Доведенные лимиты бюджетных обязательств — это сумма финансирования, выделенная конкретному получателю средств. Получив ЛБО, госучреждения планируют расходы с учетом установленного объема денежных средств. Правила работы закрепляет БК РФ, и за их нарушение положена административная ответственность.
Что такое ЛБО
По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.
Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год.
Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.
Урок 29 Санкционирование расходов — учет бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств
Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ. Вот расшифровка, что такое ПОФ в бюджете, — это предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: ЛБО — это сумма, на которую принимают бюджетные обязательства (контракты, договоры). А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.
Порядок утверждения и изменения
По определению БК РФ бюджетные ассигнования — это максимальный объем средств бюджета, который предусмотрен для исполнения учреждением своих обязательств. Ассигнования выделяют на (ст. 69 БК РФ):
- оказание государственных и муниципальных услуг;
- социальное обеспечение;
- предоставление бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов;
- субсидирование юридических лиц;
- предоставление платежей субъектам международного права и обслуживание госдолга.
Ключевые отличия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств связаны с их назначением: ЛБО — это объем прав в денежном выражении, а ассигнования — предельный объем фактически выделенных денег. Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются ассигнования на 2022 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.
Вот кто утверждает ЛБО для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:
- На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений через ГРБС.
- На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.
Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые составляются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансового органа на основании предложений ГРБС. Затем идет принятие бюджетных обязательств — это доведение расходных показателей до получателя и постановка их на бухгалтерский учет.
LBO: структура, расчеты, логика сделки
Бесплатно узнайте, как получить ЛБО и правильно отразить их в бюджетном учете, из инструкций от экспертов КонсультантПлюс.
Порядок доведения
Средства бюджета имеют строго целевой характер. Получатель (ПБС) самостоятельно определяет, для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств: целевое финансирование тратят только по направлениям, напрямую связанным с деятельностью организации. К примеру, для образовательных учреждений допускается закупка учебников и мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, обслуживание и ремонт здания школы (детского сада). Для медучреждений — закупка лекарств и оборудования, диагностика и обслуживание медизделий, ремонт. Все направления затрат фиксируются в плановых документах учреждений.
Порядок, по которому производится учет ЛБО, устанавливает местный финансовый орган. Например, финансовый отдел муниципального образования или департамент финансов субъекта РФ. Чиновники предусмотрели единый алгоритм:
- ГРБС распределяет свободные лимиты бюджетных обязательств по подведомственным ему нижестоящим распределителям и получателям средств (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ).
- ГРБС вправе довести объем финансирования только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему РБС и(или) ПБС (ст. 38.1 БК РФ).
- Лимиты финансирования доводятся до конкретных получателей с указанием целевого назначения использования (ст. 38 БК РФ).
Финансовый орган, главный и нижестоящий распорядители составляют и направляют ГРБС, РБС, ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (ф. 0504822), если иное не установлено порядком доведения указанных ассигнований и(или) ЛБО до ГРБС.
На федеральном уровне регламент установлен следующими нормативными актами:
- порядок доведения лимита — приказом Минфина от 30.09.2008 № 104н;
- меры исполнения бюджета — постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496.
По правилам доведение ЛБО до бюджетных учреждений не предусмотрено действующим законодательством. Финансы доводят только в отношении учреждений казенного типа и органов местного самоуправления. Затем распределители предоставляют финансирование бюджетникам и автономным организациям. Деньги доводят в виде:
-
;
- целевых субсидий (субсидии на иные цели);
- субсидий на капитальные вложения;
- прочее.
ЛБО для БУ и КУ не предусмотрены нормами БК РФ.
Срок доведения
Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2022 года ГРБС обязан довести в 2021-м. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ).
ГРБС осуществляет и отзыв ЛБО с лицевых счетов в случае неиспользования выделенных средств (письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).
Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). В течение года допускается и увеличение лимитов по статьям — за счет дополнительного выделения средств под конкретные потребности или передвижек ЛБО в рамках бюджета учреждения с одной статьи расходов на другую.
В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года, — снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ.
За нарушение сроков доведения финансирования до РБС и ПБС распорядителю предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ).
Учет у распорядителей
Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 инструкции № 157н, п. 129, 130 инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:
Номер синтетического счета
Номер группировочного счета бухгалтерского учета
0 501 10 000 — для текущего финансового года
0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным
0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)
Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в приказе Минфина России 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).
Пример проводок в таблице:
Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период
КРБ 1 501 11 000
КРБ 1 501 12 000
Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС:
Источник: gozakaz.ru
Лимит бюджетных обязательств
Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). [1]
Доведение лимитов бюджетных обязательств
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Распорядитель бюджетных средств, в свою очередь, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Особенности правового положения бюджетных учреждений
- Заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета.
