Тысячи километров дорог ежедневно связывают самые отдаленные города, объекты, позволяют нам свободно перемещаться между ними. Даже самое надежное дорожное покрытие со временем нуждается в капитальном или текущем ремонте. Для того, чтобы учесть все факторы и особенности, не переплачивать в разы и точно определиться со сроками составляются сметы на проведение ремонтных работ.
Нормативное основание
Прежде, чем приступить к составлению сметы на ремонт дороги, нужно определиться из каких источников будет финансироваться предстоящий ремонт. Если из коммерческих источников, то нормативная база согласовывается непосредственно с заказчиком и вполне возможно, что будут использованы коммерческие расценки. Государственных заказчики жестко ограничены рамками выделяемых бюджетных средств, поэтому следует использовать правильные строительные наценки, индексы удорожания по разным нормативным базам:
- Федеральные сборники ФЕР. Содержат основные общие расценки на строительные и ремонтные работы, отталкиваясь от цен 1 – базового региона (Московской области).
- Территориальные сборники ТЕР. Основой для них служат федеральные, но корректируются с учетом стоимости материалов, уровня заработных плат, затрат на использование техники, особенностей климатических условий по региону.
- Территориальные нормативные сборники г. Москвы ТСН-2001.
Определить какой из сборников использовать в каждом конкретном случае следует исходя из постановлений Госстроя, учитывая вид бюджетного финансирования, индексы удорожания по регионам. Необходимо рассмотреть интересы обеих сторон – заказчика и подрядчика в индивидуальном порядке. Если московские ремонтники будут проводить работы в регионе, то при расчете сметы берется за основание соответствующий ТЕР. При выполнении работ региональной организацией в Москве с федеральным источником финансирования нужно учитывать индексы удорожания, разработанные для г. Москвы.
САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ 2022 ГОДА! САМЫЙ ГОРЯЧИЙ СЕЗОН В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Что учитывать при составлении сметы на ремонт дороги
Прежде всего необходимо провести диагностику дороги, которую собираются ремонтировать. Четко определить ее техническое состояние, интенсивность движение транспорта по ней. По возможности установить причину ее разрушения, чтобы предотвратить ее повторение в дальнейшем. Смета на ремонт дороги включает в себя:
- Непосредственную стоимость материалов, которые будут затрачены. Зависит от того, какой тип покрытия будет использован. Степень интенсивности эксплуатации определит толщину и количество слоев основного покрытия и материал подложки под основание дорожного полотна.
- Расходы на полный или частичный демонтаж старого дорожного покрытия. Не только его срезка, но и затраты на погрузку и вывоз мусора. Скажется, нужно ли демонтировать дорожные боковые камни, ливневые водоотводы и горловины сточных колодцев.
- Расходы на зарплату рабочих и непосредственная стоимость выполняемых ремонтных работ. Зависит от желаемых сроков, времени года, объема.
- Затраты на технику, которая будет использоваться для выполнения ремонта. Стоимость аренды, время эксплуатации.
Смета на реставрационные работы в базе 1984 года
Важно с самого начала четко оговорить сроки выполнения работ. Иногда составляются сметы на поэтапное выполнение, но в этом случае ремонт может затянуться и сложно предположит окончательные его сроки и стоимость. Полностью составленная смета с учетом форс мажорных обстоятельств, оговоренными сроками выполнения конкретно по каждому этапу работ позволит максимально снизить затраты.
Асфальтирование дорог и территории
Асфальтовое покрытие продолжает оставаться наиболее востребованным и надежным при строительстве и ремонте дорог. Существует множество марок асфальта, которые характеризуются разной степенью износа во время эксплуатации, количеством впитываемой влаги, составом. При составлении сметы нужно определиться с назначением будущей дороги, ведь для разных дорог используется разная марка асфальта, нужна разная толщина покрытия. Соотношение песка, щебня, гравия и битума в марке асфальта разное для асфальтового покрытия придомовой территории, на пешеходном переходе и для дорог с высокой нагрузкой транспортными средствами, особенно большегрузными.
Асфальтирование осуществляется двумя основными способами – горячим и холодным. Для первого необходима нежаркая сухая погода. Второй позволяет продлить время ремонтных работ, осуществлять его в сжатые сроки. При необходимости снятия старого асфальта используется специальная фрезерная машина.
Она способна срезать старое покрытие даже в труднодоступных местах у бордюра, при любом рельефе дороги, попутно погрузить срезанное в грузовые машины. Это должно быть учтено в смете во избежание расхождений в затратах.
Укладка асфальта должна соблюдаться и с учетом рельефа местности, чтобы на дорогах не образовывались лужи и выбоины. Следует рассмотреть необходимость укрепления, утрамбовки мягких участков грунта. При асфальтировании больших трехполосных дорог потребуются мощные асфальтоукладчики.
