(Строительство в России: современное состояние и пути развития)
составил: к.т.н., доцент Н.Я. Цимбельман
1. Введение: Строительство как область человеческой деятельности
Под строительством («стройкой») в рамках данной лекции будем понимать профессиональную деятельность человека, связанную с процессом воплощения в жизнь строительных объектов: зданий и сооружений. Процесс появления объекта строительства на свет, как правило, довольно продолжителен и сложен: вначале возникает потребность, затем финансовое и юридическое обоснование (материальные средства и следование закону), появляется возможность привлечь команду ремесленников – архитекторов и конструкторов (усилия указанных наёмников приводят к появлению проекта), и на заключительном этапе в дело вступают производители работ – строители. В широком смысле строителями можно назвать всех участников указанного процесса: от Заказчика до Подрядчика, без участия хотя бы одного из которых стройка не стала бы возможной.
Понятие нации — Андрей Тесля
Ясно, что потребность в стройке – естественна, она постоянно поддерживается запросами общества: людям необходимо жильё (в идеале наиболее комфортное и роскошное и при этом крайне дешёвое), необходимо размещение производств, учреждений, объектов торговли, энергетики, увеселений и спорта и т.д. И если указанные потребности для разных стран и национальных сообществ примерно одинаковы, то условия, в которых существует строительный процесс – значительно различаются.
Россия – огромная страна и на её территории представлено практически всё многообразие климатических условий, однако на основные территории накладывается, прежде всего, фактор холодных сезонов, усложняющий проектные решения и затрудняющий производство строительных работ. Иными словами, строить в России – непросто. Речь здесь не столько об особенностях национальной экономики, сколько о сравнительно жёстких природных условиях, сокращающих жизнь общепринятых в мире распространённых строительных материалов, и вынуждающих обращаться к сложным и дорогостоящим проектным решениям.
Конечно, «стройка» не стоит на месте. Все участники строительного процесса так или иначе меняются вслед времени, совершенствуя свои навыки и умения в соответствии с растущими потребностями общества в масштабах и качестве строительных объектов, в доступности строительных решений широкому потребителю, в сокращении сроков возведения зданий и сооружений.
Цель предлагаемой лекции – обозначить особенности строительного процесса в современной России, констатировать приоритеты общества в распределении финансовых средств на различные виды строительных объектов, показать некоторые примеры реализации интересных строительных решений, проведённых от стадии задумки до возведения в отечественных условиях. В заключение – сделать выводы и, возможно (по наиболее смелому варианту) прогнозы и рекомендации, предвосхищающие основные события в строительной отрасли и способствующие росту эффективности строительного процесса.
Что такое национальные проекты?
Рис. 1. Стройка моста через пролив Босфор Восточный (г. Владивосток) – март 2011г.
2. Эволюция стройки
В чём основная причина развития строительных решений? Прежде всего – это общественный заказ – запрос общества на удовлетворение собственных потребностей. Прогресс приводит к постоянному росту потребности в энергии, увеличении жизненного пространства, наращивании и совершенствовании инфраструктуры. В результате возникает необходимость в возведении сложных масштабных сооружений при минимальном расходовании материальных средств.
В то же время запрос порождает отклик. Мотивируемые обществом профессионалы – конструкторы снабжают интересными задачами строительную науку, основной целью деятельности которой является создание и совершенствование методов расчёта строительных конструкций при непременном условии сохранения эксплуатационных качеств 1 .
1 Среди эксплуатационных качеств основные:
Прочность – это способность здания или сооружения сохранять свои эксплуатационные качества без
разрушения;
Устойчивость – это способность здания или сооружения сохранять свои эксплуатационные качества
без потери начального проектного положения и формы;
Долговечность – это способность здания или сооружения сохранять свои эксплуатационные качества
в течение длительного периода времени.
Рассмотрим здесь только труд строительных проектировщиков (конструкторов и архитекторов), так как развитие строительной техники и технологии возведения зданий и сооружений (машины, механизмы и способы организации работ) представляют собой настолько обширную тему, что должны явиться предметом отдельного исследования. Итак, рассматриваемый фрагмент строительного процесса эволюционирует в основном следующим образом:
- в области проектирования и конструирования – рост возможностей расчёта сооружений вследствие появления современных программных комплексов;
- в области архитектуры и дизайна – развитие представлений об эстетической привлекательности объектов строительства.
2.1. Развитие расчётных схем и инструментов расчёта сооружений
Анализу состояния объекта в строительстве подвергается не сам реальный объект, а идеализированная модель, заменяющая его. Построением моделей (геометрических, физических, математических) занимаются все науки, изучающие природу и общество. Без этого процесса невозможно познание окружающего нас мира.
Практически вся деятельность строителя связана с построением и анализом расчетных схем. В проектной практике, когда сооружения еще нет в натуре, его создание начинается с расчётной схемы, а затем после её анализа конструируются все детали сооружения (элементы, соединения, узлы, опоры). Процесс переноса результатов анализа на реальный объект представляет собой одну из основных задач проектирования.
Инженерам, работающим на строительной площадке, представления о работе сооружений или расчетной схеме позволяет грамотно монтировать конструкции, проводить их сборку, складирование и перевозку деталей, применять вспомогательные устройства (леса, подмости, опалубку) без ущерба для прочности сооружений и безопасности. Имеются бесчисленные свидетельства о неграмотном применении прокладок между конструкциями при их складировании и перевозке, которые изменяли расчетную схему детали и приводили к ее поломке порой с человеческими жертвами. Исторический опыт до сих пор не научил инженеров — строителей обращать на это внимание и, даже после того, как Г. Галилей отметил неумелое складирование колонн 2 [ 14 ], всё ещё допускаются те же ошибки.
2 Колонна, вырубленная из естественного каменного монолита, при укладке на опоры близкие к концам
прогнулась, и строители решили установить третью опору посредине, чтобы уменьшить прогиб. Но после ее
установки колонна лопнула. Объяснил это явление Г. Галилей, обратив внимание на изменение условий работы
колонны, рекомендовал строителям учитывать это обстоятельство в своей практике.
