Лучший проект строительства года

Содержание

В Москве назвали победителей ежегодного конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства». В преддверии Дня строителей Сергей Собянин вручил награды их авторам.

Лучшие проекты выбирали в 12 категориях: это жилые комплексы, торговые центры, офисы, школы, спортивные и другие объекты. Каждую заявку рассматривала городская конкурсная комиссия, в состав которой вошли руководители органов исполнительной власти города Москвы, ведущие архитекторы, проектировщики и девелоперы.

Кроме того, отдать свой голос за лучший проект мог любой житель Москвы. Проголосовать можно было в проекте «Активный гражданин» и приложении «Строим просто», на сайте moscowbestproject.ru и в павильоне «Макет Москвы» на ВДНХ. В этом году организаторы насчитали более миллиона голосов. По итогам общегородского голосования в большинстве номинаций определили еще по одному победителю, а в одной из номинаций решения общественного и экспертного жюри совпали.

Из всего списка финалистов решением городской конкурсной комиссии проектом года стал Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой (два предыдущих года главными проектами становились парк и концертный зал «Зарядье»). А еще в рамках премии были присуждены несколько специальных призов.

ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ 2022 ГОДА ОТ «АЗБУКИ СТРОИТЕЛЬСТВА»!

В этом году в конкурсе участвовали 111 проектов. Все работы по этим объектам были завершены в период с 1 января по 31 декабря 2019 года. Заявки принимали от заказчиков, инвесторов, проектировщиков и генеральных подрядчиков, которые участвовали в реализации проектов. В список победителей попали здания и целые комплексы совершенно разных архитектурных стилей и направлений, а также объекты улично-дорожной сети, метрополитена и железнодорожного транспорта.

Гимнастические ленты и советские барельефы

Триумфатор премии — Дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Уникальное здание набрало больше всего голосов жителей Москвы в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов спортивного назначения» и получило главный приз конкурса «Проект года».

Самая узнаваемая его часть — кровля в форме развевающейся гимнастической ленты. За витражным фасадом скрываются оригинальные интерьеры, при оформлении которых вдохновлялись народной культурой: жостовской и хохломской росписью, холуйской лаковой миниатюрой. Внутри спорткомплекса разместили залы для тренировок и арену-трансформер на четыре тысячи зрителей.

На темных стенах вокруг арены из светодиодов выложили гимнастические ленты белого, синего и красного цветов. Потолок украсили 900 декоративных светильников, создающих эффект звездного неба. Проект дворца разработали с применением BIM-технологий, он уже стал победителем многочисленных архитектурных премий.

Источник: moscowseasons.com

Москва меняется: 7 лучших новостроек столицы за последние годы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Архитектура Москвы очень многогранна, здесь можно увидеть удивительной красоты церкви, выполненные в стиле русского узорочья, монументальные объекты советской эпохи, серые коробки панелек и громоздкие торговые центры «лихих 90-х». К счастью, обновление столицы идет своим чередом, стали появляться новые объекты, которые впечатляют своими футуристическими формами, новаторским подходом к проектированию, а также инновационными внедрениями.

1. Элитный жилой комплекс на Мосфильмовской (район Раменки)

«Дом на Мосфильмовской» – визитная карточка архитектуры современной Москвы. | Фото: novostroycity.ru.

«Дом на Мосфильмовской» – визитная карточка архитектуры современной Москвы. | Фото: novostroycity.ru.

Этот необычный жилой жом не требует особого представления для москвичей, а для остальных мы напомним, что его спроектировал известный архитектор Сергей Скуратов. Жилой комплекс, который так и называется «Дом на Мосфильмовской» был сдан в эксплуатацию в 2012 году и сразу же после этого разгорелся нешуточный скандал о лишних . 20 этажах. К счастью, неприятности быстро утихли и 52 (213,3 м) и 34 (132 м) этажа (комплекс состоит из двух высоток) остались в первозданном виде радовать своих элитных жильцов, ведь дом предназначался для них.

Уникальный небоскреб «Дом на Мосфильмовской», лишенный прямых углов, состоит из двух жилых высоток.

Отличительной чертой этого проекта стали не только запредельная роскошь убранства внутреннего пространства: атриум-холл 15-метровой высоты, ведущий в зимний сад, водопад, стекающий с одной из стен комплекса, но и архитектурные формы ансамбля. Это 40 черных бетонных колонн, поддерживающих один з корпусов, а также отсутствие строгих вертикалей (в каждом из строений фасадные стены наклонены к основанию под разными углами) и живописное окружение с восхитительными видами из окон.

2. Жилой комплекс «Кленовый DOM» на Пречистенской набережной

За проект ЖК «Кленовый DOM» А. Скокан получил две профессиональных премии – URBAN AWARDS и PRO Realty как «Лучший жилой комплекс Москвы элит-класса».

