Согласно МДС 81-35.2004 — Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м 3 , м 2 , т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал.
Существующая система ценообразования и сметного нормирования на строительную продукцию предполагает четыре метода определения сметной стоимости. Наиболее распространёнными из практике деятельности участников инвестиционного процесса в строительстве являются базисно-индексный и ресурсный методы.
Порядок определения стоимости материальных ресурсов в базовом уровне цен. Базисно-индексный метод предполагает на первом этапе определения стоимости материальных ресурсов в базисном уровне цен, то есть определённом на 1 января 2000 г. с последующим учётом инфляционных процессов, происходящих в Российской экономике методом индексации строительной продукции (за исключением, основных материалов, изделий, конструкций и деталей, входящих в состав открытых расценок).
Как создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов
Сметные цены определяют нормативную сумму затрат на материалы (на установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки и предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ. Они применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.
Сметная цена на материал (Цсм) формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
‒ отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита)‒ Цотп;
‒ наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций ‒ Нсс;
‒ таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы) ‒ Тсб;
‒ стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы)‒ Стр;
‒ заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию‒ Ззс.
Для получения информации о материалах, поставляемых для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений используются следующие данные:
1) наименования материалов;
2) коды материалов;
3) единицы измерения;
4) вид «франко», принятый в отпускных ценах;
5) отпускные цены предприятия-поставщика;
6) наценки снабженческих организаций.
Результаты анализа, обработки и обобщения полученной информации о стоимости материалов отражаются в форме калькуляции стоимости материалов, изделий, конструкций. При этом, при определении стоимости материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов отпускные цены принимаются исходя из сложившейся конъюнктуры рынка.
Предмет и метод в определении классической школы и марксизма
Порядок пересчёта стоимости материальных ресурсов из базового уровня цен в текущие. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса в текущем (прогнозном) уровне цен рекомендуется использовать систему текущих и прогнозных индексов, дифференцированную по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Стоимость материалов входит в состав прямых затрат сметной стоимости СМР, как к элементу технологической структуры капитальных вложений.
Сметная стоимость материалов в текущем уровне цен в составе сметной стоимости СМР определённой базисно-индексным методом определятся путём умножения стоимости материалов в составе локальной сметы или раздела локальной сметы на соответствующий индекс пересчёта стоимости материалов по видам строительства или СМР.
Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве представляют собой отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих.
Текущие индексы стоимостных показателей по материальным ресурсам могут формироваться на основе данных статистической отчетности, материалов первичного бухгалтерского учета, а также результатов специального статистического наблюдения, организованного региональными центрами по ценообразованию в строительстве самостоятельно или совместно с органами статистики.
Расчёт текущей стоимости материальных ресурсов при применении ресурсного метода определения стоимости в строительстве. Ресурсный метод предполагает использование текущих цен на материальные ресурсы, фиксирующих их стоимость на момент разработки сметной документации.
При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
При применении ресурсного метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются отдельно все ресурсные показатели, включая материальные.
В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м 3 ; м 2 ; м, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал.
В общем случае процесс определения сметной стоимости материалов представляет собой процесс калькулирования следующих элементов затрат:
‒ цена приобретения (покупки) материала;
‒ затраты на услуги снабженческих и посреднических организаций или товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных платежей;
‒ затраты на тару, упаковку, реквизит;
‒ транспортные расходы по доставке материалов на приобъектный склад;
Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.
Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям. В калькуляциях, кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих.
Определения производственных запасов. Размер оборотных средств, необходимых организации для нормальной производственной деятельности, определяется и устанавливается организацией путем разработки норм и нормативов оборотных средств. Эти средства должны обеспечить постоянную потребность организации в производственных запасах, незавершенном производстве, в средствах для расходов в будущих периодах, в остатках готовой нереализованной продукции в планируемом году с учетом условий производства, снабжения и сбыта продукции.
