План развития Московского метрополитена до 2020 года.
27 ноября 2017 г. (примерно)
Прислал Михаил Ждунов
Перспективная схема развития, предоставленная пресс-службой Мэра и Правительства Москвы. Источник — http://metro.ru/f/1/map/b225f8402b3b7827.gif
Схема строительства линий метрополитена на западе Москвы.
Выставка ЭкспоСитиТранс-2012
3 октября 2012 г.
Прислал АК (Александр)
Станция «Новокосино»
Схема линий московского метрополитена в перспективном развитии 2012 — 2020, переснята на станции «Новокосино» в день открытия станции
Схема развития метрополитена, презентованная на заседании Правительства Москвы 25 апреля 2012 года. Источник — http://news.metro.ru/mmetro_2020_120426.jpg
25 апреля 2012 г.
Прислал Тимур Россолов
Схема линий московского метрополитена в перспективном развитии 2011-2020 гг. Стенд с схемой стоял на платформе станции «Борисово» в день открытия.
План развития Московского метро до 2015 г., схема из журнала «Аэроэкспресс» №11, 2011
Развитие Московского Метро до 2040 года
Ноябрь 2011 г.
Прислал Ааре Оландер
Перспективная схема из буклета «Движение и транспорт. Москва. Для жизни, для людей»
Устаревшая схема развития метрополитена до 2025 года, утверждённая Генпланом развития Москвы 5 мая 2010 года. Схема указана только в границах Москвы. Красным цветом указаны линии традиционного метрополитена, розовым — хордовые линии (обозначены как экспресс-линии), фиолетовым — линии скоростного трамвая.
Данная схема уже через год накрылась медным тазом — проекты хордовых линий (Третьего пересадочного контур) и Большого кольца объединили в один, а концепция хордовых линий вошла в проекты новых радиусов — в 2019 году открыта Некрасовская линия, в 2023-ем откроется Коммунарская линия. От хордовых линий окончательно отказались в 2014 году.
Источник — Википедия (статья о хордовых линиях Московского метро).
Увеличивается по клику.
Довольно необычная перспективная схема метро от Артемия Лебедева
Источник: https://www.artlebedev.ru/metro/map/process/
Схема развития до 2025 года, разработанная НИиПИ Генплана Москвы.
Жирным шрифтом указаны хордовые линии, тонким — продление действующих линий, красными точками — станции, встраиваемые на действующих перегонах.
В состав хорды Митино-Бутово вошёл бы строящийся участок Арбатско-Покровской линии Строгино-Пятницкое шоссе, Большое кольцо приобрело чуть меньший диаметр на северо-востоке и нынешний на участке Каширская-Текстильщики. Пересадка на Арбатско-Покровскую линию с БКЛ планировалась на Семёновской, на Сокольническую — с Преображенской площади (то бишь участок Улица Подбельского-Черкизовская не входит в её состав), а сама красная ветка вернулась бы к вилочному движению, но уже на северо-востоке, на Калужско-Рижскую линию пересадка переносилась с Ботанического сада на ВДНХ.
Увеличивается по клику.
Источник — http://news.metro.ru/maps/map_mm2015_080410.jpg. Схема разработана в НИиПи Генплана Москвы.
Перспективы Московского Метро
19 апреля 2008 г.
Прислал Тимур Россолов
Схема была представлена на пресс-конференции ОАО «Метрогипротранс» 18 декабря 2007 года. Оранжевым цветом показаны достраиваемые и вновь строящиеся линии, фиолетовым — проектируемые, а голубым — станции, на которых планируется строительство вторых выходов.
Источник — http://news.metro.ru/moscow_metro_181207.jpg
Схема проектных переименований станций московского метро. 1992 г.
Источник: http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=7469
От редакции сайта: Схема не соответствует фактической сети московского метрополитена в 1992 году. Предположительно, данная схема является подделкой, однако возможность приведённых переименований действительно обсуждалась в начале 90-х годов.
2000 г. или ранее
Прислал ARTём
http://metro.ru/map/2000/3/ — источник отсюда. Исконный источник неизвестен.
Схема развития скоростного внеуличного транспорта на ближайшую перспективу. Красным цветом участки, строительство которых планировалось завершить в ближайшие годы, а фиолетовым — на расчётный срок. Жирным шрифтом отображены линии скоростного метрополитена, а коричневым — линии лёгкого метро — Бутовская, Митинская, Новокосинская и Жулебинская, из которых воплощена в жизнь была только первая из списка.
Монорельсовая дорога планировалась тогда от станции метро «Ботанический сад» и до границы Москвы вдоль Ярославского шоссе.
