В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»
Приведём ещё несколько определений государства:
«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни.
Стоит ли выбирать специальность Государственное и муниципальное управление
Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. — М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л. Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).
«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых.
Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV.
New York. P.1255).
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448). Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».
Как устроено местное самоуправление
«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах).
Любое государство заинтересовано в формировании и развитии экономического потенциала страны, пополнения бюджета, обеспечения порядка и повышения уровня жизни общества.
Одна из главных проблем развития любой страны состоит в поиске рационального сочетания централизма и демократии, разумного баланса государственной, муниципальной, частной и других форм собственности в экономике.
Государственное управление строительством
Говоря о сфере строительной деятельности (под ней, основываясь на методологии Госкомстата, который определяет строительные организации как все общестроительные и специализированные организации, включая ремонтно-строительные организации, тресты (управления) механизации и домостроительные комбинаты, буровые организации, осуществляющие строительство разведочных скважин на нефть и газ, и другие организации, зарегистрированные кодом ОКВЭД 45), мы понимаем деятельность, которая проявляется в создании новых предприятий, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и др. объектов производственной сферы, а также объектов непроизводственной сферы.
Функции государства классифицируются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
по значению: на основные и неосновные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
деятельностью по выработке политических решений и
деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.
Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.
Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.
Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.
Государственные служащие — это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.
В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи.
Законы прямого влияния определяют структуру органов управления строительством, размеры бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, перечень основных проектов и сроки их ввода, т.е. государство директивно влияет на элементы БС строительства находящихся в государственной собственности. Кроме того, государство законным порядком формирует структуру исполнительных органов формирующих техническую политику, разрабатывающих строительные нормы и правила, осуществляющих надзор за их исполнением.
К законам прямого влияния можно отнести: закон РФ «Об основах градостроительства в РФ от 14.07.92 №3295-1»; закон РФ «Об архитектурной деятельности в РФ» и т.д.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.
Источник: megaobuchalka.ru
Муниципальное управление строительством [c0918]
Введение
Глава 1. Муниципальное управление: понятие, сущность, функции и методы
1.1. Понятие и сущность муниципального управления
1.2. Функции муниципального управления
Глава 2. Муниципальное управление строительством
2.1. Муниципальный строительный комплекс
2.2. Под отрасли, этапы и нормативная база строительной деятельности
2.3. Проектная документация на строительство
Глава 3. Механизмы и органы муниципального управления строительством
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
Представленная работа посвящена теме муниципальное управление строительством. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Понятие «муниципальное управление» появилось в российской науке сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии становления. Часто в научной литературе в качестве синонима «муниципального управления» употребляется понятие «муниципальный менеджмент».
Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом — муниципальное образование, главной целью — удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.
Объектом данного исследования является муниципальное управление строительством, а предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления строительством.
При исследовании данной тематики были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность муниципального управления;
— изучить функции муниципального управления;
— рассмотреть муниципальное управление строительством;
— изучить механизмы и органы муниципального управления строительством.
Источник: nn.dekane.ru
Муниципальное управление строительством
Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это относится к общественному питанию, обслуживающему массовые слои населения по месту работы и учебы.
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы — восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.). Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т. д. Типы предприятий общественного питания представлены на рисунке.
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20 %, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на услуги удовлетворяется на 70-80 %. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ. Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рисунке.
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения — содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях — в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечных, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.
Задачи и механизмы муниципального регулирования
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
• обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
• защита интересов низкодоходных групп населения;
• обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
• защита прав потребителей.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рисунке.
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности Муниципальные органы имеют возможность:
• не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;
• оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;
• постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципальной собственности. Для социально значимых предприятий возможны отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.
Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:
♦ Рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;
♦ Обращаться в суды в защиту прав потребителей;
♦ При выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).
В таблице приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, имеют определенные рычаги влияния па потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и др.
Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы.