За проект ЖК «Кленовый DOM» А. Скокан получил две профессиональных премии – URBAN AWARDS и PRO Realty как «Лучший жилой комплекс Москвы элит-класса».

Вписать современный жилой комплекс в исторический район старинного города – это архисложная задача, с которой удалось справиться специалистам архитектурного бюро «Остоженка» под руководством Александра Скокана. Элитная новостройка прекрасно вписалась в первую линию домов Пречистенской набережной, ведущей к парку Горького – одного из самых оживленных районов столицы. Несмотря на историческое окружение новый жилой комплекс гармонично вписывается в городской ландшафт набережной, при этом выглядит свежо и современно.

ЖК «Кленовый DOM» всего 20 резиденций, но каких!

Примечательно: ЖК «Кленовый DOM» относится к элитному комплексу клубного типа, а тот факт, что она находится на «золотой миле» Москвы несложно догадаться, что цены на апартаменты будут заоблачными (в 2015 г. стартовали от 100 млн. рублей). Всего в доме предусмотрено 20 квартир класса de Luxe, площадью от 73 до 530 кв. метров с высотой потолков 3,6 — 4,7 м. Из каждой резиденции, из тонированных окон 2,8×2,8 м с изображением кленовых веток можно любоваться красотой Москва-реки. А вот обладателей пентхаусов (всего их 2, площадью 465 и 530 кв. м) порадуют полусводчатые потолки по 6,5 метров, ориентация окон на три стороны и собственные летние террасы.

3. Школа-гигант на территории бывшей промышленной зоны «ЗИЛ»

Экспериментальная школа на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» – самое большое учебное заведения среди школ России.

Экспериментальная школа на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» – самое большое учебное заведения среди школ России.

В 2019 году открыла свои двери экспериментальная школа-гигант (рассчитана на 2,5 тыс. учащихся), расположенная на территории жилого комплекса «ЗИЛАРТ» (бывший завод «ЗИЛ» (проспект Лихачева, д. 11, в районе Даниловский). Под ее строительство была выделена гигантская площадь – свыше 40 тыс. кв. метров, чтобы дети могли получать не только знания, но и навыки, ориентированные на исследования в области естественных наук, проектирование робототехники, инженерно-физических наук, медицины и IT-технологий.

Для детей созданы комфортные условия как для учебы, так и для занятий в студиях, лабораториях или просто отдыха во время перемены («ЗИЛАРТ»).

Для детей созданы комфортные условия как для учебы, так и для занятий в студиях, лабораториях или просто отдыха во время перемены («ЗИЛАРТ»).

По сведениям авторов Novate.ru, ее проектировали по принципам европейской кампусной системы, при этом адаптации к российским нормам, правилам и специфики образования уделяли особое внимание. Помимо светлых просторных классных комнат на территории учебного комплекса имеется: актовый зал на 1100 мест, три спортивных зала, две хореографических студии, фитнес-зал, две библиотеки с абонементами, читальными залами, конференц-залом, медиатекой и учительским сектором, лингвистические трансформируемые зоны, зоны отдыха, столовая, обслуживаемая собственным комбинатом общественного питания. Для детей, проживающих в ЖК «ЗИЛАРТ» предусмотрен подземный переход, чтобы они не пресекали оживленный проспект, а вот для учащихся с ограниченными физическими возможностями имеются адаптированные переходы, подъемники и туалеты.

4. Кампус Московской школы управления «Сколково» (Подмосковье)

Четыре корпуса в виде геометрических фигур призваны отразить идею картины Малевича «Супрематизм» (кампус Московской школы управления «Сколково», Подмосковье). | Фото: moscow-walks.livejournal.com.

Четыре корпуса в виде геометрических фигур призваны отразить идею картины Малевича «Супрематизм» (кампус Московской школы управления «Сколково», Подмосковье). | Фото: moscow-walks.livejournal.com.

Кампус Московской школы управления «Сколково» входит в список лучших российских зданий за последнее десятилетие (Подмосковье).

Кампус Московской школы управления «Сколково» входит в список лучших российских зданий за последнее десятилетие (Подмосковье).

Картина Казимира Малевича «Супрематизм» вдохновила британского архитектора Дэвида Аджайе на создание футуристического объекта, который должен был стать ультрасовременным кампусом для Московской школы управления «Сколково» (Председателем международного Попечительского совета школы является Дмитрий Медведев). Ему это действительно удалось, ведь модульный объект, состоящий из 4 основных корпусов, отчетливо напоминает геометрический рисунок, изображенный на картине.

Кампус Московской школы управления «Сколково» – это ультрасовременный город в городе (Подмосковье). | Фото: twhealthy.com.

