На сайте Минстроя опубликован проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.
Организационную работу над подготовкой Стратегии развития строительной отрасли России Минстрой России начал в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 1697-р от 16.08.2018.
Данный документ входит в дорожную карту по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны и призван задать вектор развития российского строительного комплекса до 2030 года.
Согласно документу, цель реализации Стратегии — развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой строительной отрасли, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.
Задачи, закрепленные в Стратегии, направлены на развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.
К основным направлениям Стратегии отнесены:
— развитие основных сегментов строительства (жилищного, инфраструктурного (транспортного), промышленного строительства, строительства объектов сельского хозяйства и социальной инфраструктуры);
Особенности закупки проектно-изыскательских, ремонтных и строительных работ
— функционирование строительной отрасли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
— расселение аварийного жилищного фонда и предоставление жилья отдельным категориям граждан;
— система требований к строительству объектов капитального строительства;
— внедрение инноваций;
— совершенствование ценообразования в строительстве;
— инновационное развитие института строительной экспертизы;
— функционирование рынка строительных услуг;
— развитие системы профессионального образования в строительстве и системы квалификаций;
— цифровизация строительной отрасли;
— архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания;
— внедрение технологий «Умный город».
Ключевыми целями и приоритетами, которые определены в Стратегии для жилищного строительства на период до 2030 года, являются:
1. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв.м начиная с 2024 года с учетом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. С целью обеспечения перевода действующих проектов жилищного строительства на проектное финансирование предусматривается создание с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Одной из главных задач уполномоченного банка будет обеспечение перевода портфеля строящегося жилья на проектное финансирование. Второй функцией уполномоченного банка станет банковское сопровождение и контроль целевого использования средств в рамках достройки проблемных объектов с участием Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства;
Сатья • «Этапы построения счастливых отношений» часть 1. Санкт-Петербург 17 октября 2020
2. Переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды. Новое строительство и реконструкция застроенных территорий могут осуществляться в соответствии с современными методическими документами, например, Стандартом комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земельных ресурсов путем создания компактной и разнообразной застройки, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств;
3. Обеспечение доступности покупки жилья с помощью собственных и заемных средств для более чем 50% российских семей. Ключевым вызовом является обеспечение достаточного объема платежеспособного спроса. Ключевым рыночным инструментом улучшения жилищных условий является ипотека, с помощью которой осуществляется более 50% сделок с жильем в новостройках. В Стратегии приведены предложения по снижению процентных ставок по ипотеке к 2030 году до 6,9% годовых;
4. Комплексная модернизация производственной базы строительной отрасли с целью обеспечения возможности строительства жилья в соответствии утвержденными характеристиками «стандартного жилья». Ключевым фактором повышения спроса на панельное домостроение может стать модернизация производства. В документе приведены основные условия, которые могут стать инструментами по увеличению масштабов проведения модернизации панельного и блочного домостроения;
5. Развитие и стандартизация индивидуального жилищного строительства. ИЖС является решением не только для сельской местности, но и для городов, в которых отсутствует дефицит земельных ресурсов. Ежегодные объемы строительства индивидуального жилья вырастут с текущих 30-32 млн кв.м (25 млн кв.м без учета вводов по т.н. дачной амнистии) до 40-50 млн кв.м;
6. Формирование арендного фонда коммерческого, корпоративного и социального использования;
7. Повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков в федеральной и муниципальной собственности.
Ключевыми принципами развития строительной отрасли до 2030 года должны стать:
Компетенции. Развитие отрасли должно вести к росту компетенций в самой строительной отрасли и в смежных отраслях экономики.
Кастомизация. Совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а также принятие новых мер должно происходить с учетом территориальной специфики и высокой степени диверсификации социально-экономического развития субъектов РФ, сохраняя при этом единство базовых принципов.
Завершенность. Согласно Стратегии, регулирование и практика должны выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать незавершенное строительство.
Цифровизация. Переход на технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
Технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов. Переход на «бесшовное» регулирование всех градостроительных процессов, критерием которых является их связанность и алгоритмизация, позволяющие переводить все без исключения административные процедуры и технологические процессы в электронный вид.
Типизация. Масштабное использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования.
Достоверная статистика. Принятие решений на основе достоверных, собираемых преимущественно в автоматическом режиме, основных параметров рынка, позволяющие строить предиктивные модели на базе технологий информационного моделирования.