С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения. Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования; предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции; взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией; создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
Регулирующие органы | Объекты регулирования | Формы и методы регулирования |
Органы местного самоуправления | · Объёмы производства товаров и услуг · Уровень цен и тарифов · Степень монополизации, развитие конкуренции · Качество товаров и услуг · Уровень доходов населения, доступность товаров и услуг | · Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет · Муниципальный заказ на закупки · Приватизация помещений · Финансово-кредитная поддержка · Административные санкции · Ставки арендной платы |
Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей | · Технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров · Качество товаров и услуг · Степень монополизации и свободы конкуренции | · Деловое консультирование · Содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания · Проведение экспертиз · Моральное воздействие · Финансово-кредитная поддержка |
Союзы и объединения потребителей | Качество товаров и услуг защита прав потребителей | · Независимая экспертиза · Проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ · Обращения в судебные органы |
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.
Муниципальный строительный комплекс
Муниципальное управление строительством призвано обеспечить воспроизводство и приращение основных фондов в жилищном фонде, городском хозяйстве и социальной сфере, реализовывать планы и программы социально-экономического развития муниципального образования. В понятие «строительство» в данном случае входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение (переоборудование) существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом.
Строительство — одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Его структура и мощности зависят от типа и размера муниципального образования. Минимально необходимый местный строительный комплекс может включать в себя:
♦ предприятия по добыче местных строительных материалов (песок, гравий, щебень);
♦ производство строительного бетона, кирпича, асфальта и т. п.;
♦ предприятия механизации и транспорта;
♦ организации, осуществляющие строительные, монтажные и иные работы. Многоотраслевой строительный комплекс существует лишь в крупных городских муниципальных образованиях.
Строительство как технологический процесс сопровождается инвестиционным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому строительство можно рассматривать как инвестиционно-строительный процесс. В этом процессе на территории муниципального образования задействован большой круг субъектов, показанных на рисунке.
Источник: studopedia.ru
Муниципальное управление строительством
осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами и основывается на следующих принципах:
— обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
— обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (см. Градостроительная деятельность);
— обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
— осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
— участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого
участия;
— ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
— осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, охраны окружающей среды и экологической безопасности;
— осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
— ответственность за нарушение законодательства о градостроительной
деятельности;
— возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности заключаются в следующем:
— подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; — утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
— утверждение правил землепользования и застройки поселений;
— утверждение документации по планировке территории;
— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять управление строительством объекта через организованные соответствующие службы (управления капитального строительства) или путем передачи части своих функций на договорной основе другому юридическому лицу независимо от формы собственности (в дальнейшем — заказчику), который, являясь доверенным лицом, действует от его имени и представляет его интересы в течение всего инвестиционного периода либо в течение периода строительства и ввода объекта или производственных мощностей в эксплуатацию на основании договорных отношений, предусматривающих выполнение переданных им функций и эффективное использование выделяемых средств.
Органы местного самоуправления, являясь государственным заказчиком на строительство объектов для государственных нужд, могут передавать функции управления и организации строительства объектов специализированным организационным структурам, имеющим высокую степень квалификации по реализации поставленной задачи.
Такими организационными структурами могут служить: заказчик городского заказа; заказчик-застройщик (физические и юридические лица); дирекция строящегося предприятия; специализированные инжиниринговые (инженерно-консультационные) и другие управленческие фирмы.
Для обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию они осуществляют следующие функции: подготовку обоснований проектов бюджетных заявок для финансирования объектов; освоение строительной площадки; обеспечение проектно-сметной документацией; планирование строительства; финансирование строительства; материально-техническое обеспечение; организацию строительства; технический надзор; приемку в эксплуатацию завершенных строительством объектов.
Основными требованиями государственного заказчика на строительство при реализации государственных целевых программ являются:
— разработка альтернативных вариантов достижения конечных целей инвестирования (по видам производственных факторов, размерам создаваемых объектов, по времени осуществления проекта и др.);
— определение полной оценки затрат по объекту, включая затраты на предотвращение и ликвидацию отрицательных экологических, социальных, экономических последствий, связанных с намечаемой хозяйственной деятельностью объектов в возможными аварийными ситуациями;
— прогноз изменения основных показателей хозяйственной деятельности объекта строительства расчетного периода и оценки его финансовой устойчивости;
— выбор оптимального варианта достижения цели инвестирования: при выборе показателей для оценки эффективности инвестиций следует отдавать предпочтение не простым, а дисконтированным показателям; при расчете затрат следует учитывать инфляционные факторы; по комплексным проектам затраты и доходы должны распределяться по сферам деятельности, входящим в комплекс в соответствии с их значимостью.
