Разработка проектной документации на территории Российской Федерации в настоящее время производится в соответствии с инструкцией «О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 11-01-95 (официальное издание, разработанное Министерством строительства Российской Федерации). В отдельных нормативных документах устанавливается порядок разработки градостроительной документации для строительства объектов за границей.
Разработка проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов осуществляется на основе утвержденных (одобренных) технико-экономических обоснований инвестиций в строительство зданий, сооружений, комплексов и т.п. Проектной документацией детализируются принятые в ТЭО решения и уточняются основные технико-экономические показатели (Рис. 1а).
Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. При этом обязательной частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.
От мечты до заселения [Этапы проектирования и строительства дома]
Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения:
1)основание для проектирования;
4)требования по вариантной и конкурсной разработке;
5)особые условия строительства;
6)основные технико-экономические показатели, в том числе жилых или общественных зданий, их назначение (этажность, число секций и квартир, вместимость или пропускная способность);
7)назначение и типы встроенных в жилые дома предприятий или учреждений общественного обслуживания, их мощность, вместимость, пропускная способность, состав и площади помещений, строительный объем;
8)основные требования к архитектурно-планировочному решению здания, условиям блокировки, отделки здания;
9)рекомендуемые типы квартир и их соотношение;
10)основные требования к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций;
11)основные требования к инженерному и технологическому оборудованию;
12)требования по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
13)требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам;
14)требования к разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
15)требования о необходимости создания демонстрационных материалов (их состав и форма), выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в процессе проектирования и строительства, разработки санитарно-эпидемиологических условий к объекту.
Вместе с заданием на проектирование заказчик (инвестор) выдает проектной организации следующие документы и материалы, предварительно оговоренные в договоре (контракте) на выполнение проектных работ (номенклатура, порядок и сроки представления материалов):
Этапы проектирования
•обоснование инвестиций в строительство данного объекта;
•решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта;
•имеющиеся материалы топографической съемки участка строительства и данные геологических и гидрогеологическая изысканий;
•материалы по существующей и сохраняемой застройке Я зеленым насаждениям;
•сведения о наземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях;
•материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые сооружения;
•данные по виду выделяемого топлива;
•технические условия на присоединение к внешним инженерным сетям и коммуникациям;
•сведения о фоновом состоянии окружающей природной среды, комфортности проживания населения, о наличии техногенных объектов вблизи строительства объектов жилищно-гражданского назначения и зонах их воздействия при возможных аварийных ситуациях;
Задание на проектирование объектов производственного назначения:
1)основание для проектирования;
4) требования по вариантной и конкурсной разработке;
5)особые условия строительства;
6)основные технико-экономические показатели объекта, в том числе мощность, производительность, производственная программа;
7)требования к качеству конкурентоспособности и экологическим параметрам продукции;
8)требования к технологии, режиму предприятия;
9)требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям;
10)выделение очередей и пусковых комплексов, требования по перспективному расширению предприятия;
11)требования и условия к разработке природоохранных мер и мероприятий;
12)требования к режиму безопасности и гигиене труда;
13)требования по ассимиляции производства;
14)требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
15)требования по выполнению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ;
16)состав демонстрационных материалов.
Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства.
Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы:
•обоснование инвестиций строительства данного объекта;
•решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта;
•акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы;
•технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;
•сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта;
•исходные данные по оборудованию, в том числе индивидуального изготовления;
•необходимые данные по выполненным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования;
•материалы инвентаризации, оценочные акты и решения органов местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;
•материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и состояния природной окружающей среды, данные о существующих источниках загрязнения и другие сведения в соответствии с требованиями природоохраняемых органов, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства;
•имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований, обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений, подземных и наземных сетей и коммуникаций;
•чертежи и технические характеристики продукции предприятия;
•задание на разработку тендерной документации на строительство (при необходимости);
•заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений;
•технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах;
•условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов;
Стоимость проектных работ
Утверждение проектов: экономический аспект
Утверждение проектов на строительство в зависимости от источников его финансирования производится:
•при строительстве за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, — в порядке, установленном Министерством строительства России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
•при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, —соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке
•при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) — непосредственно заказчиками (инвесторами).
Состав проектной документации на строительство
Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:
•общая пояснительная записка;
•архитектурно-строительные решения; технологические решения; решения по инженерному оборудованию;
•охрана окружающей среды;
•инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
•организация строительства (при необходимости);
Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения состоит из следующих разделов:
•общая пояснительная записка;
•генеральный план и транспорт;
•организация и условия труда работников;
•управление производством и предприятием;
•инженерное оборудование, сети и системы;
•охрана окружающей среды;
•инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;
•мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
Подробнее остановимся на разделах сметная документация и эффективность инвестиций, являющихся экономическим итогом всего проекта.
