Понятие логистики как науки. Потоковые процессы как предмет изучения логистики. Виды логистических систем. Логистические «множества». Условия строительного комплекса, способствующие активному использованию логистических решений
Термин «логистика» имеет греческие корни (от греч. logistika – искусство проведения расчетов) и как понятие с позиций смысловой стороны слова означает способ изложения формальной логики, использующей математические методы и специальный аппарат символов при исследовании мышления с помощью вычислений, т.е. формализованных языков.
В настоящее время в науке и хозяйственной практике утвердилось определение логистики как науки о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков в различных системах.
С точки зрения функционального назначения в общей структуре общественного производства и обмена выделяются следующие виды логистических систем:
— макрологистическая система представляет собой объединение всех предприятий, организаций и производственных систем по всем отраслям экономики страны;
Логист | Профессия логист | Логистика | Что нужно знать начинающему логисту
— система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы;
— металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделений различных предприятий и систем.
Логистическая деятельность базируется на трех основах:
— техника как совокупность всех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные ресурсы;
— информация как совокупность всей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах;
— экономика предприятия и страны.
Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.
Логистику правомерно рассматривать как научный метод познания каких-либо потоковых процессов в реальной хозяйственной жизни производителей всех товаров, работ и услуг, поскольку без их использования они не могут производить свои товары (работы) и оказывать свои услуги.
Потоковые процессы — это понятие об объекте применения логистики, характеризующееся высоким уровнем абстракции, что и предопределяет широкое использование логистики в самых различных областях хозяйственной деятельности и технологических циклах производства товаров (работ) и оказания услуг.
Логистика рассматривает потоковые процессы в качестве неких «множеств» и их элементов, находящихся в движении от «источника к цели», задача «распознать» состояние потоков в движении и оптимизировать его при заданных условиях. В качестве таких «множеств» могут выступать формы собственности на предметы труда, средства и орудия труда, на сам труд, на его результаты, т.е. различные виды ресурсов и результатов и использование логистики применительно к ним будет иметь свою специфику.
В строительстве методы логистики нашли широкое применение при организации движения материальных потоков в силу следующих обстоятельств:
Что такое логистика | Профессия логист
— на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции;
— значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса; выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации;
— материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за его пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов;
— материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве бетонных Работ, ведения кирпичной кладки, отделочных работах и др.) и поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга;
материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов, и, следовательно, по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях.
Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения строительства является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйствующих структур, участвующих в движении материального потока. При определенных условиях целесообразно удлинение логистической цепи, включение в нее торговых посредников.
Перед строительной отраслью (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоит задача выбора эффективных форм их приобретения и использования, в целом эффективной организации потоков движения материальных ресурсов, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.
Источник: studopedia.ru
Логистика в строительстве: материальные, финансовые и информационные потоки в строительстве
Логистика — это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им информационных и финансовых потоков фирмы в определенной микро- и макроэкономической среде для достижения поставленных перед ней целей.
Логистика в строительстве. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем. Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством.
Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть представить в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.
Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений.
Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно-строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.
Основные причины востребованности логистики в строительстве:
— территориальная рассредоточенность строек;
— разные объемы потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
— изменение характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
— нестабильность номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
— постоянная потребность в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;
— экономическая самостоятельность участников строительства.
Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.
Параметрами материальных потоков могут быть:
— номенклатура, ассортимент и количество продукции;
— габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
— весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
— физико-химические характеристики груза;
— характеристики тары (упаковки);
— условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
— условия транспортировки и страхования;
— финансовые (стоимостные) характеристики;
— условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.
Строительство, как отрасль материального производства, характеризуется значительным потреблением разнообразных строительных конструкций, материалов, полуфабрикатов и изделий, а, следовательно, и перемещением большого количества грузов.
По виду строительные грузы бывают:
— порошкообразные материалы – гипс, алебастр, цемент, известь-пушонка и др.;
— сыпучие материалы – щебень, гравий, керамзит, шлак, песок, различные виды грунтов и др.;
— штучные изделия – кирпич, облицовочные и отделочные материалы, оконные и дверные блоки, железобетонные и доборные элементы, стекло, кровельные и изоляционные материалы, сантехническое оборудование и др.;
— крупноразмерные изделия – стропильные фермы, лестничные марши, стеновые панели сборного домостроения, отправочные элементы арок или балок пролетного строения мостов и др.;
— длинномерные материалы и изделия – сваи, трубы, арматура, прокат, лесоматериалы и др.;
— плоские элементы – плиты перекрытий и покрытий, панели перегородок, плиты дорожных покрытий и др.;
— тонкостенные элементы – своды и оболочки, армоцементные плиты и др.;
— объемные элементы – сантехнические кабины, блоки подземных коллекторов, секции водостоков, канализации и смотровых колодцев и др.;
— теплоизоляционные материалы – минеральные и стекловата, газобетон, пеносиликат и др.;
— вязкие (подвижные) материалы – бетонная смесь, раствор, асфальтобетонная смесь и др.;
— жидкие материалы – разогретый битум, известковое тесто, грунтовки, краски, растворители и др.