Государственный заказчик на строительство вправе передать функции управления реализацией отдельных этапов строительства объектов и производственных мощностей в соответствии с установленным законодательством, включая:
— выбор площадок строительства, оформления и передачи в установленном порядке генеральным подрядным организациям документов об отводе земельных участков под строительство;
— составление задания на проектирование, организацию и качественное выполнение проектно-изыскательских работ, технического надзора за качественным осуществлением проекта;
— организацию управления строительством объекта, технического надзора за качественным выполнением строительномонтажных, пусконаладочных и других видов работ;
— поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях
«под ключ»;
— обеспечение материально-техническими ресурсами;
— обеспечение непрерывности финансирования всех участников строительства;
— приемку выполненных строительномонтажных работ и завершенных строительством объектов и производственных мощностей;
— консультирование государственного заказчика на строительство по технико-технологическим и организационно-экономическим вопросам.
Заказчик городского заказа, заказчик-застройщик и другие организации, привлекаемые для выполнения государственного заказа, наделяются правами государственного заказчика на строительство и соответствующими функциями организации и управления строительством объекта.
В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта на строительство объекта виновная сторона уплачивает неустойку в размере, предусмотренном в контракте (договоре).
Споры, возникающие между государственным заказчиком на строительство и исполнителями работ при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов для государственных нужд, а также при возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.
При передаче функций организации и управления строительством объекта для государственных нужд по государственному контракту заказчику городского заказа, заказчику-застройщику и другим организациям за выполнение переданных функций, использование и (или) неиспользование прав они несут ответственность государственного заказчика на строительство.
П. В. Кухтин
Список литературы
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.
Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика, МДС 11–15.2001.
Найдено научных статей по теме — 1
Принципы управления жилищным строительством в муниципальной социально-экономической системе
Высказана авторская точка зрения о существующих инструментах вовлечения органов местного самоуправления в процессы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», описана технология использования
Источник: determiner.ru
4.7. Муниципальное управление строительством
Муниципальное управление строительством призвано обеспечить воспроизводство и приращение основных фондов в жилищном фонде, городском хозяйстве и социальной сфере, реализовывать планы и программы социально-экономического развития муниципального образования. В понятие «строительство» в данном случае входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение (переоборудование) существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом.
Строительство — одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Его структура и мощности зависят от типа и размера муниципального образования. Минимально необходимый местный строительный комплекс может включать в себя:
— предприятия по добыче местных строительных материалов (песок, гравий, щебень);
— производство строительного бетона, кирпича, асфальта и т.п.;
— предприятия механизации и транспорта;
— организации, осуществляющие строительные, монтажные и иные работы.
Многоотраслевой строительный комплекс существует лишь в крупных городских муниципальных образованиях.
Строительство как технологический процесс сопровождается инвестиционным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому его можно рассматривать как инвестиционно-строительный процесс. В этом процессе на территории муниципального образования задействован большой круг субъектов, показанных на рис. 4.7.1.
│ Инвесторы │ │ Заказчики │ │ Подрядчики │
│Проектно-изыскательские├┐ │ ┌┤Пользователи объектов│
│ консалтинговые ├┤└───────┬──────┘├┤Банки, инвестиционные│
│ риелторские фирмы ││ │ ││ фонды │
│ Органы муниципального ││ │ └┤ Страховые компании │
Рис. 4.7.1. Субъекты строительного процесса
на территории муниципального образования
Часть из них непосредственно участвует в строительном процессе, другая — формирует обслуживающую инфраструктуру, напрямую или косвенно участвующую в создании строительной продукции. Муниципальное образование является пользователем объектов строительной деятельности, а при осуществлении строительства за счет бюджетных средств выступает также в роли инвестора и заказчика.
