Выбор применяемых технических ресурсов, машин, механизмов для использования на строительстве представляет собой важную технико-экономическую задачу. При этом решаются вопросы выбора схемы транспортировки грунта и строительных материалов, схемы механизации монтажа и других строительных процессов. Собственно, речь идет о выборе технологии строительно-монтажных работ. Для такого выбора целесообразно применить общие методы определения экономической эффективности, описанные в гл. 12 учебника.
При этом могут быть рассмотрены два основных случая. Первый случай — изучение применения имеющихся технологий для конкретной стройки, конкретного объекта. Для этого целесообразно применить метод, рассмотренный в гл. 12 учебника (см. формулу (12.9)).
При этом коэффициент р,, отражающий приведение от начала затрат к расчетной дате, можно принять равным единице, так как дата приведения обычно близка к дате начала работ. Кроме того, начало работ по сравниваемым вариантам, как правило, одинаково.
Лекция № 4 Ресурсы и процессы строительного производства
где Кед — единовременные затраты на устройство подкрановых путей, перебазировку техники и др.; Км — планово-расчетная стоимость машины; ат — годовой эквивалент затрат по сроку службы машин; Сч — затраты на эксплуатацию машин, без учета амортизации; tr — расчетное число часов работы машин в году.
Как видим, расчет по формуле (32.3) не зависит от нормы амортизационных отчислений. Поэтому в расчет можно принимать срок службы машин не по существующим нормам бухгалтерского учета, а, например, по нормам 1990 г., более адекватно отражающим реальную долговечность основных средств [1] .
Для некоторых машин примерные значения единовременных, эксплуатационных затрат с накладными расходами (без амортизационных отчислений) и планово-расчетная стоимость в текущих (прогнозных) ценах 2015 г. приведены в табл. 32.5. Затраты вычислены в основном по данным ФСЭМ- 2001, в некоторых случаях стоимость перебазировки в таблице принята по данным ТСН-2001, а стоимость машин — по фактическим данным.
Таблица 32.5
Ориентировочные экономические показатели строительных машин
В текущих ценах (без НДС)
единовременные затраты, тыс. руб.
стоимость машины, тыс. руб.
эксплуатационные затраты, тыс. руб/ч
Экскаваторы на гусеничном ходу 0,15 м 3
Продолжение табл. 32.5
В текущих ценах (без НДС)
единовременные затраты, тыс. руб.
стоимость машины, тыс. руб.
эксплуатационные затраты, тыс. руб/ч
Бульдозеры мощностью 79 кВт
Скреперы на колесных тягачах емкостью 8 м3
Краны башенные грузоподъемностью 5 т
Краны рельсовые грузоподъемностью 100 т
Краны гусеничные грузоподъемностью 16 т
Краны автомобильные грузоподъемностью 6.3 т
Краны на спецшасси грузоподъемностью 25 т
Окончание табл. 32.5
В текущих ценах (без НДС)
единовременные затраты, тыс. руб.
стоимость машины, тыс. руб.
Секция заместителей заведующих и педагогов ДОУ
эксплуатационные затраты, тыс. руб/ч
Кран на пневмоколесном ходу грузоподъемностью 40 т
Краны козловые грузоподъемностью 30 т
Краны мостовые грузоподъемностью 20 т
Кран полярный грузоподъемностью 320 т
Примечание. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей эксплуатационные затраты на 30% выше, а режим работы на 25% ниже; для регионов Урала и Сибири эксплуатационные затраты выше, а режим работы ниже на 5—15%. Для землеройной техники, работающей на гидротехническом, водохозяйственном и транспортном строительстве, срок службы техники на 25% меньше.
Для предварительных расчетов могут быть также использованы данные по сметной стоимости машино-часа работы машины (приложение 3).
При выборе схемы механизации конкретной стройки суммарное время использования кранов целесообразно привести к одной величине по всем вариантам, так как в противном случае изменяется общая продолжительность монтажа. Тем не менее случаи различной продолжительности монтажа тоже могут иметь место. При этом следует проанализировать, может ли быть изменена длительность параллельных работ, изменяется ли общая продолжительность стройки, требуются ли дополнительные меры по увеличению численности работников, по оснащению стройки дополнительными механизмами и по устройству дополнительных складов, могут ли быть досрочно поставлены строительные конструкции и технологическое оборудование и т.д. Такая задача может быть поставлена в рамках организации и управления строительством в целом.
