Цитировать:
Овсянникова Т.Ю., Рабцевич О.В., Югова И.В. Оценка мультипликативного влияния жилищных инвестиций на динамику городского развития // Жилищные стратегии. – 2017. – Том 4. – № 3. – С. 175-192. – doi: 10.18334/zhs.4.3.38584.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32482132
Цитирований: 17 по состоянию на 24.03.2022
Аннотация:
Целью данного исследования является оценка роли и значимости жилищных инвестиций в устойчивом социально-экономическом развитии города, обоснование мультиплицирующего воздействия инвестиций в жилище на все отрасли городской экономики. Рост жилищных инвестиций способствует не только развитию соответствующего рынка, но и порождает мультипликативный эффект, проявляющийся в развитии различных взаимосвязанных отраслей.
Предлагается авторский подход к оценке уровня городского развития, который предполагает определение валового городского продукта на основе интегральной оценки валовых добавленных стоимостей видов экономической деятельности в экономике города. Представлен алгоритм образования валовой добавленной стоимости в экономике города в результате эффекта мультипликации жилищных инвестиций.
«ESG-повестка как платформа для диалога бизнеса и власти по комплексному развитию территорий»
Произведена оценка мультипликативного эффекта жилищных инвестиций на примере г. Томска. Показано, что за счет эффекта мультипликации каждый рубль жилищных инвестиций порождает 4 рубля добавленной стоимости в экономике города. Исследование выполнено с использованием методологии системы национальных счетов, методов статистического и структурного анализа.
Доказано, что приоритетное направление инвестиций в жилищное строительство является важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития города. Методика предназначена для обоснования выбора приоритетов в муниципальной и региональной инвестиционной политике. Основными пользователями методики являются городские и региональные органы управления и потенциальные инвесторы.
Ключевые слова: экономика города, мультипликативный эффект, жилищные инвестиции, валовый городской продукт
JEL-классификация: O18, E22, C67, E01, L 74
Подробнее об авторах:
Овсянникова Татьяна Юрьевна
заведующая кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, доктор экономических наук, профессор
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ORCID: 0000-0002-0771-7114
SPIN (elibrary.ru): 3816-9606
Рабцевич Ольга Валерьевна
доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, кандидат экономических наук, доцент
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ORCID: 0000-0002-0930-6976
SPIN (elibrary.ru): 3161-8039
Югова Ирина Владимировна
старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ORCID: 0000-0002-5322-4775
SPIN (elibrary.ru): 1202-1945
Мировые кризисные явления и российская экономика (Еремин В.В.) // Экономическая безопасность. № 4 / 2021
Эффект мультипликатора
Источник: 1economic.ru
научная статья по теме ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНОК МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ Экономика и экономические науки
Текст научной статьи на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНОК МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ»
Применение оценок мультипликативных эффектов строительства в управлении развитием территорий
Аннотация. В статье представлено авторское определение и принципы управления развитием территорий. Раскрыта роль стратегического планирования и инвестиционно-строительной деятельности в этом процессе. Даны соответствующие статистические данные, краткий обзор опыта применения мультипликативных эффектов строительства в экономике. Предложен механизм управления развитием территорий с учетом оценок мультипликативных эффектов строительства, а также показатель территориальной эффективности строительства.
Abstract. The authors’ definition and principles of territorial development management are given. The role of strategic planning and investment and construction sphere in this process is revealed. Authors provide relevant statistic data and a brief overview of experience of construction’s multiplier effects application in the economy. Mechanism of territorial development management given estimates of construction’s multiplier effects and indicator of construction’s territorial effectiveness are offered.
Ключевые слова: мультипликативные эффекты, инвестиционно-строительные строительство, инвестиции, управление развитием территорий.
Keywords: multiplier effects, investment and construction projects, construction, investment, territorial development management.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020г. (далее Концепция-2020) в качестве одного из целевых ориентиров устанавливает сбалансированное пространственное развитие. Для достижения этой цели Концепцией предусматривается реализация таких задач, как:
• развитие базовых отраслей экономики (посредством стимулирования роста инвестиций, обеспечения налоговой и кредитной поддержки инвестиционных проектов);
• снижение экономической и социальной дифференциации территорий;
• укрепление системы стратегического управления региональным развитием;
• повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил;
• повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей» [11] и др.
