Индекс дефлятор – один из важнейших показателей прогнозирования развития экономики страны на ближайшие годы. В России этот показатель утверждается Минэкономразвития. Прогнозируемые показатели роста экономики и потребительских цен приняты на 2019-2020 годы.
Прогнозный индекс потребительских цен (ИПЦ)
Первоначально нужно ознакомиться, что из себя представляет данный индекс, и для чего он рассчитывается. ИПЦ рассчитывается по простой формуле, он равен отношению номинального значения показателя к его реальной величине, т.е., если индекс потребительских цен равен 1,04, то это означает что прогнозируется рост инфляции на 4%. Данный показатель важен для расчетов в социальной сфере.
Рост инфляции показывает на какой размер требуется повысить пенсии пенсионерам и на какую величину требуется повысить выплаты малоимущим слоям населения. ИПЦ отражает на какой размер выросла стоимость потребительской «корзины» для потребителей. Основная проблема всех расчетов состоит в постоянном занижении данного показателя. Это отрицательно сказывается на общем расчете.
Онлайн вебинар с органами муниципального контроля «Реформа КНД: важно знать!»
Индекс дефлятор в строительстве
Данный показатель применяется не только для расчетов в социальной сфере. Практически для каждой отрасли применяется индекс дефлятор, чтобы прогнозировать цены на будущее выполнение работ. Особенно важно это делать в строительстве, т.к работы в этой сфере происходят не один год.
При расчете смет закладывается стоимость материалов и работ, которая рассчитывается с учетом индекса дефлятора. Так определяется примерная стоимость работ и материалов, которая затем реализуется в стоимости предлагаемого населению жилья. Такие же расчеты делаются и при строительстве социально значимых объектов, которые оплачиваются из городского бюджета.
Министерство экономического развития: прогнозные индексы
Минэкономразвития разработало и утвердило прогнозные индексы развития на 2019-2020 годы. На каждый отчетный период приняты свои показатели развития. Определяются они в соответствии с темпами развития экономики РФ и мирового экономического сообщества. Поэтому разрабатывается сразу три сценария развития экономики:
- Базовый. Расчет делается исходя из текущих показателей на мировом рынке. За основу берутся показатели, достигнутые в текущем году. Рассматриваются условия внутри страны и за ее пределами с предположением, что сохранятся цены на сырье, а также будут «заморожены» таможенные пошлины.
- Консервативный. Само название данного расчета говорит за себя. Консервативный сценарий предполагает ухудшение обстановки в мире и в стране. За основу берутся самые низкие показатели стоимости нефти, ухудшение ситуации внутри страны: рост цен и безработицы.
- Целевой. Данный сценарий предполагает реализацию целей, направленных на улучшение ситуации, как внутри страны, так и за рубежом. За основу данного сценария развития берется базовый сценарий.
В соответствии с данными сценариями разработаны и утверждены следующие показатели (выборочно):
ГрандСмета: база НЦС 2021. Укрупненные сметные нормативы цены строительства. Часть 2
Наименование | Вариант | 2019 г |
Цена на нефть | Базовый | 41,6 |
Консервативный | 35,0 | |
Целевой | 41,6 | |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) – средний показатель | Базовый | 4,0 |
Консервативный | 4,0 | |
Целевой | 4,0 | |
Курс доллара – средний показатель | Базовый | 71,2 |
Консервативный | 74,8 | |
Целевой | 70,7 | |
Дефлятор ВВП | Базовый | 4,0 |
Консервативный | 3,6 | |
Целевой | 3,7 | |
Реальная з/ плата | Базовый | 1,3 |
Консервативный | 1,1 | |
Целевой | 1,9 |
Базовый вариант развития
Как видно из рассмотренной выше таблицы базовый вариант развития предполагает положительные изменения в экономике:
- повышение спроса на энергоносители. Сохранятся показатели предыдущего года и стоимость нефти не снизится;
- экономический рост в мировом масштабе продолжится и в дальнейшем. Несколько замедлится развитие Китая и других развитых мировых держав, но в общем будет наблюдаться дальнейший рост экономических показателей;
- возрастет поставка российской нефти и газа за счет разработки новых месторождений;
- будет происходить дальнейшее замещение импорта. За счет этого увеличится количество рабочих мест;
- дальнейшее вложение инвестиций в малый и средний бизнес.
