Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалимова Анна Андреевна
В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы реализации мегапроектов в сфере строительства. В работе автор обобщает риски реализации мегапроектов и отмечает положительные влияния на изменение инфраструктуры.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шалимова Анна Андреевна
Стратегия социально-экономического развития федерального округа в формате территориального мегапроекта
Мегапроектирование как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа: возможности и ограничения
Текст научной работы на тему «Перспективы и риски реализации мегапроектов в условиях современной России»
Перспективы и риски реализации мегапроектов в условиях современной России
Шалимова Анна Андреевна /Shalimova Anna — студент, институт экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва
Мегапроекты: Строительство комплекса медно-обогатительной фабрики №3
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы и перспективы реализации мегапроектов в сфере строительства. В работе автор обобщает риски реализации мегапроектов и отмечает положительные влияния на изменение инфраструктуры.
Ключевые слова: мегапроект, риски реализации мегапроектов в строительстве, эффекты мегапроектов в строительстве.
Мегапроект — это комплекс проектов, объединенных единой целью, неразрывно связанных между собой ресурсами и временем на реализацию. Внедрение и развитие мегапроектов началось в России еще до экономического кризиса 2008 года [1]. Но так как одними из главных характеристик мегапроекта являются высокая инвестиционная стоимость и наличие большого количества участников проекта, то большинство идей оказались нереализуемыми. На сегодняшний момент осуществление мегапроектов представляет собой одно из важных направлений государственной политики в России [2]. Задуманные проекты до кризиса только сейчас начинают воплощаться в жизнь.
Реализация и успех мегапроектов зависит от множества составляющих. Мегапроект — это сложнейшая и дорогостоящая для исполнения задача, представляющая собой общественную значимость для улучшения качества жизни населения. Реализация столь масштабных проектов невозможна силами только одного, даже крупного застройщика [3].
Для воплощения проектов в первую очередь необходимо привлечение соинвесторов в лице не только физических или юридических лиц, но и государства [4]. Поддержка государства при разработке и процессе реализации мегапроектов является ключевой составляющей. Она может заключаться в частичном бюджетном финансировании проекта, помощи в согласовании документов, получении разрешения на строительство, а также в развитии транспортной сети, прилегающей к месту расположения планируемого проекта.
Небоскреб за триллион долларов. Для арабов это просто
Мегапроекты — это долгосрочные проекты, требующие на проектирование и строительство около 5 лет, а также около года на решение вопросов экологии, возникших при решении реализации мегапроекта. Из-за таких сроков осуществления запланированного проекта возникает неопределенность, влекущая за собой риски реализации [5]. Риски могут быть:
• финансовыми (проблемы с финансированием мегапроектов по контрактам и соглашениям, увеличение стоимости валюты, изменение процентных ставок заемных средств, увеличение первоначальной сметы на протяжении всей реализации проекта);
• техническими (разработка проектной документации без учета каких-либо особенностей территории строительства или назначения объекта, несоблюдение экологических норм, невыполнение или частичное выполнение мероприятий по рекультивации земель согласно проектной документации, нарушение сроков ввода в эксплуатацию, нарушения технологии строительства, срыв сроков поставок оборудования и материалов);
• экологическими (обеспечение недостаточно грамотного взаимодействия производственных процессов и окружающей средой) [6];
• географическими (проведение мониторинга климатических условий в районе реализации мегапроекта не на должном уровне);
• коммерческими (возможна переоценка планируемого спроса свыше 20 %);
• политическими и макроэкономическими (изменение политической ситуации, резкий рост стоимости материалов, запрет на ввоз продукции);
• инжиниринговыми (уровень оказания услуг, недавно созданными инжиниринговыми компаниями, не достаточен для конкуренции на мировом рынке, нет унифицированных и понятных для всех технических градостроительных норм, соотнесенных с международными стандартами);
• правовыми (существует тенденция частого и непредсказуемого изменения законодательства);
• юридическими (несоблюдение нормативно-правовых актов контрагентами мегапроекта).
Для минимизации рисков необходим постоянный контроль внешней и внутренней ситуации, готовность внесения изменений в проект, своевременная оптимизация затрат, тщательный подбор контрагентов, соблюдение законодательства и стабильная прогнозируемая политическая ситуация на рынке [7].
