Госзакупки в строительстве являются одними из самых сложных из-за больших объемов технической документации. Чтобы верно подготовить заявку, поставщику нужно изучить немало информации. Также будет полезно знать, на какие уловки идут заказчики с целью ограничить конкуренцию.
Нормативная база
Помимо закона № 44-ФЗ, который устанавливает основные правила госзакупок, потенциальному участнику строительных закупок следует вооружиться такими документами:
- Градостроительным кодексом, устанавливающим нормативы в строительной сфере;
- постановлением Правительства № 615 от 01.07.16 (отнесение поставщиков в список квалификации по капремонту);
- постановлением Правительства № 99 от 04.02.15 (дополнительные требования при закупках сложных строительных объектов);
- письмом ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.16 о правилах составления заказчиками технического задания и инструкции по заполнению заявки.
Кроме того, будут полезны и другие подзаконные акты и разъяснения чиновников — о них будет упомянуто ниже.
Управление закупками — С чего начать и чем закончить…
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Способы закупки в строительстве
Чуть менее года назад распоряжением Правительства № 471-р был обновлен перечень объектов, которые должны закупаться через электронный аукцион. В него вошли практически все закупки в сфере строительства, за исключением опасных, уникальных или технически сложных объектов, в том числе важных дорог. Таким образом, сейчас подавляющее большинство всех закупок в сфере строительства проводится посредством электронного аукциона.
Закупки в отношении уникальных, опасных и технически сложных объектов можно проводить через открытый конкурс. При этом установлено ограничение НМЦ контракта в размере 50 млн и 150 млн рублей соответственно для муниципальных и федеральных объектов. Если начальная цена контракта превышает эти значения, проводится конкурс с ограниченным участием.
Однако бывает так, что конкурс не состоялся. В этом случае заказчик может произвести закупку указанных выше работ путем запроса предложений. Также этот метод применяется в том случае, если контракт был заключен, но впоследствии расторгнут в одностороннем порядке.
Для небольших закупок в сфере строительства, НМЦ которых не превышает полумиллиона рублей, можно провести запрос котировок. Можно произвести закупку и у единственного поставщика, но со следующими ценовыми ограничениями: 100 тыс. рублей для муниципальных заказов и 500 тыс. рублей для федеральных.
Особенности осуществления закупок в строительстве
Какие требования предъявляются к поставщикам
В общем случае заказчик предъявляет к участникам процедуры единые требования и указывает в документации, какие документы должны быть представлены. Учтите, что отдельные виды работ в строительной сфере могут потребовать свидетельство о допуске СРО. Рекомендуем ознакомиться с приказом Министерства регионального развития № 624, который содержит перечень таких допусков.
Следует внимательно ознакомиться с закупочной документацией — в ней должны быть перечислены все разрешения, допуски и лицензии, которые необходимо включить в заявку. Обратите внимание, что заказчик не имеет права требовать допуск, если он не предусмотрен для вашего вида деятельности.
Если заказчик включает в закупку разноплановые работы, они должны быть функционально и технологический связаны с объектом строительства. Если поставщик считает, что заказчик ограничивает конкуренцию, включая в одну закупку несвязанные работы, можно обратиться с жалобой в ФАС. Пример связанных работ — строительство здания и монтаж в нем лифтов.
Дополнительные требования
Проводя процедуру конкурса с ограниченным участием (для тех объектов, для которых это предусмотрено), заказчик указывает ряд дополнительных требований:
- поставщики должны иметь опыт исполнения подобных контрактов, цена которых составляет не менее 20% от НМЦК объявленной закупки;
- исполнитель должен иметь оборудование и объекты недвижимости, которые необходимы для исполнения контракта;
- в штате поставщика должно быть определенное количество квалифицированных сотрудников (квалификация подтверждается документами).
В закупочной документации заказчик должен указать перечень документов, которыми участник сможет подтвердить свою квалификацию. Это могут быть, например, копии исполненных контрактов или перечень оборудования, которым располагает поставщик.
Обратите внимание, что заказчик может потребовать только те документы, которые он указал в техническом задании. Если он требует что-то сверх этого, то нарушает закон. Однако если какой-либо из документов вы не предоставите, заявка будет отклонена.
Уловки заказчиков
Не секрет, что порой заказчики желают ограничить конкуренцию с целью отдать закупку «своему» поставщику. Для этого они прибегают к различным ухищрениям, некоторые из которых рассмотрим ниже.
Некопируемая документация
Когда заказчик хочет осложнить поставщикам ознакомление с закупочной документацией, он размещает ее в формате, который нельзя скопировать. Например, в виде отсканированного документа, в том числе написанного от руки. Либо заказчик публикует документы в текстовом формате, но применяет форматирование, затрудняющее работу (разрывы страниц, нестандартные способы формирования таблиц и так далее). Учитывая сложность технической документации в строительстве, на обработку таких документов может уйти очень много времени. Недавно Минэкономразвития выпустило разъяснение, в соответствии с которым публикация технического задания в форматах, усложняющих поиск, копирование и обработку информации о закупке, является административным правонарушением.
