Кто закупки для строительства

Содержание

Ежедневно ведущие строительные и инжиниринговые компании размещают актуальные заявки на закупку.

Ускорьте подготовку
предложений

Интеграция с вашей информационной системой позволяет увеличить скорость обработки заявки в три раза.

Повысьте конкурентоспособность компании за счет использования инновационного технологического решения.

Продавайте больше
Наша цель – ваши продажи

Получите обратную связь по стоимости в онлайн режиме, получайте информацию о всех заявках ваших и новых клиентов.

Источник: zakupay.pro

Совместные конкурсы и аукционы. Централизация закупок

В соответствии Законом о контрактной системе у заказчиков есть право проводить совместные закупки — конкурсы и аукционы. Это правило закреплено в ст.25 44-ФЗ.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1088 «Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

Государственные закупки Киргизской республики в сфере строительства. Мирбек Дуйшеев, Киргизия

Совместная закупка

Рассмотрим, что такое совместная закупка, схему ее осуществления, а также разберемся с плюсами и минусами этой процедуры, чтобы правильно выстраивать свою работу.

Для совместной закупки характерно наличие множества заказчиков (2 и более), которые в целях повышения эффективности закупок объединяют свои потребности в товарах (работах, услугах) и проводят одну процедуру закупки, по результатам которой выбирается один победитель, с которым каждый из заказчиков заключает контракт (договор) в объеме и на условиях собственной потребности.

В Законе о контрактной системе совместные конкурсы и аукционы не являются отдельными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Специфика подготовки и проведения совместных конкурсов и аукционов регламентирована отдельной статьей 25.

Когда выгодны совместные закупки

Заказчики объединяются для проведения совместного аукциона в том случае, если у каждого из них есть потребность в определенном товаре. При этом у каждого такая потребность может быть по объему невелика, но объединив объемы, они получают в совокупности более привлекательный для потенциальных участников закупки аукцион.

Например, в совместных закупках часто встречается закупка заказчиками бумаги и других канцелярских товаров — это категория товаров всегда используется каждым заказчиком в своей работе.

Или когда заказчики объединяют свои потребности для того, чтобы сэкономить на так называемых сопровождающих услугах. Например, заказчикам необходимо закупить автотранспорт. Ситуация: из бюджета выделили денежные средства, и у нескольких заказчиков появилась необходимость закупки автотранспорта — школьных автобусов.

Если автобусы будут покупаться у поставщика из другого региона, то доставляться они будут при помощи железнодорожных платформ. Рассмотрим данную ситуацию подробнее. На одну железнодорожную платформу помещается 2 автобуса. Если заказчик имеет потребность в одном автобусе и сам проведет такую закупку, у него возрастут затраты на доставку. Если же на платформе будет стоять автобус этого заказчика, и он объединится с участником этой совместной закупки, то оба сэкономят на сопутствующих затратах.

Закупки в сфере строительства в 2022. Развитие или постановка на паузу. День 2 (16.12.2021)

Кроме того, у нескольких заказчиков может находиться в совместном пользовании какое-то имущество. Например, они арендуют в одном здании помещение. По условиям аренды либо по условиям передачи помещения в безвозмездное пользование указано, что они должны это имущество содержать в надлежащем виде. Представим ситуацию, когда заказчикам необходимо сделать ремонт фасада.

На первом этаже находится какое-то муниципальное учреждение, на втором — орган власти субъекта РФ, на третьем этаже занимает помещение Федеральная структура. Если каждый сам будет проводить аукцион на ремонт фасада, то может получиться, что на первом этаже ремонт прошел. Когда начали красить на втором и третьем, пошли подтеки краски — порча того ремонта, который сделан у первого заказчика. Или же будут не совпадать цвета на фасаде. Поэтому, как правило, в этих ситуациях заказчики также объединяют свои потребности.

В данной ситуации заказчики разного уровня — муниципальный, заказчик уровня субъекта и федерального уровня. Никаких ограничений ни в законе, ни в Постановлении №1088 насчет такого межбюджетного объединения не установлено. Те, чье финансирование идет из разных уровней бюджета, также могут объединиться для того, чтобы провести совместную закупку.

Алгоритм осуществления совместных конкурсов и аукционов

  1. При осуществлении совместной закупки (конкурса или аукциона), в соответствии с требованиями ст.5 44-ФЗ и ПП №1088 для ее проведения в обязательном порядке идет определение организатора. Это может быть один из заказчиков или уполномоченный орган, уполномоченное учреждение.
  2. Заключение сторонами соглашения. Соглашение заключается до утверждения документации.
  3. После того как подписано соглашение, организатор совместного конкурса или аукциона осуществляет подготовку извещения, документации и непосредственно занимается проведением этой закупки. Все взаимодействие по осуществлению совместной закупки происходит с организатором.
  4. Заключение заказчиками контрактов с победителем конкурса или аукциона.

Функции организатора

Перед тем как закупка состоится, организатор утверждает состав комиссии по осуществлению закупки. В состав комиссии могут включаться представители сторон соглашений, представитель от каждого заказчика, который решил участвовать в совместной закупке. Существует оговорка — «если иное не предусмотрено соглашением». Может быть такая ситуация, когда у заказчика нет подготовленного специалиста (в отпуске, на больничном), он может передать полномочия по утверждению состава комиссии исключительно из членов коллектива того же организатора.

