Накопительная в строительстве это

Содержание

Настоящие Методические указания входят в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Методические указания приводят оптимальный порядок подготовки материалов, представляемых, в случае необходимости для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Методические указания предназначены для специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности.

Методические указания (первое издание) согласованы Главгосэкспертизой России (письмо от « 4 » сентября 2002 № 24-3-11/1042).

Изменения и дополнения, внесенные во второе издание Методических указаний выделены в Содержании и Введении курсивом, а включенные в разделы — приведены в приложении С.

Введение

В соответствии с положениями п. 3.1.2 «Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре» (утв. постановлением Госстроя СССР от 2.02.88 № 167), одной из функций заказчика в области обеспечения проектно-сметной документации является «организация в установленном порядке согласования, утверждения и переутверждения проектно-сметной документации».

14 Порядок создания Накопительной ведомости

Статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ». Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе дополнительной сметы (п. 2 статьи 744) или пересмотра сметы (п. 3 статьи 744).

Кроме того, положениями части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ установлено: «Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Таким образом, внесение изменений в рабочую документацию, вызвавших изменение стоимости строительства более чем на десять процентов, а также существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных, проектных решений служат основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости) и переутверждения проектно-сметной документации.

Настоящие Методические указания разработаны на основе законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, с целью упорядочения процесса подготовки и состава документов и материалов, представляемых в орган, утвердивший проектно-сметную документацию, для принятия решения о переутверждении проектно-сметной документации.

Накопительная ведомость

Первое издание Методических указаний нашло достаточно широкое применение в проектной сфере. По данным Главгосэкспертизы России ежегодно представляется на экспертизу около 200 проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений, в процессе создания которых возникла потребность в переутверждении проектно-сметной документации.

Учитывая достаточно быстрое обновление законодательной и нормативной правовой базы, специалистами ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» подготовлено второе издание Методических указаний, которое может применяться в плоть до установления Правительством Российской Федерации порядка внесения изменений в проектную документацию согласно положениям части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Методические указания разработаны специалистами ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект».

Контактные телефоны: 157-31-16, 157-60-87.

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

В настоящих Методических указаниях использованы ссылки на законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

3. Определения

В настоящих Методических указаниях применены термины и определения, приведенные в приложении Б.

4. Общие положения

4.2. К основным факторам, обосновывающим необходимость подготовки предложений о переутверждении проектно-сметной документации относятся:

а) изменение проектных решений, связанное с изменением мощности, пропускной способности, вместимости и других характеристик объекта, повлекшее соответствующее изменение сметной стоимости строительства;

б) введение новых законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, содержащих нормативные требования по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды (типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда и др.) и внесение изменений в действующие акты и документы;

в) изменение налогового законодательства, тарифов, пошлин и т.д. на ввозимые оборудование, материалы, изделия, машины и механизмы;

г) изменение исходных данных и технических условий, выданных органами местной администрации и государственного надзора;

д) внесение изменений в проектную документацию по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование;

е) изменение условий строительства в силу природных условий, техногенных обстоятельств и других факторов, вызвавшее увеличение сметной стоимости строительства по независящим от проектной организации причинам;

ж) увеличение стоимости технологического и инженерного оборудования, не связанное с повышением его производительности или изменением других характеристик (например, изменение условий поставки);

и) выявленные в процессе строительства работы, не учтенные в технической документации;

к) ошибки и недоработки проектных, изыскательских, научно-исследовательских и др. организаций.

1. Инфляционные процессы не являются основанием для переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен, выдаваемыми региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) или устанавливаемыми службами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Изменения в рабочую документацию вносятся в соответствии с положениями ГОСТ СПДС 21.101-97, а в проектно-сметную документацию на основании дополнения к заданию на проектирование, утвержденного заказчиком. При этом, если изменения затрагивают принципиальные проектные решения, они подлежат повторному согласованию с инстанциями, согласовавшими ранее утвержденную проектно-сметную документацию.

Отступления от ранее утвержденных проектных решений, без их оформления в установленном порядке, рассматриваются как действия, нарушающие установленный организационно-правовой порядок строительства объектов, и попадают под действие статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.3. В соответствии с положениями пп. 3.5.9.1, 3.5.9.2 МДС 81-1.99 в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости непредвиденных работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации, например, в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных правовых актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.4. Все стоимостные показатели в материалах предложений о переутверждении проектно-сметной документации приводятся:

а) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 1991 или 1984 годов — в базисном уровне стоимости 1991 года. Пересчет текущих затрат осуществляется на основе индексов изменения стоимости (цен, затрат) в строительстве с учетом конкретных сроков вложения средств в строительство объекта;

б) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 2001 года — в базисном уровне стоимости по состоянию на 01.01.2000. Пересчет текущих затрат в базисный уровень осуществляется в порядке, приведенном в подпункте «а» настоящего пункта.