Нормы запасов материальных средств способствуют обеспечению надежной и непрерывной работы предприятий.
Потребность в материальных ресурсах определяется исходя из общей схемы расчета потребности предприятия в оборотных средствах (WМР):
где – однодневный расход i-го материала, руб.;
Нрi – норматив (потребность) запаса i-го материала, в днях;
i. п – номенклатура применяемых материалов на предприятии.
Средний однодневной расход каждого вида материалов ( ) рассчитывается делением суммарного расхода i-го вида материальных ресурсов за анализируемый период (WМРi) на количество календарных дней (Д):
Производственные запасы в организации делятся на текущие, страховые (гарантийные), технологические (подготовительные), сезонные и транспортные. Они могут быть показаны в натуральном и денежном выражении, а также в днях запаса.
Норматив потребности запаса материала складывается из следующих элементов: времени нахождения материалов в пути (транспортный запас); времени на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный запас); времени нахождения на складе в виде текущего запаса и страхового запаса.
Величина транспортного запаса рассчитывается методом прямого счета или аналитически.
Время пребывания материалов в подготовительном запасе определяется исходя из фактических затрат, устанавливаемых хронометражем, или по отчетным данным за предшествующий период. В данном случае при определении времени подготовки материалов к производству руководствуются перечнем соответствующих технологических операций и условиями их выполнения.
Вкачестве нормы текущего складского запаса; запаса, обеспечивающего потребность производства на период между каждыми двумя очередными поступлениями материала от поставщиков, принимают половину средневзвешенного интервала.
Расчет в днях среднего текущего запаса Зтек, включаемого в норму оборотных средств, определяют по формуле:
где τсп — длительность интервала между поступлениями материалов, дн.
Расчет среднего интервала между поставщиками одного материала разных предприятий определяется аналитически.
Норма страхового запаса устанавливается в зависимости от потребности производства в материалах и возможных задержек поступления от поставщиков. При этом принято, что если осуществляются поставки в пределах одного города, то страховой запас либо не предусматривается, либо образуется по отдельным, согласованным с поставщиком, позициям в размере до 30% нормы текущего запаса.
Норма страхового запаса материалов может увеличиваться сверх 30%, если предприятие поставщика расположено вдали от удобных путей сообщения, и (или) оно использует нестандартные, уникальные, изготавливаемые только для данного предприятия-потребителя материалы, или доставка возможна только в отдельные периоды (сезоны) года.
Методы и источники закупок. В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.
В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок:
1. Оптовые закупки.
2. Регулярные закупки мелкими партиями.
3. Закупки по мере необходимости.
В современных условиях в строительном комплексе распространены следующие источники обеспечения ресурсами:
— собственное производство и др.
Материально-техническое снабжение строительства. Все организационные вопросы обслуживания строительного производства следует рассматривать системно и комплексно, так как от качества поступающих на строительные площадки конструкций, изделий и других материалов, энергетических ресурсов, технологического оборудования и оснастки и т.п. зависит конкурентоспособность выпускаемой продукции – зданий и сооружений (услуг).
Организация обслуживания строительного производства включает: материально — техническое обеспечение, энергетическое, ремонтное, транспортное и складское хозяйства, контроль качества. К основным задачам этого процесса следует отнести:
— определение данного строительного производства в системе обеспечения материально-техническими ресурсами и системе менеджмента;
— определение целей деятельности рассматриваемого строительного производства;
— формирование заданий и работ по выполнению целей;
— разработка структуры службы обеспечения материально-техническими ресурсами и определение ее функций;
— определение факторов и показателей деятельности создаваемой службы;
— разработку и реализацию стратегических тактических и оперативных планов работы службы обеспечения материально-техническими ресурсами, применяя прогрессивные подходы менеджмента;
— обеспечение контроля и мотивации выполнения планов;
— анализ эффективности работы этой службы.
Система материально-технического обеспечения строительства направлена на обеспечение строительного комплекса необходимыми материально-техническими ресурсами.
