Порядок составления и форма государственного (муниципального) задания для автономного учреждения
Государственное (муниципальное) задание является основным документом, определяющим параметры деятельности автономного учреждения в той части, в какой она осуществляется за счет бюджетных средств.
В соответствии с определением, данным в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) [3].
Бюджетный кодекс РФ в п. 2 ст. 69.2 установил обязательность использования государственных (муниципальных) заданий при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) путем определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания автономным учреждением [3].
Можно сказать, что государственное (муниципальное) задание используется, с одной стороны, как инструмент планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта бюджета, а с другой — как инструмент ориентации поставщиков услуг (работ) на достижение установленных количественных и качественных параметров предоставления услуг (выполнения работ). Кроме того, задание, являясь публичным документом, также выполняет функцию информирования потенциальных и фактических потребителей услуг автономного учреждения о том, услуги какого объема и качества и в каком порядке им будут оказаны бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.
Муниципальное задание 2021
Согласно п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях, учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Автономное учреждение осуществляет по заданиям учредителя и обязательствам перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ). Следовательно, задание учредителя в отношении автономного учреждения включает в себя все виды услуг (работ), которые автономное учреждение оказывает полностью или частично за счет средств бюджета в рамках своей уставной деятельности. При этом автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
Перечень требований к составу задания определяется тем, на какой вид деятельности устанавливается задание — на оказание государственных (муниципальных) услуг или на выполнение работ. При этом требования к составу задания не зависят от того, какое именно учреждение осуществляет оказание услуг (выполнение работ) — бюджетное, автономное, казенное или иной негосударственный и немуниципальный поставщик, оказывающий государственные (муниципальные) услуги (выполняющий работы).
Требования к содержанию государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг (выполнение работ) определен в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ [3]. Так, в соответствии с положениями п. 1 этой статьи задание на выполнение работ должно содержать:
О порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
о требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
О определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг;
О порядок оказания услуг;
О предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок определения указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, каждое публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципалитет) должно своим нормативным правовым актом определить условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении своих автономных учреждений. Указанный нормативный правовой акт принимается:
О Правительством РФ — в отношении федеральных автономных учреждений;
О высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении региональных автономных учреждений;
О местной администрацией — в отношении муниципальных автономных учреждений.
Порядок формирования и финансового обеспечения заданий учредителя для федеральных автономных учреждений установлен Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» [26].
Государственное задание федеральному автономному учреждению составляется по основным видам его деятельности, предусмотренным в уставе, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ, — по разделам на каждый вид услуг (работ), которые указываются в задании (один вид ус- луг/работ — один раздел задания).
При этом государственное задание составляется на этапе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в срок не позднее одного месяца после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных автономных учреждений.
Установленные в отношении федеральных государственных учреждений государственные задания (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне) размещаются на официальном сайте Казначейства РФ (www.roskazna.ru). Задания и отчеты об их исполнении (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне) могут быть размещены также на официальных сайтах соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, и федеральных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных или автономных учреждений.
Субъекты РФ и муниципальные образования должны принять собственные нормативные правовые акты, определяющие условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения его выполнения в отношении бюджетных и автономных учреждений, так как по Закону № 83-ФЗ деятельность бюджетных и автономных учреждений по выполнению государственных (муниципальных) заданий идентична и финансируется в обоих случаях за счет субсидий из соответствующего бюджета. Поэтому, как нам представляется, нормативный правовой акт, регулирующий установление и финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий бюджетными и автономными учреждениями субъектов РФ и муниципалитетов, должен быть общим.
Для обеспечения соответствия форм задания на всех уровнях публичной власти на региональном и муниципальном уровнях целесообразно применять форму задания, установленную для федеральных государственных учреждений Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [28]. Однако субъекты РФ (муниципальные образования) вправе с учетом требований федеральных законов и нормативных правовых актов разработать собственную форму государственного (муниципального) задания. Возможная форма государственного (муниципального) задания для автономных и бюджетных учреждений, подготовленная на основе федеральной формы, приведена в приложении 4.
