В любой национальной экономике общественным благам принадлежит весьма значительное место и роль.
Результаты работы общественного сектора воплощаются преимущественно в общественных благах. Как доходы, так и расходы государства должны наиболее точно соответствовать удовлетворению потребностей в конкретных общественных благах, предъявляемым основной частью населения. Глубокое понимание особенностей общественных благ, умение распознавать их, находя наиболее оптимальные варианты удовлетворения потребностей, анализируя альтернативные варианты замещения общественных благ частными принципиально важны для обоснования социально-экономической политики. Также огромная роль принадлежит навыку эффективного сопоставления бюджетов разных уровней с величиной реального спроса и фактического предложения общественных благ.
Актуальность проблемы изучения особенностей удовлетворения спроса в общественных благах состоит в том, что вопросы развития потребностей человека достаточно широко разрабатывались в социологии, философии, психологии, экономике, однако, при этом, недостаточное внимание уделялось разграничению потребностей индивидуальных и потребностей в общественных благах.
Разбор варианта 5 ЕГЭ 2023 по обществознанию | Валентиныч
Не столь хорошо изучено место и роль государства в процессе создания общественных благ, а также не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.
Целью данного реферата является ознакомление с теоретическими основами природы общественных благ, а также изучение роли государства в их создании и предоставлении.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть сущность, свойства, виды общественных благ;
изучить особенности формирования спроса на общественные блага, а также рассмотреть их эффективный объем предложения;
обосновать функции и роль государства в создании и предоставлении общественных благ.
1. Понятие, сущность, классификация общественных благ
В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения.
В любой национальной экономике есть чрезвычайно широкая классификация благ. Зависимо от их видовой принадлежности благ, определяются их сущностные характеристики.
Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:
общественные. Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;
индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.
Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.
Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.
2.9 Общественные блага
Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.
Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.
В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.
Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству.
Для общественных благ весьма характерны следующие специфические черты:
— отсутствие конкуренции в их потреблении;
неделимость общественного блага, которая обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определить ни характеристики блага, ни объем его производства;
нерыночный характер стоимости блага, который связан с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка;
тотальный и неисключаемый характер блага, который объясняется тем, что его потребление не может быть ограничено какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. общественный благо государство спрос
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги- это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
2. Основные свойства общественных благ
Для общественных благ свойственны такие две основные характеристики:
несоперничество, которое объясняется тем, что увеличение числа потребителей определенного общественного блага не влечет за собой снижение полезности, которая доставляется каждому из них;
неисключаемость, которая выражается в том, что ограничение доступа потребителей к какому-либо общественному благу не представляется возможным.
Блага, которые не обладают подобными свойствами, следует относить к частным.
Несоперничеством можно охарактеризовать предельный случай положительного внешнего эффекта: огромное число одновременно и совместно пользуются защитой военного нападения и от пожаров, и нельзя сказать, кто конкретно из них является «основным» получателем услуги, и кому именно достается внешний эффект.
Для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:
отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;
неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;
нерыночный характер стоимости блага, связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;
тотальный и неисключаемый характер блага, связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.
По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:
общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;
местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).
По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:
исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;
неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Для наиболее эффективного обеспечения населения общественными благами, государству следует обладать определенными объемами финансовых ресурсов, необходимых для производства этих благ.
Данные ресурсы мобилизуются в результате взимания налогов.
Налоги, таким образом, являются своеобразной платой за пользование общественными благами.
3. Проблемы финансирования общественных благ в РФ
Воспроизводство общественных благ состоит из стадий производства, распределения и потребления. Субъекту, финансирующему этот процесс, нужно иметь представление о критерии эффективности не только в производстве, но и распределении благ.
Производство, например, локальных общественных благ финансируется из бюджетов субъектов РФ. Поэтому данные субъекты несут ответственность за оптимальное расходование финансовых ресурсов на формирование регионального или муниципального заказа, связанного с производством локальных общественных благ или с оказанием услуг (строительством школ, больниц, парков, оснащением их соответствующим оборудованием, капитальным ремонтом). Следует иметь в виду, что оптимальный вариант заказа на закупку ресурсов, применяемых в производстве общественных благ, формируется на основе сравнений конкурентных предложений, которые поступают от потенциальных поставщиков ресурсов и производителей готовых товаров. Тендерная система организации закупок как один из способов приобретения товарных ценностей, имеет правовую основу и позволяет выявить наилучших претендентов на исполнение государственного заказа. В конечном итоге заказ получит тот хозяйствующий субъект, который предложит наилучшее, с позиций заказчика, соотношение цены, качества и условий поставки ресурсов или готовых товаров.
Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых средств бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса.
Главные факторы, влияющие на объем производства общественных благ (услуг) на региональном и муниципальном уровнях — это размер налоговых доходов бюджетов соответствующих уровней и сумма межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.
Согласно Бюджетному кодексу РФ «межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются регионам в нескольких формах, в том числе в виде дотаций из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Критерием предоставления таких дотаций является уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Его определяют, как отношение расчетных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ к численности населения, проживающего на территории данного субъекта. Следует иметь в виду, что в этих расчетах не допускается использование показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной формуле числитель связан только с налоговым потенциалом субъекта РФ и структурой его экономики.
Затем уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ сравнивают с аналогичным показателем, средним по Российской Федерации. Последний показатель рассматривают в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Его исчисляют как отношение суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к общей численности населения во всех российских регионах.
Трансферты регионам могут быть также предоставлены из федерального Фонда компенсаций. Они выступают в виде субвенций из этого Фонда, распределяемых по единой методике пропорционально численности населения и с учетом других факторов, влияющих на данный процесс. Но при распределении субвенций не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы региональных бюджетов.
Кроме того, формами финансовой поддержки регионов федеральным бюджетом являются:
) средства Фонда регионального развития. Это субсидии и дотации для долевого финансирования инвестиционных программ, а также для развития общественной инфраструктуры регионального значения;
) средства Фонда софинансирования социальных расходов.
Это субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
С воспроизводством общественных благ (услуг) связаны еще и трансферты из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Но эта связь косвенная, поскольку средства этого Фонда в основном предназначены для поддержки финансово-экономических реформ, проводимых в регионах.
Практика показывает, что потребности регионов в трансфертах, как правило, превышают объем фактических дотаций, субсидий и субвенций, поступающих из федерального бюджета. Поэтому органы государственной власти как регионального, так и муниципального уровня должны проводить работу, с одной стороны, по изучению и оптимизации потребностей в общественных благах (услугах), а с другой, — по усилению влияния факторов, стимулирующих рост трансфертных поступлений в регион. Однако в любом случае, трансферты — это лишь часть финансового потока, связанного с финансированием расходов по воспроизводству общественных благ (услуг). Другую часть образуют налоговые доходы региональных и муниципальных бюджетов. Таким образом, успешное продвижение к конечной цели требует эффективных действий в двух направлениях: усиление налогового потенциала регионов, муниципалитетов и расширение финансовой поддержки субъектов РФ со стороны федерального бюджета.
Заключение
Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью и на основе этого были выявлены два характерных свойства:
увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;
ограничение доступа потребителей к такому благу практически не возможно.
Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары — это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ — первейшая функция любого государства.
Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения — локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.
Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
обеспечение производства общественных благ — первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.
общественные блага имеют огромное значение в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.
к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.
Список использованных источников
1. Микроэкономика /Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. — М., 2013 — 640 с.
. Экономика/ Михайлушкин А.И., Шимко П.Д — М., 2012, гл.1.
. Микроэкономика/ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. — Питер, 2013 -118с.
. Экономика /Под ред. А.С. Булатова — М., 2012, гл.2. -29с.
. Экономика общественного сектора / Г.А Ахинов, Е.Н. Жильцов — М.: ИНФА — М., 2012. — 345с.
Источник: www.evkova.org
Частное и государственное производство общественных благ
В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д. Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении. Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором.
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
филиал ТюмГУ в г. Когалыме
Доклад на тему «Частное и государственное производство общественных благ»
студента 1 курса
заочная форма обучения.
Регистрационный номер (кафедра) Дата
В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д. Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.
Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством.
Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ. Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами.
Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны. Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами.
Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим.
Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге. Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.
При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0). При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами.
Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже. Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.
