Тема: Геодезические работы при строительстве зданий и сооружений
________ Монтаж строительных конструкций предусматривает последовательную установку в проектное положение несущих элементов зданий и сооружений.
________ К таким элементам или строительным конструкциям относятся :
• железобетонные или стальные колонны – при строительстве каркасных зданий (горизонтальные связи между ними – ригели и прогоны);
• панели или блоки – при строительстве крупнопанельных или крупноблочных зданий.
________ От точности установки конструкций в проектное положение зависят и долговечность здания, и нормальная работа различного оборудования в процессе эксплуатации. Поэтому геодезическому контролю за точностью установки конструкций в проектное положение уделяется особое внимание.
1. Этапы геодезических работ при монтаже строительных конструкций
• Контроль геометрических параметров и разметка элементов конструкции.
• Детальные разбивочные работы при монтаже конструкций.
Приказ Минстроя N 336/пр «Об утверждении Методики составления графика строительно-монтажных работ..»
• Геодезический контроль установки конструкции в плане и по высоте.
1.1. Контроль геометрических параметров и разметка элементов конструкции
________ Конструкции поступают на строительную площадку с завода-изготовителя. Перед установкой они должны быть проверены, так как отклонения фактических размеров элементов конструкций от проектных будут затруднять монтаж и снижать точность установки конструкций в проектное положение. Обмер производится металлической рулеткой с миллиметровыми делениями.
________ При контроле геометрических параметров плоских железнодорожных элементов (панелей, стеновых блоков) измеряют длину l , ширину (высоту) h , толщину p , длину диагоналей d . При контроле геометрических параметров колонн определяют их длину l и элементы поперечного сечения P1 и P2 .
________ Одновременно производят разметку колонн. В основании колонны и в ее вершине наносят осевые риски (1) на всех гранях колонны. Осевые риски – черточки длиной до 60 мм . Риски наносят цветными карандашами. На железобетонных колоннах риски в нижней части колонны намечают с учетом глубины стакана.
На нижней части железобетонной колонны дополнительно наносят горизонтальную черту (2) и от нее измеряют расстояние h1 до консолей и h2 до верха колонны. Результаты измерений записывают в журнал.
1.2. Детальные разбивочные работы при монтаже конструкций
________ Заключаются в нанесении установочных рисок на фундамент; они показывают плановое положение конструкций. Установочные риски наносят на монтажные горизонты относительно плановой разбивочной сети.
________ При строительстве каркасных зданий делают разметку установочных рисок для установки колонн. От точек разбивочной сети отмеряют проектные расстояния 2-l , 2-m , 1-k , 1-m ‘ и т.д. Полученные створы провешивают теодолитом или проволоками и по направлениям створов делают разметку установочных рисок яркой краской.
________ При строительстве крупнопанельных или крупноблочных зданий размечают установочные риски для установки панелей (блоков).
________ Для этого сначала от разбивочной сети выносят ось, вдоль которой должны устанавливать панели (например, А-А ).
________ Установочные риски наносят с отступлением от осевой линии на расстояние, равное половине толщины стеновой панели плюс 200 мм . Число установочных рисок должно быть не менее двух для каждой панели.
1.3. Геодезический контроль установки конструкций в плане и по высоте
________ При установке металлических колонн их ставят так, чтобы анкерные болты вошли в соответствующие отверстия башмаков колонны, а осевые риски колонны совпали с установочными рисками на фундаменте.
________ Основания железобетонных колонн устанавливают в стаканы.
________ При этом также следят, чтобы осевые риски совпадали с установочными рисками на фундаменте.
2. Установка колонн в вертикальное положение
________ Способ установки колонн зависит от их высоты .
________ При установке колонны высотой до 5 м пользуются утяжеленными отвесами . Для этого на оголовок колонны привязывают консоли, выступающие на 200 мм , и подвешивают металлические струны с отвесами. Вертикальность колонны проверяют измерением расстояний d от оси колонны до струны и вверху и внизу.