Потребность в умении строить, анализировать расчётные схемы и переносить результаты анализа в реальную действительность особенно остра у тех инженеров, которые стремятся улучшить работу сооружений, сделать его из меньшего количества материалов, получить параметры экономичных конструкций, то есть выполнить работу, которая ценится как инженерное искусство.
В настоящее время сделан большой шаг в развитии расчётных схем в России и по всему миру. До середины XX века отсутствие мощной вычислительной техники вынуждало проектировщиков «выделять» из сложных пространственных сооружений простые плоские элементы («несущие поперечники»), пренебрегая влиянием пространственной работы конструкции и компенсируя «степень незнания» введением значительных коэффициентов запаса.
В настоящее время появление компьютерной техники дало толчок к реализации численных методов решения расчётных задач проектирования в виде программных комплексов. Возникла возможность формирования трёхмерных моделей сооружений, позволяющих учитывать не только их пространственную работу, но и одновременное действие нагрузок различной интенсивности и направления действия.
К примеру, для несущих конструкций цеха разлива минеральной воды (общий вид на рис. 3) до недавнего времени могли быть построены несколько вариантов плоских расчётных схем (рис. 4 ÷ 7) в соответствии с принятыми методиками формирования расчётных моделей [ 8 ]. В настоящее время для того же сооружения в электронном виде может быть построена пространственная расчётная схема, более точно учитывающая жёсткости элементов, способы их соединения (типы узлов), варианты их креплений на опорах (фундаментах) и сочетание действующих нагрузок (рис. 2).
Рис. 2. Пространственная конструктивная схема (только конструкция, нагрузка не показана)
В основе современных вычислительных комплексов, предназначенных для расчёта строительных конструкций, лежит метод конечных элементов (МКЭ) 3 : он реализован на Украине и в России в виде основных расчётных программ StructureCAD (SCAD), Лира (LIRA) и STARK.
Рис. 3. Общий вид несущих конструкций цеха
Рис. 4. Конструктивная схема несущей рамы цеха разлива минеральной воды;
Рис. 5. Построение расчетной схемы рамы цеха разлива минеральной воды (вариант 1) а — выделение стержней и узлов, б – оси стержней, в – стержни и конструктивные шарниры, г – постановка расчетных шарниров
Рис. 6. Построение расчетной схемы рамы цеха разлива минеральной воды (вариант 2) а — выделение стержней и узлов, б – оси стержней, в – стержни и конструктивные шарниры, г – спрямление стержней
Рис. 7. Построение расчетной схемы рамы цеха разлива минеральной воды (вариант 3) а — выделение стержней и узлов, б – оси стержней, в – стержни и конструктивные шарниры, г – спрямление оси стержней ригеля
2.2. Стремление к эстетической привлекательности сооружений. Эволюция Заказчика в России
Архитектурный стиль застройки диктуется запросами и возможностями Заказчика 4 . Времена бурного развития капиталистических взаимоотношений в России начала XX века и экспансивной политики правительства того времени привели к появлению интересного буржуазного колониального строительного стиля, продуктами которого сейчас по праву гордится каждый русский город. Заказчики того времени – это коммерсанты, частные лица и государство, которое, судя по сохранившимся альбомам «типовых» решений казённых зданий, старалось следовать общему стилю.
4 Заказчик – это человек, организация или государство, которые хотят, чтобы объект был построен и платят за это деньги
Впоследствии бóльшую часть XX века у русских строителей был один единственный заказчик – Государство, которое естественным образом стремилось сократить затраты и в первую очередь отсекало от проектов «затратную» красоту. Процесс проектирования также был максимально удешевлён, что создало условия для появления типовых серий всех видов строительных объектов, окончательно поставивших крест на индивидуальности проектов. В настоящее время, когда негосударственный заказчик постепенно внедряется в проектный процесс, критерий красоты и привлекательности построек вновь набирает силу. Робко и зачастую неумело, с трудом преодолевая экономические трудности, требования красоты и индивидуальности пытаются занять место в ряду необходимых условий проектирования.
Безусловно, в настоящее время основные объекты жилой и общественной застройки городов проходят обязательное утверждение в органах государственного «архитектурного» надзора, где оценивается пригодность выбранного архитектурного стиля и влияние объекта на окружающий ландшафт и существующую застройку. Однако существуют сооружения, которые в большинстве случаев остаются за рамками такого контроля, считаются второстепенными и отдаются на откуп проектировщику и строителю, которые принимают решение в соответствии со своими навыками и возможностями. При этом такие «второстепенные» объекты зачастую играют решающую роль в формировании внешнего облика городов. Пример таких сооружений – подпорные стенки.
Как же можно повлиять, по возможности согласуясь с экономическими требованиями, на процесс проектирования городских сооружений, чтобы последствия нашей строительной деятельности обладали более привлекательным внешним видом? Попробуем ответить на этот вопрос, выбрав в качестве примера подпорные стенки5, по причине давнего знакомства автора с сооружениями подобного рода [ 3, 5, 12, 17, 20 ].
Приёмов конструирования, направленных на улучшение внешнего вида и эстетической привлекательности строительных объектов, может быть достаточно много: каждый инженер, особенно если он занимается научными исследованиями в данной области строительства, может предложить множество решений по улучшению «красоты восприятия» конструкций, которые не противоречили бы требованиям прочности и устойчивости.
1. Ограничение высоты подпора в пределах городской застройки. Здесь имеется в виду принятие решения о выборе типа подпорного сооружения на ранней стадии проектирования. К примеру, массивные подпорные стены лучше применять в случаях, когда требуемый перепад отметки планировки (то есть высота массива «подпираемого» грунта) составляет не более 5÷6 метров.
При дальнейшем увеличении высоты массивная конструкция станет занимать значительный объём планируемого городского пространства. При значительных высотах лучше отдать предпочтение стенкам тонким, снабжённым системами скрытых анкеров и сооружениям из армированного грунта (рис. 8).
2. Устройство выступов и ниш на лицевой поверхности подпорного сооружения. Как показывают данные некоторых интересных исследований (например, в Японии), аварийность на участках автомагистралей, застроенных подпорными сооружениями с монотонной плоской лицевой поверхностью, значительно превосходит соответствующий показатель для участков дорог, на которых подпорные сооружения выполнены с более сложным фасадным решением.
