Фактические размеры земельных участков под садовые и огородные товарищества определяются и формируются местными органами власти на основе положений общих федеральные законов.
- Как регулируются размеры? Нормативные акты
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно): Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно! +7 (499) 703-46-52 Москва, Московская область +7 (812) 309-56-31 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 333-45-16 доб.
Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Минимальный размер земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Минимальный размер земельного участка «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ(ред.
ИЖС или ЛПХ что выбрать? Как поменять Вид разрешенного использования?
Предельный минимальный размер земельного участка
Главная » Земля » Предельно минимальный размер земельного участка
В ситуации, когда нужным количеством денежных средств для полноценного приобретения земельного надела под ИЖС вы не располагаете, имеет смысл обратить внимание на такой вариант, как получение земли от государства.
Но здесь следует учитывать несколько нюансов. Первый – это то, что выделение земли происходит на определенных условиях. И второй – рассчитывать на особо крупный земельный участок вам не придется.
Законом регламентирован диапазон количества соток, которые могут быть выделены гражданину под индивидуальное жилое строительство. Более конкретная цифра устанавливается в зависимости от ряда факторов.
Размеры земельных наделов, принадлежащих государству и выделяемых гражданам под ИЖС, устанавливаются, исходя из правовых норм, закрепленных в российском законодательстве. За последнее время нормативные акты в данной сфере претерпели значительные изменения.
По их итогам, с 01.03.2015 г. п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации был аннулирован. В этом пункте было указано, что в случае разделения земельного надела на несколько участков, их размеры не могут превышать максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, но и не может быть меньше минимальных норм, установленных этим же законом.
Тем не менее, требование о соответствии минимальных и максимальных размеров земельных наделов, содержащееся в п.1 ст. 11.9 ЗК РФ, все еще действует.
Также была аннулирована ст.
33 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывалось, что предельные размеры земельных наделов, выделяемых под фермерское хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество и возведение дачных построек, устанавливали законы субъектов РФ, а предельные размеры участков, выделяемых под ведение личного подсобного хозяйства и ИЖС, – правовые акты органов местной власти.
Таким образом, законодатель попытался упростить регулирование данного вопроса, а также исключить копирование нормативных положений в различных актах. К примеру, аннулированный п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смыслу является почти полным аналогом п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Другая причина проведения таких реформ – попытка устранить противоречия, ставшие следствием применения законодательства о минимальном размере принадлежащих государству земельных наделов, выдающихся во владение гражданам, к другим отношениям, которые с предоставлением земли никакой связи не имеют.
На данный момент предельные размеры участков земли устанавливаются градостроительными регламентами, что указано в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Градостроительные регламенты указаны в правилах пользования земельными наделами и застройки городских образований, после чего утверждаются представительным органом местной власти.
В градостроительных регламентах достаточно часто можно найти так называемые отсылочные нормы, ссылающиеся на другие муниципальные правовые акты, регламентирующие минимальные и максимальные размеры земельных наделов.
В соответствии с градостроительным зонированием отдельных регионов, земля может выделяться под различные типы строительства. Разумеется, каждый из типов имеет свою уникальную норму.
Также каждый регион имеет свои собственные предельные размеры надела. Не следует забывать об особенностях, обусловленных зонированием территории. Именно они распределяют земли на те, где можно строить жилые дома, и где этого делать нельзя.
Уточнить особенности нормативов можно в местной администрации. Предельные размеры земельного надела устанавливаются согласно п.1 ст. 11.9 ЗК РФ и ч. 6 ст. 30 ГК РФ.
В случае выделения надела без внесения какой-либо платы, его размеры будут установлены, исходя из следующих условий:
- Если земля является государственной, ее размеры будут регламентированы федеральными законами;
- Если земля находится в собственности конкретного субъекта, ее предельные размеры будут регулироваться законами РФ;
- Если землей владеет муниципалитет, размеры будут определены, исходя из нормативных правовых актов.
- Более точные цифры размеров участков под ИЖС можно узнать в местной администрации, так как данные показатели зависят именно от местных нормативно-правовых актов.
- Но здесь следует учитывать один важный момент – Федеральное законодательство и Конституция РФ являются главенствующими нормативными актами, и никакой региональный акт не может им противоречить.
- Средний размер выделяемых наделов под ИЖС по РФ составляет 300 квадратных метров (в некоторых регионах – до 600 или даже 900 квадратных метров).