Организатор готовит извещение, документацию и размещает документы в ЕИС. При этом идентификационный код закупки (ИКЗ) указывается в извещении каждого заказчика. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таком извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦ контрактов каждого заказчика. При этом обоснование такой цены содержит обоснование НМЦ контрактов каждого заказчика.

У одного заказчика 100 тыс. потребность, у другого — 200 тыс., и третьего — 300 тыс. рублей. В совокупности в извещении о проведении такой совместной закупки НМЦК 600 тыс. рублей. Обоснование такой цены в обязательном порядке присутствует в документации о закупке, либо отдельным файлом должно содержать обоснование начальных максимальных цен контрактов каждого заказчика. В данной ситуации в документации должно быть обоснование по каждой цифре: 100 тыс., 200 тыс. и 300 тыс.

В приведенном примере с яблоками первому заказчику по условиям закупки нужна небольшая партия, которую он желает получить всю и сразу. У другого заказчика нет места для хранения, и по условиям этой совместной закупки ему необходим еженедельный привоз партиями, то есть поставка будет производиться частично. Соответственно, в цену одного килограмма будет включена цена доставки. У третьего могут быть другие нюансы, связанные с логистикой.

Организатор берет на себя функции по разъяснению положений документации и по внесению изменений в извещения, документацию по необходимости, и именно организатор в дальнейшем осуществляет размещение протоколов, итоговых протоколов и всей необходимой информации, которая должна размещаться в соответствии с Законом о контрактной системе.

Совместные закупки могут быть как единый проект контракта, подготовленный организатором, так и приложенные к контракту индивидуальные проекты в отношении потребностей каждого заказчика. На это тоже необходимо ориентироваться, изучая документацию о совместной закупке.

Непосредственно в ЕИС заказчики обозначают в самом извещении, что это будет совместная закупка.

В информационной карте можно увидеть информацию об организаторе такой совместной закупки. Это может быть один из заказчиков или же уполномоченный орган, либо уполномоченное учреждение, которое на территории субъекта муниципалитета осуществляет централизованные закупки. Либо оператор специализированной электронной площадки, на которой будут проходить закупки для Гособоронзаказа (это закрытые торги).

Операторы площадок вправе взимать плату за проведение совместного конкурса или аукциона однократно. То есть если вы участвуйте в совместной закупке, где объединили свои потребности 10 заказчиков, оператору электронной площадки вы заплатите как за одну процедуру. А если вы поучаствуете у этих же заказчиков, у каждого в отдельном индивидуальном аукционе, и если вы стали победителем, то плата будет взиматься за каждый такой аукцион.

Способы обеспечения заявки

Следующий вопрос, который возникает у участников совместных конкурсов и аукционов: как при совместной закупке идет обеспечение заявки?

Обеспечение заявки также будет вноситься от объединенной начальной максимальной цены. Не от цены контракта в разрезе по каждому заказчику несколько мелких обеспечений, а обеспечительные меры будут рассчитываться от общей объединенной НМЦК.

Обеспечительными мерами могут быть денежные средства, внесенные на специальный счет, или банковская гарантия. И исходя из специфики совместных закупок, возникает следующий вопрос: может ли участник совместной закупки предоставить в качестве обеспечения банковскую гарантию, в которой он укажет несколько бенефициаров-заказчиков совместного аукциона?

Ответ: нет, он не может предоставить одну банковскую гарантию для нескольких заказчиков. Потому что обеспечение контракта будет заключаться с каждым заказчиком самостоятельно.

Всегда работает правило — «один контракт — одна банковская гарантия». То есть представить одну банковскую гарантию на несколько заказчиков нельзя. Может возникнуть ситуация, когда для исполнения этих контрактов по каким-то из них будет представлена не банковская гарантия, а например, денежные средства — это не запрещено. Могут быть различные варианты — одному заказчику вы будете предоставлять банковскую гарантию, для другого заказчика, пока не успели получить банковскую гарантию, — денежные средства.

И при обеспечении заявки предоставляется одна банковская гарантия и при дальнейшем заключении контракта представляется одна банковская гарантия на контракт.

Рассмотрим следующую ситуацию: участник закупки участвовал в совместном аукционе, но в дальнейшем уклоняется от заключения контракта. Что происходит с обеспечением заявки, которая была внесена на специальный счет?

Такое обеспечение не уходит организатору совместного конкурса или аукциона. Делается расчет и пропорционально НМЦК перечисляется тем заказчикам, которые участвовали в этой совместной закупке.

В Письме Минэкономразвития РФ от 25 февраля 2015 года №Д28и-443 даны разъяснения по этому вопросу: в случае если определенная часть заказчиков являются участниками соглашения проведения совместного аукциона признала победителя уклонившимся, тогда денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки также распределяются пропорционально между этими заказчиками.

Читайте также:  Какого размера должен быть участок для строительства дома по закону

Правоприменительная практика НПА при совместных конкурсах и аукционах

Рассмотрим, как складывается правоприменительная практика норм Закона о контрактной системе и подзаконных актов, которые обусловлены спецификой суммирования начальных максимальных цен при совместных конкурсах и аукционах.

В Законе о контрактной системе базисом показателей является начальная максимальная цена.