В роли подрядчиков (исполнителей) отдельных этапов строительной деятельности выступают научно-исследовательские, проектно-изыскательские, строительные, монтажные и иные организации, поставщики оборудования, строительных материалов и конструкций, пусконаладочные и другие организации, участвующие в инвестиционном процессе. Из числа подрядных организаций заказчиком назначается генеральный подрядчик (генподрядчик), ответственный за организацию строительного процесса и сдачу в эксплуатацию законченного объекта. Он привлекает для выполнения отдельных видов строительных, монтажных и иных работ субподрядные организации. Подрядчики могут располагаться как на территории муниципального образования, так и за его пределами, особенно субподрядные организации, специализирующиеся на отдельных видах работ. Технологическое и иное сложное оборудование для строящегося объекта обычно приобретается и поставляется на строительную площадку непосредственно заказчиком строительства, однако он может поручить эту работу генподрядчику.
Учитывая особо важную роль проектной стадии в строительном процессе, проектно-изыскательские организации выделены на рис. 4.7.1 в качестве отдельного участника. Из числа проектных организаций заказчиком назначается генеральный проектировщик, ответственный за разработку проекта в целом. Он привлекает для выполнения отдельных видов работ субподрядные специализированные проектные и изыскательские организации.
Для руководства и координации инвестиционного процесса местная администрация или иной (немуниципальный) инвестор могут создать управляющую компанию. Схема взаимодействия между основными участниками инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования представлена на рис. 4.7.2.
│ компании │ └───────┬────┘ │ │ │ Товарный рынок │
│организации │ │ │и технического│
└─────>│ Строительство объектов и комплексов │
Рис. 4.7.2. Схема взаимодействия основных участников
на территории муниципального образования
Подотрасли, этапы и нормативная база
Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к компетенции муниципальных образований со статусом поселений и городских округов организацию строительства муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства. К их компетенции отнесено также строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на их территории. Муниципальные образования со статусом муниципальных районов ответственны за строительство автомобильных дорог между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов на территории муниципального района. В компетенцию муниципальных образований не входят автомобильные дороги и транспортные сооружения федерального и регионального значения (в том числе и проходящие по их территории). Фактически под контролем органов местного самоуправления находятся не только жилищное и дорожное строительство, но и строительство промышленных объектов коммунального хозяйства, потребительского рынка, социальной сферы, инженерных коммуникаций.
Подотрасль жилищного строительства на территории муниципального образования в настоящее время представлена, с одной стороны, сохранившими свой производственный потенциал крупными комплексными подрядными организациями, ведущими многоэтажное строительство, с другой стороны, средними и малыми строительными фирмами, специализирующимися на малоэтажном индивидуальном строительстве.
Крупные строительные организации, как правило, существуют в форме открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ и были созданы в результате приватизации бывших государственных строительных организаций. Они выполняют на условиях подряда весь комплекс строительно-монтажных и отделочных работ, имеют в своем составе специализированные строительные и транспортные подразделения, подразделения строительной техники и предприятия стройиндустрии.
Средние и малые строительные фирмы, как правило, образовались в период экономических реформ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Для обеспечения своей деятельности они используют подрядные отношения с крупными строительными организациями.
Важной особенностью современного жилищного строительства является использование новых современных технологий и отделочных материалов. Для предприятий стройиндустрии характерно использование зарубежных технологий и материалов, обеспечивающих требования современного рынка жилья к качеству и ассортименту строительных изделий и полуфабрикатов.
В других подотраслях строительства преобладают крупные строительные организации, в том числе с долей государственной и муниципальной собственности.
Основные технологические этапы строительной деятельности:
— проектный этап: проведение инженерных изысканий, разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации;
— собственно капитальное строительство;
— приемка законченных объектов в эксплуатацию.
В условиях перехода к рыночной экономике началось реформирование системы проектирования и строительства муниципальных объектов и ее нормативной базы. Основные нормативные документы на строительство, утвержденные федеральными органами государственной власти:
— порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений;
— инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
— положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждении градостроительной, проектной и предпроектной документации в РФ.