Виды общественных благ и их свойства.
Общественные блага можно классифицировать по следующим основным признакам:
• по полноте (чистоте, степени, четкости) выраженности свойств;
• в зависимости от признака делимости в потреблении;
• по способу финансирования затрат (в зависимости от системы оплаты);
• в зависимости от государственного участия в производстве;
• в зависимости от производителя (по способу производства);
• по способу зависимости благ друг от друга (по способу взаимодействия);
• в зависимости от национальной принадлежности ресурсов, направленных на производство.
• в зависимости от объема необходимых ресурсов, требующихся для производства;
• в зависимости от дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей)
• по уровню субъекта, осуществляющего управление воспроизводственным процессом, (по уровню субъекта, несущего ответственность за воспроизводственный процесс)
• по субъектно-объектному характеру (признаку) (по характеру
производства);
• по степени выраженности положительного внешнего эффекта;
• в зависимости от деления экономики на сферы деятельности;
• в зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства.
По полноте (чистоте, степени, четкости) выраженности свойств все общественные блага можно подразделить на чистые и смешанные общественные блага. Общественное благо признается чистым, если оно в высокой степени обладает двумя основными свойствами: свойством неконкурентности (несоперничества) в потреблении, т.е. при увеличении потребителей данного блага полезность от него для каждого из них не снижается, а также свойством неисключения в потреблении, т.е. практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага (отсутствие барьеров). Такой вид благ встречается в реальности достаточно редко, поскольку является больше теоретической моделью, чем практической. К чистым общественным благам относят национальную оборону и безопасность, экологические государственные программы, законодательство и некоторые другие блага.
Под смешанным общественным благом понимают благо, у которого хотя бы одно из указанных основных свойств выражено в умеренной степени. Смешанные блага можно подразделить на следующие: перегружаемые (переполняемые), исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом) и прочие.
Перегружаемыми общественными благами признаются такие, у которых свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента. Самым ярким примером такого блага может выступать автомобильная дорога.
Поскольку свойство неконкурентности в потреблении характеризуется сравнительно одинаковой степенью полезности данного блага для каждого потребителя при увеличении участников, а полезностью в случае с автомобильной дорогой выступает, к примеру, скорость передвижения, то увеличение количества участников дорожного движения приводит к возникновению экстерналий – пробок, что, в свою очередь, ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей. Также к перегружаемым общественным благам можно отнести пресную воду, чистый воздух, мосты, тоннели и др.
Под исключаемыми общественными благами понимают блага, которые при определенных условиях в очень ограниченной степени обладают свойством неисключения в потреблении. То есть перед потребителями таких благ встают различные барьеры, ограничивающие доступ к этим благам.
Примерами могут служить следующие блага: парк, на вход в который установлена плата; высшее образование: наличие ограниченного количества бюджетных мест и их сокращение; телевизионные передачи, за которые установлена плата, и др. Под прочими смешанными общественными благами понимают блага, которые не подпадают под категорию перегружаемых или исключаемых благ.
Такие блага сочетают в себе различные вариации степеней выраженности свойств общественных благ. Важным моментом является понимание того, что границы между различными типами общественных благ в данной группировке достаточно расплывчатые. Трудности с отнесением определенного блага к тому или иному типу возникают в связи с невозможностью выделить какие бы то ни было числовые критерии. Единственным критерием может выступать только сравнение с другими типами данной группировки.
Общественные блага в зависимости от признака делимости в потреблении можно рассматривать в двух аспектах: как неделимые или делимые. Под делимостью понимается возможность выбора индивидом объема потребления общественного блага. Важным моментом в данной группировке общественных благ является то, что неделимость рассматривается только с позиции потребления, а не производства.
Неделимыми признаются блага, которые в процессе потребления невозможно разделить на части. К данному типу относятся практически все общественные блага: национальная оборона, чистый воздух, вода, нравственность, регулирование уличного движения и др.
К примеру, потребитель такого общественного блага как национальная оборона не может выбирать какие армии, ракеты или самолеты будут защищать именно его. Данное благо предоставляется нераздельно для всех жителей определенной территории.
