Прежде чем участвовать в торгах вам необходимо получить больше информации о текущем лоте. Для вашего удобства мы сформировали шаблон, который вы сможете отправить на почту организатору.
Сформировать заявку на торги
Эта опция позволит вам создать заявку для участия в электронных торгах за несколько кликов. Вам останется только подписать заявку своей электронной подписью и загрузить документ на электронную торговую площадку или отправить на почту реализатору.
Только для Премиум тарифа
Возможности на Премиуме
Открытые контакты | — | + |
Выгрузка документов | — | + |
Просмотр фото | — | + |
Отслеживание лотов | — | + |
Шаблоны для торгов | — | + |
Без рекламы | — | + |
1399 рублей 990 рублей за 30 дней
Источник: konfiskator.com
Особенности проведения торгов на право заключения договора по комплексному развитию территорий 29.09
Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах
1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.
К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.
КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ДОГОВОР НА СТРОИТЕЛЬСТВО СОБСТВЕННОГО ДОМА?
Комментарии к ст. 447 ГК РФ
1. Положения комментируемой, как и двух последующих статей, посвящены особенностям заключения договоров на торгах. Эти положения применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами. Заключение договоров на торгах имеет место в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.
Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а также прав, например права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.
Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, содержащиеся в комментируемой и двух последующих статьях, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку последние предполагают присуждение наград в денежной и натуральной форме. Это вытекает из предписаний гл. 57 ГК и из норм специальных подзаконных актов (см., например, п. 14.9 разъяснения о порядке применения Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 153; разд. III Приказа Минфина РФ от 14 августа 1992 г. N 71 «Об утверждении классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации» и др.).
Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.
Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных актах. В числе законодательных актов это: Закон о приватизации, Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6).
Ряд важных положений о торгах содержится в указах Президента РФ: Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592); Правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии, утв.
Указом Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 (СЗ РФ. 1995. N 36. Ст. 3527).
Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ.
1997. N 15. Ст. 1756). Данное Положение регулирует названные отношения постольку, поскольку они не урегулированы ГК и другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд.
Имеется ряд Постановлений Правительства РФ: Постановление СМ от 8 июня 1993 г. N 531 «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемое за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов» (СА РФ. 1993. N 24. Ст.
2236); Основные положения о залоге недвижимого имущества — ипотеке, утв. распоряжением СМ от 22 декабря 1993 г. N 96-рз (РГ. 1994. 6 января); Положение о продаже по закрытой подписке сельскохозяйственным производителям акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 195 (СЗ РФ. 1995. N 10. Ст.
900); Порядок проведения межрегиональных и российских специализированных аукционов по продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 438 (СЗ РФ. 1995. N 20. Ст.
1797); Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469 (СЗ РФ. 1995. N 22. Ст.
2059); Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 (СЗ РФ. 1996. N 46. Ст.
5249); Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ в угольной промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. N 1485 (СЗ РФ. 1996. N 52. Ст.
5919); Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 476 (СЗ РФ. 1997. N 17. Ст.
2015); Порядок проведения торгов (конкурсов) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 628 (СЗ РФ. 1997. N 22. Ст.
2598).
Положения о торгах и порядке их проведения содержатся в ряде актов, изданных федеральными ведомствами. Это: Положение о специализированных чековых аукционах, утв. распоряжением ГКИ РФ от 4 ноября 1992 г. N 701-р (ЭЖ. 1992. N 46.
С. 10); Примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) о продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 13 ноября 1992 г. (ЭЖ. 1992. N 48.
С. 20); Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утв. распоряжением ГКИ РФ и Минстроя РФ от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7; Положение о порядке продажи на аукционе за рубли акций в количестве до 10% от общего количества акций акционерных обществ, проданных на специальном чековом аукционе, утв. распоряжением ГКИ РФ от 2 февраля 1994 г. N 236-р (БНА РФ. 1994.
N 5. С. 12 — 17); Положение о продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации предприятий по первичной обработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, на закрытом специализированном чековом аукционе, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 февраля 1994 г. N 339-р (БНА РФ. 1994.
N 6. С. 34 — 35); Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 февраля 1994 г. N 342-р (Вестник ВАС РФ. 1994.
N 8. С. 51); Временное положение об уполномоченных ГКИ России банках и о порядке приема заявок и денежных средств при проведении межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 июня 1995 г. N 821-р (Экспресс — закон. 1995. N 31. Ст. 541).