Если проводится совместная закупка с ограничением для СМП и СОНКО, то необходимо придерживаться общего правила заключения контрактов с такими участниками: НМЦК заключаемого контракта в соответствии с частью 30 с субъектом малого предпринимательства либо социально ориентированной некоммерческой организацией не может превышать 20 миллионов рублей.

Возникает вопрос: могут ли заказчики, если у каждого из них начальная максимальная цена не превышает 20 млн рублей, объединиться и провести совместную закупку для СМП и СОНКО.

Обратите внимание, что согласно позиции Минэкономразвития и в соответствии с уже сложившейся аналогичной судебной практикой, практикой арбитражных судов, здесь будет работать общий подход — то есть если заказчик объединил свои потребности и в совокупности НМЦК контракта не превышает 20 миллионов рублей, то провести такую совместную закупку с ограничением только для СМП и СОНКО заказчики вправе.

Если у одного 10 миллионов, а у другого — 15, и вместе они объединили потребности, получается 25, то есть свыше 20 миллионов рублей, то такая закупка будет уже неправомерной.

Таким же образом в отношении привязки к начальной максимальной цене контракта работают и другие нормы закона.

В отношении категории участников закупки СМП и СОНКО предусмотрена возможность освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств и антидемпинговых мер в соответствии с частью 81 ст.96. Эта норма работает в отношении обычной закупки, где представлен только один заказчик, то есть участник закупки должен предоставить информацию о своей добросовестности и сумме контрактов. Необходимо представить три контракта, исполненных без штрафов и неустоек. Сумма начальных максимальных цен таких контрактов должна быть не меньше начальной максимальной цены контракта.

С чем необходимо сравнивать информацию добросовестности при участии в совместной закупке

В ситуации когда начальная максимальная цена контракта 1 миллиард и выше, в соответствии с нормами закона должно проводиться обязательное общественное обсуждение закупки. Но здесь достаточно интересный подход регулятора.

Есть ситуации, когда проводятся конкурсы с ограниченным участием. Например, при установлении начальной максимальной цены контракта определенного размера заказчик имеет право требовать наличие опыта. В частности если по результатам конкурса с ограниченным участием идет закупка продуктов питания, при этом начальная максимальная цена контракта превышает 500 тысяч рублей, то заказчик вправе такой опыт потребовать.

Органы по контролю считают, если несколько заказчиков объединили свою потребность для проведения совместного конкурса на поставку продуктов питания и начальная максимальная цена контракта в совокупности у них превысила 500 тысяч, то они все равно не имеют права установить требование об опыте, но судебные инстанции придерживаются иной позиции.

Они считают наоборот — если начальная максимальная цена контракта после суммирования превышает тот предел, который у нас установлен в постановлении для применения дополнительных требований к участнику закупки в виде опыта, то в этой ситуации установление такого требования является правомерным со стороны заказчиков, которые участвуют в совместной закупке.

Требования Постановления 99 применяются участникам закупки и при проведении совместного конкурса или аукциона, каких-либо исключений ограничения нет. В этой ситуации была высказана позиция Верховного Суда в 2020 году.

Как будут применяться эти требования при совместных конкурсах и аукционах
Согласно позиции Минфина, необходимо предоставить контракт либо договор для подтверждения своего опыта.

Также есть разъяснение позиции Минфина (Письмо Минфина России от 09.08.2019 №24-01-07/60373) по установлению дополнительных требований, в котором говорится, что в случае если начальная максимальная цена контракта, указанная в извещении об осуществлении совместной закупки превышает 1 млн рублей, то организатор совместного конкурса или аукциона обязан установить обеспечение заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

Таким образом, если у одного или нескольких заказчиков, которые участвуют в совместной закупке, начальная максимальная цена контракта менее 1 млн рублей, но в совокупности они объединили свои потребности и этот 1 млн превысили, то обеспечение заявки должно быть установлено обязательно.

Это условие может быть невыгодным для участника закупки этих объединений. Почему? Допустим, вы участвуете в нескольких закупках до 1 миллиона рублей — вам вносить обеспечение заявки вообще бы не потребовалось. А в объединенной закупке, так как она уже составляет 1 миллион рублей и выше, в соответствии с разъяснениями Минфина, необходимо будет вносить обеспечение заявки.

Плюсы и минусы участия в совместных торгах

Исходя из правоприменительной практики, есть и плюсы, и минусы участия в совместных торгах.

Проблема совместных конкурсов и аукционов

Существует проблема, которая не связана непосредственно с финансами участника либо с какими-то условиями закупки, которые выставляют заказчики. Она заключается в том, что в статье 25 присутствует достаточно общая формулировка, в отношении каких товаров, работ и услуг может осуществляться совместная закупка, совместные конкурсы и аукционы — в отношении «одних и тех же».

Проблема в том, что нигде нет определения, что такое «одни и те же» товары, работы и услуги. Должны ли они быть абсолютно одинаковыми, то есть закупается один и тот же товар, который совпадает у всех заказчиков, или же нет. Или достаточно, чтобы это было общее функциональное назначение. Допустим, закупается партия мебели, например, столы.

При этом есть некоторое отличие в цветовых решениях и в размерах. Вопрос остается открытым, потому что соответствующего определения ни в законе, ни в подзаконных НПА нет.

Единственное на что можно ориентироваться — обзор судебной практики.

