Если Вы хотите влиять на политику застройки Вашего района, – откройте Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее – ГК г. Москвы) и постарайтесь воспользоваться правами, которые предоставляет жителям района этот закон.
Какие градостроительные решения выносятся на публичные слушания? – а) проекты Генерального плана города Москвы, б) проекты территориальных и отраслевых схем, в) проекты правил землепользования и застройки в городе Москве, г) документация по планировке территории (п. 2 ст. 4 ГК г. Москвы), д) проекты межевания не подлежащих реорганизации территорий (ч. 4 ст.
42 ГК Москвы).
Примечание: согласно ст. 11 Кодекса территория реорганизации – это территории, подлежащие в комплексному преобразованию, в т.ч. путем изменения существующего функционального
использования, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий.
Общественные слушания ТОО «Adelya Gold» 25.11.2022г
Кто организует публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки изменений правил землепользования и застройки? – городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее – городская комиссия) и окружная (в административных округах города Москвы) комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (п. 6 ст. 37 ГК г. Москвы).
Какое решение принимается по результатам публичных слушаний? – О внесении соответствующего проекта в Правительство Москвы.
Наряду с решением городской комиссии и проектом постановления Правительства Москвы либо проектом закона г. Москвы в Правительство Москвы представляются также: а) протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний по соответствующему проекту; б) предложения муниципальных собраний муниципальных образований к соответствующему проекту (ч. 10 ст. 36 ГК г. Москвы, ч. 4 ст. 40). При планировке территории, на основании представленных материалов Правительство Москвы принимает решение об утверждении проекта планировки территории или доработке.
Какая информация о градостроительной деятельности должна размещаться в сети Интернет? — 1) решения Правительства Москвы о разработке проекта правил землепользования и застройки, о развитии застроенных территорий, извещений о проведении аукционов на право заключить договор о развитии застроенной территории; 2) правила землепользования и застройки; 3) региональные нормативы; 4) территориальные и отраслевые схемы; 5) проекты планировки территории, проекты межевания территории; 6) оповещения о проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности 7) заключения о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности; информации о выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства; 9) протоколы публичны слушаний (ч.ч. 1 и 2 ст. 67 ГК г. Москвы).
Проведение общественных слушаний и обсуждений
Кто является участником публичных слушаний? – 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; 3) депутаты муниципальных собраний муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) депутаты Московской городской Думы (ч. 2 ст. 68 ГК г. Москвы).
Каковы права участникам слушаний? – вносить к установленному проекту от своего имени предложения и замечания. Все предложения и замечания участников публичных слушаний подлежат внесению в протокол публичных слушаний (ч. 3 ст. 68 ГК г. Москвы).
Что является началом и завершением публичных слушаний? – Продолжительность публичных слушаний исчисляется со дня опубликования, распространения оповещения о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний (ч. 4 ст. 68 ГК г. Москвы).
Какова последовательность проведения публичных слушаний? – 1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее – экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний; 4) оформление протокола публичных слушаний; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (ч.
5 ст. 68 ГК г. Москвы). Таким образом, мало того, чтобы слушания приняли решение, защищающие интересы жителей, важно, чтобы это решение нашло свое отражение в протоколе, не было искажено или вовсе сфальсифицировано (ч. 5 ст. 68 ГК г. Москвы).
Какая информация указывается в оповещении о проведении публичных слушаний? – 1) какой проект представляется на публичные слушания; 2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции; 3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний; 4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту; 5) номера контактных справочных телефонов, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту; 6) электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещен обсуждаемый проект (ч. 6 ст. 68 ГК г. Москвы).
Где и в какой срок должно быть размещено оповещение о проведении публичных слушаний? – Не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции: 1) в СМИ, распространяемых на территории административного округа или района города Москвы, 2) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 3) распространяется в качестве официальной информации: а) через электронные средства массовой информации; б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети «Интернет»; в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов (ч. 7 ст. 68 ГК г. Москвы). Если оповещение участников слушаний было произведено с нарушениями, об этом следует заявить на слушаниях и попросить внести указанную информацию в протокол.
