальными сообществами в различных муниципалитетах Москвы. Одним людям нравятся парки, другие предпочитают храмы.

В селах у нас на тысячу человек один храм, давайте и в Москве эту пропорцию соблюдем — в этом будет ощутимая натяжка

главный редактор портала Credo.Ru

За пять лет в рамках программы построено 17 храмов, из которых шесть уже введены в эксплуатацию. 38 храмов строятся прямо сейчас. Землю под строительство выделяет город, а в остальном программа, как и вся деятельность Церкви, финансируется за счет пожертвований. Среди крупнейших жертвователей такие структуры как «Норильский никель», «Новатэк», «Транснефть», а также строительная компания «Мортон».

Как рассказал МОСЛЕНТЕ архиепископ Егорьевский Марк, принимая решение о строительстве храма, город и патриархия опираются на статистику, согласно которой порядка 80 процентов россиян причисляют себя к православным: «Город дает нам участок земли, исходя из того, что на 50 тысяч человек нужен хотя бы один храм. Пока община собирает средства на строительство основного, мы устанавливаем небольшой временный храм, чтобы можно было поскорее начать совершать богослужения. И, как правило, он тут же заполняется людьми».

Есть и другой механизм, при котором жители Москвы сами обращаются в фонд с просьбой выделить землю. «Это обычно группа верующих, активных прихожан, которые устали ездить в центральные приходы Москвы, у кого-то уже нет на это сил — пожилые люди, у кого-то возможностей — многодетные мамочки, и которые просят, чтобы храм сделали в шаговой доступности, чтобы можно было прийти и помолиться», — рассказал МОСЛЕНТЕ архиерей.

Сорок сороков: сколько храмов нужно Москве

Говорят, что столица испытывает серьезный дефицит храмов. Представители Церкви часто приводят данные, в соответствии с которыми храмов на душу населения в Москве примерно в пять раз меньше, чем в других регионах. Это связывают и с меньшим уровнем религиозности столичных жителей, и с особенно жесткой антицерковной политикой московских властей в советский период.

Илья Питалев / РИА Новости

Архиепископ Марк видит корни проблемы в особенностях развития московской агломерации в прошедшие 20 лет: «За последние десятилетия наша столица необычайно разрослась. Строилось большое количество жилья, а храмы не строились совершенно. Были большие проблемы с получением земли и соответствующих разрешений. Я говорил с некоторыми священниками, которые возводили храмы еще в 1990-е годы — были неимоверные сложности».

Впрочем, изредка кое-где добиться решений о выделении земли удавалось. Так, в 1990-е годы в Северном округе было построено три храма. Но в большинстве случаев эта задача была почти невыполнимой.

«Хаотичная застройка жилья, по 100-200 тысяч жителей в районе, и ни одного прихода. В редких, единичных храмах, где совершались богослужения, была ужасная теснота. Люди были вынуждены ехать в центр, менять по несколько видов транспорта. Это создавало большие неудобства. И пока, к сожалению, во многих районах остается все та же острая нехватка храмов», — рассказал МОСЛЕНТЕ архиепископ.

Критики «Программы 200» указывают на то, что ни один регион России не может похвастаться таким количеством храмов как Москва.

Когда в поликлинике тесно, мы говорим о том, что поликлиник должно быть больше. С храмами то же самое

главный редактор портала «Религаре.ру»

«В Петербурге — около 200 храмов, и это максимальный показатель по всей России», — напомнил МОСЛЕНТЕ главный редактор портала Credo.Ru Александр Солдатов. По его оценке, в Москве храмов более 700. «Их очень трудно посчитать, потому что у половины из них очень запутанный юридический статус», — пояснил публицист.

По словам Солдатова, данные о пятикратном отставании Москвы по количеству храмов на душу населения от остальных регионов — результат довольно абстрактной операции, когда 1 миллион 200 тысяч человек населения какой-нибудь Калужской области делят на количество действующих в регионе храмов, а потом сравнивают это отношение с московским.

Разве что программа капремонта вызывает у москвичей больше ненависти, чем точечная застройка. А ведь именно этот тип агрессивного девелопмента ассоциируется со строительством храмов в обжитых районах

«Малые регионы дисперсно занимают большую территорию, и храмы там скорее к этой территории прикреплены — они традиционно возводились в селах, в городах. Конечно, на протяженной территории с малым населением всегда будет казаться, что один храм приходится на меньшее количество жителей. Сельские храмы стоят в таких населенных пунктах, где население меньше тысячи человек», — пояснил МОСЛЕНТЕ Солдатов.

По его словам, подходить к строительству храмов в Москве на основе подобных расчетов — некорректно: «В селах у нас на тысячу человек один храм, давайте и в Москве эту пропорцию соблюдем — в этом будет ощутимая натяжка».