Что такое родовые признаки
В письме Федеральной антимонопольной службы дано разъяснение, что при проведении совместной закупки необходимо учитывать позицию Верховного Суда. Но так как задача антимонопольного органа состоит в большей степени в борьбе с ограничением конкуренции, то в разъяснении указано, что в совместную закупку не должны включаться товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны между собой.

Если речь идет о поставке продуктов питания, антимонопольный орган делает вывод, что нельзя в одной закупке требовать поставку молочной и мясной продукции (Разъяснения ФАС России от 16.02.2018 по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания).

Подводя итог, можно сделать вывод, что в целом участие поставщиков, подрядчиков, исполнителей в совместных закупках практически не отличается от участия в обычных конкурсах и аукционах, учитывая, что проводятся они по тем же правилам и в те же сроки. При этом есть специфика у таких закупок, которая касается организаторов и заказчиков, которые будут осуществлять совместную закупку.

Кроме совместных закупок, совместных конкурсов и аукционов, участники закупок по 44-ФЗ могут столкнуться с так называемыми централизованными закупками.

Централизованные закупки

Давайте разберемся, что это такое.

В соответствии с действующим законодательством субъектам РФ и органам местного самоуправления предоставлена возможность выбора одной из следующих моделей организации процесса закупок.

Централизованная

На территории субъекта, города, района создается уполномоченный орган либо учреждение, наделяется соответствующими полномочиями по централизации закупок и осуществляет закупки в пользу заказчика.

Децентрализованная

Организационная модель, когда нет никакого уполномоченного органа либо учреждения, и каждый заказчик осуществляет свои закупки самостоятельно.

Самая распространенная. Включает частично централизованную, частично — децентрализованную. То есть когда часть закупок осуществляется заказчиками самостоятельно, и какую-то часть закупок для заказчиков осуществляет уполномоченный орган либо уполномоченное учреждение.

Обратите внимание, что при различных организационных моделях также могут применяться в совокупности еще и совместные закупки. При централизованных и смешанных моделях, то есть когда есть уполномоченный орган либо уполномоченное учреждение, совместные конкурсы и аукционы тоже могут проводиться.

В этой ситуации они являются одним из инструментов оптимизации взаимодействия уполномоченного органа либо учреждения и заказчиков. И в том и другом случае целью проведения таких совместных закупок уполномоченным органом является повышение информационной эффективности.

Далее — операционная эффективность. Это когда уполномоченный орган экономит время на обработку заявок, и проведя одну процедуру закупки, также экономит время на удовлетворение потребность заказчиков.

Каждая из этих мер вносит свой вклад в общую картину повышения эффективности закупок.

Особенности централизации закупок

Чтобы понимать, какие процессы централизации идут в субъекте либо в муниципалитете, на территории которого вы участвуете в торгах, необходимо ответить на три ключевых вопроса:

  1. Кем осуществляется такая централизация
  2. Для кого
  3. Какой объем централизуемых полномочий закреплен в порядке взаимодействия между уполномоченным органом и заказчиками, которые находятся на территории этого субъекта.

Согласно Федеральному закону 44-ФЗ, регламентация централизованных закупок осуществляется в порядке, который определен в 26 статье. В ней введено понятие уполномоченных органов и уполномоченных учреждений. Также в этой же статье прописаны основные моменты, связанные с работой этих уполномоченных органов, уполномоченных учреждений.

Обратите внимание, что на территории одного субъекта, на территории одного муниципалитета по решению высших органов власти может быть создан как один уполномоченный орган, так и несколько, как одно уполномоченное учреждение, как правило казенное, так и несколько. Например, когда создан уполномоченный орган по централизованным закупкам, который осуществляет функции регулятора на уровне субъекта, и при этом в помощь ему может быть создано учреждение, которое будет заниматься непосредственно процессами размещения заказов, процессами осуществления закупки.

Исходя из норм действующего законодательства, такие полномочия по осуществлению централизованных закупок могут быть возложены как на уже имеющийся в субъекте орган или учреждение, так и могут быть созданы для этих целей новые, которые будут заниматься только вопросами централизации.

При этом в 26 статье указано, что если это неполный цикл централизации, если централизована только функция по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей, то запрещается возлагать полномочия по обоснованию начальной максимальной цены контракта, а также по определению условий таких контрактов на этот уполномоченный орган. Это делает заказчик даже в условиях централизации. То есть функции заключения контракта, его подписания в этой ситуации возложена на заказчика.

Существует так называемая полная централизация. Она реализована на территории Российской Федерации в нескольких субъектах. Это когда уполномоченный орган является в том числе и главным распорядителем бюджетных средств. Тогда он делает за заказчиков весь объем работы начиная с этапа планирования закупок, их проведения и вплоть до заключения исполнения и контроля за исполнением контракта, приемкой результатов этих контрактов. Заказчики получают только готовый результат.

Читайте также:  Получить разрешение на строительство бани в СНТ

Централизация может осуществляться на уровне субъекта, на уровне муниципалитета, но также централизация может быть реализована на федеральном уровне.

В частности, принято решение о создании Единой службы заказчика по строительству объектов за счет средств Федерального бюджета — это пример централизации на федеральном уровне.

Централизацией может быть охвачен любой уровень бюджета: и на федеральном уровне, и на уровне субъектов, и на муниципальном уровне.