Кроме рисков у мегапроектов есть и положительные стороны — эффекты мегапроекта. Для каждого участника мегапроекта целью строительства является получение определенного эффекта в перспективе от реализации задуманной идеи. Для государства реализация мегапроектов заключается в получении социально-экономического эффекта в первую очередь. Социальный эффект для государства заключается в улучшении социальной и коммерческой инфраструктуры города, субъекта Российской Федерации, строительстве новых жилых комплексов различных классов, обустройстве новых рекреационных зон,
развитии новых территорий и промышленных зон. Экономический эффект — в появлении новых рабочих мест, а значит, снижение процента безработицы, получение возможности увеличения налоговых доходов. Для частных инвесторов успех реализации мегапроекта отражает не всегда положительный экономический эффект, но получение определенного уважения, признания и места в рейтинге с компаниями-конкурентами в области строительства. Такого результата, например, добилась группа компаний «Crocus Group» под руководством Араса Агаларова, выступающая генеральным подрядчиком строительства на острове Русский Владивостокского городского округа Приморского края объектов Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ), — одного из основных объектов саммита АТЭС в 2012 году. Сейчас «Crocus Group» участвует в государственном мегапроекте по строительству футбольных стадионов к Чемпионату мира по футболу — 2018.
1. Трухина Н. И., Куракова О. А., Орлов А. К. Анализ отечественного и зарубежного опыта учета и оценки гудвилла / Недвижимость: экономика, управление. 2015. № 1. С. 78-81.
2. Орлов А. К., Буадзе Е. Р. Развитие особых экономических зон: опыт, тенденции, перспективы / Микроэкономика. 2012. № 3. С. 124-129.
3. Орлов А. К. Проблемы обеспечения конкурентоспособности особых экономических зон / Недвижимость: экономика, управление. 2009. № 3-4. С. 13-16.
4. Орлов А. К. Особенности инвестиционной оценки девелоперских мегапроектов с участием государства / Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 892-895.
5. Грабовый П. Г., Кулаков К. Ю. Методологические аспекты воспроизводства в сфере недвижимости / Недвижимость: экономика, управление. 2009. № 2. С. 45-47.
6. Грабовый П. Г., Старовойтов А. С. Инновационное строительство — энергоэффективность и экологичность / Недвижимость: экономика, управление. 2012. № 2. С. 68-71.
7. Орлов А. К. Организационно-экономические аспекты реализации инвестиционно-строительных мегапроектов / Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59-3). С. 545-548.
Источник: cyberleninka.ru
Мегапроект
целевая программа развития регионов, отраслей и других образований, включающая в свой состав моно- и мультипроекты.
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Еще термины по предмету «Управление проектами»
Бизнес-случай
фиксирует причины для инициации проекта или задачи.
Документ обоснования проекта
описывает преимущества, выгоду, затраты, влияние а также финансовые подсчеты.
Фактический старт
дата фактического начала работ на плановой операции.
Похожие
- Мегапроекты
- Административный помощник
- Администратор контрактов
- Администратор проекта
- Активность системная
- Анализ дерева решений
- Анализ мультипроекта
- Анализ необходимости
- Бюджет по завершении
- Вероятность проявление риска
- Взрыв объема знаний
- Гистограмма ресурса
- Головной график проекта
- Договорная цена в управлении проектом
- Документ обоснования проекта
- Документация по поставкам
- Документооборот в управлении проектом
- Должностное лицо
- Роль в проекте
- Фактический объем работ
Научные статьи на тему «Мегапроект»
1. Управление проектами и инновациями в образовательной организации
инновационных проектов,, которые классифицируются по своему составу и структуре на: монопроект, мультипроект, мегапроект.
Мегапроект затрагивает региональное развитие и включает множество моно- и мультипроектов.
2. УТОПИЧЕСКИЙ МЕГАПРОЕКТ
Статья содержит критические замечания по проекту Транс-Евразийский «пояс RAZVITIE» как по отдельным его положе-ниям, так и по всей концепции
3. Инвестиционные проекты в международных отношениях
затрагивающие изменение страны, например, реформирование определенной сферы национального хозяйства, называются мегапроектами.
