Материал при строительстве в междуречье

Шумеры, населявшие земли двуречья освоили строительство из камня, производство цветного стекла и бронзы, изобрели колесо, осушали болотистую почву, строили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный круг, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола. Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич обожженный и глазурованный. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы, часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича. Коробковый бескружальный свод, выложенный наклонными отрезками был важнейшей формой перекрытия.

Основные строительные материалы: глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок-фашин того же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой только что отформованный кирпич, уложенный в стену из раствора. Высыхая он слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Древнее Междуречье | История Древнего мира, 5 класс

Применение высушенного на солнце кирпича повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел на столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затемненных участков.

Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицованный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум (его выходы на поверхность образовывали целые озера). Битум применялся как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства полов.

От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала солидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах небольшие под самым потолком.

Толстый земляной накат крыши засеивали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, вместо крыши- наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3-4 метра. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают особый характер планировке-смежные тоннелеобразные помещения.

Камень и древесину, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались. Глазурованные кирпича или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Архитектура Месопотамии за 8 минут. Шумер и Аккад

Строительная техника сасанидского времени содержит изменения. Кроме обожженого кирпича, сырцовой кладки и пахсы (глиняные блоки) в строительстве используется дикий камень на известняковом растворе. Появляется свод, возводимый на кружале; новый элемент-купол на тромпах.

Зиккурат Этеменанкu – храм вавилонского бога солнца Мардука (Вавилонская башня)

«Висячие сады» Семирамиды

Древняя Индия.

Древние памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Махёджо-Дар.

Раскопки древнего города Хараппа

Руины древнего города Мохенджо-Дар

В последние столетия перед новой эрой в Индию проникает зрелая культура Ирана, а в ½ III в.до н.э. появляются первые буддийские архитектурные памятники-сооружения из долговечных материалов. Более ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева. К основным строительным материалам относятся также камень и глина. В более ранний период очень популярным был бамбук, из которого сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах.

В III в.до н.э. строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы).

Ступа — строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Монастыри — вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

В одном из поэтических описаний столицы Айодхьи: «Город походил на рудник драгоценностей,… его стены, как квадраты шахматной доски, были испещрены различными самоцветными камнями».

В IV-V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вимну. В это время в искусстве, особенно живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру, живопись.

Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включающий в себя двадцать девять пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Росписи Аджанты – выдающийся художественный памятник прошлого.

Комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты

Храмы

В своей основе тип индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-го столетия н.э. до нашего времени.

Самой важной частью храма является гарбхагриха, т.е. святилище, святая святых. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон, за исключением естественного низкого и узкого входа. Изображение божества находится в геометрическом центре. Это абсолютно темное место. Над гарбхабрихой находится храмовая башня (вимана).

Читайте также:  Организация строительства содержание строительной площадки

Вокруг святилища обычно есть круговой проход (закрытый с трех сторон проход), по которому верующие обходят Божество. Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом – мукхамандапа. Кроме функции прохода, мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения (пища, подлежащая предложению Богу, прочие предметы культа). Есть еще узкий проход, соединяющий гарбхагриху и мантапу.

Мантапа – большой зал используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. В зависимости от размера, он может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.

Перед входом в храм располагается флагшток, который находится по центральной оси храма напротив святилища. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, также как и вахана, то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, напротив храма. Напротив храмов Шивы мордой к храму лежит Нандин, бык. В храмах, посвященных Богине-Матери, это — лев, вахара Дурги, в храмах Вишну это Гаруда — человек с птичьей головой.

Балипитха пьедестал для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества.

Храм окружен невысокой стеной или забором. В стенах могут находится небольшие храмы или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше, супруге Шивы Парвати. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги — Шиве, Ганеше.

Храм Шивы Статуя посвященная супруге Шивы Парвати

Древний храм Вишну

Храм Дурги в Индии

Одним из самых любопытных образцов архитектурных памятников из камня, выполненных в приемах деревянной конструкции, является ограда ступа в Санчи, которая датируется II в. до н. э. и считается одним из древнейших памятников Индии. Каменными являются и стойки, представляющие собой столбы, вбитые в землю, и верхняя обвязка, состоящая из брусьев, связанных шипами между собой и со стойками, и брусья, заполняющие пролеты между столбами и пропущенные в сквозные гнезда, как если бы это было в деревянной конструкции.