Судя по этим задачам, которые также дублируются или детализируются в других документах федерального и регионального уровней, крайне важным и актуальным является эффективность управления территориальным развитием. На основе анализа различных трактовок данного понятия авторы дают следующее определение этой деятельности:
управление развитием территории -это комплексная целенаправленная деятельность, связанная с использованием, распределением и/или координацией человеческих, интеллектуальных, трудовых, бюджетных, инвестиционных, материальных и административных ресурсов на заданной территории в соответствии с научно обоснованной концептуальной политикой, отражающей стремление к достижению устойчивого развития территории и сочетающей в себе интересы всех субъектов территории.
Исходя из этого определения, выделим следующие принципы в управлении территориальным развитием:
— научной обоснованности и методологической обеспеченности;
— стейкхолдерский (определяющий важность учета интересов всех взаимодействующих сторон).
А также выделим не менее важный принцип финансовой самостоятельности или самодостаточности.
Содержание управления развитием территорий как деятельности и в России, и за рубежом определяется практически одинаково (за исключением социальных и культурных аспектов развития территории, а также роли антикризисного управления в развитии территории, которым придаются больше значения в зарубежной практике). Как видно на схеме ниже (рис. 1), эффективность управления, по сути, определяется успешностью реализации утвержденных стратегий развития.
В свою очередь, в процессе стратегического планирования в России, согласно ФЗ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», в самом общем виде (т.е. без выделения уровней управления) предполагается разработка следующего перечня документов стратегического планирования, представленных схематически ниже (см. рис. 2).
Данный рисунок дает понять значимость:
1) во-первых, схем территориального планирования как связующего звена между документами стратегического планирования и территориального, регулируемого Градостроительным Кодексом РФ.
2) во-вторых, инвестиционно-строительных проектов (ИСП), необходимых для
конечной реализации документов стратегического планирования, и привлечения инвестиций в эти проекты.
Рис. 1. Общая схема управления развитием территории.
В той же Концепции-2020 указывается на роль координации «инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений». При этом отмечается, что «важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, а также образовательной и инновационной инфраструктуры» [11].
Во время пресс-конференции в декабре 2013 г. президент В.В. Путин на вопрос о Фонде Национального Благосостояния отметил, что вкладывая средства ФНБ в проекты развития Транссиба, БАМа и ЦКАД, государство рассчитывает на проявление соответствующего мультипликативного эффекта в экономике страны [10]. Более того, это решение было принято по-
сле обсуждений с представителями бизнес-сообщества. Такой подход поддерживают некоторые экономисты, отмечая, что снижение экономического роста, начавшееся в 2013г., обусловлено падением объемов инвестирования в экономику не со стороны частного сектора, а государственного, когда были завершены крупные инфраструктурные проекты (такие, как олимпийские проекты в Сочи, инфраструктурные проекты во Владивостоке). Как следствие, в целях восстановления экономики страны предлагается, в первую очередь, инвестировать в инфраструктурные проекты (а также в проекты жилищного строительства), реализация которых ведет к появлению значительных мультипликативных эффектов [3]. Это подтверждают и количественные расчеты: исследование, выполненное в 2009 г. главным экономистом Moody’s, Марком Занди, на примере США, показало, что 1 единица государственных инвестиций в инфраструктуру ведет к привлечению 1,59 единиц частных инвестиций в инфраструктуру [9].
Выявление и учет таких закономерностей особенно важны в условиях низкой инвестиционной привлекательности, характерной многим
регионам страны, что является существенным препятствием для обеспечения стабильного социально-экономического развития.
МО — муниципальные образования Рис. 2. Система стратегического и территориального планирования в РФ.
Согласно последним обновленным данным Росстата, в течение последних 15 лет ВВП и объем инвестиций в основной капитал на уровне страны росли. Однако если смотреть на ситуацию в разрезе субъектов федерации, то в последние 5 лет в 43 из 83 субъектов наблюдалось либо скачкообразное изменение объема инвестиций с чередованием периодов роста и падения, либо стабильное уменьшение, либо резкое снижение в последние два года.
