Строительство в силу своей специфики не может осуществляться без образования отходов. При этом возникает немало вопросов, связанных с правом собственности на образующиеся строительные отходы и порядком их передачи генподрядчику.
В результате сноса зданий и сооружений и подготовки территории к новому строительству иногда образуются строительные отходы в виде древесных отходов, боя кирпича, строительного мусора и иных смешанных отходов строительства, а также материалы и изделия, которые могут быть использованы повторно на этом же или ином объекте строительства либо могут быть реализованы.
Справочно
Строительные отходы — отходы, образующиеся в процессе осуществления субъектами хозяйствования экономической деятельности по возведению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, реставрации, благоустройству, монтажу, демонтажу, разборке и сносу зданий и сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций, включающей выполнение организационно-технических мероприятий, специальных, монтажных и пусконаладочных работ (п. 3.4 ТКП 17.11-10-2014).
Здесь мусору не место: что грозит за неправильный вывоз строительных отходов
Основным документом, регламентирующим порядок обращения и учета отходов, образующихся в деятельности субъектов хозяйствования, является Закон об обращении с отходами.
Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности установлены ст. 22 Закона об обращении с отходами.
Обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 22 Закона об обращении с отходами).
Справочно
Обращением с отходами является деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (п. 13 ст. 1 Закона об обращении с отходами).
Действующим законодательством предусмотрены пять возможных вариантов обращения с отходами (ст. 1 Закона об обращении с отходами):
подготовка — выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием;
использование — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг;
обезвреживание — уничтожение отходов (в том числе сжигание, не связанное с их использованием), действия, совершаемые с отходами, приводящие к уменьшению или ликвидации их опасных свойств;
захоронение — изоляция отходов на объектах захоронения в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.
Эконадзор при строительстве объектов НВОС I категории
При разработке проектной документации на строительство заказчиком должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий (п. 2 ст. 22 Закона об обращении с отходами):
1) определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования;
Справочно
Деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования является инвентаризацией отходов (п. 5 ст. 1 Закона об обращении с отходами).
2) определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;
3) проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;
4) иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе технических НПА.
В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с определением места (площадки) или специального объекта для складирования (захоронения) строительных и производственных отходов (абз. 3 п. 2 ст. 59 Закона № 300-З).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику. Заказчик в свою очередь обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 696 ГК).
Поскольку при передаче результата работ передается весь результат, в том числе непригодный для дальнейшего использования материал от ремонта или разборки зданий — строительные отходы, право собственности на отходы приобретают (п. 1 ст. 3 Закона об обращении с отходами):
— производитель отходов — с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
— юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Соответственно, если в договоре строительного подряда явно оговаривается собственник строительных отходов, то право собственности на отходы распределяется согласно договору; если в договоре право собственности на строительные отходы не оговаривается, то по умолчанию собственником отходов становится подрядчик.
Как правильно и на основании каких документов отразить строительные отходы в бухгалтерском учете подрядчика, читайте в ilex.
Источник: ilex.by
Регоператор разъясняет: организовать вывоз строительных отходов обязан собственник
Обломки бетона, битый кирпич, мешки с цементом и штукатуркой периодически встречаются на контейнерных площадках во дворах многоквартирных домов и у баков общественного пользования. Вопросы о том, в каком порядке должны вывозиться строительные отходы, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ( ТКО) адресуют жители.
Убеждение, что строительный мусор региональный оператор обязан забрать вместе с обычными отходами или крупногабаритом, — это ошибка. Строительные отходы – это не ТКО, к мусору, который образуется в ведре под кухонной мойкой, не имеют никакого отношения. То есть, в зону ответственности регионального оператора они не входят.
Федеральный классификационный каталог ( ФККО) относит к строительным отходам бетон и железобетон, древесные перекрытия, лом кирпича, цемента и плиточного клея на цементной основе, лом черепицы, керамики и керамических труб, обрезь и лом гипсокартонных листов, шпатлевки, штукатурки и полимерных плиток.
Обязан ли регоператор вывозить строительные отходы? Нет, не обязан. Этот вид отходов не включен в норматив накопления и не учтен при формировании тарифа. Но предоставлять эту услугу регоператор может как организация, обладающая лицензией на этот вид деятельности. Цена определяется по соглашению сторон, поскольку услуга по вывозу строительных отходов не является регулируемым видом деятельности.
Ответственность за вывоз строительных отходов несет собственник, который их произвел. Именно он обязан позаботиться об этом путем обращения в специализированную организацию и заключения договора. Если же свалка уже образовалась, а виновника выявить не представляется возможным, обязанность по ее ликвидации возлагается на собственника земельного участка. За порядок на муниципальной территории ответственна администрация населенного пункта, а двора МКД будет освобождать от стройотходов управляющая компания или ТСЖ.