Среди иных ведомств, издающих акты по вопросам торгов, следует назвать акты: а) МВЭС РФ: Положение о проведении предварительного квалификационного отбора претендентов для участия в федеральных торгах на поставку продукции и товаров для государственных нужд, утв. МВЭС РФ от 23 февраля 1993 г. (РВ. 1993 г. 18 марта); б) ГТК РФ: Положение о тендерной комиссии Государственного таможенного комитета Российской Федерации, утв. Приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. N 205.
2. Лицо, заинтересованное в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении. В качестве организатора торгов выступают специализированные организации.
Так, Положение о подрядных торгах в Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. называет в качестве таковых Межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационную и иные организации. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов.
Специализированная организация получает полномочия на проведение торгов в силу договора с собственником имущества. В отдельных случаях эти полномочия могут быть получены в связи с исполнительным производством. Так, торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (п. 2 ст. 62 Закона об исполнительном производстве).
3. Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст. 350 ГК для реализации заложенного имущества. Положения ст. ст. 399 — 405 ГПК предусматривают публичные торги при реализации принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращается взыскание.
В ходе приватизации государственного или муниципального имущества посредством продажи предприятия как имущественные комплексы могут быть проданы исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Равным образом на таком же конкурсе должна производиться продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50% его уставного капитала (п. 1 ст. 16 Закона о приватизации).
Обязательное применение аукциона как формы проведения торгов предусмотрено и в ряде других правовых актов, в частности в п. 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий; ч. 3 п. 9 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников в отношении исключенных из состава имущественного комплекса предприятия-должника объектов, не завершенных строительством.
Обязательное применение торгов предусмотрено также п. 16 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 (СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 741).
Открытые торги в обязательном порядке проводятся для выбора генерального подрядчика по реализации на территории РФ инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов (п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 8 июня 1993 г. N 531 «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов»).
4. Формами торгов являются аукцион и конкурс, между которыми имеются определенные различия. Аукцион предназначен по общему правилу для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферт). Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе — односторонняя сделка.
Закон о приватизации в числе способов приватизации разграничивает коммерческие конкурсы и аукционы в том отношении, что лишь для участников конкурсов предусматривает обязательное выполнение их победителями определенных инвестиционных и (или) социальных условий (ст. 21); для победителей аукционов выполнение каких-либо условий в отношении объектов приватизации не предусматривается (ст.
22). Если продаются акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, то их продажа может осуществляться на специализированном аукционе, каковым законодатель считает разновидность открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене (п. 3 ст. 22 Закона о приватизации).
Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.
Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме — в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей — вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2 — 3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников, который, однако, не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент. (Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 476.)
Форма аукциона может использоваться для приобретения права на заключение договора, в частности, аренды нежилых помещений в жилых домах, а также зданий и сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также в муниципальной собственности (п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв.
Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478)).
Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает по общему правилу наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта, положительной деловой репутации и др.). Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным (см. п. 2 ст. 1057 ГК).
В некоторых нормативных актах о торгах встречается понятие «тендер», которое является синонимом понятия «подрядные торги» (см. п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 8 июня 1993 г. N 531 «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов»).
5. При наличии лишь одного участника конкурс не проводится. Законодательство признает заключенную подобным образом сделку несостоявшейся (п. 5 ст. 447 ГК).
Судебная практика также констатирует фактическое отсутствие торгов при совершении сделки, подлежащей заключению посредством инвестиционных торгов, если в торгах не принимали участие другие, помимо ответчика, покупатели (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 марта 1994 г. // Бюллетень ВС РФ. 1994. N 6. С. 2).
6. Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ст. ст. 399 — 405 ГПК должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя произвести продажу строения по цене не ниже указанной в акте об аресте. Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника (ст. 207 АПК).
Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него (п.
3 ст. 62 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).
Источник: zknrf.ru
Тендер 228283736 — Конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству объекта: «Подключение к централизованной системе холодного водоснабжения объекта: Многофункциональный комплекс общественно-жилого назначения по адресу: г. Москва, Лужнецкая наб., владение 2/4»
Зарегистрируйтесь и получите полную информацию о Заказчике, аналитику по снижению им цены и основным поставщикам.
Смотреть все лоты тендера
Похожие тендеры
В рамках Вашего тарифа доступ к базе коммерческих тендеров ограничен. Для получения полной информации обо всех коммерческих тендерах свяжитесь с Вашим менеджером и подключите другой тариф.