Неадекватные требования
Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние или неверные требования. Например, чтобы запутать поставщика, в техзадании указывают недействующие ГОСТы или характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях. Например, свойства строительных материалов, не указанные производителем в техпаспорте. В соответствии с разъяснениями ФАС, данными в письме № ИА/44536/16 от 01.07.16, устанавливать такие требования недопустимо.
Зачастую заказчики грешат тем, что указывают в ТЗ диапазонные значения какого-либо параметра, которые выходят за рамки нормативов. Например, ГОСТ на школьные парты устанавливает, что толщина стола должна быть не более 25 мм. Заказчик в закупочной документации указывает, что парты, которые он хочет закупить, должны иметь толщину 13–30 мм. При этом заявку участника, который предлагает парту толщиной 28 мм, заказчик отклоняет, поскольку она не соответствует ГОСТу. Важно знать, что указание значений вне параметров ГОСТ ФАС запрещает (упомянутое письмо № ИА/44536/16).
Словарные манипуляции
Правила русского языка едины для всех, но некоторые заказчики пытаются применять их по-своему. Так, в одной из закупок синонимы «около» и «примерно» употреблялись совершенно по-разному. Оба эти слова означали отклонение в пределах 10% от указанного значения, однако «около» – в меньшую сторону, а «примерно» – в большую. До этого невозможно догадаться, если не прочитать об этом в документации. Вот почему ее всегда следует тщательно изучать, а также заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.
Наличие скрытых требования
В одной из закупок строительных работ победивший поставщик был неприятно удивлен: прежде чем начать сооружение дороги, ему пришлось произвести очистку участка от произрастающих там кустов. Ничего подобного в документации не указывалось, и заказчик за это не заплатил. Чтобы не попадать в такие ситуации, желательно предварительно посетить место будущего проведения строительных работ.
Что делать, если замечено нарушение
Если вы заметили, что заказчик нарушает правила, обращайтесь к нему за разъяснениями. А если это не помогает – жалуйтесь в ФАС.
Важно помнить, что обращаться за разъяснениями нужно официально, ведь иначе заказчик может не ответить на ваш вопрос. Но даже если он очень подробно все расскажет в приватном телефонном разговоре, впоследствии от этих слов он может попросту отказаться. Если же запрос подан через ЕИС, заказчик обязан опубликовать ответ.
Источник: zakupki-kontur.ru
Коммерческие контракты и закупки на работы без тендера
Центр Поддержки Предпринимательства осуществляет детальный поиск контрактов на поставки товаров и выполнение услуг для крупных частных строительных, производственных и транспортных компаний, сетевых ритейлеров и предприятий агропромышленного комплекса.
Представители крупного бизнеса составляют собственные реестры поставщиков и подрядных организаций, прошедших внутреннюю аккредитацию и соответствующих корпоративным требованиям.
Наши опытные специалисты проводят грамотный поиск контрактов в сегменте крупного частного бизнеса. Анализируя и систематизируя большой объем данного рынка по сферам деятельности, условиям сотрудничества и стоимости договоров, мы предлагаем своим клиентам оптимальный список потенциально возможных заказчиков посредством Многофункционального личного кабинета, а также оказываем содействие по внесению в реестр поставщиков.
И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!
Предварительные отборы коммерческих заказчиков
Помимо Федерального Закона и официальных отборов гос корпораций, существует огромное количество крупных коммерческих организаций, которые отбирают подрядчиков и поставщиков на длительный срок для работы по прямым договорам. Мы на постоянной основе мониторим рынок крупных заказчиков и генподрядных организаций, ведем переговоры и узнаем на каких условиях они рассматривают поставщиков.
Суть таких отборов — это минимизация рисков заказчика в части осуществления своевременной закупки товаров, работ, услуг необходимого качества, обеспечивающих бесперебойную работу и развитие организации-заказчика, а также сокращение сроков поиска надежного исполнителя.
1. Повышение надежности поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг:
- Оценка и контроль надежности контрагентов на этапе выбора, а также на основании истории взаимоотношений с ними.
- Выстраивание долгосрочных отношений с контрагентами.
- Обеспечение безопасности (в т. ч. юридической) заключаемых договоров.
- Оперативный мониторинг хода поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
- Диверсификация поставок (экономически оправданное распределение однотипных заказов между несколькими контрагентами).
- Проведение эффективной аналитики рынка.
- Оптимизация и стандартизация процедур закупок.
- Распределение полномочий и ответственности в сфере закупочной деятельности.
- Централизованный контроль ключевых параметров закупочной деятельности.
