МКУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МБДОУ детский сад № 9 «Дружок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Консультация для молодых специалистов
Подготовил: Гатаулина К.Г.,
Виды и формы планирования в ДОУ
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к
реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных
документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что
первым шагом к деятельности должно стать планирование.
Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при
составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР
от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования:
годовой и календарный план.
условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении
Обзор календарного графика в составе ППР
используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному
педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
текстовой (иметь текстовое описание содержания),
табличной (иметь табличную форму написания),
блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является
«анализ работы за прошедший учебный год».
Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.
Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-
тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является
модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Комплексное
планирование
возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной
программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.
планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.
Перспективное
планирование
возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности
осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением
составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год
разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и
Лекция № 10. Календарное планирование в строительстве
осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с
учетом комплексно-тематического планирования.
о Календарно-тематическом
планировании
во спит ательно-
образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение
устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех
видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать
разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной
на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской
жизни в трех формах:
— непосредственно образовательная деятельность;
— нерегламентированные виды деятельности;
— свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной
спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо
используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.
технологии модульного планирования. При составлении плана на
основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на
неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты
наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно
ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в
виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают,
мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас, каков будет конечный итог. Но есть один
человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси,
который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на
планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.
Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с
требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.
перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели,
используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.
— Давайте назовём первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.
длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
по следовательно сти,
длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных
комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в
коррекции не нуждаются.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при
Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента
ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его
вовлечению в педагогический процесс).
деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя,
а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с
занятиями с высокой двигательной активностью).
Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы,
игр по подгруппам).
планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи –
доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и
ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут
быть запланированы в течение 1 – 2 недель:
1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день — воспитывать доброжелательное отношение к детям.
разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной
Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости
Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут
Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально
возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать
патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр.
Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих
процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что
должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях
дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен
проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть
плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в
ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
тематический план необходимо:
Установить объем плана в условно-учебных часах.
Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для
достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится
очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по
ходу календарного планирования в течении года.
направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей
и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
соответствовать поставленным задачам).
диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика
показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию
детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать
Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),
ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные
игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
использование колющих и режущих предметов труда.
Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,
интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие
(музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или
спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее,
что нужно планировать на прогулке:
изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она
планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших
группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике,
развитию речи), с детьми которые не усвоили материал ( 3 – 7 минут), с одаренными
детьми, по подготовке к праздникам.
6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо
формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от
настроения и желания детей.
7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с
удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:
— настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные,
дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2 . Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз
неделю (в четверг или пятницу).
снежинок», «Нитяных (бумажных)
голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются
различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи,
песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать
знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя.
До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в
данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и
какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
Но: не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так
как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и
зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не
шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов,
Методы и приемы.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и
зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти
задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и
заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем
младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в
недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением
вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки»
Источник: pedrazvitie.ru
Требования к календарно-тематическому плану
Материал содержит описание требований к оформлению календарно-тематического плана, к срокам его составления и порядку утверждения.
Описание разработки
Календарно-тематический план — план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.
Требования к оформлению плана
Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме.
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
Название документа (календарно-тематическое планирование).
Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане).
«Утверждено: директор школы».
Название школы в соответствии с Уставом.
Календарно-тематическое планирование учителя составляется в двух экземплярах (краткое и развёрнутое).
Краткое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать следующие графы:
№ урока по порядку. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана.
Наименование раздела программы и количество часов на раздел.
Содержание (тема) урока.
Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, на что указывается в графе «Количество уроков». По завершению изучения темы должен быть указан контроль. Должны быть указаны названия практических и лабораторных работ.
Количество часов.
Дата (планируемая дата проведения урока, которая должна быть проставлена на момент сдачи тематического планирования). В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок. Необходимое требование: совпадение дат урока по плану, по фактическому проведению и по записи в классном журнале.
Календарно-тематическое планирование учителя должно соответствовать следующим техническим требованиям:
Шрифт — Times New Roman.
