Момент определения налоговой базы в строительстве

1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 — 11, 13 — 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящей статьи.

4 — 6. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

7. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

Фрагмент семинара 19.04.12 — определение налоговой базы

8. При передаче имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи, — как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, в случае, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи, — как день передачи имущественных прав, а в случае, предусмотренном пунктом 6 указанной статьи, — как день внесения в информационную систему, в которой осуществлен выпуск цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, записи о совершении перехода права, удостоверенного указанным цифровым правом, к новому обладателю.

9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 — 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения — дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).

Вебинар «Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров, услуг»

В случае ввоза в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта), или при вывозе припасов срок представления документов, установленный пунктом 9 статьи 165 настоящего Кодекса, определяется с даты помещения указанных товаров под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта) или с даты декларирования припасов (а для налогоплательщиков, которые реализуют припасы, в отношении которых таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, — с даты оформления транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река — море) плавания).

Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ.

9.1. В случаях, предусмотренных пунктами 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы налоговым агентом устанавливается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

9.2. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 9.2 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, является последнее число каждого налогового периода.

9.3. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при реализации услуг, предусмотренных подпунктами 18 и 19 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, является последнее число каждого налогового периода.

10. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

11. В целях настоящей главы момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

12. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Читайте также:  Разрешение на строительство микрорайона

Абзацы пятый — шестой утратили силу. — Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

13. В случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик — изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.

14. В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

15. Для налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.

16. При реализации недвижимого имущества датой отгрузки в целях настоящей главы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.

Источник: www.zakonrf.info

Определение налоговой базы при совершении операций с товарами (работами, услугами) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Порядок определения налоговой базы при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд

Один из основных принципов действующих положений законодательства о налогах и сборах заключается в том, что при установлении системы налогообложения все ее элементы должны быть четко выделены, включая и непосредственный объект.

В отношении процедуры, сущность которой заключается в передаче определенных товаров, выполнении работ, либо оказании услуг для собственных нужд, принцип определения объекта здесь не работает.

В действующих нормах НК РФ отсутствует точный список и определение обстоятельств, при которых появление непосредственного объекта налогообложения может быть возможным.

Действующий порядок определения налоговой базы при передаче определенных товаров, оказания услуг, либо проведения работ для собственных нужд устанавливаются ст. 159 НК РФ. При этом общая налоговая база должна представлять собой совокупную стоимость указанных товаров, работ, либо услуг, участвующих в передаче, которая была исчислена в соответствии с действующими ценами на реализацию идентичного товара.

Если такие виды товаров отсутствуют, за основу могут быть взяты однородные виды товаров, работы, либо соответствующие услуги.

Для расчетов берутся цены за определенные виды товаров, подлежащих передаче, за предыдущий налоговый период.

Если такие цены отсутствуют, за основу берется рыночная стоимость товаров с учетом акцизов, в том случае, если товар для собственных нужд является подакцизным.

В отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, операции по передаче товаров, оказанию услуг, либо при выполнении определенных работ для собственных нужд могут не являться объектом устанавливаемой налоговой базы.

Тогда у налогоплательщика будет иметься законное право не начислять те или иные налоги и сборы, которые устанавливаются соответствующими нормами законодательства РФ. При этом все документы, необходимые при выполнении оформления данных операций, все равно должны быть составлены. Сюда можно отнести договор, счет, счет-фактуру и т.д.

В обязанности налогоплательщика также будет входить и ведение соответствующих журналов учета как полученных, так и выставленных счетов, счетов-фактур, а также книги покупок и т.д. При этом составленная налогоплательщиком счет-фактура обязательно должна быть зарегистрирована в соответствующем журнале учета в тот момент, когда возникло данное налоговое обязательство.

Понятие «собственных нужд»

Положения действующего налогового законодательства не дают никаких разъяснений по поводу того, какие именно элементы входят в понятие собственных нужд и что подразумевается под данным понятием. Если обратиться к иным нормам, непосредственно связанным с налоговыми, можно понять, что собственные нужды представляют собой саму процедуру использования тех или иных товаров, услуг, либо проведенных работ, необходимых для функционирования той или иной организации.

Сюда, например, можно включить различные хозяйственные и хозяйственно-бытовые нужды, которые могут являться как постоянными, так и одноразовыми, в зависимости от особых обстоятельств и иных нюансов.

В отношении определенных работ, либо услуг, которые были проведены и оказаны для собственных нужд, они будут считаться таковыми только в том случае, если были оказаны, либо проведены самой организацией или иным юридическим лицом.