Мегапроекты влияют на социальную и экономическую сферу региона, страны или региональной группировки стран.
Мегапроекты отличаются тем, что их реализация доверяется разным исполнителям, поэтому необходима координация.
постоянный мониторинг выполнения целей и задач на каждом этапе составления, реализации и завершения мегапроекта.
проекте разных экономических, социальных, технических, организационных проектов, то есть они объединяют мегапроекты
4. Взаимодействие инноваций в мегапроектах
В статье рассматривается эффект синергии и каннибализма инноваций в мегапроектах, недостаточный учет которого не позволяет эффективно формировать и управлять инновационными проектами. Рассмотрен подход сравнения распространения инноваций с распространением волн, т.е. рассмотрение существующей теории интерференции с точки зрения распространения инноваций
Источник: spravochnick.ru
Мегапроект
Мегапроект — это целевая программа (крупный инвестиционный проект), содержащая совокупность взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Мегапроекты характеризуются высокой стоимостью (порядка 1 млрд долларов США и более), трудоемкостью (15—20 млн чел.-ч), длительностью реализации (5—7 и более лет). Мегапроект (в отличие от чисто финансовых инвестиций) имеют целью развитие экономики, создание инфраструктуры (транспортной, социальной), реализацию больших социально-экономических задач, дающих качественно новое развитие территории, страны, региона . Результатом реализации мегапроекта может быть конкретный материальный результат (крупное сооружение (например, Суэцкий канал), крупное научно-техническое достижение (например, высадка человека на Луну, начало серийного производства продукции и др). Реализация мегапроекта оказывает существенное, долгосрочное влияние на развитие общества.
Характеристики мегапроекта
В отношении количественного порога стоимости и качественных характеристик мегапроекта в России существуют различные мнения, однако большинство теоретиков и практиков сходятся к оценке стоимости проекта в 1 млрд долларов США и более
В США федеральная дорожная администрация установила формальный порог в 1 млрд долларов.
Важная сторона мегапроекта — его публичность, общественная значимость. Крупный мегапроект, как правило, не только влияет на материальную жизнь общества, но и закладывает основы нового качества жизни людей. В военной сфере масштабные разработки новой техники могут проводиться тайно (Манхэттенский проект), а могут, напротив, сопровождаться публичными кампаниями (разработка боевых самолётов «стелс» в США).
Характерные проблемы
- Превышение бюджета на 50—100 %, нередко реальные затраты превышают заложенные в бюджете более чем на 100 %.
- Переоценка прогнозируемого спроса: прогнозируемый спрос может превышать фактический на 20—70 %.
- Недооценивается масштаб фактического влияния проектов на окружающую среду.
- Переоценка прогнозируемой жизнеспособности таких проектов.
Примеры мегапроектов
- Программа «Восток» (1957—1964)
- Программа «Аполлон» (1961—1975)
- Airbus 380 (1994—2007)
- Панамский канал (1879—1914)
- Суэцкий канал (1856—1869)
- Транссибирская магистраль (1891—1916)
- Байкало-Амурская магистраль (1974—2003)
- Газопровод Уренгой — Помары — Ужгород (1981—1983)
- Евротоннель (1984—1994)
- Поворот китайских рек (2002—?)
- Асуанские плотины (1960—1966)
- Волжско-Камский каскад ГЭС (1932—1986)
- Плотина Гувера (1931—1936)
- Бразилиа (1956—1960)
- Тольятти (1966—1972)
- АвтоВАЗ (1966—1973)
- Магнитогорский металлургический комбинат (1929—1934)
Современные российские инвестиционные проекты
В истории СССР и России мегапроекты неоднократно становились локомотивами развития, которые не только способствовали ускоренной модернизации экономики, но и объединяли усилия многих людей вокруг общего дела. В настоящее время широко обсуждается идея реализации крупных инфраструктурных проектов, финансируемых в основном из Фонда национального благосостояния
В начале 2000-х годов в России были предложены к реализации ряд крупных строительных проектов, именуемых как «мегапроекты»:
- Сочи: Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта
- Санкт-Петербург: Охта-центр, ЗСД, Балтийская жемчужина
- Московская область: А101, «Рублево-Архангельское», «Большое Домодедово», «Остров Истра», «Остров Барвиха»
- Тульская область: «Ново-Тёплое»
- Кемеровская область «Лесная поляна»
- Свердловская область: «Академический»
- Чувашия: «Новый город»
- Ростовская область: «Беловодье»
Источник: mavashimisha.ru
«Изнанка» мегапроектов. Откуда возникают перерасходы?