Как получить проекты, выносимые на слушания? – Проект должен быть доступен в полном объеме (кроме сведений, имеющих статус информации ограниченного доступа). Копию проекта можно получить за плату, которая не должна превышать расходов на его изготовление (ч. 8 ст. 68 ГК г. Москвы).
Каков минимальный срок проведения экспозиции? – Этот срок не может быть менее 1 недели и не позднее, чем за неделю до дня проведения ПС (ч. 9 ст. 68 ГК г. Москвы).
Каковы права посетителей экспозиции? – а) получить консультацию по проекту; б) получить печатный информационный материал о проекте; в) внести предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции (ч. 10 ст. 68 ГК г. Москвы).
Какие требования к дню проведения слушаний? – Проведение ПС в нерабочие праздничные дни не допускается. В рабочие дни собрания начинаются не ранее 18 часов.
Какие требования к месту проведения слушаний? – ПС проводятся в помещениях, оборудованных для демонстрации обсуждаемых проектов, ведения аудиозаписи выступлений участников публичных слушаний, а также отвечающих требованиям доступности для инвалидов (ч. 11 ст. 68 ГК г. Москвы).
Как производится регистрация участников слушаний? – Участник слушаний должен сообщить к какой группе участников (жители, работники, собственники и т.д.) он относится, а также может сообщить о себе иные сведения. Регистрация может быть продолжена и после начала слушаний (ч. 12 ст. 68 ГК г. Москвы).
Какими правами обладают участники ПС? – Они вправе: а) выступить с предложениями и замечаниями по существу обсуждаемого проекта; б) вести аудиозапись выступлений участников публичных слушаний (ч.ч. 13 и 15 ст.
68 ГК г. Москвы); в) сделать запись в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; г) подать в ходе собрания участников публичных слушаний письменные предложения, замечания представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; д) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию (ч. 17 ст.
68 ГК г. Москвы). Все эти предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (п. 18 ст. 68 ГК г. Москвы. Следите внимательно за тем, чтобы это требование не было нарушено.
Участник публичных слушаний, представивший предложения, замечания по проекту, рассмотренному на публичных слушаниях, имеет право ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.
Могут ли публичные слушания, затрагивающие проекты, реализуемые в границах 2 и более районов, проводиться одновременно? – Да, могут; в этом случае они проходят в форме телевизионной конференции с использованием телевизионной связи, обеспечивающей прямую, в режиме реального времени трансляцию всех выступлений во все помещения, а также
Кто оформляет и какую информацию вносит в протоколы публичных слушаний? – Окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны: 1) проект, представленный на публичные слушания; 2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний; 3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19 ст. 68 ГК г. Москвы).
Каким образом результаты публичных слушаний могут быть признаны недействительными? – По обращению участники публичных слушаний в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд о признании нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В этом случае проект повторно представляется на публичные слушания (п. 25 ст. 6)
Какой срок имеется у муниципальных собраний на подготовку поправок к проектам? – 15 дней. Проект направляется в муниципальное собрание не позднее, чем за 30 дней до опубликования оповещения о проведении публичных слушаний.
В срок до 15 дней со дня получения указанных проектов муниципальное собрание направляют в орган градостроительного проектирования или в соответствующую окружную комиссию предложения к указанным проектам (ч. 2 ст. 69 ГК г. Москвы).
Кто вправе направлять в окружную (городскую) комиссии предложения о внесении изменений в проекты и решения, а также предложения о досудебном рассмотрении комиссиями споров и конфликтных ситуаций, возникающих при подготовке или в результате утверждения проектов? – а) жители города Москвы, б) их объединения, в) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений, г) лица, чьи права и законные интересы могут быть нарушены в результате утверждения указанных проектов и решений; д) муниципальные собрания (ч. ч. 3 и 4 ст. 69 ГК г.Москвы).
Каков порядок рассмотрения предложений? – Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложений о внесении изменений в утвержденные проекты рассматривает их и готовит заключение о целесообразности или нецелесообразности внесения предложенных изменений, направляет это заключение автору соответствующего предложения и представляет в Правительство Москвы для принятия решения в установленном порядке (ч. 5 ст. 69).
Каким образом происходит досудебное рассмотрение споров? — На комиссии с участием всех заинтересованных сторон (ч. 6 ст. 69 ГК г. Москвы).