- Извещение о проведении конкурса_14.10.2022.docx 20 КБ 14.10.22 14:01
Действующая (версия 1)
- Извещение.html 8 КБ 14.10.22 00:00
Действующая (версия 1)
- КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ__.docx 128 КБ 14.10.22 14:01
Действующая (версия 1)
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.docx 10 КБ 14.10.22 14:01
Действующая (версия 1)
- Проект договора.doc 146 КБ 14.10.22 14:01
Действующая (версия 1)
- Протокол НМЦД.pdf 598 КБ 14.10.22 14:01
Действующая
- Расчет НМЦД.xlsx 21 КБ 14.10.22 14:01
Действующая (версия 1)
- Сведения о лоте №1.html 8 КБ 14.10.22 00:00
Действующая
- Техническое задание.docx 38 КБ 14.10.22 14:01
Действующая (версия 1)
Вы не можете просматривать результаты тендеров. Свяжитесь с вашим персональным менеджером, чтобы получить возможность просматривать результаты тендеров
Материалы являются собственностью bicotender.ru. Любое использование статей без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Карта сайта
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Источник: www.bicotender.ru
Контракт заключен с нарушением закона — чем это грозит исполнителю?
В данной статье приведено описание ситуаций, в которых исполнитель рискует не получить оплату за выполненный объем работ, услуг или за товар, если контракт заключен с нарушением установленного порядка
Основываясь на судебной практике, разберем основные ситуации, которые подвергают исполнителя повышенному риску не получить оплату:
- между заказчиком и исполнителем вообще не был заключён контракт, однако работы ведутся, услуги оказываются, товар поставляется на устных договоренностях;
- контракт был заключен, но в обход существующих конкурентных процедур;
- исполнитель фактически выполнил больший объем работ, чем был предусмотрен контрактом;
- принятые на себя обязательства исполнитель частично или даже полностью выполнил уже по истечении срока действия контракта.
Ситуация №1. Имеются только устные договоренности, без документального оформления (т.е. контракт не заключался ни с помощью ЭЦП, ни подписывался на бумажном носителе).
Риск для исполнителя не получить оплату от заказчика в этой ситуации очень велик. Если исполнитель обращается в суд, то суд обычно встает на сторону заказчика и отказывает во взыскании с него денежных средств.
Суды так обосновывают свою позицию: государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта. Оплата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта не подлежит взысканию даже в качестве неосновательного обогащения заказчика. Иной подход противоречил бы целям регулирования данных правоотношений и означал бы допущение согласования осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг без соблюдения требований, установленных Законом № 44, что открывало бы возможность для приобретения имущественных выгод недобросовестными поставщиками (исполнителями) и государственными или муниципальными заказчиками в обход закона.
Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2016 N Ф01-679/2016 по делу N А38-3426/2015 (поставка товара без заключения контракта), Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2016 N Ф04-2986/2016 по делу N А81-5515/2015 (оказание услуг без заключения контракта), Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 N 10АП-10581/2015 по делу N А41-24398/15 (выполнение работ без заключения контракта).
Однако у этого правила имеются исключения. В указанных ниже случаях суд признал право исполнителя получить оплату даже при отсутствии контракта:
- В ходе оказания спорных услуг заказчик направил письмо с гарантиями их оплаты и передал исполнителю сведения, необходимые для осуществления охраны. Исполнитель продолжал оказывать услуги не в целях обойти требования закона, а в связи со спецификой деятельности заказчика (наличие на объекте бактериологической лаборатории, использование в работе возбудителей инфекционных заболеваний), чтобы исключить проникновение третьих лиц на объект (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2016 N Ф03-1823/2016 по делу N А37-765/2015).
- Заказчик обязан оплатить работы, выполненные с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Сам факт проведения работ не оспаривался. Претензий к качеству работ и их стоимости заказчик не предъявлял. Отказ от оплаты он обосновывал только отсутствием контракта (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.02.2016 N Ф03-203/2016 по делу N А04-5007/2015).
- Исполнитель после истечения срока действия контракта продолжал оказывать услуги по техническому обслуживанию средств охраны. Заказчик принял услуги без замечаний и возражений, но отказался оплатить. Требование исполнителя суд удовлетворил частично, взыскав задолженность за период, в течение которого у Заказчика отсутствовал контракт новым исполнителем, так как отношения сторон носили регулярный характер и услуги были необходимы для поддержания в надлежащем состоянии технических средств охраны (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.05.2015 N Ф03-1833/2015 по делу N А73-9448/2014).