Нормативным правовым актом субъекта РФ (муниципального) по формированию и финансовому обеспечению заданий для государственных (муниципальных) учреждений должен быть установлен орган, осуществляющий подготовку проектов заданий автономным и бюджетным учреждениям. Наиболее целесообразен порядок, по которому задания государственным (муниципальным) автономным и бюджетным учреждениям формируются органами государственной власти (органами местного самоуправления), реализующими функции и полномочия их учредителей, при участии самих учреждений.
Как и для федеральных государственных учреждений, задание региональным и муниципальным автономным учреждениям рекомендуется формировать по разделам, предусматривая отдельный раздел на каждый вид услуг (работ). В случае установления задания на услуги и работы одновременно задание должно состоять из двух частей: первая часть включает требования к услугам, вторая часть — требования к работам.
Отметим, что разница между услугой и работой заключается в отсутствии или наличии материального результата деятельности: услуга, по определению, не имеет непосредственного материального воплощения и потребляется одновременно с ее производством, а результатом выполнения работы является некий материальный продукт. Однако в настоящее время в законодательной базе РФ не содержится определения работы, выполняемой в рамках государственного (муниципального) задания, а государственные (муниципальные) услуги определены недостаточно четко.
Бюджетный кодекс РФ в ст. 6 определяет услуги через государственное (муниципальное) задание [3]. Принятый 27.07.2010 Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержит лишь определения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления [14]. В указанном законе не содержится общее определение государственных (муниципальных) услуг, как и определение работ, выполняемых в рамках государственных (муниципальных) заданий.
Источник: studref.com
Проект Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг
Настоящий Порядок устанавливает механизм формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее – муниципальное задание) муниципальным бюджетным учреждением культуры, созданным на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (далее – муниципальное учреждение).
Формирование (изменение) муниципального задания
Муниципальное задание формируется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
При установлении муниципальному учреждению муниципального задания на оказание нескольких муниципальных услуг (выполнение нескольких работ) муниципальное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной муниципальной услуги (выполнению одной работы).
При установлении муниципальному учреждению муниципального задания на оказание муниципальной услуги (услуг) и выполнение работы (работ) муниципальное задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию муниципальной услуги (услуг) и выполнению работы (работ). Информация, касающаяся муниципального задания в целом, включается в третью часть муниципального задания.
- Орган местного самоуправления городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении муниципального бюджетного учреждения городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (далее – учредитель бюджетного учреждения) при составлении проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период представляются в Финансовое управление городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области показатели муниципального задания в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидии, предоставляемой из бюджета муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (далее – субсидия).
- Муниципальное задание формируется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в срок не позднее одного месяца со дня официального опубликования Решения Собрания Представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период (внесения изменений в Решение Собрания Представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период) (далее – Решение о бюджете) в отношении муниципального бюджетного учреждения – учредителем бюджетного учреждения.
В отношении муниципального учреждения на соответствующий финансовый год и плановый период утверждается только одно муниципальное задание.
- Муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий сроку действия Решения о бюджете.
- Муниципальное учреждение, в отношении которого утверждено муниципальное задание, обязано обеспечить достижение заданных результатов с использованием выделенных ему бюджетных ассигнований на указанные цели.
Учредитель бюджетного учреждения при утверждении муниципального задания устанавливают допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема и (или) качества муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным.
Максимально допустимым (возможным) отклонением от установленных показателей объема и (или) качества муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, принимается 5 процентов.
В случае если муниципальное учреждение не обеспечило выполнение муниципального задания, учредитель бюджетного учреждения обязан обеспечить принятие мер по возврату бюджетных ассигнований в размере, пропорциональном отношению количества фактически не оказанных муниципальных услуг (невыполненных работ) в отчетном финансовом году и количества муниципальных услуг (работ), установленного в муниципальном задании, сверх установленного в муниципальном задании максимально допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей объема и (или) качества муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным.
В случае установления факта невыполнения (частичного либо в полном объеме) муниципального задания муниципальное учреждение осуществляет возврат в бюджет бюджетных ассигнований, полученных на выполнение муниципального задания, в размере, определяемом в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта.
Возврат субсидии в бюджет осуществляется муниципальным учреждением в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате субсидии.
- В муниципальное задание могут быть внесены изменения в течение срока выполнения муниципального задания в случаях:
1) внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано муниципальное задание;
2) внесения изменений в ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственный перечень);
3) изменения численности потребителей муниципальных услуг, спроса на муниципальные услуги или иных условий оказания муниципальных услуг (выполнения работ), влияющих на их объем и (или) качество (в том числе на основании мотивированных предложений муниципальных учреждений).