Примечание: Обращается внимание, что в соответствии с постановлением Госстроя России «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» от 08.04.2002 № 16, начиная с 01.01.2003 не допускается использование сметно-нормативной базы 1991 года (1984 года). По переходящим стройкам и объектам сметная документация обязательному пересчету не подлежит.

4.5. Предложения по переутверждению проектно-сметной документации и соответствующие материалы подготавливаются службами заказчика, или инженерной организацией*, которую заказчик привлекает на договорной основе в соответствии с положениями статьи 749 Гражданского кодекса Российской Федерации для оказания услуг такого рода, совместно с проектными и подрядными организациями. Предложения по переутверждению, материалы и проектная документация с внесенными изменениями направляются государственному заказчику (инвестору), утвердившему проектную документацию.

* В качестве инженерной организации может выступать генпроектировщик.

4.6. Государственный заказчик (инвестор) рассматривает полученные материалы, обеспечивает проведение государственной экспертизы и, в случае необходимости, переутверждение представленной проектно-сметной документации в соответствии с требованиями Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.

о переутверждении проектно-сметной документации

5.1. Материалы, направляемые государственному заказчику (инвестору), ранее утвердившему проектную документацию, для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации должны содержать:

5.1.1. Письмо с изложением причин пересмотра и переутверждения проектно-сметной документации, а также пояснения о принятых мерах по улучшению ее качества.

5.1.2. Пояснительную записку о пересмотре проектно-сметной документации, которая включает следующие сведения:

а) общие данные о внесенных изменениях в ранее утвержденную проектно-сметную документацию;

б) сведения об общем объеме произведенных затрат в проектирование и строительство объекта (итоговые данные накопительной ведомости);

в) основные причины, вызвавшие изменение сметной стоимости строительства.

5.1.3. К пояснительной записке прилагают:

а) характеристику состояния строительства на конец квартала, предшествующего дате представления материалов на рассмотрение, с указанием данных о произведенных затратах и о стоимости объектов строительства, переданных в основные фонды по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости строительства (накопительная ведомость) по форме, приведенной в приложении В;

б) анализ причин изменения сметной стоимости строительства со ссылкой на новые технические условия, законодательные акты, нормы и правила проектирования, а также на другие документы, подтверждающие увеличение стоимости оборудования, строительно-монтажных работ и т.д. (см пример, приведенный в приложении И;

в) сопоставительную ведомость изменения сметной стоимости, составленную по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости по форме, приведенной в приложении Г. Пример оформления сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости приведен в приложении Е;

г) сведения о причинах увеличения сметной стоимости строительства по пересмотренному проекту в целом по форме, приведенной в приложении Ж;

д) копии технических условий, решений органов государственной власти (федеральных, субъектов Российской Федерации и муниципальных) и других документов, подтверждающих необходимость изменения проектной документации и стоимости строительства, а также копии документов о дополнительном согласовании проекта строительства или отдельных его разделов (частей), необходимость в которых возникла при изменении ранее согласованных решений;

е) копии документов об утверждении и заключения органов экспертизы по ранее утвержденной проектно-сметной документации;

ж) комплект уточненной проектно-сметной документации;

и) данные о технико-экономических показателях строительства по пересмотренной и ранее утвержденной проектно-сметной документации по формам приложений К — Р.

Пояснительную записку подписывает начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по договору с последним).

5.2. После переутверждения проектно-сметной документации заказчик обязан проинформировать орган, выдавший разрешение (специальное разрешение) на строительство, о внесенных изменениях в проектную документацию, на основании которой производилась выдача разрешения (специального разрешения) на строительство.

Если изменения, внесенные в проектно-сметную документацию, затронули виды и параметры объектов строительства, условия их строительства и разрешенного использования земельных участков и т.д., то разрешение (специальное разрешение) на строительство указанных объектов подлежит повторной регистрации в соответствии законодательством Российской Федерации о градостроительстве и положениями пп. 13, 15 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.