Данная памятка подготовлена членом Бюро Партии «ЯБЛОКО«, Заместителем Председателя регионального отделения Партии «ЯБЛОКО» в городе Москве, депутатом муниципального собрания ВМО «Отрадное» в городе Москве Бабушкиным Андреем Владимировичем.
Источник: princip1.livejournal.com
Нужны ли общественные слушания для строительных проектов – раз они все равно ни на что не влияют?
В Мариинском обсуждают законопроект, который позволяет чиновникам не учитывать мнения горожан по градостроительным вопросам, высказанные на общественных слушаниях. Своим мнением с NSP поделились Эдуард Тиктинский, Олег Барков, Василий Сопромадзе, Лариса Инченкова, Николай Крутов и др.
Нужны ли в принципе общественные слушания — раз они все равно ни на что не влияют? Могут ли обычные люди судить о достоинствах и недостатках больших проектов или это доступно только экспертам? Какие проекты отменялись или корректировались под давлением общественного мнения? И какие механизмы участия граждан в градостроительной деятельности предложили бы вы?
Эдуард Тиктинский,
президент холдинга RBI:
– Общественные слушания, безусловно, нужны. Это отличная возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон, получить картинку «в объеме». Но предложения, выдвинутые в ходе слушаний, не должны становиться диктатом для властей и застройщиков. Не секрет, что любая стройка вызывает недовольство соседей. Разве это значит, что новых строек вообще быть не должно? Конечно, нет.
Задача властей — узнать все существующие мнения и принять решение исходя из реальных общественных интересов. При этом для проектов городского, а не локального масштаба, влияющих на весь мегаполис и его дальнейшее развитие, должна быть предусмотрена процедура общегородского референдума. Это помогло бы избежать многих градостроительных конфликтов.
Михаил Голубев,
девелопер и инвестор проекта «Прибрежный квартал»:
– Разумеется, общественные слушания, которые ни на что не влияют, не нужны никому. Однако есть потребность в правильно организованных слушаниях с дебатами, в рамках которых до людей будут доносить исчерпывающую информацию о планируемых проектах. Город строится прежде всего для жителей, а не для чиновников, бизнесменов или экспертов.
Поэтому рядовые горожане могут и должны участвовать в его развитии. Они в состоянии сформировать собственное мнение о достоинствах и недостатках того или иного проекта. Конечно, граждане иногда импульсивны. Но это лишь означает, что на слушаниях люди не получают ответов на свои вопросы.
Самый известный пример, когда под давлением общественного мнения был отменен большой проект, — «Охта-центр». Недавно скорректировали трассировку Восточного скоростного диаметра. Я бы предложил гражданам активно участвовать в работе муниципалитетов и объединяться в сообщества, чтобы влиять на развитие проектов на конкретной территории. Кроме того, необходимо создать специальную цифровую платформу, с помощью которой каждый житель в личном кабинете сможет увидеть любой проект online и дать ему аргументированную оценку.
Олег Барков,
девелопер:
– Если я правильно понимаю, чтобы отменить публичные слушания, нужно менять Градостроительный кодекс. Во мне всегда борются противоположные чувства: девелопера и гражданина. Для девелопера, конечно, идеальна ситуация, когда никакая общественность и соседи не путаются под ногами; можно обо всем договориться с властью; получить разрешение; что угодно снести и строить.
Но гражданин говорит, что этого делать нельзя. Нужно оставить институт общественных слушаний. Однако они должны проводиться по жесткому регламенту, а главное — должны быть прописаны алгоритм и критерии учета мнения граждан. К сожалению, пока это лишь инструмент манипуляции как с одной, так и с другой стороны. Здесь не должно быть права вето.
А наша умная власть должна принимать взвешенное решение на основании мнений и профессионалов, и граждан. «Забанить» проект потому, что в зале собралось много возбужденных граждан, нельзя.
У меня пара проектов слетела из-за протеста общественности, но называть их не хочу, чтобы не позориться. Вспоминаются проект «Плаза лотос групп» на Конюшенной площади, перенос места строительства башни Газпрома, проект RBI в Лопухинском саду, «Биржу» на Васильевском острове.