Схема опубликована до августа 2000 года, когда была открыта станция «Улица Академика Янгеля»
Скорее всего, один из рабочих документов мэрии или НИиПИ Генплана Москвы. В середине 2000-ых от линий лёгкого метро в Новокосино и Жулебино отказались в пользу продления Калининской (1 станция) и Таганско-Краснопресненской (3 станции) линий соответственно. В отдалённом будущем линию ЛРТ Митино-Тушино могут заменить трамвайной линией.
Увеличивается по клику.
Перспективная схема того времени.
Из журнала «Техника — молодёжи» за апрель 1996 года, статья «Три века российского метрополитена».
В настоящее время большая часть указанных планов реализованы и реализуются.
http://metro.ru/map/1993/1/ — выложена на сайт Артемия Лебедева.
Статья «Московский метрополитен сегодня и завтра», вырезка из неизвестной газеты. В схеме отражены некоторые планы на будущее — продление действующих линий, несколько будущих линий — Люблинско-Дмитровская, Солнцевская и Калининско-Строгинская. В настоящее время все указанные планы на этой схеме будут реализованы только к 2025 году (кроме центрального участка Калининско-Солнцевской линии и продления Калужско-Рижской линии в Мытищи).
В реальности метро Строгино увидело в 2008 году, Митино в конце 2009-го, Солнцево в 2018-ом, Новокосино в 2012-ом, Жулебино в 2012-ом, строительство Люблинско-Дмитровской линии завершится через 3 года, Рублёво-Архангельская линия в 2024-2025 годах, метро в Челобитьево не ранее 2027 года или вовсе убрали из плана. Марьино увидело метро в конце 1996 года, через 6 лет — Бутово, а ещё через 10 лет — Братеево.
Увеличивается по клику.
Январь 1993 г. (примерно)
Прислал Тимур Россолов
Проект переименования 49 станций метро, рассматривавшийся комиссией Моссовета по наименованиям.
Статья «Метро знакомое и незнакомое».
Журнал «Наука и жизнь» № 2, 1992 г.
http://metro.ru/f/1/map/metro.ru-1991map-big2.jpg
Источник — https://upload.wikimedia.org/wikipedia/r. lan.jpg
Схема по генплану 1990 года. Согласно тем планам, к 2010 году планировалось построить 4 хордовых линии с образованием кольца в срединной части Москвы между Кольцевой линией и планируемым тогда Большим кольцом большего диаметра (обозначены как линии скоростного метрополитена и жирным шрифтом с пунктирами, позднее как Третий пересадочный контур). Большое кольцо при этом планировалось после 2010 года, как и оставшиеся хордовые линии вдоль Ленинского проспекта, Шоссе Энтузиастов (Ясенево-Балашихинская линия) и Ярославского шоссе в Мытищи (Солнцевско-Мытищинская линия).
Один из первых проектов хордовых линий, опубликованный в журнале «Наука и жизнь» в статье «На метро в XXI век» (№2 за 1987 год). Источник — https://nashemetro.ru/img/proj/hmm-1986-plan.jpg
Февраль 1987 г.
Прислал Тимур Россолов
Перспективная схема развития Московского метрополитена в варианте 1985 года.
Генеральная схема развития Московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985 года и на более отдалённую перспективу.
Из брошюры «Столичный транспорт в Генеральном плане развития Москвы» (1973). Источник — http://metro.ru/f/1/map/metro.ru-1973map-big2.gif
Источник — книга Новое в жизни, науке, технике. Серия «Строительство и архитектура». «Город и транспорт» (автор — К. О. Кудрявцев, схема издана издательством «Знание» в 1975 году, когда Калужско-Рижская линия была продлена до станции Беляево (1974 год)).
Арбатско-Покровская линия поведена не в Солнцево и промзону Очакова, а в Строгино (ранее планировалось ответвление фиолетовой ветки от Полежаевской, для чего зарезервировали третий путь), метро не пошло в Метрогородок и платформе Лосиноостровская, от станции Левобережная в Химках отказались окончательно
Схема 1972 года с перспективными линиями и указанием времени следования между станциями (журнал «Наука и жизнь», 07’1972)
Вырезка из неизвестной газеты о перспективном развитии столичной подземки.
Согласно планам тех лет от Кунцевской шло бы вилочное движение к Молодёжной и Рабочему посёлку (ныне это перспективное продление Филёвской линии в Можайский район), ответвление Ждановско-Краснопресненской линии от Полежаевской в Строгино, от Преображенской площади было бы два ответвления — в Метрогородок и посёлок Восточный, ответвление Калужско-Рижской от Свиблово к платформе Лосиноостровская, а от Петровско-Разумовской Серпуховско-Тимирязевской линии к платформе Марк и Лианозово, а Арбатско-Покровская линия зашла бы в Солнцево и промзону Очаково-Матвеевского.
