ООО заключило договор с подрядной организацией на выполнение работ по поставке и внедрению системы автоматического учета расхода электроэнергии. К договору составлено приложение, в котором определена стоимость работ. Договор подписан обеими сторонами.
По завершению работ подрядчик представил Акт приемки-сдачи выполненных работ (форма КС-2), где в поле «Наименование работ» написано: «Монтажные работы» и «Пусконаладочные работы» с указанием единиц измерения, объемов и стоимости, взятых из приложения к договору, в котором данная стоимость и определена. То есть без детализации того, какие конкретно действия входят в этот монтаж и пусконаладку. Является ли необходимым составление подробной детализированной сметы по монтажным работам, а также по пусконаладочным работам? Существует ли риск того, что оформленные в настоящее время документы не будут приняты налоговым органом как удостоверяющие фактическое выполнение работ?
Составление сметы
В соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работ по договору подряда может определяться путем составления сметы. То есть составление сметы является способом определения (расчетом) цены.
Смета: как обманывают строительные компании? Как заказчику работать со сметой на строительство дома?
Строительство и связанные с ним работы, согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией и сметой, определяющей цену работы. А в силу с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой.
Таким образом, смета является неотъемлемым приложением к договору строительного подряда.
Считаем необходимым отметить, что в законе отсутствует точное определение сметы. Такое определение содержится только в подзаконном акте — Порядке определения стоимости строительства и свободных договорных цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введенном в действие письмом Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349.
Согласно этому документу смета — это комплект документов, предназначенных для обоснования подрядчиком своих предложений по определению цены, в котором приводится стоимость работ и затрат, предлагаемых подрядчиком. Основанием для определения сметной стоимости подрядных работ служат проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов работ, спецификации и ведомости на оборудование и так далее.
Иными словами, смета — документ, обосновывающий стоимость выполнения работ исходя из технической документации, определяющей состав и объемы работ.
Соответственно, требование об определении цены путем составления сметы основывается на праве заказчика требовать выполнения именно тех работ, которые ему необходимы.
Однако указанный Порядок имеет рекомендательный характер, на что указывается в его преамбуле. При этом ни одним нормативным документом, имеющим обязательную силу, не предусмотрены требования к составлению сметы, не указано, насколько детально в смете должны быть прописаны виды работ, выполняемых подрядчиком. В связи с этим полагаем, что вопрос подробной детализации сметы должен согласовываться непосредственно сторонами договора подряда.
Подводные камни в СТРОИТЕЛЬНЫХ СМЕТАХ? Разбор сметы на строительство из клееного бруса
Порядок оформления акта о приемке выполненных работ (КС-2)
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 (далее — Указания), для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется акт о приемке выполненных работ (форма КС-2). Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а).
Указаниями установлено, что Журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем работ на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.
Таким образом, в форме КС-2 должны быть перечислены все работы, фактически выполненные подрядчиком. При этом в графе 2 указывается номер позиции по смете, а в графе 3 — наименование выполненных работ. Из чего можно сделать вывод, что виды работ, подлежащие заполнению в графе 3 формы КС-2, должны увязываться и со сметой, являющейся приложением к договору.
Однако в Указаниях по заполнению КС-2 не установлено, что графа 3 должна в обязательном порядке содержать детализацию выполненных работ. Более того, в этих Указаниях, по сути, не содержится подробных рекомендаций по заполнению указанных форм. Иные нормативно-правовые акты в настоящее время также не устанавливают порядок их заполнения. В свою очередь, контролирующие органы практически устранились от представления каких-либо рекомендаций по заполнению первичных документов, ссылаясь на отсутствие полномочий по разработке и утверждению форм первичных учетных документов, а также на отсутствие полномочий давать разъяснения по их применению (письма Минфина России от 04.05.2009 N 07-02-10/24, Федеральной налоговой службы РФ от 27.07.2009 N 3-2-09/147).
По нашему мнению, дублировать в графе 3 информацию, содержащуюся как в смете, так и в форме КС-6а, нет необходимости. Детализация работ должна быть представлена в смете, при этом отдельные виды работ могут быть сгруппированы и иметь общее наименование (например, это касается детализации работ по монтажу оборудования или пусконаладочным работам). При этом в графе 3 может значиться только общее наименование работ (без их детализации), а в графе 2, соответственно, должен быть проставлен номер соответствующей позиции (или позиций) согласно смете.
