Для проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ и их соответствия проектной документации в строительстве применяются два вида контроля — внутренний и внешний.
Внутренний контроль строительных работ
Внутренний контроль осуществляется сотрудниками строительной организации, которая непосредственно выполняет работы на объекте. Он делится на следующие категории:
По времени проведения:
- входной — контроль документации и поступающих материалов.
- операционный — осуществляется при выполнении работ или после их окончания. Результаты фиксируются в специальных журналах или иных документах, принятых в данной организации.
- приемочный — проводится после завершения отдельных этапов работ. Часто проводится в присутствии внешних лиц.
По объёмы проверок:
- сплошной — проверяется буквально все.
- выборочный — проверяются отдельные виды выполненных работ.
- непрерывный — информация о подконтрольном участке работ поступает постоянно.
- периодический — данные поступают через определенный промежуток времени.
- летучий — выполняется в произвольный период времени.
По средствам проведения:
Входной контроль проектной документации. Часть 1
- визуальный — проверка осуществляется опытными специалистами путем осмотра выполненных работ.
- измерительный — контроль с использованием приборов и устройств для измерения и проверки качества.
- регистрационный — контроль, выполняемый путем сопоставления данных, зафиксированных в документах. Применяется в тех случаях, когда к объекту затруднен доступ или другие методы контроля неэффективны.
Внешний контроль строительных работ
Внешний контроль производится различными структурами, которые не подконтрольны организации, выполняющей строительные работы. Обычно видами внешнего контроля качества в строительной отрасли являются:
- Технический надзор, осуществляемый представителем заказчика.
- Авторский надзор со стороны проектной организации.
- Контроль со стороны приемочной комиссии перед сдачей объекта в эксплуатацию.
- Государственный пожарный надзор.
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
- Инспекция труда.
- Органы надзора за безопасным проведением работ.
- Архитектурно — строительный надзор.
Автор поста: Alex Hodinar
Частный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.
Источник: adne.info
Виды контроля качества работ на строительной площадке (лабораторный, геодезический. Производственный контроль: входной, операционный, приемочный)
Производственный контроль качества строительных и монтажных работ должен включать:
— входной контроль качества проектной документации, строительных материалов, изделий и оборудования;
Входной контроль
— операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций;
— приемочный контроль выполненных работ.
Более 80 % дефектов на строительстве объектов связаны с отступлениями от проектов и СНиП при производстве работ на строительной площадке. Поэтому операционный контроль качества является основным видом производственного контроля. При систематическом осуществлении контроля в ходе выполнения операций прорабы и мастера могут своевременно выявлять и устранять дефекты, принимать меры по их предупреждению.
Основные задачи операционного контроля качества:
— обеспечение соответствия выполняемых СМР проекту и требованиям нормативных документов;
— своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, принятие мер по их устранению;
— повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих, звеньев, бригад, линейных специалистов) за качество выполненных ими работ.
Операционный контроль возлагается на прорабов и мастеров, осуществляющих руководство строительством зданий и сооружений. В необходимых случаях могут привлекаться строительные лаборатории и геодезические службы. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ.Основными документами при операционном контроле качества являются строительные нормы и правила (СНиП) «Организация, производство и приемка работ», технологические карты и схемы операционного контроля качества (СОКК).СОКК должны разрабатываться на все строительные и монтажные процессы строительными организациями или по их заказу научными организациями Разработанные настоящие карты-схемы операционного контроля качества состоят из четырех частей:
1. Состав операций и средств контроля (перечень контролируемых операций, метод и объем контроля, кто осуществляет контроль).
2. Технические требования к качеству выполнения работы (эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений по СНиП).
3. Требования к качеству применяемых материалов, изделий по нормативным документам (ГОСТ, ТУ).
4. Указания по производству работ (требования по СНиП).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
7.1*. Требуемое качество и надежность зданий и сооружений должны обеспечиваться строительными организациями путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер эффективного контроля на всех стадиях создания строительной продукции.
Лабораторный контроль-испытания в лаборатории на строительно-монтажной площадке изделий и конструкций с применением соответствующего оборудования.
Геодезический контроль- проверка с помощью геодезических инстр., приборов и приспособлений соответствия фактических размеров и положения элементови конструкций зданий(сооружений, а также разбивочных работ, разбивочных съемок итд)требованиям технической документации.
Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.
