Кто разрабатывает под в строительстве

Владимир Николаевич Перегудов. За работу над созданием первых советских подводных атомоходов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Евгений Павлович Егоров, директор Северного машиностроительного предприятия (Северодвинск). Под руководством Егорова в небывало короткий срок были решены технические, организационные и производственные проблемы при строительстве первого в СССР атомохода.

Николай Антонович Доллежаль. Вошел в историю как главный конструктор реактора первой в мире атомной электростанции.

Главным оружием новой лодки стала скорость: у первой американской атомной субмарины, «Наутилус», она составляла 23 узла, у второй, «Сивулфа», — 20 узлов. Советский атомоход на испытаниях развил подводную скорость в 28 узлов — даже не на полном ходу. Этого удалось достичь благодаря форме.

Ее авторам проекта подсказала сама природа: как известно, оптимальными формами для движения под водой обладают морские млекопитающие, в том числе киты. На них-то и стала похожа первая отечественная атомная подлодка. За свою форму, которую унаследовали и все последующие субмарины, она получила у моряков уважительное прозвище «Кит».

Ветераны «Севмаша» вспоминают: никто не знал, что создается. Корабль был разбит на такие ячейки, по которым невозможно было представить весь режимный объект целиком. Пожалуй, впервые весь монолит заводчане увидели уже при спуске на воду.

_____ Первую атомную подлодку заложили 24 сентября 1955 года. В строительстве К-3 принимала участие вся страна, хотя даже и не подозревала об этом. Например, на одном из московских заводов разработали специальную сталь. Ее применение позволило субмарине погружаться на немыслимую в те годы глубину — 300 метров. В Горьком изготовили реакторы, на Кировском заводе в Ленинграде — паротурбинные установки.

На заводе в Северодвинске был введен режим строжайшей секретности. Корабелам запрещалось выносить чертежи даже в цех, где строился атомоход. Перед рабочей сменой сотрудники заходили в специально отведенное помещение, читали чертежи и запоминали их. Детали из других цехов транспортировали ночью. Их укрывали брезентом, строили дощатые ограждения.

Не все было гладко изначально и с главной энергетической установкой. Выбранная конструкторами классическая водо-водяная установка была наиболее проработана на тот момент, однако все узлы и агрегаты строились и применялись впервые. Очень много хлопот доставляли парогенераторы первого контура, в которых циркулировала радиоактивная вода. На них постоянно появлялись микротрещины, из-за чего реактор зачастую нельзя было вывести на полную мощность — и лодка попросту не могла развить проектную скорость. О том, что постоянные утечки в реакторном оборудовании ухудшали радиационной фон внутри К-3, и говорить не приходится.

Эргономику конструктивных и дизайнерских решений строящейся лодки команда проверяла на себе: для этого создавались деревянные макеты отсеков. Это позволило грамотно спланировать внутреннее пространство, расположение приборов и органов управления и инфраструктуру боевых частей К-3, а также избежать казусов — а они периодически возникают, когда у работающих над отдельными частями проекта специалистов нет практического опыта использования предлагаемых ими решений. Так, к примеру, изначально рабочие места командира и штурмана в центральном посту были спроектированы так, что и тот, и другой находились спиной по курсу корабля. Это, конечно, недопустимо — пришлось перепроектировать.

Аварии Крушения Спецтехники 3. Сука Жесть (18+)

_____ Попасть в число первых офицеров атомной лодки было так же престижно, как в отряд космонавтов. В каком-то смысле подводники тоже осваивали новый неизведанный мир. Были сформированы основной и резервный экипажи, которые начали обучение в Обнинске в 1954 году. В распоряжение моряков предоставили не только первую в мире атомную электростанцию, но и специально построенный неподалеку от нее рабочий стенд с таким же реактором, как на подлодке.

Читайте также:  Что такое мгсн в строительстве

3 июля 1958 года лодка была предъявлена к ходовым испытаниям. В приемном акте правительственная комиссия отметила, что первая отечественная атомная субмарина «является крупнейшим научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения». Назвали атомоход К-3, позже возникло «имя собственное» — «Ленинский комсомол».

_____ Субмарину спустили на воду 9 октября 1957 года. Это событие также происходило в обстановке строжайшей секретности. АПЛ постарались максимально замаскировать: на рубку натянули парусину, все выступающие части обшили фанерой. Число присутствующих на церемонии предельно ограничили: увидеть триумф советского военного кораблестроения могли немногие.

Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для советских подлодок: ответный ядерный удар по территории вероятного противника при необходимости можно будет нанести даже с «макушки» Земли. Средства для этого уже были: впервые подводный пуск первой советской баллистической ракеты морского базирования был совершен чуть менее чем за два года до всплытия К-3 на Северном полюсе — 10 сентября 1960 года. По возвращению из похода экипаж субмарины на берегу встречал лично сам Никита Хрущев. А для стран НАТО новость о том, что К-3 достигла полюса, стала неприятным сюрпризом: восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт», подтвердив новую угрозу для СССР.

За 178 часов субмарина прошла в подводном положении 1294 мили и трижды — 15, 18 и 19 июля — всплывала почти точно на полюсе.

Историческое событие произошло в ходе третьего дальнего похода К-3, состоявшегося 11-21 июля 1962 года. Основной целью экипажа было подтвердить, что подлодка и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно.

_____ Очень скоро первая в Советском Союзе атомная субмарина показала, на что способна. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами — сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.

Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар: воспламенились пары огнеопасной гидравлической жидкости. За считанные минуты погибли 39 моряков, находившиеся в носовой части. Из-за высокой температуры и возросшего давления в первом отсеке могли взорваться торпеды — в том числе с ядерными боеголовками.

Чтобы не допустить этого, командир приказал уравнять давление в отсеках через систему вытяжной вентиляции. В помещение «центрального поста» лодки хлынул ядовитый черный дым. Экипаж надел противогазы, но многие все равно успели получить отравление продуктами горения.

В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Как показало следствие, причиной трагедии стал «человеческий фактор»: во время планового ремонта какой-то из рабочих заменил медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком). Она не была рассчитана на перепады давления. Со временем уплотнитель раскис — произошел прорыв масла, которое тут же воспламенилось.

_____ Впрочем, в судьбе К-3 «Ленинский комсомол» были не только триумфы. 8 сентября 1967 года произошла трагедия.

Источник: www.fontanka.ru

Рейтинг
Загрузка ...