При этом частные инвестиции в последние пять лет составляли 50-60% от общего объема на уровне страны, государственные — 1517%, российских организаций смешанной формы собственности — 7,5-12%, муниципальных образований — около 3% (за исключением иностранных инвестиций). Самая маленькая доля, как в инвестировании, так и в выполнении строительных работ (0,4%) принадлежит муниципалитетам, что неудивительно, так как, например, на 1 января 2014 г. в муниципальных образованиях 78 из 83 субъектов федерации наблюдался дефицит бюджета [12].
В таблице 1, сравнивая фактическое изменение показателей по состоянию на 2014 г. и среднегодовой темп прироста, необходимый для обеспечения желаемых значений к 2020 г., можно увидеть, что на данный момент из четырех выбранных нами целевых показателей, установленных Концепцией-2020, только прогнозируемое значение ВВП может быть достигнуто к 2020 г. Однако, учитывая его зависимость от других показателей, эту возможность также следует подвергнуть сомнению. Прогнозные значения этих индикаторов (кроме ВВП), представленные Минэкономразвития, ниже целевых и более реалистичны.
Для усовершенствования эффективности планирования социально-экономического развития территорий страны, с учетом всего вышесказанного, мы предлагаем включить в процесс управления территориальным развитием расчет и учет мультипликативных эффектов инвестиционно-строительных проектов и строительной отрасли в целом.
Целевые показатели социально-экономического развития России в 2020 г. (по сравнению с 2012 г.
Показатели Целевые (Концеп-ция-2020) Фактические (на 2014г.) Необходимый среднегодовой темп прироста Прогноз МЭРТ
Валовой внутренний продукт (ВВП) Прирост на 64-66% Прирост на 14,8% (7,2% в год) 6,4-6,6% Рост в 2,1-2,6 раза
Производительность труда Прирост на 71-78% Прирост на 1,9% (на 2013 г.) 7-7,5% Прирост на 37,645,2%
Реальные располагаемые доходы населения Прирост на 64-72% Снижение на 11,1% (на 3 кв. 2014 г.) 6,4-7,1% Прирост на 35,360,8%
Инвестиции в основной капитал Рост в 2,15-2,33 р. (215-233%) Прирост на 7,5% (3,75% в год) 10,1-11,2% Рост в 0,5-2,4 раза
Источник: Росстат, МЭРТ, собственные расчеты авторов
Теоретические исследования мультипликативных эффектов в экономике проводятся западными учеными-экономистами с 1930-х гг. (начиная с традиционного кейнсианства), отечественными — с 1950-х гг. (первые попытки были предприняты еще в 1920-х гг., но не поддержаны советской властью). Что касае
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
Поляков Л.А. Теория мультипликатора и экономический механизм регулирования рынка жилья
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность: 08.00.01 — политическая экономия. — Ярославль:ЯГУ, 2000. – 185 с. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Мелиховский Виктор Михайлович.
Аннотация.
Целью исследования является научное обоснование роли государства в механизме регулирования жилищного рынка, высокой степени привлекательности строительства нового жилья с точки зрения обеспечения за счёт него мультипликативного прироста валового национального продукта, разработка экономико-математической модели мультипликатора жилищных инвестиций и на его основе — модели механизма регулирования жилищного рынка.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что повышенный мультипликативный эффект жилищных инвестиций обусловлен широкой номенклатурой дополняющих (комплементарных) жильё товаров и высокой эластичностью спроса по доходу на эти товары. Это означает, с точки зрения инвестиционного процесса, что объёмы жилищных инвестиций и всех остальных капиталовложений должны обеспечить рост производства названных товаров, то есть должны обеспечить определённые соотношения между собой.
В качестве объекта исследования выступает жилищный рынок, представленный как система составляющих и сопряжённых с ним субрынков, таких как первичный и вторичный рынки жилья, рынок аренды жилья, рынок инвестиций, рынок строительных материалов, проектной продукции, риэлторских услуг и др.
Предметом исследования является проблема регулирования жилищного рынка с точки зрения мультипликаторной теории в целях обеспечения экономического роста и наиболее полного удовлетворения жилищных потребностей населения.