Консервативный вариант развития
В данном варианте рассмотрены показатели наихудшей обстановки для России:
- дальнейшее ужесточение политики остальных держав относительно РФ;
- снижение темпов развития китайской экономики;
- падение цен на нефть: резкое снижение ниже 35 долларов за баррель;
- резкое снижение стоимости рубля по отношению к другим СКВ;
- рост инфляции выше планируемых показателей;
- падение темпов прироста ВВП.
Целевой вариант
Как уже было отмечено ранее, целевой вариант развития основывается на базовом, но включает дополнительные целевые программы, которые должны дать положительные показатели в следующих направлениях:
- демографический прирост населения. Политика в российском государстве направлена на дальнейшее поощрение материнства, что должно привести к приросту населения;
- проводятся программы по дальнейшему привлечению инвестиций в добычу нефти и газа. Направляются средства для модернизации оборудования и внедрению в отрасль новейших разработок, что должно повысить количество добываемой нефти и газа;
- происходит замена расчетов в долларовом эквиваленте. Повышается количество запаса других валют. Проводится политика по укреплению рубля;
- рост внутреннего ВВП должен превысить 3%;
- дальнейшее замещение в доходной части бюджета прироста средств за счет новейших разработок в космической и оборонной отраслях.
Индексы по видам экономической деятельности
По каждому направлению экономической деятельности разработаны и утверждены прогнозные показатели индексов на 2019 — 2021 годы.
Индексы промышленного производства (выборочно) на 2019 год:
Наименование | Вариант | 2019 г |
Промышленность | Базовый | 101,9 |
Консервативный | 101,6 | |
Целевой | 102,6 | |
Полезные ископаемые (добыча) | Базовый | 101,0 |
Консервативный | 100,9 | |
Целевой | 101,4 | |
Обрабатывающие производства | Базовый | 102,7 |
Консервативный | 102,1 | |
Целевой | 103,6 | |
Производство нефтепродуктов | Базовый | 102,5 |
Консервативный | 101,4 | |
Целевой | 102,7 | |
Металлургическое производство | Базовый | 101,7 |
Консервативный | 101,4 | |
Целевой | 102,8 | |
Обеспечение газом, электроэнергией | Базовый | 101,3 |
Консервативный | 101,2 | |
Целевой | 101,8 | |
Водоотведение, водоснабжение | Базовый | 100,1 |
Консервативный | 100,2 | |
Целевой | 101,2 |
Приказ Минэкономразвития
1 июня 2018 года Минэкономразвития РФ выпустило приказ за номером 276 об утверждении порядка применения индексов — дефляторов при выполнении оборонного заказа и производстве космической продукции. В приказе подробно изложен порядок и правила их применения при формировании цен в контрактах по поставкам продукции. Приказ вступил в действие с даты регистрации в Министерстве юстиции.
Источник: g2020.su
Минэкономразвития россии индексы дефляторы на строительство
При использовании НЦС 81-02-13-2012 для перехода к ценам 2014 года используем дефляторы и индексы по видам экономической деятельности (Инвестиции в основной капитал (кап. вложения)). Какими документами Минэкономразвития (приказ, федеральный закон) подтверждаются данные дефляторы- 2013/2012 — 105,5; 2014/2013 — 104,7.
помогите разобраться
составляю смету, перевожу ее в текущие цены (1 кв 2014 г.), проверяющие хотят, чтобы мы еще применили индекс-дефлятор и инфляции на 3 кв. 2014 г.
как это сделать? у меня есть индексы -дефляторы помесячно на 2014 год, мне надо сначала общую текущую умножить на апрель, потом на май, потом на июнь, и потом уже на июль (как первый месяц 3 квартала 2014 г)? или методика какая-то другая?
мне надо сначала общую текущую умножить на апрель, потом на май, потом на июнь, и потом уже на июль (как первый месяц 3 квартала 2014 г)?