Кто принимает решение о централизации

Решения о централизации закупок принимаются (ч.ч.2,3 ст.26 Закона о контрактной системе):

При неполной централизации в отношении закупок бюджетных учреждений в настоящее время существуют некоторые ограничения: уполномоченному органу либо уполномоченному учреждению могут передаваться только полномочия по определению контрагентов.

В отношении органов власти и казенных учреждений уполномоченному органу либо уполномоченному казенному учреждению могут быть переданы все полномочия по осуществлению закупки в целом (планирование закупок, определению контрагентов, заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты). Может быть реализован полный цикл централизации.

Также централизация может быть общая, когда централизованно закупаются товары, работы, услуги, независимо от их номенклатуры: предметная или частичная. Когда услуги связи, услуги интернета зацентрализованы на определенном органе власти, на департаменте информационных технологий субъекта.

Также существует так называемая ведомственная централизация, когда у министерства или ведомства в подчинении есть подведомственные учреждения. Допустим, есть министерство здравоохранения, в подчинении которого больницы, поликлиники и так далее. Для своих подведомственных учреждений министерство здравоохранения может выступать в качестве уполномоченного органа по централизации закупок внутри ведомства. На территориях субъектов, и в муниципалитетах Российской Федерации ведомственная централизация также широко представлена.

Обратите внимание! Законом о контрактной системе в отношении совместных закупок в отдельных случаях предусмотрена возможность централизации закупок муниципальных образований на уровне субъекта. То есть закупки с муниципальных образований могут перейти на уровень субъекта. Такие закупки будет проводить уполномоченный орган субъекта, а не муниципалитета.

Уполномоченные органы (учреждения) субъекта РФ могут быть наделены полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений в двух случаях.

Если условием предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных трансфертов.

Или речь идет о софинансировании из бюджета субъекта. Например, денежные средства выделены на строительство конкретного объекта. При этом указано, что закупка работ будет осуществляться централизованно уполномоченным органом субъекта.

Если заключено соглашение между субъектом РФ и муниципальным образованием. В этой ситуации в рамках заключенного соглашения практически все закупки могут перейти с уровня муниципалитета на уровень субъекта. Осуществлять такие закупки, будет уполномоченный орган либо уполномоченное учреждение субъекта.

По аналогии есть возможность передачи полномочий по централизованным закупкам с уровня поселений, которые входят в состав муниципального района либо городского округа, на муниципальный уровень.

Здесь никаких иных условий, кроме как заключение соглашения, не существует. Поэтому на практике можно столкнуться с тем, что строительство будет вестись на условиях софинансирования в каком-то муниципальном городе, либо районе, а проводить такую закупку будет полномочный орган субъекта.

Все нюансы по централизации закупок, связанные с распределением полномочий, отражаются в специальном нормативном правовом акте, который называется Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа (уполномоченного учреждения).

Взаимодействие заказчиков и уполномоченного органа (учреждения)

Если принято решение о централизации закупок, такой нормативный правовой акт на уровне субъекта, на уровне муниципального образования принимается в обязательном порядке. При этом типовой порядок взаимодействия не регламентирован. Каждый субъект, каждый муниципалитет самостоятельно разрабатывает свой НПА, в зависимости от многих условий, например, от наличия автоматизации процессов закупки.

Допустим, в том же субъекте таким образом происходит порядок взаимодействия между заказчиками и уполномоченным органом, в каком объеме переданы полномочия по централизации закупок, на каких принципах основывается централизация закупок в конкретном субъекте.

Принципы централизации в системе государственных (муниципальных) закупок

Как правило, применяется четыре основных принципа централизации.

  1. По способу закупки: когда конкурсы и аукционы проводит уполномоченный орган, а запросы предложений и котировок и закупку у поставщика осуществляют сами заказчики.
  2. По номенклатуре продукции: когда уполномоченный орган закупает ТРУ исходя из перечня, утвержденного в Порядке взаимодействия, например, топливо или дорогостоящее медицинское оборудование. Все, что не вошло в перечень централизованных закупок, самостоятельно закупается заказчиками.
  3. По начальной максимальной цене контракта: например, когда аукцион до 10 млн проводится заказчиками самостоятельно, а свыше 10 млн такие аукционы проводит только уполномоченный орган.
  4. По потребности в одних и тех же товарах, работах и услугах — это совместные конкурсы и аукционы.

Централизация закупок в 223-ФЗ

Если вы участвуете в закупках по 223-ФЗ, то нормами данного закона централизация закупок не предусмотрена. Там нет понятия уполномоченных органов, понятия уполномоченных учреждений. На территориях иногда есть попытки централизовать такие закупки по 223-ФЗ. Но чаще всего консолидация таких закупок осуществляется через совместные закупки.

При этом такие совместные закупки, их порядок проведения ни в 223 законе, ни в подзаконных актах не прописан. Следовательно, совместные закупки могут проводиться в том случае, если в Положение о закупке заказчика будет включена соответствующая регламентация совместных торгов. Участнику такой совместной закупки необходимо ориентироваться на Положение о закупке заказчика, на документацию.

Эксперты Астрал.Тендер знают всё о централизации закупок. Они помогут профессионально подготовить заявку на основе законов и нормативно-правовых актов по закупкам. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.