Содержание.
Мультипликация жилищных инвестиций в рыночной экономике.
Анализ эволюции теории мультипликатора.
Экономико-математическая модель жилищного мультипликатора.
Место и роль мультипликатора в механизме регулирования жилищного рынка.
Мультипликативные эффекты в экономике и жилищном рынке с точки зрения системного подхода.
Механизм регулирования жилищной экономики и основные особенности российского рынка жилья.
Мультипликативные процессы и инструменты государства в регулировании жилищного рынка.
Головачев А.С. (ред.) Экономическая теория. Практикум
- формат djvu
- размер 6.31 МБ
- добавлен 22 января 2012 г.
Мн.: Вышейшая школа, 2006. — 446с. Содержание: Предисловие. Общие основы экономической теории: Экономическая теория как система фундаментальных научных знаний. Экономическая система общества. Собственность в экономической системе. Производство: сущность, факторы, результаты, эффективность.
Формы общественного хозяйства и их эволюция. Рынок: сущность, функции, структура, преимущества и недостатки. Субъекты хозяйствования в современной экономике.
Головачев А.С., Пацкевич Л.П. и др. Экономическая теория. Практикум
- формат pdf
- размер 32.86 МБ
- добавлен 30 декабря 2010 г.
Содержание: Общие основы экономической теории: Экономическая теория как система фундаментальных научных знаний. Экономическая система общества. Собственность в экономической системе. Производство: сущность, факторы, результаты, эффективность. Формы общественного хозяйства и их эволюция. Рынок: сущность, функции, структура, преимущества и недостатки.
Субъекты хозяйствования в современной экономике и предпринимательство. Микроэкономика: Механизм фу.
Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций)
- формат doc
- размер 218.45 КБ
- добавлен 20 июня 2008 г.
Предмет и метод экономической теории. Общественное производство: сущность, структура, результаты. Общая характеристика рыночной экономики. Собственность и ее роль в экономике. Экономическая теория товара и денег.
Рыночный механизм и элементы его функционирования. Экономическая роль и функции современного государства. Теория факторов производства и распределения факторных доходов. Теория капитала и прибыли. Рынок труда и заработная плата. Доходы о.
Жмайло А.Ф. Экономическая теория.Часть 2. Микроэкономика
- формат doc
- размер 699 КБ
- добавлен 17 декабря 2011 г.
Пособие. Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», Санкт-Петербург, 2009. — 45 с. Содержание Общие понятие о макроэкономики. Основные макроэкономические показатели Рыночный механизм макроэкономического равновесия Экономический рост и его факторы Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики, инфляции, безработица Основные инструменты макроэкономического (государственного) регулирования экономи.
Поляков Л.А. Теория мультипликатора и экономический механизм регулирования рынка жилья
- формат pdf
- размер 3.41 МБ
- добавлен 20 сентября 2011 г.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность: 08.00.01 — политическая экономия. — Ярославль: ЯГУ, 2000. – 185 с.(На правах рукописи). Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Мелиховский Виктор Михайлович. Аннотация. Целью исследования является научное обоснование роли государства в механизме регулирования жилищного рынка, высокой степени привлекательности строительства нового жилья с точ.
Программа курса Экономическая теория
- формат rtf
- размер 186.76 КБ
- добавлен 24 января 2011 г.
Для заочников Введение в экономическую теорию Предмет экономической теории, её философские и методологические основы Общие основы экономического развития общества Теория производства. Общественное производство – основа развития общества Экономические институты и собственность. Модели организации экономических систем Основы теории рыночной экономики Становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены Ры.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория
- формат txt
- размер 381.9 КБ
- добавлен 26 января 2009 г.
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 456 с. В учебнике, написанном преподавателями МГУ им. Ломоносова раскрываются основные понятия рынка и рыночных структур, их виды причины и механизм функционирования. Большое внимание уделено основам предпринимательства и его организации, правовым формам. Рассматривается теория производства фирмы, включая такие вопросы, как издержки производства, формирование дохода и прибыли.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов
- формат pdf
- размер 3.94 МБ
- добавлен 16 июня 2009 г.