Плоская серая поверхность удручающе воздействует на умы водителей и пассажиров. То же происходит и в городах: приятные визуальные образы застройки положительно влияют на общий настрой. Небольшие фигурные выступы, ниши, сливающиеся в единый художественный ансамбль поверхности: всё это может показаться мелочью и причудой. Однако, на мой взгляд, расхожее мнение о бесполезности красоты является угрожающе неверным: внедряясь в жизнь, красота способствует общему росту её качественного уровня и приносит вполне конкретную практическую пользу, влияя на продолжительность жизни человека, качество труда и его производительность.
В случае небольшой высоты подпора могут быть применены ряжевые («колодезные») конструкции, в которых тело стенки и её лицевая поверхность формируются каменной наброской и создают привлекательный «природный» внешний вид (рис. 9).
Рис 12. Ряжевая подпорная стенка, состоящая из железобетонных «венцов» и каменной наброски
3. Оборудование существующих сооружений барельефами и декоративными элементами. Уже возведённые конструкции также могут быть модернизированы с помощью декорации лицевой поверхности (фасада). Мастерство декораторов может вдохнуть жизнь и придать индивидуальность даже весьма типовым, сравнительно простым по очертаниям подпорным сооружениям (рис. 10).
Рис. 10.Декоративные рельефы и прочие малые архитектурные формы на плоских поверхностях подпорных стен придают им индивидуальность
4. Озеленение подпорных сооружений. Озеленение строительных конструкций, расположенных в пределах городской застройки – один из лучших приёмов украшения. Собственно посадка растений и уход за ними – это уже стадия эксплуатации, на стадии же проектирования и расчётов в подобных конструкциях должны быть предусмотрены специальные места – террасы для растений и их корневой системы, системы дренажей, ливневых стоков и прочие мероприятия (рис. 14).
Рис 11. Озеленение поверхности подпорных сооружений: устройство террас для зеленых насаждений
5. Обработка цветом (цветовое решение фасадов подпорных сооружений). Как ни странно, придание конструкциям определенного цвета также нуждается в тщательной проектной подготовке. Простейший вариант – покраска бетонных поверхностей – пригоден только для районов с очень мягким сухим климатом. В остальных случаях интересного цветового решения добиваются или использованием обладающих нужной цветовой гаммой природных материалов – камней, или же крепят к поверхности сооружения специальную несущую систему, на которую могут быть установлены заранее окрашенные в заводских условиях алюминиевые, бетонные или пластиковые элементы (рис. 10, 11, 12).
Рис 12. Более-менее интересного цветового решения добиваются комбинацией камней разного цвета или применением окрашенных облицовочных элементов заводского изготовления
6. Комбинирование подпорных сооружений с лестницами, пандусами, дорогами. Развитие локальной задачи подпора грунта в общую задачу планировки окружающего городского пространства приводит к появлению неповторимых проектных решений, предназначенных исключительного для данного места застройки (рис. 11, 12, 13). В уровень подпорного сооружения «врезаются» лестницы, дороги, каналы инженерных сетей и прочее.
3. Особенности российской «стройки» и её современное состояние
3.1. Строительство в современной России
Многие исследователи полагают, что уровень развития строительной отрасли можно использовать как показатель состояния экономики страны. Литературные источники, публикации и Интернет содержат довольно противоречивую информацию о состоянии строительного рынка России, но, так или иначе прослеживается общая направленность рассуждений – констатация роста большинства показателей строительной отрасли страны, позволяющая зачастую применять к современному состоянию стройки в России такие смелые термины как, например, «строительный бум».
Будем опираться на данные Росстата и приведём некоторые показатели из статистического сборника «Строительство в России – 2010» [ 15 ] – табл. 1. Некоторые данные за 2010 год, ещё не включённые Росстатом в общий сборник, и выпущенные в рамках отдельных статей, рассмотрим далее.
Табл. 1 Выдержка из статистического сборника «Строительство в России – 2010»
Объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»: | |||||
млрд. руб. (в фактически действовавших ценах) | 1754,4 | 2350,8 | 3293,3 | 4528,1 | 3998,3 |
в процентах к предыдущему году (в постоянных ценах) | 113,2 | 118,1 | 118,2 | 112,8 | 86,8 |
Среднегодовая численность занятых в строительстве, | |||||
тыс. человек | 4916,3 | 5073,3 | 5273,5 | 5474,5 | 5266,5 |
в процентах к предыдущему году | 103,7 | 103,2 | 103,5 | 103,8 | 96,2 |
удельный вес занятых в строительстве в общей численности занятых в экономике, процентов | 7,4 | 7,6 | 7,8 | 8,0 | 7,8 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников строительства: | |||||
руб. | 9042,8 | 10869,2 | 14333,4 | 18574,0 | 18122,2 |
в процентах к предыдущему году | 123,8 | 120,2 | 131,9 | 129,6 | 97,6 |
в процентах к среднему уровню по экономике | 105,7 | 102,2 | 105,4 | 107,4 | 97,2 |
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие строительства | |||||
млрд. руб. (в фактически действовавших ценах) | 129,5 | 176,2 | 266,4 | 399,8 | 281,2 |
удельный вес инвестиций в строительство в общем объеме инвестиций в основной капитал, процентов | 3,6 | 3,7 | 4,0 | 4,6 | 3,5 |
Наличие основных фондов в строительстве | |||||
млрд. руб. (по полной учетной стоимости; на конец года) | 604,9 | 711,3 | 992,9 | 1221,3 | 1434,8 |
в процентах к предыдущему году (в постоянных ценах) | 102,2 | 100,2 | 103,5 | 102,2 | 101,7 |
удельный вес основных фондов строительства в общей стоимости основных фондов, процентов | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,7 |
Более наглядно некоторые показатели строительной деятельности в России за последние годы представлены на графиках (рис. 15). В период с 2000 по 2009 год наблюдался стабильный рост показателей, прерванный всеобщим мировым финансовым неблагополучием – Кризисом 2008 ÷ 2009 года.