Есть инициативные группы, которые через горожан доводят свое мнение до власти. Но у нас явный перегиб. Градостроительное движение превращается либо в удел городских сумасшедших, либо в трибуну местных Навальных, либо в инструмент грубого и примитивного вымогательства денег у застройщика.
Лариса Инченкова,
директор по развитию АН «МК Элит»:
– Нужны слушания, хотя бы для соблюдения приличий со стороны застройщика, а также формирования общего понимания того, как должен выглядеть наш город и по каким правилам развиваться. Люди разные, как и их взгляды. У нас сильное расслоение: одним дом кажется простоватым, другим, наоборот, слишком навороченным; одни хотят иметь закрытые дворы, другие — против.
Тем не менее в ходе общественного обсуждения проект может измениться в лучшую сторону. И потом, люди должны иметь право голоса, в том числе и в вопросах градостроительства. Нужно соблюсти баланс интересов.
Самое яркое, что запомнилось, — это разборка двух верхних этажей «Биржи» на Васильевском острове. Можно вспомнить историю с башней Газпрома, правда, проект остался прежним, но под давлением общественности поменял место. Кстати, мне кажется, это как раз хороший пример баланса интересов горожан и бизнеса. Что до механизмов, их у нас достаточно. Можно предложить референдум для больших проектов типа «Лахта-центра», а для всех остальных — те же публичные слушания.
Дмитрий Нырков,
руководитель проекта ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– С профессиональной точки зрения общественные слушания, конечно, тормозят реализацию проекта, но с точки зрения развития территории (особенно если это сложившаяся застройка и исторический центр) мнение граждан должно быть основополагающим. Безусловно, в разумных пределах.
Если говорить об отмене и корректировке проектов под давлением общественности, самый яркий пример — «Охта-центр», перенесенный в Лахту. Что же касается новых механизмов участия граждан в градостроительной деятельности, думаю, вариантов много. Например, можно проводить слушания в Интернете.
Николай Крутов,
член совета директоров строительной компании «Норманн»:
– Результаты слушаний носят рекомендательный, а не обязательный характер, так что ситуация существенно не меняется. Нужен ли в паровозе гудок? Нужен. Общественные слушания — это гудок. Иногда достаточно погудеть, и весь пар уходит в звук. А иногда он предупредит о важном и спасет ситуацию.
Люди, конечно, могут судить о достоинствах и недостатках больших проектов, им не обязательно разбираться в технической и экономической стороне вопроса. Их мнение важно, прежде всего, с эстетических и общественно значимых позиций. Если люди не хотят, чтобы вырубали скверы, делили проездом Удельный парк или сносили Еврейское кладбище, к такому надо прислушиваться.
Наcчет отмененных или скорректированных проектов, это, например, перенос трассы в Колпино, новый намыв за Сестрорецком, ну и самое заметное — перемещение «Охта-центра».
Там, где стройка идет в чистом поле, можно руководствоваться только регламентом и законодательством, а вот там, где люди уже живут, их мнение учитывать надо обязательно. В мою бытность чиновником мы проводили общественные слушания в кварталах реновации, и предложения общественников были очень толковыми. Все дело в том, как ставить вопрос.
Если говоришь: «Ваши дома снесут, вас поселят сюда», — люди могут расстроиться. А если сказать: «Вашим домам осталось недолго, лет 10. Подумайте, где будут жить ваши дети. Давайте ваши предложения, как можно реализовывать программу реновации». Когда диалог становится конструктивным, и всем от этого лучше.
Антон Финогенов,
генеральный директор института «Урбаника»:
– Конечно, общественные слушания на что-то влияют. Даже в регионах с крайне централизованной формой управления, где нет места политическим дискуссиям, они порой проходят очень жарко. Что уж говорить о Петербурге… Свежий пример — после общественных слушаний по поправкам в Генплан изменили трассировку Восточного скоростного диаметра. И подобных случаев совсем немало.
Слушания позволяют властям оценить степень общественного внимания к теме, они запускают полезную работу: составляется перечень замечаний и предложений к проекту, заказчик должен давать ответы на вопросы, критика проекта становится публичной. Поэтому общественные слушания нужны, как и другие механизмы обратной связи: интернет-голосование, прямые обращения к власти посредством электронных платформ и тому подобное.