Сметная документация на стадии проекта содержит | ||
сводные сметные расчеты стоимости строительства и, при необходимости, сводку затрат (составляются в том случае, когда капиталовложения предусматриваются из разных источников финансирования) | объектные и локальные сметные расчеты; | сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы). |
В рабочую документацию входят объектные и локальные сметы, которые составляются, если это предусмотрено договором, на выполнение рабочей документации.
Для определения стоимости строительства используется действующая сметно-нормативная (нормативно-информационная) база.
При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах (рабочей силе, строительных машинах, материалах и конструкциях) и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.
В сводном сметном расчете предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей сметной стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений.
На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций (в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.).
Порядок предоставления земельных участков для проектирования и строительства
Предоставление земельных участков в Москве для проектирования и строительства осуществляется на основании соответствующих нормативных документов (распоряжений мэра, постановлений правительства), в которых определен порядок рассмотрения заявок на предоставление земельного участка и права на проектирование и строительство (реконструкцию, реставрацию, расширение объекта).
Источник: kazedu.com
Урок №3. Современные направления в проектировании
Сегодня мы рассмотрим следующие темы:
- -современные направления в проектировании;
- -проектирование как вид творческой деятельности;
- -нормы и правила проектирования объектов ландшафтного дизайна;
На некоторых темах остановимся подробнее, а другие просто обсудим как факты, которые нужно принимать такими, какие они есть.
«Современные направления в проектировании».
История развития человечества и цивилизация даёт нам понятие, что ландшафтный дизайн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии и красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
На современном этапе развития архитектуры ее материально-утилитарные и конструктивные аспекты начинают постепенно терять свое прежнее значение и уступать место художественной выразительности форм. В настоящий момент происходит ломка старых стереотипов, своего рода отказ от устоявшихся принципов и приемов формообразования и обращение к символической роли формы и ее художественных характеристик. Возможно, такой подход к проектированию поможет архитектору заглянуть за рамки привычной действительности и попытаться создать идеальный образ архитектурно-пространственной среды будущего. Новые архитектурные объекты выходят за рамки проектного порядка, принимая облик сложных образных структур и символических трансформаций, которые представляют собой иерархию форм и значений нового уровня в сочетании с традиционными композиционными приемами художественного языка архитектуры. Композиционные приоритеты входят в качественное противоречие с функциональными требованиями, а также с проявлением их сущности в образной характеристике зданий и окружающего ландшафта.
Следует отметить, что попытки классификации «новейших» архитектурных объектов разного уровня образной сложности по направлениям, обозначившимся в современной архитектуре, уже существуют. Справедливо было бы утверждать, что существенным элементом концептуализации во всех упомянутых классификациях является форма. Однако в данном случае ее можно истолковать как нелинейную визуальную интерпретацию образа: форма как принцип образа. Именно поэтому была осуществлена попытка создания новой классификации архитектурных форм по образно-смысловому признаку.
В первую очередь были определены критерии рассмотрения образов новой архитектуры, в основу которых легли перспективные направления, господствующие в архитектуре доминантных пространственных объектов:
— образ как философия;
— образ как процесс;
— образ как структура;
— образ как произведение искусства;
— образ как форма.
Каждый из данных подходов к архитектурному образу основывается на принципах нелинейности решения и материального воплощения объектов.
Что касается первого – образ как философия – то его базовыми принципами стали концептуальные идеи новой интерпретации «космогонии». Такая архитектура носит подлинно символический характер. Образная структура выступает не только в роли передатчика информации, но и обладает самодостаточностью, давая возможность воспринимающему ее человеку самому сформировать и выразить некое представление о ней – свою собственную философию. Подобные архитектурно-символические образы отражены в постройках и проектных предложениях Д. Либескинда.
Даниэл Либескинд
Третий критерий – образ как структура. Основные направления, анализируемые в рамках данной категории – архитектурные формы, созданные на основе фрактальной геометрии, «архитектура складок», «архитектура пузырей», «архитектура каплевидных форм», «ленд-морфная архитектура».
Архитектурный образ в данном случае базируется на сочетании предельно абстрактных нелинейных форм, существующих вне традиционной прямоугольной системы координат. Характерные черты образных структур архитектурных объектов – тектоника, граничащая с атектоничностью, процесс, движение, энергия, эстетика, природа, самоорганизация. Интересным моментом создания архитектуры является образное переосмысление подсознательно понятных человеку природных, антропоморфных либо механистичных форм. Типичными представителями, творящими в вышеупомянутых направлениях, стали Г. Линн, Эйзенман и др.
