Машины и механизмы, предназначенные для механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских транспортных работ, подразделяются на машины периодического (циклического) действия и машины непрерывного действия.
В эксплуатационном отношении машины периодического и непрерывного действий имеют различия.
По роду перерабатываемых грузов подъемно-транспортные машины бывают:
- • перерабатывающие тарно-упаковочные и штучные грузы;
- • перегружающие сыпучие грузы;
- • перекачивающие и сливающие наливные грузы.
По направлению перемещения материалов машины подразделяются на:
- • перемещающие грузы в горизонтальном и слегка наклонном направлениях;
- • перемещающие грузы в вертикальном и резко наклонном направлениях;
- • перемещающие грузы в смешанном направлении.
По характеру работы машины делятся на:
- • стационарные, которые могут быть переставлены на другое место после демонтажа;
- • передвижные, передвигающиеся своим ходом или посредством буксировки.
По источнику двигательной энергии машины бывают:
Классификация дорожно-строительных машин
- • ручного действия;
- • с механическим приводом;
- • гравитационными.
На складах товарного рынка используются различные машины.
Погрузчики — подъемно-транспортные машины, передвигающиеся на четырех колесах. Для их работы достаточно иметь ровное и прочное покрытие (пол), по которому они двигаются. Это условие в сочетании с высокой маневренностью и рядом других эксплуатационных удобств позволяет эффективно применять их для механизации складских работ. Рабочими механизмами погрузчика служат вилочный захват, безблочная стрела, ковш и ряд специальных приспособлений, предназначенных для подъема и удержания грузов в процессе их перемещения.
В качестве источников энергии, приводящих погрузчик в движение, используют двигатель внутреннего сгорания (автопогрузчик) и электродвигатель, питаемый электрическим током, накопленным в аккумуляторах (электропогрузчик).
Тележки ручные — одно- и двухколесные, трех- и четырехколесные приспособления, предназначенные для перемещения различных материалов и изделий. Передвижение осуществляется усилием рабочего.
Тележки электрические (электрокары) применяют для транспортировки груза на платформе. Они приводятся в движение с помощью аккумуляторов и используются как на открытых, так и на закрытых складах.
Тележки автомобильные (автокары) внешне не отличаются от электротележек; приводятся в действие от бензинового мотора автомобильного или мотоциклетного типа. Используются на открытых и полузакрытых складах.
Краны — машины периодического действия, при помощи которых производятся вертикальный подъем и горизонтальное перемещение штучных, затаренных и сыпучих материалов на ограниченное расстояние.
На торговых складах используются краны различных типов: стационарные и передвижные, поворотные и пролетные, ручные и механические, электрические и моторные (с двигателем внутреннего сгорания).
Транспортные машины и механизмы.
При выполнении складских работ используются, как правило, следующие краны: козловые двухконсольные, мостовые, балочные, штабелеры, башенные, передвижные автомобильные, железнодорожные и судоходные.
Конвейеры — устройства непрерывного действия для горизонтального и слегка наклонного перемещения грузов. Подразделяются на ленточные, роликовые, пластинчатые, скребковые, винтовые, инерционные, вибрационные, цепные подвесные.
Лифты грузовые предназначены для вертикального перемещения грузов в многоэтажных складах. Имеют кнопочное управление внутри кабины (при работе с проводником) или наружное — с площадки каждого или одного из этажей.
Ковшовые подъемники — грузоподъемные машины для перемещения в специальном саморазгружающимся ковше кусковых и сыпучих материалов в вертикальном и резко наклоненном направлениях.
Элеваторы — машины непрерывного действия для вертикального перемещения сыпучих, штучных, затаренных материалов. Подразделяются на стационарные и передвижные, ковшовые, полочные и люлечные.
На складах товарного рынка используются также вспомогательные механизмы: ручные и электротельферы, ручные и механические маневровые лебедки, вагоноопрокидыватели, вагоно- толкатели, электрошпили, домкраты, различные грузозахватные приспособления (захваты для подъема ящиков, труб и длинномерного металла, листовой стали и др.).
12А. Тара
Важная роль в складском хозяйстве товарного рынка отводится таре.