________ При установке колонн высотой 10–15 м и более применяют метод наклонного проектирования с использованием одновременно двух теодолитов, устанавливаемых в створе разбивочных осей в двух взаимно перпендикулярных направлениях.
________ Теодолиты устанавливают на расстоянии, немного больше высоты колонны V ° . Колонну наклоняют в двух направлениях, пока верхние осевые риски не совместятся с вертикальной нитью сетки обоих теодолитов.
________ При этом следует :
• тщательно установить ось вращения теодолита в отвесное положение с помощью цилиндрического уровня при алидаде,
• выполнять работу при двух положениях вертикального круга.
________ При предварительном закреплении колонн сначала наводят на нижнюю осевую риску, а затем проверяют правильность положения верхней риски ( рис. 6 ).
________ Перед окончательным закреплением колонны выполняют проверку вертикальности. Для этого наводят сначала на верхнюю риску, а потом на нижнюю ( рис. 6 ). То же обязательно при двух кругах (отклонение не более 5 мм ). Для этой ответственной работы используют тщательно выверенные теодолиты, у которых ось вращения трубы перпендикулярна оси вращения инструмента.
________ Выверку правильности установки колонн можно выполнять способом бокового нивелирования. Его обычно используют при установке ряда колонн. Параллельно линии колонн разбивают линию АА ‘ на расстоянии а от оси колонн, равном 80–100 см . Визирную ось теодолита ориентируют по линии АА ‘ .
________ Небольшую реечку (длина > а ) предварительно прикладывают к осевым рискам верха и низа колонн и берут отсчеты bв и bн при двух положениях вертикального круга, выводят каждый раз среднее . О точности установки колонн в плановое положение судят по величине bн :
________ Величина Δа показывает смещение оси колонны относительно разбивочной оси в нижнем сечении. О точности установки колонны в вертикальное положение судят по величине Δb :
________ Величина Δb показывает отклонение колонны от вертикали . После выполнения геодезического контроля установки колонн составляют исполнительные схемы. На них показывают смещение колонн в нижнем сечении относительно разбивочных осей, а также величину и направление отклонения колонны от вертикали верхнего сечения относительно нижнего в миллиметрах ( мм ).
________ Допустимое отклонение осей колонн в нижнем сечении относительно разбивочных осей – 5 мм . Отклонение колонны от вертикали не более 1:1000 от ее высоты.
________ По окончании закрепления колонн определяют методом геометрического нивелирования отметки горизонтальных рисок на колоннах. По величинам h1 и h2 определяют отметки консолей и верхних площадок колонны.
3. Установка стеновых панелей в проектное положение
________ Установку стеновых панелей в проектное положение выполняют методами свободного и фиксированного монтажа .
3.1. Свободный монтаж
________ При свободном монтаже основание каждой панели устанавливается в проектное положение относительно установочных рисок при помощи монтажных уголков или шаблонов.
________ По высоте панель устанавливают на уровне маяков. Маяки – обычно в виде керамической или деревянной плитки, размещенной на необходимой высоте с помощью геометрического нивелирования. Опорная плоскость выравнивается по маякам цементным раствором, маяки (не менее двух) – на расстоянии 20–30 см от панели.
________ Вертикальность панелей проверяют с помощью специальных отвесов. После установки панелей проверяют нивелированием отметки верха каждой панели.
3.2. Фиксированный монтаж
________ Фиксированный монтаж выполняется с помощью стержневых фиксаторов.
________ Монтаж других элементов конструкций ( ригелей , балок , плит перекрытий и т.д.) производится аналогично по рискам, нанесенным на ранее смонтированные конструкции.
ИсточникМетоды монтажа строительных конструкций
Методами монтажа называют технические решения, определяющие способ приведения конструкций в проектное положение и последовательность сборки зданий и сооружений. Методы монтажа элементов конструкций находятся в прямой зависимости от степени укрупнения монтажных элементов, последовательности установки, способа наводки конструкций на опоры, средств временного крепления и выверки и других признаков.