Реализация на практике принципа «Можешь не регулировать — не регулируй». Консервативный подход к скорости изменений путем нормативно-правового регулирования с учетом длительности инвестиционных процессов, существенного временного периода, как правило, требующегося для формирования правоприменительной практики, и значительных дополнительных прямых и косвенных затрат участников градостроительного процесса, в том числе на перестройку бизнес-процессов, сопровождающих эти изменения.
Реализация на практике принципа «Сначала — профессионализм, затем — регулирование». На существенную замену инструментов регулирования градостроительных отношений в конкретной сфере не следует идти без принятия мер по повышению уровня профессионализма специалистов в данной сфере.
В рамках раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» предполагается, что доля проектов (особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства), по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение от нулевой стадии до завершения строительства, вырастет от 10% в 2020 году до 70% к 2030.
Напомним, что экспертное сопровождение проектов строительства — это законодательное новшество, которое введено 151-ФЗ от 27.06.2019. Оценка соответствия внесенных в проектную документацию изменений может проводиться в форме экспертного сопровождения. Перед вводом объекта в эксплуатацию экспертная организация, осуществляющая экспертное сопровождение, будет выдавать застройщику итоговое заключение с учетов всех внесенных изменений.
В Стратегии сделан прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд руб. в текущих ценах (см. таблицу).
Основные цифры, заложенные в Стратегию, таковы. В 2022 году ипотечные ставки должны снизиться до 8,4%, в 2024 году — до 7,9%, в 2030 году — до 6,9%. При этом количество предоставленных ипотечных кредитов, которых в 2018 году было выдано 1,47 млн штук, в 2022 году должно составить 1,77 млн, в 2024 году — 2,26 млн, а в 2030 году — более 2 млн.
В то же время объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке (под залог прав по ДДУ), который в 2018 году составил 0,37 млн штук, в 2022 году должен достичь 0,78 млн, в 2024 году — 1,1 млн, в 2030 году — превысить 1 млн.
Как уже отмечалось, проект документа также предполагает увеличение объема жилищного строительства до уровня не менее 120 млн кв.м в год начиная с 2024 года. В 2022 году планируется ввести 104 млн кв.м (в 2018 году было сдано 75,7 млн). Объем многоквартирного жилья в стадии строительства при этом должен увеличиться со 127,5 млн кв.м в 2018 году до 151 млн в 2022-м и до 168 млн — начиная с 2024 года.
Предполагается также рост числа заключаемых договоров участия в долевом строительстве. Если в 2018 году их было 660 тыс., то в 2022 году должно быть 699 тыс., в 2024 году — 1,014 млн, а в 2030 году — более 1 млн.
Кроме того, должен увеличиться уровень обеспеченности населения жильем. По итогам прошлого года на одного человека в стране приходилось 25,8 кв.м, в 2022 году должно быть 26 кв.м, в 2024 году — 28-30, а в 2030 году показатель должен превысить 30 кв.м на человека.
При этом, согласно тексту документа, доля городов с благоприятной городской средой в 2022 году должна составить 45%, в 2024 году достичь 60%, а в 2030 году увеличиться до 80%.
Внести Стратегию в Правительство планируется к октябрю 2019 года. При этом, как информировал портал ЕРЗ, Стратегия развития строительной отрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ.
Предполагается, что последняя будет сфокусирована на вопросах технического состояния сферы ЖКХ, техрегулирования, управления жильем, развития инвестиционного потенциала, городской среды и подготовки кадров.
«Сегодня развитие сферы ЖКХ стоит в отрыве от строительной отрасли, — сказал в июле глава Минстроя Владимир Якушев. — По большому счету, интереснее было бы написать один документ», — резюмировал министр.
«Я вам официально могу заявить, что стратегия развития стройотрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ, — заявил на днях замминистра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. — Оба документа будут приняты, и мы их потом объединим вместе».
Таким образом, текст Стратегии развития строительной отрасли еще будет дорабатываться и адаптироваться с учетом объединения двух стратегий в одном документе.