Нет. Обычно индексы на 01 число месяца уже увеличиваются. Т.е. апрель 1,02, май 1,03, июнь 1,04 — это например.
Вам надо взять индекс-дефлятор на 01.07.2014.
fly_to, Выражу свой взгляд:
Данные дефляторы рассчитаны на 2014-2015 год к августу 2013 г., т.е. данные индексы не перемножаются, а учитывают, например, что дефлятор за год на август 2014 г. по отношению к августу 2013 г — 1,024, т.е. то что Вам говорила:
Нет. Обычно индексы на 01 число месяца уже увеличиваются. Т.е. апрель 1,02, май 1,03, июнь 1,04 — это например.
составляю смету, перевожу ее в текущие цены (1 кв 2014 г.), проверяющие хотят, чтобы мы еще применили индекс-дефлятор и инфляции на 3 кв. 2014 г.как это сделать?
Я бы воспользовался последними индексами Минэкономразвития расположенными на официальном сайте — http://www.economy.gov.ru/wps. 1227_21
В Вашем случае индекс на 3 кв. 2014 г. согласно таблице (строка 63, столбцы АВ, АС) составит — 1,003х1,021=1,024063.
В данном случае я принял инвестиции в основной капитал (кап. вложения), обычно так принимаем.
Обычно индексы прикладываем к расчетам и конечно желательно чтобы они были максимально достоверны и официальны, поэтому беру их только с оф. сайта.
Всем доброго дня! подскажите, если смета составлена в МТСН-98 с переходом в текущие цены ноября 2011. Как правильно мы должны применять индексы -дефляторы Минэкономразвития России если окончание работ 31 декабря 2014 года? по какому письму правильно смотреть?
если смета составлена в МТСН-98 с переходом в текущие цены ноября 2011. Как правильно мы должны применять индексы -дефляторы Минэкономразвития России если окончание работ 31 декабря 2014 года? по какому письму правильно смотреть?
в Москве свои правила индексации. видела давно индексы расписанные по годам. Ищите на сайте тему про индексы Москвы и МО или на сайте Департамента
klet, вне зависимости от сметной программы или СНБ, применяются индексы по последнему (уточненному) прогнозу Минэкономразвития. Последнее было:
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2013 г. N 20402-АК/Д03и «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»
Для строительства там индексы -дефляторы по годам: 2011-2012 =1,068; 2012-2013 =1,06; 2013-2014 =1,052
Для строительства там индексы -дефляторы по годам: 2011-2012 =1,068; 2012-2013 =1,06; 2013-2014 =1,052
У нас запрещают дробить индексы по кварталам. Рекомендуют брать индекс на 4 квартал предшествующего (текущего при наличии) года и к нему применять целый показатель дефлятора за год.
У нас запрещают дробить индексы по кварталам. Рекомендуют брать индекс на 4 квартал предшествующего (текущего при наличии) года и к нему применять целый показатель дефлятора за год.
А мы считаем так:
3 кв. 2014г надо закрыть год, значит берем индекс-дефлятор на один недостающий квартал получаем весь 2014 год + к нему весь год 2015:)
Хотя ведь все зависит от Заказчика, кому то нельзя дробить индексы по кварталам, а нас заставляют иногда и помесячно высчитывать
Людочка, спасибо!
Действительно зачем мне дефляторы 2010
Вот есть два источника:
1) «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год
и на плановый период 2016-2017 годов» (http://www.economy.gov.ru/wps. 1409261) появился на сайте минэкономразвития 26.09, там индексы : 106,8; 105,5; 104,6; 104,7; 104,6
2) Прогноз индексов-дефляторов и инфляции до 2030 г. там индексы с 2011 по 2015 108,8; 106,8; 107,2; 107,0; 106,5
из какого источника берете и почему из него?
Gorskiy, принимаю индексы , действующие на момент формирования инвестиционной программы и плана закупок У нас с этим все более-менее просто)))
Вот и сейчас — все объекты обсчитали — и. пришли измененные дефляторы. Хотя и в сравнении с их предыдущей версией отличие довольно незначительное, 0,02% при применении дефляторов на период с 2010 на 2015 годы.