В зависимости от степени укрупнения различают:
мелкоэлементный монтаж из отдельных конструктивных элементов, характеризующийся значительной трудоемкостью и неполной загруженностью кранового оборудования из-за большой разницы в массах различных элементов. Метод мало эффективен и применяется крайне редко;
поэлементный монтаж из отдельных крупных конструктивных элементов (панели, колонны, плиты, рамы и т д), требующий минимума затрат на подготовительные работы, широко применяющийся при возведении промышленных и гражданских зданий и монтаже «с транспортных средств»;
блочный монтаж из геометрически неизменяемых плоских или пространственных блоков, предварительно собранных из отдельных элементов. Массу блоков доводят до максимально возможной грузоподъемности монтажных механизмов. При этом снижается число монтажных подъемов, наиболее полно используется грузоподъемность монтажных кранов, исключается выполнение на высоте большинства монтажных операций;
монтаж сооружений в готовом виде предполагает. сборку сооружения полностью на уровне земли с окончательным соединением и закреплением всех узлов с последующей установкой сооружения в проектное положение. Применяют метод при монтаже опор линий электропередач, радиобашен, оболочек, заводских труб и т. д.
В зависимости от последовательности установки отдельных монтажных элементов различают:
раздельный (дифференцированный) монтаж, который выполняют путем установки, временного и окончательного закрепления однотипных конструктивных элементов, например колонн, ригелей, плит и т. п.;
комплексный монтаж предусматривает последовательную установку, временное и окончательное закрепление разных конструктивных элементов, составляющих каркас одной ячейки здания. Установка элементов другой ячейки начинается после проектного закрепления конструкций предыдущей ячейки. Метод применяют при монтаже многоэтажных каркасных и бескаркасных зданий, одноэтажных промышленных зданий с металлическим каркасом.
комбинированный (смешанный) монтаж представляет собой сочетание раздельного и комплексного методов. Например, отдельный монтажный поток устанавливает колонны, а затем со смещением во времени параллельно следующий монтажный поток устанавливает все остальные элементы. Способ эффективен при наличии различных монтажных средств, обеспечивающих работу полного монтажного потока.
В зависимости от способа установки в проектное положение различают следующие виды монтажных процессов:
свободный монтаж, при котором монтируемый элемент без каких-либо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Способ требует постоянного контроля положения элемента в пространстве при его установке, необходимости выполнения выверочных, крепежных и других операций на высоте. Недостатки способа — повышенная сложность и высокая трудоемкость работ;
ограниченно-свободный монтаж, при котором монтируемая конструкция устанавливается в направляющие ориентиры, упоры, фиксаторы и другие приспособления, частично ограничивающие свободу перемещения конструкций и обеспечивающие снижение трудозатрат на временное крепление и выверку. Достигается повышение производительности кранового оборудования за счет снижения монтажного цикла;
принудительный монтаж конструкции основан на использовании кондукторов, манипуляторов, индикаторов и других средств, обеспечивающих полное или заданное ограничение перемещений конструкции от действия собственной массы и внешних воздействий. Способ обеспечивает повышение точности монтажа, приводит к значительному снижению трудозатрат.
В практике строительства утвердились следующие способы установки конструкций: наращивание, подращивание, поворот, надвижка и вертикальный подъем
Мелкоэлементный монтаж — сборка и установка в проектное положение отдельных деталей и конструкций. Этот метод трудоемкий и продолжительный.
Блочный монтаж — процесс предварительного укрупнения отдельных конструкций в плоские или пространственные блоки. Блоки могут быть собраны на заводе-изготовителе конструкций или на площадке укрупнительной сборки, что позволяет уменьшить трудоемкость, улучшить качество работ и повысить точность установки конструкций.