Большой популярностью пользуется ямочный ремонт. Вопреки бытующему ошибочному мнению он не способствует разрушению покрытия дорог. Выполняется он в соответствии с ГОСТом методом горячей заливки асфальта специальными марками. Важно учитывать, что начинать его нужно при первых трещинах на дороге, тогда качество ремонта гарантировано. На этот тип ремонта тоже составляется отдельная смета.
При нанесении асфальта на прилегающие территории используются специальные недорогие марки асфальта. Нужно ознакомиться с планировкой, определиться с местоположением газонов, высаженными деревьями. Нужна ли стоянка, площадка для сушки белья, детская и взрослая зона отдыха. Может потребоваться дополнительный демонтаж или установка боковых камней. Изменение планировки, сруб деревьев требует специальных разрешений.
Стоимость затрат на асфальтирование идет из расчета цены на 1 м2. Складывается из общей площади и количества затраченного материала. Все это должно отражаться в смете на асфальтирование дорог наряду с общими сметными расчетами на строительство и ремонт дорожных покрытий, сопутствующих и придомовых территорий.
Где сделать смету
Большинство крупных компаний, осуществляющих строительство и ремонт дорог имеют в своем штате одного или несколько сметчиков при большом объеме работ. Следует понимать, что база наценок, стоимости материалов постоянно обновляется, что требует новых программ, данных. В противном случае составленная смета вряд ли будет актуальной. Компании поменьше, частные заказчики предпочитают пользоваться услугами сметных бюро.
Не стоит экономить на составлении полноценной сметы на ремонт дорог или асфальтирование территорий. Сэкономленные деньги обернуться крупными материальными и временными затратами при реализации проекта, скажутся на качестве выполненных работ. Правильно составленная смета станет надежным юридическим документом при возникновении непредвиденных ситуаций с ремонтными компаниями и подрядчиками.
Пример сметы на асфальтирование, ремонт и строительство дороги
Скачать образец сметы на асфальтирование, ремонт и строительство дороги — Скачать
Источник: antek-consult.ru
Порядок начисления НР и СП на затраты по доставке битума и воды
Подрядная организация осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, в том числе за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных адресных инвестиционных программ.
При разработке сметной документации по устройству дорожной одежды (устройство щебеночного основания, устройство асфальтобетонного покрытия), в том числе, учитываются затраты на доставку воды и битума, битумной эмульсии в соответствии с проектом организации строительства, учитывая положения Технической части Сборника 27. «Автомобильные дороги».
Согласно Общим положениям ГЭСН 81-02-27-2017, а также ГЭСН предыдущей редакции 2014 года, пунктам 1.27.8 и 1.27.9:
«1.27.8. Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена, в связи с чем при доставке 100 т битума и битумной эмульсии следует добавлять автогудронаторы вместимостью 3500 л, 2,3маш-ч на каждый километр доставки.
1.27.9. Доставка воды учтена нормами на среднее расстояние до 5 км, кроме нормы 27-06-017-01 и 27-07-002-01. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 100 м3 воды следует добавлять к нормам поливомоечных машин 1,6 маш-ч.».
В территориальных сметно-нормативных базах данные дополнительные нормы работ вышеуказанных механизмов приведены уже в стоимостных показателях. Например, в пунктах 1.27.8 и 1.27.9 Общих положений Сборника №27 Территориальной сметно-нормативной базы Ленинградской области в редакции 2014 года (внесена в Письмом Минрегиона России от 14.07.2011 № 18683-АП/08) сказано:
«1.27.8. Доставка к месту битума, битумной эмульсии расценками не учтена, в связи с чем при доставке 1 т битума и битумной эмульсии следует добавлять стоимость эксплуатации автогудронатора вместимостью 3500 л (шифр 120101) — 3,46 руб. на каждый километр доставки.
1.27.9. Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценки 27-06- 017-01 и 27-07-002-01. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 1 м3 воды следует добавлять к стоимости эксплуатации поливомоечных машин (шифр 121601) — 2,08руб.».
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными Общими положениями ГЭСН 81-02-27-2017 и Территориального Сборника 27 «Автомобильные дороги» Ленинградской области (редакции 2014 года) доставка воды и битума исчисляется по затратам на эксплуатацию автогудронатора и поливомоечной машины, включая заработную плату машинистов, с увеличением стоимости эксплуатации, соответственно, на 3,46 и 2,08 руб. за каждый километр доставки.
Заработная плата машинистов в составе стоимости эксплуатации указанных механизмов учитывается в фонде оплаты труда, от которого в свою очередь, согласно и МДС 81- 25.2001, начисляются накладные расходы и сметная прибыль (далее — HP и CI1), покрывающие расходы организации, в том числе на организацию работ на объекте. В соответствии с положениями Сборников ФСЭМ-2001, ТСЭМ-2001 нормативы HP и СП учтены в стоимости эксплуатации только по разделу 40 «Сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств», а по всем остальным машинам и механизмам начисляются от ФОТ в соответствии с видом работ в составе сметной документации.