Общество может определять лишь необходимые параметры производства данного блага – национальной обороны (численность войск, объемы финансирования, уровень оснащения и проч.) и тем самым влиять на объемы его предоставления. К делимым общественным благам относят блага, которые можно поделить на части. При потреблении таких благ у индивида появляется право выбора.
Тем самым делимые общественные блага очень близки к частным благам, поскольку последние всегда можно разделить на части. Среди ученых-экономистов существуют мнения, что делимых общественных благ не существует, поскольку это характеристика частного блага. В нашей работе мы придерживаемся мнения, что делимые общественные блага существуют, но их — ограниченное количество. Доказательством делимости общественных благ могут служить следующие примеры: парк, поделенный на зоны; музей, состоящий из различных выставок, и некоторые другие.
По способу финансирования затрат (в зависимости от системы оплаты) общественные блага можно рассматривать как блага с прямым и косвенным финансированием. Исходя из определения общественного блага, его предоставление государством должно осуществляться на бесплатной основе. В противном случае будет нарушаться свойство неисключения в потреблении, что может вызвать социальное напряжение в обществе. С другой стороны, установление четкой платы за пользование в некоторых случаях может положительно сказаться на потреблении данного блага, стоит вспомнить пробки на дорогах. Однако для уменьшения социального напряжения, вызванного установлением платы за проезд по дороге, для остальных потребителей, не способных или не желающих платить, должна быть создана альтернатива, которая в большинстве случаев будет хуже.
С точки зрения финансов, государству выгодно сочетать прямой и косвенный способы финансирования затрат, что приводит к возникновению дополнительного источника денежных средств. Прямой способ финансирования затрат осуществляется путем установления четкой платы за пользование объектом. Однако в большинстве случаев плата за использование общественных благ не может быть установлена, что и является главной причиной невыгодности их производства для частного сектора экономики. Наличие у чистых общественных благ ярко выраженных свойств неконкурентности и неисключения делают невозможным использование прямого способа финансирования затрат на производство и распространение. Таким образом, прямой способ финансирования затрат касается только смешанных общественных благ.
В зависимости от государственного участия в производстве общественные блага можно рассматривать в трех аспектах:
1) финансируемые за счет государственных (бюджетных) средств;
2) финансируемые за счет негосударственных средств: добровольные
пожертвования коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц.
3) финансируемые за счет сочетания государственных и
негосударственных средств.
Государство является организатором производства общественных благ, однако это совсем не указывает на то, что исключительно государство будет осуществлять их производство. Государственное финансирование скорее носит характер поддержки частного сектора экономики, который не справляется с производством общественных благ (провалы рынка). В некоторых случаях производство, а соответственно и финансирование общественного блага может осуществлять частная компания, общественная организация или физические лица, которые либо высоко оценивают положительные внешние эффекты от производства или потребления конкретного блага, либо хотят извлечь выгоду нематериального характера – улучшить имидж. Примерами негосударственного финансирования может служить производство следующих благ: выставки в музее, фейерверки, проведение освещения на улицах и др. Возможны случаи, когда производство общественных товаров и услуг финансируется за счет сочетания государственных и негосударственных средств.
В зависимости от производителя (по способу производства) общественные блага подразделяются на производимые государством, частным сектором, а также совместно. Основным производителем общественных благ является государство, осуществляющее выпуск товаров и услуг через унитарные предприятия. Под частными предприятиями понимаются как коммерческие, так и некоммерческие фирмы.
Частные предприятия осуществляют производство общественных благ по своей инициативе, а также по инициативе государства. В последнем случае частное предприятие получает вознаграждение со стороны государства. Также возможен вариант сочетания производства общественного блага как государственными предприятиями, так и частными. В этом случае происходит разделение обязанностей: одну часть работы осуществляет государство, другую – частная фирма.
По способу зависимости благ друг от друга (по способу взаимодействия) общественные блага можно подразделить на следующие группы.
1. Вспомогательные блага. Данные общественные блага производятся в дополнение к основному благу, т.е. в определенных ситуациях от них можно отказаться.
В этой группировке возможны три комбинации взаимодействия благ:
1) общественное благо, вспомогательное общественному благу;
2) общественное благо, вспомогательное частному благу;
3) частное благо, вспомогательное общественному благу.
