Лоты в закупках — это обособленная доля товаров, работ и услуг, которую заказчик выделяет в одном тендере. ФАС подготовила разъяснение с особыми требованиями для тендеров регулярных перевозок пассажиров и багажа. Если их не соблюдать, то оштрафуют за ограничение конкуренции и количества исполнителей.
Скачать Письмо ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2020 из КонсультантПлюс |
Скачать Письмо ФАС №МЕ/96706/20 от 05.11.2020 из КонсультантПлюс |
Последние разъяснения
ФАС на сайте опубликовала дополнительное разъяснение №МЕ/96706/20 от 05.11.2020 к письму №ИА/85875/20 от 02.10.2020. В допразъяснениях ФАС указала, что сложилась различная практика формирования лотов для закупок по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по Федеральному закону №220-ФЗ от 13.07.2015 об организации перевозок и Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 о контрактной системе из-за действий региональных и местных властей. Они при организации торгов на оказание услуг по регулярным перевозкам не понимают, как составить лоты, чтобы не ограничить конкуренцию и количество участников торгов. Из-за этого ФАС в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2020 определила критерии, которые отражают, что сформированные объекты закупок не ограничивают конкуренцию и количество участников торгов. Это сделали для приведения практики применения контрактного законодательства к единообразию.
ЧТО ТАКОЕ ЛОТ АКЦИЙ? Сколько акций в одном лоте? Размер лота акций
Если использовать эти критерии при формировании объекта закупки, то действия госзаказчика не признают нарушающими законодательство.
А если заказчик не сформирует объект закупки по этим критериям, то это не значит, что его действия автоматически нарушают законодательство. В этом случае дополнительно рассматривают конкурентную среду, которая сложилась на рынке. Для этого заказчикам приходится обращаться в территориальный орган ФАС для консультаций по количеству лотов при проведении торгов на организацию регулярных перевозок.
После того как территориальный орган ФАС получит обращение на основании сведений о состоянии конкуренции на товарном рынке, он сформирует позицию по достаточности меньшего количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов с учетом с учетом Письма ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2020.
Напомним, что в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2020 контролеры определили минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения госконтракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут. Собрали эти требования в таблицу.
Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут
Минимальное количество для формирования лотов по 44-ФЗ при организации регулярных перевозок
Максимальный размер обеспечения исполнения контракта (млн руб.)
От 50 000 до 150 000
От 150 000 до 1 000 000
Свыше 1 000 000
Лот миллиард | Как это устроено | Discovery Channel
Москва и Санкт-Петербург
Общая протяженность маршрутов не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов больше чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам придется делить на разные процедуры.
Период выполнения обязательств по таким госконтрактам — не больше 10 лет. Этот срок установили и для выполнения контрактов на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам. ФАС указала, что такие закупки придется делить как минимум на 5 лотов, а максимальный размер обеспечения госконтракта — 300 млн рублей.
Если требования невыполнимы (нельзя сформировать требуемое количество лотов или не представляется возможным купить разные виды маршрутов по отдельности), то придется обращаться в УФАС с обоснованием невозможности определить исполнителя с реализацией этих требований.
Если контрольный орган даст согласие на проведение процедуры по-другому, это не ограничит конкуренцию и количество исполнителей.
Менять условия о сроках выполнения обязательств по контракту и о максимальном размере обеспечения контракта нельзя.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие товары, работы и услуги объединяются в один лот в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не ошибиться.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Порядок формирования по 44-ФЗ
Обособление товаров, работ и услуг в одном заказе, или лотирование, допускается в случае приобретения однотипной продукции. Если заказчику необходимо закупить однотипные или связанные между собой (технологически и функционально) изделия, он вправе заключить несколько контрактов в рамках одной закупки.
В положениях 44-ФЗ не содержится прямого определения, что такое лот в закупках, но в ч. 6 ст. 24 44-ФЗ есть такое разъяснение: если в закупочной документации отдельно указывают несколько объектов заказа, обоснование НМЦК, сроки и способы поставки, участники обязаны подать заявки по каждому указанному лоту.
Вот в чем суть этого норматива: если заказчику необходимо объединить в одном тендере однотипную продукцию, технически или технологически связанную между собой, то проводится многолотовая закупка по 44-ФЗ с разделением закупочных позиций. В каждом лоте отдельно указывают:
- предмет заказа;
- начальную (максимальную) цену товара, работы, услуги и ее обоснование;
- размер обеспечения заявки (если такое требование установлено в документации);
- сроки и ключевые условия поставки;
- порядок обеспечения исполнения госконтракта.
Допускается несколько лотов в одной госзакупке. Если вам необходимо изменить или отменить одну из лотовых позиций, вы корректируете или отменяете только ее, остальные группы не меняются. Составляют протоколы и подводят итоги по всем позициям отдельно. По результатам многолотового тендера заказчик заключает контракты по каждой включенной группе.