Эта позиция находит свое подтверждение и в решениях арбитражных судов по спорам с участием налоговых органов.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26) судьи указали, что степень подробности составления актов не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом.
В постановлении ФАС Московского округа от 31.07.2009 N КА-А41/6973-09 также отмечается, что отсутствие в КС-2 и КС-3 «детальной расшифровки видов выполненных работ не свидетельствует о нарушении порядка их оформления и не является основанием к отказу в применении налоговой выгоды, так как документы содержат необходимые реквизиты и данные, позволяющие установить стороны по расчетам, указание на выполнение работ по договорам, содержащим смету с детализацией наименований работ и их стоимость».
В постановлении от 20.01.2009 N 2236/07 Президиум ВАС указал, что акты приемки-сдачи могут не содержать детального описания характера оказанных услуг, при условии, что они позволяют их идентифицировать (имеют ссылку на дату и номер договора). Данное постановление касается заполнения акта оказания услуг, а не КС-2, однако мы полагаем, что данный вывод носит общий характер, что позволяет его распространить и на заполнение графы 3 формы КС-2. То есть она должна быть заполнена так, чтобы выполненные работы можно было однозначно идентифицировать.
Более того, отметим, что суды также указывали на то, что отдельные нарушения в оформлении документов могут свидетельствовать о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, но не могут являться безусловным основанием для отказа в применении, например, налоговых вычетов по НДС. Пороки в оформлении справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и акте о приемке выполненных работ (КС-2) сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в возмещении НДС (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.11.2009 N А53-445/2009).
В случае оформления КС-2 с нарушением требований, предъявляемых к оформлению первичных документов, суды указывают на то, что недостоверность первичных документов является основанием для отказа налогоплательщику в принятии к учету таких документов, однако не влечет признания отсутствия затрат как таковых (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2006 N Ф08-74/06-46А, Западно-Сибирского округа от 24.07.2007 N Ф04-5007/2007(36618-A75-3)).
Заполнение справки о стоимости выполненных работ (КС-3)
Форма КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и составляется нарастающим итогом за отчетный период.
К правилам ее заполнения в части детализации выполненных работ можно отнести все сказанное выше в отношении формы КС-2, в том числе и относительно позиции арбитражных судов.
Так, ФАС Московского округа в постановлении от 15.12.2009 N КА-А41/14022-09 отметил, что отсутствие в справках о стоимости выполненных работ и затрат отраженной без распределения по видам работ общей стоимости не является существенным нарушением при оформлении документа.
Обоснование затрат
Исходя из вышеизложенного и общих принципов принятия осуществленных затрат в перечень расходов, установленных нормой ст. 252 НК РФ, в соответствии с которой подтверждением расходов могут служить и документы, косвенно подтверждающие их осуществление, полагаем, что в случае наличия детализированной сметы, а также фактического выполнения работ в соответствии со сметой, дублировать в КС-2 и КС-3 виды работ нет необходимости. В этом случае можно обойтись общим наименованием работ (монтажные работы, пусконаладочные работы). При этом, руководствуясь требованиями Росстата, выраженными в письме от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257, в соответствии с которым в унифицированных формах не допускается наличие незаполненных реквизитов, графа 2 формы КС-2 должна быть заполнена в обязательном порядке.
В то же время само наличие приведенной выше судебной практики показывает, что со стороны налоговых органов в отношении оформления КС-2 и КС-3 могут возникать претензии, причем в том числе связанные как раз с детализацией выполненных работ. Гарантировать невозможность их возникновения ни в одной конкретной ситуации нельзя. Мы можем лишь констатировать, что на сегодняшний день, в отсутствие однозначных указаний по порядку заполнения этих форм, к сожалению, решение данного вопроса зависит от мнения по нему конкретного налогового инспектора. Однако приведенные выше судебные акты также показывают, что налогоплательщик может отстоять свое право на учет соответствующих затрат.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
12 ноября 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Источник: www.audit-it.ru
Можно ли ограничиться локальным сметным расчетом при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства?