Более детальные цифры формируются в каждом случае свои, в зависимости от различных факторов. Минимальная площадь земельного надела под ИЖС регламентирована местными нормативными актами.
- Прежде всего, нормы предельных границ размеров участка земли формируются с учетом правил эксплуатации земельных ресурсов, правил застройки земли и СниПов.
- Для того чтобы будущий жилой объект недвижимости не представлял угрозы для людей, проживающих по соседству, а также не доставлял им дискомфорта, размещать его следует на установленном законом расстоянии от границ земельного надела и соседнего жилого дома.
- Дистанция может равняться 8, 12 и 15 метрам, исходя из строительных материалов, из которых планируется возведение строения.
- Для того чтобы данные требования были удовлетворены, размер участка формируется из этих и следующих данных:
- Зона размещения наделов;
- Количество участков;
- Спрос на земельные участки под ИЖС в этом районе;
- Уровень экономического развития конкретного населенного пункта, в пределах которого находится данный участок, а также региона, в пределах которого находится этот населенный пункт.
Поскольку определение пределов размера земельного участка является обязательством региональных и муниципальных властей, эти самые размеры в каждом населенном пункте свои.
К примеру, минимальный размер земельного участка под ИЖС в Краснодарском крае равен 300 квадратных метров, в то время как в Московской области аналогичный показатель достигает 800 квадратных метров.
Перед началом проведения подготовительных работ по приобретению земли, запросите информацию о допустимых размерах наделов в вашей местной администрации.
Минимальный показатель площади участка, выделяемого под садоводство, зависит от того, каково его разрешенное назначение. Так, площадь участка для дачного строительства будет одной, а под фермерское хозяйство — уже совсем другой.
Изменение назначения земельного участка является достаточно сложным процессом, который потребует много сил и денег. На сегодняшний день эксперты уже несколько лет пытаются убедить Правительство уровнять земли под СНТ, ДНТ и ИЖС в их правах и назначениях, лимитировав их размером (до 300 кв.м.) и введя систему самодеклараций, но пока все тщетно.
Рассмотрим минимальные размеры земельных наделов, находящихся во владении государства или муниципалитета и выделяемых гражданам во временное либо постоянное пользование на примере Московской, Ленинградской и Нижегородской областей:
- Московская область. Размер участка земли, выделяемого под садоводство, составляет от 0,06 га (регламентировано законом № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2003 г.);
- Ленинградская область. Размер земельного надела, выделяемого под ведение садового хозяйства, составляет от 0,05 га (регламентировано законом N 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» от 29.11.2003 г.);
Предельные размеры земельных участков – в 2019 году, под ИЖС, для садоводства, максимальный и минимальный
Нужно учитывать, что в каждом крае или области действуют свои нормы: максимальный и минимальный размер земельного участка под ИЖС. Но даже в самых густонаселенных регионах, таких как Москва и Московская область, минимальные размеры надела под застройку дома не бывают меньше 3 соток.
В Нижнем Новгороде законодатели установили такой же нижний порог по площади ИЖС, в 3 сотки. Но в реальности наделы бывают больше, не меньше 6 соток. В этом отличие от Москвы и области, где выделяются, например, 3,8 сотки или четыре, в зависимости от района.
- Нижняя граница площади участков, предназначенных для строительства жилого дома, разная в зависимости от региона.
- Областная или краевая Дума принимает соответствующее Постановление по данному вопросу, исходя из следующих факторов:
- густоты заселения региона;
- общего количества выделяемых участков;
- спроса на землю.
Но в целом по России она не может быть меньше 3-х соток. Максимальный размер также корректируется, исходя из региональных особенностей.
Федеральный максимум на площадь участков ИЖС:
- в пределах городской черты — 10 соток;
- в границах городских поселков — 15 соток;
- в сельской местности — 25 соток.
Исходя из этих размеров, законодательные власти и принимают решение по своему региону.
Размеры минимальных и максимальных площадей (предельных размеров) земельных участков определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми местными муниципалитетами (Градостроительный кодекс РФ – статья 30)
В ПЗЗ, по требованиям Градостроительного кодекса РФ, в каждой территориальной зоне вводятся градостроительные регламенты, по которым в этих зонах устанавливаются не только виды разрешённого использования участков, входящих в градостроительную зону, но и их предельные размеры.