В пещерах Карли и Аджанты все части деревянных конструкций, которые могут быть воспроизведены скульптурно, высечены в самой толще скалы; что касается частей, не выполненных в камне, строитель их просто вытачивает из дерева и прикрепляет к своду, который они якобы поддерживают. И эти бесполезные фермы вовсе не являются продуктом чисто декоративной фантазии; их искусное построение доказывает, что они являются настоящими фермами, удовлетворяющими своему назначению, фермами, в которых умелое применение дерева и всего оборудования свидетельствует о многовековом опыте. Именно здесь обнаруживаются следы древней индийской архитектуры; остальное — наносное, полученное из Греции, Персии или Китая.

Источник: infopedia.su

Тема: Архитектура и строительство протогосударств Междуречья

1. Первая цивилизация в Древней Месопотамии. Периодизация.

2. Свидетельства истории и источников информации об архитектуре и строительстве в Междуречье.

3. Материалы, строительные конструкции и технологии.

4. Здания и архитектурные комплексы.

С получением избыточного продукта в результате хозяйственной деятельности и применения технических достижений бронзового века, а также благодаря активному обмену появляется возможность улучшить имущественное положение патриархальной семьи. С целью накопления богатства часто используется труд наёмного работника. Выделяются семьи с более высоким материальным статусом.

Большое хозяйство таких людей с его домочадцами, слугами, скотом, домом, хозяйственными постройками необходимо было защищать от животных, а затем и от посягательств соседей. Так на основе разделения труда возникают отношения неравенства, которые обусловливают необходимость в первых институтах государственности.

Это становится насущной потребностью сообщества, особенно при объединении людей в поселения, иначе говоря, при первых попытках урбанистического расселения. В скором времени появляются вожаки, формируются новые общественные отношения, происходят существенные изменения в архитектурно-строительной деятельности.

Начинаются работы по созданию первых фортификационных сооружений с мощными стенами и мостами, появляется дворец правителя, и большое значение приобретают религиозные сооружения. Правитель обрастает кланом родственников с их привилегированными внутрисемейными отношениями. Возникает класс аристократии, которая расселяется вблизи дворца правителя в богатых домах.

Появляется «детинец» — надёжно укреплённый центр города – государства. Правитель берёт на себя обязательство с помощью армии (дружин) обеспечивать подданным защиту от врагов, получая за это определённую дань. Усиливающая власть правителя способствует формированию сильного государства. Рабский труд становится основной производительной и дешёвой рабочей силой.

А поскольку строительство является наиболее трудоёмкой деятельностью, то именно рабский труд обеспечил его быстрый рост. Первые камни в фундамент мировой цивилизации были заложены в Древней Месопотамии – в долине двух плодородных рек Тигра и Евфрата.

Примерно вVIII – VI тыс. лет до н.э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек. Двуречье (территория между рек Тигр и Евфрат) ныне хорошо исследовано специалистами.

Раскопанные поселения свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лён, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведения дамб и т.д.), изготавливали различные керамические сосуды, изделия из камня и меди. Продвижение земледельцев к югу, где были богатые почвы, способствовало развитию государства Убайд (конец V тыс. до. н.э.).

Читайте также:  Водоохранная зона озера сколько метров для строительства дома

Культура Убайд представлена посёлками площадью до 10 га, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окружённых городскими стенами, явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, основами строительного дела и принципами монументальной архитектуры.

Город Ур был заселён с убайдского периода (конец V тыс. до.н.э.) до IV в. до н.э. Вследствие археологических раскопок, которые велись 12 лет, в 1922 году под руководством Леонарда Вулли (экспедиция Пенсильванского университета), были найдены остатки древних строений, покрытых толстым слоем наносных отложений. Так появилась теория библейского «большого потопа».

От этих времён остались незначительные руины сооружений и многочисленная керамика. Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V – IV тыс. лет до н.э. на этой территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности.

Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Ясно одно: пришельцы – шумеры, появившиеся в зоне обитания людей культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения этой культуры и сыграли важную роль в ускорении её развития уже на шумерской этнической основе. В IV – III тыс. лет до н.э. Ур становится достаточно сильным государством.

Этот период представлен комплексом царских гробниц, включающих около 2000 погребений с обнаруженной в них роскошной утварью. Некропольотносится ко времени с раннединастического периода до 2100 – 2000 гг.до н.э. Среди большого количества захоронений 16 гробниц являются местом погребения знатных персон, и относится как раз ко времени зарождающегося государства.

Интересно их устройство. По пологому спуску замкнутого коридора можно пройти сразу к погребальной камере. Камера могла быть сложена либо из кирпича, либо из камня. Археологами были обнаружены в гробницах места жертвоприношений. Причём установлено, что в жертву могли приносить как животных, так и людей, которые сопровождали умершего в последний путь (70 человек).

Из утвари этих гробниц особенным великолепием и тонкостью работы отличается так называемый штандарт, представляющий собой деревянную доску трапециевидного сечения. Предмет инкрустирован перламутром и лазуритом. Инкрустация осуществлена на основе любимого в Междуречье битума, естественной горной смолы.