Конечно, тактические цели, которые ставят перед собой группы инициативных горожан, могут расходиться со стратегическими интересами города. Убеждать граждан в преимуществах проекта — дело экспертного сообщества. Я считаю, например, что Градсовет должен не ограничиваться вопросами архитектуры, а обсуждать и градостроительные проблемы, доносить свое авторитетное мнение до горожан.
Наталья Трунова,
генеральный директор института «Ленгипрогор»:
– Слушания, безусловно, нужны. А чтобы они из балагана или политического шапито превращались в конструктивную дискуссию, надо повышать градостроительную грамотность и культуру участников. Это очень долгая работа. Кроме того, горизонт планирования у обычного человека — три — пять лет, он больше всего дорожит своим комфортом, собственностью, это естественно.
Поэтому слушания должны быть завершающим этапом, вишенкой на торте. Все интересы, все возможные последствия проекта, его экономическая и социальная эффективность должны быть просчитаны на предыдущих стадиях. Если бы качество подготовки градостроительных решений у нас было такое, как в Сингапуре, не было бы проблем.
Там, прежде чем предъявить гражданам какой-то проект, проводят международный форсайт, собирают экспертные оценки по всему миру. Наши форсайты рядом с этим — детская песочница! Может кто-нибудь назвать хотя бы сотню-другую экспертов, с которыми обсуждали прокладку трассы М7 через Удельный парк?
Вот эта недооценка интеллектуальной работы и приводит к тому, что слушания превращаются в проблему. Но если механизм кривой, это не значит, что его нужно устранять. Надо исправлять и модернизировать! Ну и, конечно, потратив столько времени на выработку взвешенных решений, сингапурские власти не меняют их по три раза в год. Все собственники земли и недвижимости успевают подготовиться к переменам за 15–20 лет до их наступления.
Василий Сопромадзе,
глава Корпорации «С» (по проекту его компании для пустыря на Каменноостровском проспекте состоялись первые общественные слушания в далеком 1999-м):
– Общественные слушания как таковые нужны, потому что мнение третьей стороны, в данном случае горожан, следует выслушать при реализации проекта. Иногда даже высказываются интересные и полезные предложения. Но я против того, чтобы общественное мнение было решающим. Ведь тогда по логике получается, что чиновники, которые принимают решение о развитии территорий и должны стоять на страже градостроительного законодательства, некомпетентны и зря занимают должности. Но ведь у них много информации, которой не владеет большинство жителей.
Единственные критерии, которым нужно следовать при учете общественного мнения, — соответствует ли проект законодательству (в том числе высотному регламенту, требованиям по охране памятников и др.) и не ухудшает ли он положение жителей микрорайона. Остальные вопросы должны решать специалисты, у нас все же не народное вече. А главный способ повлиять на конструктивное развитие города — участвовать в выборе. Выберем губернатора, который стремится к развитию, и он приведет с собой правильную компетентную команду.
Источник: nsp.ru
Общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ: что это такое, и в каких случаях оно проводится?
Заказчики обязаны проводить обязательные общественные слушания для конкурентных закупок (конкурсов и аукционов), если их сумма превышает 1 млрд. руб. Это условие работает с некоторыми ограничениями, о которых расскажем в статье.
Такая обязанность заказчиков регулируется ст.20 44-ФЗ, в которую были внесены изменения с 1 января 2020 г., а также новыми Правилами, установленными Правительством РФ.
Обязательные коллективные обсуждения – это инструмент общественного контроля за дорогостоящими закупками, где каждый желающий может высказать свои замечания или внести предложения.
Правовое регулирование
Новый порядок, по которому должны проводиться обязательные общественные обсуждения закупок по 44-ФЗ, начал работать с 1 января 2020 г. Данные правила были утверждены Правительством РФ в Постановлении от 11.12.2019 г. № 1635. До обновленной версии регламента действовал старый порядок, установленный Правительством РФ в Постановлении от 22.08.2016 г. № 835.
В статье мы не будем сравнивать два этих варианта, а рассмотрим только актуальную информацию, касающуюся общественных слушаний.
Мы уже не раз говорили о масштабных изменениях, которые внес в «Закон о контрактной системе» 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Глобальные перемены затронули и общественные слушания, о которых говорится в ст.20 44-ФЗ.
