Многие люди проживают в старом жилом фонде и надеются на то, что их скоро расселят. Однако далеко не всегда ветхость квартиры влечет переезд. Разбор нюансов по квартирам, опасным для нормальной жизни, – в нашей статье.
Если квартира представляет опасность для жизни и здоровья – срочно инициируйте признание ее непригодной для жизни
Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.
Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2021 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.
Сталк с МШ. Третья очередь строительства ЧАЭС The third row of the construction of the ChNPP
Какое жилье соответствует критериям программы переселения
Начиная с 2013 года в России действуют федеральные и региональные программы переселения из опасной для жизни недвижимости. Текущая программа рассчитана до 2025 года и реализуется в рамках федерального проекта, направленного на сокращение непригодного для проживания жилфонда. По ней планируют расселять более полумиллиона россиян.
Участвовать в текущем расселении могут граждане, чье жилье было признано аварийным в период до 1 января 2017 года. Те, у кого признано позже – продолжают оставаться в очереди на переселение.
Что такое аварийное жилье
Аварийное жилье – это недвижимость, угрожающая безопасности жизни и здоровья человека. Основания и порядок получения данного статуса определяются соответствующим актом правительства РФ. Среди них:
- разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
- крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
- изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
- нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
- селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
- в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
- расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
- шум от магистрали, превышающий предельную норму;
- промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
- территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.
Вышеописанные критерии установлены как для многоквартирных домов, так и для отдельных помещений. Для многоквартирных жилых домов выявление одного из критериев является основанием для установления аварийности, после чего жителей будут расселять.
Что такое БАРНХАУС. Технологии, история, правила качественного строительства.
Важно учитывать, что если многоквартирный дом признан непригодным для проживания, то квартиры внутри него также признаются таковыми и расселяются.
Чтобы начать расселять недвижимость, необходимо наличие любых из неустранимых критериев, определенных соответствующим правительственным актом
Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.
Многие проблемы выявляются с помощью специальных приборов. В то же время есть некоторые признаки, по которым неподготовленный человек может забить тревогу и инициировать признание дома опасным для жизни и здоровья людей:
- повреждение или разрушение фундамента;
- движение и сильное искривление стен;
- трещины на стенах в подъезде дома;
- просадка полов;
- обрушение конструкций.
Что такое ветхое жилье
Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.
Правообладателям старых квартир не предоставляют никаких компенсаций, их не будут расселять в новые дома. Однако они сравнительно быстро могут перейти в число аварийных, что уже позволит рассчитывать на возмещение.
Что касается критериев ветхого состояния здания, то они были перечислены в утвержденном Госстроем России методическом пособии. Они определяются в зависимости от износа:
- в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
- в отношении домов из дерева – 65%;
- дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.
Если вы до сих пор на распутье, то подумайте о господдержке. Может быть, вы подходите под одну из программ? Приобретать жилплощадь с финансовой поддержкой государства – это надежно и стабильно.
Какие документы нужно собрать для переселения
- Заявление о закреплении статуса аварийности за недвижимостью.
- Свидетельство о праве собственности или иной правоустанавливающий документ (выписка из ЕГРН, договор найма жилого помещения).
- Проект конструкции нежилого помещения, если планируется его последующее признание жилым.
- Экспертное заключение организации, которая обследовала недвижимость. Также отдельное заключение профильных организаций требуется для несущих конструкций.
- Иные документы, указывающие на неустранимые недостатки помещения.
Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.
Права собственников жилья, подлежащего сносу
Собственнику аварийной квартиры, которая подлежит сносу, законом предлагается два варианта возмещения:
- компенсация за прежнюю недвижимость;
- новая жилплощадь в том же городе.
Вопрос о выборе способа возмещения всегда индивидуален: оцените, что выгоднее вам – денежное возмещение или переселение в новую квартиру
При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.
Во втором случае риском выступает наличие очереди для получения новой квартиры. Она может тянуться годами. Да и когда человека расселят в новый дом, он может разочароваться, ведь он не отличается высоким качеством строительства.
Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.
Разница между социальным жильем и собственностью
Владение и пользование жилплощадью возможно в соответствии с обязательственным договорам. Одна из их разновидностей – договоры социального найма жилого помещения, заключаемые на основании принятых властными структурами решений о предоставлении недвижимости, находящейся в собственности муниципалитета или государства, внаем.
Социальная квартира со временем также может стать аварийной. В этом случае граждан расселят в другие квартиры при соблюдении следующих условий:
- благоустроенность;
- равнозначность по площади;
- соответствие санитарным и техническим нормативам;
- расположение в пределах того же города или иного населенного пункта.