Во втором случае определяется экономическая эффективность постоянного применения какой-либо технологии в масштабах строительной организации. В этом случае продолжительность конкретной стройки отражается только на единовременных затратах, и расчет ведется, как правило, па один год. Затраты определяются на годовой объем применения соответствующией технологии по формуле
Кроме выбора локальных технологий строительства могут быть поставлены вопросы выбора организационно-технологических решений в целом. Для этого также могут быть использованы методы определения экономической эффективности. При этом рассматриваются способы организации строительно-монтажных работ, варианты размещения и организации строительной базы, различные варианты насыщения фронта работ бригадами и механизмами.
В частности, сложную технико-экономическую задачу представляет определение оптимальной продолжительности строительства. При этом необходимо учитывать, что с уменьшением продолжительности строительства увеличивается необходимая мощность строительных организаций, размеры строительной базы, складов, интенсивность поставок, размер вахтового поселка и др.
Эти задачи целесообразно рассмотреть в курсе организации и управления строительством.
Источник studme.orgОпределение потребности строительства в материально-технических и трудовых ресурсах
Одним из важных элементов проектирования организации строительства и производства дорожно-строительных работ является определение потребности строительства в материально-технических и трудовых ресурсах. Указанную потребность возможно разделить на потребности:
- — в материалах, изделиях, конструкциях и полуфабрикатах, необходимых для непосредственного выполнения дорожно-строительных работ;
- — в дорожно-строительных машинах, оборудовании и транспортных средствах;
- — во вспомогательных ресурсах, к которым относятся горючесмазочные материалы, электроэнергия, сжатый газ, воздух, пар и т.д.;
- — в зданиях и сооружениях;
- — в трудовых ресурсах.
Потребность строительства в материалах, изделиях, конструкциях и полуфабрикатах рассчитывается на основании принятых проектных решений по конструкциям элементов дороги (искусственные сооружения, земляное полотно, дорожная одежда, обстановка дороги и т.д.) и их физических объемов. Потребности в материалах (укрепленных грунтах и каменных материалах, различных смесях, отходах промышленности) определяют с учетом запаса на их уплотнение:
где / — длина конструктивного элемента дороги из данного материала (основание, покрытие), м; b — ширина слоя, м; И — толщина слоя по проекту (в уплотненном состоянии), м; Кзу — коэффициент запаса на уплотнение, зависящий от свойств материала и физически указывающий, насколько увеличивается плотность материала после завершения его уплотнения; Кзу может колебаться в широких пределах, но обычно в среднем составляет 1,2. 1,3.
Потребность в материалах в тоннах (например, асфальтобетонные смеси) определяют по формуле
где р — плотность материала в конструктивном слое после уплотнения, т/м 3 .
Потребность в природных материалах (щебне, гравии, песке) определяют с учетом изменения их геометрического объема по отношению к естественной (природной) плотности и потерь при транспортировании к объекту. Только в этом случае коэффициент Кху характеризует увеличение плотности материала после завершения его уплотнения по отношению к плотности естественного залегания (в карьере).
Потребность в грунте для строительства насыпей определяют с учетом изменения его геометрического объема по отношению к естественной плотности в карьере, резерве, выемке и потерь при транспортировании к объекту:
где Fre0M — геометрический объем насыпи, соответствующий по плотности состоянию грунта естественного сложения, м 3 ; Коу — коэффициент относительного уплотнения, зависящий от свойств грунта и физически указывающий, насколько изменяется его плотность после окончания уплотнения; Коу обычно в среднем равен 1,1, хотя для плотно сложенных глинистых грунтов или скальных грунтов, сильно разрыхляемых при разработке, принимает значения меньше 1,0.
Потребность строительства в дорожно-строительных машинах, оборудовании и транспортных средствах рассчитывается при составлении календарного графика строительства объекта и определении составов специализированных отрядов для выполнения строительных работ в зависимости от видов и объемов работ, условий их осуществления и необходимой продолжительности их выполнения.
Главным критерием оптимизации парка техники являются минимальные суммарные приведенные затраты на выполнение всего объема работ с условием развития ремонтной базы.
Необходимое количество машин данного типа (по вместимости кузова или ковша, по грузоподъемности, мощности, производительности) для одной рабочей смены определяется по формуле
где VCM — сменный объем работ для выполнения машиной данного типа; Псм — сменная производительность машины данного типа.
Сменную производительность рассчитывают по формулам или принимают по фактическим замерам в конкретных рабочих условиях.
При планировании среднегодового количества машин расчет выполняют в следующем порядке. Сначала находят среднегодовое количество машин данного типа для выполнения каждого вида работ:
t
где V— требуемый к выполнению или годовой объем работ данного вида в натуральном выражении; / — доля объема работ, выполняемая данным типом машин; В — годовая выработка данного типа машины, ед./год.