7.3. Производственный контроль качества строительно-монтажных работ должен включать входной контроль рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ
7.5*. Операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению.При операционном контроле следует проверять соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам.
Особое внимание следует обращать на выполнение специальных мероприятий при строительстве на просадочных грунтах, в районах с оползнями и карстовыми явлениями, вечной мерзлоты, а также при строительстве сложных и уникальных объектов. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ.Основными документами при операционном контроле являются нормативные документы части 3 СНиП, технологические (типовые технологические) карты и схемы операционного контроля качества.Схемы операционного контроля качества, как правило, должны содержать эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах, перечни операций или процессов, контролируемых производителем работ (мастером) с участием, при необходимости, строительной лаборатории, геодезической и других служб специального контроля, данные о составе, сроках и способах контроля. 7.6*. При приемочном контроле необходимо производить проверку качества выполненных строительно-монтажных работ, а также ответственных конструкций.
7.7. Скрытые работы подлежат освидетельствованию с составлением актов по форме, приведенной в прил. 6*. Акт освидетельствования скрытых работ должен составляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельным подразделением исполнителей.Освидетельствование скрытых работ и составление акта в случаях, когда последующие работы должны начинаться после перерыва, следует производить непосредственно перед производством последующих работ.Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ во всех случаях.
7.9. При возведении сложных и уникальных объектов акты приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ должны составляться с учетом особых указаний и технических условий проекта (рабочего проекта).
7.10. Управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям нормативных документов и проектной документации.
7.11*. На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль.
7.12. По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом также должны учитываться требования авторского надзора проектных организаций и органов государственного надзора и контроля, действующих на основании специальных положений.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .
Источник: studopedia.org
Особенности осуществления строительного контроля техническим заказчиком: анализ правоприменительной практики
Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена ст. 53 Градостроительного кодекса. При этом выполнение этой обязанности вменено лицу, осуществляющему строительство. В том случае если строительство осуществляется на основании договора, то строительный контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком. Также возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключённого с ним договора.
В соответствии со ст. 55.8 ГрК РФ, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.
При этом существует мнение, что технический заказчик (застройщик), осуществляющий строительный контроль самостоятельно, не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО, поскольку в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утверждён приказом Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». И поскольку в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и ничего не указано о самом техническом заказчике (застройщике), появилось такое мнение.
В рамках данной статьи постараемся дать ответ, насколько такая точка зрения обоснована.
Данный вопрос имеет важное значение в силу того, что ст. 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.
Прежде всего, необходимо определить, что же представляет собой строительный контроль.
В силу ч. 8 ст. 53 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
В соответствии с п. 2 Положения, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. А п. 3 Положения устанавливает, что строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком (заказчиком).
Кроме названного Положения, существует также Свод правил «Организация строительства» (утверждён приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781) (далее — СП 48.13330.2011), который также отчасти регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
В соответствии с п. 5.5 СП 48.13330.2011, лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передаёт застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль представленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п.п. 7.1 и 7.1.1).
При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.
Обратимся теперь к судебной практике и попытаемся выявить позиции арбитражных судов по вопросу определения содержания строительного контроля.
ФАС Московской области в Постановлении от 07.05.2013 по делу № А40-120139/12-139-1152, в рамках которого рассматривалась законность привлечения подрядчика к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ, со ссылкой на Положение и СП 48.13330.2011 указал, что при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате этого суд признал обоснованным наложение на генерального подрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.06.2013 по делу № А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения, и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).
Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — допуск СРО).
Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.
Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.
Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утверждён приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ № 23.7, 24.32, группа видов работ № 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).
Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).
Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ от 30.04.2010 № 17906-ИП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.
Проанализируем судебную практику.
В деле № А60-7214/2011 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.
Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка Института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
В результате Институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 № ВАС-14190/11).
Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 № 17АП-5069/2013-АКу по делу № А60-3434/2013. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединённая дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединённая дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330.2011), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не даёт оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.
Кроме того, суд отклонил ссылку заказчика на письмо Минрегиона России от 06.12.2010 № 40915-ИП/08, указав, что данный документ не является нормативным правовым актом.
Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение от 01.08.2013 № ВАС-10699/13).
Аналогичное мнение содержится и в постановлении ФАС Московского округа от 04.06.2012 по делу № А40-142460/10-141-1178. Суд пришёл к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует чёткое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административно ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000–50 000 руб.
Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.
Источник: www.top-personal.ru