Источник cntd.ruМодуль 5. Региональные особенности осуществления строительства
план-конспект занятия
Лекционный материал по Модулю 5 «Региональные особенности осуществления строительства» в рамках реализации программы повышения квалификации «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения Безопасность строительства. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации, реконструкции и капитальном ремонте городских путей сообщения (с применением IT-технологий в рамках профессии Цифровой прораб)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модуль 5 Региональные особенности осуществления строительства
Дорожное строительство имеет присущую только ему специфику: его продукция (автомобильные дороги и все сооружения на них) – составная часть автомобильного транспорта, а значит, её потребление возможно только в процессе перевозок по возведённой автомобильной дороге. Поэтому все возникающие технико-экономические проблемы должны рассматриваться в комплексе с задачами, стоящими перед автомобильным транспортом. Практически вся продукция имеет линейное расположение, а это, в свою очередь, предполагает линейный принцип организации работ, требующий создания передвижных подразделений и применения мобильных машин, перемещающихся вместе с обслуживающими их рабочими с одного участка дороги на другой или внутри данного участка.
Все сооружения, даже однотипные по назначению, могут серьезно отличаться друг от друга в зависимости от интенсивности движения, рельефных, гидрогеологических и климатических условий территории — это существенно ограничивает возможность применения типовых проектов, требует их тщательной привязки к конкретным условиям.
Большие денежные затраты, высокую трудо- и материалоёмкость, в общем объёме затрат значительная доля приходится на транспортные работы, устройство временных производственно-бытовых и административно-хозяйственных зданий до начала СМР, прокладка инженерных коммуникаций, временных дорог, линий электропередачи, которые требуют своеобразных организационных форм и дополнительных затрат, увеличивают сроки строительства, вызывают отвлечение из хозяйственного оборота дополнительных средств в незавершенное строительство, сезонность выполнения СМР, вызванную зависимостью их технологии от метеорологических факторов, что, в свою очередь, вызывает неравномерное использование рабочих кадров и их текучесть.
Главная задача – переход от сезонного строительства к непрерывному – может быть решена за счёт разработки специальных технологий, которые позволят выполнять работы при низких температурах, и роста объёмов заготовительных и транспортных работ в зимнее время. Неустойчивые соотношения строительных работ по их сложности и видам затрудняют расчёт профессионально-квалификационного и численного состава рабочих. Крупные объекты (особенно мосты) могут строиться годами, что порождает проблему «омертвления капитала», повышает риск принимаемых решений и требует особо точных технико-экономических расчётов (ТЭР) с учётом фактора времени, неравномерность доставки материалов, усугубляемая при их смешанной перевозке железнодорожным, воздушным, водным и авто-транспортом, требует создания дорогостоящего складского хозяйства.
Многослойность дорожной одежды – основной и наиболее дорогой части дороги – вызывает стадийность дорожного строительства, сущность которой заключается в том, что на первом этапе выполняют лишь часть слоёв дорожной одежды и допускают проезд транспорта в течение нескольких лет по нижним слоям покрытия (основания). Такой вариант наиболее целесообразен в условиях медленного роста интенсивности движения, когда дорожная одежда полной толщины (в первые годы эксплуатации) работает с явно завышенным коэффициентом запаса прочности. Перенесение возведения верхних слоев дорожной одежды на более поздние сроки позволяет уменьшить объём инвестиций в первые годы строительства, что экономически выгодно.
Но стадийному методу присущи и значительные недостатки : производство работ на второй, а иногда и третьей стадии вынуждает переносить движение транспорта с основной трассы на объездные дороги (как правило, неудовлетвори-тельного качества), повторно организовывать работу производственных служб и направлять рабочих на уже оставленные участки. Частые изменения мест производства работ дорожных подразделений обуславливают интенсивный физический износ машин, механизмов, оборудования (ММО), их ремонт в передвижных (а не стационарных) мастерских, вызывают затруднения в управлении техникой, требуют изменения необходимого числа транспортных средств из-за изменения расстояния перевозки материалов и разработки почасовых графиков работы транспорта, затрудняют обеспечение нормальных условий для размещения рабочих и линейных инженерно-технических работников (ИТР), требуют мобильных строительных лабораторий для проведения испытаний и контроля.
Дорожные объекты после возведения остаются неподвижными, располагаются на определенном земельном участке, в процессе строительства ММО и рабочие непрерывно перемещаются по фронту производства работ; строительство начинается с создания производственной базы, стоимость которой порой бывает сопоставима со стоимостью самого объекта. Всё это требует своеобразных форм организации, управления, технологий, а учёт стоимости земли заставляет тщательно обосновывать местоположение объекта.