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 2002. В учебнике, написанном преподавателями МГУ им. М. В. Ломоносова, раскрываются основные понятия рынка и рыночных структур, их виды, причины и механизм функционирования. Большое внимание уделено основам предпринимательства и его организации, правовым формам. Рассматривается теория производства фирмы, включая такие вопросы, как издержки производства, формирование дохода и прибыли.
Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория
- формат doc
- размер 2.5 МБ
- добавлен 22 июня 2010 г.
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 456 с. В учебнике, написанном преподавателями МГУ им. Ломоносова раскрываются основные понятия рынка и рыночных структур, их виды причины и механизм функционирования. Большое внимание уделено основам предпринимательства и его организации, правовым формам. Рассматривается теория производства фирмы, включая такие вопросы, как издержки производства, формирование дохода и прибыл.
Феоктистов Д.В., Худякова М.В., Руденко Д.Ю. Экономическая теория
- формат doc
- размер 1.4 МБ
- добавлен 03 декабря 2009 г.
ТГАМЭУП. Составители: Д. В. Феоктистов, М. В. Худякова, Д. Ю. Руденко 95 стр. Общетеоретические вопросы экономики (предмет и метод ЭТ, характеристика основных форм хозяйства, капитал, его оборот и кругооборот, земля как экономическая категория, сравнительный анализ экономических систем) Рынок как тип хозяйствования (механизм рыночного ценообразования в модели «спроса-предложения», эластичность спроса и предложения, теория рационального потребител.
Источник: www.studmed.ru
Доступное жилье — фактор экономический
Исследования показывают, что государственная помощь в приобретении жилья вносит значительный вклад в сокращение бедности и социального неравенства в стране.
Эксперт разъяснил подписанный на днях указ президента «О дополнительных мерах по обеспечению населения жильем за счет ипотечных кредитов на рыночных принципах».
Указ президента, подписанный 3 марта текущего года предусматривает масштабное расширение жилищного строительства в текущем году. О важности принятых мер в ракурсе стратегических целей развития Узбекистана.
С начала нового этапа реформ в Узбекистане особое внимание уделяется развитию жилищного строительства и доступности жилья для населения. Так, в 2019 был установлен исторический рекорд за все время существования Узбекистана в строительстве жилья — было введено в эксплуатацию 79,8 тысячи домов (112,2 тысячи квартир) общей площадью 14,5 млн. квадратных метров и 11,8 млн. квадратных метров жилья были сданы в эксплуатацию индивидуальными застройщиками.
За последние четыре года в рамках программ строительства доступного жилья в сельской местности и в городах возведено 140 тысяч единиц жилья. Это в 4-5 раз превышает среднегодовые значения жилищного строительства за предыдущий период. Однако, в прошлом году в связи с пандемией объемы строительства жилья снизились. Тем не менее, благодаря тому, что Узбекистан сумел успешно справиться с вызовами пандемии, сохранив, в том числе, положительные темпы экономического роста и укрепив экономический потенциал, в этом году появляется возможность вновь придать необходимую динамику развитию этой сферы. В текущем году в области жилищного строительства поставлены следующие ориентиры.
Если в 2020 году было построено 30 тыс. единиц доступного жилья, то в 2021 году планируется построить 45 тыс. Если в прошлом году из государственного бюджета было выплачено более 266,1 млрд. сумов субсидий на покрытие части первоначальной стоимости и процентов по ипотечным кредитам 5,5 тысячам семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, то в текущем году на эти цели выделяется 960 млрд сумов, которые получат 27 тысячам семей.
В прошлом году Министерством финансов на поддержку ипотечного кредитования было выделено коммерческим банкам 1,8 трлн. сумов, а уже в текущем году для выдачи ипотечных кредитов населению банкам будет выделено 8,1 трлн. сумов. По новому порядку ипотечные кредиты будут выделены на покупку 26 614 квартир (17 354 в городах и 9260 в сельской местности), что на 8 864 больше, чем в 2020 году (17 750), в том числе 1,5 трлн. сумов будут выделены на строительство и реконструкцию 6 500 индивидуальных жилых домов на земельных участках, находящихся в собственности населения.