В случае внесения изменений в показатели муниципального задания формируется новое муниципальное задание (с учетом внесенных изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.
В случае если муниципальное учреждение не обеспечивает выполнение муниципального задания, за исключением невозможности выполнения муниципального задания или его части по объективным причинам, учредитель бюджетного учреждения принимает в пределах своей компетенции меры по обеспечению выполнения муниципального задания, в том числе за счет корректировки муниципального задания с соответствующим изменением бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
- Муниципальное задание формируется в соответствии с ведомственным перечнем, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – базовый (отраслевой) перечень).
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания
а) затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги;
б) затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги.
- При определении базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги применяются нормы материальных, технических, трудовых и других ресурсов, используемых для оказания муниципальной услуги (далее – нормы, выраженные в натуральных показателях), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, а также межмуниципальными, национальными (муниципальными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания муниципальных услуг в установленной сфере (далее – стандарты услуги).
При отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартами услуги, указанные нормы определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности муниципального учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы муниципальной услуги при выполнении требований к качеству оказания муниципальной услуги, отраженных в базовом (отраслевом) перечне (далее – метод наиболее эффективного учреждения), либо на основе медианного значения по муниципальным учреждениям, оказывающим соответствующую муниципальную услугу (далее – медианный метод).
- В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются:
а) затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее – начисления на выплаты по оплате труда);
б) затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания муниципальной услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);
в) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги.
- В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги включаются:
а) затраты на коммунальные услуги;
г) затраты на приобретение услуг связи;
д) затраты на приобретение транспортных услуг;
е) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
ж) затраты на прочие общехозяйственные нужды.
- В затраты, указанные в подпунктах “а” – “в” пункта 15 настоящего Порядка, включаются затраты в отношении имущества учреждения, используемого для выполнения муниципального задания и общехозяйственных нужд, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования (далее – имущество, необходимое для выполнения муниципального задания) на оказание муниципальной услуги.
- Значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги с указанием ее наименования и уникального номера реестровой записи, включенной в базовый (отраслевой) перечень, утверждается главными распорядителями, учредителями бюджетных или автономных учреждений, как общая сумма с выделением:
а) суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
При утверждении значения базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги по каждой муниципальной услуге указывается информация о нормах, выраженных в натуральных показателях, необходимых для определения базового норматива затрат на оказание данной муниципальной услуги, включающая наименование натуральной нормы, ее единица измерения и значение, источник указанного значения. В качестве источника указывается нормативный правовой акт (вид, дата, номер), утверждающий стандарт услуги, а при его отсутствии – метод, в соответствии с которым определены нормы, выраженные в натуральных показателях (метод наиболее эффективного учреждения, медианный метод).
Значение территориального корректирующего коэффициента утверждается учредителем муниципального бюджетного учреждения с учетом условий, обусловленных территориальными особенностями и составом имущественного комплекса, необходимого для выполнения муниципального задания, и рассчитывается в соответствии с общими требованиями.
- Отраслевой корректирующий коэффициент учитывает показатели отраслевой специфики, в том числе с учетом показателей качества муниципальной услуги, и определяется в соответствии с общими требованиями.
Значение отраслевого корректирующего коэффициента утверждается главным распорядителем и учредителем муниципальных бюджетных или автономных учреждений (уточняется при необходимости в течение текущего финансового года, а также при формировании обоснований бюджетных ассигнований бюджета на очередной финансовый год и плановый период).
Значение отраслевого корректирующего коэффициента утверждается по каждой муниципальной услуге с указанием ее наименования и уникального номера реестровой записи в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем, а также наименования показателя отраслевой специфики.
- Значения базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о муниципальных учреждениях, и на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет муниципальных учреждений.
- Затраты на выполнение муниципальным учреждением работы определяются как сумма затрат по конкретным работам (видам работ) исходя из объемов выполняемых работ.
Решением учредителя бюджетного учреждения предусматривается определение методов (метода) расчета затрат на выполнение муниципальным учреждением работ(ы) с указанием порядка расчета затрат на выполнение работ(ы) по каждому выбранному методу.