Приложение А

Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов,

на которые использованы ссылки в настоящих Методических указаниях

1. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2.01.2000).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».

3. «Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 №221.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7.05.98 № 73-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001), принятый Государственной Думой 8.04.98.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ (с изменениями по 21.03.2002), принятый Государственной Думой 22.12.95.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изменениями от 25.04.2002), принятый Государственной Думой 20.12.2001.

7. Постановление Госстроя России «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» от 8.04.2002 № 16.

8. МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», введенные в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 31.

9. МДС 11-1.99 «Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство».

10. «Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», утвержденное постановлением Госстроя СССР от 2.02.88 № 16.

11. МДС 12-9.2001 «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)», утвержденные: Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06. 99 № ВК 477.

12. ГОСТ 21.101-97 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации», введенный в действие постановлением Госстроя России от 29.12.97 № 18-75.

Приложение Б

Таблица терминов и определений

Термины и определения

Наименование используемого законодательного или нормативного правового акта и его реквизиты

Базисный уровень стоимости — уровень стоимости, определяемый на основе сметных цен, зафиксированных на конкретную дату. Базисный уровень сметной стоимости предназначен для сопоставления результатов инвестиционной деятельности в разные периоды времени, экономического анализа и определения стоимости в текущих ценах

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

Государственный заказчик — государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности (служба заказчика), наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта

Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998г. № 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

Договор строительного подряда — основной правовой документ, регулирующий производственно-хозяйственные и иные отношения между субъектами инвестиционной деятельности, заключаемый на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий или сооружений, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом работ, по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену

Применительно к положениям статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ(с изменениями от 02.01.2000 г.), ст. 4

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы)

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 4

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 1

Индексы изменения стоимости (цен, затрат) в строительстве — это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

Инфляция — повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Она характеризуется общим индексом инфляции — индексом изменения общего (среднего) уровня цен в стране и уровнями цен на отдельные виды товаров, работ и услуг, отсчитываемыми от начального момента — момента разработки проектных материалов

Читайте также:  Использование материнского капитала на строительство дачного дома в СНТ

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные: Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 № ВК 477

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 1

Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 4

Проектная организация — организация (бюро, фирма), осуществляющая по договору подряда на выполнение проектных работ и заданию заказчика разработку предпроектной, проектной и рабочей документации, а также выполнение других работ и услуг, связанных с проектированием зданий и сооружений

Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) — организации, созданные в республиках, входящих в состав Российской Федерации, в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге для проведения политики ценообразования в условиях рыночных отношений, включая информационное обеспечение участников инвестиционного процесса данными о текущем изменении цен на строительную продукцию

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

Сводный сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) это документ, составленный в установленной форме на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений — сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

Сметный расчет на отдельные виды затрат это документ составленный для определения в целом по стройке размера (лимита) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.)

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

Инженерная организация (инженер) — физическое или юридическое лицо, действующее от имени Заказчика и осуществляющее контроль и надзор за ходом строительства объектов

Приложение В

Форма 1 (рекомендуемая)

Накопительная ведомость. Характеристика состояния строительства на момент переутверждения проектно-сметной документации

(тыс. рублей в ценах в соответствии с п. 4.4 настоящих МУ)

№ позиции сводно-сметного расчета

Номера сметных расчетов и смет

Наименование глав, объектов, видов работ и затрат по сводному сметному расчету

Источник: avis.userecho.com

Методические указания Методические указания о составе материалов, представляемых для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений

Настоящие Методические указания входят в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Методические указания приводят оптимальный порядок подготовки материалов, представляемых, в случае необходимости для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Методические указания предназначены для специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности.

Методические указания согласованы Главгосэкспер ти зой России (письмо от « 4» сентября 2002 № 24-3-11 /10 42).

1. Область применения . 2

2. Нормативные ссылки . 2

3. Определения . 3

4. Общие положения . 3

Приложение А Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, на которые использованы ссылки в настоящих Методических указаниях . 6

Приложение Б Таблица терминов и определений . 6

Приложение В Накопительная ведомость. Характеристика состояния строительства на момент переутверждения проектно-сметной документации . 10

Приложение Г Сопоставительная ведомость . 11

Приложение Д Пояснения к оформлению Сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости строительства по позициям Сводного сметного расчета . 12

Приложение Е Сопоставимая ведомость . 13

Приложение Ж Сведения о причинах увеличения сметной стоимости строительства . 27

Приложение И Анализ причин изменения сметной стоимости строительства . 28

Приложение К Таблица основных технико-экономических показателей объектов производственного назначения . 30