Из государственного бюджета будет выделено 1,3 трлн. сумов на строительство 3 550 жилых домов для отдельных категорий граждан.
Кроме того, в сельской местности будет построено 8 336 единиц жилья за счет средств, выделяемых Азиатским и Исламским банками развития. Если в прошлом году такие дома строились только в сельской местности Андижанской, Бухарской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской и Ферганской областей, то в текущем году они будут построены во всех регионах.
Мультипликативный эффект строительства
Возникает вопрос: почему строительству жилья для населения уделяется столь пристальное внимание в деятельности руководства страны? Ответ на него достаточно прост – мы находимся на историческом этапе урбанизации, когда жилищное строительство является одним из ключевых факторов экономического роста и улучшения жизни населения. В Послании президента от 28 декабря 2018 года было подчеркнуто, что «на сегодняшний день уровень урбанизации в стране составляет 35,5%, и если не принять меры уже сегодня, то есть вероятность снижения данного показателя».
Здесь надо особо отметить, что одной из центральных задач в период урбанизации является обеспечение достойного жилья для всех. Однако, в 2001 г. обеспеченность жильем на одного человека составила в среднем 13,8 кв. метров, на 1 января 2010 года – 14,9 кв. м., в 2016 году – 15,4 кв. метра на человека. Жилищный фонд был представлен, в основном, индивидуальными жилыми домами.
Но уже начиная с 2017 г. правительством начала проводится активная политика по обеспечению населения доступным и комфортным жильем не только в городах, но и в сельской местности.
Тем не менее у населения до сих пор отмечается трудность в доступности приобретения квартир, особенно в новостройках, в связи с высокой процентной ставкой ипотечного кредитования. В то же время исследования показывают, что государственная помощь в приобретении жилья вносит значительный вклад в сокращение бедности и социального неравенства в стране.
Имеется еще один фактор, определяющий важное значение жилищного строительства для развития экономики. Практика зарубежных стран, в частности Китая, Южной Кореи и других развивающихся стран свидетельствует о том, что рост строительства жилья приводит к мультипликативному эффекту для всей экономики, обеспечивая развитие сопутствующих отраслей таких, как горнодобывающая промышленность, строительных материалов, резиновых и пластмассовых изделий, металлургической промышленности, производство электрического оборудования, а также и социальной сферы. Создаются дополнительные рабочие места, растет потребность в стройматериалах, в транспортных и торговых услугах. Кроме того, строительство в сельской местности сопровождается улучшением сопутствующей транспортной и коммунальной инфраструктуры.
Доступность жилья
Эксперт Центра глобальной практики по вопросам бедности и равенства Всемирного банка Уильям Зейтц в своем исследовании «Свобода передвижения и доступность жилья» оценил уровень доступности жилья в Узбекистане. По результатам исследования он пришел к следующим выводам. Для повышения доступности жилья необходимо расширение финансирования жилищного строительства, особенно для населения со средним уровнем дохода. Он приводит в пример Чили и аналогичные программы в Коста-Рике, подчеркивающие важность финансирования для стимулирования предложения жилья со стороны частного сектора населению со средним и низким уровнем дохода. При этом в быстроразвивающихся городах, как правило, необходимо увеличивать предложение земельных участков с предоставлением строительных услуг.
Также стоит указать что, результаты исследования Зейтца свидетельствуют о том, что политика стимулирования роста урбанизации пользуется огромной популярностью среди всех обследованных основных социальных групп Узбекистана, равно как и в сельских и городских районах.
Поэтому Узбекистан, как и большинство стран с развивающейся экономикой придаёт особое внимание строительству доступного жилья. Здесь надо особо отметить, что в числе центральных задач находятся: обеспечение достойного жилья для всех; поддержка уязвимых слоев населения, особенно женщин и малоимущих; обеспечение равного и справедливого доступа к основным городским службам.
Механизмы решения
По существующим расчётам для полного удовлетворения потребности населения Узбекистана в жилье необходимо ежегодно строить 100-150 тысяч квартир, и подобная проблема только за счет государственных средств в приемлемые сроки не решается. Поэтому с прошлого года государство начало передавать строительство доступных домов частному сектору, поддерживая при этом спрос на жилье через выделение населению ипотечных кредитов на оптимальных условиях. Следующим важным шагом в этом направлении является вышеуказанное решение, согласно которого ипотечные ссуды выдаются населению коммерческими банками сроком на 20 лет с 6-месячным льготным периодом.