Информационный поток – поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Источник: megaobuchalka.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
На сегодняшний день применение логистики актуально во многих отраслях. Проблемами логистики интересуются большое количество исследователей. Применением ее к сфере своей деятельности вот уже на протяжении долгих лет занимаются различные предприятия, компании и даже государства. Особенно важную роль играет логистика в строительной индустрии.
Даже кратковременный перерыв в любой стройке из-за сбоя в снабжении может привести к проблемам и экономическим потерям. Чтобы добиться идеального уровня снабжения, отлаженной и бесперебойной поставки материалов необходимо использование логистики. Транспортный логист, к примеру, может определить верное время суток для перевозки сырья, рассчитать правильный маршрут без пробок, тем самым сэкономив топливо и обеспечив своевременную доставку материалов.
В настоящее время в городе Самара вдоль Московского шоссе происходит строительство торговых центров. Маленькие парковки мешают въезду и выезду на шоссе, что является одной из проблем логистики в этом районе, большой приток машин отрицательно сказывается на экологической обстановке. Для решения этой проблемы данное строительство целесообразнее начинать за городской чертой.Логистика в строительстве помогает в оптимизации процесса разгрузки-погрузки.
Не вовремя доставленный груз, оборудование и стройматериалы, чаще всего приводит к потере или снижению прибыли, а также к приостановлению работ на каком-либо участке, где производятся строительные работы.Нередко, квалифицированные водители, обладающие многолетним опытом работы и отлично знающие все дороги своего города, способны подобрать наикратчайший путь с объездом наиболее крупных пробок и заторов на дорогах, чтобы осуществить доставку максимально быстро и со строгим соблюдением указанных сроков. Дабы избежать ситуации с несвоевременной доставкой груза, все автомобили компаний снабжены специальным оборудованием, включая радиосвязь и навигаторы, что дает возможность оперативно отслеживать дорожную ситуацию, вовремя узнавать о наличии пробок и своевременно подбирать способы и варианты их объезда.
Благодаря этому заказчик всегда может быть уверен в том, что доставка его товара будет осуществлена быстро и точно в оговоренные при составлении договора сроки, качество выполнения работ гарантируется даже в тяжелых условиях доставки по городу.
Логист так же должен просчитать, в какое время будет производиться разгрузка, требуется ли присутствие специально обученного персонала, рассчитать, как лучше разместить стройматериалы по площади стройки.
Еще один важный аспект строительства – автопарк. Здесь так же очень важно применение логистики. Необходимо верно определить какой груз следует транспортировать на той или иной машине, как его верно разместить, распределив по весу, для того чтобы сделать перевозку как можно безопаснее и надежнее.
Нужно грамотно подобрать маршрут, чтобы колонна не завязла на размытой дороге или не попала в снежные заносы. Материалы, направляемые на строительную площадку, проходят достаточно долгий и сложный путь — от момента добычи сырьевых ресурсов в карьере до момента использования их «в деле». Этот процесс преобразования сырьевого ресурса в полуфабрикат, затем в строительный материал, затем в готовое изделие и, наконец, использование его по назначению, а также связанные с ним процессы транспортировки, хранения, погрузки-разгрузки и т. д. можно рассматривать как материальный поток.
Эффективность движения материальных потоков в значительной мере определяется правильностью маркетингового управления ими. Изучением различных потоковых процессов в строительстве занимается дисциплина «логистика». Концепция логистики представляет собой систему более рационального планирования, организации, реализации и контроля в сферах закупок, транспортировки, складирования, производства и сбыта продукции. Широкое применение логистики в строительных организациях объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением строительных материалов и введением объектов в эксплуатацию. Логистика позволяет минимизировать запасы строительных материалов, а в ряде случаев отказаться от их использования, сократить сроки доставки строительных материалов и конструкций, ускорить процесс получения информации, повысить уровень сервиса.
Логистика в строительственачинается с усовершенствования в процессах снабжения: — Организации транспортировок, складирования. Это нужно делать и на объектовом уровне, и в масштабах всей организации. — Проведение оптимизации в процессах закупок, ведении дел с партнерами. Следующим этапом логистического развития можно назвать этап интеграции снабжения и производства.Основными концепциями логистики являются точность и бережливость, они должны применяться в процессах производства строительных предприятий. Еще одной особенностью направления логистики в строительстве является то, что компания выступает потребителем в системах логистики поставщиков стройматериалов, различных составляющих. При грамотном логистическом подходе можно оптимизировать затраты улучшая время исполнения заказов, надежность поставок.
Таким образом, рассмотрев некоторые особенности логистики в строительстве, можно сказать, что Россия имеет довольно низкий уровень развития в данном направлении. Это объясняется, в первую очередь, низким уровнем логистики в целом по нашей стране. По статистике Россия находится всего на 99 месте из 150 государств по развитию логистики. В управляющие строительных компаниях зачастую недооценивают значимость логистики в этой отрасли, отдавая предпочтение другим способам повышения эффективности своей работы. Думаю, что со временем резервы этих вариантов исчерпаются, и логистический подход приобретет особую актуальность.
Источник: scienceforum.ru