Начертание основного текста – обычное, начертание заголовков и названий разделов – полужирное, видов работ – курсивом.
Размер – 12, на титульном листе — не более 18.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование учителя должно содержать все всю информацию краткого тематического планирования и т ребования к уровню подготовки обучающихся, которые формулируются в деятельностной форме (знать, уметь).
Сроки составления и порядок утверждения календарного планирования.
1. Календарно-тематическое планирование на каждый учебный год составляется заблаговременно, до начала учебного года.
2. Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседании предметного методического объединения, согласовывается с заместителем директора школы, курирующего предмет, утверждается директором школы до начала учебного года.
3. Копия календарно-тематического планирования сдается заместителю директора, курирующему предмет.
Источник: videouroki.net
Как составить план проекта за восемь простых шагов
Четверг. Вечер. Вы знаете, как идут дела у вашей команды, дальнейший план работ намечен. Вы готовы к следующей неделе и впереди у вас прекрасные выходные.
И вдруг начальник приносит вам неожиданную новость. Вам предстоит возглавить новый крупный проект, работать над которым будут несколько команд. Запуск должен состояться уже на следующей неделе. Новость отличная, но над вашими выходными нависла угроза. Вам нужно организовать все как можно скорее.
Но когда в проекте принимают участие столько различных сторон, с чего лучше начать?
Процесс составления плана проекта может быть непростым, особенно если речь идет о сложных проектах. По данным Forbes, 25% технологических проектов оканчиваются провалом. Но есть и хорошая новость — вам вовсе не обязательно быть крутым специалистом в управлении проектами или жертвовать своими выходными, чтобы спланировать успешный запуск проекта за минимальное время. Чтобы составить план проекта, достаточно восьми простых шагов.
Как составить план проекта за восемь простых шагов.
Шаг 1. Объясните суть проекта ключевым участникам. Определите цели и заручитесь поддержкой
Первый этап любого проекта сводится к ответам на вопросы «что?» и «зачем?». У ключевых заинтересованных лиц достаточно влияния и полномочий, чтобы чтобы от них зависела успешность проекта, и поэтому их цели обязательно нужно достичь. Даже если выполнить проект вам поручил генеральный директор, вам все равно понадобится его хорошее отношение.
В ходе первоначальных переговоров постарайтесь найти общий язык, сформулировать цели и определить ценность проекта. На первом этапе планирования вам нужно обсудить потребности и ожидания и заложить основу для определения объема работ по проекту, составления сметы и календарного плана. Все эти данные станут надежной платформой для рабочего плана проекта.
Вопросы, которые нужно согласовать с ключевыми участниками:
- Как согласуется проект с целями компании?
- Чего ожидают участники? Что ожидается от них?
- Каким образом будет измеряться успех?
- Какими ресурсами вы располагаете?
- Какие материалы или конечные продукты должны быть созданы при выполнении проекта?
Шаг 2. Составьте список целей, согласуйте OKR и наметьте план
По мнению руководителей высшего звена, отсутствие четко поставленных целей становится причиной срыва 37% проектов. Если у вас нет четкой цели, не будет и связи между требованиями, задачами и сроками, указанными в плане проекта. Но на данный момент у вас уже есть список потребностей основных участников, вы заручились их поддержкой, и пора назначать им цели и ключевые результаты (OKR). OKR — это методика планирования и постановки целей, которая стала известной благодаря таким компаниям, как Intel и Google. Ваш проект должен быть согласован с корпоративными OKR и с OKR вашей команды.
Попытайтесь записать цели проекта на доске планирования проекта и свяжите их с требованиями ключевых участников, которые обязательно нужно удовлетворить. От этой исходной точки начинайте выстраивать структуру, вехи и задачи, необходимые для достижения целей. Вехи могут выполнять роль контрольных точек на протяжении всего проекта и помогать участникам следить за ходом выполнения работ, оценивать прогресс и помнить об ожиданиях.
Шаг 3. Создайте документ с описанием объема работ по проекту
Вы составили предварительный план, согласовали задачи и цели и заручились поддержкой команды. Теперь пришла пора составить описание объема работ по проекту и подробно задокументировать все элементы проекта, перечисленные в пункте 2.