Материально-техническое обеспечение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность строительного производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства строительно-монтажных работ, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.
Цели МТО строительных организаций:
— обеспечение непрерывности и ритмичности строительного производства за счет своевременных поставок необходимых ресурсов требуемого качества и количества;
— улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, обеспечение ритмичности строительных процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и другие показатели;
— анализ организационно-технического уровня строительного производства и качества строительно-монтажных работ (услуг) своей организации и у конкурентов, позволяющих разработать предложения по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции – зданий и сооружений (услуг) и др.
Для достижения перечисленных целей в строительной организации необходимо постоянно выполнять следующие работы:
1. Проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков строительных материалов, конструкций, изделий, полуфабрикатов и др. (оказание услуг). Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщиков лицензии и достаточного опыта работы в данной области, высокий организационно-технический уровень производства, надежность и прибыльность работы, обеспечение конкурентоспособности выпускаемых строительных материалов и др., приемлемая их цена, простота схемы и стабильность их поставок;
2. Нормирование потребности в конкретных материально-технических ресурсах.
3. Разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода материально-технических ресурсов.
4. Поиск каналов и форм материально-технического обеспечения строительного производства.
5. Разработка материальных балансов.
6. Планирование материально-технического обеспечения строительного производства.
7. Организация обеспечения строительными материалами, конструкциями, изделиями, полуфабрикатами и другими материалами рабочих мест.
8. Учет и контроль использования материально-технических ресурсов.
9. Организация сбора и переработки отходов строительного производства.
10. Анализ эффективности использования материально-технических ресурсов.
11. Стимулирование работы по улучшению использования материально-технических ресурсов.
В зависимости от этих функций определены соответствующие службы материально-технического обеспечения (МТО) строительного производства.
К ним следует отнести:
— службу материально-технического снабжения, которая должна своевременно обеспечивать и регулировать поставки для производственного процесса сырья, полуфабрикатов, комплектующих деталей. Кроме того, органы снабжения и сбыта обеспечивают выполнение услуг в объеме, номенклатуре и в сроки, установленные хозяйственными договорами;
— службу складирования и хранения материалов, топлива, сырья и готовой продукции, которые обеспечиваются складским хозяйством, являющимся производственно-технической базой системы снабжения и сбыта;
— производственно-технологическую службу комплектации готовой продукции. Она особенно важна, так как возведение зданий и сооружений требует поставки комплекта сборных элементов строго по календарным графикам. Поэтому служба производственно-технологической комплектации обеспечивает подбор изделий и конструкций строго в определенном количестве и номенклатуре, в заданные сроки по суточным и часовым графикам, согласованным со строительными организациями;
— службу инструментального хозяйства и технологической оснастки. Она должна обеспечивать производство инструментом, приспособлениями, технологической оснасткой, формами высокого качества при минимальных издержках на их производство. Обеспеченность ими предопределяет успех внедрения передовой технологии, механизации трудоемких работ;
— службу ремонтно-механических производств, которая должна обеспечивать рабочее состояние большого и сложного парка оборудования, машин путем их ремонта и модернизации. Четкая работа этой службы в большой степени определяет результаты работы строительной организации;
— службу транспортных процессов, которая обеспечивает перемещение внутри строительной площадки и вне ее огромных масс грузов, необходимых для нормального функционирования производственного процесса. Особенно точной и ритмичной работы требует технологический транспорт, связывающий отдельные процессы в единую производственную систему.
Материально-техническое обеспечение (МТО) строительства осуществляется по прямым договорам с различными поставщиками, при этом обеспечение конкретного объекта строительства осуществляется либо централизованно, в том числе через государственную систему органов материально-технического обеспечения, либо децентрализовано.
Прогрессивные формы технологии и организации строительного производства требуют строгого выполнения условий обеспечения СМР материально-техническими ресурсами по комплектности и своевременности поставок. При централизованном методе выполнение данной задачи возлагается на управление производственно-технологической комплектации(УПТК).