Возможен и четвертый вариант взаимодействия: основное частное благо и вспомогательное частное, однако он не касается классификации общественных благ. Ситуации, когда общественное благо, без которого можно обойтись, является вспомогательным к общественному благу, встречаются достаточно редко. Примером может служить городской праздник и организация фейерверка, т.е. в данном примере праздник можно организовать и без вспомогательного общественного блага – фейерверка.
Ситуации, когда общественное благо является вспомогательным частному благу, тоже встречаются редко. К примеру, частное предприятие производит шоколадные батончики, а на ярмарке шоколада данная фирма бесплатно угощает потенциальных потребителей, предоставляя смешанное общественное благо. В экономической практике гораздо чаще встречаются общественные блага и вспомогательные им частные блага: уличное освещение как общественное благо помогает организовать вечернюю торговлю – частное благо, причем вечерняя торговля является дополнением к уличному освещению, а не наоборот: освещение может существовать без торговли, а торговля не может обойтись без освещения.
2. Более распространенными являются ситуации, когда общественные блага взаимодополняют друг друга. Такие блага называются комплементарными, или взаимодополняющими. Комплементарными признаются блага, которые в совокупности удовлетворяют одну и ту же потребность. Главным отличительным критерием выступает их взаимная дополняемость друг друга, т.е. одно благо не будет существовать без другого и наоборот. Конечно, степени взаимозависимости бывают различными.
В данной группировке возможны следующие вариации:
1) общественное благо – общественное благо.
2) общественное благо – частное благо.
3) частное благо – частное благо (не рассматриваем).
Примеры здесь могут быть следующие: культура как общественное благо и производство книг как частное благо; развитие фундаментальной науки и использование научных разработок частными компаниями; организация парка в промышленном городе и обеспечение здоровья населения.
3. Следующим вариантом взаимодействия благ выступают блага-субституты, или товары-заменители. Благами-субститутами называют такую пару благ, когда производство одного блага может заменить производство другого.
4. «Составные» блага – это такие блага, группа которых составляет одно благо. К примеру, городской парк, чистый воздух, организация правопорядка образуют одно благо – здоровье населения города. Имидж города как общественное благо состоит из множества составных благ как частного, так и общественного характера: парки, музеи, гостиницы, уличные театры и т.д.
5. Независимыми признаются такие блага, когда производство одних благ никоим образом не влияет на производство других.
Общественные блага в зависимости от национальной принадлежности ресурсов, направленных на производство, рассматриваются в трех аспектах: с использованием национальных ресурсов, с привлечением иностранных ресурсов, а также с использованием национальных и иностранных ресурсов.
Большинство общественных благ в отдельно взятом государстве произведено с использованием только национальных ресурсов. Во многих странах существуют ограничения на участие иностранных капиталов в отраслях, затрагивающих национальные интересы и независимость государства: связанных с эксплуатацией природных ресурсов, в функционировании производственной инфраструктуры, спутниковой связи, телекоммуникационных отраслей. Однако во всех остальных случаях возможно привлечение ресурсов зарубежных партнеров.
Иностранные вложения могут осуществляться в виде капитала, трудовых и природных ресурсов, а также информационных (лицензии, технологии и проч.). Привлечение зарубежных ресурсов может осуществляться как на платной основе, так и на безвозмездной или бартерной (дружественные контракты). В большинстве случаев иностранные капиталовложения являются дополнением к внутренним национальным инвестициям.
Многообразие общественных благ позволяет сгруппировать их в зависимости от объема необходимых ресурсов, требующихся для производства, на следующие: требующие большого количества ресурсов, требующие относительно небольшого количества ресурсов, а также прочие, зависящие от конкретной ситуации. К примеру, на производство такого общественного блага как национальная оборона требуется существенное количество ресурсов, как трудовых, так и капитальных. К числу крупных проектов можно отнести городской парк; строительство дорог, мостов; городские площади; чистый воздух; разработку программного обеспечения и др. К числу общественных благ, требующих для их производства относительно небольшого количества ресурсов, можно отнести следующие проекты: общественные фейерверки, уличное освещение, радио, телевидение, поддержание правопорядка на улицах города и др.