Индексы для 2011 года беру из прогноза от 25.05.2014, потому что в прогнозе от 26.09.2014 он отсутствует =) Поэтому, если считать на текущий период, получается, что в части дефлятора на 2011 год «действует» прогноз от 25.05.2014, а остальные дефляторы нужно принимать по новому прогнозу.
доброе утро!)
коллеги, помогите, пожалуйста
считала сметы во 2 кв. 2014, нужно было их в 4 кв перевести, применила индексы Минэкономразвития к «Инвестиции в основной капитал» из прогноза от 26.09 (сначала в 3 кв перешла, потом в четвертый, получилось 1,022*1,01)
проверяющий выдал замечание — что это за дефляторы такие, приложите мне Письмо Минэкономразвития.
насколько я знаю, в общем-то как такового письма и нет, есть таблица-прогноз и большой доклад
или я ошибаюсь, и мне все-таки есть что показать проверяющему, чтобы он успокоился по поводу этих дефляторов и был удовлетворен письмом-обоснованием от Минэкномразвития?
и да, еще тупой вопрос, у нас же дефляторы предоставляет Минэкономразвития, не Минстрой? а то проверяющий тоже мне тут выдал — дайте мне Минстроевские дефляторы.
проверяющий выдал замечание — что это за дефляторы такие, приложите мне Письмо Минэкономразвития.
насколько я знаю, в общем-то как такового письма и нет, есть таблица-прогноз и большой доклад
или я ошибаюсь, и мне все-таки есть что показать проверяющему, чтобы он успокоился по поводу этих дефляторов и был удовлетворен письмом-обоснованием от Минэкномразвития?
Письма нет, но ссылка на официальный ресурс Министерства есть Дать проверяющему и попросить ее набрать.
и да, еще тупой вопрос, у нас же дефляторы предоставляет Минэкономразвития, не Минстрой? а то проверяющий тоже мне тут выдал — дайте мне Минстроевские дефляторы.
Источник: cmet4uk.ru
Минэкономразвития России опубликовало новый Порядок применения индексов цен по гособоронзаказу
01 июня 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации утвержден Приказ от 01.04.2020 N 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»
Приказ опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.06.2020
Начало действия Приказа — 14.06.2020.
ВАЖНО! В РАБОТЕ ВАМ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ И ПОСОБИЯ ПО ГОСОБОРОНЗАКАЗУ
Источник: nii-pk.ru
Минэкономразвития ухудшило прогнозы по инфляции и улучшило по росту ВВП
Минэкономразвития подготовило прогноз социально-экономического развития страны до 2024 года. Из позитивного — оценка роста ВВП увеличена до 4,2% в 2021 году. Из негативного — прогноз по годовой инфляции поднят до 5,8%
Министерство экономического развития разработало прогноз социально-экономического развития на 2021–2024 годы, он представлен на заседании правительства 21 сентября. Документ есть у РБК (его подлинность подтвердили два федеральных чиновника). Это третья версия прогноза из подготовленных ведомством в этом году. По сравнению с предыдущими вариантами, июльским и апрельским, министерство снова поменяло оценку основных макроэкономических показателей — ВВП и инфляции — в сторону повышения. Сентябрьский прогноз используется для верстки федерального бюджета на 2022–2024 годы, который должен быть внесен правительством в Госдуму до конца месяца.
В базовом варианте прогноза Минэкономразвития темп роста ВВП составит 4,2% в 2021 году. В денежном эквиваленте внутренний валовой продукт вырастет до 124,4 трлн руб. В июле ведомство ожидало роста ВВП на уровне 3,8%, а в апреле еще меньше — на 2,9%. Таким образом, восстановительный взлет ВВП в 2021 году (после его снижения на 3% в прошлом году) станет самым быстрым ростом российской экономики с 2012 года.