Важно помнить, что из социальных квартир не расселяют в более комфортные квартиры, а предоставляют идентичную прежней, но пригодную для проживания недвижимость
Источник: sovcombank.ru
Кремлевские очередники — кому управделами президента бесплатно раздает квартиры
Одним — ипотека на десятилетия под неподъемный процент, другим — бесплатное жилье в центре Москвы. Эти другие — чиновники, которые мало того, что получают роскошные хоромы даром, так еще и умудряются их приватизировать, а потом продать, превращая господдержку в выгодный бизнес.
Чиновник в России уже давно ассоциируется не с родом занятий, а с образом жизни — ничего не производит, является источником и главным выгодополучателем от коррупции, тратит бюджетные деньги на собственный комфорт. Комфорт обеспечивается не только дорогостоящими госзакупками всего нужного и ненужного, но и разнообразными бонусами, в числе которых и субсидии на покупку недвижимости или же вовсе бесплатная передача жилья. Издание The Insider выяснило, сколько денег тратится на покупку хором для топовых чиновников, а также кто получает с этого прибыль.
Команда Хуснуллина
Ранее ПАСМИ сообщало о «сборной Хуснуллина», состоящей из земляков вице-мэра Москвы по строительству Марата Хуснуллина. Выходцы из Татарстана буквально подмяли под себя строительный рынок, распределяя госконтракты таким образом, чтобы они попадали в руки лишь членам «сборной» и по максимальным ценам. Бывшие татарстанские чиновники и коммерсанты успели засветиться и при распределении контрактов в рамках реновации, и при реконструкции «Лужников», и при строительстве различных культурных объектов, например, парка «Зарядье». Объемы заказов измеряются миллиардами рублей.
Как сообщает «Инсайдер», команда Хуснуллина плотно присосалась к кремлевским субсидиям, которые администрация президента выделяет на покупку жилья для своих сотрудников. Торги, организуемые Управлением делами президента, проходят на неконкурентной основе, зачастую у единственного поставщика и по максимальным ценам.
«Пока многодетные матери годами ждут субсидии на ипотеку, кремлевская администрация выписывает многомиллионные субсидии своим сотрудникам и тратит миллиарды бюджетных рублей на закупку квартир для чиновников. Бенефициарами этих схем стали люди, близкие к руководителю строительного комплекса Москвы Марату Хуснуллину. Уходят заказы и фирмам, связанным лично с куратором строек – самым богатым чиновником в Управлении делами президента Олегом Перлиным», — пишет издание.
Самое циничное, что квартиры получают не те, кто реально нуждается в жилье или улучшении жилищных условий, а те, кто находится ближе к бюджетной кормушке, чиновники высшего звена. Об их «нужде» красноречивее всего говорит то, что после покупки квартир эти чиновники сразу же их приватизируют и выставляют на продажу, или же переписывают на родственников, чтобы получить бесплатное жилье еще раз.
По подсчетам издания, за последние четыре года Управделами президента потратило на скупку благоустроенных квартир в Москве почти 5 млрд рублей. В июне 2018 года Управление уже заключило несколько госконтрактов на покупку квартир общей стоимостью 768 млн рублей. В документах о покупке 100 квартир фигурирует подпись младшего сына экс-премьера России Михаила Фрадкова, бывшего замглавы Росимущества, а ныне замруководителя УПД Павла Фрадкова.
В очереди на получение бесплатного жилья от УПД стоит более тысячи «нуждающихся» федеральных госслужащих. Жилье для них нередко покупают оптом, что подразумевает снижение стоимости квадратного метра. Однако Фрадков, по всей видимости, не умеет торговаться от слова «совсем», потому что при установленной Минстроем средней рыночной стоимости квадратного метра в Москве в 91,6 тысячи рублей УПД покупает квартиры по 161 тысяче рублей за метр. Продает жилье по таким ценам кремлевской структуре московское Управление гражданского строительства (УГС), которое почти всегда оказывается единственным участником и автоматически победителем торгов.
УГС создано в 2011 году по инициативе вице-мэра Марата Хуснуллина, и возглавляет его давний знакомый Хуснуллина, выходец из Татарстана Дамир Газизов. Газизов ранее работал начальником городского управления капстроительства и реконструкции в Казани, когда его старший товарищ занимал пост главы татарского Минстроя. Госслужбу Газизову пришлось покинуть в 2006 году, так как он стал фигурантом уголовного дела о хищении 500 тысяч рублей. Уход на вольные хлеба пошел на пользу Газизову, который теперь может участвовать в гораздо более выгодных схемах по освоению бюджетных средств.