Взгляните на каждый из отчетных материалов и определите серию задач, которая должна быть выполнена для создания данного материала. Для каждой задачи укажите продолжительность ее выполнения, необходимые ресурсы и ответственного исполнителя. Доработайте и запишите все сведения о проекте, чтобы ваши сотрудники смогли пользоваться единым источником достоверной информации. Обеспечьте свободный доступ к этому документу, например, разместив его в системе управления проектами, чтобы предотвратить возможные недоразумения, которые ведут к лишним затратам.
Хотя подготовка документации об объеме работ по проекту должна быть стандартной процедурой, каждый четвертый менеджер проекта, принявший участие в опросе об управления проектами Wellingstone State, признался, что «никогда» не занимался подготовкой таких документов или составлял их «изредка». Создание такой документации даст вам преимущество и поможет всем участникам проекта быть в курсе событий.
Шаг 4. Составьте подробный календарный план проекта
Когда цели, задачи и вехи уже намечены, пора приступить к составлению календарного плана. Диаграмма Ганта — удобный инструмент, позволяющий представить временную шкалу проекта в наглядном виде. Эта интерактивная временная шкала дает полное представление о ходе выполнения проекта, объеме работ и зависимостях.
Зависимости указывают, какие задачи необходимо выполнить до начала других задач. При планировании сроков используйте подзадачи, чтобы разбивать задачи на более удобные элементы. Это упрощает последующее составление отчетов и управление загруженностью команды. Давайте дадим определения:
- Задачи — это отдельные операции, которые необходимо выполнить для достижения целей.
- Подзадачи с длительностью не более пары дней позволяют разбить задачу на более мелкие составные этапы.
- Вехи — крупные этапы или события в ходе проекта, помогающие в разбиении проекта. Вехи можно использовать в качестве контрольных точках на протяжении работы над проектом.
Совет от профессионала. Хотите узнать секрет? Настраивая сроки задач, добавляйте к ключевым задачам буферное время, чтобы у вас была возможность для маневра. Например, если клиенту потребуется дополнительное время для утверждения или участник команды неожиданно заболеет. В идеальном мире некоторые задачи можно сделать за день.
Возможно, стоит запланировать для них два дня. Впрочем вовсе необязательно добавлять буферное время к каждой из ваших задач. Взвесьте риски и добавьте его только в том случае, если это имеет смысл. В будущем вы скажете себе спасибо.
Шаг 5. Определите роли, обязанности и ресурсы
Под ресурсами обычно подразумевается персонал, оборудование или деньги, необходимые для выполнения проекта. Выбрав инструменты и получив финансирование, не забудьте и про нужных специалистов. Даже люди, умеющие составлять рабочий план проекта и делавшие это сотню раз, могут недооценить свои потребности в рабочей силе.
Схема распределения ответственности поможет вам определить, кто будет выполнять ту или иную работу по проекту. Это таблица с перечислением всех задач по проекту и указанием ответственных исполнителей (назначенных для выполнения работы), подотчетных (с правом голоса и правом наложить вето), консультантов (участвующих в согласовании или обсуждении работ) и сотрудников, которые ставятся в известность (должны знать о выполненном действии или принятом решении). Шаблон схемы распределения ответственности для скачивания вы найдете по ссылке.
Когда начнете назначать задачи, обязательно учитывайте возможности сотрудников. Четко определите круг обязанностей и ожидания, которые возлагаете на каждого из них. Не забывайте, что 95% сотрудников работают с более чем одной командой или над несколькими проектами. Если эти проекты не согласованы, рабочая загрузка становится для них чрезмерной. Стресс — именно та причина, по которой 50% сотрудников начинают искать другую работу, а 25% увольняются, как показал наш недавний отчет «Эпидемия стресса».
В ходе планирования проекта подумайте, как вы будете фильтровать входящие запросы, влияющие на сроки и смету проекта. Такие инструменты, как Wrike Resource, помогают менеджерам проектов представить в наглядном виде задачи по проекту с точки зрения рабочих процессов команды, позволяя наглядно и гибко сбалансировать рабочую загрузку.