Так возникшие новые экономические, политические и социальные отношения повлекли за собой и существенные изменения в строительном деле и архитектуре.

Вслед за древней культурой Убайд в разных частях света начали формироваться первые рабовладельческие государства-деспотии на Древнем Востоке, Индии и Китая в основном по берегам полноводных рек, которые разливами создавали плодородные территории для земледелия.

Эпоха бронзового века, как мы уже рассматривали ранее, ознаменовалась коренным переворотом в развитии техники и цивилизации в целом. Прочные орудия труда из металла позволили создать сооружения совершенно иного, значительно более высокого с технической точки зрения уровня. Строительство на Ближнем Востоке отличалось колоссальностью сооружений.

Здания и комплексы возводились с целью не только их функционального использования, но и непременного воздействия физическими размерами. Так строились зиккураты, ступенчатые башнеобразные культовые сооружения и пирамиды, мавзолеи, храмы и скульптурные колоссы. Слово «зиккурат»означает «поднятый на вершину» и представляет собой сырцовую ступенчатую пирамиду, наверху которой воздвигался небольшой храм – местопребывание главного божества города. На верхнюю площадку можно было подняться по ступенькам.

Храм семи сфер в городе Нимруде– одна из немногих сохранившихся памятников из кирпича-сырца и дерева. Этот храм состоит из семи ярусов, соединённых лестницей. Нижний ярус квадратный, верхние шесть сдвинуты от центра. На верхнем ярусе находился храм. Ярусы храмы покрыты глазурованной плиткой разных цветов и, возможно, посвящены различным планетам.

Нижний, чёрный ярус, посвящён – Сатурну, затем шёл оранжевый, символизирующий Юпитера, красный – Марса, золотисто-жёлтый – Солнце, зелёный – Венеру, голубой – Меркурия, и, наконец, белый или серебристый – Луну.

Это семь чудес света, среди которых произведения зодчих древневосточных государств. Это и пирамиды, и висячие сады Семирамиды, и Вавилонская башня. Это огромного размера монументальные, величественные сооружения. Висячие сады Семирамиды (VII в.до н.э.) в Вавилоне, располагались на ступенчатых террасах, и на каждой террасе был сад.

К техническим новшествам можно отнести и создание ирригационных систем, с помощью которых осушались или увлажнялись земледельческие территории. Вода – это жизнь и богатство народа. Поэтому религиозные верования связывались в основном с божествами, отождествляемыми с этими явлениями природы, а значительное место в жизни людей играли жрецы. Жрецы в то время – оракулы, астрономы, лекари, зодчие. В древнем храме Ком-Омбо сохранился барельеф с изображениями хирургических инструментов, формы которых напоминают современные.

Неоценимым событием для исследования стало открытие Библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала (669-633 гг. до н.э.). Ассирийская архитектура – это архитектура дворцов и крепостей. Военный характер государства наложил отпечаток и на характер зодчества. Города были чётко спланированы, и правители чётко следили за правильностью застройки.

Дома строились из сырцового кирпича, в храмовой архитектуре важную роль играл зиккурат. Нередко эти сооружения были декорированы глазурованной плиткой. Столица Ассирийского царства Ниневия в 612 г. до н.э. была дотла сожжена вавилонскими войсками. Английским путешественником Лейярдом были найдены развалины Древней Ниневии с двором самого Ашшурбанапала.

Он был построен на высокой и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами – Шеду.Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов.

Читайте также:  Справочник базовых цен на инженерно геологические изыскания для строительства

Найденная Лейярдом библиотека представляла собой хранилище 30 тысяч глиняных табличек, написанных клинописью. Содержание этих книг самое разнообразное:

Источник: lektsia.com

Архитектура стран Двуречья и Месопотамии

Месопотамией или междуречьем называют равнину в долине рек Тигр и Евфрат. К ней относится Ассирия – регион, расположенный в средней части реки Тигр по обеим её сторонам. Реки Тигр и Евфрат образуют как бы большую восьмерку на карте и часто только северную её часть называют Месопотамией.

Двуречье – наносная низменность двух рек. Следует заметить, что культура стран Двуречья развивалась не только между Тигром и Евфратом, но и по другие стороны рек. Известные в современности древнейшие жители называли реку Евфрат Шумером. После того, как северная часть реки была заселена семитическими племенами, Шумером стали называть только южную часть Двуречья, северная получила название Аккад.