Патриархии трудно было бы придумать более провоцирующий способ настроить против себя довольно пассивную и равнодушную к религии часть населения

главный редактор портала Credo.Ru

Солдатов признает, что некоторые районы Москвы, такие как, например, Южное Бутово, нуждаются в храмах. Но обращает внимание на то, что жители в данном случае вовсе не делают какого-то сознательного выбора в пользу конкретной церковной юрисдикции и общины. «Им больше некуда ходить, поэтому они туда и идут — в основном выполнять какие-то требы: крестить, отпевать, освещать куличи», — полагает публицист.

Церковь как девелопер

Большинство критиков строительства храмов в Москве искренне удивляются тому, что РПЦ, которая годами последовательно наращивала публичное влияние, рискнула наступить на одну из самых больных мозолей населения российских мегаполисов.

Разве что программа капремонта вызывает у москвичей больше ненависти, чем точечная застройка. А ведь именно этот тип агрессивного девелопмента ассоциируется со строительством храмов в обжитых районах, будь то парки или дворы жилых домов.

«Патриархии трудно было бы придумать более провоцирующий способ настроить против себя довольно пассивную и равнодушную к религии часть населения», — отмечает Солдатов. Он напоминает, что большинство нынешних активистов Торфянки до этого относились к РПЦ вполне сносно.

Многие — были ее прихожанами, пусть и не самыми активными: крестили детей, святили куличи, ходили в церковь на праздники два-три раза в год. Церковь фактически приложила максимум усилий для того, чтобы эти люди вышли из орбиты ее влияния.

То, что они сейчас делают с использованием футбольных фанатов и казаков — запугивают жителей — это вообще уму непостижимо!

президент фонда «Здравомыслие»

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров также полагает, что агрессивное участие Церкви в строительных конфликтах приводит к тому, что она теряет паству: «Когда Церковь не советуется людьми, это вызывает у них раздражение. Негативное отношение экстраполируется и на Церковь вообще. Так что РПЦ себе дороже действовать нахрапом».

Президент фонда «Здравомыслие» Александр Голомолзин обращает внимание на то, какое впечатление производят на аполитичных обывателей некоторые группы православных активистов, выступающие в поддержку строительства.

«Есть два процента населения Москвы, которых церковь точно не потеряет. Это настоящие прихожане РПЦ, которые ходят в церковь как минимум раз в неделю и совершают все обряды, — констатирует антиклерикальный общественный деятель. — А вот «умеренно верующие» люди, видя весь этот беспредел, задумываются о том, кто они такие, все эти люди, называющие себя православными? То, что они сейчас делают с использованием футбольных фанатов и казаков — запугивают жителей — это вообще уму непостижимо!»

Читайте также:  Можно ли взять кредит на строительство дома если

Между тем архиепископ Марк отмечает, что люди протестуют главным образом против коммерческой точечной застройки, в то время как храм, исходя из светской перспективы, скорее можно отнести к объектам социальной инфраструктуры.

За ту же «Торфянку» приезжают воевать представители движения «Сорок сороков», которые со всей Москвы и даже из других регионов съезжаются, ветераны ДНР-ЛНР, казаки. Явно, что местного актива еще не сложилось

главный редактор портала Credo.Ru

«Когда планировалось строительство храма на Святоозерской улице, мы приезжали туда с Владимиром Ресиным, и люди к нам подбегали: «Владыка, Владимир Иосифович, нам тут понастроили столько этих торговых комплексов, постройте нам, наконец, храм! У нас нет храма!» Человек 200 нас встретили, и все просили, просили об этом», — рассказал МОСЛЕНТЕ владыка.

Община и инфраструктура: как формируется запрос на храмы

Серьезный аргумент противников строительства храмов в Москве — отсутствие явно выраженного запроса со стороны местных жителей. Солдатов напоминает, что в той же «Торфянке» заказчик строительства — религиозная организация «Подворье патриарха Московского и всея Руси (Казанский храм Божьей матери в Лосиноостровском)».

Публицист полагает, что этот пример репрезентативен, и в большинстве случаев подворья создаются сверху. Уже потом, в случае успеха, вокруг стройки появляется нечто, напоминающее общину.

«За ту же «Торфянку» приезжают воевать представители движения «Сорок сороков», которые со всей Москвы и даже из других регионов съезжаются, ветераны ДНР-ЛНР, казаки. Явно, что местного актива еще не сложилось, — отметил Солдатов в беседе с МОСЛЕНТОЙ. — Есть, конечно, какие-то одинокие жители, которые тоже поддерживают строительство храма, но это трудно назвать общиной: нет признаков какой-то общей литургической жизни, какой-то сплоченной команды».

Эксперт оговаривается, что в данном случае речь идет именно о «Торфянке» и, вероятно, на строительстве храмов в Москве можно найти и иные примеры.

