Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 8 февраля 2017 г. № 76/пр
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (далее – Методические рекомендации) определяют общий порядок разработки государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные (далее – ГЭСН) и ремонтно-строительные работы (далее – ГЭСНр).
Порядок, предусмотренный настоящими Методическими рекомендациями, может также применяться при разработке индивидуальных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы. При этом решение о разработке индивидуальной сметной нормы принимается Правительством Российской Федерации.
Методические рекомендации для эффективной подготовки к ЕГЭ по биологии
Государственные элементные сметные нормы применяются для определения состава и потребности в строительных ресурсах, необходимых для выполнения строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ (далее – строительные работы) и используются для применения в локальных сметных расчетах (локальных сметах) при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также для разработки укрупненных нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений.
Показатели, полученные на основе государственных элементных сметных норм, могут быть использованы для проведения системных анализов, определения продолжительности работ и потребности в строительных ресурсах для объектов капитального строительства.
Государственные элементные сметные нормы отражают прогрессивные и рациональные методы, технологию и организацию строительного производства, основываются на использовании эффективных строительных машин, применении современных строительных материалов,изделий и конструкций, обеспечивающих безопасность и потребительские свойства создаваемой строительной продукции.
Разработка государственных элементных сметных норм производится на основе принципа усреднения с определением нормативного количества строительных ресурсов, необходимого и достаточного для выполнения соответствующего вида строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ.
Источник: smet4ik.ru
Методические рекомендации в строительстве это
МДС — методические указания в строительстве — это альфа и омега профессии сметчика, главный документ и справочник. «Читайте МДС !» — говорят на форуме сметчиков в тех случаях, когда в интернете принято призывать «Учите матчасть!». Особенно необходим (почти до знания наизусть) МДС 81-35.2004 . Скачать МДС (включая и популярный МДС 81-35 2004 ) можно на этой странице: достаточно щёлкнуть по ссылке в графе «Сокращённое обозначение», а затем нажать на кнопку «Открыть» или «Сохранить» на появившейся диалоговой панели.
Особенности разработки и предоставления методических разработок в деятельности учителя
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним
Источник: old.smeta.ru
МДС 11-1.99: Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство
государственный заказчик — орган исполнительной власти (юридическое лицо), уполномоченный в установленном порядке для исполнения функций заказчика по строительству объектов недвижимости, осуществляемых для государственных нужд и финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации (настоящие Методические рекомендации на основе Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»);
заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов (п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
застройщик — гражданин и юридическое лицо, получивший земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды, имеющий право разрабатывать и реализовывать на нем проект застройки, проект межевания с последующей передачей подготовленного для застройки или застроенного земельного участка другим лицам (пп. 4 и 5 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
объекты градостроительной деятельности особого регулирования — объекты недвижимости и территории, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, проектирование, строительство, реконструкция и благоустройство территорий которых осуществляется посредством введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил; особого порядка разработки, согласования, утверждения градостроительной документации; выдачи специальных разрешений на строительство (ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
инвестиционные программы — программы, включающие образующие их перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета (пп. 3-5 ст. 13 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, нормами и правилами (ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
инвесторы — физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы), которые осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
объекты недвижимости в градостроительстве — объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность (абзац первый п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на строительство объектов капитальных вложений, недвижимости; государственные и муниципальные органы, иностранные государства, международные объединения и организации, а также физические и юридические лица, в том числе иностранные, для которых создаются указанные объекты (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
разрешение на строительство — документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории (ст. 62 и 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
целевые программы — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития соответствующих территорий и поселений (Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594).
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Полезное
Смотреть что такое «МДС 11-1.99: Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство» в других словарях:
объекты — 3.7. объекты: Отбракованные, устаревшие и/или списанные изделия (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Источник: ГОСТ 30773 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
государственный заказчик — 3.1.6 государственный заказчик : Организация, финансирующая заказ из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Источник: ГОСТ Р 53736 2009: Изделия электронной техники. Порядок создания и постановки на производство. Основные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
инвесторы — физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
разрешение — 4.11 разрешение (resolution): Число элементов изображения (точек) на единицу длины собственно радужной оболочки или ее изображения, определяемое числом точек на миллиметр данного изображения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Разрешение на строительство — комплект документов, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт здания; ремонт, покраску… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов (п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Застройщик — 2.4. Застройщик юридическое или физическое лицо, строящее здание или сооружение на отведенном или приобретенном участке. Источник: ТСН 12 304 99: Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на строительство объектов капитальных вложений,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инвестиционный проект — проект строительства нового предприятия, расширения, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, «переноса» основного производства на новую площадку и т.д., в результате реализации которого будет получена прибыль, а сама… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
инвестиционные программы — программы, включающие образующие их перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета (пп. 3 5 ст. 13 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник: normative_reference_dictionary.academic.ru
Что такое методическое пособие
Методическое пособие — это своеобразная студенческая «библия», передаваемая поколениями учащихся из руки в руки. Несмотря на свой простой внешний вид, методичка значительно облегчает студенту жизнь.