Шаг 6. Определите процессы взаимодействия и проверки
По данным исследования McKinsey, за неделю сотрудники тратят около 20% рабочего времени на сбор и поиск нужной информации. К тому же неэффективное общение и сотрудничество — это две главные причины стресса на рабочем месте. Когда участникам приходится рыться в куче электронных сообщений или постоянно задавать вопросы, чтобы узнать последние новости, от их мотивации не остается и следа.
Вы можете снизить уровень стресса, если будете хранить всю информацию по проекту — материалы, обсуждения, задачи, сроки, новости, отчеты — централизованно, например, в решении для совместной работы. Так вам будет проще следить за ходом работ, обмениваться новостями и вносить исправления. Установите правила для общения в ходе работы над проектом и храните все данные в одном программном инструменте, чтобы у всех участников имелся доступ к информации.
Шаг 7. Составьте план на случай, если что-то пойдет не по плану
Даже если вы крутой специалист и умеете составлять планы проектов, правда в том, что каждый из проектов может преподнести вам неожиданный сюрприз, и именно это делает их интересными. Допустим, вы предусмотрели буферное время при составлении календарного плана, вы убедились, что все участники знают свою роль, и внедрили правила обмена информацией.
Но перед запуском вам все же стоит поискать возможные источники проблем, такие как отпуск кого-нибудь из сотрудников, праздники или привлечение сторонних специалистов. Установите четкую цепочку команд и составьте список ключевых контактных лиц. Заранее обсудите с командой возможные риски, чтобы ваши сотрудники были к ним готовы.
Шаг 8. А вот теперь можно праздновать запуск проекта!
В ходе каждого успешного проекта обязательно проводится установочное совещание. Организуйте встречу с ключевыми участниками и разработайте четкую повестку дня. Ваша цель — донести до всех информацию о целях, ролях, процессах и сроках. В повестку дня должна быть включена вся информация, о которой мы говорили выше:
- Определите цели проекта и пользу, которую он принесет.
- Составьте список материалов, которые будут созданы в ходе проекта.
- Составьте схему связей между требованиями участников и задачами проекта.
- Продемонстрируйте временную шкалу проекта (диаграмму Ганта), чтобы все могли видеть зависимые задачи и ожидаемые даты.
- Опишите роли и обязанности всех участников.
- Объясните, как будет осуществляться взаимодействие в ходе проекта, где искать нужную информацию, например документ об объеме работ, и к кому обращаться с вопросами.
- Обсудите риски и убедитесь, что команда к ним готова.
- И на этом все!
Дополнительный совет. Вам не нужно каждый раз начинать планирование с нуля! Набирая опыт, вы сможете создавать различные шаблоны для планирования проектов определенного типа. Для начала предлагаем воспользоваться этими бесплатными шаблонами плана проекта.
Прямиком к счастливому финалу
Похоже, мы избавили вас от необходимости работать на выходных! Всегда пожалуйста. Теперь у вас есть готовый процесс планирования проекта, а заодно и простой шаблон плана, который поможет привести к успеху ваш следующий проект и все остальные проекты. Возможно, когда все это сложное планирование упростится, работа будет доставлять вам больше удовольствия. Как вы считаете?
Ну а теперь, когда вы освоили составление плана проекта, предлагаем лучшие советы от руководителей, которые помогут вашей команде работать более эффективно.
Источник: www.wrike.com
Кто составляет календарный план строительства
1.1 Календарно–тематическое планирование (далее КТП) преподавателя является нормативным документом, способствующим организации учебного процесса в ГОУ СПО « Калтанский многопрофильный техникум» по дисциплинам, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязки со смежными дисциплинами.
1.2 Хорошо продуманный и своевременно составленный план помогает заблаговременно подготовить к занятиям необходимые наглядные пособия, дидактический материал, правильно спланировать проведение лабораторных и практических работ и является проектом учебной деятельности преподавателя.
КТП разрабатывается преподавателем на каждую специальность в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины;
КТП, разработанное преподавателем, рассматривается на заседании методического объединения и утверждается директором ОУ не позднее 15 сентября текущего года, оригинал КТП сдается в методический кабинет, преподаватель оставляет себе его копию.