Затем суммируют потребность в машинах данного типа по всем видам работ, в которых планируется их участие:
где т — количество видов работ с участием машин данного типа.
При необходимости проводят расчеты поставок недостающих машин или взамен списываемых.
Потребность строительства во вспомогательных ресурсах определяется отдельно по каждому типу ресурса по формуле
где Т — суммарное количество машино-смен работы данного типа машин или оборудования; X — нормированный показатель сменного ресурса для данного типа машин или оборудования.
Потребность в горюче-смазочных материалах для автомобильного транспорта определяют по формуле
где L — суммарный пробег данного типа автомобиля, км; у — нормированный показатель расхода горюче-смазочных материалов для данного типа автомобиля на 100 км пробега, л.
Для нужд строительства широко используются временные мобильные (инвентарные) здания и сооружения административно-бытового и складского назначения. По возможности следует арендовать и приспосабливать для строительных нужд существующие здания в ближайших населенных пунктах. Оборудование зданий и помещений должно быть завершено до начала работ. Расчет площадей выполняют на наиболее многочисленную смену.
Потребность строительства в трудовых ресурсах осуществляется с учетом последовательности (или параллельности) выполнения работ и возможного совмещения или замещения профессий.
Трудовые ресурсы рассчитываются, как и в случае определения потребности в технике. При этом надо стремиться к равномерности использования общей численности работающих на всем протяжении строительного цикла. При нехватке постоянного кадрового состава и нецелесообразности его увеличения в отдельные сезоны проводят временный набор контингента.
Потребность в инженерно-технических работниках, служащих, младшем обслуживающем персонале и охране определяется в соответствии с нормативами численности этих категорий для дорожной отрасли в строительстве. Если предусматривается вахтовый метод ведения работ, то оговаривается продолжительность вахты. Обычно она не должна превышать 1 мес., хотя в исключительных случаях работодатель может увеличить ее до 3 мес.
Источник bstudy.netМетоды определения ресурсов для намеченного строительства
Составляя сметы на строительные работы компания-подрядчик и инвестор зачастую используют несколько методов по определению сметной стоимости, исходя из экономической ситуации, а также конкретных условий договора.
- аналоговый;
- повременной;
- базисно-компенсационный;
- базисно-индексный;
- ресурсно-индексный;
- ресурсный.
Ресурсный метод составления смет сводится к поэтапному суммированию необходимых для сооружения конкретного проектного решения ресурсов в актуальных либо прогнозируемых ценах, значениях и тарифах. Что касается подсчёта, он проводится исходя из конкретных показаний, представленных в натуральных измерителях потребности в ресурсах, изделиях, конструкциях и материалах.
Здесь же указывается информация относительно расстояниях к строительной площадке, предлагаются варианты подвоза стройматериалов, подключение к энергоносителям, описываются предполагаемые затраты на труд работников. Расход и разновидности перечисленных ресурсов определяются исходя из данных в проектной документации, нормативных и других источниках.
- Ресурсный метод составления смет позволяет с достаточно высокой точностью определить итоговую стоимость продукции в каждый конкретный период времени. В этом случае учитываются все аспекты предстоящего строительства, даже дополнительные расходы, которые часто возникают на строительстве. Ресурсный метод составления смет подходит для всех этапов разработки проектно-сметной документации.
- трудоёмкость и объём подготавливаемой сметной документации увеличивается в разы, что и обеспечивает максимально высокую точность при проведении расчётов;
- основательная работа, связанная с необходимостью тщательного анализа и регистрации строительных ресурсов и сопутствующей документации в РЦЦС. Ключевая и наиболее сложная задача – проставить ценники на несколько тысяч позиций с материальными ресурсами, как основного, так и вспомогательного предназначения;
- полный сметный расчёт очень проблематично составить, особенно, если речь идёт об этапе проектирования, поскольку ни у проектировщиков, ни у заказчиков нет точной информации относительно стоимости каждого конкретного ресурса;
- ресурсный метод составления сметной документации по отношению к крупным объектам возможен при условии наличия специализированных компьютерных программ.
Проектная организация в обязательном порядке должна составить локальную ресурсную ведомость, с определением расхода проектных ресурсов, и только после этого можно переходить к составлению локальной ресурсной сметы. При наличии ресурсной ведомости, можно посчитать локальную смету на строительство. Зачастую такими работами занимается сметчик.
Источник www.xn--e1aggfyi9a.xn--p1ai