Что такое учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.
В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.
Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.
Виды методичек
Различают несколько видов методической продукции:
- Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.
2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.
3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.
4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.
Разновидности методической продукции определяются в соответствии с ГОСТом 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Методические указания не определены ГОСТом как вид продукции, поэтому его относят к варианту методических рекомендаций.
Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.
Структура
Структура каждого вида методических пособий имеет свой ряд особенностей и определяется ГОСТом 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:
1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.
2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:
- предмет излагаемого материала;
- назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
- указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
- в каких сферах возможно применение изложенного материала;
- данные об авторе или авторах.
3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:
- сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
- цель рекомендаций;
- лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.
4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.
5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.
6. Приложения. В данный раздел входят материалы, которые не были включены в «Содержание», но необходимы для освоения вида деятельности согласно с данным методическим пособием. К приложениям могут относиться:
- тесты;
- планы по организации мероприятий;
- ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
- методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
- карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
- приблизительная тема мероприятий.
Структура методических разработок
Структурными элементами методических разработок являются:
- название учебного пособия;
- данные об авторе;
- цель издания;
- возраст целевой аудитории;
- необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
- список необходимых материалов или оборудования;
- ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
- методические рекомендации по результатам мероприятия;
- перечень использованных источников;
- приложения.
Не следует путать цель и результат.
Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.
Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.
Как написать
Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.
Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:
- изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
- создание плана работы;
- написание теории, согласно плану;
- приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
- предоставить необходимый дидактический материал;
- создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
- список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.
Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.
- Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
- Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
- Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
- Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
- Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
- Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.
Как оформить
Оформление методического пособия, как и его структура, должно соответствовать государственным стандартам. Рациональнее будет приступить к правильному оформлению методической работы с первых страниц текста. Основные требования указаны в ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
- Работа выполняется на персональном компьютере.
- Все страницы должны быть в одном формате — А4 или А5.
- Для формата А4 необходимо установить следующие размеры полей: правое — 10 мм, левое — 30 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 15 мм. Для формата А5: правое — 10 мм, левое- 15 мм, нижнее — 15 мм, верхнее — 10 мм.
- Рекомендуемый шрифт — Times New Roman, 12-14 пт. Для заголовков рекомендуется шрифт Arial.
- Отступ абзаца составляет 1-1,5 см. Выравнивание текста — по ширине, кроме заголовков.
- Страницы нумеровать допускается только арабскими цифрами. Нумерация начинается с титульного листа, но на нем не проставляется. Номер страницы следует начинать ставить с «Введения» (3-4стр.).
- Обозначать параграфы, главы необходимо арабскими цифрами. Для нумерации подпунктов допускается использование точки. Например: 1.2, 2.2.
- Введение, разделы основной части, заключение, перечень литературы, приложение оформляется, как и курсовая работа — каждый этот пункт работы начинается с нового листа и должен содержать заголовок из прописных букв.
- Для заголовков установлены следующие правила: располагаться должны в середине строки, без точки или подчеркивания; перенос заголовков недопустим; между заголовком и текстом необходимо 2-3 интервала.
- Иллюстрации должны располагаться сразу после текста, в котором они упоминались. Допускается размещение на следующей странице. Обязательно рисунки должны быть подписаны. Подпись имеет следующий формат: наименование (рисунок), порядковый номер (1, 1.2) и через тире указывается индивидуальное название рисунка.
- Особое внимание следует обратить на оформление библиографических ссылок. Если в тексте работы необходима цитата, то обязательно должна быть отсылка к номеру источника из списка литературы, откуда взят материал для цитирования.
- Скрупулезной работой является оформление списка литературы. Правила его оформления указаны в ГОСТе 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Разные источники — учебники, словари, публикации, журналы — отличаются в оформлении.
Пример
Пример оформления титульной страницы методического пособия.
Образец оформления страницы с аннотацией.
Пример учебно-методического пособия по риторике.