Тара — изделие (вместилище), предохраняющее товар от количественных и качественных потерь в процессе его хранения и транспортировки. К таре относятся: ящики, коробки, короба, мешки, пакеты, фляги, бутылки, бутыли, флаконы, банки, бочки, баллоны, катушки, барабаны. Помимо своего основного назначения тара нужна для:
- • создания удобств при погрузочно-разгрузочных работах;
- • улучшения транспортировки товаров;
- • улучшения укладки в стеллажи, поддоны, контейнеры материалов и изделий;
- • рационального использования емкости складов;
- • правильного учета материалов, изделий на складах;
- • повышения производительности погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
- • облегчения условий труда складских работников;
- • предотвращения загрязнения окружающей среды легко- распыляющимися материалами, ядовитыми испарениями.
Тара подразделяется на:
- • производственную (складскую), используемую при упаковке или распаковке товарной продукции, формировании мест хранения, организации процесса хранения, доставке материалов и изделий в места экспедирования и отпуска;
- • транспортную, применяемую в процессе транспортировки материалов и изделий;
- • потребительскую, переходящую с помещенным в нее материалом или изделием в собственность покупателя (потребителя).
Тара также может быть:
- • товарообезличенной — не имеющей специфических особенностей и свойств (используется для различных видов материалов и изделий);
- • специализированной — для упаковки определенных материалов и изделий.
Применение в складском хозяйстве конкретных видов тары определяется ее жесткостью. По этому показателю тару можно подразделить на:
- • жесткую — не теряет своей формы при хранении, перевозке, погрузочно-разгрузочных работах (металлическая, деревянная, древесноволокнистая, древесностружечная, фанерная, стеклянная, пластмассовая, керамическая);
- • полужесткую — может несколько деформироваться под нагрузкой и при толчках во время хранения, погрузки, разгрузки, транспортировки материалов и изделий, но обладает достаточной устойчивостью, предохраняет от повреждений помещенную в нее товарную продукцию (картонная, плетеная);
- • мягкую — не предохраняет помещенный в нее материал и изделия от механического воздействия, но удобна при хранении, транспортировке сыпучих и других материалов (мешки и пакеты из льна, джута, льноджута, пеньки, хлопка, бумаги, капрона, полиэтилена).
В зависимости от количества оборотов, которые тара может совершать в процессе использования, она бывает:
Источник: bstudy.net
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ И ОБОРУДОВАНИИ
В зависимости от назначения подъемно-транспортные машины подразделяются на грузоподъемные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные.
Грузоподъемные машины предназначены для перемещения штучных грузов по вертикали и/или горизонтали. Перемещение в различных направлениях осуществляется за счет одновременной работы нескольких механизмов, каждый из которых сообщает грузу движение только в одном направлении (вверх/вниз, вправо/влево, вперед/назад). Грузоподъемные машины — это машины циклического действия, у которых режим подъема и/или перемещения груза обязательно чередуется с режимом холостого хода, паузами на загрузку/выгрузку и периодами простоя. К этому типу подъемно-транспортных машин относятся грузовые краны, пассажирские подъемники, кран-балки, лебедки и тали.
Транспортирующие машины предназначены для перемещения больших объемов штучных или насыпных грузов по неизменной траектории. Перемещение груза осуществляется с помощью бесконечных транспортирующих элементов, таких как соединенные в кольцо ленты, цепи, троса, архимедовы винты. Транспортирующие машины — машины непрерывного действия, способные работать без остановки в течение продолжительного времени. Паузы в работе таких машин нужны только для обслуживания и ремонта. К этому типу машин относятся конвейеры, классифицируемые по типу транспортирующего органа на ленточные, скребковые, ковшовые, пластинчатые, винтовые, пневматические.
Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для перевалки штучных и насыпных материалов из транспортных средств к местам хранения и использования, и наоборот. Перемещение груза между местами погрузки и выгрузки осуществляется по произвольной траектории, как правило, самоходными механизмами со специальными грузозахватными органами — ковшами, вилами, траверсами и т.д. Погрузочно-разгрузочные машины — это машины циклического действия, чередующие режимы загрузки, движения с грузом, выгрузки и холостого хода. К этому типу машин относятся самоходные ковшовые и вилочные погрузчики. В силу особенностей рабочего органа ковшовые погрузчики часто используются на земляных работах, поэтому иногда их одновременно относят и к землеройным машинам.