По решению учредителя бюджетного учреждения при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на выполнение работы используются нормативные затраты.
- При определении нормативных затрат на выполнение работы применяются показатели материальных, технических, трудовых и других ресурсов, используемых для выполнения работы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, а также межмуниципальными, национальными (муниципальными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере (далее – стандарты работы).
- В затраты на выполнение работы включаются:
а) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами работы;
б) затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе выполнения работы с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);
в) затраты на иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы;
г) затраты на оплату коммунальных услуг;
ж) затраты на приобретение услуг связи;
з) затраты на приобретение транспортных услуг;
и) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами работы;
к) затраты на прочие общехозяйственные нужды.
- Значения затрат на выполнение работы утверждаются учредителем бюджетных или автономных учреждений, главным распорядителем.
- Значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, базового норматива на оказание муниципальной услуги, затрат на выполнение работы, а также значения корректирующих коэффициентов могут быть утверждены единым НПА Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
- В объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
- В случае если бюджетное учреждение оказывает муниципальные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату (далее – платная деятельность) сверх установленного муниципального задания, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность, затраты, указанные в пункте 27 настоящего Порядка, рассчитываются с применением поправочного коэффициента.
Поправочный коэффициент определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания (за исключением затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество муниципального учреждения) к общей сумме доходов муниципального учреждения, включающей планируемые поступления от бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (за исключением затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество муниципального учреждения). При этом уровень внебюджетных поступлений устанавливается с учетом анализа объема их фактических поступлений за последние три финансовых года и прогноза их поступлений в текущем финансовом году.
Порядок определения объема планируемых к поступлению в качестве доходов от платной деятельности средств устанавливается учредителем бюджетного учреждения.
а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;
б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.
- В случае, если бюджетное учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного муниципального задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема муниципальной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа), установленного в муниципальном задании учредителем бюджетного учреждения, с учетом положений, установленных федеральными законами.
- Затраты (нормативные затраты), определяемые в соответствии с настоящим Порядком, учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
- Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания, рассчитанный с соблюдением настоящего Порядка, не может приводить к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренного Решением о бюджете на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета.
- Субсидия перечисляется в установленном порядке на лицевой счет, открытый бюджетному учреждению в Финансовом управлении городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
- Порядок и условия предоставления субсидии, в том числе права, обязанности, ответственность сторон и объем субсидии, определяются соглашением, заключенным учредителем бюджетного учреждения и бюджетным учреждением соответственно.
Внесение изменений в соглашение в части объема субсидии без внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения не допускается.
Источник: xn--80adivcf8a7c0a6b.xn--p1ai
Муниципальное задание – что это? Особенности выполнения и оформления
В государственных учебных заведениях обучение может проводиться как на бесплатной, так и на платной основах. В ВУЗах именно так обстоят дела, а в школах часть материальной ответственности иногда государство делит с родителями учащихся. Государственное муниципальное задание регламентирует взаимоотношения, позволяет чётко обозначить, что стоит денег, а что нет, оценить уровень оказания образовательных услуг.
Муниципальное задание – что это?
Это конкретный документ, в котором прописаны требования к предоставляемым муниципальными учебными заведениями услугам, их содержанию, кому они предназначены. В нем приводится список отчётов по проделанной работе и основные требования к ним, правила проверки соблюдения инструкции государственного задания вышестоящими инстанциями, а также сведения о финансовой стороне вопроса. Данный документ считается действительным один год (иногда – 3 года). Когда срок действия заканчивается, вышестоящие инстанции подготавливают новый с учётом актуальных изменений. Бюджетные организации не могут отказаться от выполнения требований этого документа, поскольку это будет противоречить ФЗ-7, ч.3, ст.9, п.2, ФЗ-174, ч.2.1, ст.4, а также Бюджетному кодексу РФ, ч.3, ст.69, п.2.
Для кого предназначен этот документ?
Может ли пригодиться этот документ родителям и ближайшим родственникам учащихся — вопрос закономерный. Муниципальное задание для школы или ВУЗа, техникума относится к внутренней документации, но на нём, конечно, нет грифа «совершенно секретно». Это план для директора или ректора в первую очередь внутреннего пользования. Создан он учредителем. В случае с госзаданием – это государство.