Строительство ведётся в разнообразных природных условиях (север-юг, зима-лето, горы-болота. ) со своими климатическими, топографическими, гидрологическими и геологическими особенностями, что требует различных конструктивных решений, материально-технических ресурсов (МТР), организационных способов строительства. Многообразие производственных связей приводит к возникновению проблем, для решения которых необходимы особые подходы и формы взаимоотношений, объединяющие интересы всех участников строительства и способствующие достижению высоких показателей. Большое число организаций и сложность взаимосвязей обостряют и усложняют решение проблемы чёткой организации и координации работы участников инвестиционного процесса. Особая форма расчётов за дорожную продукцию – за отдельные этапы, конструктивные части, виды работ – заставляет устанавливать цены не только за объект в целом, но и за его конструктивные элементы и их части. Вероятностный характер процесса производства порождает особую систему организации управления строительством и систему регуляторов для придания связям необходимой устойчивости, что выражается в создании резервов производственной мощности (заделов), материально-производственных запасов (МПЗ) и пр.
В условиях рыночной экономики важное значение приобретает конкурентоспособность предлагаемой продукции.
В мировой практике конкурентоспособность организации определяется следующими элементами:
соответствием качества продукции требованиям конкретного потребителя (заказчика) и рынка;
совокупными затратами на закупку и доставку материально-производственных ресурсов;
строительством и вводом в эксплуатацию объектов в установ-ленные договором сроки, удобные для потребителя,
репутацией фирмы на рынке.
Деятельность ДСО –преобразование ресурсов системы(мате-риальных, технических, трудовых, финансовых, информационных, управленческих и других) в дорожную продукцию, удовлетворяю-щую запросы потребителей и общества в целом.
Разграничение продуктов (СМР) и результатов (готовая автомо-бильная дорога) деятельности важно для оценки эффективности органи-зации. В частности, это позволяет отделить от результатов те продукты (работы, услуги), которые ДСО производит для себя, а не для населения.
Источник деятельности ДСО и потребитель их продуктов внешняя среда, элементами которой являются: всё население страны; органы государственной власти; средства массовой информации; субъекты предпринимательской деятельности.
Основные факторы, обеспечивающие качество автомобильной дороги ,следующие:уровень технической подготовки и организациястроительного производства; профессионализм кадров; состояние и со-став ММО и автомобильного транспорта; материально-техническое обеспечение; стандартизация и сертификация материалов, конструкций, комплектующих изделий и готовой продукции; методы и виды контроля качества; сертифицированная система менеджмента качества.
Рыночная экономика – это совокупность рынков, степень кон-курентности которых неодинакова.
Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на рынке по следующим признакам: число фирм-производителей; различие товаров (работ, услуг );уровень концентрации производства; способ формирования цены товара (работы, услуги); возможности для появления новой фирмы на данном рынке; информированность о ценах и качестве продукции; реальность покупки товара без принуждения.
Очевидно, что в условиях коммерциализации дорожного хозяйства необходимые предпосылки для действия закона спроса и предложения должны быть созданы и на рынке дорожных услуг, хотя он в полном смысле этого слова не является свободным (конкурентным). Основным признаком конкурентного рынка является большое количество покупателей и продавцов, которым обеспечивается свобода входа на рынок и выхода из него.
Что касается потребителей конкретных платных дорожных ус-луг (владельцев автотранспортных средств), то можно считать, что этот признак соблюдается, поскольку, во-первых, потребителей до-рожных услуг много; во-вторых, у них есть свобода выбора. В слу-чае отказа от платных услуг они имеют альтернативу бесплатного проезда.
Сложнее обстоит дело с продавцами услуг, в качестве которых выступают организации, эксплуатирующие платные дорожные объек-ты. Если рассматривать гипотетически, то их может быть много, так как никаких запретов на строительство платных объектов нет; при этом каждой фирме гарантируется право свободного входа на рынок услуг и выхода из него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства.
Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Календарное планирование строительства»
При возведении отдельных зданий и сооружений календарное планирование заключается:в выборе методов производства работ и определении затрат труда и времени работы строительных машин;определении последо.
Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программой по специальности 08.02.0.
Тема статьи « Особенности национальной и региональной кухни народов Уральского Федерального округа».