Рис. 15. Динамика основных экономических показателей строительной и инвестиционной деятельности в России (2000 = 100)
По данным того же Росстата в 2010 году наибольшую долю в общем объёме сданных площадей занимает жилищное строительство. По исследованиям компании «Бизнес Порт», в России за последние пять лет ежегодный рост объёмов возведения жилых зданий составлял порядка 10-12% в год. По данным Федеральной службы государственной статистики, в одном только 2006 году введено в эксплуатацию 50,2 млн. кв. м жилых площадей (это больше по сравнению с предыдущим годом на 15%). В то же время офисных площадей было сдано около 5 млн. кв. м., а торговых — порядка 1 млн. кв. м.
Таким образом можно констатировать значительное преобладание доли жилищного строительства над торговым и общественным (рис. 16).
Рис. 16. Площадь возведённых сооружений, млн. м 2 (данные за 2006 год)
При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила в целом по России 55,3%; в республиках Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Архангельской, Белгородской, Курганской, Липецкой и Тамбовской областях — от 93,3% до 98,6%; в Республике Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском крае, Ненецком автономном округе и Магаданской области – почти 100% [ 15 ].
То есть доля индивидуального строительства растёт по мере удаления от крупных центров и густонаселённых районов, в которых высока цена земли под застройку и тяжела процедура законного ведения строительства. Надо отметить, что государство постепенно направляет строительство в русло «индивидуального»: к 2020 году согласно заявлению министра регионального развития России Виктора Басаргина (на Всероссийском совещании по развитию малоэтажного строительства) доля индивидуального жилищного строительства в России должна составить около 60%.
3.2. Особенности национальной «стройки»
«Квартирный вопрос» остаётся весьма острым до сих пор, и не только в Москве, и не только в России, но и во всём мире. Где-то он решается лучше, где-то хуже, но до полного разрешения этого вопроса везде ещё очень далеко.
В России потребность в жилье в настоящий момент очень велика: большинство населения стремится либо приобрести жильё, либо значительно улучшить имеющееся жилое пространство. Особенность «нашей» стройки такова, что, в отличие от развитых стран Европы и Америки, население не обладает необходимыми денежными средствами и социальной поддержкой, чтобы иметь жильё индивидуальное. Дороговизна земли, высокая стоимость земляных и прочих строительных работ приводит к объединению возводимых квартир в высотные многоэтажные постройки, как к наиболее дешёвому способу реализовать мечту о собственной жилплощади. Поэтому современная российская жилая застройка – это многоэтажные кондоминиумы, которые хотя и имеют некоторую претензию на индивидуальность внешнего вида, всё же остаются естественным следствием относительно слабой платёжеспособности населения. Преобладающий материал – железобетон: наиболее дешёвый и доступный.
Вероятно, для государства было бы удобно, если бы граждане обладали индивидуальным жильём: во многом снимаются вопросы об обслуживании таких зданий (они перекладываются на плечи владельцев), но для этого необходимо пройти большой путь преобразований, который приведёт к достаточному уровню благосостояния населения. А построить – не проблема: построим, были бы средства и разрешение от государства.
В промышленности сейчас важна скорость: быстрое возведение и быстрая окупаемость. Поэтому в этом секторе российского строительства сейчас преобладают лёгкие каркасные здания, в основном из металла, покрытие – лёгкие «сэндвич- панели», кровельные и стеновые.
Важной особенностью российского строительства был и остаётся сезонный фактор: Зима. Нам, словно муравьям, природа выделяет небольшой временной отрезок, чтобы организовать, начать и как можно более сильно продвинуть стройку, предполагая, что на время зимы всё погрузится в глубокий сон.
Особенность этого цикла сейчас такова, что с наступлением тёплого сезона начинается и распределение денежных инвестиций. Это довольно долгая «раскачка», когда заторможенные за долгую зиму умы начинают, соблюдая законные процедуры, организовывать процесс снабжения будущей стройки деньгами. В результате первый квартал года – это, как правило, финансовый провал и «раскачка». Летом всё начинает понемногу двигаться и к осени выходит на пик своих мощностей.
Примерно в сентябре все ещё очень довольны успехами и только немного забота о грядущих холодах омрачает лицо застройщика. В октябре-ноябре стройка летит на всех парах, и со всего размаху влетает в опять-таки наступившую зиму, постепенно замедляясь и всё сильнее увязая по колено в снежных сугробах, практически до полной остановки. Таков исторически сложившийся «пульсационно- рывочный» темп русской стройки.
3.3. Яркие примеры строительных решений
Помимо внутренних проектов, в настоящее время Россия ведёт несколько громких, заявленных для мировой общественности строек. Стройки эти связаны с важными международными событиями и касаются в основном спорта и крупных межправительственных переговоров. Среди прочих здесь можно указать стройку в г.Сочи к Олимпиаде 2014 года и строительство объектов САММИТА АТЭС – 2012 года в г. Владивостоке. Первая из указанных строек освещена достаточно широко, вторая – меньше, и в частности по этой причине, а также из удобства (автор лекции живёт во Владивостоке) остановимся на некоторых объектах грядущего собрания стран-членов Азиатско-тихоокеанского региона, которое состоится в сентябре 2012 года.
В рамках этой стройки крупных объектов – около сорока, все они интересны, но для сторонних наблюдателей наиболее яркими могут показаться прежде всего стройки мостов: моста через пролив Босфор Восточный и моста через бухту Золотой Рог.
Мост через пролив Босфор Восточный (соединяющий материковую часть Владивостока с островом Русский).
Краткое описание (фото и информация по материалам официального сайта строительства моста www.rusmost.ru):
Мост на остров Русский будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире, центральный пролет которого длиной 1104 м станет рекордным в мировой практике мостостроения (рис 17). У этого моста будут и самый высокий пилон, и самые длинные ванты.
Рис. 17. Проект моста на о. Русский
- Схема моста: 60+72+3х84+1104+3х84+72+60 м
- Общая длина моста — 1885,53 м
- Общая протяженность с эстакадами — 3100 м
- Длина центрального руслового пролета — 1104 м
- Общая ширина проезжей части — 21 м
- Число полос движения — 4 (2 в каждую сторону)
- Подмостовой габарит — 70 м
- Высота пилонов — 320,9 м
- Самая длинная / короткая ванта — 579,83/135,771 м
Монтаж центрального пролетного строения
Конструкция пролетного строения имеет аэродинамическое сечение для восприятия нагрузок от шквалистого ветра. Конфигурация сечения пролетного строения определена на основании аэродинамических расчетов и оптимизирована по результатам экспериментальной обработки масштабной модели на стадии рабочего проектирования.