Проектная документация на строительство
Важным условием строительной деятельности является наличие проекта — специальным образом разработанной и описанной модели, характеризующейся определенным жизненным циклом, под которым понимается период времени от замысла проекта до его закрытия (рис. 4.7.3).
├>│ Предынвестиционный этап (обоснование целесообразности │
│ │ проекта и оценка эффективности инвестиций) │
│ │ Проектный этап (разработка, согласование и утверждение │
│ │ проектной и изыскательской документации на строительство) │
│ │ Строительный этап (выполнение мероприятий проекта в натуре │
│ │ и сдача объектов в эксплуатацию) │
├>│ Практическое использование результатов реализации проекта │
││ Обеспечение окупаемости инвестиций и получение дополнительной │
││ прибыли, социального, экологического или иного эффекта │
└>│ Использование эффекта, полученного на стадии эксплуатации, │
│ для новых инноваций │
Рис. 4.7.3. Жизненный цикл проекта
Каждый проект представляет собой совокупность трех взаимосвязанных проектов: бизнес-, строительного и инвестиционного.
Бизнес-проект — комплект документации, описывающий процесс строительства и эксплуатации объекта. Он определяет окупаемость инвестиций и получение дополнительной прибыли или иного (социального, бюджетного, экологического) эффекта. Он охватывает все три стадии жизненного цикла проекта и служит его основой.
Строительный проект — комплект документации, описывающей процесс строительства объекта. Строительный проект разрабатывается и реализуется в течение двух первых стадий жизненного цикла проекта — предынвестиционной и инвестиционной.
Инвестиционный проект — комплект документации, описывающий процесс инвестирования (инвестиционный процесс) в строительство объекта. Он, как и бизнес-проект, реализуется на протяжении всего жизненного цикла. Важным параметром инвестиционного проекта является срок окупаемости, наступающий во второй стадии жизненного цикла. Под сроком окупаемости инвестиционного проекта понимается период с начала его финансирования до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями, с одной стороны, и объемом инвестиционных затрат, с другой стороны, становится положительной.
При строительстве и реконструкции сложных объектов предусматривается разработка предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация оформляется в форме документа, именуемого «Обоснования инвестиций в строительство» или «Технико-экономическое обоснование (ТЭО)». При необходимости разработки предпроектной документации предынвестиционная стадия жизненного цикла строительного проекта включает следующие основные этапы:
— составление ходатайства (декларации) о намерениях и направление его в орган исполнительной власти муниципального образования, на территории которого намечается строительство, и предварительное согласование места размещения объекта;
— составление задания на разработку Обоснований инвестиций в строительство;
— разработка Обоснований и получение заключения государственной экспертизы;
— утверждение Обоснований в органе исполнительной власти муниципального образования, на территории которого намечается строительство, и получение акта выбора земельного участка.
Перечень вопросов, рассматриваемых при разработке Обоснований инвестиций в строительство, приведен на рис. 4.7.4.
1. Исходные данные
2. Мощность объекта, номенклатура продукции или услуг
3. Основные технологические решения
4. Обеспечение объекта ресурсами
11. Выводы и предложения
Вопросы, рассматриваемые в Обоснованиях инвестиций в строительство
5. Место разме- щения объекта
6. Основные строи- тельные решения
10. Оценка рисков
9. Эффективность инвестиций
8. Кадры и социальное развитие
7. Оценка воздей- ствия объекта на окружающую среду
Рис. 4.7.4. Перечень вопросов, рассматриваемых
в Обоснованиях инвестиций в строительство
В заключительном разделе Обоснований делаются общие выводы о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций в строительство объекта с учетом его экологической и эксплуатационной безопасности. Приводятся основные технико-экономические и финансовые показатели объекта инвестиций, программа проектирования и проведения необходимых исследований и изысканий, план-график осуществления инвестиционного проекта, а также рекомендации по порядку дальнейшего проектирования, строительства и эксплуатации объекта, обеспечивающих инвестору получение максимальной и стабильной во времени прибыли, достижение положительных социальных результатов и других целей. Для муниципальных объектов чаще всего важен именно социальный, а также экологический результат проекта.