Установить четкую грань между большими проектами и относительно малыми проектами производства общественных благ довольно сложно. Если в случае производства частных благ все достаточно прозрачно, то, когда дело касается производства общественных благ, тут все гораздо сложнее, поскольку существуют некоторые невещественные общественные блага, измерить которые с помощью финансовых показателей трудно. К числу таких благ можно отнести нравственность, культуру, имидж города, законодательство, знания (человеческий капитал), многие виды творчества и т.п. Поэтому будет правильным в данной группировке выделить еще одну категорию общественных благ – прочие, для которых необходимый объем ресурсов, требующихся для их производства, будет зависеть от конкретной ситуации.
Общественными благами, имеющими природный характер, называют такие блага, существование которых фактически лишено субъективного фактора (не зависит от человека). Человек через государство и общественный сектор экономики выступает в качестве фактора, поддерживающего существование таких благ.
К данной категории относятся практически все экологические общественные блага: чистый воздух и вода, пейзаж, разнообразная флора и животный мир, реки, горы, леса и др. Общественные блага, имеющие человеческий характер, представляют собой блага, существование которых напрямую зависит от человека.
К числу таких благ можно отнести национальную оборону, уличное освещение, права человека, общественные фейерверки и другие. По степени выраженности положительного внешнего эффекта общественные блага могут быть социально значимыми и прочими. Социально значимыми общественными благами называют такие блага, производство которых вызывает значительный положительный внешний эффект. Самым ярким примером могут служить услуги образования. Под прочими общественными благами в данной группировке понимают такие блага, у которых степень выраженности положительного внешнего эффекта не так сильна. В зависимости от деления экономики на сферы деятельности общественные блага можно классифицировать на следующие типы:
1) обеспечивающие поддержание производственной сферы;
2) обеспечивающие поддержание непроизводственной сферы.
Общественные блага признаются обеспечивающими поддержание производственной сферы, если их производство направлено на поддержание сферы создания материальных благ, т.е. развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. К примеру, дорога будет являться общественным благом, обеспечивающим поддержание транспортной сферы экономики. Общественные блага, обеспечивающие поддержание непроизводственной сферы, являются таковыми, если их производство направлено на поддержание непроизводственной сферы экономики, а именно здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, государственного управления и т.п. Практически вся непроизводственная сфера экономики относится к ведению государства и, соответственно, тесно связана с общественными благами.
В зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства общественные блага могут быть представлены в виде:
1) поддержания деятельности исполнительных, законодательных и
судебных властей.
2) международной деятельности: международный порядок и
стабильность.
3) национальной обороны.
4) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
государства;
5) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому
прогрессу;
6) охраны окружающей среды и природных ресурсов,
гидрометеорологии, картографии и геодезии;
7) транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики;
8) жилищно-коммунального хозяйства.
9) образования, в том числе формирования человеческого капитала;
10) здравоохранения и физической культуры.
11) культуры, искусства и кинематографии.
12) средств массовой информации.
13) социальной политики.
14) прочих
Таким образом, проведенная классификация общественных благ показывает многогранность различных признаков и путей их применения. Кроме рассмотренных классификационных признаков могут быть использованы и другие. Выбор и анализ признаков классификации общественных благ должен осуществляться, на наш взгляд, так, чтобы он согласовался с целевой ориентацией рассматриваемой проблемы. В данной работе ею является создание системы наиболее эффективного распределение государственных ресурсов как внутри общественного сектора экономики, так и в других секторах.
Источник: www.yaneuch.ru
Общественные блага
Масштабы и степень интенсивности существующих в экономике внешних эффектов различны. Самые сильные внешние эффекты дают производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены.
Мир экономических благ многообразен. Разграничение их на отдельные виды осуществляется на основе таких критериев, как конкурентность в потреблении и исключаемость из потребления. В соответствии с этим различают частные и общественные блага.
Частные блага — это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене и, будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления. Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.
Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ.
Блага, являющиеся исключаемыми благами и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами. Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.
Общественные блага — это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат. Общественные блага подразделяют на чистые, неисключаемые, исключаемые, перегружаемые и ограниченные блага.
Чистые общественные блага — это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет. Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.