Предельные размеры являются обязательными нормами для всех видов участков и применяются:
- при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель,
- при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков для ИЖС, огородничества, дачного строительства и садоводства, для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйств, животноводства и иных целей,
- при решении вопросов о возможности разделов участков,
- при решении вопросов о возможности или невозможности выполнения прирезок к участкам (перераспределение земельных участков),
- при образовании нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков,
- при выделе участка, находящегося в общей собственности и относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (для ведения ЛПХ, осуществления деятельности КФХ (если основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ) – в размере доли в праве общей собственности,
- при выделе невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок – по фактическому размеру,
- при выделе земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок – исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей с учётом естественных границ на местности,
- при образовании земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель – не меньше установленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.
Если площадь образуемого или изменяемого участка не соответствует предельным размерам, это обстоятельство станет основанием для отказа в его государственной регистрации.
Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ГКН.
При этом фактическая площадь не должна быть выше предельного максимального размера участков и не быть меньше минимального размера, установленных в период образования или покупки участка с данным видом разрешённого использования.
При превышении фактической площади участка над установленным минимальным размером, а случае, когда предельные размеры не установлены, – на величину более 10% над той площадью, что зафиксирована в ГКН, единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета, а просто “прирезать” избыток не получится.
У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.
Собственник участка попытался оформить прирезку 3-х лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: “превышение предельной площади земельного участка”.
Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.
Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.
Это увеличение невозможно объяснить допускаемой погрешностью топографических измерений, варьируемой, в частности, для дачных участков в интервале от 9 до 50 м2 (возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков), зато оно хорошо понятно собственнику, который путём переноса границ (зелёных насаждений и канав на участке или его ограждения) произвёл самозахват этих 3-х соток.
1) в период получения или покупки участка были установлены предельные минимальные размеры дачных участков в 12 соток (что так же укажет на превышение избытка площади над предельным минимумом на 25%, а для установленного предельного минимума в 6 соток – на целых 50%)
2) предельные размеры не были установлены вообще,
увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель (прирезку к участку). Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.
Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения представлены в статье 4 указанного в ссылке федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
- объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;
- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
- объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:
- утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства,
- материалов предварительного согласования мест размещения объектов,
- документов территориального планирования,
- документов по планировке территории и землеустроительных материалов.
В иных случаях предельные размеры участков, в соответствии с принятыми ПЗЗ и градостроительными регламентами, устанавливаются местными властями (постановлениями администраций или решениями депутатских советов об установлении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам на каком-либо праве) или законами субъектов РФ.
В разных муниципалитетах предельные размеры участков могут различаться. Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.
Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь), с предельными размерами в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов).
В Приморском городском поселении:
- для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
- минимальный размер – 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0.03 га (за чертой населённого пункта);
- максимальный размер – 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта);
- минимальный размер – 0.06 га;
- максимальный размер – 0.25 га и 0.35 га (дя отдельных случаев – на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель);
- минимальный размер – 0.2 га;
- максимальный размер – 1 га.
В Копорском сельском поселении:
- для ведения ЛПХ:
- минимальный размер – 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0,03 га (за чертой населённого пункта);
- максимальный размер – 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта).
- минимальный размер – 0,05 га;
- максимальный размер – 0,25 га.
Минимальные и максимальные размеры земельных участков
Приобретение в собственность надела из земель государственного или муниципального фонда является оптимальным вариантом.
Однако, при отсутствии достаточного количества средств, можно оформить объект в безвозмездное пользование.
Чтобы избежать нецелевого использования и злоупотребления ресурсами, закон устанавливает предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее.
Размеры земельных наделов
Закон устанавливает предельную величину участков, которые могут быть получены у муниципалитета. Ограничение предусмотрено минимальной и максимальной величины. Оно зависит от назначения земельного надела.
Важно! Ограничения установлены исключительно при предоставлении участков на безвозмездной основе или в аренду на длительный срок. Если гражданин желает приобрести землю в собственность, то размер наделов не ограничивается.
Показатель застройки, которые влияют на предельный размер участка:
- минимальная и максимальная высота строения или количество этажей;
- процент застройки (рассчитывается исходя из застроенной площади к общей площади земельного надела);
- величина отступов, которые не подлежат застройке.