Я уже более 15 лет настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве. Рядом Серебряный бор. Если брать тех же мамочек с колясками, — гораздо больше гуляющих именно на территории храма, а не в Серебряном бору

Архиепископ Егорьевский Марк

председатель правления Фонда поддержки строительства храмов города Москвы

Об отсутствии массового запроса на строительство храмов говорит и Афанасьев из движения «За парк»: «Это инициатива небольшой группы лиц, действующих то ли в личных интересах, то ли сообразно специфически понимаемой миссии и привлекающих поддержку из других районов Москвы — активистов различных движений, которые приезжают, создавая впечатление поддержки строительства».

По словам активиста, во время протестов на Ходынке собираются толпы «сторонников храма», настолько «местных», что могут «на голубом глазу» поинтересоваться у прохожего, как пройти к метро.

Примечательно, что аналогичную аргументацию против «храмоборцев» неизменно приводит противоположная сторона конфликта. «Всех этих активистов мы знаем. Они выдают себя за местных жителей во всех районах Москвы. Они и на Луне будет выдавать себя за местных», — заявил МОСЛЕНТЕ эксцентричный православный мыслитель Кирилл Фролов.

Публицист Солдатов полагает, что отсутствие спонтанной религиозной жизни в районах строительства новых храмов вполне укладываются в «инфраструктурную» логику патриархии: «Ведь эти храмы позиционируются не как внутрицерковное дело, а как некий социальный объект шаговой доступности, который будет обслуживать местное население. Тут немножко другая парадигма — не общинно-церковная, а скорее бюрократически-инфраструктурная».

Идеологи храмового строительства действительно часто описывают свою деятельность в терминах территориального развития и муниципального управления.

«Новые жилые микрорайоны должны быть обеспечены школами, детскими садами и, безусловно, храмами, — утверждает Щипков. — Когда в поликлинике тесно, мы говорим о том, что поликлиник должно быть больше. С храмами то же самое. По всем опросам, порядка 80 процентов населения — люди религиозные. Естественно, им нужно место, где можно молиться, общаться, встретиться со священником и так далее. Храм — такой же необходимый социальный объект».

Не на моем заднем дворе

Несмотря на то, что обе стороны временами пытаются представить конфликт в качестве противостояния религиозных и секулярных сил, все очаги возмущения отчетливо демонстрируют классические черты «строительного конфликта».

Совпадает даже фразеология. Так, активисты различного толка любят рассказывать жертвам точечной застройки страшные истории о девелопере, который специально завезет на стройку мигрантов, «для того чтобы они убивали местных жителей».

Патриарх Болгарский, митрополит Софийский Неофит во время закладки нового собора на улице Красного Маяка

Михаил Метцель / ТАСС

На том же чувстве страха и отвращения играют идейные противники храмов, когда акцентируют внимание на «противных попах с немытыми головами», которые будут разъезжать в своих «мерседесах» и беспрерывно отпевать покойников. «Покойники» — это действительно устойчивое клише протестных акций. Если верить самым радикальным «храмоборцам», трупы будут буквально повсюду.

Мне непонятны протесты некоторых жителей по поводу строительства православного храма в парке «Торфянка» — кто от этого пострадает, кроме нерадивых собачников, алкоголиков и любителей отравлять воздух дымом от шашлыков?

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров связывает протесты против строительства храмов с тем явлением, которое в англоязычном мире обозначают аббревиатурой NIMBY (Not in my back yard, то есть «Не на моем заднем дворе»).

По словам социолога, термин описывает проблему, возникающую при любом строительстве за исключением тех случаев, когда оно ведется в чистом поле: «С одной стороны, все мы заинтересованы в том, чтобы у нас было больше дорог и парковок, храмов, детских садов, больниц и даже других домов. С другой стороны, стройка — это всегда беспокойство, шум, грязь, рабочие».

Кроме того, площадка, на которой планируется строительство, часто уже как-то используется, будь то парковка, выгул собак или джоггинг.

На территории храма можно погулять с ребенком, даже если ты не имеешь никакого отношения к православию и приходской жизни

Федоров отмечает, что в строительных конфликтах нет ничего исключительного: «Вот если бы их не было — это было бы ненормально». По словам социолога, единственная задача состоит в том, чтобы научиться «разруливать» такие коллизии цивилизованным путем, без мордобоя.

«Хочется храмов — отлично. Но это не значит, что место для этих храмов не должно обсуждаться с жителями соответствующих территорий. Для того, чтобы получить представление о настроениях местных жителей, не обязательно проводить соцопросы — можно пройти по домам, расклеить объявления, провести общественные слушания», — сказал Федоров в беседе с МОСЛЕНТОЙ.

Храм — не хуже парка

Львиная доля недовольства населения при строительстве храмов объясняется недостаточной информированностью. «Людям не рассказывают о том, что храм — это не просто место, где совершается богослужение, но и место, где могут, к примеру, заниматься с детьми. Храм может облагородить территорию, стать культурным, социальным центром притяжения для соседних домов», — отметил в беседе с МОСЛЕНТОЙ православный публицист Андрей Зайцев.