1.3 Наличие календарно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль за ходом выполнения учебной программы и равномерным распределением учебной нагрузки студентов.
1.4 Задачами составления КТП являются:
определение места каждой темы в курсе и место каждого занятия в теме;
определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами курса;
создание рациональной системы по формированию у студентов ключевых компетенций, умений и навыков по учебной дисциплине;
повышение качества профессионального образования.
1.5 Степень разработанности КТП является критерием профессионализма преподавателя.
1.6 При разработке КТП учебного курса преподаватель реализует последовательность следующих действий:
оценку психолого–педагогической обстановки с точки зрения главной цели, стоящей перед ним;
прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
разработку последовательности действий;
выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.
Календарно-тематический план составляется по учебной дисциплине и профессиональному модулю на учебный год, рассматривается на заседании методического объединения и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе.
Календарно–тематическое планирование по учебной дисциплине (приложение 1) составляется преподавателем и должно содержать разделы:
Титульный лист;
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы;
Содержание обучения по учебной дисциплине;
Материально–техническое обеспечение занятий;
Информационное обеспечение обучения.
При оформлении календарно–тематического плана необходимо учитывать следующее:
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
— название документа (календарно-тематический план);
— фамилия, имя, отчество преподавателя;
— название учебной дисциплины (должно соответствовать названию в учебном плане);
— специальность (профессия), учебная группа (номер, специальность);
— рабочая программа на основании которой составлен календарно– тематический план (с указанием даты и органа, утвердившего рабочую программу, рецензента);
— «Рассмотрен на заседании методического объединения, протокол № ____ от «___» __________201___ г.»
— Утвержден: зам. директора по учебно-производственной работе ГОУ СПО «. ».
Таблица «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» должна содержать следующие сведения. Указывается по семестрам максимальная и обязательная аудиторная нагрузка, объем часов, отводимых на занятия на уроках, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование (если оно предусмотрено), количество обязательных контрольных работ и форма итогового контроля за семестр в соответствии с учебным планом. Итоговые цифры должны совпадать с данными рабочей программы «Содержание обучения по дисциплине».
В календарно-тематическом плане отражается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам и темам дисциплины. Количество часов по КТП на учебную дисциплину включает максимальную учебную нагрузку, состоящую из обязательной аудиторной нагрузки и самостоятельной учебной нагрузки.
Календарно–тематическое планирование оформляется в печатной форме в виде таблицы «Содержание обучения по учебной дисциплине»:
1. Графа 1 «№ занятия». Записывается номер урока.
2. Графа 2 «Дата». Заполняется карандашом.
3. Графа 3 «Наименование разделов, тем». Последовательно отражается весь материал программы, распределённый по разделам и темам.
4. Графа 4 «Количество часов». Темы, указанные в рабочей программе дисциплины разбиваются на двухчасовые занятия, если на изучение темы отводится четыре и более часов.
5. Графа 5 «Вид занятия». Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении. Виды занятий: урок (изучения нового материала, усвоения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, контрольно-проверочный и др.), лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, и др.
6. Графа 6 «Материальное и информационное обеспечение занятий». Прописывается по каждой теме обязательный минимум материально–технического обеспечения занятия. Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники информации с указанием адресов Интернет-ресурсов и др.
7. Графа 7 «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся». Указываются виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (решение задач, выполнение расчётно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.). Домашнее задание записывается в этих графах с учётом максимальной нагрузки обучающихся.
8. Графа 8 «Количество часов». Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в рабочем учебном плане и рабочей программе профессиональной дисциплины.
9. Графа 9 «Домашнее задание». Указывается (по основной литературе) домашнее задание для обучающихся (наименование учебника, автор, страница).
10.
Тематика практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ выделяется серым цветом.
11. В конце таблицы указывается итоговое количество часов по учебной дисциплине.
Календарно–тематическое планирование по профессиональному модулю (приложение 2) составляется преподавателем и должно содержать разделы:
Титульный лист;
Распределение часов по профессиональному модулю;
Содержание обучения по профессиональному модулю;
Содержание учебной практики;
Содержание производственной практики;
Материально–техническое обеспечение занятий;
Информационное обеспечение обучения.