Источник: astral.ru

Малые электронные закупки: что такое «закупки с полки» и как в них участвовать

Малые закупки — не новинка в контрактной системе по № 44-ФЗ. Это разновидность закупок у единственного поставщика. Однако с 1 апреля 2021 года лимит малых закупок, проводимых в электронной форме, увеличился с 600 тысяч рублей до 3 млн рублей. Нововведение позволит увеличить объём торгов в этой категории и привлечь большее количество участников. Рассказываем обо всех нюансах малых закупок, порядке их проведения и новых возможностях для участников системы госзакупок.

Статья 93 №44-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика, но только в некоторых случаях, которые указаны в этой статье закона. Один из таких случаев — малая закупка. Объём такой закупки по стоимости товаров, работ или услуг настолько невелик, что применять хоть и конкурентные, но сложные по процедуре торги экономически нецелесообразно.

На 2021 год намечено множество изменений в контрактной системе. Одним из них стало увеличение в апреле этого года лимита малой закупки с 600 тысяч до 3 млн рублей. Точнее, помимо стандартной процедуры проведения небольшой закупки у единственного поставщика (в пределах 600 тысяч рублей), дополнительно появилась новая — с увеличенным лимитом, но требующая соблюдения ряда условий.

На сегодняшний день малые закупки проводятся:

  1. На сумму до 600 тысяч рублей включительно при условии, что годовой объём таких закупок заказчика не превышает 2 млн рублей или 10% всех его годовых закупок, но не более 50 млн рублей. Годовые лимиты не распространяются на заказчиков, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, — им достаточно соблюсти лимит в 600 тыс. рублей (п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
  2. На сумму до 3 млн рублей включительно при условии, что закупка проводится в электронной форме и соблюдены годовые лимиты, установленные п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Порядок проведения такой малой закупки установлен ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — именно эти положения закона и являются новшеством.

С лета 2018 года малые закупки разрешено проводить на базе единого агрегатора торговли «Берёзка». Он очень похож на крупный интернет-магазин, поэтому такие закупки и получили название «закупки с полки». Для работы в ЕАТ и участники, и заказчики должны иметь усиленную квалифицированную подпись, все закупки и сделки проводятся в электронном виде.

Кто может участвовать в малой закупке и как стать участником

Несмотря на то что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным закупкам, в малой закупке может принять участие любой исполнитель, поставщик или продавец. Но чтобы участвовать в процедуре с лимитом до 3 млн рублей, нужно быть продавцом какого-либо товара — для услуг и работ действует стандартный лимит в 600 тысяч рублей.

Большая часть малых закупок проводится на ЕАТ «Берёзка», поэтому она считается основной электронной площадкой. Если вы или ваша организация только начинаете участвовать в малых закупках, лучше начать именно с этой площадки — больше заказчиков, больше возможностей. Но конкуренция тоже более высокая. К тому же заказчики вправе сами выбирать электронную площадку для проведения малой закупки, а участники — для размещения своего предложения. Нужно учитывать, что это может быть вовсе не «Берёзка».

Для доступа к малым закупкам участник должен иметь:

  1. Учётную запись в ЕСИА.
  2. Квалифицированную электронную подпись.
  3. Регистрацию в системе госзакупок (ЕИС).
  4. Предложение, которое способно заинтересовать заказчика.

Порядок проведения малой закупки с лимитом до 3 млн рублей

Процедура предусматривает следующий порядок:

  1. Участники формируют, подписывают электронной подписью и размещают на электронной площадке предложение о поставке товара или товаров, в том числе разных видов.
  2. В предложении должны быть указаны:
  • наименование и характеристики каждого товара (описание составляется с использованием сведений из официального каталога товаров, работ, услуг для госнужд);
  • товарный знак (если есть);
  • страна происхождения товара и документ, подтверждающий эти сведения, или копия такого документа;
  • единица измерения товара согласно соответствующему общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара, которая включает услуги доставки и все обязательные платежи (налоги, сборы и т.д.);
  • максимальное и (или) минимальное количество товара, готового к поставке;
  • регион, муниципальное образование, округ или иная территория, в пределах которой возможна поставка;
  • срок действия предложения (не более месяца);
  • сведения об участнике закупке (ФИО или наименование, его адреса и контакты, ИНН предпринимателя, руководителя и членов коллегиального органа управления);
  • согласие на совершение или последующее одобрение крупной сделки, если она или размер обеспечения является таковыми для организации;
  • документы, подтверждающие правоспособность участника;
  • декларирование соответствия участника отдельным требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок (пунктам 3-5, 7-9 и 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ);
  • минимальные и (или) максимальные сроки поставки товара.