Согласно последним правкам с 01.01.2020 г. с заказчиков сняли обязанность при проведении торгов заполнять планы закупок. Но необходимость составлять планы-графики у них осталась. В связи с этим возникла потребность обновить некоторые положения ст.20 44-ФЗ, так как предыдущая версия за начало срока обязательных общественных слушаний брала день размещения в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, который сегодня заказчики составлять уже не должны. Изменения коснулись не только ст.20 44-ФЗ, но и повлияли на порядок обязательных общественных обсуждений.
В каких случаях проводятся обязательные общественные слушания?
В ст.20 44-ФЗ говорится, что случаи и порядок обязательных советов общественности определяет Правительство РФ. Однако право устанавливать дополнительные случаи для общественных обсуждений и их порядок есть у региональных властей и местных администраций.
То есть Правительство РФ утверждает случаи проведения таких слушаний, обязательных для всех заказчиков, независимо от их уровня бюджетной системы. А региональные и муниципальные органы власти при необходимости могут добавить иные случаи проведения общественных обсуждений, а также уменьшить сумму НМЦ контракта до такого показателя, при котором больше не нужно такие обсуждения общественности проводить. Об этой ценовой «планке» расскажем ниже.
Однако, если региональные и муниципальные власти принимают решение дополнить случаи проведения коллективных заседаний, то результат коснется только их соответственно.
Торги, организованные федеральными заказчиками, в том числе и теми, которые находятся в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут контролироваться только Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.
Рассмотрим случаи проведения общественных слушаний, обязательные для всех заказчиков. Они перечислены в п.2 новых Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.
Заказчики обязаны проводить коллективные обсуждения для процедур, осуществляемых посредством конкурсов и аукционов, если НМЦ контракта равна или превышает 1 млрд. рублей. Но это условие не относится к закупкам, которые реализовываются.
- с использованием закрытых способов выбора исполнителей;
- по государственному оборонному сегменту;
- в рамках выполнения контрактных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства в случаях, установленных ч.2 ст.63 44-ФЗ;
- при повторной организации конкурса, аукциона в электронной форме (если он проводится согласно требованиям ч.4 ст.71 44-ФЗ).
Из вышесказанного следует, что обязательные слушания общественности устраиваются только для конкурентных закупок и не проводятся в закупках для единственного поставщика, даже если их НМЦК больше 1 млрд. руб.
Следующий важный момент, на котором нужно сделать акцент, это торги, предметом которых является строительство. О них тоже говорится в Постановлении Правительства РФ № 1635. По ним также проводятся обязательные общественные обсуждения, но только в случаях, когда НМЦК не превышает 2 млрд. руб.
Проведение обязательного общественного обсуждения
Временем, за которое заказчики должны устроить и провести заседания общественности, считается от даты публикации плана-графика в ЕИС и истекает за 5 дней до конца срока направления заявок участниками торгов (п.3 Правил, ст.36 44-ФЗ).
На наш взгляд нет смысла начинать коллективные обсуждения со дня публикации сведений о процедуре в ЕИС, так как в настоящее время в планах-графиках не указывается подробная информация о проводимых мероприятиях. То есть в планах-графиках нет технического задания, проекта контракта, проекта документации, а с 2020 г. в этом документе не нужно отражать обоснование НМЦ контракта. Поэтому до направления заказчиком информации о закупке в ЕИС на общественные обсуждения просто нечего выносить.
Участниками коллективных советов могут быть любые лица – юридические, физические, а также индивидуальные предприниматели (п.5 Правил). Чтобы стать участником таких обсуждений нужно пройти процедуру регистрации в Единой системе и в поле «Обязательное обсуждение закупок» отразить свои замечания и предложения по мероприятию.
Информация сначала попадает в закрытую часть и проходит проверку модераторов, чтобы исключить ненормативную и грубую лексику. И только после модерации замечания и предложения попадают в открытую часть Портала закупок.
Заказчик должен отреагировать на предложения и замечания, поступившие от участников совета. На это ему дается 2 рабочих дня, за которые он должен ответить с помощью функционала ЕИС. Если он поддерживает замечания или предложения, то должен отразить соответствующие изменения в документах о закупке либо отменить торги.