Приложение Л Таблица основных технико-экономических показателей общественных зданий и сооружений . 31

Приложение М Таблица основных технико-экономических показателей жилых зданий . 32

Приложение Н Таблица основных технико-экономических показателей автомобильных дорог . 33

Приложение О Таблица основных технико-экономических показателей мостового перехода . 34

Приложение П Таблица основных технико-экономических показателей объектов водоснабжения . 35

Приложение Р Таблица основных технико-экономических показателей объектов водоотведения . 36

Введение

В соотв е тствии с положениями п. 3.1.2 «Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», одной из функций заказчика в области обеспечения проект но-сметной документации является «организация в установленном порядке согласования, у тверждения и переутверждения проектно-сметн ой документации».

Статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре с т роительного подряда работ». Внесение в техническую документацию измене ний в большем объеме осуществляется на основе дополнительной сметы (п. 2 статьи 744) или пересмотра сметы (п. 3 статьи 744).

Таким о б разом, внесение изме нений в рабочую документацию, вызвавших изменение стоимости строительства более чем на десять процентов, а также существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных, строительных решений служат основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости) и переутверждения проектно-сметной документации.

Настоящие Методические указания разработаны на основе законодательных и нормативных правовых актов Российской Ф е дерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, с целью упорядочения процесса подготовки и состава документов и материалов, представляемых в орган, утвердивший проектно-сметную документацию, для принятия решения о переутверждении проектно-сметной документации.

Методические указания разработаны специалистами ФГ УП «Ц ЕНТРИН ВЕСТпроект».

1 . Область применения

2 . Нормативные ссылки

В настоящих Методических указаниях использованы ссылки на законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

3 . Определения

В настоящих Методических указаниях применены термины и определения, приведенные в приложении Б.

4 . Общие положения

4.2 . К основным факторам, обосновывающим необходимость подготовки предложений о переутверждении проектно-сметной документации относятся:

а) изменение проектных решений, связанное с изменением мощност и , пропускной способности, вместимости и других характеристик объекта, повлекшее соответствующее изменение сметной стоимости строительства;

б) введение новых законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов , законодательных докуме нтов, нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования по охра не труда, технике безопасности, охране окружаю щей среды (типовых ин струкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда и др.) и внесение изменений в действующие акты и документы;

в) изменение налогового законодательства, тарифов, пошлин и т.д. на ввозимые оборудование, материалы, изделия, машины и механизмы;

г) изменение исходных данных и технических условий, выданных органами местной администрации и государственного надзора;

д) внесение изменений в проектную документацию по решению заказч и ка на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование;

е) изменение условий строительства в силу природных условий, техногенных обстоятельств и других факторов, вызвавшее увеличение сметной стоимости строи т ельства по независящим от проектной организации причинам;

ж) увеличение стоимости технологического и инженерного оборудования , не связанное с повышением его производительности или изменением других характеристик (например, изменение условий поставки);

и) выявленные в процессе строительства работы, не учтенные в технической документации;

к) ошибки и недоработки проектных, изыскательских , научно- исследова тельских и др. организаций.

Примечания: 1. Инфляционные процессы не являются основанием для переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен, выдаваемыми региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) или устанавливаемыми службами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2 . Изменения в рабочую документацию вносятся в соответствии с положениями ГОСТ СПДС 21 .1 01- , а в проектно-сметную документацию на основании дополнения к заданию на проектирование, утвержденного заказчиком. При этом, если изменения затрагивают принципиальные проектные решения, они подлежат повторному согласованию с инстанциями, согласовавшими ранее утвержденную проектно-сметную документацию.

Отступления от ранее утвержденных проектных решений, без их оформления в установленном порядке, рассматриваются как действия, нарушающие ус т анов ленный организационно-правовой порядок строительства объектов, и попадают под действие статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.3 . В соответствии с положениями пп. 3.5.9.1, 3.5.9.2 МДС 81-1.99 в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости непредвиденных работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотрен н ым в утвержденном проекте.

Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации, например, в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных правовых актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.4 . Все стоимостные показатели в материалах предложений о переутверждении прое ктн о-с метной документации приводятся:

а) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 19 91 или 1984 годов — в базисном уровне стоимости 1991 года. Пересчет текущих затрат осуществляется на основе индексов изменения стоимости (цен, затрат) в строительстве с учетом конкретных сроков вложения средств в строительство объекта;

б ) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 2001 года — в базисном уровне стоимости по состоянию на 01.01.2000. Пересчет текущих затрат в базисный уровень осуществляется в порядке, приведенном в подпункте «а» настоящего пункта.