Что касается купленных или поставленных товаров, они будут являться законным объектом налогообложения и могут быть признаны товарами для собственных нужд только в том случае, если данные товары участвовали в передаче их одним структурным подразделением другому, с обязательным оформлением всех необходимых юридических документов. При этом налогоплательщику принадлежит право выбора – будет ли участвовать в передаче готовая продукция, либо свои и приобретенные товары и т.д.

Еще одним важным нюансом в системе налогообложения товаров, услуг или работ, участвующих в передаче, для собственных нужд является тот факт, что все сопутствующие расходы не учитываются при определении налоговой базы. К таким расходам можно отнести дополнительные траты, например, оплата хранения тех или иных товаров, транспортные расходы и т.д.

Читайте также:  Сметные нормы дополнительных затрат по видам строительства

Обязанность по уплате данных расходов лежит на ответственном лице – налогоплательщике, если иное не установлено положениями договора, либо соответствующими иными нормативно-правовыми актами.

Порядок определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления

В соответствии с действующими налоговыми нормами, сам факт выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления влечет за собой возникновение определенных налоговых обязательств для ответственного лица.

При этом при непосредственном выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд и потребления, исчисление налоговой базы происходит на основании суммы фактических расходов, которые понесла данная организация для выполнения тех или иных строительно-монтажных работ.

В общую сумму должны быть включены все расходы, включая реорганизуемой, либо уже реорганизованной организации или иного юридического лица.

В процедуре определения налоговой базы также должны участвовать различные строительные материалы, запасные детали, а также иные предметы, приобретение которых было необходимо при выполнении определенных строительно-монтажных работ, указанных в договоре между участниками данных правоотношений.

При этом факт приобретения данных товаров для собственных нужд и последующего использования обязательно должен быть зафиксирован в соответствующей налоговой документации.

Не включение одного, либо нескольких наименований в общую налоговую базу является грубым нарушением действующего законодательства РФ. Как только данный будет выявлен и подтвержден, например, при проведении налоговой проверки, в отношении налогоплательщика может быть назначена определенная ответственность.

Чаще всего, она выражается в виде штрафа, размер которого будет зависеть от количества не включенных в налоговую базу наименований, а также от иных нюансов, имеющих важное значение.

Налоговое законодательство РФ также устанавливает и возможные дополнительные расходы, которые не должны учитываться при определении налоговой базы.

Прежде всего, к таким расходам можно отнести подрядные работы, которые были выполнены соответствующей подрядной организацией по инициативе заказчика.

При этом обязанность по оплате данных работ лежит на заказчике, но данная сумма не должна участвовать в процедуре определения и установления общей налоговой базы.

Что относится к строительно-монтажным работам

К виду строительно-монтажных работ относятся все сопутствующие работы по непосредственной подготовке строительного участка, прокладке трубопровода, обеспечению электронной связи. Помимо этого, к строительно-монтажным работам также можно отнести и первоначальные действия по демонтажу существующих строений – зданий, сооружений, построек и т.д.

При этом становление строительно-монтажных работ полноценным объектом налогообложения будет осуществлено только в том случае, если:

  • выполнение данных строительно-монтажныхработ привело к определенному результату – появлению новых объектов основных средств, которые могут быть выражены в новых зданиях, сооружения и иных видах недвижимого имущества;
  • при выполнении определенных строительно-монтажныхработ произошло непосредственное изменение первоначальной стоимости того или иного объекта недвижимости. Такое нередко происходит при выполнении определенных строительно-монтажных действий по реконструкции объектов, при его модернизации, частичной ликвидации и т.д.

Помимо этого, к строительно-монтажным работам могут относиться не только действия по непосредственной постройке тех или иных объектов, но и по закладке фундамента для будущих зданий, дорожные и подводно-технические работы, возведение опорных конструкций зданий и т.д.

В том случае, когда те или иные работы, по каким-либо причинам, не могут быть признаны строительно-монтажными, они не будут являться правомерным объектом налогообложения.

Однако это не значит, что у налогоплательщика не будет обязательств по уплате тех или иных налогов и сборов в отношении проведенных ранее действий. Эти действия могут попадать под другой налог, установленный налоговым законодательством РФ, уплата которого также будет необходима в соответствии с действующими нормами.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: advokat-malov.ru

Сложные вопросы ведения налогового учета на реальных примерах практического применения

Порядок начисления НДС по СМР и применения налогового вычета.