Машины для земляных работ
По физическим объемам и стоимости земляные работы занимают в транспортном строительстве лидирующее положение. Основным объектом разработки являются песчаные, глинистые, крупнообломочные и полускальные грунты, покрывающие большую часть земной поверхности (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Классификация нескальных грунтов по размеру частиц
Грунт | Описание структуры и связности | Преобладающий размер частиц, мм |
Крупнообломочный Песчаный Глинистый | Несвязные обломки скальных пород Сыпучие в сухом состоянии, не обладающие пластичностью Связные, пластичные, во влажном состоянии — липкие | Более 2 Менее 2 Менее 0,005 |
Они различаются рядом существенных признаков, из которых наиболее важным для подбора и эксплуатации машин является прочность грунта, определяющая трудность его разработки. В отечественной практике для оценки трудности разработки грунтов используется один из следующих показателей: сопротивление образцов грунта сжатию; удельное сопротивление грунта копанию; удельная работа внедрения в грунт плоского штампа (табл. 1.2).
При планировании земляных работ чаще всего прибегают к понятию «категории грунта». Для земляных сооружений используют грунты 1-4 категорий, отличающиеся друг от друга сопротивлением сжатию. Строительные нормы и правила содержат подробные рекомендации, какими машинами следует разрабатывать грунты каждой из категорий.
Таблица 1.2 Классификация грунтов по трудности разработки
Объем- | Сопро- | Сопро- | Работа, | ||
Название грунта | Кате- | ная | тивление | тивление | число |
гория | масса, | сжатию, | копанию, | ||
т/м 3 | МПа | МПа | ударов | ||
Грунт растительного слоя | 1 | 1,20 | 58,9 | 0,07 | 1. 4 |
Песок | 1 | 1,60 | 58,9 | 0,07 | 1. 4 |
Супесь | 1 | 1,65 | 58,9 | 0,07 | 1. 4 |
Суглинок: | |||||
легкий | 2 | 1,70 | 78,5 | 0,10 | 5. 8 |
тяжелый | 3 | 1,75 | 98,1 | 0,15 | 9. ..15 |
Глина: | |||||
мягкая | 3 | 1,80 | 98,1 | 0,15 | 9. ..15 |
тяжелая ломовая | 4 | 2,05 | 147,2 | 0,17 | 16. ..35 |
Показатели сопротивления грунта копанию и работы внедрения в грунт плоского штампа, как правило, применяют для расчета рабочих сопротивлений при проектировании машин. Сопротивление копанию зависит от прочности грунта и типа рабочего органа. Так, его значение для отвала и ковша может отличаться на 10. 20%. Поэтому сопротивление копанию должно определяться опытным путем для каждого типа машин и корректироваться при конструктивных изменениях рабочих органов машин.
Более универсален показатель работы, не зависящий от типа землеройного органа и других особенностей машин для земляных работ. В качестве единицы измерения прочности грунта принимается энергия удара груза массой 2,5 кг, падающего с высоты 0,4 м, которая равна 9,81 Дж. Экспериментально доказано, что работа, затраченная на погружение круглого стержня сечением 1 см 2 в грунт на глубину 10 см, пропорциональна прочности последнего. Для экспресс-оценки прочности грунта этим методом применяется плотномер ДорНИИ, названный по имени института, в котором был разработан.
Машины для подготовительных земляных работ.
Технология выполнения земляных работ предусматривает проведение подготовительных и основных операций. Подготовительные операции имеют целью подготовку грунта и/или территории к разработке или сооружению объекта транспортного строительства и вклю- чают в себя, как правило, расчистку полосы отвода от деревьев, кустарника, дернового покрова, гумусного слоя, пней, камней. В их состав также может входить осушение переувлажненных и заболоченных территорий и рыхление прочных грунтов перед разработкой. Для выполнения этих работ применяют специальные машины: кусторезы — срезают деревья, кустарник и подлесок, а также дерн, укладывая срезанный материал в валки по бокам своего пути; корчеватели и корчеватели-собиратели — выкорчевывают пни, корни и камни и сдвигают их вместе с материалом, собранным кусторезами, на границы участка; рыхлители — разрушают прочные грунты перед разработкой; экскаваторы — отрывают мелиоративные канавы при необходимости осушения (входят в группу машин для основных работ).
Машины для основных земляных работ.