Не все способы определения поставщика допускают обособление товарных групп. В 2020 году лоты в электронном аукционе по 44-ФЗ запрещены — выделение продукции доступно только для конкурсных процедур.
Правила объединения
По каким нормам проводится формирование лотов по закону о контрактной системе:
- Заказчикам запрещено включать в состав товарных групп позиции, которые технически и функционально не связаны с продукцией, являющейся предметом госзакупки (ч. 3 ст. 17 135-ФЗ от 26.07.2006).
- Об этом же говорится и в Кодексе административных правонарушений: включение в состав одного лота товаров, работ и услуг, не связанных между собой технологически и функционально, грозит заказчику штрафом в размере 1% от НМЦК, но в границах от 5000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ).
- Нельзя объединять в одну группу товары, в отношении которых применяется национальный режим по ст. 14 44-ФЗ (п. 3 Приказа Минфина №126н от 04.06.2018).
Следует помнить, что многолотовый аукцион в электронной форме 44-ФЗ теперь не проводится. Не формируют товарные группы и при осуществлении запроса котировок, запроса предложений, электронных процедур и закрытых электронных торгов.
Примеры по 44-ФЗ
Далеко не все лоты могут выделяться при осуществлении закупки 44-ФЗ: по закону о защите конкуренции обособление проводится только для однотипных, технологических и функционально связанных товаров, работ и услуг. Большая часть госзакупок проводится по одной позиции.
Нередки и ошибки при формировании многолотовых тендеров. Не рекомендуется объединять в одной закупке:
- поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;
- строительные, исследовательские и проектные заказы;
- лицензированную и нелицензированную деятельность;
- приобретение продуктов питания и процесс организации питания в детских и лечебных учреждениях;
- различные виды строительных работ в ходе ремонта или строительства.
Обособление товаров, работ и услуг в одном тендере — это опция, доступная только для конкурсных процедур.
Регламента или инструкции, как в лот по малым закупкам добавить деньги на выделение товарных групп, нет: этого сделать нельзя. Предмет контракта с единственным поставщиком только один. Заказчики проводят закупки малого объема отдельно по каждому приобретаемому объекту заказа.
Интересная практика
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении по делу №А33-311/2020 от 14.10.2020 признал, что в госзакупках законно объединять в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Заказчик планировал долгосрочную еженедельную поставку по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.
ФАС признала такие действия необоснованными, но суды с этими выводами не согласились по таким основаниям:
- По 44-ФЗ не запрещено покупать одним лотом товары, которые делятся на отдельные виды.
- В закупочных документах не обязательно прописываются условия, которые удовлетворяют всех потенциальных поставщиков.
- Разная продукция в рамках одного лота складывается в единый объект закупки. Она подходит под один вид товаров — пищевой продукции.
- Основная цель тендеров — эффективное использование бюджетных денег, а не обеспечение условий для участия максимального количества потенциальных поставщиков. Если кто-то из претендентов не в состоянии поставить товар, это не означает, что их права нарушены или конкуренция ограничивается.
В этом тендере участвовало 6 претендентов. ФАС не смогла доказать, что разделение закупки на отдельные процедуры увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.
Суды учли и такие пояснения заказчика:
- закупка продуктов одним госконтрактом в течение длительного времени более удобна и выгодна;
- объединение продуктов в один лот приводит к удовлетворению потребностей различных категорий людей;
- стороны по соглашению вправе перераспределить товарные единицы без изменения цены;
- закупка товаров несколькими закупками влечет большее количество контрактов, следовательно, увеличивает трудозатраты заказчика, затрудняет поставку и приемку товара, оформление отчетов.
Обратим внимание и на позицию контрольных органов, которые стояли на выводах, что такие действия приводят к ограничению конкуренции по таким основаниям:
- Объект госзакупки — продукты разных категорий. Они формируют самостоятельные товарные рынки. Потенциальные поставщики могут и не иметь возможности поставить продукцию в совокупности.
- Товары обладают различными потребительскими свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально.
- В закупке затруднительно участвовать производителям, товары другой линейки им придется покупать у других субъектов.
Антимонопольный орган считает, что продукты следует покупать отдельными процедурами.
Скачать Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу №А33-311/2020 от 14.10.2020 из КонсультантПлюс |
Правила и порядок формирования лотов по 223-ФЗ
Конкретных правил по выделению товарных групп в 223-ФЗ нет. Актуальным в этом случае является закон о защите конкуренции: не ограничивайте количество участников закупки вашей разбивкой. Если товары, работы и услуги технологически и функционально не связаны между собой, вас оштрафуют.