Вантовая система
Вантовая система принимает на себя все статические и динамические нагрузки, именно от них зависит само существование моста. Ванты максимально защищены от природных стихий и других неблагоприятных воздействий и рассчитаны на весь срок службы моста. Высокие показатели прочности, выносливости, коррозионной стойкости вант обеспечивают расчетный срок эксплуатации не менее 100 лет.
Состояние стройки на конец 2010 года проиллюстрировано на рис. 18.
Рис. 18. «Левая» и «правая» опоры моста на о. Русский
Мост через бухту Золотой Рог.
Краткое описание (фото и информация по материалам официального сайта САММИТА АТЭС 2012 www.apec2012.ru)
Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток с островом Русский (рис. 19).
- Длина моста – 1388.09 м.
- Протяженность мостового перехода по основному створу — 2.1км.
- Схема мостового перехода 49,98+2х90+100+737+100+2х90+41,94м в виде вантового двухпилонного пролетного строения. Мост двухпилонный с двумя плоскостями вант в поперечном сечении. Ванты расположены по схеме веер.
- Число полос движения – 4.
- Габарит проезжей части 9,5+1+9,5+2х4,25.
- Подмостовой габарит по высоте — 64.25м.
- Главный пролет 737 м.
- Высота пилонов от уровня ростверков — 226.25м.
- Размеры железобетонной плиты под пилон 36х64х12м.
Рис. 19. Проект моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке
Автодорожный тоннель
Проектом предусмотрено строительство автодорожного тоннеля под четыре полосы движения — две полосы в прямом направлении и две — в обратном. Длина тоннеля, который появиться в районе Фуникулера — около 250 м. Между направлениями движения будет сплошная общая стенка. Габарит проезда по ширине каждого направления принят 9.0 м, по высоте -5.7 м. Сооружение тоннеля предусмотрено открытым способом.
Состояние стройки на начало 2011 года проиллюстрировано на рис. 20.
Рис. 20. Стройка моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке
4. Выводы, заключение
Строительство – одна из многочисленных сторон жизни нашего общества, рассматривая и изучая которую можно судить о степени рациональности сформировавшихся общественных взаимосвязей и их состоянии, а также о степени развития производительных сил. Негосударственные строительные объединения России на современном этапе занимаются преимущественно жилым домостроением (более 80%): такова потребность общества и запросы бизнеса (расчёт на быструю окупаемость). Стройки промышленности, энергетики и инфраструктуры в основном существуют за счёт растущего в последние годы государственного заказа. В целом же негосударственный заказчик в России ещё крайне слаб, и недавние кризисные явления заставили его сделать шаг назад.
Вероятнее всего, в будущем государство станет стимулировать индивидуальное жилое домостроение с целью перевода жилой застройки на «самообслуживание», организуемое собственниками. Строительство же в промышленности – напрямую зависит от роста объёмов промышленного производства и будет идти «в ногу» с его развитием. Здесь прогнозируется медленное, но устойчивое развитие (10 ÷ 12 % в год).
Важное обстоятельство открывается при анализе «сезонности» и цикличности российской стройки: наиболее благоприятный для строительства тёплый период года используется нерационально в силу замедленного действия системы государственного распределения заказов и крайней сложности и длительности предусмотренных законом тендерных торгов, в результате которых финансовые потоки с запозданием направляются в направлении стройки. Зачастую первый квартал года является «провальным» в этом отношении и строительная активность набирает «прошлогодние» темпы только к середине сезона. На пике мощности стройка входит в зиму, после чего в результате окончания финансового периода и сложности производства работ при отрицательных температурах резко теряет темпы.
Остаётся только констатировать, что стройка в России вооружена достаточно хорошо: придумывать, проектировать и строить (и даже весьма сложные объекты) мы умеем неплохо. Но строительство – обслуживающая отрасль, преданно глядящая в глаза своему хозяину – обществу, рост благосостояния которого неизбежно приведёт к росту уровня строительного производства и повсеместному воплощению в жизнь красивых, смелых и надёжных строительных решений.
Источник: www.zimbelmann.ru
Национальное строительство
Архитектурный облик зданий менялся со сменой исторических эпох, однако, параллельно с общеевропейской тенденцией развития строительства развивалась и национальная архитектура каждой страны.
Человек всегда стремился создать для себя комфортную среду обитания, материальные и пространственные условия жизни в соответствии со своими эстетическими взглядами, духовной культурой и общественными идеями. Как правило, простое нагромождение строительных конструкций, построенных для конкретных целей, но не подчиненных единому стилю, во все времена воспринималось как хаотичный набор строительных материалов. Стремление человека к прекрасному побуждало его создавать организованные и красивые строительные объекты, которые эстетически формировали окружающее пространство. Так и зародилась архитектура, которая начала совершенствоваться, модернизироваться и развиваться вместе с развитием человека. Помимо прочего постоянно появлялись новые средства для формирования оптимальной объемно-пространственной структуры сооружений:
- пропорции;
- масштаб;
- архитектурная композиция;
- цвет и т.д.
Архитектурный стиль обычно выражает общественные идеи, в этой связи он неизбежно подвергается изменением со сменой исторических эпох. Являясь отражением духовной культуры, архитектура формировалась под воздействием стиля мышления людей, их национальных особенностей, окружающей среды, а также религиозных предпочтений.
Архитектурный облик здания не только выполняет жизненные и социальные функции, он символически отражает определенную культурную и политическую эпоху. В этой связи памятники архитектуры, сохранившиеся до наших дней, можно сравнивать с сосудами, хранящими энергию времени.
Надо сказать, что не только смена общественного строя влияла на появление того или иного архитектурного направления. Научно-технический прогресс в строительной отрасли давал человечеству все больше возможностей для выражения своих духовных идей. С появлением какой-либо новой технологии непременно появляется новый облик здания, храма, частного дома.