- По предписанию ФАС закупка возвращена на этап подачи заявок. Заказчик обратился к подрядчику с просьбой выполнить работы по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения без заключения контракта. Подрядчик работы выполнил, но заказчик их не оплатил. Суд указал, что в отсутствие заключенного контракта между сторонами фактически сложились отношения, которые регулируются гл. 37 ГК РФ. Факт выполнения работ установлен. Заказчик принял их, не предъявляя претензий к качеству, объему и стоимости. Работы являлись социально значимыми и необходимыми, так как освещение улиц обеспечивает в том числе охрану жизни и здоровья граждан, а также безопасность дорожного движения. Работы имели для заказчика потребительскую ценность. Отношения между сторонами сложились в предыдущие периоды. Таким образом, предъявленные к оплате денежные средства являются для заказчика неосновательным обогащением, которые суд и взыскал в пользу подрядчика (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.03.2016 N Ф04-610/2016 по делу N А27-12836/2015).
Обратите внимание, что дополнительным аргументом в пользу исполнителя может быть то обстоятельство, что заказчик имел право на заключение контракта с единственным поставщиком (постановление АС по Нижегородской области № А43-22178/2014 от 30 января 2015 г.).
Ситуация №2. Контракт заключили, не проводя конкурентные процедуры
В большинстве случаев суды признают подобные контракты недействительными, принимая сторону заказчика, который не платит исполнителю, поскольку договор не действует. Именно поэтому риски исполнителя во многом схожи с первой ситуацией:
- Исполнитель на основании договора выполнил работы по переносу линий электропередач. Заказчик, являясь органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств бюджета, работы не оплатил. Суд установил, что работы выполнялись для нужд муниципального образования. Исходя из предмета договора, заказчик должен был провести конкурс, что не было сделано. Таким образом, договор противоречит требованиям законодательства и исполняться не должен (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2016 N Ф08-8079/2016 по делу N А53-4382/2016).
- Стороны заключили договор на разработку проектно-сметной документации. Исполнитель выполнил обязательства, стороны подписали акт сдачи-приемки работ. Однако заказчик работы не оплатил. Суд установил, что договор был заключен без соблюдения необходимого порядка. Оплата работ противоречит нормам, устанавливающим порядок расходования бюджета, и необоснованно ставит исполнителя в преимущественное положение по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на заключение контракта. Договор является ничтожным, поскольку нарушает требования законодательства и посягает на публичные интересы и права третьих лиц (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 по делу N А69-927/2016).
Что касается заказчика в случаях, когда контракт заключен без проведения необходимой конкурентной процедуры, то им нарушаются положения статьи 93 (часть 2) и статьи 24 (часть 5) Закона № 44. Поэтому контролирующие органы могут привлечь заказчика к административной ответственности:
- в соответствии с КоАП России (статья 7.29, часть 1), за неправильный выбор метода определения поставщика на виновного наложат штраф в сумме 30 тысяч рублей;
- в соответствии с КоАП России (статья 7.29, часть 2), если по закону поставщик должен определяться путем проведения аукциона либо конкурса, заказчик будет оштрафован на 50 тысяч рублей.
Однако и в этой ситуации суды встают на сторону исполнителя и взыскивают оплату с заказчиков, хотя и значительно реже:
- Исполнитель оказал услуги по поддержанию в тепловом режиме здания электростанции. Заказчик их не оплатил. Отношения сторон урегулированы гражданско-правовым договором (соглашением о возмещении убытков).