Монтаж строительно-технологическими блоками состоит в сборке конструктивных элементов совместно с технологическим оборудованием (электротехническим, санитарно-техническим, технологическим и др.)
В зависимости от направления развития монтажного процесса различают продольный монтаж (вдоль здания или пролета) и поперечный (по поперечным осям здания). Решение о выборе метода зависит от направления технологического процесса в возводимом здании.
Дифференцированный метод монтажа предусматривает последовательную установку всех однотипных конструкций в пределах здания или участка монтажа и только после этого установку конструкций другого типа, т. е. последовательно монтируют колонны по всему зданию, подкрановые балки, фермы, связи, элементы покрытия.
Комплексный метод предполагает последовательный монтаж разнотипных конструкций в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания, образующих жесткую устойчивую систему; этот метод позволяет открыть фронт послемонтажных работ. При этом методе, например, устанавливают четыре колонны, затем две подкрановые балки, две фермы и плиты покрытий. Структура ячейки готова для последующих работ.
Комбинированный метод представляет собой сочетаний двух предыдущих. При этом колонны и подкрановые балки монтируют обычно дифференцированным (раздельным) методом, а конструкции покрытия — комплексным.
При дифференцированном методе выше производительность труда и точность установки конструкций, при комплексном — быстрее открывается фронт для последующих строительных работ, сокращаются сроки строительства и сдачи готовых объемов строительного комплекса.
Подъем конструкций осуществляется одним из следующих способов.
Вертикальный подъем. Применяют для большинства элементов, устанавливаемых на ранее смонтированные. Конструкция после поворота поднимается вверх, нижняя часть отрывается от поверхности.
Подъем поворотом. Возводимая конструкция собирается в горизонтальном положении. Нижний элемент конструкции соединяется с помощью крана или специальной оснастки (падающая стрела, полиспасты, расчалки и т. п.).
Поворот со скольжением. Используется для тех же конструкций и отличается от предыдущего метода тем, что одновременно с подъемом верха элемента нижняя часть его перемещается на тележке или скользит в направлении фундамента иди опоры.
Метод наращивания. Монтажные элементы устанавливают в проектное положение последовательно снизу вверх, т. е. на заранее установленные элементы.
Метод подращивания. На земле собирают верхнюю часть сооружения и затем поднимают ее на уровень, превышающий высоту нижележащего звена. На освободившемся месте под верхней частью монтируют (подводят под нее) следующие элементы, соединяют их и поднимают вверх с помощью, например, гидродомкратов. Операции повторяют до окончания монтажа сооружения на всю высоту.
Метод надвижки. Надвигаемый элемент собирается в стороне от места проектной установки, затем надвигается по специальным накаточным путям с помощью лебедок (с полиспастами) или горизонтальных домкратов.
Различают следующие основные разновидности монтажных машин:
- стационарные: 1- стрела монтажная; 2 — мачта монтажная; 3 — кран мачтово-стреловой вантовый; 4 — шевр; 5 -подъемник портальный гидравлический; 6 — кран приставной, переставной; 7 — кран приставной самоходный; 8 — кран самоподъемный;
- ограниченно-мобильные: 9 -кран башенный со сжатой стрелой; 10 — кран башенный с балочной стрелой; 11-кран башенный с шарнирно — сочлененной стрелой; 12 — кран башенный с наращиваемой башней;
- мобильные: 13-кран самоходный гусеничный стреловой; 14-кран самоходный гусеничный с башенно-стреловым оснащением; 15-кран самоходный пневмоколесный с управляемым гуськом; 16 — кран самоходный пневмоколесный с телескопической стрелой.
Монтажные стрелы и мачты используются для монтажа конструкций в местах, недоступных для работы кранов. Грузоподъемность мачт достигает 70 т.
Шевр — разновидность мачт, представляет А-образную опору из двух мачт, соединенных вверху и внизу ригелями. Крепится двумя вантами, устойчив только в одной плоскости. Применяется для монтажа тяжелых конструкций при малом перемещении их в плане.