Важно! Учебные заведения могут дополнять, менять стандартизированный образец в соответствии с ситуацией. Неизменными остаются основные пункты.
Муниципальное задание относится к внутренней документации
В 2018 году правила подготовки госзадания был изменёны, дополнены и откорректированы Постановлением Правительства РФ № 1101. В 2018 они формируются в соответствии с общероссийскими базовыми и федеральными перечнями государственных услуг и муниципальных, оказываемых физическим лицам. Правила оформления определяются учредителем с учётом норм, обозначенных в законодательных актах.
Важно! Каждая услуга получает специальный код.
В законодательных актах устанавливаются такие важные константы:
- временные рамки формирования задания;
- временные рамки подачи отчёта о проделанной работе;
- правила определения объёма субсидий;
- случаи, когда бюджетная организация должна субсидию вернуть;
- правила осуществления контроля за выполнением задания.
Законы отражают основные принципы госзадания
То есть самые главные пункты, требующие точности и педантичности, а не беспорядка и интуитивности, математического хаоса.
Стандартный бланк задания
Специфика учреждений частично отражена в форме задания. Эта форма составляется в два этапа — органами власти в обобщённой трактовке, а также органами местного самоуправления с учётом внутренней специфики. Соответственно допускаются определённые различия в разных регионах. В Постановлении № 640 от 26.06.2015 приведена универсальная, стандартизированная форма 0506001.
Именно ею предлагается пользоваться учреждениям, корректируя нужные пункты, если есть для этого основания. Молодой специалист и опытный, изучив данный бланк, сможет составить госзаказ, который будет использоваться в дальнейшем учебным учреждением. Благодаря этому директор школы может уйти в отпуск, передав инструкции исполняющему обязанности и не переживать ни о чём.
Важно! Правда, госзадание не рекомендуется менять, не желательны ошибки при его составлении.
Стандартно форма задания как документ на бумажном носителе представлена титульным листом и некоторым количеством разделов.
Пример бланка государственного задания
В обязательном порядке должны быть включены, подробно описаны при его составлении:
- аудитория, перечень потребляющих предоставляемые услуги людей (юридические, физические лица);
- те свойства и характеристики, которые будут считаться показателем качественного выполнения заказа и ориентиром для определения некачественной работы соответственно;
- верхний лимит стоимости предоставляемых в соответствии с государственным заказом услуг;
- внутренний регламент выполнения задания;
- правила контроля выполнения задания и качества работы учредителями;
- причины, которые могли бы привести к прекращению действия заказа;
- правила составления и передачи на хранение, либо в соответствующие вышестоящие инстанции для проверки отчётности о проделанной работе.
Титульный лист содержит сведения о наименовании бюджетной организации, структурных подразделений, вид деятельности и пр.
Важно! Изучив образец, форму 0506001, можно без труда составить государственный заказ правильно.
В документе в обязательном порядке должны быть указаны конкретные данные
Главное помнить, что порядок составления определяется также Бюджетным кодексом, необходимо детализировать специфику ситуации, если вносятся коррективы. При обнаружении неточностей, ошибок вероятно применение негативной мотивации. Но без инициативы сложно обойтись. Есть риск, что это негативно повлияет на «жизнь» бюджетной организации, будь то школа, техникум или университет. Позитивная, полезная инициатива, меры, направленные на улучшение, развитие учреждения — важная часть управления учреждением, источник информации для вышестоящих инстанций.
Важно! Исполняющий обязанности директора подготовить заказ без ошибок сможет при наличии инструкции, зная ситуацию не понаслышке.
Ответственность и типичные ошибки
Типичными ошибками можно назвать такие ситуации:
- изменение объема субсидий во время выполнения задания без внесения соответствующих изменений в его форму;
- несоблюдение сроков для перечисления субсидий;
- утверждение задания без включения в него главы с показателями качества, объема, содержания каждой услуги или работы.
Задание может быть утверждено при наличии упоминаний показателей качества и проч.
Почему часто допускаются именно эти ошибки, несложно догадаться. Чрезмерная осторожность или же невнимательность к планированию, нехватка времени, забывчивость оборачиваются чередой неприятностей при определённом стечении обстоятельств в самый ненужный момент. Предусмотрительность, аккуратное и внимательное отношение к документации — гарантия успеха. Иногда, конечно, виной всему возникающие и остающиеся без ответа вопросы. В этом случае важно выбрать ориентиром госстандарт, БК РФ, действовать в меру своего понимания, виденья ситуации, с учётом перспектив, нужных для развития учреждения, его процветания мер.