При согласовании сметной документации по объектам дорожного хозяйства Ленинградской области государственным заказчиком предъявляются требования в части исключения HP и СП от ФОТ на затраты по доставке битума автогудронаторами и воды поливомоечными машинами.
Основанием отказа в начислении указанных затрат Заказчик считает:
в действующих нормативных документах отсутствуют прямые указания о порядке начисления HP и СП на вышеуказанные затраты;перечисленные механизмы непосредственно не участвуют в технологическом npoijecce по устройству дорожной одежды, и данные затраты фактически относятся к затратам на перевозку грузов, в которых, согласно п. 1.3.5 Общих положений Сборника на перевозку СНБ Ленинградской области ТССЦпг-81 -1 -2001, уже учтены накладные расходы в размере 120 % и сметная прибыль в размере 65 % от фонда оплаты труда.
Аналогичный аргумент приводится при исключении коэффициента 1,25 (коэффициенты 1,15 и 1,25 согласно п. 4.7 ) на эксплуатацию автогудронатора и поливомоечной машины при учете затрат по доставке воды и битумной эмульсии по объектам ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог. Следует отметить, что данные коэффициенты компенсируют потери строительных организаций, связанных со снижением уровня годового режима работы строительных машин, так как при проведении ремонтных работ и капитальном ремонте осуществляются технологические процессы, схема организации работ по которым отличается от нового строительства и сопряжена со стесненными условиями складирования материалов, ограничением движения не только по полосам, но и при подвозе материалов на объект.
Просим дать разъяснения по порядку начисления накладных расходов и сметной прибыли на затраты по доставке битума и воды, рассчитанных исходя из Общих положений Сборника № 27 «Автомобильные дороги», а также о правомерности применения повышающих коэффициентов на указанный вид затрат в соответствии с условиями производства работ, учитываемых в проекте организации строительства.
Накладные расходы и сметная прибыль на работы по устройству автомобильных дорог исчисляются от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (включая оплату труда водителей автогудронаторов и машин поливомоечных) по нормативам накладных расходов и сметной прибыли строки «Автомобильные дороги».
Дополнительные затраты, связанные с доставкой к месту работ битума, битумной эмульсии, а также с доставкой воды на расстояние более 5 км, учитываются в смете в зависимости от объема перевозимых материалов (битум, битумная эмульсия, вода) и расстояния перевозки согласно пунктам 1.27.8 и 1.27.9 Общих положений ГЭСН (ТЕР) Сборника № 27 «Автомобильные дороги». Учитывая, что перевозка битума, битумной эмульсии и воды не связана напрямую с технологическими процессами по устройству автомобильных дорог, рекомендуем накладные расходы и сметную прибыль к оплате труда водителей автогудронаторов и машин поливомоечных применять в размере 120 % и 65 % соответственно согласно Технической части федерального сборника сметных цен на перевозки грузов для строительства (ФССЦпг). Следует признать, что накладные расходы и сметная прибыли действительно учтены в сметных ценах на перевозку грузов автомобильным транспортом, но в рассматриваемом случае (перевозка битума, битумной эмульсии и воды) дополнительные затраты подрядной организации оплачиваются не по сметным ценам на перевозку грузов автомобильным транспортом, а согласно пунктов 1.27.8 и
27.9 Общих положений ГЭСН 81-02-27-2017 по дополнительному времени работы автогудронаторов и машин поливомоечных.
Учитывая изложенное, отказ Заказчика начислять накладные расходы и сметную прибыль на фонд оплаты труда по дополнительным затратам на перевозке битума (битумной эмульсии) автогудронаторами и воды — поливомоечными машинами, является неправомерным.
При выполнении работ, расцениваемых по нормам (расценкам) на подготовку существующих оснований и покрытий под черные щебеночные и асфальтобетонные покрытия, устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания и покрытия, устройство оснований и покрытий, в составе машин и механизмов учитывается время работы (стоимость) работы «Автогудронаторов 3500 л» и «Машин поливомоечные 6000 л», тем самым учитывается участие этих машин в технологическом процессе по устройству автомобильных дорог. В том случае, когда нормы (расценки) Сборника № 27 «Автомобильные дороги» используются для определения стоимости работ по реконструкции и ремонту автомобильных дорог, согласно пункту 4.7 применяется коэффициент 1,25 к нормам времени и затратам на эксплуатацию машин, включая затраты труда и оплату труда рабочих, обслуживающих машины. Но так как дополнительные затраты по перевозке битума, битумной эмульсии и воды определяются не по расценкам, а по времени работы автогудронаторов и машин поливомоечных, коэффициент 1,25 к нормам времени и затратам на эксплуатацию машин, включая затраты труда и оплату труда водителей автогудронаторов и машин поливомоечных, применяться не должен . Кроме того, на дополнительные затраты по перевозке битума, битумной эмульсии и воды не должны начисляться коэффициенты на стесненные условия производства работ, которые могут иметь место непосредственно на строительной площадке.
Источник: smetnoedelo.ru