Кто проводит общественные слушания?
Обязательные обсуждения общественности должны устраивать не только государственные заказчики, работающие по 44-ФЗ, но и учреждения, которые применяют при проведении торгов положения «Закона о контрактной системе». Так, например, заказчик, проводящий торги по 223-ФЗ (примечание: не является заказчиком по 44-ФЗ) и не выполнивший обязанность по проведению процедур для представителей малого бизнеса в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352, при организации своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет руководствоваться нормами 44-ФЗ (ч.8.1. ст.3 223-ФЗ).
Учреждение, которое организует торги по 223-ФЗ должно ориентироваться на положения ст.20 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635. Однако, чтобы не нарушать требования Постановления № 1635, такой заказчик изначально должен планировать проведение закупок по правилам 44-ФЗ, что не предусмотрено ч.8.1. ст.3 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать торги, проводимые 44-ФЗ, в рамках 223-ФЗ.
С чего начинаются общественные обсуждения (первый этап)?
Коллективные обсуждения проходят несколько этапов. Первым шагом будет знакомство с информацией, прописанной в плане-графике. Изучение этих сведений происходит сначала на платформе ЕИС, а затем в формате публичных заседаний.
В Единой системе мероприятие обсуждается минимум 20 дней с даты размещения плана-графика в ЕИС. В течение этого срока участники слушаний оставляют свои предложения и замечания. Главный организатор коллективных обсуждений изучает поступившие сообщения и в 2-дневный срок (не считая выходных и праздничных дней) выносит свое решение в виде ответа посредством платформы ЕИС.
Составление протокола по результатам первого этапа слушаний
После завершения первого этапа заказчики заполняют соответствующий протокол. В нем указываются:
- Замечания и предложения, поступившие от участвующих в слушаниях лиц.
- Ответы на них.
- Решение:
- отменить торги;
- провести торги, не учитывая результаты слушаний;
- провести закупку с учетом замечаний и предложений.
Протокол размещается в ЕИС, сделать это можно двумя способами:
- в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» нажать на строку «Сформировать протокол первого этапа» и заполнить необходимые поля;
- подготовить документ на компьютере и загрузить подготовленный файл в ЕИС.
Заказчик должен в 2-дневный срок опубликовать протокол, после того как провел очные слушания.
Проведение очных слушаний
После того как слушания были проведены в ЕИС и вынесен протокол первого этапа, заказчики устраивают очные публичные обсуждения. Информация об их проведении сообщается в ЕИС за 5 дней до даты заседания. В установленный день на них приходят все желающие. В обязательном порядке должен быть руководитель учреждения или его заместитель и руководитель отдела закупок или его заместитель. Об этом говорится в п.22, 25 Постановления Правительства № 835 от 22.08.2016 г.
Как проходит заседание:
- участники публичных коллективных обсуждений высказывают свои замечания и предложения относительно проводимой процедуры.
- представители заказчика отвечают и поясняют.
Важный момент! На публичных слушаниях должна вестись аудиозапись.
Второй этап обязательных общественных обсуждений
Вторым шагом является обсуждение информации, которая прописана в извещении о закупке и закупочной документации. Этот этап начинается в день публикации извещения и документации о процедуре в ЕИС. А заканчивается за 3 дня до того момента, когда заказчик вправе отменить торги.
Второй этап по своей сути напоминает первый этап, то есть участники в ходе заседания вносят свои замечания и предложения, а непосредственный организатор в 2-дневный срок дает по ним ответ.
Как составляется протокол второго этапа?
В протоколе должны быть отражены следующие сведения:
- Замечания и предложения, поступившие от участвующих в слушаниях лиц.
- Ответы на них.
- Решение:
- отменить торги;
- провести торги, не учитывая результаты слушаний;
- провести закупку с учетом замечаний и предложений.
Протокол второго этапа формируется в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок». А размещается этот документ в течение 2-х дней после того как второй этап был завершен.
Вот как выглядит карточка закупки в ЕИС, которая подлежала общественному обсуждению:
Ответственность за нарушение законодательства
Если заказчик в обязательном порядке должен был организовать проведение обязательных коллективных слушаний, но грубо проигнорировал это требование, то в отношении него могут быть применены меры административной ответственности. То есть он получит штраф в соответствии со ст.7.29.3 КоАП РФ – 30 тыс. руб. для ответственных лиц.