Важно! В случае обнаружения типичных ошибок негативная мотивация определяется последствиями. Это могут быть выговор, судебные разбирательства и даже закрытие учебного заведения.
При наличии определенных ошибок в документе и непосредственном выполнении задания могут возникнуть неприятные последствия
Проверка качества выполнения работ и услуг
Проверка из районного управления — одна из форм осуществления контроля за деятельностью учреждения, выполнением государственного задания, управления подчинёнными. Этот метод можно назвать скорее крайностью, а не основным способом менеджмента. Он неэффективен из-за необходимости поиска времени для осуществления проверок, привлечения специалистов дополнительно, оплаты сверхурочных. Рациональнее пользоваться другими методами. В частности, методом изучения отчётности, анализом статистических сведений.
Показатели качества прописываются сотрудниками школы, ВУЗа в форму государственного задания произвольно и с учётом стандартных требований, а также самостоятельно проверяются.
Важно! Отчёты о проведённой плановой проверке отправляются в вышестоящие организации в заранее оговоренные сроки.
Может быть проведена проверка для контроля за деятельностью учреждения и выполнением госзадания
Следует учесть, что поводом для досрочного приостановления действия муниципального задания является несоответствие реальных показателей тем, которые указаны в тексте самого задания и в решениях о распределении бюджета.
Важно! Другие причины будут выглядеть в глазах руководства, скорее всего, надуманными и безосновательными.
Иногда госзадание заканчивается досрочно
Сокращение задания лучше всего производить при подготовке нового, на следующий год. Обосновывать изменения при этом дополнительно не требуется в большинстве случаев. Конечно, если отменяется важная инициатива, ценная, на которую обратили внимание, аргументировать изменения нужно будет. Но это проще, чем изменить документ в экстренном порядке.
При экстренной «смене курса» может возникнуть вопрос о целесообразности таких действий в целом, а также о том, как быстро было принято решение, был ли создан временной резерв для переделки документа, наделённого юридической силой. Усложнение отчётности — дополнительная работа, которую, конечно, никому не хочется выполнять.
Важно! Если ситуация небезнадёжна, изначальные планы, о которых проинформировано руководство, лучше не менять, даже если родители школьников или сотрудники настаивают на этом. Обсуждение, диалог, оптимизация фактическая, а не на бумаге, решительные действия в рамках компетенции — часть реальности, которая не отражается на финансировании, репутации руководства школы, техникума ВУЗа в глазах чиновников Министерства образования и науки.
Лучше, конечно, обходиться без «смен курса» при выполнении госзадания
Целесообразность изменений всегда под вопросом. Тем не менее, возможность такая предусмотрена законом. Если требуется, госзадание будет изменено.
В таблице приведем некоторые нарушения.
Нарушение порядка и (или) условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания | Отсутствие контроля за использованием субсидии; невыполнение, неполное выполнение задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания услуг (выполнения работ). |
Нарушения (риски) при использовании субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания | Необеспечение возврата в бюджет остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением показателей, установленных заданием; недостижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о ее предоставлении. |
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания | Нарушение порядка внесения изменений в задание; нарушение сроков формирования, утверждения и доведения задания, внесения в него изменений |
Нарушения (риски) при выполнении государственных (муниципальных) заданий | Несоблюдение требований к качеству и (или) объему (содержанию) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); |
несоблюдение требований к категориям физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг; несоблюдение порядка оказания услуг | |
Нарушения (риски) при составлении и представлении отчетности о выполнении задания | Представление недостоверной отчетности о выполнении задания; нарушение требований к представлению отчета о выполнении задания |
Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет | Невнесение (несвоевременное внесение) изменений в бюджетную смету |
Отчётность о бюджетных средствах
Основной формой финансирования бюджетных учебных заведений является субсидирование. В муниципальном бюджете изначально закладываются деньги на эти цели. Заключается с учреждением соответствующий договор. В нём указываются сроки субсидирования, сумма, график перечисления выплат.
При расчётах бюджета государственного задания используется следующая формула.