Статья об особенностях национальной кухни народов Уральского округа- свадьба.
Тема статьи « Особенности национальной и региональной кухни народов Уральского Федерального округа».
Презентация по теме.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Осуществление интеграции программных» модулей» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и прим.
Методическая разработка на тему «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….… 6.
Источник nsportal.ruОсобенности строительного комплекса
Особенности функционирования регионального строительного комплекса вытекают из специфики строительства как вида производственной деятельности. Он постоянно ощущает на себе влияние постоянных и переменных факторов, таких как географическое положение региона, влияющее на технологию производства строительных работ, наличие сырья в регионе, степень развития инфраструктуры, наличие развитой нормативно-законодательной базы, инвестиционный климат в регионе и пр. В технико-экономическом отношении строительство как отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства. Одна из особенностей строительного комплекса заключается в том, что большая часть инвестиционных проектов являются долгосрочными и среднесрочными уже на периоде осуществления процесса подготовки к строительству и самого строительства, а наличие периода окупаемости может увеличить срок реализации проекта в несколько раз.
Эффективное функционирование и развитие строительного комплекса зависит от интереса региональных органов власти, проявляющегося в грамотной разработке и реализации стратегии развития, заключающейся в формировании структуры управления региональным инвестиционно-строительным комплексом, создании различных инвестиционных программ, участии регионального правительства в инвестиционных проектах в качестве инвестора или поручителя.
Источник studopedia.ruЛекция особенности выполнения строительных работ в региональных условиях осуществления строительства
В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс. Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций. Схематически региональный строительный комплекс показан на рис. 5.
Рис.5 Региональный строительный комплекс
На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Из схемы видно (рис. 6), региональный строительный комплекс обладает как общими, так и специфическими признаками экономической системы.
Рис. 6 Управление региональным строительным комплексом как экономической системой
К общим относятся:
— целостность регионального строительного комплекса проявляется в том, что он функционирует как целостное образование в пределах определенной территории и изменение элементов системы приводит к изменениям системы в целом;
— иерархичность свидетельствует о взаимодействии и взаимосвязи всех элементов в системе, в качестве которых выступают отрасли строительного комплекса;
— адаптивность характеризуется приспособлением строительного комплекса как экономической системы к изменениям внешней и внутренней среды в связи с развитием НТП и дифференциацией строительных услуг, а также в связи с изменениями нормативно-законодательной базы;
— открытость свидетельствует о расширении межотраслевых связей строительного комплекса с другими отраслями народного хозяйства.
В число специфических системных признаков можно включить:
— нестационарность, свидетельствующая о подвижности рабочих мест и неподвижности продукции строительного комплекса;
— особые условия функционирования, что обусловлено необходимостью учета местных природно-географических и экономических условий при осуществлении строительных работ и участием многих отраслей экономики в создании конечной продукции строительного комплекса;
— множество источников финансирования, свидетельствующие об использовании в производстве средств бюджетов всех уровней, банков, инвесторов, граждан;
— самоуправляемость заключающиеся в способности строительного комплекса самостоятельно определять правила своей деятельности.
Региональный строительный комплекс функционирует с присущими ему особенностями, тенденциями и перспективами развития. Региональные различия в условиях развития строительства и его материально-технической базы определяются:
— перспективами развития производительных сил в регионе (темпами роста капитальных вложений, их территориальной и отраслевой структурой, формированием новых производственных комплексов и т.д.), планами развития городов и других населенных пунктов, намечаемыми темпами улучшения обеспеченности населения жильем и объектами культурно-бытового назначения;
— особенностями региона в транспортном отношении и возможностью расширения путей сообщения и транспортно-экономических связей;
— природно-климатическими условиями (расчетными температурами и влажностью воздуха, сейсмичностью, рельефом, сырьевой базой для производства строительных материалов);
— демографической характеристикой региона (численностью и плотностью населения, обеспеченностью трудовыми ресурсами);
— состоянием мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий и хозяйств материально-технической базы строительства.
При этом, размещение строительства на территории субъектов России определяется уровнем его экономической освоенности и отраслевой структурой капитальных вложений, сложившейся системой населенных пунктов и особенностями осваиваемых природных ресурсов. Наиболее обеспечены сырьем для выработки строительных материалов Центральный, Северо-Кавказский, Уральский, Поволжский, Западно-Сибирский, Волго-Вятский, Северо-Западный, Дальневосточный регионы.