- Нарушения бюджетным учреждением при заключении договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску распорядителя бюджетных средств.
- Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по ним.
- Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий договора.
Примечания
- ↑«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
- Бюджет
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Лимит бюджетных обязательств» в других словарях:
Лимит бюджетных обязательств — (англ. limit of budget obligations) в бюджетном законодательстве РФ объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим … Энциклопедия права
ЛИМИТ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ — Объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);. Источник: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 … Официальная терминология
ЛИМИТ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ — (англ. limited budgetary liability) – предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета. Л.б.о. утверждаются: для главных распорядителей бюджетных средств и прямых получателей… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Лимит бюджетных обязательств — (англ. limit of budget obligations) в бюджетном законодательстве РФ объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца (ст.… … Большой юридический словарь
Лимит бюджетных обязательств — Предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Лимиты бюджетных обязательств — Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).[1] Доведение лимитов… … Википедия
Лимит — (от лат. limes /limitis/ межа, граница; англ. limit; фр. limite) 1) предельно допустимое количество, предельная норма чего либо; 2) документ, определяющий предельный размер ассигнований денежных средств, отпуска материалов и т.п. из каких либо… … Энциклопедия права
Лимит — (Limit) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Лимитирование банковских операций Позиционные Объемные лимиты Лимиты на характеристики позиций, на взвешенный объем Структурные лимиты (долевые лимиты, лимиты концентрации) Лимиты… … Энциклопедия инвестора
Лимит — (от лат. limes /limitis/ межа, граница; англ. limit; фр. limite) 1) предельно допустимое количество, предельная норма чего либо; 2) документ, определяющий предельный размер ассигнований денежных средств, отпуска материалов и т.п. из каких либо… … Большой юридический словарь
Источник: dic.academic.ru
Лимиты бюджетных обязательств: правила и сроки
ЛБО в бюджете — это лимиты бюджетных обязательств, которые учреждение имеет право принять к исполнению в отчетном периоде. Выделяют на это три года — очередной и два плановых.
Где, кем и когда применяются ЛБО
Лимитные показатели бюджета применяются для казенных учреждений. Они не относятся к прочим организациям госсектора. Если говорить простыми словами, то лимиты бюджетных обязательств — это количество денег, которое учреждение вправе израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам (ст. 6 БК РФ).
Ежегодное доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений основывается на следующих принципах:
- адресность;
- целевой характер;
- подведомственность.
Ведение сводной росписи и учет ЛБО является функцией финансового органа. В соответствии с положениями п. 5 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели необходимо довести до главных распорядителей средств из бюджета (ГРБС, главные распорядители) до начала финансового года. Вот для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств в отчетном году:
- Для реализации государственного или муниципального задания.
- Для оплаты труда и начисления страховых взносов работникам, задействованным в основной деятельности казенной организации.
- Для осуществления закупочной деятельности и на другие цели.
По правилам после доведения лимитов бюджетных обязательств получатель принимает на себя обязанности — например, планирует и осуществляет закупку товаров, работ и услуг, проводит конкурсные процедуры. Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.
В соответствии с БК РФ доведенные лимиты бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении, который выделен для принятия и исполнения учреждением БО в течение финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.
Контроль возложен на Федеральное казначейство.
Эти ограничения не запрещают проводить покупки за счет лимитов бюджетных обязательств и заключить договор на поставку продукции на срок, который превышает пределы финансового года. Главное, чтобы в текущем году не возникло превышения по тратам.
ГРБС не вправе уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. В ст. 6 разъясняется, что такое ЛБО — денежные права, которые распорядители выделили получателям на отчетный год и плановый период. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестирования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы высвободить деньги и сократить траты из бюджета.
Как доводят ЛБО
ЛБО до казенного учреждения доводится только распорядителем государственных средств (РБС) или главным распорядителем (ГРБС). То, в каком порядке доводятся лимиты бюджетных обязательств заказчиком до уполномоченного учреждения, устанавливается финансовым органом. В свою очередь, Федеральное казначейство наделено полномочиями довести до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты, которые предоставлены Минфином России (ст. 166.1 БК РФ).
В Приказе Минфина России № 52н от 30.03.2015, в Приложении № 2 закреплено, каким документом доводятся лимиты бюджетных ассигнований в муниципальных учреждениях — уведомлением о ЛБО. Его форма по ОКУД — 0504822.
В какие сроки
Обращаем внимание, что актуальным Постановлением о мерах реализации федерального бюджета определено, каким образом доводятся деньги до казенного учреждения — в течение 20 рабочих дней после их отражения на лицевых счетах главных распорядителей и распорядителей средств (ПП РФ № 2050 от 09.12.2020). На уровне субъекта РФ или муниципалитета устанавливаются конкретные сроки доведения.
Источник: gosuchetnik.ru