Неисключаемость из потребления — ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение. Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно.
Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью.
Разновидностью общественных благ являются исключаемые блага. Это недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, т.е. они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование.
Перегружаемые общественные блага — это блага, которые могут потребляться всеми желающими при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех. Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки.
К ограниченным общественным благам относятся те, что не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет населению общественное благо. Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем предоставляется и частными фирмами.
В рыночном секторе возможно производство исключаемых общественных благ, если ограничение доступа к ним связано с относительно низкими затратами. Рынок может обеспечить в известной мере предложение перегружаемых общественных благ, если они обладают достаточной исключаемостью для установления на них цен. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками в силу ряда обстоятельств.
Потребление общественных благ порождает положительный внешней эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов или недостаточности рынка. Рынок не берет на себя производство чистых общественных благ.
Если рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, то это делает государство. Оно берет на себя полностью или частично производство общественных благ: национальной обороны, образования, здравоохранения и др. Производство чистых общественных благ осуществляется в государственном секторе экономики. Государство, определяя объем производства чистых общественных благ, может дать задание на их производство частным предприятиям.
Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства чистых общественных благ. В связи с этим возникает проблема определения спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо.
Фирма, организуя производство чистых частных благ, ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может служить аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно.
Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители, зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования или утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem), или «проблемы безбилетника». Безбилетники, или «зайцы», — люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.
Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага, так же как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис.
11.5 три потребителя: Иванов, Петров и Сидоров — предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим, что по цене Р Иванов покупает три единицы, Петров — пять, Сидоров — восемь единиц блага. Объем рыночного спроса Σqi=16.
Рис. 11.5. Кривые спроса:
а — на чистое частное благо; б — на чистое общественное благо
Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребителя.
Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами и предпочтениями. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком.
При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (МВИ) составит — 10 руб., для Петрова (МВП) — 20, для Сидорова (MBС) — 32 руб. На рис. 11.5 это характеризуют кривые DИ, DП, DС. Кривая D — МВD отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага. Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага равна 62 руб.
При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения.
Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага (рис. 11.6) достигается в точке E, где предельная общественная выгода от потребления объема блага QE равна предельным издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска QE. В точке Е: MSB (QE) = МС (QE). Нельзя не учитывать того, что, поскольку при определении спроса на чистые
общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ, является весьма приблизительной.
Рис. 11.6. Оптимальный объем чистых общественных благ
Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно, эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели, и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.
Существуют определенные правила работы «машины голосования». Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми без исключения избирателями. Существует еще модель медианного, или среднего, избирателя, в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, т.е. занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.
Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ. Дело в том, что правительственные программы и проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами).
Многие правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий. Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить о провалах не только рынка, но и государства. Для достижения эффективного объема производства чистых общественных благ должны сочетаться усилия государства и рынка.
Источник: studme.org
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под вложениями во внеоборотные активы (долгосрочными инвестициями, капитальными вложениями) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных
25. Сущность и классификация капитала
25. Сущность и классификация капитала В истории экономики существовало множество теорий капитала.А. Смит рассматривал капитал как накопленный запас вещей или денег, разграничивая основной и оборотный капитал (первый является достоянием того, кто им владеет, и генерирует
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных
2.4. Понятие и классификация резервов
2.4. Понятие и классификация резервов Под резервами в экономическом анализе понимают нереализованные возможности улучшения использования ресурсов и повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.Примерная классификация резервов по ряду признаков
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. ОТВЕТОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и
6. Понятие и классификация инноваций
6. Понятие и классификация инноваций Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким
12.5. Общественные блага
12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы
Занятие 15 Общественные блага
Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием
23. Общественные блага: понятие, сущность
23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития
16. Сущность и классификация группировок
16. Сущность и классификация группировок Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Менеджером можно назвать человека тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.Управленческое решение – это
2. Сущность и классификация группировок
2. Сущность и классификация группировок Научно обоснованное распределение на группы дает возможность сделать правильные выводы об изучаемой совокупности и происходящих в ней процессах.Принципы научной группировки были изложены в работах В. И. Ленина. Статистическая
Источник: econ.wikireading.ru