Кампус Московской школы управления «Сколково» – это ультрасовременный город в городе (Подмосковье). | Фото: twhealthy.com.

Примечательно: Архитектурный комплекс площадью 80 тыс. кв. м состоит из 17 аудиторий, вместимость которых варьируется от 20 до 250 слушателей, 28 переговорных комнат (рассчитаны на 10 человек каждая), библиотеки. Помимо лекционных аудиторий, медиацентра и конференц-залов предусмотрено 8 объектов общественного питания, гостиничный комплекс, 11 коттеджей, парковка на 550 автомобилей, 2 открытые террасы, спорткомплекс, СПА-салон, каток The Rink, парки, прогулочные аллеи, масса водных объектов, зоны отдыха под открытым небом. Главной особенностью архитектурного ансамбля являются его удивительные формы и «зеленая стена», созданием которой занимались специалисты столичных компаний – «ТерраКультур» и International Paper. На данный момент площадь вертикального озеленения считается самой большой в столице и области.

5. Дворец гимнастики в Лужниках

Дворец гимнастики в Лужниках – новый узнаваемый символ спортивной Москвы. | Фото: realty.rbc.ru.

 Дворец гимнастики в Лужниках, как архитектурный объект, получил несколько национальных и международную премию, как Лучший спортивный и культурный объект-2020. | Фото: rossaprimavera.ru.

Дворец гимнастики в Лужниках, как архитектурный объект, получил несколько национальных и международную премию, как Лучший спортивный и культурный объект-2020. | Фото: rossaprimavera.ru.

Строительство Дворца гимнастики имени Ирины Виннер-Усмановой, на территории олимпийского комплекса «Лужники», стало одним из самых значимых событий 2019 года. Понадобилось менее трех лет разработчику и генеральному подрядчику АО «Мосинжпроект», чтобы удивительной красоты спортивный объект стал украшением и гордостью столицы. Стоит отметить, что российские специалисты разрабатывали проект с помощью технологий информационного моделирования (BIM-технологий). Для изготовления некоторых архитектурных элементов также использовались инновационные методы строительства, не говоря об обустройстве внутреннего пространства.

Читайте также:  Как посмотреть тендера на строительство

Масштабное остекление создает эффект полета гигантской гимнастической ленты, в роли которой выступает крыша спортивной арены (Дворец гимнастики в Лужниках).

Масштабное остекление создает эффект полета гигантской гимнастической ленты, в роли которой выступает крыша спортивной арены (Дворец гимнастики в Лужниках).

Особенно это заметно по «развевающейся на ветру» крыше, имитирующей технику движения «змейка» исполненной с помощью гимнастической ленты. Завершенность образу дает масштабное остекление фасадов, создающее иллюзию полета ленты и захватывающую динамику.

6. Деловой центр Dominion Tower в районе Дубровки от Захи Хадид

Деловой центр Dominion Tower – один из самых эффектных шедевров архитектуры современной Москвы (р-н Дубровка). | Фото: mockva.ru.

Деловой центр Dominion Tower – один из самых эффектных шедевров архитектуры современной Москвы (р-н Дубровка). | Фото: mockva.ru.

Москва также может похвастаться уникальными архитектурными объектами, созданными непревзойденной женщиной архитектором, лауреатом Притцкеровской премии – Захой Хадид. Взять, к примеру, деловой центр Dominion Tower, построенный на Шарикоподшипниковской улице в районе Дубровки. Элегантное белоснежное здание, напоминающее несколько тектонических плит, сложенных друг на друга и сдвинутых относительно центральной оси.

Внутреннее пространство под стать оформлению экстерьера нового делового центра столицы (Деловой центр Dominion Tower, р-н Дубровка).

Внутреннее пространство под стать оформлению экстерьера нового делового центра столицы (Деловой центр Dominion Tower, р-н Дубровка).

Особенностью этого проекта являются строгие линии в форме здания, масштабное остекление и внедрение алюминиевых панелей, на которых отражается изменчивость окружающего мира. Постоянная смена «картинки» и цвета создает динамичный образ всего архитектурного объекта, который постоянной меняется благодаря движению солнца, туч и массы людей.

7. Детский сад у метро «Курская»

Новаторский детский сад от архитектурного бюро Асадова (Малый Полуярославский переулок, Москва). | Фото: ru.rbth.com.

Новаторский детский сад от архитектурного бюро Асадова (Малый Полуярославский переулок, Москва). | Фото: ru.rbth.com.