«Управделами президента начало работать с хуснуллинскими друзьями только полтора года назад. До этого УДП предпочитало на безальтернативной основе покупать квартиры у других застройщиков, причем связаны они были напрямую с самым богатым человеком в управделами — Олегом Перлиным, который занимает пост главы управления капитального строительства УДП», — отмечает The Insider.
Перлин и Ко
Олег Перлин ранее был акционером АО «Мосфундаментстрой-6», которое при поддержке будущего члена АП постоянно выигрывало все строительные аукционы ведомства. Сейчас гендиректором АО является Виктор Нестеренко, бывший партнер Перлина по ныне ликвидированному ЗАО «Комбинат Питания ДМФК». Вместе с еще одним партнером Перлина Нестеренко также владеет ООО «СЭУ «ФС -6». Также Нестеренко принадлежит ООО «Докон», которое набрало госконтрактов, в том числе и у Кремля, на 3 млрд рублей.
Уход Олега Перлина из бизнеса на госслужбу, видимо, был неокончательным, иначе как можно объяснить его рекордный рост доходов: в 2015 году он заработал 17 млн рублей, в 2016 году — 104 млн рублей, а в прошлом — 71,4 млн рублей.
Под руководством Перлина УПД не только покупает квартиры, но и самостоятельно строит жилье. Здесь «нуждающиеся» чиновники получают квартиры от государства, а потом — после приватизации — выставляют их на продажу.
Одним из объектов УПД стал элитный ЖК Royal House on Yauza, застройщиком которого выступила компания «Корунд ХХI». Собственниками в этом премиум-доме (Наставнический пер., 3) стали первый замгендиректора «Росэнергоатома» Алексей Жуков и отец топ-менеджера «Ростеха» Дмитрия Готлибы. Оценить стоимость жилья в этом ЖК можно по объявлениям на рынке — самую дешевую квартиру здесь можно приобрести за 19,2 млн руб., а самую дорогую – за 101 млн рублей.
Еще один дом УПД находится в Несвижском переулке. Здесь спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, сын которой благодаря помощи матери в ее бытность губернатором Санкт-Петербурга сколотил миллиардное состояние, ранее получила жилплощадь «по нужде». Как пишет «Инсайдер», Матвиенко наравне с другими топ-служащими приватизировала выданное ей государством жилье.
Недавно в этом доме на продажу была выставлена квартира за 210 млн рублей, так что можно представить стоимость апартаментов Матвиенко. По соседству с ней на 250 «квадратах» расположилась дочь первого замглавы АП Сергея Кириенко — Надежда Кириенко. Рядом — первый президент «Роснефти» Александр Путилов и экс-глава АП Николай Бордюжа.
Немало новых квадратных метров УПД получит в Петербурге, где строится комплекс зданий Верховного суда с жилым комплексом на 600 квартир с паркингом для судей и сотрудников аппарата. Проект в целом уже обошелся, согласно подсчетам по госзакупкам, в 37 млрд рублей.
Субсидии для «нуждающихся»
Помимо полностью бесплатной передачи квартиры в руки крупным чиновникам, у государства существует еще один вариант помочь своим бедным служащим — субсидия. По закону она может быть выделена только тем госслужащим, которые либо живут в квартире площадью менее 15 кв. м на человека, либо вовсе не владеют недвижимостью. Но в России по старой традиции это правило не распространяется на топовых сотрудников ведомств, которые просто обращаются за обходом запрета к руководителю УПД.
«Так, замглавы управделами президента Ольга Сергун в прошлом году получила субсидию на приобретение жилья в размере 31 млн рублей. А начальник территориального управления УДП в Крыму Олег Подолько – больше 11 млн, хотя у него самого есть в собственности квартира, а у супруги две (в России и Молдавии). Необремененный семьей помощник главы УДП Александр Ромейков в 2016 году удостоился субсидии более чем в 15 млн, хотя уже имел свою квартиру. Для еще одного замглавы управления Дмитрия Вербового приобретенная на выделенные из бюджета деньги квартира стала уже третьей», — перечисляет «Инсайдер».
По данным издания, не остались в стороне от бюджетных денег и члены правительства: помощник министра здравоохранения Ирина Зверева, директор департамента Минздрава Екатерина Какорина, советник Владимира Мединского Кирилл Рыбак, замдиректора департамента бюджетной политики Минфина Ольга Вороновская и директор департамента госуправления Минэконома Павел Малков.