Нередко новый архитектурный стиль полностью отрицает предыдущий с его старыми правилами и методами. В этом случае новый стиль порождает новые формы, никогда не существовавшие ранее. Однако, чаще развитие происходило на основе старых стилей, или с участием их отдельных признаков.
Готовые работы на аналогичную тему
Параллельно с развитием и сменой мировых архитектурных стилей, таких как готика, возрождение, барокко, классицизм и т.д.) развиваются и национальные архитектурные направления, создавая самобытные архитектурные формы. На развитие национальной составляющей влияют территориальные, религиозные и государственные факторы. Во многом национальная архитектура связана и с повседневной жизнью простого народа. Формы и некоторые черты зданий отражают особенности каждой нации. Например, плавные линии в архитектурных формах сооружений характерны для жителей пустыни и бескрайних песков, а острые углы и четкие линии – для прагматичных европейцев, влияние повышенной религиозности народа ярко прослеживается в архитектуре Китая, Индии и Японии.
Национальная архитектура Китая
Восприятие космоса в традиционной китайской культуре не могло не отразиться на формировании национальной архитектуры и искусства.
Традиционный китайский город по своему устройству напоминает структуру космогонического мироздания.
Мировоззрение китайцев существенно отличается от европейского. Примечательно, что последовательного развития архитектуры и смены художественных направлений и стилей в Китае не было. Само понятие истории в Китае не имеет признаков «длительности», а искусство – признаков эволюции. Художественные направления и архитектурные стили Китая не следуют один за другим, а различные архитектурные школы классифицируются не по различиям творческих методов, а в соответствии с техническими приемами и материалами.
Рисунок 1. Архитектура Китая. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В китайском искусстве отражается не жизнь, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На данной особенности основывается «самотипизация» китайского искусства, предметом которого является жизнь природы.
Национальная архитектура США
Европейские культурные традиции по понятным причинам перекочевали в США. В качестве примеров можно привести многие старые здания Америки. Их строительство сильно зависело от территориальных особенностей и имеющихся строительных материалов. Наиболее распространенными материалами для возведения сооружений в Новой Англии, как правило, была древесина и кирпич.
Надо сказать, что эта тенденция наблюдалась на протяжении нескольких веков. В конце XIX века архитектура США начала претерпевать значительные изменения, которые поначалу воспринимались общественностью как довольно странные и безобразные.
Рисунок 2. Небоскребы США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эти времена динамика техногенного развития диктовала развитие архитектурных форм в США. Однако, некоторые прежние материалы не позволяли строить высотные сооружения. После достижения конструкцией десяти – двенадцати этажей, исчерпывалась несущая способность кирпичной кладки нижних ярусов.
В данной ситуации проблема была решена при помощи металлических каркасов (несущей структурой является металл), а большую часть стеновой поверхности занимали стекла для лучшего естественного освещения. Так появилась новейшая технология строительства XX века, которая последовательно трансформировалась в архитектуру небоскребов США. Данный метод позволил проектировать конструкции самых разнообразных форм и размеров на основе сварного металла. Однако, прежде чем новейшие технологии модернизировали внешний вид сооружений и навсегда изменили представления людей об архитектуре, строительная отрасль в США прошла непростой эволюционный путь.
Источник: spravochnick.ru
Национально-государственное строительство
В рассматриваемый период были проведены важные меры по расширению прав союзных республик в области законодательства, суда, административно-территориального устройства. По Закону Верховного Совета СССР от 11 февраля 1957 г. к ведению союзных республик отнесено законодательство об устройстве судов союзных республик и судоустройстве, а также принятие гражданских, уголовных и других кодексов, сохранив в ведении Союза СССР установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства. Этот Закон имел важное значение в дальнейшей кодификации советского законодательства. Для всестороннего учета запросов и особенностей союзных республик, улучшения планирования, хозяйственного и культурного строительства этих республик при Совете национальностей Верховного Совета СССР была создана Экономическая комиссия. По решению VI сессии Верховного Совета СССР от 11 февраля 1957 г. в ведение союзных республик передано решение вопросов об областном, краевом административно-территориальном устройстве союзных республик.
Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 мая 1956 г. Верховный Совет СССР упразднил Министерство юстиции СССР, функции последнего в отношении руководства судебными учреждениями и органами юстиции были переданы министерствам юстиции союзных республик. При Совете Министров СССР была образована Юридическая комиссия для осуществления работы по кодификации и систематизации законодательства СССР и разработки проектов законодательных актов и решений правительства по вопросам нормативного характера.
Верховный Суд СССР являлся высшим органом судебной системы, на который возлагался надзор за деятельностью судебных органов союзных республик. Верховный Суд СССР был в значительной степени освобожден от обязанностей, которые с успехом могли осуществляться нижестоящими инстанциями. Это дало ему возможность сосредоточить основное внимание на выполнении главной функции: надзора за судебной деятельностью и единообразным применением закона. Ранее такая деятельность в ряде случаев имела формальный характер.
В соответствии с февральским Пленумом ЦС КПСС 1957 г. сессия Верховного Совета СССР 10 мая 1957 г. постановила перейти от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специализацию по отраслям, на основе экономических районов. Основной организационной формой управления промышленностью и строительством стали совнархозы, образуемые по экономическим административным районам. Экономические административные районы создавались верховными советами союзных республик. Совет Министров СССР осуществлял руководство через советы министерств союзных республик.
Совет народного хозяйства являлся основным звеном управления промышленностью и строительством. Он непосредственно управлял подчиненными ему предприятиями и стройками, руководствуясь заданиями общегосударственного плана развития народного хозяйства. Совнархозы экономических районов были наделены широкими правами для осуществления хозяйственной и финансовой деятельности и несли полную ответственность за выполнение планов производства и экономические результаты деятельности подчиненных им предприятий. Основная работа по руководству предприятиями и стройками была сосредоточена в подчиненных совнархозам комбинатах, трестах и других хозяйственных объединениях, построенных по отраслевому принципу. Некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства упразднялись, а предприятия переходили в ведение совнархозов.
Одновременно проводилась перестройка планирующих органов в масштабе Союза. Эти преобразования имели некоторые положительные стороны, однако в целом они привели к утрате централизованного руководства отраслями промышленности и нарушению хозяйственных связей между районами, развитию местнических тенденций и не дали хороших результатов. Поэтому в 1965 г. пришлось вернуться к управлению промышленностью и строительством через министерства, отраслевые ведомства.