В 2022–2024 годах, по ожиданиям министерства, ВВП будет расти на 3% (оценка на следующий год сокращена с 3,2%). Трехпроцентного роста достаточно для достижения утвержденных президентом национальных целей развития до 2030 года, уточняется в прогнозе. Там же отмечается, что в следующем году темп роста ВВП будет формироваться под влиянием разнонаправленных факторов.
С одной стороны, поддержку экономическому росту окажет увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. С другой стороны, сдерживающее воздействие окажет ужесточение денежно-кредитной политики. На последнем заседании совета директоров Центробанк в пятый раз подряд поднял ключевую ставку — до 6,75%.
«В наших прогнозах мы ориентируемся на текущую динамику основных экономических параметров и те тренды, факторы риска, которые на прогнозном горизонте возникают. Главное, что послужило основой для пересмотра прогноза, — это тот факт, что экономика РФ восстановилась быстрее, чем мы планировали. Изначально мы ожидали восстановления в третьем квартале этого года. По факту уже в конце второго квартала российская экономика восстановилась: показатели ВВП превысили допандемийный уровень», — сообщил журналистам представитель Минэкономразвития. Пересмотреть картину ведомство заставили также единовременные выплаты семьям с детьми в августе и пенсионерам в сентябре.
Допандемийным уровнем в министерстве считают четвертый квартал 2019 года, для оценки уровня восстановления экономики используется сопоставление с этим периодом.
Инфляция на пятилетнем максимуме
Улучшение прогноза по экономическому росту сопровождается ухудшением инфляционной картины. По итогам года рост потребительских цен составит 5,8% — это на 0,8 п.п. больше июльских ожиданий и на 1,5 п.п. выше апрельских. Если прогноз реализуется, инфляция в 2021 году окажется самой высокой за последние пять лет.
Новый прогноз Минэкономразвития выглядит оптимистичнее по сравнению с последней оценкой инфляции от Банка России, данной в июле. Регулятор ожидает роста цен в диапазоне 5,7–6,2%, то есть прогноз Минэкономики почти совпадает с нижней границей. Ранее в интервью РБК глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что пиковых значений за год инфляция может достичь в сентябре, допустив уровень около 7%.
Представитель министерства подчеркнул, что ведомство опасалось данных по инфляции за период с 7 по 13 сентября: предполагалось, что выплаты пенсионерам могут разогнать рост цен. Однако шока не случилось: по Росстату индекс потребительских цен изменился на 0,04%. Если августовские детские выплаты сразу были потрачены на рынке, то выплаты пенсионерам не оказали такого разового влияния и, скорее всего, ушли в сбережения или будут равномерно тратиться в течение этого года и, возможно, в начале следующего, считают в министерстве.
На динамику инфляции в течение года оказывали влияние напряженная ситуация на мировых рынках продовольственных товаров, а также ускорение мировой инфляции, говорится в прогнозе. Между тем масштаб ускорения роста потребительских цен сопоставим с уровнями в других крупнейших странах. Среди стабилизирующих факторов ведомство называет правительственные меры по регулированию цен на социально значимые товары. Речь идет о соглашениях с производителями о предельных ценах на сахар и подсолнечное масло, программах субсидирования, новых или дополнительных экспортных пошлинах.
Министерство оценило долю импортируемой инфляции в общем показателе. По словам представителя Минэкономразвития, внешние факторы привнесли в инфляцию «все, что выше 4–4,1%». О том, что значительная доля инфляции — «импортируемая», не раз говорил министр экономического развития Максим Решетников.
Отдельно Минэкономики оценило вклад в инфляцию прошлогоднего низкого урожая плодоовощной продукции, из-за чего фрукты и овощи подорожали на 15,7% в первом полугодии 2021 года, а также непродовольственных товаров, особенно с высокой импортной составляющей, и стройматериалов. По итогам августа рост цен на непродовольственные товары второй месяц подряд опережает продовольственные, сообщал Росстат.
В 2022–2024 годах инфляция опустится до целевого значения ЦБ 4%, полагают в министерстве.