Источник: pasmi.ru
Преемник шведского SKF получит 70 млн руб. льготного займа для строительства II очереди завода ж/д подшипников в Тверской области
Тверь. 12 октября. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР — ООО «ТЕК-КОМ производство» (бывший завод шведской SKF) получит заем на 70 млн рублей по льготной ставке для расширения производства железнодорожных подшипников в Тверской области, сообщает пресс-служба облправительства.
Соответствующее решение принято на заседании бюджетной комиссии Тверской области, которое провел губернатор Игорь Руденя.
«За счёт поддержки (по программам регионального ФРП — ИФ) компания намерена реализовать в промзоне «Боровлево» под Тверью проект по локализации производства современных железнодорожных подшипников, включая комплектующие, в первую очередь ролики. Это позволит обеспечить потребность российских предприятий в данной продукции, заместить на отечественном рынке зарубежные аналоги», — говорится в сообщении.
Как сообщалось, соглашение о намерениях по строительству второй очереди завода было подписано в ходе ПМЭФ-2022.
Отмечалось, что продукция, выпускаемая компанией, сможет заместить импортные аналоги и расширить внутренние рынки сбыта. Предполагается полная локализация всех компонентов.
На инвестиционном портале Тверской области сообщается, что объем инвестиций в проект составит 477 млн рублей. Сроки реализации проекта — 2022-2028 годы.
Проект ООО «ТЕК-КОМ производство» реализуется в Верхневолжье в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), который был подписан Минпромторгом России, правительством Тверской области и компанией в январе 2021 года. Мощность производства составит 80 тыс. железнодорожных подшипников в год.
ООО «ТЕК-КОМ производство» зарегистрировано в марте 2018 года в Тверской области. Уставный капитал составляет 254,2 млн рублей. Единственный учредитель — гендиректор ООО Алексей Шулепов. Ведет деятельность по производству и восстановительному ремонту железнодорожных подшипников и промышленных роликовых подшипников на территории торгово-промышленной зоны «Боровлево».
Как сообщалось, в апреле 2022 года один из крупнейших в мире производителей подшипников шведский SKF объявил о прекращении операционной деятельности в РФ. В мае была осуществлена сделка по продаже российскому менеджменту 100% долей в уставном капитале ООО «СКФ». Отмечалось, что компания продолжит производство кассетных подшипников под новым наименованием ООО «ТЕК-КОМ производство».
Источник: www.interfax-russia.ru
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма
По договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
Учет и очередность сохранили свое значение только применительно к жилым помещениям фонда социального использования.
В отличие от предшествующего жилищного законодательства ЖК РФ устанавливает разные основания предоставления жилых помещений в различных по форме собственности видах жилищных фондов.
Согласно статье 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют малоимущие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, из жилищного фонда РФ и субъектов РФ – определенные ФЗ, Указом Президента РФ, законом субъекта РФ категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях, кроме того, последним жилые помещения также могут предоставляться из муниципального жилищного фонда ОМСУ в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Таким образом, для предоставления жилых помещений по договору социального найма требуется наличие следующих условий :
- нуждаемость в жилых помещениях в любом случае;
- признание малоимущим или специальное указание в ФЗ, законе субъекта РФ, Указе Президента РФ в качестве категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по такому договору;
- постоянное проживание в данном населенном пункт.
Стоять на учете можно по любому или по всем основаниям – это важно, так как предоставление осуществляется из различных видов жилищных фондов.
Критерии нуждаемости закреплены в ст. 51 ЖК РФ, к нуждающимся в жилых помещениях относятся:
- граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей;
- граждане, являющиеся нанимателями по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Она устанавливается ОМСУ и не может превышать нормы предоставления. При определении учетной нормы прежде всего учитывается уровень обеспеченности граждан общей площадью, объем жилищного строительства, число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сроки обеспечения жилой площадью и другие обстоятельства. В г. Самаре учетная норма установлена Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 № 171 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» и равна
11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах
13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения
- граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям;
- граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, членами семьи нанимателя, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Правительством РФ от 16.06.2006 № 378 (активные формы туберкулеза, хронические психические расстройства, эпилепсия и др.)