Примечание: Обр а щается внимание, что в соответствии с постановлением Госстроя России «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» от 08.04.2002 № 16, начиная с 01.01.2003 не допускается использование сметно-нормативной базы 1991 года (1984 года). По переходящим стройкам и объектам сметная документация обязательному пересчету не подлежит.

4.5 . Предложения по переутверждению проектно-сметной документации и соответствующие материалы подготавливаются службами заказчика, или инженерной организацией * , которую заказчик привлекает на договорной основе в соответствии с положениями статьи 749 Гражданского кодекса Российской Федерации для оказания услуг такого рода, совместно с проектными и подрядными организациями. Предложения по переутверждению, материалы и про е ктная документация с внесенными изменениями направляются государственному заказчику (инвестору), утвердившему проектную документацию.

* В качестве инженерн ой организации может выступать г енп роекти ровщи к.

4.6 . Государственный заказчик (инвестор) рассматривает полученные материалы, обеспечивает проведение государственной экспертизы и, в случае необходимости, переутверждение представленной прое ктн о-сметн ой документации в соответствии с требованиями Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроект ной и проектной документации в Российской Федерации.

5. 1 . Материалы, направляемые государственному заказчику (инвестору), ранее утвердившему проектную документацию, для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации должны содержать:

5 .1.1 . Письмо с изложением причин пересмотра и переутверждения проектно-сметной документации, а также пояснения о принятых мерах по улучшению ее качества.

5.1.2 . Пояснительную записку о пересмотре проектно-сметной документации, которая включает следующие сведения:

а) общие данные о внесенных изменениях в ранее утвержденную прое кт но-сметную документацию;

б) сведения об общем объеме произведенных затрат в проектирование и строительство объекта (итоговые данные накопительной ведомости);

в) основные причины, вызвавшие изменение сметной стоимости с троительства.

5 .1. 3 . К пояснительной записке прилагают:

а) характеристику состояния строительства на конец квартала, предшествующего дате представления материалов на рассмотрение, с указанием данных о произведенных затратах и о стоимости объектов строительства, переданных в основные фонды по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости строительства (накопительная ведомость) по форме, приведенной в приложении В;

б) анализ причин изменения сметной стоимости строительства со ссылкой на новые технические у словия, законодательные акты, нормы и правила проектирования , а также на другие документы, подтверждающие увеличение стоимости оборудования, строительно-мон тажных работ и т.д. (см. пример, приведенный в приложении И) ;

в ) сопоставительную ведомость изменения сметной стоимо сти, составленную по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости по форме, приведенной в приложении Г.

Пример оформления сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости приведен в приложении Е;

г) сведения о причинах увеличения сметной стоимости строительств а по пересмотренному проекту в целом по форме, приведенной в приложении Ж;

д) копии технических условий, решений органов государственной власти (федеральных, субъектов Российско й Федерации и муниципальных) и других документов, подтверждающих необходимость изменения проектной документации и стоимости строительства, а также копии документов о дополнительном согласовании проекта строительства или отдельных его разделов (частей), необходимость в которых возникла при изменении ранее согласованных решений;

е) копии документов о б утверждении и заключения органов экспертизы по ранее утвержденной проект но-сметной документации;

ж) комплект уточненной проектно-сметной документации,

и) данные о технико-экономических показателях строительства по пересмотренной и ранее утвержденной проектно-сметной документации по формам приложений К — Р.

Пояснительную записку подписывает начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по договору с последним).

5.2 . После переутверждения проектно-сметной документации заказчик обязан проинформировать орган, выдавший разрешение (специальное разрешение) на строительство, о внесенных изменениях в проектную документацию, на основании которой производилась выдача разрешения (специального разрешения) на строительство.

Если изменения, внесенные в прое кт но-сметную документацию, затронули виды и параметры объектов строительства, условия их строительства и разрешенного использования земельных участков и т.д., то разрешение (специальное разрешение) на строительство указанных объектов подлежит повторной регистрации в соответствии законодательством Российской Федерации о градостроительстве и положениями пп. 13, 15 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на тер риториях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.