Источник: visualrian.ru.
23 октября 1970 г.
Прислал Тимур Россолов
Из статьи Н. Коршуновой «Здесь пройдут голубые экспрессы» в газете «Правда» (№235 (18282)). Источник — http://metro.ru/f/1/map/metro.ru-1968map-big1.gif
22 августа 1968 г.
Прислал Тимур Россолов
«Монорельсовые дороги могут быть использованы в основном на маршрутах в периферийных районах и пригородной зоне крупных городов. Прокладка монорельсовых дорог в сложившихся районах с плотной застройкой не может быть рекомендована. Вариант трассы монорельсовой дороги в Москве, проектируемой для связи с аэропортом в Домодедове (длина всей трассы — около 36 км, в том числе длина первоочередного участка — 8 км). Скан из фотоальбома «Основы Советского Градостроительства». Стройиздат, 1965 год
Источник: transphoto.org
Метро схема строительства до 2025 года на карте
31.12.2025: Генплан 2025
Сегодня, в последний день 2025 года, мы вспомним о генеральном плане развития города Москвы до 2025 года, принятом давно, в
2008 году. Одним из основных элементов этой программы было развитие метрополитена. Была принята схема развития метро на ближайшую и на дальнюю переспективу. Если первая схема практически не вызывала вопросов и была почти полностью реализована, то во вторую жизнь внесла серьезные коррективы. Вот эта схема (взята с сайта www.genplan2025.ru):
Давайте сравним, что было запланировано, и что было построено на самом деле. При этом надо помнить, что не всё в плане было задумано завершить именно к 2025 году, некоторые линии могли быть построены еще позже.
Во-первых, отметим общее между планом и реальностью:
1. Реконструкция железных дорог на территории города: она не только была полностью осуществлена, но и были организованы сквозные маршруты городских электропоездов (ГЭП), введена единая система оплата с метрополитеном. В результате железные дороги в городе используются более эффективно и разгружают метро.
2. Метро прищло в Митино, Дегунино и другие районы, обделенные метро.
3. Был построен радиус в Солнцево (правда, немного по другой трассе). Сокольническая линия была продлена к Щелковской и далее в сторону поселка Восточный.
4. В центре на существующих линиях были построены станции Маросейка и Якиманка.
В то же время, есть различия, и довольно существенные:
1. Проект хордовых линий и так называемого третьего пересадочного контура был полностью пересмотрен. Хорды остались, но идут они большей частью по измененному маршруту, некоторые — еще не построены. Было принято решение ни в коем случае не устраивать вилочного или маршрутного движения, как показано в плане. Некоторых хорд вообще не будет, так как они дублировали бы сквозные линии городских электричек.
2. Большое кольцо метрополитена не построено и не будет построено: вместо него на юге идет Каховская линия, прихватившее себе Выхино и Пронскую. На востоке и западе Кольцо заменят хорды, на севере с его ролью прекрасно справляется Малое Кольцо ЖД.
3. Появились линии, совсем не предусмотренные планом. Во-первых, это Северная и Южная линии — подвозящие и связывающие между собой периферийные районы. Северная линия пришла в Куркино и взяла на себя участок запланированной хорды. Во-вторых, это Можайская линия вдоль Можайского шоссе на западе.
4. Была полностью изменена и улучшена схема обслуживания метро района Москва-сити. «Гаевская» линия через Ходынское поле стала Кремлевской линией, закончившись на Динамо. Был найден элегантный выход, как избавиться от «вилки» на Филевской линии.
5. План 2025 года не предусматривал дальнейшего строительства метро в пределах Садового Кольца, кроме продления Калининской линии на запад. Однако было решено, что новые линии и, главное, пересадки в центре нужны. Станция «Остоженка» была построена двухэтажной, через «Пироговскую» к Остоженке пришел Ломоносовский радиус, а от Остоженки на юго-восток к Павелецкой уже начал строиться Рязанский радиус, который придет в Кожухово не дублируя Рязанское направление ЖД, как на плане. В то же время дорогостоящее встраивание станций на Кольцевой линии отложено на более поздний срок.
6. В реальности многие станции поменяли свои линии для более равномерного перераспределения пассажиропотоков. Так, в Строгино пришла не Калининская линия, а Таганско-Краснопресненская, а Калининская пошла к Тушинской и Планерной. С другой стороны, Таганско-Краснопресненская линия отдала участок Кузьминки-Пронская Каховской, а сама спустилась по Новорязанскому шоссе в Жулебино. Арбатско-Покровская линия слилась с Филевской и стала Филевско-Измайловской. Калужско-Рижская линия отдала Ясенево и Битцевский Парк Южной линии.
Источник: metrofuture.livejournal.com