Культура (от латинского «возделывание, культивирование почвы») – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты.
Культура в широком смысле этого слова:
1. Все, что создано человеком, в своей совокупности
2. Вторая природа.
3. Вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.
4. Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
5. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей.
6. К культуре относятся: нормы поведения людей, опыт и способы деятельности в разных сферах жизни, духовно-нравственные проблемы человека.
Культура в узком смысле:
1. Всё, что относится к деятельности в сфере искусства.
2. Степень воспитанности определенного человека.
3. Наука и научные учреждения.
Тест-Драйв | Культура | ЕГЭ 2023
Формы культуры
Народная, элитарная, массовая культура
В зависимости от уровня мастерства и типу аудитории выделяются следующие формы культуры: элитарная (высокая, салонная), народная, массовая (поп-культура).
Элитарная(высокая, салонная) | 1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. 2. Рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей. 3.Сложна для понимания. 4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства» | Классические живопись, скульптура, архитектура, музыка,литература, иконопись, мозаика и т.п. | Искусствоведение, литературоведение. |
Народная культура | 1. Создаётся анонимными творцами. 2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. 3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной подготовки. 4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты. | Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай | Этнография, антропология, фольклористика |
Массовая (поп-культура) | 1. Понятна и доступна всем слоям общества. 2. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. 3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 4. Является предметом потребления. 5. Свойственна стандартизация содержания. 6. Носит коммерческий характер. | Реклама, эстрада, шлягер, сленг, кино, цирк, радио, китч | Социология, философия |
Массовая культура возникла в середине 20 века.
Предпосылки возникновения массовой культуры:
1. Индустриализация и связанная с ней урбанизация.
2. Прогрессирующий процесс демократизации общества.
Как появилось искусство?
3. Прогрессирующее развитие средств коммуникации.
Экранная культура
Экранная культура — культура, распространяемая через экранные средства информации. Экранная культура — это новая информационная среда, новая культура информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а информация и знание
Экранная культура включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.
Признаки современной экранной культуры:
1. Синтез компьютера и видеотехники.
2. Подача представляемых объектов в сочетании звука и динамичного изображения.
3. Преобладание телекоммуникационных контактов людей.
4. Свободный выход личности в мир информации, преобладание электронных носителей информации
Материальная и духовная культура
По характеру удовлетворяемых потребностей различают следующие формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура — всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство.
Духовная культура — процесс и результаты духовного производства: религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение.
Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Функции культуры
Функции культуры:
1. Регулятивная функция – регулирует характер поведения людей.
2. Интегративная (объединяющая) функция – обеспечение единства общества.
3. Познавательная функция – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
4. Оценочная функция – осуществление дифференциации ценностей.
5. Ретранслирующая функция – передача исторического опыта, сосредоточенного в культуре, последующим поколениям.
6. Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
7. Воспитательная функция.
8. Образовательная функция.
Разновидности культуры
Доминирующая — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Примеры (виды) субкультур:
1. Половозрастные (женские, молодёжные, детские и др)
2. Классовые (культура рабочего класса, буржуазная культура, крестьянская культура и др.)
3. Этнические (русская культура, польская культура и др.)
4. Религиозные (исламская культура, христианская культура, православная культура и др.)
5. Досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время)
Разновидностью субкультуры является контркультура.
Что такое контркультура?
Можно дать два определения:
1. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями.
2. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре
Характеристика контркультуры
1. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм.
2. Последователи контркультуры стремятся к нигилизму, экстремизму, технофобии.
3. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во 2-й половине 20 века.
4. Контркультура становится способом и инструментом культурных новаций.
5. Контркультура отражает осознание кризиса господствующих ценностей и выступает как своеобразный ответ общества на исторический вызов.
Искусство. Динамические и статические виды искусства
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Виды искусства – статическое и динамическое
Динамические виды искусства: немое кино, музыка, хореография, балет, радио-искусство. Группа временных видов искусств — она же динамическая, воспринимается слухом(не во всех случаях), раскрытие образа задуманного автором происходит с изменением произведения во времени. При решении тестов ЕГЭ к динамическим видам искусства относить группу пространственно-временных (синтетических) видов искусств. Синтетическая группа искусств воспринимается одновременно слухом и зрением, раскрытие образа происходит одновременно с помощью пространственного построения и изменений происходящих во времени. К ним относятся: кино, театр, хореография.
Статические виды искусства: живопись, графика, скульптура, фото-искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Группа пространственных видов искусств — она же статическая, воспринимается зрением, произведения из этой группы имеют четкую привязанность раскрытия художественного образа к пространственному построению.
Домашнее задание
- Тест «Культура»
1. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.
2. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений?» Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?
Источник: letopisi.org
Культура в узком смысле
Культура — это основное достижение человеческой деятельности, связанная с неким самовыражением (самовысказыванием) человека и также проявлением его субъектности в той или иной области искусства (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).
Культура — это система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям.
Первоначально под словом «культура» подразумевались способы обработки земли.
Все, что создано человеком, в своей совокупности
вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
Результат деятельности человека и общества, совокупность
материальных и духовных ценностей, созданных человеком
степень воспитанности определенного человека
все, что относится к деятельности в сфере искусства
наука и научные учреждения.
К культуре относится:
А. Нормы поведения людей
Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни
В. Духовно-нравственные проблемы человека
Культура есть мера человеческого в человеке.
Различают народную, элитарную и массовую формы культуры.
Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны.
Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда то явление культуры, которое получало название элитарного, оказывалось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.
Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов.
Источник: studopedia.ru
Понятие культуры. Материальная и духовная культура
В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический (культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества).
- Деятельностный (культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность).
- Ценностный (культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Начиная с I в. до. н. э. слово « культура » (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.
Культура в широком смысле — все, что создал человек.
Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.
Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.
Культура также включает в себя институты и учреждения, которые обеспечивают сохранность и преемственность ее основ, а также создание новых материальных и духовных ценностей. Каждое общество создает свою собственную культуру, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных видов культур, но существуют элементы пронизывающие все мировые культуры — это культурные универсалии.
Культурные универсалии — это нормы и ценности, которые присущи всем культурам. Их исследованием занялся американский социолог Дж. Мердок, который впоследствии выделил большое разнообразие культурных универсалий таких как язык, религия, искусство, воспитание, обычаи, нормы поведения и т. д.
↑ Материальная и духовная культура
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека — это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.
Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.
Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению — это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.
Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.
Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.
↑ Функции культуры
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».
Диалог культур — это процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния различных культур как форма сосуществования народов.
Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.
Источник: socialtutors.ru