Основные земляные работы составляют подавляющую долю общего объема земляных работ и заключаются в разработке, перемещении, укладке и уплотнении грунта в основания инженерных сооружений, а также их продольном и поперечном профилировании. Бульдозеры разрабатывают и перемещают грунты и сыпучие строительные материалы на расстояние до 100 м, разравнивают материал перед уплотнением, осуществляют предварительное профилирование грунтовых сооружений, используются как толкачи при загрузке скреперов.
Скреперы разрабатывают грунты самостоятельно или с помощью бульдозеров, перевозят грунт в ковше на расстояние до 5 км и отсыпают его слоями. Автогрейдеры сооружают невысокие насыпи из грунта боковых резервов, разравнивают рыхлый привозной грунт перед уплотнением, планируют грунтовые поверхности после уплотнения и стабилизации, доводят до проектных отметок продольные и поперечные профили грунтовых сооружений.
Грейдер-элеваторы отсыпают грунтовые насыпи из боковых резервов либо загружают разрабатываемый грунт в транспортные средства. Одноковшовые экскаваторы строительных размеров разрабатывают нескальные грунты любой прочности и грузят их в транспортные средства. Многоковшовые экскава торы продольного и поперечного копания отрывают траншеи для мелиоративных систем, трубопроводов и коммуникационных сетей, разрабатывают грунты в карьерах и профилируют откосы высоких насыпей. Грунтовые катки уплотняют грунт и дорожно-строительные материалы, уложенные в насыпи транспортных сооружений, повышая прочность и водонепроницаемость последних.
Машины для добычи каменных материалов и их переработки
Каменные материалы, применяемые в транспортном строительстве, получаются в результате измельчения и сортировки кусков камня, добываемых при разработке гравийно-песчаных залежей или разрушения монолитных скальных образований. Залежи разрабатываются карьерными одно- и многоковшовыми экскаваторами, иногда в сочетании с мощными бульдозерами и рыхлителями. Для получения щебня из менее прочных каменных пород (например, известняка) в последние годы стали применять мощные самоходные фрезы, исключающие необходимость дополнительного дробления. Однако в большинстве случаев разрушение скальных пород, особенно прочных, производится взрывом, для чего в породе необходимо предварительно пробурить отверстия под взрывчатку (шпуры). В зависимости от размеров шпуров, их количества и прочности разбуриваемой породы используются различные бурильные механизмы.
Ручные и стационарные (колонковые) перфораторы применяются для горизонтального бурения и бурения сверху вниз шпуров и скважин диаметром до 100 мм и глубиной до 25 м в любых породах, кроме очень прочных. Телескопные перфораторы используют при бурении снизу вверх. Станки ударно-канатного, вращательного и огневого бурения применяются для получения более глубоких и больших по диаметру скважин, которые при добыче каменных материалов применяются редко.
Фактором, определяющим выбор способа разрушения скальной породы, является ее прочность. Наиболее часто прочность скальных грунтов оценивается величиной временного сопротивления одноосному сжатию в водонасыщенном состоянии.
Величина временного сопротивления скальных грунтов, МПа
Прочность скальных грунтов:
Полускальный. Менее 5
Мало прочный. 5 . 15
Средней прочности. 15. 50
Очень прочный. Более 120
Машины для переработки скальных материалов.
Щебень, пригодный для транспортного строительства, является результатом дробления каменных материалов и последующей их сортировки на фракции (по размеру кусков) и сорта (по прочности и форме кусков). Размер кусков готового продукта зависит от того, сколько раз исходный материал подвергается дроблению.
Наиболее крупные фракции щебня получают в результате первичного дробления, для которого используют, как правило, щековые дробилки. Конусные, молотковые и роторные дробилки применяют при необходимости дальнейшего измельчения. Самые мелкие фракции щебня получают при использовании валковых дробилок. Минеральный по- рошок, добавляемый в асфальтобетонные смеси, изготавливается размолом доломитов и известняков с помощью мельниц.
Оборудование для хранения и транспортировки цемента
Цемент — искусственный строительный материал, применяемый при изготовлении цементобетонных смесей, без которых невозможно сооружение сколь-нибудь значительных объектов. Он относится к минеральным вяжущим материалам и получается при тонком (до 0,08 мм) помоле обоженных известняковых пород. При смешивании в определенных пропорциях с водой цементный порошок через некоторое время затвердевает, превращаясь в очень прочный камень кристаллической структуры, что и определяет его ценность для строительства.