Питер Эйзенман
Четвертая категория объектов определяется критерием образ как произведение искусства. К этому разделу относятся образные структуры объектов, которые основаны на абстрактных ассоциациях, отвлеченных метафорах, «скульптурных экспериментах».
Зритель самостоятельно интерпретирует образ подобного рода сооружений: «по своему вкусу», интеллектуальному уровню или по возможности фантазии. Такая архитектура воспринимается как артефакт, законченная композиция, основанная на семантически подвижных метафорах природных форм, явлений и элементов. Эксперименты в области формирования пластичного образного единства проводили в разные периоды своего творчества практически все известные архитекторы, работающие в области нелинейной архитектуры. Интересными примерами такого подхода могут быть работы архитекторов Ф.Гери, У.Олсопа.
И, наконец, пятый критерий – образ как форма – определяется наиболее тектоничным и структурированным из перечисленных направлений – «органи-теком». Образ в данном случае выступает как синтез конструктивной определенности и метафоричной формы.
Столь тесная аналогия с живым организмом, присутствующая в названии архитектурного направления, в полной мере нашла свое отражение в образных структурах объектов, принадлежащих к этой категории. Органическая или биологическая составляющая выступает в качестве инструмента, с помощью которого становится возможным наиболее точно выразить концептуальную идею проекта.
Среди архитекторов, работающих в рамках данной категории, наибольший интерес представляют Н. Фостер, Р. Роджерс, С. Калатрава, М. Гримшоу.
Сантьяго Калатрава
Что же касается правильного прочтение зрителем замысла архитектора при визуальном восприятии образной стороны архитектуры, то это представляется на сегодняшний день не таким уж важным моментом. Создаваемая в процессе образного проектирования архитектура должна быть прочувствована, осознана и интерпретирована человеком на подсознательном уровне, аналогично тому, как он ощущает, воспринимает и осознает природу.
«Проектирование, как вид творческой деятельности».
Понятие «проектирование» не имеет однозначного толкования, но достаточно четко прослеживаются два подхода к определению понятия «проектирование»: инженерный подход и бизнес-подход. Инженерный подход связывает проектирование с процессом создания новых объектов. Бизнес-подход рассматривает процесс проектирования более широко и включает в себя инженерный подход как составную часть.
Существует более 30 определений понятия «проектирование», которые отличаются соотношением инженерного и бизнес-подхода, закладываемого авторами.
У ландшафтных архитекторов существует своя формула, основанная на изречении И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – вот наша задача, но взять нужно так, что бы природа ничего не заметила».
Поэтому проектирование ландшафта – это процесс мировоззрения человека, процесс его слияния с природой, процесс самоопределения и нахождения своего места в окружающем мире, процесс выражения своего взгляда на привычные вещи. Но, в то же время, это процесс постоянного подавления собственного «Я» ради других людей.
Проектирование ландшафта можно сравнить с написанием портрета – работа художника должна понравиться позирующему.
«Нормы и правила проектирования объектов ландшафтного дизайна».
Культурный ландшафт остается природным комплексом и развивается по природным законам. Это еще отмечали классики ландшафтоведения Неуструев, Полынов. Основным критерием оптимальности является относительная устойчивость культурного ландшафта. При проектировании культурного ландшафта необходимо ориентироваться на оптимизацию его структуры и функции.
Это означает необходимость воздействия на обе главные системы его внутренних связей:
- Cвязи между подчинёнными геосистемами морфологического уровня;
- Cистема связи между компонентами ландшафтов (твердым субстратом, водой, почвой и т.д.).
Практически это осуществляется путем организации территории ландшафта, регулирования его естественных функций, т.е. процессов, вытекающих из взаимодействия компонентов. Под организацией территории подразумевается научно обоснованное размещение площадей с различным хозяйственным или другим функциональным назначением и режимом использования. Научная организация территории основывается на морфологии ландшафта.
Основные принципы организации территории культурного ландшафта:
- Культурный ландшафт не должен быть однообразным.
- В культурном ландшафте не должно быть пустошей, свалок, заброшенных карьеров и других «неудобных» земель. Всех их следует подвергнуть рекультивации.
- Из всех видов использования земель приоритет отдается зеленому покрову, учитывая его особые функции в ландшафте.
- В некоторых ландшафтах для поддержания природного равновесия целесообразно экстенсивно (приспособительно) использовать землю.
- В проектах организации территории необходимо предусмотреть полное изъятие некоторых земель из хозяйственного использования и введение ограничений на использование других земель. Существуют разные категории охраняемых территорий: заповедники, национальные и природные парки, природные резерваты и заказники, в интенсивно осваиваемых ландшафтах желательно выделить охраняемые территории на уровне отдельных урочищ и их групп, для которых устанавливается режим природных резерватов или специализированных заказников.