Существуют различные комментарии к данному положению в качестве одного из условий речь идет не обязательно о коммунальной квартире, возможно проживание отдельных семей по одному договору социального найма
Невозможность совестного проживания с такими больными должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Мед. заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями по месту жительства и заверяется руководителем учреждения
Иные основания, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут быть предусмотрены ФЗ, законами субъектов РФ, Указом Президента РФ для названных в них категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ Малоимущими являются граждане, признанные таковыми ОМСУ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Так, согласно положениям гл. 2 Закона Самарской области «О жилище» граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий:
- среднедушевой доход семьи заявителя не превышает размера дохода, определяемого ОМСУ, он устанавливается ежегодно в размере не менее однократной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам. Изменение размера не распространяется на тех, кто ранее был признан малоимущим(п.6 ст.5 Закона «О жилище»)
См.: Постановление Администрации г.о. Самара от 08.07.2015 № 713 =2,4 прожиточного минимума в расчете на душу населения; Закон Самарской области от 28.12.2004 № 170-ГД «О порядке установления величины прожиточного минимума» — ежеквартально.
При расчете ОМСУ среднедушевого дохода семьи заявителя учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи заявителя в денежной и натуральной форме, после уплаты всех налогов и сборов (ст.4 Закона «О жилище») зарплата, выходное пособие, социальные выплаты, пенсии, стипендии, пособие по безработице, пособия на ребенка, доходы от аренды, личного хозяйства, оплата по гр. договорам, авторские вознаграждения, алименты, проценты, подаренное и наследуемое в деньгах и т.п.
Расчетный период –1год.
- Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя и подлежащего налогообложению, составляет менее стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, стоимость рассчитывается по формуле:
СЖ – стоимость помещения
СМ – стоимость одного кв. метра по муниципальному образованию, уст. ОМСУ
МП – норма предоставления
ЧС – количество членов семьи
Постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2015 № 891 =33 342 рубля
При установлении стоимости имущества учитывается: инвентаризационная стоимость домов, дач, гаражей, кадастровая стоимость (или нормативная цена земли), отпускная цена ТС, с учетом поправочного коэффициента 1-0.1 из расчета 10 % за год
В методических рекомендациях система определения более сложная: учитывается возможность накопления денежных средств и возможность получения кредита
В ст.53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью постановки на учет. Такие лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Намеренное ухудшение жилищных условий достаточно сложно доказать
Отдельные категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не относящиеся к числу малоимущих указываются ФЗ, Указами Президента РФ, законами субъектов РФ. См. например ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; Закон Самарской области от 11.07.06 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Для них может быть определен иной порядок учета Постановление Правительства от РФ от 06.09.98 № 1054 «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку со службы в органах ВД, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»
Как правило учет ведется отдельно по каждой категории
До принятия ЖК РФ ФЗ от 29.12.2004 №199 РФ передала органом гос. власти субъектов полномочия по обеспечению жильем спец. категорий (инвалиды, ветераны, участники ВОВ и т..п. См.: ФЗ от 22.08.2004 № 122) граждан, вставших на учет до 1.01.05, с этой целью им переданы средства в виде субвенций.
Установление порядка ведения учета ОМСУ в соответствии со ст.13 ЖК РФ отнесено к компетенции ОГВ субъекта РФ, в соответствии с этим положением Закон Самарской области «О жилище» урегулировал указанный порядок в главе 3.
Принятие на учет и ведение учета осуществляется ОМСУ, на основании поданного гражданином заявления с приложением необходимых документов, подтверждающих критерии нуждаемости и малоимущность (ст.8 Закона «О жилище») удостоверяющие личность, родственные отношения, состав семьи, из СОРП о наличии объектов, размер дохода, стоимость имущества, копии налоговых деклараций, акты о непригодности, о заболевании, возможно самостоятельное декларирование доходов.
ОМСУ проводят проверку полноты и достоверности сведений.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Представленные документы рассматриваются в течение 30 рабочих дней и принимается решение о постановке или отказе в постановке на учет, которое направляется гражданину через 3 рабочих дня. Принятые на учет включаются в Книгу учета граждан и на каждого заявителя заводится учетное дело.
Заявление может быть подано через МФЦ
Из всех нуждающихся формируется единая очередь исходя из времени постановки на учет. ОМСУ ежегодно уточняют списки граждан.
Помимо общей очереди составляется список внеочередников на предоставление жилого помещения.