Рисунок 1. Поздняя архитектура Двуречья. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Известно, что в IV тысячелетии до нашей эры племена шумерийцев решали такие проблемы, как осушение заболоченных почв и орошение водами Евфрата собственных посевов при помощи специальных каналов. Почва этой низменности была невероятно плодородной, поэтому хлеба здесь производилось даже больше, чем нужно.

Первые государства Двуречья представляли собой небольшие объединенные общины. Эти общины управлялись старейшинами и народными собраниями. В результате весьма продолжительной борьбы за власть всё Двуречье было объединено под властью царских династий города Аккада около 2400 г до н.э.

В результате перехода власти от аристократии к царской династии храмовые земли превращались в царские. Государство Аккада прекратило свое существование в XXIII вв. до нашей эры. Чуть позднее, в 2100 г. до н.э. здесь создается другое, еще более мощное государство – царство Шумера и Аккада.

Кирпичные сооружения

Готовые работы на аналогичную тему

Основные особенности архитектуры Двуречья обусловлены климатическими условиями. На безлесной равнине практически не было камня (камень и древесина добывались только на севере и востоке, в горной местности). Разливы рек нередко приводили к катастрофам. В этой связи для строительства жилищ выбирались возвышенные места, часто в качестве основы для нового здания использовали развалины старого сооружения.

Обычай строить новое здание на руинах старого значительно осложнял археологические работы в Двуречье, ведь в одном и том же месте в разных слоях грунта находились остатки нескольких фрагментов храмов, посвященных одному и тому же божеству (например, храм бога Сина в Тутубе).

Главным видом жилища в древности были хижины из тростникового плетня, обмазанного глиной. Верхушки тростника создавали положительную кривизну и образовывали сводчатое покрытие. О подобных постройках современным ученым известно не только по раскопкам и древним изображениям.

Хижины круглой и прямоугольной формы в плане со вставными дверными и оконными рамами сохранились в болотах низовья Евфрата до наших дней. Одновременно с тростниковыми постройками существовали и глинобитные сооружения. Их прочность быстро привела к появлению сырцового кирпича (глина несущих конструкций высыхала и растрескивалась, постройки быстро рушились).

Рисунок 2. Схема кладки из сырцового кирпича. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Изначально мастера лепили кирпичи руками. Они представляли собой небольшие продолговатые куски глины, в состав которой нередко добавлялась рубленая солома. При раскопках в Джемдет-Насре были обнаружены следы подобных построек, датированные концом IV – началом III тысячелетия до н.э.

В начале III тысячелетия до н.э. появился выпуклый в одну сторону кирпич. В то время уже был широко распространен прямоугольный кирпич, изготовленный в формах. Выпуклое изделие вскоре после появления заменяет свой аналог, а еще позднее появляется квадратный «старовавилонский» кирпич.

Основная часть несущих стеновых конструкций возводилась из кирпича-сырца. Обожженный кирпич применялся только для облицовочного слоя, и то в исключительных случаях. В качестве вяжущего использовалась глина с примесью золы и битума. Известковые составы начали применяться только с середины I тысячелетия до н.э.

Примечательно, что через каждые 5-10 слоев древние мастера укладывали во всю толщину кирпича тростник или тростниковую циновку, промазанную битумом. Она предотвращала увлажнение стен и защищала конструкцию от почвенных солей (этот прием иногда используется и в наше время в Средней Азии).

Дерево в строительстве

Местная низкосортная пальмовая древесина ценилась очень высоко и применялась крайне редко (хозяин при переезде забирал с собой дверь). В домах знатных персон для балок перекрытий и покрытий использовалась древесина, привезенная из горной местности (сосна или кедр).

Покрытие зданий в таких сооружениях имело большой уклон, сформированный балками-стропилами. Помещения были узкими и длинными. Отдельно стоящие колонны, выполняющие несущую роль, применялись крайне редко.

С древнейших времен в Двуречье строились ложные своды. Подобные конструкции были обнаружены при раскопках в Тутубе и Эшнунне. Примечательно, что в некоторых царских гробницах (например, гробнице Ура), помимо ложных сводов использовались каменные клинчатые и коробовые своды.

В конце IV – начале III тысячелетия образовываются первые мелкие государства. В этот период складывается характерный для Передней Азии тип построек. Центром каждого города-государства всегда являлся храм, при котором организовывалось большое усадебное хозяйство. В нём работали как свободные люди, так и зависимые рабы.

Даже в самых ранних поселениях северных регионов Двуречья в V тысячелетии до н.э. прослеживался постепенный переход от отдельно стоящих однокомнатных жилищ к относительно крупным многоквартирным зданиям. Общий контур такой постройки приближался к прямоугольному. Стены состояли из больших комков глины и соломы. Пол по грунту покрывали тростниковыми циновками. Жилой дом обязательно включал в себя обширный скотный двор.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
Загрузка ...