Начисляем НДС по СМР

НК РФ не содержит разъяснение понятия строительно-монтажные работы.
На основании ст. 11 НК РФ в данном случае необходимо руководствоваться иными нормативными актами.
Так Приказе Росстата от 13.01.2020г. № 2 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» указано, что к строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установку и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и тому подобного).

В соответствии с п1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Читайте также:  Межрегиональный информационно аналитический бюллетень индексы цен в строительстве ко инвест

Согласно п.2,3 ст. 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации. (п.2)

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. (п.3).

В п.10 ст. 167 НК РФ указано, что в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

В случае, если работы выполняются выполняются смешанным способом (т.е., в отдельных случаях привлекаются подрядные организации), а что-то организация выполняет силами своих работников, необходимо учитывать следующее:

В Решении ВАС РФ от 06.03.2007г. № 15182/06[1] указано следующее:
«В главе 21 Кодекса норм, устанавливающих специальный порядок определения налоговой базы при смешанном способе строительства, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика, а другая часть — силами сторонних организаций, не имеется. Поэтому при таком способе строительства налогоплательщик-застройщик в целях налогообложения применяет нормы, предусмотренные пунктом 6 статьи 171 Кодекса в отношении работ, выполненных подрядным способом, и подпункт 3 пункта 1 статьи 146, пункт 2 статьи 159, пункт 6 статьи 171 Кодекса в отношении работ, выполненных хозяйственным способом.
Указанное исключает увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на стоимость строительных работ, выполненных подрядчиками.
Иное означало бы, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость является возведенный (построенный как силами застройщика, так и силами подрядчиков) объект основных производственных средств, а не строительно-монтажные работы, выполненные налогоплательщиком для собственного потребления, что входит в противоречие с определением объекта налогообложения, содержащимся в подпункте 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса».

В Письме ФНС РФ от 04.07.2007г. № ШТ-6-03/527 «О направлении решения ВАС РФ от 06.03.2007г. №15182/06» указывается на необходимость применения налогоплательщиками данной позиции ВАС РФ.

В Постановлении ФАС ДО от 09.07.2014г. № Ф03-2676/2014 по делу № А51-21000/2013 указано, что п. 2 ст. 159 НК РФ не содержит исключений относительно видов расходов налогоплательщика, понесенных в связи с выполнением строительно-монтажных работ. Соответственно стоимость товаров (работ, услуг), таких как строительные материалы, инструменты, запасные части, иные предметы и ценности, приобретаемые для выполнения данных работ, подлежит включению в налоговую базу по НДС.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 17.03.2011г. № 03-07-10/05.

Одновременно отмечаем, что в том же Письме Минфина РФ от 17.03.2011г. № 03-07-10/05 указано, что при передаче заказчиками подрядным организациям материалов на давальческих условиях при проведении капитального строительства подрядным способом, то такая передача объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Из вышеизложенного следует, что объектом налогообложения НДС являются СМР, выполненные Организаций без включения сумм, израсходованных на услуги подрядчиков, но с включением всех затрат, связанных с хоз.способом, в т.ч., стоимости МПЗ.

При этом стоимость материалов, переданных подрядчику, в расчет налоговой базы по НДС с СМР не включается.

Моментом определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

Начисленный НДС принимаем к вычету

На основании абз. 3 п.6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных статьей 171.1 настоящего Кодекса.

В п. 5 ст. 172 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, указанных в абз. 3 п.6 ст. 171 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ.

Из вышеизложенного следует, что налоговый вычет по НДС с СМР, указанный в абз. 3 п.6 ст. 171 НК РФ, может быть заявлен в момент начисления налоговой базы по НДС в случае, если расходы на строительство будут учитываться в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, организация является налогоплательщиком НДС, объект будет использоваться в операциях, признаваемых объектом налогообложения НДС ( и не освобожденных от налогообложения).

Особенности оформления счета-фактуры

В п. 21. Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Приложение № 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011г. № 1137) указано , что по строительно-монтажным работам, выполненным организацией для собственного потребления, счета-фактуры составляются в момент определения налоговой базы, установленный в соответствии с п.10 ст.167 НК РФ , и регистрируются в книге продаж.

Отмечаем, что оформление такого счета-фактуры имеет особенность — при заполнении строк 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б организация должна указать свои реквизиты. Выписывается счет-фактуры в одном экземпляре — для себя.

[1] О признании частично недействующим письма Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-04-15/01 «О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года

Комментарии

Друзья!
Нашли ли Вы в данной статье полезную информацию для Вас?
Мы очень благодарны за Ваши отзывы и комментарии!

Источник: nalogi-cons.ru

Рейтинг
Загрузка ...