Результат в цифрах:
1 неделя
в среднем требуется для согласования рамочного контракта с коммерческим заказчиком
- Снижение затрат на обработку заявок участников закупочных процедур;
- Сокращение числа квалифицированных специалистов, привлекаемых в состав закупочных комиссий;
- Расширение возможностей реализации принципов единой политики заказчика в части обеспечения товарами, работами и услугами (в т. ч. технической и экономической).
Однако выгоды по итогу таких отборов получает не только заказчик. Поставщики и подрядные организации, в свою очередь, также снижают риски по поиску заказчика, и сокращают время на заключение целевого контракта. В сравнении с тендерными отборами, которые могут длиться месяцами, когда комиссия отменяет закупку, меняет документацию, продлевают подачу заявок, рамочные договора по предварительным отборам у коммерческих организаций заключаются гораздо проще и быстрее, не говоря о минимальном пакете требуемых документов.
И мы поможем Вам разобраться в условиях работы с крупными частными заказчиками!
Формат аккредитации для работы по прямым договорам
Вариантов привлечения поставщиков огромное множество. К примеру одна из крупнейших розничных сетей «МАГНИТ» проводит на постоянной основе отбор подрядных организаций и заключает с аккредитованными поставщиками договор о сотрудничестве на 12 месяцев. На примере этой корпорации рассмотрим формат работы по прямым договорам без проведения тендера:
1. Новый подрядчик проходит бесплатную процедуру аккредитации путем предоставления ряда документов (в зависимости какие виды работ будут выполняться) для проверки службами АО «Тандер»;
2. По факту сбора и проверки полного пакета документов от подрядчика, АО «Тандер» принимает решение об аккредитации/не аккредитации подрядчика;
3. После успешной проверки документов первоначально подрядчику присваивается статус «Условно Аккредитован», что дает ему право сотрудничать с ОА «Тандер», но без авансирования и без возможности вести одновременно более одного объекта, до достижения суммы закрытия актов выполненных работ — 4 000 000 рублей;
4. После присвоения статуса «Условно Аккредитован», подрядчик передается в службу по распределению работ в ГК АО Тандер. По указанной подрядчиком географии и видам работ, служба по распределению связывается и предметно обсуждается сроки, стоимость и другие условия по объекту;
5. После достижения суммы актов в размере 4 000 000 рублей и при отсутствии стоп-факторов (нарушение сроков, отсутствие замечаний по качеству выполненных работ, а также при выполнении работ), подрядчику присваивается статус «Аккредитован», что позволяет выполнять работы с авансированием (но не более 50 %), а также вести одновременно более одного объекта;
6. Процесс аккредитации в компании АО «Тандер» «Условно Аккредитованных» и «Аккредитованных» подрядчиков проходит один раз в год, после чего при отсутствии или наличии стоп-факторов, происходит повышение либо понижение статуса подрядчиков;
7. Один из важных и обязательных моментов партнерских отношений — отсутствие коррупционной составляющей с сотрудниками компании. К каждому договору подписывается антикоррупционная оговорка в рамках политики компании. В случае обнаружения коррупции, сотрудничество с подрядчиком незамедлительно прекращается, без восстановления связей.
Таким образом мы предлагаем контракты не только с тендерных площадок, но и от различных частных компаний напрямую — без тендерного отбора.
Результат в цифрах:
1 месяц
требуется в большинстве случаев для успешного прохождения отбора
Работа с крупными заказчиками по итогу прохождения предварительных отборов обладает целым рядом неоспоримых преимуществ:
-
заключаемых контрактов в рамках длительного сотрудничества;
- Отсутствие залогов и обеспечений контракта, как на тендерных площадках;
- Отсутствие прямой конкуренции и понижения цены в отличие от аукционов;
- Гарантированное заключение контрактов, в связи с привлечением на длительный срок, а не разово.
И мы поможем Вам найти постоянных заказчиков из числа крупных компаний!
С чего начать, чтобы пройти предварительный отбор поставщиков
Вы можете самостоятельно найти заказчиков, проверить свою организацию на соответствие критериям, заказать свежие выписки, подготовить информацию, подтверждающую опыт работы. Обязательно потребуются учредительные документы, декларации и бухгалтерские балансы за последнее время. Однако в едином месте список таких заказчиков не найти, придется потратить массу времени, чтобы выяснить, с кем возможно работать по прямым договора и как пройти такой отбор.
После того, как основной пакет документов собран, необходимо найти подходящих заказчиков и изучить их требования к поставщикам. Это, как правило, самый трудоемкий процесс.
Результат в цифрах:
2 года
потребовалось нам, чтобы собрать внушительный перечень заказчиков
Гарантированный и экономный вариант — обратиться за помощью к нам. Мы не только создали Многофункциональный кабинет, объединяющий всю необходимую для работы информацию, но и разберемся в сложных требованиях и процедурах по прохождению отбора и оказываем услуги по комплексному сопровождению помощи в торгах и прямых закупках.
Источник: cpp-group.ru