Согласно ст.57 ЖК РФ в него включаются
1) граждане, чьи жилые помещения непригодны, ремонту и реконструкции не подлежат. Причины не указываются, а, значит, это могут быть упущение и порча со стороны собственника, ранее это было возможно только по причине чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий. (Определение КС от 05.03.2009 № 376 О-п)
2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Согласно ст. 6 Вводного закона граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма сохраняют право стоять на учете до получения им жилых помещений по договору социального найма. Сохраняется в том числе и право на первоочередное или внеочередное предоставление жилого помещения (См. Методические рекомендации) Что делать с первоочередниками – различное толкование положений Вводного закона. Ст.55 Конституции : не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, с другой стороны может ли часть из них стать внеочередниками, представляется, что да.
Основания к снятию с учета указаны в ст.56 ЖК РФ, их перечень исчерпывающий. (Заявление, утрата оснований, выезд, получение бюджетных средств, предоставление земельного участка, выявление ложных сведений и неправомерных действий со стороны должностных лиц).
Решение ОМСУ м. быть оспорено в суде ст. 247 ГПК – заявление об оспаривании действий, нарушающих права гражданина – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении
Решение о предоставлении жилого помещения гражданам, стоящим на учете, принимается также ОМСУ, оно является основанием заключения договора социального найма. Отсутствие ордера. Решение можно признать недействительным, но четкого перечня оснований и последствий как ранее для ордера ныне к сожалению не предусмотрено
Согласно п. 23 Постановления Пленума № 14. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Ст.14 Закона «О жилище» содержит основные требования к принимаемому решению и отражает те сведения, которые оно должно содержать, к ним относятся: характеристики жилого помещения, сроки заключения договора и вселения в жилое помещение.
Требования к предоставляемому жилому помещению по договору социального найма закреплены в ст.57-58 ЖК РФ:
1) предоставляется как правило отдельная квартира, исключение предоставление комнат только при заселении коммунальных квартир (ч.4 ст. 59) . Однако если жилые помещения предоставляются с учетом имеющегося жилья, то скорее всего в соответствии с нормой предоставления речь будет идти о комнатах, кроме того согласно ст. 89 ЖК РФ в случае выселения и предоставления другого благоустроенного помещения ориентироваться необходимо на ранее занимаемое жилое помещение, а оно может быть не квартирой, а комнатой.
2) в границах данного населенного пункта;
- по размеру общей площадью не менее нормы предоставления – это минимальный размер, установленный ОМСУ в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, (в г. Самаре 26,14).
ФЗ, законами субъектов РФ, Указами Президента РФ для названных в них категорий граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. См., например, Закон Самарской области от 11.07.2006 – ст. 4-5 (у/н12, 14, н/п 33,1на каждого 18)
Жилое помещение может быть предоставлено выше нормы предоставления, но не более чем в 2 раза, если эта комната или однокомнатная квартира, либо предназначена для гражданина, страдающего одной из форм тяжелых хронических заболеваний, указанных в перечне, утв. Правительством РФ. Вероятно таким образом трансформировался институт дополнительной жилой площади. Однако невозможность превышения нормы в два раза приведет к невозможности предоставить тяжело больному отдельную комнату, что не решит проблемы проживания такой семьи. Проблема дополнительной площади.
- при предоставлении должны быть учтены законные интересы вселяющихся граждан: невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола без их согласия, кроме супругов, и другие обстоятельства. благоустроенность применительно к условиям данного населенного пункта
Ст.59 ЖК содержит специальные правила о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в связи с наличием возможности приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, такие случаи встречаются крайне редко
При решении вопроса о заселении освободившейся комнаты необходимо выяснить:
- Действительно ли помещение юридически и фактически свободно; речь в статье идет об освободившихся, а не освобожденных квартирах, в частности наймодатель мог выселить за неуплату и т.п.
- Кто проживает в соседних жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма:
В первую очередь это малоимущие и нуждающиеся собственники и наниматели; Следует учитывать, что таковыми могут являться все соседи, в этом случае необходимо определить кто из них больше нуждается посредством сравнения размера, состава семьи, состояния здоровья и т.п. , а теперь и малоимущности
Во вторую очередь это малоимущие собственники и наниматели, обеспеченные общей площадью менее нормы предоставления (необходимо заявление с их стороны)
- При отсутствии граждан, имеющих право занять жилое помещение по договору социального найма освободившееся помещение предоставляется по договору купли-продажи по заявлению граждан, проживающих в соседних комнатах и обеспеченных общей площадью менее нормы предоставления.
- При отсутствии заявлений жилое помещение предоставляется по договору социального найма в общем порядке.
Думается, что возможность выкупа комнаты не должна зависеть от размера жилого помещения, такая формулировка будет соответствовать политике жилищного законодательства, направленной на ликвидацию коммунальных квартир
Источник: pravo163.ru