Расход цемента при строительных работах достаточно велик, поэтому оборудование для его перемещения и хранения занимает заметное место в номенклатуре машин транспортного строительства. Цемент боится влажности, легко распыляется ветром и быстро слеживается, превращаясь в прочный монолит. Эти его свойства в сочетании с повышенной абразивностью и способностью проникать в мельчайшие зазоры предъявляют особые требования к оборудованию для его перевозки и складирования. Для перевозки цемента по железным и автомобильным дорогам используются герметичные цистерны-цементовозы, оборудованные системами аэрации (при пропускании через цемент воздуха он становится текучим, как жидкость). Перед использованием цемент хранится в силосах с коническим дном, откуда, благодаря аэрации самотеком или с помощью конвейера (пневматического или винтового), подается к месту отгрузки или приготовления смеси.
Наиболее важной с позиций выбора механизмов является плотность различных сортов цемента (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Характеристика сортов цемента
Объемная масса, т/м 3
Оборудование для приготовления и перевозки цементобетонной смеси
Цементобетонная смесь — один из основных материалов, используемых в транспортном строительстве для сооружения дорожных одежд, мостов, эстакад, тоннелей и других конструкций, рассчитанных на большие нагрузки и многолетнюю работу. Цементобетонной называется смесь цемента, воды, песка и щебня в пропорциях, диктуемых назначением получаемого цементобетона. Современные строительные технологии также предусматривают использование специальных добавок в цементобетон, улучшающих его свойства (например, морозостойкость) и ускоряющих созревание.
Объемы потребления цементобетонной смеси в транспортном строительстве диктуют использование для ее приготовления и транспортировки самого современного оборудования.
Технология приготовления цементо-бетонной смеси остается неизменной на протяжении уже многих лет. Ее реализуют раст ворные узлы, цемента бетонные заводы, заводы железобетонных изделий, производительность и близость которых к месту потребления смеси диктуются экономическими условиями конкретного региона. В состав комплекта специального оборудования входят склады и бункеры для каменных материалов, цистерны для воды, силосные хранилища для цемента и добавок, объемные дозаторы для точной дозировки компонентов смеси, бетоносмесители для перемешивания компонентов до состояния однородной смеси, бункеры-накопители для хранения и отгрузки готовой смеси.
Машины для сооружения цементобетонного покрытия
Автомобильные дороги и взлетно-посадочные полосы аэродромов, рассчитанные на высокую интенсивность движения и большие ударные нагрузки, обязательно имеют в своей конструкции слой цементобетона, а чаще — железобетона. Цементобетон обеспечивает необходимые прочность и надежность сооружения, а иногда служит и как верхний, износоустойчивый слой покрытия.
Его прочность зависит, в основном, от плотности, обусловленной правильным подбором состава, качеством приготовления и соблюдением технологии укладки. Прочность цементобетона характеризуется пределом прочности при сжатии и пределом прочности на растяжение при изгибе, измеренных спустя 28 сут. после его изготовления.
Укладка, разравнивание, уплотнение цементобетона и выглаживание его поверхности в современном транспортном строительстве производятся комплексами машин, включающими бетонораспре- делитель, бетоноукладчик и финишер, и обеспечивающими высокую (до 1 км/ч и более) скорость устройства покрытия. Это достигается высокой степенью автоматизации и надежностью машин при условии четкой организации основных и вспомогательных работ.
1,ементобетонное полотно, уложенное машинами бетоноукладоч-ного комплекса, покрывается защитной пленкой или эмульсией. Это эбеспечивает оптимальные условия для созревания цементобето-ia, в котором после отвердения нарезаются компенсационные швы, предохраняющие полотно от растрескивания при деформациях. Швы защищаются битумной мастикой, полимерной лентой, другими заполнителями, предотвращающими попадание воды и скол верхних кромок бетонных плит под действием ударных нагрузок от колес автотранспорта. Для выполнения перечисленных операций используются распределители пленкообразующих материалов, нарезчики швов и гудронаторы.
Оборудование для хранения и перекачки битума
Битум относится к органическим вяжущим материалам и полу-1ается в результате физико-химической переработки нефти, угля, /гол и битумных пород. В транспортном строительстве он приме-яется, в основном, благодаря хорошей адгезии, вязкости и водонепроницаемости. При перемешивании с сыпучими дорожно-стро-тьными материалами (щебнем, гравием, песком, грунтами) битум склеивает их частицы в стабильные конгломераты, устойчивые к действию разрушающих нагрузок, влаги и температурных деформаций. При нагревании до температуры 150. 180°С вязкость битума дорожных марок снижается и он становится текучим, что облегчает его перекачку и дозирование.