где Z — это название конкретной услуги (для каждой расчет производится в отдельном порядке), D количество потребителей услуг, а N – нормативная стоимость.
Количество выделяемых средств рассчитывается по формуле
Фактически речь идёт о бюджетных средствах. Но и без привлечения частных инвестиций иногда никак не обойтись. Это показатель престижа государственного учебного заведения во многих странах, внимание инвесторов, спонсорская поддержка, готовность родителей учащихся вкладывать деньги в обучение. Правда, когда школа выбирается в соответствии с местом жительства, о финансировании речь не идёт.
Важно! В случае с дошкольниками, школьниками такой подход актуален, по мнению экспертов. Это способствует социализации.
Впрочем, если выбирается школа в другом районе, развиваются в большей степени коммуникативные навыки, а способность к адаптации развивается в том и в другом случае благодаря организации быта, досуга ребёнка.
Часто без привлечения частных инвестиций не обойтись
Статистических сведений у учёных на сегодняшний день о преимуществах, недостатках того или иного метода обучения, воспитания нет. Родители могут выбрать учебное заведение в зависимости от личных предпочтений. Главный критерий для оценки — мнение самого учащегося, его успехи или неудачи в обучении. Одной из причин смены такого заведения может быть конфликт в школе, техникуме, ВУЗе со сверстниками. От педагогов в этом случае зависит не всё.
Важно! Такая ситуация отчасти влияет на престиж учебного заведения — в том случае, когда существуют объективные основы, недочёты, которые не были своевременно исправлены.
Не только о финансовой ответственности и моральной перед государством и потребителями услуг идёт речь, а и о навыке планирования, умении отличить главное от второстепенного при составлении госзадания. Любые изменения в госзадании должны оформляться документально не только для контроля качества, выявления факта лишних трат, а и для усовершенствования схемы планирования, сбора данных для статистов, чиновников, студентов, молодых педагогов, учёных.
Любые изменения в госзадании должны фиксироваться документально
Итоговый отчёт о выполнении муниципального задания подготавливается в конце срока его действия. В нём перечисляются поставленные изначально цели, динамика показателей. Помимо этого, могут быть указаны сведения о положительных и негативных тенденциях, проблемах, путях их решения, о ранее незамеченных позитивных возможностях.
Пример составления государственного задания
Уместно привести пример реализации теоретических основ на практике. Алгоритм действий при составлении госзадания для школы, ПТУ или университета выглядит следующим образом.
- Изучение Бюджетного кодекса РФ, приведённой в Постановлении № 640 от 26.06.2015 стандартизированной формы 0506001.
- Заполнение пунктов «назначение», «пользователи», «основные требования».
- Составление перечня потенциальных потребителей услуг.
- Заполнение пункта «порядок предоставления услуг».
- Указание минимального и максимального уровня стоимости услуг и работ.
- Составление перечня критериев для оценки качества услуг и работ (в соответствии с требованиями).
- Перечень методов и правил контроля за выполнением задания — время отправки плановых отчётов, мероприятия профилактического характера.
- Условия досрочного аннулирования госзадания.
- Список итоговой отчётности.
- Порядок взаиморасчетов, указание сведений о источниках финансирования.
При составлении госзадания важно изучить нормативные документы, правильно составить перечень услуг
В соответствии с данными из задания разрабатывается бюджет. Это важный документ, и к финансовому вопросу необходимо подойти со всей серьёзностью.
Важно! Привлечение частных инвестиций не является приоритетом, но открывает возможности дополнительного улучшения образовательной системы в рамках социального контроля.
Управление бюджетом государственного учебного заведения с учётом этого представляется динамичным и напряжённым процессом, связанным с рисками. Их минимизация становится приоритетной задачей для государства и госслужащих. Полностью исключить вероятность возникновения брешей в бюджете института, общеобразовательной школы или училища, увы, никак нельзя.
При выполнении муниципального задания важно минимизировать риски, связанные с управлением бюджетом организации
Административная ответственность
Нежелательной и всё же существующей статистикой является привлечение к административной ответственности при выявлении фактов нарушения требований госзадания сотрудниками учебного заведения. Принимают решение в этом случае органы финансового контроля. Предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ в таких случаях:
- нарушение порядка формирования госзадания;
- нарушение порядка финансового обеспечения бюджетного учреждения.