Первоначальный взнос по ипотечной ссуде составит не менее 15% от стоимости приобретаемой квартиры. Дотации из государственного бюджета в размере 10% от сметной стоимости жилья будут выделены для покрытия части первоначальной стоимости ипотечных кредитов малообеспеченным людям в городской и сельской местности, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С 1 мая 2020 года будет введен порядок предоставления кредитов на строительство и реконструкцию жилья во всех регионах, согласно которому ссуды будут выдаваться в размере, не превышающем максимальную сумму ипотечной ссуды и не менее 15% от стоимости строительства (реконструкции) индивидуального жилья по первоначальной стоимости с льготным периодом 6 месяцев сроком на 20 лет. Также будут выдаваться кредиты на покрытие затрат на приобретение строительных материалов и строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов, субсидироваться часть расходов малообеспеченных семей на арендную плату жилья.
Из бюджета будет выделено 1 трлн. сумов на субсидии для улучшения жилищных условий для 23,5 тыс. малоимущих семей.
Малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилья, будет выплачиваться субсидия в размере 10% (две трети) от 15% первоначального взноса (что означает, достаточно заплатить 5% первоначального взноса за жилье). В течение первых пяти лет будет субсидироваться также часть процентной ставки по кредиту, превышающей 12% в Ташкенте и 10% в других регионах. Благодаря этим льготам размер выплат для покрытия процентных расходов по ипотечным кредитам для населения будет снижен в 2 раза. Кроме того, на основе государственных субсидий дома будут выкупаться районными властями и предоставляться нуждающимся в виде «социальной аренды» на срок до 5 лет. Часть арендной платы малообеспеченных семей при этом также будет покрываться за счет субсидий.
Указом также предусмотрены меры по поддержке жилищного строительства. Земля под жилищное строительство будет выделяется вблизи центров городов, районных центров и производственных объектов, на участках имеющих доступ к электричеству, газу, воде, дорожной инфраструктуре. Земля под жилье в районных центрах и столице будет продаваться с аукциона, а в сельской местности – выделяться на основании решения местного совета. Многоквартирные дома будут строится в виде массивов зданий не менее 5 этажей в сельской местности, и 9 и более в городах. Строительство внешних коммуникаций к массивам будет осуществляться в селах за счет республиканского бюджета, а в городах — за счет местного бюджета.
Для удешевления, построенных частным сектором квартир, предусмотрено выделение земли предпринимателям для создания инфраструктуры в жилых массивах и снижения за счет этого стоимости процентов по кредитам на пополнение оборотных средств. На следующий год должны быть разработаны проекты создания крупных массивов в регионах с размещением на их территории детских садов, школ, поликлиник и промышленных объектов.
Заключение
Таким образом, широкий комплекс мер в области обеспечения населения доступным жильем, предусмотренный вышедшим Указом, очевидно доказывает, что испытания пандемии прошлого года отнюдь не влияют на проводимую политику продолжения и углубления экономических реформ, достижение поставленных стратегических целей.
При этом стоит подчеркнуть, что во всем мире пандемия привела к снижению покупательной способности людей с низким и средним доходом, что значительно снижает спрос на жилищное строительство, так как расходы на жилье обычно составляют значительную часть расходов населения. Снижение объемов жилищного строительства влечет за собой и снижение спроса на товары и услуги сопутствующих отраслей, негативно сказываясь на темпах экономического роста. И в этом ракурсе предусмотренные данным постановлением меры, стимулирующие рост спроса на жилье и стабильную работу строительного сектора, не только обеспечивают людям возможность приобретения комфортного и доступного жилья, что является весьма важным с социальной точки зрения, но и являются фактором, стимулирующим уверенный экономический рост. В конечном итоге масштабное увеличение объемов строительства будет способствовать дополнительному росту ВВП Узбекистана в диапазоне от 1,0% до 1,5%, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения.
Источник: review.uz