Для перевозки битума используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Как правило, битум перевозится в закры тых цистернах с хорошей теплоизоляцией и системой подогрева. При перевозках по железной дороге также используются самосваль ные бункеры, оснащенные паровыми подогревательными рубашками. На короткие расстояния, в частности, между технологическими установками, образующими единый производственный цикл, битум перекачивается по теплоизолированным и подогреваемым трубопроводам.
Основными потребителями битума в транспортном строительстве являются асфальтобетонные заводы, особенности производства которых требуют наличия запаса битума в объеме 50% его годового расхода. Запас битума хранится в подземных, полуподземных или наземных битумохранилищах. Последние могут быть временными или стационарными.
Оборудование для изготовления и перевозки асфальтобетонной смеси
Асфальтобетонные смеси применяются, главным образом, в транспортном строительстве и получаются при тщательном перемешивании нагретых щебня, песка и минерального порошка с горячим битумом. В зависимости от марки битума и температуры смеси при укладке они подразделяются на горячие, теплые и холодные, температура укладки не ниже соответственно 120,60,10 ° С. Асфальтобетонные смеси классифицируют по крупности зерен (табл. 1.4).
Таблица 1.4 Классификация асфальтобетонных смесей по крупности зерен
Тип смеси | Классификация | Наибольший размер зерен, мм, не более |
Горячие и теплые | Крупнозернистые Среднезернистые | 40 20 |
Горячие, теплые и холодные | Мелкозернистые Песчаные | 15 5 |
Асфальтобетонные смеси изготавливаются на стационарных или передвижных асфальтобетонных заводах.
Стационарные асфальтобетонные заводы предпочтительны в местах, где потребление асфальтобетонной смеси стабильно в течение длительных промежутков времени (это характерно для крупных городов или промышленных районов).
Передвижные асфальтобетонные заводы, не требующие привлечения специальных подъемно-транспортных средств для монтажа/ демонтажа и перевозки, более удобны при строительстве протяженных капитальных дорог, когда место укладки больших количеств асфальтобетонной смеси быстро перемещается.
Существуют и сборно-разборные асфальтобетонные заводы (в отечественной практике за ними закрепился термин «инвентарные»), которые также могут перевозиться с места на место. От передвижных они отличаются отсутствием в комплекте оборудования завода грузоподъемных механизмов для монтажа/демонтажа технологических установок и самоходных шасси для их перевозки.
Готовая асфальтобетонная смесь либо сразу отгружается в транспортные средства, либо предварительно накапливается в бункерах-термосах, из которых затем производится ее отгрузка. Доставка готовой асфальтобетонной смеси от завода до места ее укладки осуществляется автотранспортом. При перевозках на небольшие расстояния, когда смесь не успевает остыть ниже температуры укладки, могут использоваться обычные автосамосвалы, кузова которых смачиваются битумной эмульсией, предотвращающей прилипание смеси к металлу. При более длинных расстояниях горячую асфальтобетонную смесь целесообразно перевозить в автосамосвалах с кузовами-термосами, оборудованными системами подогрева, перемешивания и принудительной разгрузки смеси.
Таблица 1.5 Нагрузки и материалы, характерные для рабочих органов
Разрушающие рабочие органы
Переносящие рабочие органы
Сдвигающие рабочие органы
Уплотняющие рабочие органы
Сортирующие рабочие органы
Любая автоматизированная система управления состоит из датчиков, блока управления и преобразователя сигналов. Датчики регистрируют текущее состояние регулируемого объекта. Блок управления сравнивает параметры текущего состояния с заданными, оценивает имеющиеся отклонения и формирует сигнал, содержащий информацию о величине корректирующего воздействия. Преобразователь трансформирует сигнал в импульсы, вызывающие срабатывание исполнительного механизма, управляющего регулируемым объектом.
При нормальной работе автоматизированной системы управления значение контролируемого параметра колеблется относительно заданного, отклоняясь от него не более чем на погрешность датчиков, которая не должна превышать технологических допусков на контролируемый параметр. (Например, если поперечный уклон дорожного покрытия должен составлять (10 ± 1,5)°, то чувствительность датчиков поперечного уклона не должна превышать ± 1,5°.)