Что такое сетевые учебно-методические пособия
Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.
ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и сведения» выделяет два вида электронных пособий:
- электронный документ;
- электронное издание.
Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.
ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:
- план учебных мероприятий;
- программа дисциплины;
- теоретические материалы в электронном формате;
- пособие для практических занятий;
- тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
- методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
- мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).
Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:
- справочники или словари по предмету;
- периодическая литература;
- научные источники;
- хрестоматийная литература;
- ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.
Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.
Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.
Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций
Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.
Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.
Источник: blog.fenix.help
Методическое пособие. Методические рекомендации по разработке нормативных документов (сводов правил)
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Методические рекомендации предназначены для специалистов научно-исследовательских, проектно-изыскательских и строительных организаций, являющихся исполнителями работ по разработке сводов правил и других нормативно-технических документов, с целью методической помощи при разработке.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Разработка, согласование, утверждение, опубликование, изменение отмена сводов правил по проектированию и строительству
6 Требования к изложению сводов правил по проектированию и строительству
7 Требования к терминам и определениям, используемым в своде правил
8 Основные требования к оформлению сводов правил проектированию и строительству
9 Требования к нормируемым параметрам
10 Дополнительные рекомендации по разработке сводов правил по проектированию и строительству
Приложение А (обязательное) Термины и определения, применяемые в Методических рекомендациях
Приложение Б (обязательное) Форма предложения по разработке свода правил
Приложение В (обязательное) Форма сводки отзывов и замечаний к проекту свода правил
Этот документ находится в:
- Раздел Строительство
- Раздел Справочные документы
- Раздел Директивные письма, положения, рекомендации и др.
- Раздел Экология
- Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
- Раздел 93.010 Гражданское строительство в целом
Организации:
Разработан | ФАУ Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве |
Утвержден | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
- ГОСТ 1.5-2001Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
- Федеральный закон 184-ФЗО техническом регулировании
- ГОСТ 1.1-2002Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
- ГОСТ 8.417-81Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин. Заменен на ГОСТ 8.417-2002.
- ГОСТ 8.417-2002Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
- Технический регламентТехнический регламент о безопасности зданий и сооружений
- ГОСТ Р 1.5-2012Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
- Федеральный закон 162-ФЗО стандартизации в Российской Федерации
- Постановление 624Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил
- Показать все
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»
М ЕТОДИ Ч ЕСКИ Е РЕКОМ ЕНДЛ ЦП И НО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (СВОДОВ ПРАВИЛ)
1 Область применения. 3
2 Нормативные ссылки. 4
3 Термины и определения. 6
4 Общие положения. 6
5 Разработка, согласование, утверждение, опубликование, изменение и
отмена сводов правил по проектированию и строительству. 8
6 Требования к изложению сводов правил по проектированию и строительству . 12
7 Требования к терминам и определениям, используемым в своде
8 Основные требования к оформлению сводов правил по
проектированию и строительству. 24
9 Требования к нормируемым параметрам. 30
10 Дополнительные рекомендации по разработке сводов правил по
проектированию и строительству. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Термины и определения, применяемые в Методических рекомендациях. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Форма предложения по разработке свода правил. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Форма сводки отзывов и замечаний к проект>’ свода правил. 39
завершении работ по запросу Минстроя России Исполнитель принимает участие в информационно-разъяснительной работе по вопросам применения положений разработанного им свода правил.
5.17 Разработка проектов сводов правил, финансирование которых осуществляется за счет средств внебюджетных источников финансирования, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил».
5.18 Изменение к своду правил разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных положений свода правил в порядке, установленном для разработки свода правил. При этом публичное обсуждение для проекта изменения, вносимого в свод правил, составляет не менее 30 календарных дней.
5.19 При разработке изменения к своду правил Исполнителю необходимо подготовить предложения по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.
5.20 Свод правил вводится в действие нс менее чем через 6 месяцев с даты его утверждения.
5.21 В течение 15 дней со дня издания приказа Министерства об утверждении свода правил ФАУ «ФЦС» направляет подлинник свода правил и его копию в электронно-цифровой форме, подписанную с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в Росстандарт для регистрации и официального опубликования.
5.22 При наличии основания для отмены свода правил Минстрой России издает приказ о его отмене. Решение об отмене свода правил принимается на основе рекомендаций ФАУ «ФЦС», подготовленных с учетом экспертного заключения ТК 465 о наличии оснований для отмены свода правил, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
6 ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ СВОДОВ ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
6.1 Требования к изложению документов по стандартизации устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
6.2 Положения свода правил излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.