За организацию свалки строительного мусора ( как и любого другого) предусмотрены штрафные санкции, которые определены Кодексом административных правонарушений РФ ( ст. 6.35):
• на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей;
• на должностных лиц — от 30 до 40 тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• на юридических лиц — от 250 до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Напомним, по вопросу заявок на оказание услуги по сбору и вывозу отходов строительства и ремонта в зоне деятельности регионального оператора « ЖКХ» можно обращаться как к регоператору, так и в другие организации, оказывающие данный вид деятельности. Главное, поинтересоваться документами и удостовериться, что предлагающая услуги компания действует легально. В этом случае стройотходы гарантированно будут направлены на полигон, а не будут выброшены в ближайшей лесополосе или прямо на окраине.
Источник: www.tkosk.ru
Плата за размещение отходов: как право собственности на отходы до сих пор всех сбивает с толку
Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов — этот вопрос решен несколько лет назад более чем однозначно. Тем не менее на практике законодательные требования могут толковаться весьма искаженно.
Главное, что нужно помнить в части внесения платы за НВОС при размещении отходов, сводится к следующим тезисам:
1) вносить плату за НВОС надо только при размещении отходов (не за образование, не за утилизацию или обезвреживание отходов, а за размещение и при размещении);
2) за размещение отходов (не ТКО[1]) платит лицо, в процессе деятельности которого такие отходы образовались;
3) за размещение ТКО платит оператор по обращению с ТКО или региональный оператор (в зависимости от того, кто осуществил непосредственное размещение таких отходов);
4) если отходы размещаются, то принадлежность таких отходов (переход права собственности на такие отходы) не имеет значения (платит все равно лицо, в процессе деятельности которого такие отходы образовались);
5) плата за НВОС при размещении отходов не должна взиматься, если отходы не размещались (кому бы ни принадлежало право собственности на такие отходы).
Правила, как нам кажется, предельно просты. Однако на практике возникает множество разных вариантов искаженного толкования законодательных требований: начиная с того, что плату за размещение отходов необходимо вносить, если превышен срок накопления таких отходов, и заканчивая тем, что переход права собственности на отходы освобождает от обязанности по внесению платы за размещение таких отходов.
Причем оригинальные варианты толкования закона встречаются как среди надзорных органов, так и среди плательщиков платы за НВОС.
Дано
Приведем пример со следующими исходными условиями:
1) лицо, в процессе деятельности которого образовались отходы, представило в адрес администратора платы за НВОС декларацию о плате;
2) в декларации о плате за НВОС был отражен факт образования определенного вида отходов в количестве 1200 тонн и факт передачи всей образовавшейся массы отходов для утилизации с отчуждением права собственности (по договору поставки отходы были переданы третьему лицу);
3) госорган посчитал, что плату за размещение отходов (применительно к спорному количеству отходов) все равно должен внести образователь таких отходов;
4) образователь отходов настаивает на том, что он передал отходы для утилизации третьему лицу вместе с правом собственности, поэтому не является плательщиком платы за размещение отходов;
5) администратор платы настаивает на том, что у третьего лица нет лицензии на утилизацию соответствующих видов отходов, поэтому образователь отходов все равно должен внести плату за размещение таких отходов.
Найти
Примечательно, что аргументация обеих сторон часто строится на доводах, которые не имеют значения для определения:
• необходимости внесения платы за НВОС при размещении отходов;
• лица, обязанного вносить такую плату.
В подобном споре главное юридически значимое обстоятельство заключается в ответе на вопрос: имел ли место факт размещения отходов?
Решение
Вернемся к отправной точке дискуссии: установлено, что отходы переданы с переходом права собственности к некоему лицу «X». Если мы имеем дело с отходами, которые не являются ТКО, то новый собственник (что бы он ни делал с этими отходами) плательщиком платы за НВОС при размещении таких отходов не является.
Вместе с тем отсутствие у нового собственника лицензии на утилизацию отходов (если передаются отходы I–IV классов опасности) надзорный орган расценивает как обстоятельство, подтверждающее, что отходы не могли быть утилизированы, использованы.
На наш взгляд, спорить об этом в принципе не имеет никакого смысла, поскольку:
• отсутствие у лица лицензии на утилизацию отходов никоим образом не свидетельствует о том, что отходы не были все же утилизированы, использованы;
• отсутствие лицензии на утилизацию отходов само по себе не может подтверждать факт размещения таких отходов;
• лишь доказанный факт размещения отходов должен рассматриваться как обстоятельство, возлагающее на плательщика платы за НВОС обязанности по внесению такой платы.
Обратите внимание
В самом начале мы обозначили, что в кругу заблуждений иногда находятся все участники подобных споров, т.к. образователи отходов делают большую ставку на переход права собственности на спорные отходы.
Эти аргументы в каком-то смысле могут сыграть в судебном процессе даже против образователя отходов, т.к. в рамках существующей судебной арбитражной практики и администратор платы, и арбитражные суды неоднократно отвергали довод о праве собственности и указывали на то, что за размещение отходов платит лицо, в процессе деятельности которого такие отходы образовались.
Как нам кажется, этот диспут о праве собственности может существенно сместить акценты и увести спор в сторону от доказательств факта размещения отходов.
Суды часто повторяют, что если отходы образовались в результате деятельности некоторого хозяйствующего субъекта, то обязанность по внесению платы за НВОС не может быть возложена на иное лицо в связи с переходом права собственности на указанные отходы.