Совершенство системы управления определяется степенью ее автоматизации, чувствительностью датчиков, а также скоростью и погрешностью срабатывания исполнительных механизмов. Степень автоматизации может оцениваться относительным (к общему) количеством функций управления, которые система выполняет без вмешательства оператора. Скорость срабатывания — это время реакции исполнительного механизма на управляющий импульс. Погрешность срабатывания — это разница между фактическим и заданным значениями контролируемого параметра после срабатывания исполнительного механизма.
Экономическую эффективность системы автоматизированного правления современной машины можно оценить, сравнивая суммарную стоимость единицы продукции, произведенной с ее применением и без нее. Возможны ситуации, при которых применение систем автоматического управления оправдывается не экономическими соображениями, а, например, безопасностью людей и сооружений, экологическими факторами или иными категориями.
Кабина, облицовочные панели и кожухи. Работоспособность машины или механизма не зависит от наличия или отсутствия кожухов, облицовочных панелей и, тем более, кабины оператора. Тем не менее, большинство подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин оборудованы этими элементами. Кабины, первоначально созданные для защиты оператора от непогоды, постепенно превратились в изолированный от внешней среды центр управления всеми функциями машины, полностью адаптированный к физическим потребностям и особенностям человеческого организма, комфорт машиниста обеспечивается креслом анатомического профиля, удобным размещением органов управления и совмещением их функций (за счет многофункциональных рычагов — джойстиков и автоматики), звуко- и виброизоляцией салона, увеличением прочности кабины, использованием климатических установок, улучшением обзорности, сокращением числа операций, требующих выхода машиниста из кабины.
Назначение облицовочных панелей и кожухов — предохранить механизмы и агрегаты машин от влаги, пыли, грязи и несанкционированного доступа, экранировать шум и вибрации, порождаемые их работой, и, что немаловажно, придать машине модный и привлекательный внешний вид.
ТИПЫ ТРАНСМИССИЙ
Силовой трансмиссией называется механизм, передающий энергию двигателя к удаленному от него устройству-потребителю. В зависимости от способа передачи энергии, различают механические, гидравлические, пневматические, электрические и комби нированные силовые трансмиссии. Классификация силовых трансмиссий, наиболее часто используемых в подъемно-транспортных, строительных и дорожных машинах и оборудовании, приведена на рис. 1.3.
Механические силовые трансмиссии. Энергию в виде крутящего момента от двигателя к исполнительным механизмам передают механические силовые трансмиссии. Они могут состоять из обычных и карданных валов, а также зубчатых, цепных, ременных (или канатных), фрикционных, кулачковых и рычажно-шарнирных передач.
Основное преимущество механических трансмиссий — высокий КПД, так как в них нет потерь энергии, связанных с ее преобразованиями. Общий КПД трансмиссии оценивается отношением мощности, развиваемой выходным элементом трансмиссии, к мощности, подаваемой на ее входной элемент (табл. 1.6).
Таблица 1.6 КПД элементов механической трансмиссии
КПД при подшипниках
К недостаткам механических трансмиссий относят их большую удельную массу (на единицу передаваемой мощности) и габариты, возрастающие при передаче крутящего момента на большие расстояния и изменении его направления. По этим причинам чисто механические трансмиссии в современных самоходных подъемно-транспортных, строительных и дорожных машинах используются не всегда. Вместе с тем оборудование для добычи, изготовления и переработки строительных материалов, в котором проблемы компоновки и массы имеют второстепенное значение, оснащается, в основном, механическими трансмиссиями, обеспечивающими минимальные потери мощности на пути от двигателя к исполнительному механизму.
Передаточное число наряду с КПД является одной из основных характеристик механической трансмиссии. Оно незначительно влияет на передаваемую мощность, но может увеличивать или уменьшать передаваемый крутящий момент и во столько же раз уменьшать или увеличивать угловые скорости передающих элементов трансмиссии:
Гидравлические силовые трансмиссии. В гидравлических силовых трансмиссиях механическая энергия двигателя сначала конвертируется во внутреннюю энергию жидкости, а затем — обратно в механическую.