Календарно-тематический план междисциплинарного курса разрабатывается преподавателем (преподавателями) параллельно с разработкой других календарно-тематических планов междисциплинарных курсов и производственной практики по данному модулю. Обсуждение и утверждение календарно-тематических планов производится по модулю в целом на методическом объединении, утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе.
Календарно-тематический план по междисциплинарному курсу является обязательным документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компетенций, предусмотренных программой модуля. Календарно-тематический план раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы модуля, предусмотренных данным междисциплинарным курсом и устанавливает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Объём часов по календарно-тематическому плану включает максимальную учебную нагрузку (обязательная аудиторная нагрузка и самостоятельная работа обучающихся) и объём часов отводимый на учебную и производственную практики. Хорошо продуманный и качественно составленный календарно-тематический план помогает подготовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия, правильно спланировать проведение лабораторных работ, практических занятий и видов работ на практике.
Календарно-тематический план по междисциплинарному курсу составляется в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой профессионального модуля.
В таблице «Распределение часов по профессиональному модулю» записывается количество часов, предусмотренное рабочим учебным планом, рабочей программой модуля по данному междисциплинарному курсу (теоретические занятия, лабораторные работы, практические занятия, курсовая работа, самостоятельная работа обучающихся, виды практик).
В таблице «Содержание обучения по профессиональному модулю» отражается следующее:
1. Графа 1 «№ занятия». Записывается номер урока.
2. Графа 2 «Дата». Заполняется карандашом.
3. Графа 3 «Наименование разделов профессионального модуля, тем и занятий по МДК». Последовательно отражается весь материал программы, распределённый по разделам, темам и видам практической работы.
4. Графа 4 «Количество часов». Основные темы выделяются с разбивкой на двухчасовые занятия, если на изучение темы отводится четыре и более часов.
5. Графа 5 «Вид занятий». Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего (начального) профессионального образования, если иное не предусмотрено Уставом образовательного учреждения. Типовым положением об образовательном учреждении предусмотрены следующие виды занятий: урок (изучения нового материала, усвоения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, контрольно-проверочный и др.), лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация, курсовая работа (проект), выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы).
6. Графы 6, 7 «Коды формируемых компетенций»: ОК (общие компетенции), ПК (профессиональные компетенции). Заполняются из таблицы № 2 («Наименование общих и профессиональных компетенций при изучении МДК).
7. Графа 8 «Материальное и информационное обеспечение занятий». Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники информации с указанием адресов Интернет-ресурсов и др.
8. Графа 9 «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся». Указываются виды внеаудиторной работы (решение задач, выполнение расчётно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.). Домашнее задание записывается в этих графах с учётом максимальной нагрузки обучающихся.
9. Графа 10. Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в рабочем учебном плане и рабочей программе профессионального модуля.
10. Графа 11. «Домашнее задание». Указывается (по основной литературе) домашнее задание для обучающихся (наименование учебника, автор, страница).
11. Виды работ по учебной практике в том объёме, который предусматривает программа модуля в разделе, включающем данный междисциплинарный курс, записываются в конце календарно-тематического плана (концентрированное проведение практики), либо в чередовании с теоретическим обучением (рассредоточенное проведение практики). Виды работ записываются в деятельностном аспекте. Продолжительность учебной практики в течение дня не должна превышать шести часов.
12. Виды работ на производственную практику в том объёме, который предусматривает программа модуля в разделе, включающем данный междисциплинарный курс, записываются в конце календарно-тематического плана (концентрированное проведение практики) после описания видов работ по учебной практике, если последняя предусмотрена программой модуля. Виды работ записываются в деятельностном аспекте.
13. Если данный междисциплинарный курс является последним при изучении программы модуля и производственная практика планируется концентрированно, то по ней составляется самостоятельный календарно-тематический план, обязательный к рассмотрению в комплекте с календарно-тематическими планами междисциплинарных курсов, входящих в программу модуля. Разработчик: Булычева Елена Александровна, ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум»
Источник: umk-spo.biz