С заказчика взыскана стоимость оказанных услуг. Суд указал, что специфика правоотношений между сторонами состояла в предоставлении заказчику услуг теплоснабжения, а не в возмещении убытков. Исполнитель является единственной ресурсоснабжающей организацией по поставке отопления, горячего и холодного водоснабжения, стоимость услуг регулируется тарифами. Таким образом, к правоотношениям применяется ст. 93 Закона № 44. Заказчик мог осуществить закупку у единственного поставщика. Исполнитель вправе требовать оплатить оказанные услуги при отсутствии контракта (Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2015 по делу N 309-ЭС15-26, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)). - Договор на выполнение работ по восстановлению школьной ограды заключен без соблюдения требований Закона № 44. Заказчик принял работы без замечаний, но не оплатил. Суд установил, что в действиях подрядчика отсутствовали признаки недобросовестности. Срочный характер работ был обусловлен предписаниями органов внутренних дел, выданными в преддверии начала учебного года (акт обследования школы, проведенного сотрудником полиции). Вывод суда: ответственность за несоблюдение процедур, предусмотренных Законом № 44, несет, прежде всего, заказчик, а не исполнитель. Заказчик злоупотребил правом, так как знал о необходимости руководствоваться Законом № 44. В процессе выполнения работ он неоднократно давал поручения, контролировал ход работ, согласовывал смету с вышестоящим руководством (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 N 17АП-14385/2015-ГК по делу N А60-23476/2015).
Ситуация №3. Контракт заключен в полном соответствии с законом, однако исполнен в большем объеме
Нередко бывают случаи, когда необходимо проводить так называемые дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги), которые не предусмотрены контрактом. К примеру, часто это случается в строительной отрасли, поскольку точно предусмотреть в проектно-сметной документации все виды, а также объемы работ довольно сложно.
Будет ли подрядчик иметь возможность взыскать плату за проведение дополнительных работ, во многом зависит от того, имеется ли соглашение на выполнение этого объема работ. Если дополнительное соглашение заключено, то его цена должна быть фиксированной и определяться на весь срок исполнения.
Ситуации, которые предусматривают изменение цены контракта, а также объема работ, регламентированы Законом № 44 (статья 95, часть 1). В остальных же случаях это рассматривается как нарушение закона и предполагает административную ответственность в соответствии с КоАП России (статья 7.32, часть 4). На юридических лиц налагается штраф в сумме 200 тысяч рублей, а на виновных сотрудников – в сумме 25 тысяч рублей.
Подрядчик, с большой долей вероятности взыщет стоимость дополнительных работ, поскольку суды смотрят на наличие дополнительного соглашения (определение ВС России № 302-ЭС15-13256 от 26 января 2016 г.). Кроме этого, суд может обязать заказчика оплатить работы, если:
- заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) или не возражал против них, а контрактом была предусмотрена возможность увеличить объемы работ на сумму не более 10%;
- проводить дополнительные работы необходимо, чтобы выполнить основные работы
Данные выводы можно сделать из судебных решений — Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2016 N Ф04-787/2016 по делу N А03-14755/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2016 N Ф09-9832/16 по делу N А60-56059/2015.
Если дополнительного соглашения нет, то суды по общему правилу обычно отказывают во взыскании сумм, ссылаясь на необходимость оформления всех изменений к контракту в соответствии с законами РФ. Также суд учитывает, мог ли быть достигнут намеченный результат работ без выполнения дополнительных объемов. Если исполнитель не оформляет все изменения к договору, то он сильно рискует не получить оплату (Определение ВС России от 26 января 2016 г. № 302-ЭС15-13256, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 N 20АП-4384/2015 по делу N А23-5311/2014, постановление АС по Восточно-Сибирскому округу от 18 марта 2016 г. № Ф02-7882/2015, и постановление АС по Западно-Сибирскому округу № Ф04-27226/2015 от 3 декабря 2015 г.).
Ситуация №4. Контракт заключен, однако исполнен по истечении срока его действия
Зачастую просрочки возникают по договорам оказания услуг, носящим длительный характер (например, охрана, хранение, телекоммуникационные услуги). После истечения срока действия контракта новый контракт сторонами не заключается, однако услуги продолжают предоставляться. В дальнейшем исполнитель требует оплатить услуги по истечении срока действия контракта.
Часто исполнитель в судебном порядке взыскивает стоимость оказанных им услуг. При этом основными аргументами становятся согласие заказчика на оказание услуг и их длящийся характер. Нередко именно заказчик выступает инициатором продолжения оказания услуг.
Такая позиция отражена в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 N 08АП-7824/2015 по делу N А75-13178/2014, Определении Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538.
Наши рекомендации:
Уважаемые поставщики, подрядчики, исполнители! В случае, если между вами и заказчиком начинают появляться разногласия, либо происходят непонятные задержки в оформлении достигнутых договоренностей, переходите на общение с такими заказчиками путем официальной переписки. Именно отсутствие документов, подтверждающих вашу позицию, в большинстве случаем мешает доказать Вашу правоту. Удачных Вам торгов и своевременных оплат!
Источник: fksrf.pro