Во всех гидравлических трансмиссиях (или гидросистемах) преобразование механической энергии во внутреннюю энергию жидкости осуществляется насосом, который либо повышает давление жидкости, находящейся в замкнутом объеме, либо увеличивает скорость движения ее потока. В зависимости от способа передачи энергии гидросистемы делятся на гидрообъемные (или гидростатические) и гидродинамические.
В гидрообъемных трансмиссиях (рис. 1.4) используется разница между давлением жидкости, создаваемым шестеренным или поршневым насосом внутри замкнутого объема, и наружным давлением. Пройдя через систему клапанов 6 в напорную магистраль 7, рабочее тело (в гидросистемах используются минеральные масла со специальными присадками) попадает в гидрораспределитель 8.
В зависимости от положения золотника 10 в корпусе 9 масло может сбрасываться в бак 1 (это положение показано на схеме), проходить в штоковую полость 13 гидроцилиндра 11 (при крайнем правом положении золотника 10) или в поршневую полость 14 (при крайнем левом положении золотника). В зависимости от того, в какую полость гидроцилиндра подается масло под давлением, шток с поршнем 12 будет втягиваться или выдвигаться. Использованное масло сбрасывается в бак по сливной магистрали 2, попутно очищаясь в фильтре 3. Насос засасывает масло из бака по всасывающей магистрали 4, на которой тоже может устанавливаться фильтр 3.
В гидродинамических трансмиссиях использована простая и наглядная идея. Если с двух концов отрезка трубы установить пропеллеры, один из которых будет приводиться в действие от посто- роннего источника энергии, то создаваемый им поток жидкости будет, двигаясь по трубе, вращать второй пропеллер.
Таким образом, механическая энергия вала ведущего пропеллера будет трансформироваться в кинетическую энергию потока жидкости, которая, пройдя по трубе, трансформируется ведомым пропеллером обратно в механическое движение его вала. Конструкторская проработка этой идеи превратила (рис.
1.5) ведущий пропеллер в насосное колесо 5, закрепленное на корпусе 4, связанном с коленчатым валом двигателя 3. Турбинное колесо 6 прикреплено к фланцу вала 8 турбины. Вал турбины опирается на подшипник 9 в корпусе 4 гидромуфты. Гидромуфта заполняется специальным маслом на 85% своего объема. Вал двигателя вращает корпус вместе с насосным колесом.
Лопасти 2 насосного колеса, расположенные под углом к плоскости чертежа, вынуждают масло в пространстве между насосом и турбиной двигаться по кольцевой траектории 1. Масло, попадая на лопасти 7 турбинного колеса 6, наклоненные к вектору его движения, передает им часть своей кинетической энергии, заставляя турбину 6 и вал 8 вращаться.
КПД гидромуфты не является постоянной величиной и меняется от 0 — в момент включения (при этом насосное колесо вращается со скоростью коленчатого вала двигателя, а турбинное колесо заторможено) до 0,97. 0,98 — при движении с постоянной скоростью. Гидромуфты не имеют передаточного числа, а обеспечивают плавное трогание машины с места и защищают механические элементы трансмиссии от ударных нагрузок.
Более сложны по устройству гидротрансформаторы. Гидротрансформатор встраивается между двигателем и коробкой передач и обеспечивает бесступенчатое изменение крутящего момента на каждой из передач и смену передач без выключения сцепления, что особенно важно при сильных колебаниях рабочих нагрузок. Насосное колесо 8 жестко (рис.
1.6) соединено с корпусом гидротрансформатора 6, который приводится во вращение коленчатым валом 3 двигателя. При вращении насосного колеса его лопасти 9 направляют рабочую жидкость на лопасти 1 турбинного колеса 2, где поток жидкости 7 меняет направление, заставляя вращаться вал 11 турбины. Рабочая жидкость, выходя с лопаток турбины, ударяется о лопатки 5 реактора, установленного на обгонной муфте 4, и снова меняет направление, создавая при большой разнице скоростей между насосом и турбиной момент, добавляющийся благодаря обгонной муфте к моменту на турбине. По мере выравнивания скоростей насосного и турбинного колес реактор, благодаря муфте свободного хода, начинает свободно вращаться, снижая коэффициент трансформации гидротрансформатора и увеличивая КПД.
В подъемно-транспортных, строительных и дорожных машинах одновременно используется несколько независимых гидравлических силовых трансмиссий: ходовые передачи, системы привода рабочих органов, рулевые и тормозные систе
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник: cyberpedia.su