Современный подход к воспитанию детей означает не только изменение программы, но и строительство новых объектов. Одним из примеров обновления дошкольных учреждений стал детский сад в Малом Полуярославском переулке, спроектированный архитектурным бюро Asadov. Это тот случай, когда небольшая территория заставила разработчиков создать уникальный концепт, позволяющий увеличить полезную площадь за счет эксплуатируемой крыши.

Место для прогулки нашлось как во дворе, так и на крышах (Детский сад в Малом Полуярославском переулке).

Место для прогулки нашлось как во дворе, так и на крышах (Детский сад в Малом Полуярославском переулке).

Новаторское, как для России, внедрение требовало всестороннего изучения вопроса обеспечения безопасности детей на значительной высоте. По этой причине в детском саду нет ни единого случайного объекта или даже архитектурного элемента, все без исключения конструктивные детали проходили тщательную проверку, чтобы малыши могли свободно гулять по крышам, верандам и переходам, а воспитатели и родители не беспокоились о сохранности их жизни и здоровья.

Чтобы узнать, почему первые станции метро в крупных городах Советского Союза встраивали в жилые дома, достаточно заглянуть на наш канал:

Современная архитектура может не только восхищать и завораживать, но и сбивать с толку. О чем свидетельствуют 7 архитектурных шедевров, которые никак не могут не притягивать взгляды.

Источник: novate.ru

Архитектура современного города как наука и искусство

Дом в начале Кутузовского от мастеров дорогого жилья «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Архитектура, не особо выбивающаяся из ряда окружающих сталинских масштабных домов, но уже без богатого декора. Его фасад спокоен, он стоит с отступом от красной линии на месте заводоуправления Бадаевского пивзавода, типового здания 1960-х годов. Главная фишка проекта — стеклянные колонны в каждом простенке (то есть пространстве между окон) и во всю высоту здания. В темноте колонны подсвечиваются изнутри, создавая ночной, гораздо более смелый и оригинальный фасад здания.

Концепция «Город-сад»

Одна из градостроительных концепций возникла в начале 20 в., после выхода книги Э. Говарда «Города-сады», в которой автором были предложены совершенно новые идеи и схемы возведения городов. Были предложены планы и оригинальные особенности архитектуры современного города, располагавшегося на общинных землях. Целью устройства поселения было создание хороших социально-бытовых условий для малообеспеченных слоев населения в пределах пригородных поселков на окраинах мегаполисов.

Храм Лотоса (Нью-Дели, Индия)

ТПУ «Нижегородская»

Рязанский проспект, 1

Первый настоящий ТПУ в Москве, он же хаб, вокзал, точка притяжения. Здесь соединились станции МЦК, платформа Горьковского направления (будущего МЦД-4) и две линии метро (Некрасовская и Большая кольцевая). Архитектура ТПУ придумана Тимуром Башкаевым, автором образа станций МЦК.

Здесь он повторяет ту же тему — белоснежные объемы, накрытые «лентой», только уже в новом, большом масштабе. Архитектура ТПУ отсылает к образу построек Ричарда Мейера и Сантьяго Калатравы, но при этом не повторяет их. Правда, многие пассажиры не видят этого, так как делают пересадку внутри ТПУ. Гигантская станция метро «Нижегородская» (две платформы, четыре пути), расположенная на нижнем уровне и обыгрывающая, по мнению проектировщиков из «Ленметрогипротранса», тему конструктора LEGO, проигрывает самому вокзалу по качеству и архитектуры, и строительства.

ЖК «Небо»

Мичуринский проспект, 56

Жанр «несколько жилых башен, стоящих впритык друг к другу» — любимый у московских застройщиков. Сейчас подобных комплексов строится несколько десятков, в этой типологии придумать что-то новое чрезвычайно трудно, поэтом архитекторы идут по пути создания оригинальных фасадов.

Обычно получается не очень. «Небо» в Раменках на границе советского микрорайона и природной территории — самый чистый по архитектуре ЖК в этом жанре. Это три настоящие модернистские башни с четкой расчерченной сеткой фасада. Автор проекта — главный современный неомодернист Владимир Плоткин. Башни напоминают постройки Миса ван дер Роэ — сдержанная, немногословная и непошлая архитектура.

ЗАГС на Живописном мосту

Начало работ:

Что обещали:

ЗАГС, открытие во второй половине 2015 года

ЗАГС в футуристической капсуле на Живописном мосту обещали открыть чуть ли не сразу же после открытия моста. Открытие откладывалось по каким-то нелепым причинам. Например, в последние полгода стройка была заморожена из-за того, что из-за границы привезли неподходящую лифтовую конструкцию. По словам заммэра по вопросам градостроительной политики Марата Хуснуллина, как только конструкцию привезут, работы будут вестись полгода.