Нефть, рубль, зарплаты
Прогноз по среднегодовым ценам на нефть — основному параметру планирования нефтегазовых доходов бюджета — Минэкономразвития также изменило: на 2021 год ожидания улучшены — с июльских $65,9 за баррель марки Urals до $66 за баррель (в апрельском прогнозе ожидалось $60,3). На последующие годы оценка стоимости барреля понижена: в 2022-м — с $64,8 до $62,2, а к 2024 году нефть подешевеет до $55,7 за баррель (в июле планировалось $57,4). Снижение ожиданий к концу прогнозного периода в министерстве объяснили тем, что к 2024 году влияние на нефтяные цены будет оказывать мировой энергопереход (на возобновляемые источники энергии).
Прогнозируемый курс доллара к рублю на 2021 год не сильно отличается от июльских оценок — 73,6 руб. за доллар против 73,2. В то же время Минэкономразвития ухудшило прогноз на 2022 год — ожидается ослабление рубля до 72,1 за доллар вместо 70,2 в июльском варианте.
«По нашей оценке, текущий курс сейчас несколько недооценен. Он сформировался под действием увеличения покупки иностранной валюты в рамках «бюджетного правила», а также активного накопления резидентами валютных активов. Особую роль играют значительные объемы импорта в текущем году и настроения международных инвесторов, включая оценку страновых рисков», — сказал Максим Решетников на заседании правительства.
Положительная динамика, по мнению Минэкономики, фиксируется на рынке труда. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2021 году вырастут на 3% (после падения на 2,8% в прошлом году). В 2022-м рост составит 2,4%, а затем — по 2,5% в 2023 и 2024 годах. На таком же уровне будут расти реальные заработные платы работников, за исключением текущего года (здесь ожидается +3,1%). Безработица прогнозируется на уровне 5% от численности рабочей силы в текущем году, а в последующие годы снизится до 4,6%.
Вопросы к прогнозу
Прогноз по росту инвестиций в основной капитал на 2021 год ведомство оставило без изменений: после прошлогоднего падения на 1,4% его повышение составит 4,5%. На следующий год прогнозный показатель скромнее: 4,8% вместо июльских ожиданий в 5,3%.
Проблематичность прогноза заключается в высоком росте инвестиций на фоне опережающего роста зарплат в валютном выражении над производительностью труда, убежден заместитель руководителя Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По подсчетам эксперта, зарплаты в валютном выражении вырастут на 16% к 2024 году (по отношению к допандемийному периоду), а производительность труда — всего на 10%.
«Это прогноз, где показано снижение конкурентоспособности российской экономики. Учитывая, что инновационная конкурентоспособность у нас тоже практически не растет, получается, что это прогноз без роста конкурентоспособности при очень амбициозных целях по инвестициям и ВВП», — резюмирует экономист.
Главный экономист финансовой компании ING по России и СНГ Дмитрий Долгин обратил внимание на динамику курса евро по отношению к доллару в прогнозе, назвав ее «сценарием спокойствия на рынках». Минэк ожидает, что в 2021 году курс составит €1,20 за доллар с последующим ростом на один цент ежегодно — до €1,23 к 2024 году.
«Среднесрочный прогноз Минэка рисует картину стабилизации после восстановительного роста в посткризисном 2021 году на фоне спокойного внешнего фона. Но все-таки риски сохраняются. Странам с развитыми экономиками предстоит выход из сверхмягкой кредитно-денежной политики. В связи с этим есть предпосылки к укреплению доллара и снижению аппетита к риску, соответственно, пара евро/доллар должна быть ниже, чем сейчас. При угрозах на внешних рынках курс рубля будет слабее, чем указан в прогнозе», — говорит собеседник РБК.
Вместе с тем оптимистичный по показателям реального сектора прогноз (ВВП и инфляции) может означать, что основанная на нем бюджетная политика едва ли будет сильно ужесточаться с текущего уровня, предположил эксперт. «Даже если изначально нам покажут проектировки бюджета, достаточно сдержанного по расходам и агрессивного по собираемости доходов, то затем может произойти корректировка в сторону смягчения (например, если инфляция будет выше и потребуются дополнительные социальные расходы)», — подытожил Долгин.
Источник: www.rbc.ru