Главной задачей УПТК является обеспечение увязки в единое целое процессов заготовки материалов и деталей, изготовления полуфабрикатов, конструкций и комплектной их доставки на стройки в соответствии с графиком выполняемых строительно-монтажных работ. Формы организации УПТК разнообразны и зависят от специфики строительства объектов, их территориального размещения, уровня сборности, от видов и объемов работ и других конкретных условий. УПТК по поручению треста выступают в качестве заказчика материальных ресурсов, необходимых для выполнения запланированных объемов СМР, и вступают в договорные отношения с транспортными организациями.
В функции УПТК входят приемка поступающих в адрес треста материальных ресурсов, их складирование и хранение, изготовление нетиповых деталей и конструкций, доведение поступающих материалов до высокой степени технологической готовности, организация своевременной доставки комплектов на строительные площадки.
В современных условиях в строительном комплексе распространены две формы материального снабжения:
1) транзитная, предусматривающая поставку материалов от поставщика непосредственно на объекты строительства;
2) складская, имеющая в виду передачу материальных ценностей на склады сбытовых организаций с дальнейшим их транспортированием на объекты строительства.
Первая форма снабжения наиболее выгодна при поставках больших количеств груза. Однако для тех видов материальных ресурсов, которые передаются в небольших количествах, эффективнее складская форма поставки.
Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами строительная организация (фирма) выбирает исходя из их особенностей, продолжительности их получения, количества предложений, а также качества, цены и др. факторов. При определении формы обеспечения строительного производства ресурсами следует установить надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемых строительных конструкций, изделий и других материалов. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качественных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требований.
В современных условиях, в целях снижения общих затрат на выполнение не основных (непрофильных) функций производства, таких как обслуживания производства, широко используется аутсорсинг. Термин «аутсорсинг»(«outsourcing») происходит от английских слов «outside resource using»‒ «использование внешних ресурсов». В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне».
Наиболее полное из известных определений аутсорсинга звучит так: «Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене».
В современном менеджменте подаутсорсингом понимают выполнение отдельных функций(производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) или бизнес-процессов(организационных, финансово-экономических, производственно — технологических, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
Отношения в рамках аутсорсинга связывают организацию ‒ производителя продуктов и/или услуг, которая является заказчиком или клиентом, и аутсорсера, т.е. организацию-исполнителя, располагающую необходимыми ресурсами, например:
1) профессиональными (аутсорсер имеет высококвалифицированных специалистов, которых нет у компании-клиента);
2) производственно-технологическими (аутсорсер располагает необходимыми производственными мощностями или технологиями);
3) финансово-административными (аутсорсер умеет управлять некоторыми проектами так, чтобы снизить их стоимость и ускорить выполнение);
4) региональными (в некоторых регионах или странах аналогичная работа стоит дешевле) и т.п.
Среди логистических посредников особое место занимают логистические провайдеры‒ организации, оказывающие комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга.
Целесообразность использования логистического аутсорсинга определяется для компании-заказчика в общем случае следующими основными причинами:
− тесная взаимосвязь предприятий-производителей и поставщиков продукции с предприятиями транспортной отрасли во всех звеньях цепочки создания добавленной стоимости;
− возможность для производителя отказаться от непрофильных видов деятельности (логистика);
− повышение гибкости, как в отношении развития собственной организации, так и в отношении ее деятельности на рынках;
− использование всех преимуществ логистического подхода к управлению собственной деятельностью без необходимости развивать собственные компетенции в этой сфере;
− снижение общих затрат, изменение структуры затрат;
− комплексное логистическое обслуживание высокого качества, которое обеспечивает провайдер;
− повышение качества услуг для конечного потребителя, что положительно отражается на имидже компании-заказчика и др.
10. Общие функции менеджмента и принципы их реализации на строительном предприятии
Источник: mykonspekts.ru