Музей-усадьба «Архангельское»

Одно предположение о том, что современные архитекторы могут что-то делать на территории исторической усадьбы, некоторых может повергнуть в шок. Особенно если речь идет об Архангельском. Это одна из самых известных усадеб, ей в разное время владели Одоевские, Голицыны и Юсуповы, сегодня же она — предмет скандалов.

Так, в этом году 300 га охраняемых территорий изменили свой статус, что грозит застройкой вблизи усадьбы. Бюро Wowhaus разработало проект развития территории музея-усадьбы, который позволит ей полноценно функционировать, сохраняя природные и исторические памятники. В этом году были построены легкие павильоны в современной стилистике. Это входная группа с туристическим информационным центром, кассы и кафе, ресторан с террасой, амфитеатр у «Колоннады» и парк у Императорской аллеи, так называемый Парк усадебных затей, и три воссоздаваемые оранжереи.

Архитектурные стили 20 века

Архитектура современного города удивляет и поражает. Она прошла долгий путь становления. Только за последнее столетие в рамках дисциплины или, если изволите, отрасли искусства, появилось несколько основных направлений, каждое из которых отличается оригинальностью конструкций, форм и тесно связано с использованием новых материалов. Были придуманы и новые термины. Для того чтобы выяснить, какие понятия появились в архитектуре современных городов, рассмотрим основные стили зодчества, характерные для прошедшего столетия: конструктивизм, функционализм, модернизм, ар-деко и др.

Яузская больница

Яузская ул., 11

Яузская больница (сейчас официально называется больница №23 им. И. В. Давыдовского) знаменита своим историческим зданием в стиле классицизма — дворцом Баташева. Именно оно вдохновило бюро SPEECH Сергея Чобана на проект реконструкции типового больничного корпуса начала 1970-х.

На стеклянных панелях напечатаны элементы внешнего и внутреннего декора исторического здания больницы — маскароны, балясины и фигурные розетки, скульптурные барельефы. Подобный прием Чобан больше 15 лет использовал в своих проектах в Петербурге. Реконструкция корпуса — это и пример того, как фасад здания становится не более чем временной оболочкой, которую при смене моды, износе и прочем можно легко скинуть и заменить на новую.

Градостроительство: эпохи и страны

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Музей «Зоя»

Петрищево, Московская область

Любое новое сооружение, посвященное теме Великой Отечественной войны и победы, ждешь с содроганием. В лучшем случае получается неубедительно, так что музей «Зоя», посвященный казненной в этой деревне партизанке Зое Космодемьянской, скорее исключение из правил. Музей построен по проекту бюро А2M Андрея Адамовича и Даны Матковской, для них это первая крупная постройка.

Образ музея — белоснежная коробка-параллелепипед, этакий уменьшенный и осовремененный МДМ. Внутри — залы разной формы, что читается на фасаде. Цельность и торжественность зданию придает колоннада по периметру. Из военной символики — золотой контур звезды и золотая же надпись «Зоя». В меру торжественно, в меру современно, в меру вне времени.

Средневековая Москва

Древнейшая московская архитектура уходит своими корнями в период Киевской Руси. Самым важным зданием является византийская церковь в форме креста, а наверху – сводчатые крыши и центральный купол. В XI-XII веках русская культура переместилась из Киева в княжества дальше на северо-восток. Эти города, которые сейчас образуют так называемое «Золотое кольцо», копировали архитектурный дизайн Киева, разрабатывая собственные вариации по образцу. Крыши становились все круче и круче, чтобы предотвратить снегопад; окна стали уже, чтобы жильцы не простужались.

Читайте также:  Что такое спм в строительстве

Во многих случаях камень заменил кирпич как традиционный строительный материал. Например, Успенский собор Белого камня и Золотые ворота, как и во Владимире, являются близкими копиями аналогичных кирпичных зданий в Киеве. В некоторых случаях каменный фасад становился плато для знаменитого калейдоскопа резных картин, таких как Кафедральный собор св. Димитрия во Владимире и церковь Ордена на Нерли в Боголибобово.

Ранние церковные и замковые комплексы нуждались в защите, поэтому во всех этих поселениях были крепкие крепостные стены, заполненные феноменальными башнями.

В конце XV века Иоанн III «выписал» архитекторов из Италии для строительства двух монастырей в Московском Кремле из трех больших соборов: Успенского собора и Архангела Михаила. Несмотря на это, иностранные архитекторы искали вдохновение в Киеве, переписывая византийский дизайн.

Только в XVI веке архитекторы выработали собственный стиль. Новшество заключалось в создании крыш и других элементов из кирпича, что способствовало созданию нового, уникально русского стиля архитектуры. Белая Успенская церковь на Коломенском – самый старый образец этого инновационного стиля, с открытыми галереями, слоями разноцветных плиток и фронтонами, которые выложенные узорами в центре, акцентированной крышей наверху.