Особенности малых закупок с лимитом до 3 млн рублей с учётом разъяснений Минфина

  1. В малых закупках с лимитом до 3 млн рублей могут принять участие любые юридические, физические лица и ИП, кроме офшорных компаний.
  2. Для участия необходима регистрация в ЕИС и авторизация на электронной площадке проведения малой закупки.
  3. Участнику необходима электронная подпись. Все закупки и связанные с ними процедуры формирования, отправки, обработки документов проводятся только в электронной форме.
  4. Предложение участника признаётся заявкой на участие, как только она была размещена, оператор ЭТП принял её в обработку и начал отбор для направления заказчикам.
  5. Предложение участника может содержать поставку нескольких видов товаров. Отбор заявок на отдельные товары — задача оператора ЭТП.
  6. Минимальный размер цены предложения не ограничен, лимит действует только на максимальный размер цены.
  7. Участник может продлить срок действия предложения, но общий срок не может превышать одного месяца.
Читайте также:  Какое свойство гашеной извести позволяет ее использовать в строительстве

Система малых закупок с лимитом в 3 млн рублей устроена таким образом, что первично формирование участниками предложений, а заказчиками извещений никак не взаимосвязаны. Участники руководствуются своими критериями, а заказчики — своими. Отобрать заявку, удовлетворяющую конкретному извещению заказчика, — задача оператора.

Таким образом, первичную проверку предложений и отбор из них заявок делает оператор. Заказчик выбирает из тех заявок, которые представил ему оператор. Победителем считается тот участник, заявка которого соответствует закупочной документации, и при этом предложивший наименьшую цену за конкретный товар, интересующий заказчика.

Источник: iitrust.ru

Путеводитель по закупкам — ФЗ-44 и ФЗ 223

С чего начинать подготовку к закупке, кто ваш заказчик, как подавать заявку, как лучше искать закупки, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки? Рассмотрим эти вопросы.

Тем, кто впервые участвует в закупках, мы подскажем, с чего начинать подготовку, кто ваш заказчик, как подавать заявку, что может помочь лучше искать закупки, что собой представляет финансовое обеспечение, и что делать после того, как закупка завершена.

Закупка: что это такое?

Компании, которые полностью либо частично являются государственными, организуют проведение конкурсов на закупку товаров (услуг, работ). Закупки есть практически в любой сфере и в любом из регионов. Деньги на них закладываются в бюджет, а для СМП действуют квоты. Это неплохая возможность по расширению бизнеса.

Заказчик проводит размещение закупок различными способами: все зависит от метода отбора поставщика. К числу наиболее популярных способов можно отнести конкурс, электронный аукцион и запрос котировок. Закупка является одной из форм размещения заказа, связанного с поставкой товаров (услуг). Заказчик проводит ее при помощи конкурентных либо неконкурентных методов отбора поставщиков.

В зависимости от категории заказчика, закупки делятся на три группы.

Государственные закупки по Закону № 44, проводимые муниципальными и государственными организациями. Заказчиком публикуется план закупок, который позволяет поставщику заранее планировать свою деятельность. После того как опубликовано извещение о закупке либо заказчиком отправлено приглашение к участию, поставщиком подается заявка. Победитель определяется заказчиком. После исполнения всех обязательств и перечисления заказчиком денежных средств поставщику закупка считается завершенной.

Государственные закупки по Закону №223, которые проводят:

  • естественные монополии, включая РЖД, нефтяные и газовые компании;
  • компании с долей госучастия от 50 процентов, их «дочки», «внучки»;
  • организации, виды деятельности которых регулируются (например, водоснабжение, энергетика);
  • бюджетные организации, осуществляющие закупки за счет собственных денег, грантов и средств субподряда.

Процесс проведения таких закупок аналогичен закупкам, проводимым по Закону № 44, однако каждая организация может определять собственные методы отбора, устанавливать сроки, а также выбирать способ проведения закупок.

Коммерческие закупки проводят коммерческие организации. Правила их проведения, а также требования к поставкам определяются заказчиками самостоятельно.

Аукционы и конкурсы проводят в соответствии с ГК РФ. Начинать участвовать в государственных закупках проще по Закону № 44: государственными организациями чаще проводятся конкурентные процедуры, к числу которых относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок.

В соответствии с Законом № 223, большая часть закупок проводится у единственного поставщика, то есть закупка осуществляется у подрядчика, выбранного заказчиком самостоятельно. Количество подобных закупок уменьшается: в 2014 г. – 48,2%, в 2015 г. – 40,4%.

Как и где искать закупки?

Публикация закупок по Закону № 44-ФЗ обязательно проводится на ресурсе zakupki.gov.ru. Электронные процедуры при этом дублируются на федеральных площадках. Закупки по Закону № 223 также публикуются на zakupki.gov.ru и на площадках, соответствующих требованиям заказчика. Заказчик имеет право не публиковать информацию на zakupki.gov.ru только в следующих случаях:

  • при цене закупки не более 100 тыс. рублей;
  • при цене закупки не более 500 тыс. рублей и годовом обороте заказчика больше 5 млрд. рублей.

Несколько советов

Перед участием в закупках надо проверить, что ваши товары (услуги) являются востребованными в регионе. Найти закупки можно по ОКПД, отрасли либо по ключевым словам, а также посмотреть, насколько много было закупок, кто выступает основными заказчиками, как они размещаются и кто конкуренты.

Чтобы найти нужные закупки, исключив лишнее, важна правильная настройка запроса, При поиске возможно использование ключевых слов, указание ОКПД, отрасли или региона. Для оптимизации поиска есть возможность сохранить регулярный запрос в качестве шаблона и подписаться по нему на новые закупки. Подробнее о поиске узнайте в Контур. Закупках.

Находите скрытые закупки: некоторые из заказчиков делают попытки ограничения круга участников, однако эти преграды надо учиться обходить. Подробнее об этом – в статьях, где рассматриваются серые схемы и некопируемая документация.