Опишите порядок формирования многолотового заказа в Положении о закупке. Укажите допустимые конкурентные способы определения поставщика, алгоритм определения взаимосвязи между продукцией (например, таблица для участия в нескольких лотах), правила принятия решения о выделении позиций в одном тендере.
Многолотовые заказы по 223-ФЗ проводятся по общим правилам. Подготовьте закупочную документацию, рассчитайте цену, установите требования к участникам. Следуйте порядку, закрепленному в Положении о закупке. Нет необходимости и определять номер лота — Единая информационная система ведет автоматическую нумерацию.
Дальше закупка осуществляется по правилам 223-ФЗ. Участники подают заявки по каждой позиции тендера (ч. 11. ст. 3.2 223-ФЗ). Заказчик рассматривает предложение и выбирает исполнителей.
Если вы проводите заказ через Единую автоматизированную систему торгов Москвы, придерживайтесь Положения о закупке и регламента работы на торговой площадке. Вот инструкция, как сделать лот на единицу продукции в ЕАИСТ для детализации позиций:
- Определяем объект закупки.
- Формируем лот.
- Детализируем строку. Указываем цену товарной единицы и объем заказа.
- Готовим извещение.
- Прикрепляем к извещению техническое задание, обоснование НМЦК и требования к исполнению договора.
Техническая документация, расчеты и условия контракта готовятся отдельно по каждой группе.
Примеры по 223-ФЗ
ФАС очень внимательно относится к жалобам на многолотовые заказы. Если заказчик готовит неделимый тендер, но объединение продукции необоснованно, исполнителю и организации грозит штраф.
Самое распространенное нарушение — включение в одну закупку проектных, исследовательских и строительных работ. Оштрафуют и за объединение поставок комплектующих и обслуживание оргтехники в одном договоре. Если заказчик докажет, что все позиции в соглашении однотипные и функционально взаимосвязанные, санкций удастся избежать.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник goscontract.infoРазделение на лоты в законодательстве РФ
В рамках действующего законодательства, заказчик принимает решение о разделении закупки на лоты самостоятельно. В рамках 44-ФЗ возможность использования многолотовых закупок есть только при проведении закрытых аукционов и конкурсов (в отношении всех видов конкурсов: открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе).
По этой причине закупки строительных, проектных и изыскательских работ, проводимые в форме электронного аукциона, лишаются возможности выбора разделения на лоты, что особенно важно с точки проведения строительных работ (т.к. в этом случае заказчик обязан выбрать способ электронного аукциона за исключением некоторых случаев).
Определенным стимулирующим разделение на лоты фактором является обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок (ч.1 ст.30 44-ФЗ) напрямую или через субконтрактирование (ч.6 ст.30 44-ФЗ).
В таком случае начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., что позволяет либо разделить закупку на лоты с обычным участием и лоты для СМП и СО НКО, либо выделить всю закупку для этих целей (и, соответственно, разделить ее на лоты при НМЦК больше 20 млн. руб.)
Деление на лоты отчасти регламентируется № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В рамках данного закона указано условие о том, что «запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений».
Тем не менее, определение технологической и функциональной связи в законе отсутствует и при объединении в одном лоте нескольких задач заказчик рискует отменой проведенной закупки, а на ответственные лица в этом случае могут наложить административный штраф (в соответствии с ч 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ). Более того, у ФАС и судов различаются интерпретации технологической и функциональной связи Вергунова О.В. Настольная книга организатора закупки. Обзор практики. — М.: ЗАО «Электронные торговые системы», 2015. — 89 с., в связи с чем для заказчиков более предпочтительным становится разделение закупки на лоты либо проведение нескольких закупок.
В рамках инженерных изысканий, строительных и проектных работ ключевым вопросом является правомерность объединения в один лот нескольких типов работ. Объединение в одном лоте проектных и строительных работ чаще всего признается неправомерным, так как данное действие ограничивает конкуренцию.
Однако, если в конкретном случае удастся доказать, что разделение закупки невозможно (не имеется технической и организационной возможности выполнить работы по отдельности) или доказать отсутствие ограничения конкуренции при объединении работ в данной закупке, объединение может быть признано обоснованным.
В решениях ФАС существовал подход, основанный на том, что если включенные в один лот работы требуют различных лицензий, объединение неправомерно (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 N ИА/19712, в письме разъяснялись положения действующего на тот момент №94-ФЗ). Позднее решением Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-4065/12 от 03.07.2012 Письмо было признано недействующим. В данном Решении указано, что требования о наличии разных лицензий не является обоснованием невозможности включения работ в один лот.
Кроме того, в данном решении уточнено, что ключевой задачей является не обеспечение максимального числа участников, а выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым будет отвечать целям эффективного использования средств и удовлетворения нужд заказчика.