Устраняются искажения национальной политики, допущенные в годы войны. Законом Верховного Совета СССР, принятым в феврале 1957 г., была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмьщкого и карачаевского народов. Из других изменений в административно-территориальном делении следует указать на преобразование в июле 1956 г. Карело-Финской ССР в Карельскую АССР с включением ее в состав РСФСР, Бурят-монгольская АССР была переименована в Бурятскую, что точнее отражало национальный состав ее населения. По Закону от 8 февраля 1961 г. Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую автономную республику.
Источник: studme.org
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
-процесс, в ходе которого происходит становление независимого государства (или автономного государственного образования) и формирование его политических институтов, правовой системы и общегражданской идентичности.
В России после 1917 г. это понятие приобрело дополнительный смысл и касалось прежде всего реализации на практике доктрины этнического национализма, которую взяли на вооружение большевики. Современная Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую на протяжении веков свой собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. С одной стороны, здесь любое изменение общественного устройства является национальной проблемой и не может быть сведено только к политическим, социальным или экономическим реформам. С другой стороны, решение любой проблемы национальной политики в России требует изменения государственного устройства, экономического или социального порядка.
Проблема национально-государственного строительства является одним из главных направлений деятельности для современной Российской Федерации, поскольку в ней проживает около 200 народов. Особенно остро проблема национально-государственного строительства встала после распада СССР, когда проявились многие сдерживаемые ранее национальные противоречия и конфликты.
Сегодня к основным проблемам национально-государственного строительства относятся: развитие федеративных отношений при сохранении самостоятельности субъектов Федерации и укрепление целостности Российского государства, развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, формирование гражданского единства многонационального народа России, обеспечение политической и правовой защиты малочисленных народов и национальных групп, прежде всего северных народностей, находящихся в наиболее неблагоприятных условиях, выработка осмысленной системной политики в сфере национальных отношений.
В свою очередь благоприятный климат в сфере национальных отношений определяет выбор оптимальной модели государственного устройства страны, поскольку именно в государственном устройстве коренятся фундаментальные национальные интересы, прежде всего те, что связаны с политико-правовым статусом территорий проживания национальных общностей.
Своеобразие России заключается не только в факте многочисленности самобытных российских народов, но и в том, что многие из них компактно проживают в местах своего традиционного расселения, считая их собственной национальной территорией. Данное обстоятельство предопределяет стремление данных народов к обретению форм собственной внутрироссийской государственности или национально-административного самоуправления и нашло выражение в выборе Россией федеративной модели государственного устройства.
Национально-государственное строительство на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс преследует цели укрепления Российского государства через укрепление субъектов Федерации при учете социокультурных особенностей разных субъектов.
По этой причине Российская Федерация строится на сочетании территориального и национально-территориального принципов. В качестве субъектов Федерации выделяются территориально-государственные (края, области, города федерального значения) и национально-государственные (республики в составе Федерации, автономная область, автономные округа) образования. Достижение равенства всех субъектов Федерации в отношениях с федеральным центром не отменяет закрепления за ее национальными субъектами особых прав, проистекающих из необходимости выражения этими субъектами интересов отдельных российских народов. Следовательно, еще одним принципом национально-государственной политики остается развитие Российской Федерации как федерации асимметричной, включающей в себя субъекты разного типа с разным политико-правовым статусом.
Федеративная политика государства направлена на четкое разграничение полномочий между федеральным центром и его субъектами. Для решения названной задачи Федерация и ее субъекты в лице своих органов заключают договоры и соглашения о разграничении полномочий и взаимном делегировании полномочий.
Это особенно важно при реализации интересов малочисленных северных народностей, которые сочетают черты самостоятельных национальных общностей и национальных меньшинств. С одной стороны, как народности они укоренены в местах своего территориального расселения и хозяйствования, с другой — в силу малочисленности они являются отдельными небольшими общинами среди остального населения, составляя меньшинство на собственной территории. Поэтому для самоорганизации территориальных общин малочисленных народностей более удобны формы национальноадминистративного самоуправления, объединяющие отдельные признают государственности и национально-культурной автономии.
В отношении северных народностей на первый план выступают социальные проблемы и проблемы сохранения их языков и культур, которые должны решаться на основе специальных программ. Здесь необходимы законодательные нормы, регулирующие процессы приватизации, налогообложения, предпринимательскую деятельность, участие иностранных инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ.
В контексте отмеченных проблем государство предпринимает определенные шаги по развитию институтов национально-культурной автономии, которая позволяет гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности к малочисленным дисперсно-расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Наиболее распространенными формами национально-культурной автономии выступают национальные общественные объединения, землячества, национальные средства массовой информации, образовательные учреждения разных типов, учреждения культуры.
При этом особой формой национально-культурной автономии являются общественные объединения конкретных национальных общностей, действующие на территориях муниципальных образований и субъектов Федерации. Эти национальные общественные объединения представляют собой форму национальных общин и не наделены какими-то властными полномочиями; они действуют как сугубо общественные объединения, не ущемляя прав государственных органов и органов местного самоуправления. Институты национально-культурной автономии могут использоваться представителями любых российских народов, в том числе тех, что имеют собственные формы государственности или национально-административного самоуправления.
Еще одним направлением национально-государственного строительства Российского государства является национально-языковая политика. Язык не просто элемент любой национальной культуры, а всегда средоточие всех иных культурных форм жизнедеятельности и творчества людей. По сути язык представляет собой «кровеносную систему» национальной культуры. Следовательно, без осмысленной планомерной заботы о национальных языках невозможны оздоровление национальных отношений и развитие национальных культур. Задача государства в этой деликатной сфере заключается не в подмене усилий самих национальных общностей, а в оказании им посильной помощи, в частности в нормативном упорядочении языковых отношений, прежде всего в сфере обращения массовой информации.
Рассматривая языковые отношения в непосредственной связи с правами человека, федеральный центр ввел категорию «языковой суверенитет», под которым он понимает совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Государство берет на себя обязательство по гарантированию языкового суверенитета каждого российского народа независимо от его численности и правового положения, каждого индивида независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания.