Приложение А

Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, на которые использованы ссылки в настоящих Методических указаниях

1 . Федеральный закон от 25.02.99 № 39 — ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляе мой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2.01.2000).

2 . Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной , п редп роектн ой и проектной документации».

3 . «Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения», утвержденные постановлением Правительства Российско й Федерации от 10.03.2000 № 2 21.

4 . Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7.05.98 № 73-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001), принятый Государственной Думой 8.04.98.

5 . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 1 4- ФЗ (с изменениями по 21.03.2002), принятый Государственной Думой 22.1 2.95.

6 . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 1 95-ФЗ (с изменениями от 25.04.2002), принятый Государственной Думой 20.12.2001.

7 . Постановление Госстроя России «О мерах по завершению перехода на новую сме тн о-нормативную базу ценообразования в строительстве» от 8.04.2002 № 16.

8 . МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», введенные в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 3 1.

9 . МДС 11-1.99 «Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство».

10 . «Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническо м надзоре», утвержденное постановлением Госстроя СССР от 2.02.88 № 16 .

11 . МДС 12-9.2001 «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция )», утвержденные: Мин истерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21. 06.99 № ВК 477.

12 . ГОСТ 21.101-97 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации», введенный в действие постановле н ием Госстроя России от 29.12 .97 № 18-75.

Приложение Б

Таблица терминов и определений

Термины и определения

На и менование и спользуемого з аконодательного и ли но рмативн ого правового акта и его рекви зиты

1 . Бази сный уровень стоимости — уровень стоимости, определяемый н а основе сметных цен, зафиксированных на конкретную дату. Базисный уровень сметной стоимости предназначен для сопоставления результатов инвестиционной деятельности в разные периоды вре мени, экономического анализа и определения стоимости в текущих ценах

Читайте также:  Где можно получить ипотеку на строительство дома

«Методические указ а ния по определе нию стоимости строительной продукции на территории Российск ой Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31

2. Государственный зак а зчик — государ с твенный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности (служба заказчика), наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвести ционного проекта

3. Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-Ф З (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

4. Договор строительного подряда — основной правовой документ , регулирующий производственно-хозяйственные и иные отношения между субъектами инвестиционной деятельности, заключаемый на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий или сооружений, а также на выполнение монтажных, пускон ал адочны х и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом работ, по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену

Применительно к положениям статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации

5. Зак а зчики — уполномоченные на то инвестора ми физические и юридические лица, которые о существляют реализацию инв естиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или ) иную деятельность других суб ъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02 .1 999 г. № 39-ФЗ (с измене ниями от 02.01 .2000 г.), ст. 4

6. И нвесторы осуществляют капитальные вложени я на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы)

Федераль н ый закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в ф орме капитальных вложений» от 25.02.1 999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 4

7. Инвестиционная деятель н ость — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 1

8. Индексы изменения стои м ости (цен, затрат) в строительстве — это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31

9. Инфляция — повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Она характеризуется общим индексом инфляции — индексом изменения общего (среднего) уровня цен в стране и уровнями цен на отдельные виды товаров, работ и услуг, отсчитываемыми от начального моме н та — момента разработки проектных материалов

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов , утвержденные: Министерством экономики Российской Федерации, Минист ерством финансов Российской Федерации, Государственным комите том Российской Феде рации по строительной, архитект урной и жили щной политике от 21. 06.1 999 № ВК 477

10 . Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основ ные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проект но-изы ск ат ельские работы и другие затраты

Федер а льный закон «Об ин вестици онной дея тельности в Российской Фе дерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф З (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 1

11 . Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02 .1 999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 4

12. Проектная организация — организация (бюро, фирма), осуществляющая по договору подряда на выполнение проектных работ и зада н ию заказчика разработку предпроект ной, проектной и рабочей документации, а также выполнение других работ и услуг, свя занных с проектированием зданий и сооружений

13. Региональные центры по ценообразованию в стро и тельстве (РЦЦС) — организации , созданные в республиках, входящих в состав Российской Федерации, в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге для проведения политики ценообразования в условиях рыночных отношений, включая информационное обеспечение участников инвестиционного процесса данными о текущем изменении цен на строительную продукцию

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31

14. Сводны й сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) это документ, составленны й в установленной форме на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31

15. Сметна я стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений — сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31

16. Сметны й расчет на о тдельные виды затрат это документ составленный для определения в целом по стройке размера (лимита) средств, не о бходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.)