В XVII веке купцы финансировали небольшие церкви, выложенные слоями кирпичей. Церковь Святого Николая в Хамовниках и Троицкая церковь в Никитниках являются прекрасными примерами такой архитектуры, как и большинство суздальских церквей.

Архитектура Москвы: обзор стилей

Neva Towers

1-й Красногвардейский проезд, 22

Новый небоскреб в «Москва-Сити» на том самом месте, где так и не была построена 600-метровая (это выше Останкинской) башня «Россия» по проекту Нормана Фостера. Вместо иконического здания здесь выросли вполне традиционные американизированные башни (68 и 79 этажей) с красивым силуэтом, что для «Сити» уже достижение. Еще одно достоинство совместного проекта американского бюро HOK и SPEECH Сергея Чобана — небольшая площадь перед зданием, в «Сити» острая нехватка общественных пространств.

Высотка в Оружейном переулке

Фотография: Ольга Алексеенко

Начало работ:

Что обещали:

Еще одну сталинскую высотку

Бизнес-центр, откроется до конца 2015 года

Стоэтажную высотку на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы задумали еще в начале 70-х годов: она должна была стать подобием сталинских высоток. В 2003 году начала строить здесь небоскреб высотой в 120 метров. Однако в 2008 году строительство пришлось остановить из-за финансового кризиса.

Достаточно быстро оно возобновилось, но ненадолго: в 2010 году его заморозил Сергей Собянин, потребовавший снизить высотность. В 2011 году недостроенный объект выкупили структуры бизнесмена Алишера Усманова, и с тех пор стройка здесь идет полным ходом. Новый владелец планирует открыть в небоскребе бизнес-центр, где разместятся , «Мегафон», ИД «Коммерсант», телеканалы «Муз-ТВ» и «Ю».

Пресс-служба градостроительного комплекса

«Градостроительная земельная комиссия приняла решение о продлении ЗАО «Садовое кольцо» срока исполнения обязательств по строительству административно-торгового комплекса до 31 декабря 2015 года».

Парк в ЖК «Скандинавия»

ЖК «Скандинавия», Коммунарка

Сложносочиненный парк от MAParchitects в Новой Москве. Это одновременно и традиционный парк, вытянувшийся вдоль реки Варварки, и благоустройство территории жилого комплекса, и дворы его отдельных домов. Естественный овраг и созданный амфитеатр, сохранившиеся и вновь посаженные деревья и кустарники, извилистые дорожки и как бы случайно раскиданные валуны. Пример действительно гуманной среды, соединяющей городской и природный ландшафт, рукотворное и естественное.

Бизнес-

Юлий Борисов и его бюро UNK Project умеют создавать эффектные по облику и при этом эффективные по планировке здания. В прошлом году Борисов о на проспекте Вернадского (белоснежное здание с силуэтом Владимира Вернадского и инсталляцией — красными очками перед входом), в этом — бизнес-центром в Земельном переулке. Эффектный облик здания, перетянутого ажурной решеткой (привет Шуховской башне), — это не просто декоративное или техническое решение. «Земельный» будет фактически первым в Москве крупным зданием с озелененным фасадом. Когда растения разрастутся, оно будет по-разному выглядеть в разные времена года.

Ар-деко, органическая архитектура

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

Основоположник стиля органической архитектуры Ф. Л. Райт (1807-1956) при разработке и конструировании зданий применял принципы гармоничного размещения объектов в окружающем пространстве и пейзаже. При этом для возведения дома применялись только экологически безопасные материалы: дерево, природный камень, а также железобетон. Примером дома, выполненного в этом стиле, является «Дом над водопадом», который с 1966 г. считается Национальным историческим памятником США.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Метро «Авиамоторная» и «Лефортово»

Две станции Большой кольцевой линии (пока действуют в составе Некрасовской линии) невероятно графичны — сочетание черного, белого и оттенков серого достигается благодаря использованию натурального камня, фибробетона (он может имитировать любой материал) и алюминиевых панелей. При этом у каждой станции, спроектированной Леонидом Борзенковым («Метрогипротранс»), свое лицо. «Лефортово» — это станция-гравюра, эту тему подхватывают две художественные композиции, стилизованные под гравюры петровского периода художников Петра Радимова, Корнила Пузанкова и Александра Панова. «Авиамоторная» отсылает к авиационной тематике — в ее архитектуре можно увидеть аллюзии и на элементы самолета, и на воздушные потоки. В будущем здесь появится работа художника Александра Рукавишникова.