Портальные гидравлические и тросовые подъемники используются для подъема грузов массой в сотни тонн.
Вантовые мачтово-стреловые краны применяют для монтажа высоких сооружений (до 40 м) с тяжелыми конструктивными элементами (до 40 т)
Жестконогие мачтово-стреловые краны используют на монтаже блоков металлоконструкций и инженерных сооружений большой массы.
Приставные башенные краны применяют для возведения объектов большой высоты. Башни наращивают по мере возведения здания.
Передвижные монтажные машины подразделяются на ограниченно-мобильные и мобильные монтажные краны. Монтажные краны должны иметь малую скорость опускания груза (0,2-3 м/мин), обеспечивающую плавную посадку конструкции на место. Для массового жилищного строительства применяют башенные краны грузоподъемностью до 12,5 т, высотой подъема крюка до 83 м и выпетом крюка до 50 м; для промышленного строительства — грузоподъемностью от 20 до 75 т, с максимальной высотой подъема крюка 116 м и вылетом крюка до 50 м. Число секций башни может изменяться.
Козловые краны выпускаются грузоподъемностью до 80 т, с пролетами до 74 м и высотой подъема крюка до 31м. Установка крана осуществляется методом самоподъема собственными лебедками и полиспастами при стягивании опор.
Рельсовые самоходные краны чаще всего имеют специальное назначение — монтаж тяжелых конструкций промзданий, укрупненных блоков массой до 100 т, а также монтаж элементов нулевого цикла.
Мобильные монтажные машины (самоходные стреловые краны на гусеничном и специальном пневмоколесном ходу,
Мобильные монтажные машины (самоходные стреловые краны на гусеничном и специальном пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, вертолеты) имеют широкую область применения. Зона работы практически не ограничивается. Они легко перемещаются, быстро приводятся из транспортного положения в рабочее состояние.
Стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве. Они обладают большой маневренностью и грузоподъемностью (до 160 т), длина стрелы до 50 м. Стреловое оборудование весьма разнообразно. Телескопические стрелы значительно увеличивают их технологические возможности.
Автомобильные краны применяются на погрузочно-разгрузочных работах, при усилении и укрупнении конструкций, при монтаже на рассредоточенных объектах строительства, где эффективность кранов определяется большой мобильностью и меньшей стоимостью эксплуатации машины.
Специальные монтажные краны: самоподъемные, ползучие и переставные краны для монтажа мачт, башен, труб; трубоукладчики, гидравлические подъемники, краны для монтажа градирен, машины для монтажа оболочек и др. Предназначены для монтажа специальных сооружений.
Маркировка строительных машин (примеры)
- Марка крана МКС-10-20 означает: монтажный строительный кран, максимальной грузоподъемностью 10 т, вылетом стрелы 20 м.
- МКГ-25БР — монтажный кран гусеничный, максимальной грузоподъемностью 25 т, с башенно-стреловым оборудованием.
- КБ-674А-3 — кран башенный, с грузовым моментом более 3000 кН-м, неповоротной башней (т. е. неповоротным оголовком), первая модель, третье исполнение.
- КС-4561А- кран стреловой, четвертой размерной группы (максимальной грузоподъемностью 16 т), автомобильный, с гибкой подвеской стрелы, первой модели, первой модернизации.
- ХЛ — северное исполнение; Т — тропическое исполнение; ТВ -для влажных тропиков.
Каждая группа строительных кранов имеет свою систему маркировки.
- https://studopedia.su/10_98853_metodi-montazha-stroitelnih-konstruktsiy.html
- Бадьин Г. М., В. В. Стебаков Справочник строителя, 2000 г., изд-во АСВ
от: milica, https://www.zdanija.ru/BuildingsInstallation/p2_articleid/3135″ target=»_blank»]Источник[/mask_link]