6.3 Текст свода правил должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для использования свода правил в соответствии с его областью применения.
6.4 В свод правил по проектированию и строительству включаются:
— требования, направленные на обеспечение безопасности зданий и сооружений (механической, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условиях проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду и энергетической эффективности зданий и сооружений);
— способы выполнения (реализации) этих требований;
— классификации, рекомендации и др.
6.5 Требования, содержащиеся в проекте свода правил, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
6.6 Разрабатываемый проект свода правил должен содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные требования, обеспечивающие решение конкретных задач и способы реализации этих требований в со-
ответствии с областью применения свода правил.
6.7 Требования, содержащиеся в проекте свода правил, а также способы их реализации, должны основываться на современных отечественных достижениях науки и техники, технологиях и передовом опыте стран СНГ, учитывать мировой опыт проектирования и строительства, а также требования международных и региональных норм проектирования и строительства.
6.8 В проекте свода правил не допускается дублирование требований действующих документов в области стандартизации (сводов правил, национальных и межгосударственных стандартов). Дублирование документов в области стандартизации — это совпадение требований по отношению к одному и тому же объекту и аспекту стандартизации. Согласно ГОСТ 1.1-2002 объект стандартизации — это продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации, аспект стандартизации — краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых стандартом положений. Согласно Директивам ИСО, Часть 2 аспектами стандартизации, например, являются:
— требования к охране здоровья и безопасности,
— требования к рабочим характеристикам,
— требования к техническому обслуживанию,
6.9 Требования безопасности зданий и сооружений, содержащиеся в проекте свода правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ (далее — Обязательные требования), следует формулировать в виде требований к характеристикам объекта стандартизации, связанных с его назначением и условиями эксплуатации (эксплуатационные показатели или характеристики) с указанием правил и методов контроля соблюдения этих требований.
6.10. Обязательные требования должны предусматривать возможность контроля их выполнения стандартизированными либо другими объективными
методами. Методы и средства испытаний должны быть названы или описаны в тексте. Если существует несколько способов и средств проверки, они также должны быть названы, или обозначены обобщенно словами «. и другие . » с добавлением требований ключевой характеристики, например, точности. Точность выбранного метода испытания должна быть такой, чтобы можно было однозначно определить, лежит ли значение оцениваемой характеристики в пределах заданных допусков.
6.11 В Обязательных требованиях не допускается использование формулировок «как правило», «при соответствующем обосновании», «в случае особой необходимости», «преимущественно», «рекомендуется», «предпочтительно», «могут», «в необходимых случаях» и тому подобных, придающих требованию статус рекомендательного.
6.12 При изложении обязательных требований в тексте свода правил применяют слова: «должен», «следует», «подлежит», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не должен», «не следует», «не подлежит», «нс могут быть» и т.п.
Приводя в своде правил требования к наибольшим и наименьшим значениям величин, применяют словосочетания: «должно быть нс более (не менее)» или «не должно превышать».
6.13 В положениях разрабатываемого проекта свода правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ (далее — Добровольные положения), приводятся оправдавшие себя на практике рекомендуемые способы достижения целей 384-ФЗ и решения конкретных задач по обеспечению безопасности, поставленных в указанном законе и в Обязательных требованиях. Добровольные положения могут содержать ссылки на нормативные технические документы, устанавливающие требования к продукции и процессам.
6.14 Разрабатываемый проект свода правил (изменения к своду правил) не должен содержать требований к технологическим процессам, связанным с
функциональным назначением зданий и сооружений, а также иных положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов государственного управления. При необходимости в проекте следует приводить указания о соблюдении противопожарных, промышленных, санитарных, экологических и других требований регламентов.
6.15 Не допускается совмещать в одном пункте свода правил Обязательные требования с Добровольными положениями.
6.16 При изложении в своде правил добровольных положений применяют слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «допускается», «разрешается», «рекомендуется», «нс рекомендуется», «целесообразно», «нецелесообразно» и т. п.
6.17 В своде правил не допускается применять:
— обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
— для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
6.18. В тексте свода правил, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять:
— математический знак «-» перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
— знак «0» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»);
6.19 Числовые значения показателей, устанавливаемые в своде правил для выполнения работ или процессов с заданной точностью, как правило, приводят с предельными отклонениями с соблюдением требований ГОСТ 8.417 либо указывают в виде наибольших и/или наименьших значений.
6.20 Обязательные требования не должны содержать ссылок на документы, предназначенные для применения на добровольной основе.