На сегодняшний день разработаны методы привлечения к ответственности одновременно за несколько нарушений. Такая ситуация может свидетельствовать о крайней невнимательности со стороны руководителя или лица, назначенного ответственным в соответствии с ТК РФ за подготовку госзадания, контроль реализации его требований, неправильном распределении обязанностей между подчинёнными, слишком лояльном отношении к ним и не лояльном – к себе.
Нарушение требований госзадания нередко карается законом
Как оценивается расходование средств?
Основными критериями, выбираемыми при оценке целевого расходования средств из бюджета государственного учебного заведения, являются:
- направление расходов;
- соблюдение дополнительных условий при распределении финансовых потоков (указанных в бюджетном законодательстве и соглашении о субсидировании).
Оплата труда сотрудников, в обязанности которых не входит выполнение госзадания, траты на любые цели, не связанные с требованиями данного документа, являются нецелевым расходованием, нарушением. Что же касается тех случаев, когда сумма целевых расходов превышает реально необходимую, то они не могут быть признаны нарушением, по разъяснениям из письма Министерств Финансов.
Важно! Если, например, нужен ремонт, но стоимость стройматериалов больше предусмотренных в задании расходов, а частные инвестиции не удаётся привлечь, сложно оспорить допустимость перенаправления финансового потока с надеждой на инвестиции в будущем.
Иногда выделенных средств недостаточно, и приходится привлекать дополнительные
Целесообразность расходования средств определяется на момент взаиморасчётов, обстоятельства учитываются в обязательном порядке. Негативная мотивация не должна мешать принимать верные решения. Отсутствие финансового резерва делает менее гибким управление, ограничивает возможности. Но его существование не может быть признано обязательным в сложной экономической ситуации.
О необходимости формирования такого резерва в бюджете должны помнить органы местного самоуправления, ставить себе такую цель, даже с учётом существования зависимости государственной казны от международного финансового пространства.
Важно! А руководство каждого государственного учебного заведения должно помнить об административной ответственности за нецелевое расходование средств.
За нецелевое расходование средств придется нести ответственность
Правила использования имущества
Покупка имущества за счёт финансовых средств является обычной практикой. Новые парты или учебники, оборудование для лаборатории, микроскопы, колбы и, конечно, доска — без этого немыслим учебный процесс. Тем не менее, существуют «подводные камни». В частности, вопрос целесообразности расходования средств появляется, если:
- исчезает необходимость использования имущества при выполнении госзадания;
- при его использовании учреждение получает финансовую прибыль (используется частично для выполнения задания или исключительно для получения прибыли).
Нередко на выделенные деньги приобретаются парты, доски, различное оборудование, необходимое для обучения
Финансовая прибыль может быть учтена в бюджете учреждения, только если есть для этого основания. Компьютерный класс, например, может приносить доход, если начинает сдаваться в аренду частному предпринимателю (создается дополнительно аналогичный класс для учеников или поделена ответственность за пользование).
Важно! Расходование бюджетных средств на создание автостоянки для учащихся может быть признано целесообразным, если есть в их числе лица с ограниченными возможностями или существует потребность в собственном экскурсионном автобусе, а также если количество учеников, получивших права на вождение, владеющих автомобилем, значительное.
Аргументы должны иметь прочные экономические основания. Негативное состояние спортплощадки может стать тем фактором, который заставит усомниться в целесообразности существования автостоянки. Средства, полученные при помощи использования госимущества, не принадлежат директору школы, частной инвестицией названы быть не могут. Мнение родительского совета также не может стать аргументом в этом случае.
Чтобы сомнений у контролирующих инстанций не возникло, направлять средства важно именно на те вещи, в которых действительно нуждается учреждение
Частные инвестиции должны расходоваться более свободно – но это лишь на первый взгляд. Если нужны были новые парты, а были куплены компьютеры в компьютерный класс, у контролирующих инстанций не появится сомнений в целесообразности расходования средств. Они точно возникнут, если компьютерное оборудование не нуждалось в замене, соответствовало требованиям безопасности и критериям качества, прописанным в госзадании, учебной программе.
Заключение
Муниципальное задание представляет собой документ, в котором изложены требования к результату и самому процессу оказания определенных услуг. Как правило, он составляется на год.
Видео — Что такое муниципальная служба в РФ
Источник: yr-expert.com