О том же говорит и архиепископ Марк: «Я прекрасно понимаю, чем обеспокоены жители. Я и сам горожанин, даже почетный гражданин района Хорошево-Мневники. И я понимаю, что людям хочется видеть из окна дерево. Выйти из дома и оказаться в парке. Я согласен, что все это нужно. Но Церковь как раз и пытается из каждого храма сделать маленький цветник и зеленый парк!»

Люди приходят, зная, что их не обругают, что там не будут распивать спиртные напитки, курить, ругаться матом, и там не будет собак, которые пугают детей. Люди понимают это и голосуют ногами — им на территории храма удобнее и комфортнее, чем в наших парках, где много чего бывает

Архиепископ Егорьевский Марк

председатель Правления Фонда поддержки строительства храмов города Москвы

Члены православной общины заинтересованы в благоустройстве территории не меньше остальных жителей района. В беседе с МОСЛЕНТОЙ архиерей рассказал о том, что, приезжая в новые храмы, он часто видит, что священники начинают высаживать деревца еще до того, как проложены необходимые коммуникации.

Зачастую территория храма в качестве рекреационной зоны даже более привлекательна, чем соседние парки.

Вид на храм Живоначальной Троицы в Орехово

Марина Лысцева / ТАСС

«Я уже более 15 лет настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве. Рядом Серебряный бор. Если брать тех же мамочек с колясками, — гораздо больше гуляющих именно на территории храма, а не в Серебряном бору. Потому что люди знают, что в бору можно встретить хулигана, алкоголика. Дети видят больших собак и пугаются, могут услышать пьяную ругань.

Люди курят. », — рассказал МОСЛЕНТЕ архиерей.

Он напомнил, что ничего этого нет у храмов: «Люди приходят туда, зная, что их не обругают, что там не будут распивать спиртные напитки, курить, ругаться матом, и там не будет собак, которые пугают детей. Люди понимают это и голосуют ногами — им на территории храма удобнее и комфортнее, чем в наших парках, где много чего бывает».

Православные храмы могут представлять ценность даже для человека, далекого от христианства, отмечает христианский публицист Александр Храмов. Он рассказал МОСЛЕНТЕ о храме святого Георгия Победоносца, который находится неподалеку от его дома в Коптево.

«Вокруг этой симпатичной деревянной церкви на огороженной территории разбиты цветники, которые возделывают сами прихожане, бьет фонтанчик, расположена хорошая детская площадка с кучей всяких пластмассовых машинок и всего прочего добра, которое бы давно разломали и растащили на обычных муниципальных детских площадках, — рассказал Храмов. — Туда можно спокойно зайти и погулять с ребенком, даже если ты не имеешь никакого отношения к православию и приходской жизни».

Как и архиепископ Марк, публицист отмечает, что сквер за оградой храма представляет собой куда менее дружелюбную среду хотя бы из-за того, что давно облюбован алкоголиками и хозяевами собак.

«Мне непонятны протесты некоторых жителей по поводу строительства православного храма в парке «Торфянка» — кто от этого пострадает, кроме нерадивых собачников, алкоголиков и любителей отравлять воздух дымом от шашлыков?» — сказал Храмов.

Источник: moslenta.ru

Назначен новый ответственный за строительство храмов в Юго-Восточном викариатстве

21.06.2018 14:26

20 июня 2018 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось очередное совещание по Программе строительства православных храмов в Москве.

Заседание возглавили кураторы Программы председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Рязанский и Михайловский Марк и депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин.

В начале совещания его участникам был представлен новый ответственный за строительство храмов в Юго-Восточном викариатстве. Им стал иерей Виталий Ульянов (на фото).

Для более успешной реализации Программы строительства православных храмов в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил назначить в каждом викариатстве ответственного за возведение святынь священника. Каждую кандидатуру Святейший Владыка согласовывает лично.

Иерей Виталий Ульянов также является настоятелем одного из новых приходов Программы — в Парке Артема Боровика. На этом участке планируется возвести мемориальный православный комплекс с храмом в честь мучеников Анатолия и Протолеона и храмом-часовней в честь праведного отрока Артемия Верткольского. Большой храм будет посвящен памяти воинов, погибших во Второй мировой войне, а храм-часовня — памяти погибших военных корреспондентов.

Проект на стадии «П» готов. Приход ищет средства для продолжения работы.

На месте строительства установлен небольшой временный храм, в котором совершаются регулярные богослужения.

Источник: moseparh.ru

Современное храмовое строительство

«Сорок сороков» — так говорили о бесчисленных московских церквях до революции. После 1917 г. в нашей стране храмы чаще разрушали, чем строили. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Впрочем, возведение культовых сооружений, как выяснилось, — дело весьма тонкое и едва ли вписывается в СНиП и ГОСТы. О том, каким должно стать церковное строительство, рассуждали участники круглого стола, организованного Союзом архитекторов России.