Для чего нужны ППЗ
Нормативное регулирование размеров земельных участков закреплено:
- в Земельном кодексе;
- в Градостроительном кодексе;
- в ппз (правилах землепользования и застройки).
Нарушение нормативов предельных размеров участков влечет невозможность их государственной регистрации. Таким образом, у владельца не возникает право собственности на объект.
Правила землепользования и застройки устанавливаются местными органами власти. Они включают градостроительный регламент, который регулирует предельные размеры участков и виды разрешенной эксплуатации земли.
Предельная величина относится к обязательным нормам. Способы применения:
- образование нового участка;
- выдел участка из состава государственных и муниципальных земель;
- раздел частного земельного надела.
Площадь не соответствует установленным нормативам
Закон запрещает государственную регистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормативам. Величина не может быть меньше или больше определенной ППЗ, для конкретного вида земельных наделов и необходимого способа использования.
При этом имеет значение не только фактическая величина участка, но и размер избыточной части. Максимальная величина избытка не может превышать 10%. Если лишняя часть более установленного норматива, то гражданину придется выкупать остаток у муниципального образования.
На какие участки предельные нормы не распространяются?
Нормативы применяются к определенным земельным участка. Закон предусматривает перечень земель, на которые нормы не распространяются:
- выкупаемые из муниципальной или государственной собственности;
- предназначенные для расположения объектов государственных и муниципальных предприятий.
Основным условием является целевое использование надела. Перечень объектов, которые могут располагаться на таких участках:
- автомобильные дороги;
- муниципальные объекты электроснабжения, водоснабжения, отопления;
- федеральные и региональные объекты транспорта и путей сообщения;
- федеральные и региональные электрические системы.
Кроме того, закон устанавливает понятие неделимых наделов. Под неделимыми понимаются земли, площадь которых меньше установленного минимального предела в определенном муниципальном образовании.
Предельные размеры участков в различных муниципальных образованиях
Так как ответственность за установку предельных размеров земельных участков возложена на местные власти, то в зависимости от муниципального образования величина может значительно различаться.
Установление различных нормативов обуславливается следующими причинами:
- соотношение свободных и занятых участков;
- плотность населения;
- численность жителей;
- перспективы и направления использования земель;
- востребованность наделов определенного назначения и другие.
Различия норм для различных видов земель
ППЗ различных муниципалитетов устанавливает минимальная и максимальная величина наделов земли, в зависимости:
- от назначения участка;
- норм для одной семьи;
- норм для одного подсобного хозяйства.
ППЗ, установленные муниципалитетом, не должны противоречить нормам федерального и регионального земельного законодательства.
Для жилищного строительства
Нормативы для ижс устанавливаются с учетом:
- правил застройки;
- правил эксплуатации участков;
- строительных норм и правил.
Важность минимального размера участка под застройку обуславливается опасностью для жителей соседних земель от возведенного объекта. Поэтому жилой дом не может строиться ближе определенной границы. Она зависит от материалов, которые используются при строительстве. Граница может составлять от 8 до 15 метров от границы надела.
Чтобы все требования по размещению объектов могли выполняться, величина должна формироваться с учетом данных:
- об экономическом развитии муниципального образования;
- о покупательском спросе на такие объекты;
- о количестве участков;
- о зоне размещения объектов.
Перед получением участка целесообразно уточнить нормативы в местной администрации.
Для подсобного хозяйства и садоводства
Пределы земли для лпх различаются в зависимости от назначения. Нормативы устанавливаются отдельно для дачного строительства и для фермерского хозяйства.
В среднем по федеральному законодательству минимальный размер составляет 6 соток. Максимальный не должен превышать 0,15 га.
Важно! Если муниципальное образование испытывает недостаток такого вида земель, то нормативы могут уменьшаться.
Наделы сельскохозяйственного назначения
Нормативы для сельскохозяйственных земель устанавливаются для того, чтобы избежать нецелевого использования надела.
Минимальный размер устанавливается на усмотрение муниципалитета. Величина максимальной величины ограничена федеральным законодательством. Она не может превышать 10% от всех сельскохозяйственных земель муниципального образования.
Ответственность за определение минимальной и максимальной величины участков возлагается на местные власти. Однако нормативы должны формироваться, основываясь на нормах федерального законодательства. Они различаются в зависимости от назначения земель.
Источник: tek53.ru