Таким образом, проведение общественных обсуждений обязательно для конкурентных закупок (конкурсов и аукционов) стоимостью от 1 млрд. руб. и выше. Руководствуясь внесенными замечаниями и предложениями от участников совета, заказчик должен отреагировать внесением изменений в закупочную документацию или отменить предстоящие торги.
Обсуждение проходит в два этапа. Первый – дистанционный, осуществляется посредством функционала ЕИС. А второй этап – публичный, когда собирается совет из всех желающих и руководителей учреждения и контрактного отдела (или их замов). По итогу каждой стадии заказчик готовит протоколы и направляет их в ЕИС.
Источник: azbukatenderov.ru
Общественные слушания при проведении ОВОС
✚ Проведение ОВОС, включая общественные слушания, подготовка экологической документации на проект к ГЭЭ от экологов-профессионалов: «ГеоЭксперт» работает качественно и гарантирует получение положительного заключения экспертизы на любые материалы.
Оценка влияния чего-либо применительно к разным объектам – сложная и многозадачная процедура. Промышленные выбросы негативно влияют на здоровье жителей города, шум создает дискомфорт на рабочих местах, постройка завода уничтожит несколько гектаров зеленых насаждений – это очевидные и всем понятные утверждения.
Но при попытке оценить – насколько вреден конкретный фактор воздействия, и какие последствия оно будет иметь, приходится проводить исследования, выполнять расчеты и составлять прогнозы. Так собирается материал «обоснований». На этой базе эксперты могут сделать выводы и либо разрешить строительство, либо запретить. Третий вариант – предложить мероприятия по снижению нагрузки и профилактике.
Несмотря на множество методик, нормативов и требований к расчетам, влияние объекта НВОС на человека оценить сложнее всего. Человеческий фактор – наиболее сложный в любой оценке. Нанесение вреда природе проще спрогнозировать, но если население города выступает против уничтожения зеленого массива, не имеющего особой ценности по формальным причинам, однако, значимого для людей, живущих поблизости – как можно разработать экологическую документацию на объект, чтобы его строительство не вызвало бурных протестов и финансовых проблем? Для этого в экологическую процедуру ОВОС включена сложная, но необходимая стадия – общественные слушания. Здесь право внести в проект свои замечания, дать комментарии и получить ответы на вопросы дается населению и общественным организациям.
В последней редакции требований к выполнению ОВОС (Приказ Минприроды №999 от 01.12.2020) используется термин «общественные обсуждения».
Этапы проведения общественных слушаний для ОВОС
Общественные слушания (обсуждения) проводятся дважды:
- для технического задания на ОВОС,
- по результатам исследований (оценки).
В первом случае должно быть сформировано такое задание для экологов, чтобы учесть в нем все критерии и характеристики взаимодействия объекта с окружающей средой. Во втором – раздел экологической документации должен отвечать всем замечаниям, поступившим от общественности согласно протоколам. Если для этого требуется корректировка результатов и проведение дополнительных исследований, значит придется заказывать дополнительные работы. Если разногласия с общественностью снять не удалось – нужны изменения в проектной документации.
В обоих случаях процедура состоит из нескольких этапов:
- Направление уведомления местным властям о том, что есть проект, требующий проведения общественных слушаний. Власти должны будут информировать население и обеспечить проведение мероприятия в оговоренный срок.
- Проведение общественных слушаний в одной из доступных форм: опроса, конференции, круглого стола, сбора замечаний и комментариев путем электронной или обычной почты, иным способом. Дистанционный вариант сбора сведений (почтой) доступен только для тех проектов, где обсуждаются объекты вне I-III категорий НВОС, не подлежащие ГЭЭ либо доработанные и заново готовящиеся к экспертизе.
- Анализ результатов слушаний, составление протокола, журнала учета замечаний и предложений.
- Корректировка технического задания или проекта с учетом замечаний, которые не удалость снять в ходе слушаний.
Раздел ОВОС может быть окончательно оформлен только тогда, когда проект согласуется с результатами общественного обсуждения.
Источник: geoexpert-msk.ru