Важной формой государственной поддержки национальных языков служат государственные программы по их сохранению и развитию. Так, Правительством РФ утверждена федеральная целевая программа «Русский язык», предусматривающая развитие русского языка как государственного языка страны, как национального языка русского народа. Однако после принятия таких решений до их воплощения в жизнь часто проходит немало времени. Дело здесь не только в неповоротливости государственных учреждений, но и в степени готовности общества к отстаиванию тех или иных решений, к участию в их реализации. Без активного участия самих граждан в осуществлении программ сохранения и развития национальных языков эти программы останутся на бумаге.
? Литература. Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России : учеб, пособие. М. : РГСУ, 2006,- Исаев ИЛ. История государства и права России : учебник. Изд. 2-е.
М. : Юрист, 2001; Крылов Б.С. Конституционные основы российского федерализма // Конституционное законодательство России; под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец: Формула права, 1999; и др.
Источник: bstudy.net
Национально — государственное строительство в Российской Федерации.
В 1990 году начало развиваться движение за российский суверенитет. В связи с приближением выборов народных депутатов РСФСР был создан предвыборный блок «Демократическая Россия». 26 марта 1990 г. Совет Министров РСФСР обсудил проект концепции самостоятельности республики. Получила значительную поддержку идея создания Российской коммунистической партии.
И, наконец, на I Съезде народных депутатов России 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете, что стало поворотным пунктом в становлении независимых от союзного центра институтов власти и управления. В ней наряду с положениями об обновлении Союза ССР законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными.
Согласно Декларации, суверенитет провозглашался во имя обеспечения гражданам России необходимого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а народам России — права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. С данного момента союзная и республиканская власти стали функционировать сами по себе и конкурировать друг с другом.
После принятия этой Декларации сохранение СССР становилось весьма проблематичным.
На этом съезде Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, ставший народным лидером обновляемой России. Через год в результате всенародного голосования Б.Н. Ельцин был избран первым Президентом России, набрав около 60% голосов принявших участие в выборах избирателей. Вице-президентом был А. В. Руцкой, а за полгода до этого Председателем Совета Министров РСФСР был утвержден И. С. Силаев.
С этого времени возникло своеобразное двоевластие — Союзного и республиканского — Российского — центров со своими органами управления и самое главное — с разными идейно-политическими ориентирами.
Неспособность центральной власти справиться с политическими и социально-экономическими трудностями вызывала недовольство в союзных и автономных республиках. В условиях нарастающего социально-экономического кризиса националисты-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение радикальных реформ вне рамок единого союзного государства.
Это стало причиной начавшегося «парада суверенитетов», в котором приняли участие почти все союзные республики. Так российский президент, Б.Н. Ельцин, подписал указы, которыми подчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, в первую очередь — структуры Министерства обороны, КГБ и МВД СССР, и принял на себя полномочия командующего Вооруженными Силами СССР на территории РСФСР.
В ходе августовских событий 1991 года, было принято постановление Верховного Совета РСФСР о предоставлении Президенту Б. Н. Ельцину права отстранять от должности председателей Советов народных депутатов всех уровней, в случае неисполнения этими Советами законов РСФСР, указов Президента РСФСР, актов Правительства РСФСР, а также исполнения ими решений неконституционных органов. Этим же Постановлением вводилась должность главы администрации края, области и т. п., осуществляющего руководство соответствующим исполнительным органом и являвшимся, по сути, правопреемником председателя исполкома Совета народных депутатов. Президенту РСФСР предоставлялось право единолично назначать глав администраций российских территориальных образований и освобождать их от этих должностей.
В тот же день был опубликован президентский Указ № 112 «О роли Совета Министров РСФСР в системе исполнительной власти Российской Федерации», предусматривавший непосредственный президентский контроль над его деятельностью. Согласно Указу Президенту России предоставлялось право при необходимости председательствовать на заседаниях Совмина для «обеспечения Правительством РСФСР его полномочий в полном объеме».
После подавления путча. 23 августа в зале заседаний Верховного Совета РСФСР под председательством Ельцина состоялась встреча депутатов России с Президентом СССР. Здесь был подписан Указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации. Во время августовских событий 1991 года партия превратилась в тормоз общественного развития. Процесс ее перерождения достиг критической фазы, а ее лидер стал воплощением наиболее отрицательных черт разлагавшейся номенклатуры.
После распада СССР и отставки М. С. Горбачева главная проблема заключалась в сохранении нормальных взаимоотношений России с союзными республиками. Было заявлено, что Россия независимое, многонациональное государство, построенное на принципах федеративного устройства и реального равноправия, входящих в нее народов.
В декабре 1991 г. РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию — Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.
Руководство РФ, занятое борьбой с союзным центром, поощряло сепаратистские выступления некоторых лидеров российских автономий, справедливо полагая, что это ослабляет союзный центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государственного единства Российской Федерации. Возникла реальная угроза распада РФ. Из 31 автономии решение о преобразовании своего статуса приняли 25. Таким образом, парад суверенитетов пошел уже по России.
Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он велся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистки настроенными политическими элитами автономных образований. Главным их итогом стало новое понимание принципа федерализма, которое вышло за сферу национальной политики, приобрело универсальный характер и было распространено на отношения между российским центром и регионами, не являвшимися национальными образованиями.
31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора. Он дал статус субъектов Российской Федерации не только республикам, автономным областям и автономным округам, что считалось само собой разумеющимся, но и крупным административно — территориальным единицам — краям и областям, а также Москве и Санкт — Петербургу, получившим название городов федерального значения.
Федеративный договор 1992 г. состоял из трех отдельных договоров: Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ; Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ.
Под Федеративным договором поставили подписи все национальные и территориальные образования, кроме Татарстана и Чечни. После урегулирования ряда вопросов в двустороннем договоре между РФ и Татарстаном, последний присоединился к Федеративному договору (1994).
С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария с распадом государства, на этот раз России. Окончательно изменилась ее государственно-правовая природа как федерации.
Во-первых, она стала «полной» федерацией, т.е. все ее национальные образования являются ее субъектами.
Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала. Из 89 ее субъектов 32 строятся по национально-территориальному принципу, 57 — по национальному принципу.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su