Вопрос о том, можно ли ограничиться локальным сметным расчетом при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства для заказчиков, применяющих Закон №44-ФЗ всегда вызывал споры. Началось все с того, что буквальное прочтение пункта 1 части 9 статьи 22 Закона №44-ФЗ указывает на то, что проектно-сметный метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта может быть применен к закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства исключительно при наличии проектной документации.
Данную позицию в своих письмах от 12.09.2016 N Д28и-2409 и от 25.11.2016 N Д28и-3139 неоднократно подтверждало Минэкономразвития России.
В письмах указывалось, что в случае осуществления капитального ремонта объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заказчик для определения начальной (максимальной) цены контракта обязан применить проектно-сметный метод.
В письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 N ОГ-Д28-5206 прямо указывается на то, что проектно-сметный метод может применяться для определения начальной (максимальной) цены контракта исключительно при наличии проектной документации.
При таком подходе заказчики не могли применять проектно-сметный метод, если у них отсутствовала проектная документация.
С внесением изменений в Закон №44-ФЗ в июле 2019 года проблема локального сметного расчета стала вновь актуальной. Так согласно пункта 8 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.
В соответствии с частью 3.1. статьи 66 Закона №44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Таким образом, исключается необходимость предоставления конкретных показателей материалов, используемых при выполнении работ, участниками закупок в составе их заявок.
Более того, сокращен срок проведения аукциона на выполнение строительных работ при наличии проектной документации. Так, согласно части 3 статьи 68 Закона №44-ФЗ электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Весьма интересной является позиция Союза инженеров –сметчиков, которая была изложена в письме 19.09.2019 г. № РС-ПГ-164/19 «О надлежащем исполнении требований п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ при подготовке проектной документации в объеме сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства» относительно допустимости применения локального сметного расчета в качестве проектной документации.
Основываясь на положениях части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в письме делается вывод, что при возникновении потребности в капитальном ремонте объектов капитального строительства заказчики могут ограничиваться только разработкой раздела 11 «Смета на капитальный ремонт объектов капитального строительства» или раздела 9 «Смета на капитальный ремонт для линейных объектов» и не разрабатывать проектную документацию в полном объеме.
Тем самым, по мнению Союза инженеров –сметчиков проектная документация подготовлена в объеме сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства и Заказчиком соблюдены требования пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ.
Вывод сделанный в письме весьма удобен заказчикам, поскольку в таком случае они смогут применять проектно-сметный метод и сэкономят на подготовке полноценной проектной документации, которая согласно Градостроительного кодекса РФ не так уж и обязательна при проведении работ по капитальному ремонту.
Следует учесть, что позиция Союза инженеров –сметчиков не имеет правового значения, поскольку Союз не наделен правом легального толкования норм Градостроительного кодекса РФ.
Источник: razvitie.expert
Смета не является обязательным документом для подтверждения расходов по договору подряда
Организация заключила договор подряда с ИП на выполнение строительных работ. Смета к договору не составлена. В договоре прописаны вид работы, стоимость работы, сроки выполнения, порядок оплаты. Объем и перечень работ не указаны. По итогам окончания работ ИП предоставил формы КС-2 и КС-3.
Обязательно ли должна быть смета в договоре? Какие санкции может применить налоговая инспекция при ее отсутствии?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обоснование вывода:
Пункт 1 ст. 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой.
При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ).
Однако проектно-сметная документация как самостоятельный документ не является существенным условием договора строительного подряда, а ее отсутствие не может являться основанием для признания договора незаключенным (смотрите постановление Одиннадцатого ААС от 06.08.2014 N 11АП-8731/14 по делу N А72-14090/2013 (определением ВС РФ от 11.03.2015 N 306-ЭС15-629 отказано в передаче дела в СК по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства)). Более того, существует судебная практика, согласно которой цена не является существенным условием договора подряда (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 22.08.2018 N Ф06-36132/2018 по делу N А06-5122/2017, АС Московского округа от 19.11.2015 по делу N А40-189055/14 (определением ВС РФ от 16.02.2016 N 305-ЭС16-1087 отказано в передаче дела в СК экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
Смотрите также Энциклопедию решений. Техническая документация и смета по договору строительного подряда; Энциклопедию судебной практики. Подряд. Техническая документация и смета (Ст. 743 ГК).