Проектная документация включает в себя проект и рабочую документацию на строительство. Рабочая разрабатывается для отдельных частей проекта (видов работ) после экспертизы и утверждения заказчиком. Для несложных объектов проектная документация может разрабатываться в одну стадию, в форме единого (технорабочего) проекта.
Для объектов производственного назначения проект строительства состоит из следующих разделов:
— общая пояснительная записка;
— генеральный план и транспорт;
— организация и условия труда работников;
— управление производством и предприятием;
— инженерное оборудование, сети и системы;
— охрана окружающей среды;
— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;
— мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
В несложных проектах, например жилых зданий, объектов социального назначения и городского хозяйства и др., отдельные разделы могут отсутствовать.
Механизмы и органы муниципального управления строительством
Государство принимает меры по восстановлению и развитию строительного производства на новых рыночных принципах. Они ориентированы на институциональные преобразования как самого объекта строительной деятельности — земельного участка и сооружаемого объекта недвижимости, так и на стимулирование основного потребителя строительной продукции — частного инвестора и застройщика. Предполагается адаптация действующих строительных норм и правил к требованиям прогрессивных форм и технологий жилищного строительства, упрощение процедур получения разрешения на строительство и экспертизы проектной документации, завершение перехода к обязательной конкурсной системе отбора поставщиков материалов и подрядчиков для жилищного строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.
Осуществление вышеуказанных мероприятий обеспечит развитие процессов проектирования и строительства на территории муниципальных образований на новой правовой, экономической и финансовой основе, что в конечном счете повысит эффективность программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Для регулирования процессов строительства на всех его этапах при местной администрации обычно создается муниципальный орган управления капитальным строительством — отдел или управление капитального строительства (ОКС, УКС). Он может иметь форму структурного подразделения администрации или муниципального учреждения. В администрациях крупных муниципальных образований существует должность заместителя главы администрации по строительству. Основные функции муниципального органа управления капитальным строительством показаны на рис. 4.7.5.
│Функции муниципального органа│
│ Для всех объектов │ │ Для объектов, │
│ на территории муниципального │ │ строящихся с привлечением │
│ образования │ │ бюджетных средств │
││ Участие в разработке годовых │ ││ Обеспечение строительства │
├┤ и перспективных планов │ ├┤ проектно-сметной документацией│
├┤ генподрядным строительным │ ││ Оформление договоров с │
││ организациям документов │ ││ с генподрядчиком, поставщиками│
││ об отводе земельных участков │ ├┤ оборудования, пусконаладочными│
├┤ за строительством (совместно с│ ││ Обеспечение финансирования │
││ органами госархстройконтроля) │ ├┤ строительства │
││ Участие в работе │ ││ Обеспечение строительства │
└┤ государственных приемочных │ ├┤ оборудованием, поставка кото-│
│ комиссий │ ││ рого возложена на заказчика │
├┤ надзора за строительством │
│ в эксплуатацию объектов │
Рис. 4.7.5. Функции муниципального органа управления
Если строительство ведется без привлечения бюджетных средств, то на муниципальный орган возлагаются в основном координирующие, согласовывающие и контрольные функции. Если же оно осуществляется с полным или частичным бюджетным финансированием, муниципальный орган управления строительством выполняет роль заказчика и объем его функций существенно расширяется. На нем лежит ответственность за бесперебойное финансирование всех стадий строительного процесса, обеспечение его проектно-сметной документацией, оборудованием, осуществление авторского надзора за строительством и передача объекта, законченного и принятого государственной комиссией в эксплуатацию, той организации, которая будет его эксплуатировать.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие задачи решает строительный комплекс муниципального образования и что входит в его состав?
2. Каковы основные технологические этапы и основные субъекты инвестиционной деятельности?
3. Назовите основных субъектов строительной деятельности.
4. Назовите основные этапы жизненного цикла проекта.
5. Дайте определение трех составляющих проекта: бизнес-проекта, строительного проекта и инвестиционного проекта.
6. Каков должен быть состав проектной документации на строительство?
7. Какие функции выполняет муниципальный орган управления строительством?
Источник: studfile.net