Проводите поиск планов-графиков: они содержат информацию, на какой месяц заказчиком запланированы интересующие вас закупки.

Извещение о закупке: состав

Извещение о закупке – это документ, который объявляет о начале проведения процедуры отбора поставщика. К извещению об открытых процедурах имеют доступ все участники, а само извещение отправляется участникам, но не размещается в СМИ. У извещения о закупке имеется определенная структура. Коммерческие организации могут не заполнять все поля, ориентируясь на форму извещения. По Законам № 44 и № 223 заказчикам нужно отображать всю информацию, которая даст возможность поставщику определить, подходит ли ему закупка.

По Законам № 44 и № 223 в извещении заказчиками должна указываться следующая информация:

  • сведения о заказчике, а также его контактные данные;
  • название закупки;
  • НМЦ (начальная максимальная цена госконтракта), то есть, ее предельное значение, которое обосновано с использованием реестра контрактов, статистической отчетности, информации с сайта zakupki.gov.ru, сведений о ценах производителей и результатов исследования рынка.

Обеспечение заявки является требованием о внесении денежных средств, сумму которого устанавливает уполномоченный орган или заказчик. Это своеобразная страховка при возможном отказе победителя закупки от подписания контракта (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Обеспечение исполнения контракта является денежным обязательством, предоставляемым победителем закупки при заключении госконтракта. Его вносят для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно выполнит или не выполнит обязательства (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Преимущества в сфере государственных закупок могут предоставляться СМП, российским поставщикам, продукции, произведенной в РФ, обществам инвалидов, организациям уголовно-исправительной системы.

Адрес ЭТП необходим для проведения электронных торговых процедур.

К извещению заказчиками прикладывается документация со спецификацией или техническим заданием, проект контракта, форма заявки (при необходимости), обоснование закупки и НМЦ.

Закупка может включать один или несколько лотов. В каждом из них указывается заказчик, название, НМЦ, требования, предъявляемые к обеспечению, объекты лота, а также место и время поставки. Участие в закупке, где есть несколько лотов, требует подачи отдельной заявки на каждый лот.

Возможно, Вас также заинтересует:

Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

Сервис Контур.Закупки ищет и уведомляет о новых закупках по вашей теме, а также помогает отслеживать изменения и анализировать результаты торгов.

Участники госзакупок продолжают совершать типичные ошибки. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки участников государственных закупок, на которые стоит обратить внимание.

Как подается заявка на участие?

Когда интересная закупка найдена, нужно посмотреть, в электронном виде или бумажном она будет проводиться. В бумажном виде заявки на конкурс либо котировку можно доставлять почтой или лично. Чтобы участвовать в электронном аукционе, необходимо подать заявку в электронной форме на ту ЭТП, где проводится закупка.

Для участия в торгах на ЭТП необходимо:

  • получить ЭП (выдается любым аккредитованным удостоверяющим центром);
  • пройти аккредитацию на конкретной торговой площадке (правила каждой ЭТП немного отличаются, поэтому перед подачей документов стоит их внимательно прочитать).

Следуйте требованиям заказчика

Характеристики товаров, а также требования к поставщикам прописаны в документации к закупке. Стоит посмотреть, указана цена товара с НДС либо без этого налога, измерения указаны в миллиметрах или сантиметрах. Чтобы не отправить заявку в другое время или по старой документации, нужно отслеживать изменения в документации и контролировать сроки подачи заявок. После размещения закупки заказчики могут вносить в нее изменения. При сохранении закупки в избранном вы будете узнавать о происшедших изменениях автоматически в Контур.Закупках.

Заявка может быть отклонена заказчиком по причине того, что предоставлена недостоверная информация или документы идут в ней не по порядку. Предусмотрите время на проведение дополнительных процедур. Так, при отправлении пакета документов почтой отведите время на их доставку. Приняв решение участвовать в торгах, стоит заранее получить сертификат ЭП.

При несоответствии документации установленным законом требованиям или необоснованном отклонении заказчиком вашей заявки вы имеете право подавать заказчику запросы на разъяснения либо жаловаться в антимонопольную службу.

Если заявка отклонена заказчиком, не удается пройти аккредитацию либо попалась сложная закупка, нужно обратиться к специалистам, осуществляющим сопровождение закупок.

Результаты торгов

Победитель торгов должен подписать контракт в установленный срок: на ЭТП (при электронном аукционе) либо на бумаге. Участникам торгов стоит изучить их результаты по протоколу закупки, а именно:

  • количество участников и цены, которые они предлагали;
  • насколько снизилась цена (в процентах);
  • кто был признан победителем.

Узнайте у победителя, насколько часто он побеждает в закупках этого заказчика, конкурентна ли предлагаемая им цена, возможен ли сговор. При наличии подозрений не стоит больше терять время на закупки этого заказчика.

При проведении анализа закупок по итогам конкурса можно понять причины проигрыша, узнать, чего вам не хватает: лицензий, квалифицированных кадров, опыта. Это поможет провести корректировку стратегии при участии в следующих торгах.

В течение десяти дней после того как объявят победителя, все участники имеют возможность обжаловать итоги тендера в ФАС. Если выявят серьезные нарушения, то результаты закупки будут отменены.

Источник: fksrf.pro

Рейтинг
Загрузка ...