«Сорок сороков» — так говорили о бесчисленных московских церквях до революции. После 1917 г. в нашей стране храмы чаще разрушали, чем строили. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Впрочем, возведение культовых сооружений, как выяснилось, — дело весьма тонкое и едва ли вписывается в СНиП и ГОСТы. О том, каким должно стать церковное строительство, рассуждали участники круглого стола, организованного Союзом архитекторов России.

Современное храмовое строительство

Современное храмовое строительство

Дискуссия была приурочена к выставке «Архитектура культовых зданий 1991–2011 гг. Проекты и постройки московских архитекторов». Разговор получился актуальный, учитывая начало реализации «Программы-200» о возведении храмов шаговой доступности, вызвавшей широкий общественный резонанс.

Храмовая архитектура на Западе в отличие от России развивается стремительно. К модернистским церквям там привыкли, и постройками, больше напоминающими индустриальные здания, уже никого не удивишь. Тем не менее архитекторы постоянно находятся в поисках новых форм и пространственных решений.

Результатом творческих усилий стала необычная прозрачная церковь в Бельгии, сооруженная по типу решетки из металлических пластин, скрепленных друг с другом на некотором расстоянии. Благодаря такой конструкции объект просматривается насквозь. Подобные эксперименты в российских условиях едва ли возможны.

Уникальность наших церквей базируется на славных традициях отечественного храмового зодчества. Вот показательные примеры. Деревянный подмосковный храм иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» в селе Сумароково снаружи очень живописно расписан разноцветными красками. И это не современный декоративный прием, а возрождение существовавших в допетровское время практик.

А наружные стены абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены покрыты росписью в шахмат, что тоже отсылает нас к традициям старорусского зодчества. Подобным образом украшен и один из храмов Троице-Сергиевой лавры.

Современное храмовое строительство

Общественность полагает, что церковное зодчество несовременно и нам стоит поучиться у Запада смелости и новаторству. Но отечественная архитектура обоснована потребностями православного прихода и священства. Другое дело, что храмовое строительство должно быть разнообразным, здесь не уместен какой-то определенный стиль. Следует принимать во внимание и символику архитектурных форм, и требования культа и т.д.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что, несмотря на некоторые вполне благополучные проекты, в православной архитектуре сегодня царит китч. Нынешнюю ситуацию они сравнивают с 1990-ми, когда заказчику было разрешено все, и в результате появлялись жуткие здания.

Председатель искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Владимир Соловьев заметил: «Действительно, удачных идей мало. Удивительно, что архитекторы, имеющие профессиональное образование и большой опыт, хорошо знающие историю архитектуры, выдают убогие проекты».

Но ведь выпускники архитектурных вузов не являются знатоками в области храмового строительства. Учить проектировать церковные постройки их начали совсем недавно, и то в рамках специальных экспериментальных программ. В то же время эксперты уверены: чтобы появились высококлассные специалисты, необходимо создать специальный факультет храмового зодчества, студентам которого помимо основных предметов следует преподавать еще и богословие, литургику, основы церковного искусства и другие предметы по теме. Дело за малым — внести изменения в образовательный стандарт.

Современное храмовое строительство

Нарекания участников дискуссии вызвало не только качество проектирования. Критиковали и выбор строительных площадок. Культовое сооружение традиционно было центральным градостроительным элементом. Многие улицы старались спланировать так, чтобы их перспектива замыкалась великолепным видом на храм.

Да и сама церковная архитектура зачастую была видовой, что нашло отражение в названиях — храм Спаса Преображения на Бору, церковь Николы на Песках, храм Трех Святителей на Кулишках (так называли болотистое место). Специалисты говорят, что сегодня также недопустимо возводить храмы в случайных местах. Необходимо тщательно подбирать и резервировать площадки.

Более того, как заметил архитектор Алексей Гинзбург, заниматься этим стоит на этапе планирования новых районов. Ведь если зонирование предусматривает строительство общественных зданий, то предложений по храмам ни в Москве, ни в других российских городах не существует. И если об этом не думать, то религиозные объекты так и будут возводить по принципу «есть пустырь — поставим там храм». А ведь, как показывает практика, церквей сегодня появляется больше, чем школ, музеев, театров и других общественных зданий вместе взятых.

Современное храмовое строительство

Андрей Некрасов убежден, что вписать храм в окружение панельных домов нелегко, но заниматься этим надо. А если проект церковной постройки будет еще и интересным, то вся округа приобретет «человеческий масштаб». «Типовые районы при появлении даже очень посредственной архитектуры преображаются, потому что в любом храме есть некая духовность», — считает эксперт. В свою очередь, священнослужители уверены, что церкви не следует подстраиваться под существующую архитектуру, ее задача — поднять окружение на должный уровень.