Отдельной аспектом, представляющим интерес, является возможность объединения в одном лоте строительных работ и поставку, монтаж оборудования. В письме ФАС от 5.12.2011 № ИА/45240 были разъяснены права заказчиков, включение поставки и монтажа возможны, если они неразрывно связаны с объектом строительства. Неразрывно связанным оборудование признается если его поставка и установка впоследствии невозможна без изменения конструктивных решений объекта строительства.
Отдельной проблемой в рамках действующего законодательства является строительство объектов «под ключ». Во-первых, для определения, попадает ли определенное строительство под строительство «под ключ» используется постановление Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, согласно которому:
- 1. Строительством «под ключ» предусматривается обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре.
- 2. Строительство «под ключ» осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции от стадии проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.
Отсутствие какого-либо из вышеперечисленных элементов не дает признать наличие строительства «под ключ» Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2011 года по делу № А26-11058/2010. Таким образом, при рассмотрении споров суды рассматривают технологическую и функциональную взаимосвязь закупаемых товаров, работ и услуг; «устанавливают наличие единой цели торгов — объединение процесса создания готовой продукции в одной структуре с целью сокращения временных затрат, а также обеспечения только качественного и быстрого выполнения всего комплекса работ, эффективного расходования бюджетных средств».
Кроме того, относительно новым понятием для контрактной системы является понятие контракта жизненного цикла. В рамках данного контракта производится не только покупка, но и обслуживание товара в течение его эксплуатации (а значит объединяется в один лот все проводимые работы).
Список случаев, когда заключается контракты данного типа, указан в Постановлении Правительства РФ № 1087 от 28.11.2013 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (ред. от 29.12.2015) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». На данный момент бомльшая часть случаев относятся к строительной отрасли.
В целом, законодательство РФ не стимулирует заказчиков к разделению закупки на лоты, вопрос о разделении и неразделении закупки на лоты возлагается на заказчиков. В части объединения различных товаров, работ, услуг в один лот существуют проблему, в первую очередь связанные с характеристикой технологической и функциональной взаимосвязи, достаточной для объединения.
Кроме того, не выработалась и единая практика со стороны ФАС и судов, что приводит к рассмотрению каждой спорной ситуации с точки зрения интерпретации данными органами технической и функциональной взаимосвязи конкретных работ.
Источник vuzlit.comЛот это в строительстве
Лот – это однородная или функционально взаимосвязанная партия продукции, которая выделена Заказчиком или Уполномоченным органом для проведения закупки однотипной продукции.
В извещении и аукционной (конкурсной) документации указываются конкретные условия. Например, обязательно указываются начальная (максимальная цена контракта), место, срок, предмет закупки, а также и иные условия исполнения контракта. Заявка составляется на каждый отдельный лот непосредственно Заказчиком. При этом на каждый отдельный лот заключается отдельный контракт.
При проведении процедуры закупки могут выделяться лоты, в которых указывается отдельной строкой предмет и условия поставки продукции, а также критерии и порядок выбора поставщика. При этом Поставщик может подавать заявку на отдельный лот. Документы, общие для всех лотов, не дублируются и включаются в состав заявки на самый первый лот (выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, копии лицензий, Устав, приказы, решения и т.д.), на который поставщик подает заявку.
На законодательном уровне в соответствии со ст. 17 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 установлен запрет на включение в состав лотов продукции (товаров, работ или услуг), которые функционально или технологически не связаны между собой (товары, услуги, работы). Таким образом снимается ограничение состава участников процедуры закупок за счет формирования лотов.
Если же Заказчику необходимо закупить однотипную продукцию, или продукцию, которая взаимосвязана между собой, то он вправе в рамках проведения только открытого конкурса заключить несколько контрактов с различными поставщиками на основании итогов проведения открытого конкурса.
Если Заказчик включит в состав одного лота товары, работы или услуги, которые технологически или функционально не связаны между собой, то согласно ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, то его могут оштрафовать в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 рублей и не более 30 000 рублей.
Закон о защите конкуренции говорит , что продукция внутри лота должна быть технологически и функционально связана с предметом торгов, но если предметом торгов является поставка товаров, то включение в состав лота хозяйственных товаров, например, расходных материалов к оргтехнике формально не противоречит закону — налицо противоречие в законодательстве . Ведь такой лот не противоречит законодательству, но формально это считается признаком административного правонарушения. К сожалению, не все еще четко проработано в законодательстве, и при желании Заказчик всегда может найти лазейки для того, чтобы ограничить количество участников в аукционе или конкурсе. Впрочем, всегда можно подать жалобу в ФАС, но только нужно знать, что жалоба на некорректную аукционную документацию принимаются ФАСом до начала торгов.
Источник obespechimkontrakt.ru