Под словом «мегапроекты», вынесенном в название этой книги, подразумеваются масштабные инфраструктурные работы с многомиллиардными долларовыми вливаниями: строительство мостов, железных и автомобильных дорог. Авторы пытаются ответить на вопросы, почему фактически все мегапроекты связаны с перерасходами средств и переоценкой доходов и не приносят того результата, которого от них ждут.
Благодаря авторам у читателя появляется возможность увидеть «изнанку» таких проектов, как тоннель под Ла-Маншем, транспортные сообщения Большой Бельт и Эресунн и др. Все они, как утверждают авторы, ссылаясь на многочисленные данные, связаны с огромными финансовыми, общественными и экологическими проблемами. Тем не менее число мегапроектов в мире только растет. Чем объясняется этот парадокс?
Если подходить к проблеме «философски», то можно выявить связанную цепочку событий, в которой мегапроекты являются лишь одним из звеньев. По словам социолога Зигмунта Баумана, наступило время «конца географии», когда инфраструктура начинает играть огромную роль в создании «нового мирового порядка». Люди, товары, информация и деньги стали независимы от расстояния, оно перестало играть для них какую-либо роль. На фоне этих тенденций «инфраструктура все больше строится и развивается как мегапроект», отмечают авторы книги.
Начиная с понимания проблемы и ее последствий, авторы переходят к выявлению основной причины парадокса, используя инструменты аналитики и управления рисками. И оказывается, что в основе всех проблем — неадекватная оценка рисков и отсутствие ответственности. Продвигая концепцию того или иного мегапроекта, его инициаторы зачастую оперируют приблизительными цифрами и «идеальными» результатами, что делает риски неизбежными и обманывает ожидания относительно эффективности.
В качестве основного фактора, лежащего в основе всех проблем мегапроектов, авторы называют отсутствие прозрачности в процессе принятия решений и неактивное участие общества в них. Поэтому к месту в книге звучит совет о том, что необходимо обращать должное внимание на целесообразность проектов и повышать ответственность за принятие решений. Что важно — для авторов риск фактически полностью ассоциируется с финансовыми затратами. Авторы приводят впечатляющие документальные подтверждения: например, финансовые перерасходы в размере 50-100% – обычное явление для мегапроектов, так же как и несовпадение прогнозируемого спроса с фактическим в диапазоне 20-70% – повсеместный результат.
Большинство мегапроектов отличаются некоторыми особенностями, которые постоянно игнорируются или приуменьшаются. В частности, как это ни странно, всегда присутствуют неуверенность по поводу имеющихся фактов, так называемый «оптимизм оценки», то есть предвзятый анализ затрат и выгод. Оценка степени риска, важная в этом деле, обычно вообще отсутствует или не соответствует действительности.
3 цитаты из книги
- «Проблема состоит не в том, что не существует проектов, которые стоило бы реализовать. Проблема состоит в том, что сомнительные и широко распространенные методы недооценки затрат и переоценки доходов, используемые промоутерами и прогнозистами проектов, чтобы продвинуть их любимый проект, создают «королевство кривых зеркал», в котором чрезвычайно трудно решить, какие проекты заслуживают реализации, а какие — нет».
- «Тактическая недооценка и переоценка последствий на начальных стадиях разработки проекта позволяют проектам хорошо выглядеть при анализе затрат и выгод и оценке воздействия на окружающую среду».
- «Первым шагом на пути к сокращению перерасхода средств должно стать признание, что значительный риск перерасхода существует и его невозможно полностью устранить, но можно уменьшить».
Данные книги
Бент Фливбьорг, Нильс Брузелиус, Вернер Ротенгаттер «Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций», издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2014
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник: kontur.ru