Читайте также:  Какие работы в строительстве относятся к прочим

В связи с этим появляется другой вопрос: а будет ли это под силу типовому объекту? У специалистов и возникли сомнения относительно «Программы-200», согласно которой в короткие сроки должно быть возведено 200 типовых модульных храмов разной вместительности (на 300 и 500 прихожан). Постройки будут отличаться размерами, количеством куполов, окнами, цветом стен и т.д.

На возведение каждого храма отведено не более года. Участники круглого стола были единодушны во мнении, что типовое строительство вообще неприменимо к храмовому зодчеству. Правда, высказали предложение рассматривать «Программу-200» как проект временного сооружения. Основная его задача — собрать людей, у которых позже возникнет потребность в чем-то лучшем и большем.

Образуется приход, и ему ничто не будет мешать построить на этом месте новый капитальный храм. Но вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры Владлен Красильников такую идею посчитал опасной, «ведь в наших условиях нет ничего более постоянного, чем временное». Он напомнил, что в свое время хрущевки тоже строили на 10–15 лет, но до сих пор люди не могут выехать из этих домов.

Современное храмовое строительство

Вместо типовых проектов архитекторы предлагают создать альбом образцов, отобрав в него наиболее удачные проекты прошедшей выставки либо устроив специальный конкурс. Подобные альбомы, пользоваться которыми смогут во всех регионах России, следует составить и для других конфессий — Москва остро нуждается не только в православных храмах, но и в культовых постройках иных религий.

Участники дискуссии обсуждали не только внешний облик храма. Они говорили и о том, что культовые сооружения должны стать более современными за счет применения новых строительных технологий и материалов. Это позволит добиться иного «эмоционального эффекта». Другой должна стать и организация внутреннего пространства, ведь сегодня на один храм в спальном районе приходится более тысячи прихожан.

Изменения должны коснуться не только православных храмов, но и культовых зданий других религий. Архитектор Игорь Тажиев, в числе построек которого значится мечеть на Поклонной горе, рассказал, что в процессе ее проектирования был выявлен ряд особенностей, характерных только для России.

Например, такой культовый обряд, как омовение, в исламских странах осуществляют на улице, где для этого устанавливают специальный фонтан. В России в 20-градусный мороз сделать это невозможно. Значит, в проекте следует предусмотреть специальное помещение. Мусульмане молятся на коленях.

Поэтому возникает следующий закономерный вопрос: если по канону обувь надо снимать, то куда ее ставить? Получается, нужен еще и гардероб. А поскольку мужчины и женщины находятся в мечети отдельно, все помещения проектируют по два. Кроме того, они должны войти в мечеть с разных сторон. Значит, нужно сделать так, чтобы их пути не пересеклись.

Наконец, следует учитывать климатические условия, например снег, под тяжестью которого плоские турецкие купола, покрытые свинцом, могут попросту рухнуть.

Современное храмовое строительство

По мнению специалистов, пора выработать СНиП, ведь, как отметил вице-президент Союза архитекторов России Алексей Буйнов, в законах, регулирующих деятельность строительного комплекса, культового здания нет как такового, а существующие нормы и правила носят рекомендательный характер. Получается, что ими можно пользоваться, а можно и нет.

Впрочем, писать СНиП на пустом месте нельзя, необходимо провести серьезную научно-исследовательскую работу, подчеркнул В. Красильников. Применительно к православным храмам она должна осуществляться совместно с Патриархией. Участники круглого стола коснулись и такого щекотливого вопроса, как ценообразование на проектирование. Рассказывали про одного заказчика, который пытался рассчитать проект церкви по статье «клуб по интересам», поскольку сформировавшихся расценок попросту нет. Это означает, что нужно составить адекватный прайс-лист, но зодчий, без сомнения, не может высоко оценивать свою работу, ведь на храмовом строительстве зарабатывать нельзя.

Современное храмовое строительство

Наконец, участники дискуссии говорили о том, что современному городу нужны не просто храмы как обособленные объекты, а комплексы, включающие в себя как минумум туалеты, крестильни, где можно крестить людей с полным погружением в воду, дома, в которых можно устраивать воскресные школы. При церквях могли бы функционировать молодежные и социальные центры по работе со всеми нуждающимися в опеке, в том числе с пожилыми людьми и беспризорниками.

В храмовом комплексе можно организовывать и детские дома, но с их строительством все не так просто. Татьяна Ефимова, проектировщик мастерских Андрея Анисимова, заметила: «Довольно часто к нам обращаются спонсоры, готовые построить небольшой детский дом.

Но люди, готовые улучшить положение 15–30 малышей, сталкиваются с тем, что из-за существующих нормативов такое строительство им не по карману. На эту ситуацию надо как-то повлиять». Кроме того, для всех предполагаемых объектов требуется свободная земля, а ее выделяют так мало, что территорию вокруг храма едва ли можно озеленить или украсить. О парковках и говорить не приходится: согласно статистике на 50 молящихся приходится лишь одно машино-место.