Конечно, правда в подобных спорах, на наш взгляд, остается на стороне хозяйствующего субъекта, который передает отходы некоему контрагенту для того, чтобы отходы были утилизированы, использованы, но не размещены.
Более того, в случае если право собственности на отходы действительно отчуждается в пользу другого лица (причем не для того, чтобы отходы были впоследствии размещены), то с момента приобретения права собственности на вещь новый собственник вправе самостоятельно распоряжаться этой вещью и определять ее судьбу (что весьма затрудняет возможность контроля со стороны бывшего собственника за тем, что дальше будет происходить с этой вещью; да и как долго пытаться это контролировать).
При этом плата за НВОС при размещении отходов может взиматься только в том случае, если размещение отходов имело место, что недвусмысленно следует из закона.
Источник: www.profiz.ru
Кто собственник отходов при строительстве
Правовой EHS консалтинг
Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире
ПЕРЕДАЧА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ: КТО ЗАПЛАТИТ ЗА НВОС?
В настоящее время широко распространена передача отхода без передачи права собственности на него. Так, в договорах на захоронение отходов повсеместно можно увидеть формулировку о том, что исполнитель по договору обязан принять отходы в целях захоронения (т.е. размещения их на полигоне), при этом собственность на отходы исполнителю не передается.
На практике бытует мнение, что передача собственности на отходы подразумевает передачу обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов (в чем и заключается причина нежелания владельцев полигонов принимать собственность на принятые ими отходы). Рассмотрим, насколько такая позиция правомерна.
Право собственности на отходы устанавливается ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017), состоящей из одного предложения: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством».
Гражданское законодательство является кодифицированным. Вопросы собственности раскрыты в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2017; далее — ГК РФ).
Специального понятия «собственность на отходы» ГК РФ не содержит. Соответственно, к отходам применим институт собственности в общем виде.
Извлечение из ГК РФ
Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Статья 210. Бремя содержания имущества
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 218. Основания приобретения права собственности
1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи/мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Статья 220. Переработка
1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.
2. Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.
3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.
Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей
В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Статья 225. Бесхозяйные вещи
1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность,
Статья 235. Основания прекращения права собственности
1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Статья 236. Отказ от права собственности
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Таким образом, изначально собственником вещи является лицо, которое эту вещь произвело. Конечно, есть исключения в виде изготовления вещи по заказу, на средства или из сырья иного лица и др. Но в рассматриваемом случае лицо, образующее отход, правомерно является изначальным собственником отхода.
Собственность подразумевает единовременно три компоненты:
. пользование;
. распоряжение.
Отсутствие одной из этих трех составляющих уже не позволяет говорить о наличии собственности на данную вещь.
Следовательно, собственник отхода — это лицо, которое вправе распорядиться данной собственностью свободно, если это не наносит вред охраняемым законом интересам. В части отхода — нельзя распорядиться отходом, просто оставив его в ненадлежащем месте, поскольку таким образом будут нарушены охраняемые законом интересы собственника земельного участка, окружающей среды и т.п. Но передать отход в собственность лицу, которое правомерно им распорядится, собственник отхода имеет право.
Какова правовая природа договора на передачу отхода на захоронение без передачи собственности на него? Это договор хранения :
Извлечение из ГК РФ
Статья 886. Договор хранения
1. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Каким образом хранитель возвратит ту же вещь (тот же самый отход) собственнику в сохранности?
Даже если мы примем ст. 890 «Хранение вещей с обезличением» ГК РФ, то все равно в отношении договора хранения ст. 889 ГК РФ определено понятие «срок хранения»:
Извлечение из ГК РФ
Статья 889. Срок хранения
1. Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока.
2. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.
3. Если срок хранения определен Моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок. Неисполнение поклажедателем этой обязанности влечет последствия, предусмотренные статьей 899 настоящего Кодекса.
Статья 890. Хранение вещей с обезличением
В случаях, прямо предусмотренных договором хранения, принятые на хранение вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей (хранение с обезличением). Поклажедателю возвращается равное или обусловленное сторонами количество вещей того же рода и качества.
Даже если предположить, что хранитель принял на хранение отход и готов в любой момент отдать аналогичный отход, то он может это сделать до тех пор, пока полигон не будет закрыт и рекультивирован. А дальше? Перед рекультивацией применить п. 3 ст. 889 ГК РФ, т.е. организовать рекультивацию полигона, потребовав от поклажедателя «взять обратно»?
Понятно, что это абсурд. Но тогда абсурд и передача отходов на полигоны с сохранением собственности за образователем отходов.
Вместе с тем вопрос внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не увязан с вопросами собственности на отходы.
Извлечение из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(в ред, от 31.12.2017)
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Как мы видим, ответственность за внесение платы за НВОС несет первичный собственник отхода, каковым является образователь отхода.
Таким образом, нет необходимости полигонам бояться принимать отходы в собственность, а законодателю отдельно изобретать институт права собственности на отходы.
Источник: www.ecoteam.ru