6.21 В разделе «Библиография» не допускаются ссылки на статьи, различные отчеты, монографии, справочники и другие документы, которые не относятся к нормативным документам.
6.22 Ссылку на другой свод правил или стандарт применяют, если в нем (или в его отдельном пункте) уже достаточно полно и однозначно установлены требования (рекомендации, методики, классификации), которые необходимо изложить или использовать в разрабатываемом своде правил.
6.23 В раздел «Нормативные ссылки» включают информацию только о действующих нормативных правовых актах и документах в области стандартизации.
Примечание. Свод правил является действующим только в случае, если он был утвержден федеральным органом исполнительной власти. Своды правил, одобренные (но не утвержденные) Госстроем России, не являются действующими, нормативные ссылки на них давать нельзя.
6.24. В проекте свода правил допускается приводить информацию о проектах сводов правил или стандартов, взаимосвязанных с разрабатываемым сводом правил, если обеспечена одновременность их утверждения и/или введения в действие.
6.25 При разработке свода правил следует избегать излишних, необоснованных нормативных ссылок.
Целесообразность и правильность использования нормативной ссылки рекомендуется согласовывать с секретариатом ТК 465 «Строительство».
6.26 При ссылке в тексте свода правил на несколько стандартов повторяют индексы стандартов.
Пример — Испытания проводят в соответствии с ГОСТ 12.1.012, ГОСТ 16519, ГОСТ 16844 и ГОСТ 17770. Если в своде правил необходимо сослаться одновременно на несколько стандартов, регистрационные номера которых пред-
Предисловие
Настоящие рекомендации разработаны Федеральным центром нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») в целях методического обеспечения разработки сводов правил и других нормативных документов, составляющих доказательную базу Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Основанием для проведения работ является государственное задание на оказание услуг (выполнение работ) Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» на 2016 год по реализации комплекса мероприятий по развитию нормативной технической и научной базы в области строительства с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Комплекс мероприятий предусматривает организацию и проведение методической и разъяснительной работы по вопросам технического нормирования в сфере строительства, в том числе разработку методических материалов по применению нормативных технических документов при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации предназначены для специалистов научно-исследовательских, проектно-изыскательских и строительных организаций, являющихся исполнителями работ по разработке сводов правил и других нормативно-технических документов, с целью методической помощи при разработке. Кроме этого. Рекомендации могут применяться специалистами про-
ектно-нзыскательских и строительных организаций, учреждений и служб заказчика (инвестора), органами государственной и негосударственной экспертизы, строительного надзора, других заинтересованных организаций при использовании нормативных технических документов в области строительства для лучшего понимания смысла отдельных положений.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих Методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1033);
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 г. № 1650 «О внесении изменений в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства от 30 марта 2015 г. № 365;
Приказ Минстроя России № 536/пр от 2 августа 2016 г. «О порядке разработки, утверждения, изменения и отмены сводов правил, актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;
Приказ Минстроя России от 3 июня 2015 г. № 400/пр (с изменениями от 10 августа 2015 г. № 577пр) «Об утверждении Методики расчета стоимости разработки, экспертизы и подготовки к утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства, осуществляемых с привлечением средств из федерального бюджета (на основе нормируемых трудозатрат);
ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»;
ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»;
ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;
ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин» (в ред. Изменения № 1, введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 06 октября 2005 г. № 239-ст);
ISO/IEC Директивы Часть 2 «Правила построения и формулирования международных стандартов». Пятое издание, 2004;
ИСО/Руководство. Часть 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь. Восьмое издание, 2004.
Примечание. Учитывая, что настоящие методические рекомендации не являются нормативным документом, в тексте для удобства пользователей при-
ведены в небольшом объеме выдержки из ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» и ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения», и ряда других документов, указанных в разделе 1, адаптированные для применения при разработке сводов правил.
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей данного документа применяются термины и их определения, приведенные в приложении А.
4 ОЬЩПЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных технических документов, содержащих нормативные положения, обеспечивающие выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
4.2 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
4.3 Цели и принципы применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
4.4 В соответствии со ст. 5.1. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регули-
рования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
4.5 Для соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — 384-ФЗ) и оценки соответствия своды правил применяют (в том числе на обязательной основе) после внесения их в перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1033) и приказом Росстандарта от 25 декабря 2015 г. № 1650.
4.6 Применение сводов правил, включенных в указанные в пункте 4.4 перечни, является достаточным доказательством соответствия требованиям 384-ФЗ.