Кроме того, размещение строительного комплекса отличается крайней неравномерностью, обусловленное экономической освоенностью территории страны. Высокоразвитым строительным комплексом отличаются Центр, Северный Кавказ, Урал, Поволжье, Центральное Черноземье и Волго-Вятский регион.
Управление строительным комплексом как экономической системой осуществляется с помощью системы методов. Под методом управления строительным комплекса понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа управления, руководителя) на производствен-ные коллективы или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. В целом метод управления строительным комплексом представляет собой конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функций субъекта управления, обеспечивающий достижения его цели. Система методов управления включает в себя: административные, организационные, экономические методы.
Административные методы характеризуются законами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, которые составляют правовую основу, прямо или косвенно влияющую на строительную деятельность. Так, к законам, оказывающим прямое влияние отнесены, законы: о государственном бюджете, о лицензировании строительной деятельности. Законы, оказывающие косвенное влияние, в числе которых, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, налоговое законодательство, призваны оказывать положительное воздействие на формирование внешней среды строительного комплекса.
Отличительной особенностью административных методов является их государственно-властный характер и обязательность исполнения предписаний органов власти подчиненными им объектами. Важное значение при этом имеет административное воздействие, которое должно быть тщательно обосновано, в том числе и экономически, с точки зрения возможных последствий.
Организационные методы управления строительным комплексом представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на управляемый объект и подразделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование. Организационные методы управления реализуются в виде нормативных документов, устанавливающих четкий порядок организации деятельности, как объекта, так и субъекта управления, а также в применении различного рода норм и нормативов.
Экономические методы рассматриваются как основа реализации требований экономических законов и как средство воздействия на экономические управленческие решения. Экономические методы включают: экономическое стимулирование, экономическую ответственность, хозяйственный (коммерческий) расчет. При этом важно, что эти методы способствуют удовлетворению требований потребителей продукции строительного комплекса и сочетанию экономических интересов работников, производителей и потребителей.
Экономическое стимулирование как метод управления базируется на экономических интересах работников. При этом принципиальное значение в экономическом стимулировании имеет материальное стимулирование, которое основывается на экономическом законе распределения материальных благ в соответствии с количеством и качеством труда.
Экономическая ответственность за результаты деятельности органов власти как один из экономических методов управления строительным комплексом предполагает компенсацию потерь, возникающих по вине органов управления и должностных лиц. Также к методам экономической ответственности относятся гарантированные платежи в бюджет независимо от выполнения плана по прибыли.
Хозяйственный (коммерческий) расчет как экономический метод управления основывается на заинтересованности субъектов строительного комплекса в получении прибыли, производстве конкурентоспособной строительной продукции и услуг, что обеспечивает стабильное развитие строительного комплекса в целом.
Анализируя управление современным строительным комплексом как экономической системой, выделим факторы, как способствующие развитию, так и препятствующие системы регионального управления строительным комплексом, которые соответственно и оказывают на его функционирование как положительное, так и отрицательное воздействие. Так, к факторам, препятствующим управлению региональным строительным комплексом отнесены:
— управление осуществляется как отраслевыми органами управления, так и региональными органами государственного управления, что приводит к дублированию управленческих функций, принятию неэффективных управленческих решений;
— несовершенство законодательства в строительстве;
— отсутствие в отдельных регионах стратегического планирования в управлении строительным комплексом;
— неэффективное использование государственного заказа как инструмента регулирования строительного комплекса в регионе;
— наличие множества согласовывающих организаций и длительность процесса согласования проектно-технической документации.
К факторам, способствующим управлению региональным строительным комплексом отнесены:
— прямое регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов в регионе;
— увеличение инвестиционных процессов в регион;
— создание государственно-частного партнерства.
Кроме того, необходимо усиление контрольных функций органов регионального управления строительным комплексом, стабилизация и развитие инвестиционных процессов отрасли.
Таким образом, решение проблемы повышение качества и эффективности регионального управления в строительной отрасли является одной из актуальных задач строительства. При этом, для развития строительной отрасли необходимо не только проведение эффективной экономической политики в данной сфере, но и качественно новая структура взаимоотношений участников, путем принятия комплекса мер и мероприятий, направленных на привлечение инвестиций.
Источник studbooks.net