В общем, проблемных областей в храмовом строительстве, которое, по утверждениям организаторов мероприятия, носит маргинальный характер, пока что предостаточно. Но уже то, что они обозначены, вселяет надежду если и не на скорейшее, то последовательное их разрешение.

Источник: www.cian.ru

Вооруженный иконостас: как РПЦ удивила Россию Путиным и Сталиным

Фото Дениса Воронина / Агентство

Русская православная церковь и ее спонсоры за последние десятилетия построили тысячи храмов. Можно ли удивить публику еще одним культовым сооружением? Оказывается, можно: новости о главном храме вооруженных сил уже неделю уверенно держатся в топе

Главный храм вооруженных сил слишком явно отличается от прочего церковного новостроя. Все уже привыкли, что новые православные храмы — это в лучшем случае стилизации под Византию, псковско-новгородскую архитектуру, московское узорочье и т.п., а в худшем — и такого много понастроено — вполне постмодернистское цитирование различных стилей без всякого понимания предназначения храма, организации храмового пространства и его символики. На самостоятельные архитектурные и дизайнерские решения архитекторы за редким исключением не способны, да и заказчики этого не требуют. Главное, чтобы было «традиционно», богато и пафосно.

Храм вооруженных сил — это тоже очень пафосно и очень богато. Однако в смелости заказчикам и архитекторам не откажешь. Они постарались нагрузить храм различными смыслами, как явными, так и тайными. Однако тайные смыслы относятся не к тайнам богопознания и богообщения, а к формальным датам и календарным значениям. Без дополнительных пояснений этот квест вряд ли смогут разгадать даже ведущие специалисты по литургическому богословию.

Почему диаметр барабана главного купола 19 метров 45 сантиметров? Правильный ответ: в честь окончания Великой Отечественной войны в 1945 года.

Почему высота малых куполов 14 метров 18 сантиметров? Правильный ответ: 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов.

Почему в иконостасе храма 48 икон? Правильный ответ: по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и советско-японской войн.

Почему площадь мозаики в интерьере главного храма составляет 2644 квадратных метров? Правильный ответ: это число полных кавалеров Ордена Славы.

Другими словами, архитекторы всеми силами стремятся показать, что храм строится для утверждения и пропаганды вполне земных — идеологических — ценностей: прославления воинского героизма и памяти об истории военных побед. Эта довольно коварная подмена смыслов прослеживается и в других элементах архитектурного проекта и убранства храма.

Другими словами, «поверженный враг» и сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, не дает кому-то покоя. Снова и снова министру нужно не только самому убеждаться в том, что враг повержен, но и учить молодежь топтать ногами поверженного врага. Уже на пороге храма возникает особый победный настрой, который внутри храма должен только усиливаться. И вместе с тем организация храмового пространства подавляет вошедшего грандиозным парадом сакральных образов.

«Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе… Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный», — рассказывает главный художник храма Василий Нестеренко. И продолжает: «На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной».

«Сюжеты в западной части храма, например, будут посвящены в основном победам русского оружия и явлениям (Божией Матери — прим. автора), которые при этом были», — комментирует протоиерей Леонид Калинин, курировавший строительство со стороны РПЦ.

Накладка вышла с отображением руководящей роли партии и правительства. Не только резкая критика, но и возмущение — причем прежде всего самих православных, — вызвало изображение Сталина на одной из мозаик в притворе храма.

Однако с точки зрения заказчика и даже представителей Московской патриархии этот образ выглядит вполне логично. «По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ», — уверенно говорит протоиерей Леонид Калинин.

Образ Сталина крайне необходим в той идеологической конструкции, которая положена в основание проекта храма. Без государства побед не бывает. Конечно, в войне побеждает народ, но народ без вождей ни с чем не справится. И поэтому образ вождя — один из ключевых образов.

Как именно его изобразить? Подозреваю, с этим у художников были большие проблемы. В результате они побоялись включать в композицию фигуру Сталина и изобразили его на транспаранте где-то на среднем плане парада победителей. Трудно сказать, кто утвердил это решение и почему заказчики и кураторы от РПЦ решили, что это удачный ход.

Дело в том, что транспарант с изображением портрета вождя на красной ткани — это прямое заимствование церковной хоругви. А на хоругвях располагаются иконы святых. Таким образом, получается, что РПЦ не только поддерживает, но признает законными те парарелигизные практики, которые использовали большевики. И более того, готовы благословить такие изображения в храме.

Да, я тоже могу представить себе изображение Сталина в православном храме, но в радикально ином контексте, который никак не предполагает положительных коннотаций. По традиции на западной стене храма может располагаться фреска Страшного Суда, на которой изображается посмертная участь праведников и грешников. В нижней части изображаются разные муки, которым подвергаются грешники. В одном из котлов с кипящей смолой вполне мог бы находится Иосиф Сталин.