«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31

17. Инженерная организация (инженер) — физическое или юридическое лицо, действующее от имени Заказчика и осуществляющее контроль и надзор за ходом строительства объектов

Приложение В

Форма 1 (рекомендуемая)

Накопительная ведомость. Характеристика состояния строительства на момент переутверждения проектно-сметной документации

(тыс. рублей в ценах в соответствии с п. 4.4 настоящих М У)

№ позиции свод но -сметн ого расчета

Номера сметных расче т ов и смет

Наименование глав, объектов, видов работ и затрат по сводному сметному расчету

Источник: gosthelp.ru

Как я купила квартиру через жилищный кооператив

Три года назад я собралась покупать квартиру для дочери, но денег хватало только на первоначальный взнос.

Чтобы не переплачивать за ипотеку банку, выбрала жилищный накопительный кооператив и не пожалела. За три года сэкономила на платежах около ста тридцати тысяч рублей. Расскажу, что такое жилищный накопительный кооператив, как я его выбрала и стала пайщиком.

Что такое жилищный накопительный кооператив

Жилищный кооператив — некоммерческая добровольная организация, которая помогает своим членам приобрести недвижимость за счет их собственных средств. Люди по своей воле объединяются, чтобы достичь одной цели — накопить средства и купить или построить жилье.

Кооперативы имеют официальный статус и подчиняются законодательству РФ . Существует три вида кооперативов — жилищные, жилищно-строительные и жилищно-накопительные. Деятельность первых двух видов регулируется главой 11 жилищного кодекса. Они могут купить квартиры своим пайщикам только в определенном доме. Раньше жилищно-строительный кооператив мог работать со строящимися домами, но с 25 декабря 2018 года такие кооперативы не могут вкладывать деньги граждан в недостроенные дома.

Жилищный накопительный кооператив отличается от остальных видов. Он может покупать жилье своим пайщикам без привязки к конкретному застройщику или дому после его сдачи госкомиссии. С 2005 года деятельность таких кооперативов регулирует ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

Пайщики тоже следят за расходованием средств. Для этого кооператив выкладывает на своем сайте финансовые отчеты. Кроме этого пайщики управляют деятельностью кооператива: избирают и переизбирают членов правления, утверждают максимальную сумму, по которой ЖНК может покупать квартиры для пайщиков. Избранное правление руководит всей деятельностью кооператива.

Если пайщики захотят проверить, правильно ли кооператив распоряжается их деньгами, они на общем собрании могут избрать ревизионную комиссию или ревизора. Ревизором может быть один из пайщиков — но не член правления — или приглашенный со стороны эксперт.

Как устроены жилищные накопительные кооперативы

В кооператив вступают люди, у которых не хватает денег, чтобы купить жилье. Они не хотят брать ипотечный кредит, чтобы не переплачивать банкам. Или банк не дает такому гражданину ипотеку. Поэтому они объединяются в кооператив и создают общий котел, куда каждый участник с зарплаты ежемесячно вкладывает определенную сумму. Как только накопится достаточно, кооператив покупает квартиру для первого участника, потом для второго и дальше по очереди.

На деньги из общего котла жилищный накопительный кооператив может купить только жилье: дом или квартиру. Но не может потратить их на строительные материалы, рассчитаться с подрядчиком или выплатить зарплату сотрудникам кооператива. На аренду, рекламу и зарплату кооператив может тратить только членские и вступительные взносы. Они поступают на отдельный счет, и кооператив расходует их на собственные нужды.

Общий котел официально называется паевым фондом, первоначальный взнос за квартиру и ежемесячные взносы — паевыми взносами, накопленные деньги на счетах пайщиков — паями, а участники кооператива — пайщиками. Схема хорошо работает, когда в кооператив вступают новые пайщики.

Пайщик выбирает для себя квартиру, сообщает ее данные кооперативу, и его ставят в конец очереди на жилье. Как только подходит его очередь, кооператив покупает квартиру и передает ее пайщику в пользование. Вместе с семьей он может зарегистрироваться в квартире, жить сам или сдавать в аренду. Пайщик продолжает вносить паевые взносы, пока не выплатит всю стоимость жилья. До полного погашения квартира остается собственностью кооператива.

В этом отличие от ипотеки: если купить квартиру с помощью средств банка, собственником становишься сразу. Но квартира находится в залоге у банка до полного погашения кредита.