- Разработка рациональной планировочной структуры культурного ландшафта должна сопровождаться его внешним благоустройством, поддержанием или формированием высоких эстетических качеств.
- При организации территории культурного ландшафта необходимо учитывать всестороннюю сопряженность фаций и урочищ и их связей по гравитационному каналу через циркуляцию воздушных масс и сток.
- Рациональное размещение земель и научно обоснованный режим их использования и охраны необходимо сочетать с мерами, направленными на повышения их потенциала.
Ландшафтный проект участка
Создание ландшафтного проекта – стартовый этап в процессе благоустройства участка. Не секрет, что этот процесс нередко бывает довольно сложным и может занять немало времени. Грамотная планировка поможет определить последовательность и сроки проведения ландшафтных работ, а также предварительно подсчитать затраты.
Чтобы воплотить в жизнь задумки заказчика, ландшафтный дизайнер, прежде всего, должен тщательно изучить имеющиеся сведения об участке. В соответствии с требованиями заказчика вначале разрабатывается общая концепция и стиль создаваемого ландшафта. Определяются основные зоны и элементы планировки будущего сада. Все это отражается в эскизах, которые необходимо обсудить с заказчиком. Результатом всей проведённой работы и станет ландшафтный проект.
Зачем нужен ландшафтный проект участка?
Проект необходим и заказчику, и исполнителям.
Для заказчика это возможность получить целостное представление о будущем виде участка и предварительно оценить объем финансовых вложений. Правильно составленный ландшафтный проект помогает избежать многих сложностей, ошибок и лишних затрат.
Для исполнителей ландшафтный проект является основным документом, который регламентирует объёмы, порядок и сроки выполнения ландшафтных работ по озеленению и благоустройству. От качества данного документа зависит результат всей работы, соответствие благоустроенной территории запросам заказчика.
Основные этапы создания ландшафтного проекта:
- > Выезд на участок. При осмотре территории внимание обращается на рельеф, расположение построек, характеристики почвы, освещённость, наличие деревьев и иной растительности, а также на другие особенности участка;
- > Составление Технического Задания (ТЗ).
- > Заключение договора на выполнение проектных работ. Условия договора зависят от результатов предпроектных исследований и полученной во время выезда на участок информации. Заключение договора является обязательным условием выполнения дальнейших работ по созданию ландшафтного проекта;
- > Замеры участка. На участках с перепадами высот и сложным рельефом требуется проводить геодезическую съёмку, а на ровных участках правильной формы обычно достаточно топографической. Кроме того, проводится фотосъёмка участка;
- > Разработка общей концепции и определение стиля будущего сада;
- > Создание эскизного варианта. Он даёт наглядное представление, позволяют оценить общую планировку участка, а также его отдельных фрагментов. Сделанный эскиз обсуждается с заказчиком, при необходимости в него вносятся корректировки. К дальнейшей работе по созданию проекта приступают только после одобрения заказчиком понравившегося ему варианта;
- > Детализация проекта. На данном этапе создаются подробные планы, чертежи и рабочие схемы, которые будут использоваться при благоустройстве участка.
Сроки разработки проекта зависят от его сложности. Как правило, по времени весь процесс, включая обсуждения и согласование проекта с заказчиком, занимает не больше одного месяца.
Содержание ландшафтного проекта.
Объем проектной документации напрямую зависит от степени его детализации и сложности планируемых работ. Чем подробнее и сложнее проект, тем больше его объем и выше стоимость.
Ландшафтный проект участка может включать в себя следующие документы:
- > План участка с нанесёнными исходными замерами его параметров;
- > Общая концепция создаваемого ландшафта (описание назначения участка, его будущего стиля, целей планируемых работ и др.);
- > Трёхмерные изображения будущего сада (смоделированные на компьютере или рисованные);
- > Генеральный план – изображение вида участка сверху;
- > Разбивочный чертёж – схема расположения площадок и дорожек;
- > Посадочный чертёж озеленения – разметка посадочных мест;
- > Дендроплан – план размещения на участке деревьев и кустарников;
- > План расположения цветников, водоёмов и других элементов ландшафтного дизайна;
- > Прорисовка розариев, альпинариев и т.п.;
- > Отдельные схемы цветников с расположением в них растений;
- > Ассортиментная ведомость используемых растений;
- > План системы автоматического полива;
- > Схема системы освещения участка;
- > Схематичное изображение системы ливневой канализации и дренажной системы;
- > Эскизы и подробные чертежи малых архитектурных форм (фонтанов, беседок, барбекю, пергол и т.п.);
- > Пояснительная записка (содержит информацию о сроках и последовательности проведения ландшафтных работ, правилах и особенностях ухода за создаваемым садом и др.);
- > Предварительная смета.
Источник: www.uzhniy.ru