Северный речной вокзал

Ленинградское шоссе, 51

Главный объект московской реставрации 2022 года. Построенный в 1937-м вокзал всегда выполнял не столько транспортную, сколько репрезентативную функцию. Тогда — как часть пропаганды сталинских достижений: строительства канала, соединившего Москву с Волгой и превратившего Москву в порт пяти морей. Сегодня — как символ нового московского урбанизма.

Тем не менее здание вокзала, построенное по проекту архитектора Алексея Рухлядева при участии Владимира Кринского, хорошо само по себе и без всяких идеологических надстроек. Это легкая и элегантная архитектура, в ней нет тяжеловесности послевоенной сталинской архитектуры.

Сейчас в вокзале вновь открыт ресторан, а также выставочный зал с временными арт-объектами и исторической экспозицией, в которой стыдливо опущена тема зеков, строивших канал. Пространство вокруг вокзала облагородили, создали всякие аттракционы типа макета канала им. Москвы. В общем, на вокзал приходят не чтобы куда-нибудь уплыть. Главное — променад, себя показать и на других посмотреть.

Шедевры современной архитектуры

За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры. Современного города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др.

Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Многофункциональный ветеринарный центр

Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий поселок Заречье, ул. Луговая, 1, стр. 4

Мастера проектирования крупных торговых центров и корпоративных интерьеров ABD architects сделали изящное здание — павильон. В принципе, его функцией может быть что угодно — ресторан, пункт проката, вестибюль метро и даже жилой дом. Прямоугольное здание с фасадами из стекла и дерева и широко выступающими свесами кровли, также отделанными деревом, по духу, материалам и отчасти по композиции напоминает постройки Фрэнка Ллойда Райта.

Парк «Капотня»

Близость Капотни к МНПЗ и транспортная изолированность района делают его не самым привлекательным — тем важнее сделать жизнь здесь хотя бы немного комфортнее. На реконструкцию, а по сути создание парка, была брошена главная проектная сила московского благоустройства — бюро Wowhaus. Архитекторы сделали именно локальное пространство с функциями, нужными местным жителям — пространство для пикников и выгула собак, из символического — поставили красную башню. Недостаток территории, заболоченность, превратили в достоинство — болота очистили и проложили над ними мостки-экотропы. То есть парк «Капотня» не просто проект благоустройства, но социальной и экологической ревитализации пространства.

Новая жизнь модернистского наследия

Что: музей современного искусства «Гараж»

Кто: OMA

Когда: 2012–2015 годы

Где: улица Крымский Вал, дом 9, строение 32

С 2015 года музей современного искусства «Гараж» обитает в своем новом доме на Крымском Валу. Временное пристанище музея было очень достойным: его построил притцкеровский лауреат Шигеру Бан, но вопреки известному выражению оно не стало постоянным и уже давно разобрано.

А «Гараж» въехал в просторный, но минималистичный павильон прямоугольной формы. За единственный изыск здесь можно засчитать приподнятую панель над главным входом. За двухслойными поликарбонатными панелями сложно разглядеть типовой ресторан 1960-х «Времена года», частично сгоревший в перестроечные времена, но он там есть.

Проект реконструкции разработало знаменитое голландское бюро ОМА во главе с самым значимым теоретиком архитектуры нашего времени Ремом Колхасом. Он является поклонником советского модернизма и поступил с его наследием очень оригинально.

Архитектор оставил сохранившиеся элементы и дополнил их новыми конструкциями. Так что, шагая по музею, посетители то там то здесь встречают советскую плитку на полу. Старые стены он закрыл светлыми панелями, а лестничные пролеты и кирпично-мозаичные стены отреставрировал. Мозаика с изображением рыжеволосой девушки стала одним из символов музея.

Читайте также:  Требования безопасности при строительстве дорог

«Гараж» — очень рациональное и функциональное пространство. Оно может трансформироваться в зависимости от выставок, которые проходят в музее. Помимо выставочных залов, здесь есть лекторий, магазин, кафе и центр детского творчества.

ИНИОН

ул. Дмитрия Ульянова, 3

Удивительный и чуть ли не первый пример воссоздания послевоенного модернистского здания в Москве — Института научной информации по общественным наукам. Кластер научных институтов у метро «Профсоюзная» начал создаваться в начале 1970-х, над его обликом работали ведущие архитекторы того времени (ИНИОН был спроектирован Яковом Белопольским).

В постсоветское время территорию уплотнили и продолжают уплотнять коммерческой застройкой. А в 2015 году здание частично сгорело, после чего было снесено. Казалось, что оно уже не вернется никогда. Сегодня здание вновь построено, это, конечно, не реставрация, здание и не было памятником.

Фасад облицован другим материалом, фонтан перед входом (он имел двойное назначение — декоративное и охлаждение ЭВМ) заменят на амфитеатр, планировка здания тоже будет другой. Но пресловутая идентичность этого места, о которой так много говорят, все-таки сохранена.