Возникает закономерный вопрос: кому посвящен главный храм вооруженных сил России? Мы видим довольно радикальное переосмысление не только отдельных элементов, но и всей концепции православного храма. Можем ли мы говорить, что этот храм действительно построен во славу Божию?

Сделаю небольшое отступление. Несколько лет назад, когда я как куратор готовил первую большую выставку современного христианского искусства, передо мной остро встал вопрос: какое искусство мы сегодня можем считать христианским? Если использовать формальный принцип (любой сюжет на христианскую тему — это и есть христианское искусство), то споры быстро заходят в тупик. В эпоху постмодерна цитирование не только возможно, но и возведено в один из принципов современного искусства. Не обязательно верить или даже с уважением относиться ко Христу, чтобы создать художественное произведение на тему Евангелия или истории церкви.

И как тогда быть? Ответ на свой вопрос я нашел в Евангелии от Матфея. В повествовании о Рождестве Спасителя говорится о волхвах, которые, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары» (Мф. 2, 11). Наше свободное творчество — это дар, который дан Богом. И этот дар христиане призваны принести ему.

История о трех волхвах, принесших свои дары, дает нам ключ к христианскому понимаю искусства и — шире — свободного творчества. Волхвы не просто принесли дары, но и поклонились Младенцу Христу как Богу.

Есть ли это поклонение в иконографической программе храма? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть ключевые образы — президента России и главного ктитора (т.е. патрона, основателя) храма министра обороны Сергея Шойгу. Здесь не существенно, что эта мозаика к настоящему моменту сбита или демонтирована. Президент и министр были изображен в толпе, ликующей по поводу присоединения Крыма к России.

На удивленные вопросы о том, возможны ли такие изображения в храме, настоятель главного храма вооруженных сил России епископ Клинский Стефан отвечает спокойно и рассудительно: «Такая традиция существует тогда, когда изображают исторические сцены из того или иного исторического периода. Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены».

Однако в храме изображают не любые исторические события, а только те, которые становятся манифестацией действия Промысла Божия в истории. Можно ли к ним отнести присоединение Крыма к России? Для Церкви это крайне сложный вопрос. Не столько потому, что мировое сообщество не признало это присоединение, сколько потому, что на территории Украины действует Украинская православная церковь в юрисдикции Московского патриарха и далеко не все ее члены одобряют действия России. Мозаика вызовет дальнейшие разделения на Украине, и зачем это нужно РПЦ, понять трудно.

Можно согласиться, что образ ктитора храма в росписях и мозаиках вполне возможен, но он непременно должен отражать идею дара и поклонения, о которых я говорил выше.

Для сравнения можно привести церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо, построенную в середине XII века Георгием Антиохийским. Он был выдающимся флотоводцем у сицилийского короля Руджеро II и получил титул «адмирала адмиралов». В притворе храма он поместил мозаику со своим изображением. Но как выглядит эта мозаика? Георгий Антиохийский изображен на ней склонившимся до земли перед Пресвятой Богородицей, и если рассмотреть соотношение фигур, то по отношению к Богородице он скорее напоминает средних размеров собаку.

В этой мозаике нет ни триумфа, ни величия, но есть смирение и поклонение. Можно ли представить себе Сергея Шойгу в такой позе? Моего воображения для этого не хватает. Министру обороны России не пристало говорить о смирении, которое в современной России воспринимается исключительно как слабость для государственных мужей непростительная.

Мы же хорошо помним ремарку Путина в мастерской у Ильи Глазунова: «Борис и Глеб святые, это понятно. Но они все отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют. »

В связи с пандемией освящение главного храма вооруженных сил, которое планировалось на 5 мая, отложили на неопределенный срок. Однако уже сейчас храм стал для Русской православной церкви большой проблемой.

Во-первых, навязанный государством милитаризм в оформлении храма глубоко чужд православным традициям церкви. Для церкви важно прямо противоположное — полная демилитаризаця памяти о войне. Спустя 75 лет на первый план выходит личная и семейная память о погибших. Попытка сконструировать из Победы «духовную скрепу» — ключевой элемент консолидации нации — в долгосрочной перспективе не сработает. И этот храм станет памятником идеологии, которая со временем неизбежно будет сдана в архив.

Во-вторых, в условиях пандемии и экономического кризиса это роскошный храм воспринимается как атрибут уже ушедшей благополучной эпохи. Очевиден запрос на лаконичные, даже минималистичные храмы, которые не будут подавлять и без того подавленного человека, но будут ему соразмерны.

Конечно, государственные и военные ритуалы в этом храме будут проходить регулярно, но сам храм при этом превратится в декорацию, в один из объектов военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот».

Экспонаты мультимедийного музейного комплекса «Дорога памяти», обрамляющего территорию главного храма ВС России. Длинна комплекса – 1418 шагов – напоминает о 1418 днях и ночах боевых действий. · Пресс-служба Минобороны РФ

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
Загрузка ...