Учитывая, что в рассматриваемой нами ситуации цена работ в договоре определена, отсутствие сметы не может являться основанием считать договор незаключенным.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Применимо к рассматриваемой ситуации факт исполнения обязательства подтверждается актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) (данные формы, а также Указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для признания в целях налогообложения произведенные организацией расходы должны быть:
— произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (письмо Минфина России от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113071).
Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).
Для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17097, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745, от 16.02.2016 N 03-03-06/1/8312, от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом, по мнению Минфина России, акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг)» (смотрите полный текст: письмо Минфина России от 09.04.2014 N 02-06-10/16186 «Об оформлении акта выполненных работ для целей бухгалтерского учета»).
Таким образом, конкретный перечень документов для подтверждения расходов НК РФ не определен. Однако из взаимосвязи ст. 252 НК РФ, п. 3 ст. 54.1 НК РФ, ст. 9 Закона N 402-ФЗ следует, что факт, основания и размер расходов доказывается путем представления совокупности первичных документов, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Поэтому при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет. При этом условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Налоговые последствия определяются совокупностью доказательств.
Если подробное наименование согласованных сторонами работ и их стоимость приведены в договорах подряда и спецификациях к ним, тогда непредставление сметного расчета, обосновывающего стоимость договора, при согласовании сторонами цены работ в договорах подряда не может влиять на установление налоговой инспекцией стоимости работ. Стоимость подрядных работ по взаимоотношениям с ООО была определена в договоре, следовательно, составление сметы не являлось обязательным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2012 N Ф02-3333/12 по делу N А74-2763/2011).
В постановлении АC Центрального округа от 03.03.2020 N Ф10-208/20 по делу N А48-5862/2019 рассматривалась ситуация включения при исчислении налога на прибыль в состав расходов затрат по приобретенным материалам (щебень, песок, отсев щебня, битум, асфальтобетонная смесь), использованным при ремонте и строительстве автомобильных дорог в рамках муниципальных контрактов и договоров с организациями, в результате замены одних строительных материалов на другие, а также в результате списания на затраты материалов в размере большем, чем это установлено сметами на производство работ. Суд указал, что списанию на производственные затраты подлежат только те материалы, которые включены в подписанный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и предъявлены заказчику. Расходы, связанные со строительством, должны быть экономически обоснованы и оформлены первичными учетными документами. В целях экономической обоснованности расходов соответствующие виды работ должны быть включены в локальные и объектные сметы на строительно-монтажные работы. Таким образом, фактическими расходами общества на использованные строительные материалы являются расходы, отраженные в актах КС-2, и для целей налогового учета прибыли налогоплательщик должен был учитывать материалы по номенклатуре и объему, указанному в актах приемки выполненных строительно-монтажных работ (форма КС-2), подписанных заказчиком (подрядчиком).
При отсутствии сметы общая цена работы может быть указана непосредственно в договоре, тем не менее, как следует из встреченных нами примеров судебной практики, «бессметное» оформление является рискованным с позиции обоснования величины затрат и реальности хозяйственных операций, что в свою очередь, грозит непринятием вычета НДС и исключением из налоговой базы по налогу на прибыль оформленных таким образом расходов (постановление Шестого ААС от 09.10.2019 N 06АП-5111/19).
Источник: taxpravo.ru
Что считать главнее — смету или проект?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Подписали госконтракт на устройство кровли. Обнаружилось расхождение сметы с проектом (при подсчёте в проекте материалов оказалось что досок по проекту 10 м3, а в смете учтено только 7 м3. Заказчик говорит что нужно делать как в проекте, но за наш счёт, и он не хочет доп соглашения на увеличения объёмов материала.
Подскажите кто прав?
смета делается на основании проекта
Сначала проект потом смета другого не может быть
как в смете может быть меньше материалов чем в проекте, значит плохой проект или сметчик слишком умный
.2. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.
Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) — к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.
Источник: pravoved.ru