4.7 Своды правил, строительные нормы и правила (СНиПы) и другие документы, нс вошедшие в указанные перечни, могут также применяться для оценки соответствия требованиям 384-ФЗ согласно части 4 статьи 16.1 федерального закона от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В случае использования таких документов лицо, осуществляющее оценку соответствия требованиям 384-ФЗ, вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям 384-ФЗ. В соответствии с частью 6 статьи 15 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных про-
цессов и явлении и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
5 РАЗРАБОТКА, СОГЛАСОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ОТМЕНА СВОДОВ ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
5.1 Разработка, согласование, утверждение, опубликование, изменение и отмена сводов правил осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил».
5.2 Порядок разработки, утверждения, изменения и отмены сводов правил, актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации установлен приказом Минстроя России № 536/пр от 2 авгу ста 2016 г.
5.3 Своды правил в сфере строительства, утверждаемые Минстроем России, могут разрабатываться за счет средств федерального бюджета либо за счет внебюджетных источников финансирования.
5.4 Сбор предложений по разработке проектов сводов правил осуществляет ФАУ «ФЦС» в срок до 1 сентября года, предшествующего году начала разработки проектов сводов правил. Предложения принимаются от всех заинтересованных организаций, включая федеральные органы исполнительной власти, национальные объединения, саморегулируемые организации, профсссионазьные
сообщества, соответствующие технические комитеты по стандартизации, научно-исследовательские и проектные институты, иные организации, осуществляющие деятельность в сфере проектирования и строительства. Форма предложения предусмотрена приложением Б к настоящим Методическим рекомендациям.
5.5 Все указанные предложения в обязательном порядке проходят экспертизу ТК 465 «Строительство». В случае отсутствия рекомендаций ТК 465 о включении в проект Плана предложений, представленных федеральными органами исполнительной власти, создается Рабочая группа с целью рассмотрения указанных предложений.
5.6 В утвержденный приказом Минстроя России План разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил (далее — План) могут при необходимости вноситься изменения в порядке, аналогичном порядку его подготовки и утверждения.
5.7 План формируется по комплексам взаимосвязанных сводов правил в соответствии со структурой системы нормативных документов в строительстве, объединяемых единством их цели и задач.
5.8 Организация разработки проектов сводов правил, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, осуществляется ФАУ «ФЦС» в рамках исполнения государственного задания Минстроя России, в том числе:
— по согласованию с Минстроем России формируются технические задания на разработку проектов сводов правил:
— проводятся конкурсные процедуры;
— обеспечивается заключение договоров, предусматривая, в том числе, сроки исполнения этапов;
— осуществляется контроль за ходом выполнения работ и приемка этапов выполненных работ на основе соответствия результатов работ техническому заданию.
5.9 Стоимость разработки и экспертизы сводов правил за счет средств
федерального бюджета определяется в соответствии с Методикой расчета стоимости разработки, экспертизы и подготовки к утверждению сводов правил, утвержденной приказом Минстроя России от 3 июня 2015 г. № 400/пр (с изменениями от 10 августа 2015 г. № 577пр).
5.10 Работы (этапы работ) по разработке свода правил должны выполняться исполнителем разработки (дазее — Исполнителем) в полном соответствии с требованиями Технического задания и Календарного плана к содержанию, результатам и срокам выполнения работ.
5.11 Разработка проекта первой редакции свода правил, составление сводки замечаний, форма которой предусмотрена приложением В к настоящим Методическим рекомендациям, подготовка окончательной редакции свода правил (с учетом полученных замечаний) осуществляются Исполнителем.
5.12 Публичное обсуждение проекта свода правил осуществляется путем размещения проекта на официальном сайте Росстандарта и составляет не менее 60 календарных дней для проекта свода правил.
5.13 В случае отсутствия замечаний и предложений по проекту свода правил Исполнителю рекомендуется самостоятельно направить проект в заинтересованные организации для сбора замечаний и предложений.
5.14 При необходимости, на любом этапе разработки проекта свода правил Минстрой России организует его рассмотрение с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
5.15 Исполнитель по запросу Минстроя России (ФАУ «ФЦС»)
обеспечивает участие специалистов, задействованных в работах по разработке свода правил, в согласительных совещаниях с представителями
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и обеспечивает сбор замечаний, составление сводки замечаний и подготовку пояснительных записок по результатам проведения согласительных процедур, дорабатывает проекты изменений сводов правил в соответствии с результатами согласований.
Источник: standartgost.ru