Модернизм

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

Фамилия Саграда (Барселона, Испания)

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.

Жилой дом (Германия)

Международная школа TUMO

Мантулинская, 7, стр. 3

В облике этого здания ничто не выдает, что это единственная сохранившаяся постройка Краснопресненского сахарорафинадного завода (на его месте теперь, как водится, жилье). Фасад здания полностью облицован перфорированными листами металла, что придает ему современный технологичный облик. Образ, созданный бюро CNTEZ, идеально подходит для международной сети школы креативных технологий для подростков.

Школа Wunderpark

Московская область, г. Истра, д. Борзые, ул. Невская, 100а

Здание на Новорижском шоссе всем своим видом говорит, что это не простая школа, а школа частная. Это не здание-коробка, а сложная распластанная структура — от ядра, в котором находится амфитеатр, отходят пять лучей с учебными классами. Школа приподнята на опоры, что делает здание визуально более легким, экстерьер перетекает в интерьер, в отделке как снаружи, так и внутри применены честные традиционные материалы — бетон, стекло, кирпич и дерево. Здание, спроектированное бюро Archstruktura Антона Нагавицына, своего рода манифест — такой может и должна быть школа.

Кварталы 21/19

2-й Грайвороновский проезд, 38, стр. 1

Восток Москвы в ближайшие годы будет меняться невероятными темпами — отсюда активно выводятся промышленные предприятия, а появление МЦК и Некрасовской линии метро дали дополнительный толчок для развития. Причем стали появляться проекты, нехарактерные до недавнего времени для востока Москвы. «Кварталы 21/19» прямо у метро «Стахановская» строятся по проекту бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры».

Готовы первые три очереди (две панельные с облагороженными фасадами и одна монолитная), строятся еще две. Пять кварталов, вдоль которых с одной стороны тянется улица, а с другой спокойный, благоустроенный по проекту ландшафтного бюро AFA бульвар. Все выглядит модно и современно — терракотовый, белый и графитовый фасады из фиброцемента, благоустройство с интересными решениями, расставленные по всей территории объекты паблик-арта. Но вокруг пока тянется во все стороны унылая промзона.

Мост Багратион

Набережная Тараса Шевченко, 23а

Первый объект «Москва-Сити», построенный в 1997 году по проекту Бориса Тхора, автора первой концепции Московского международного делового центра (именно так официально именуется «Сити»). В свое время крытый пешеходный мост казался футуристичным, но в последние годы пространство моста и его магазины выглядели как внезапно переехавший сюда из прошлого вещевой рынок. В этом году по проекту бюро Archpoint Валерия Лизунова, автора интерьеров десятков ресторанов, пространство моста сделали более современным. В отделке появилось много дерева, скамейки, продуманное освещение, честный неподшитый потолок, открытые стойки магазинов и кафе. В общем, маленькая модель города под крышей и над рекой.

Функционализм и рационализм

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Небоскреб Aqua tower (Чикаго)

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Лофт-квартал Studio 12

12-й проезд Марьиной Рощи, 8

Пример нетипичного подхода к реновации производственной территории — не снести и построить что-то высотное, а сохранить человеческий масштаб, создать малоэтажную среду для жизни, работы и отдыха. Первый проект, созданный тем же застройщиком и архитектором — бюро T+T architects — Studio 8 у подножия «Триумф-Паласа», действительно выстрелил. И по внешнему виду, и отчасти по настроению получилось что-то вроде Гринвич-Виллиджа в Нью-Йорке. Марьина Роща — это, конечно, не Сокол, но, может, сработает и здесь.

Малая Ордынка, 19

Жилой дом от одних из самых эстетских архитекторов — бюро АДМ. Дом визуально разбит на три корпуса, каждый из которых имеет свой фасад — стеклянный, каменный и кирпичный, то есть выглядит как квартал из трех зданий. Малая Ордынка, 19 — доказательство того, что в принципе фасады могут быть решены в любой стилистике. Главное — сомасштабность окружению, пропорции и композиция. Здесь со всем этим получилось.

Фото: Илья Иванов/kutuzovskiy12.ru, мичуринский56.рф, stroi.mos.ru, speech.su, facebook.com/zoyapetrishevo, facebook.com/nevatowers, a101.ru, ordynka-19.ru, loftstudio12.ru, ArchPoint.ru, 2119.ru, school.wunderpark.ru, tumo.moscow, mos.ru, Станислав Константинов, Тамара Нагиева, Леонид Борзенков, а также представлены ООО «Алюком», abd-architects.ru, wowhaus.ru

История застройки городов, ордерная система

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Источник: mddid.ru

Рейтинг
Загрузка ...