Паевые взносы остаются собственностью пайщика, пока он является членом кооператива. Пайщик может распорядиться ими по своему усмотрению — продать, подарить или завещать. Если пайщик захотел выйти из кооператива, он подает заявление и забирает накопленные на его счету паевые взносы. Вступительный и членские взносы пайщику не возвращают.

Пай не могут забрать за долги. Если пайщик объявлен банкротом или судебные приставы арестовали имущество, пай остается неприкосновенным.

Существует несколько способов найти кооператив, например посмотреть официальный реестр или поспрашивать знакомых. Про реестр я не знала, а знакомых, которые купили квартиру через кооператив, у меня не было. Поэтому я воспользовалась другими популярными способами: поисковой системой и социальными сетями.

По запросу «жилищно-накопительный кооператив вступить» я получила 112 тысяч результатов, из них ссылки на разные кооперативы были на первых двух страницах, дальше только статьи и ссылки на законы.

Еще жилищные кооперативы легко найти в социальных сетях. По группам в сетях можно не только узнать контакты кооператива, но и понять, стоит ли ему доверять. Если группа живая, есть свежие посты, много участников, значит кооператив работает и продвигает свои услуги.

Выбрать можно любой жилищный кооператив. Например, можно жить в Казани, вступить в кооператив из Барнаула и купить квартиру в Москве. Но меня такая схема не устроила. Если бы возникли проблемы, ездить в другой город было бы проблематично и дорого. Поэтому я стала искать кооператив в своем городе.

Оказалось, что в Казани создан жилищный накопительный кооператив на базе местного застройщика: пайщики покупают квартиры только у него. Такое сотрудничество выгодно всем. Пайщикам не надо собирать документы на ипотеку и переплачивать по кредиту. Кооператив богатеет на членских взносах пайщиков: 200 пайщиков ежемесячно приносят в кооператив 200 тысяч рублей членскими взносами. Застройщик уверен, что продаст все квартиры, так как кооператив активно привлекает новых покупателей.

В других кооперативах для пайщика могут купить любую квартиру, как новостройку, так и вторичку. Оговаривают только верхний порог цены, например не дороже 7 млн рублей.

К тому моменту, как я нашла кооператив, он проработал всего полтора года, а пайщиков было чуть больше двухсот человек. У меня возникли сомнения: вдруг кооператив перестанет существовать или новые пайщики перестанут вступать. Но все решила репутация застройщика: на фоне большого количества замороженных строек эта компания всегда вовремя сдавала дома.

Я подумала, что компания, которая двадцать лет работала над хорошей репутацией, не свяжется с мошенниками. Решила рискнуть и стала собирать информацию о кооперативе.

В интернете много негативных историй про кооперативы. Суть их сводится к тому, что если отнести деньги в кооператив, то потом не увидишь ни квартиры, ни денег. Риск действительно велик: год назад в России работало 78 жилищных накопительных кооперативов, сейчас 12 из них закрыто, еще 4 находятся на грани банкротства.

Можно нарваться на мошенников, которые работают под маркой кооператива. Они собирают деньги, а потом пропадают. Чтобы так не случилось, я тщательно проверяла информацию, прежде чем отдавать деньги.

Я получила выписку на 700 страницах. Вначале идет информация о кооперативе: официальное название и статус, юридический адрес, фамилия директора. Ниже — информация о пайщиках: фамилия, имя, отчество, ИНН и дата вступления в ЖНК .

Меня интересовало, как часто добавляются новые пайщики, поэтому я внимательно изучила даты вступления. Чем больше пайщиков, тем быстрее накапливаются деньги в паевом фонде и тем быстрее движется очередь. В первое время в мой кооператив вступало не больше 10 человек в месяц. Накануне того, как туда вступила я, добавилось больше 30 человек. Я посчитала, что это хороший знак.

Значит, кооператив активно работает, люди ему доверяют.

По ОГРН узнала, когда создан кооператив, по какому адресу зарегистрирован, фамилию директора

Реестр Центробанка. Центробанк включает все жилищные накопительные кооперативы в единый реестр и размещает на своем сайте файл со списком кооперативов. Если кооператив существует легально, в реестре будет запись. Кроме этого в едином реестре есть графа со статусом, где Центробанк указывает неблагонадежность кооператива, например кооперативы в стадии ликвидации или банкротства.

С моим кооперативом было все в порядке: в реестр внесен, отметок о неблагонадежности не имеет.

Документы с сайта кооператива. После официальных документов я изучила организационные и внутренние документы кооператива. Их должны выкладывать на сайте, например в разделе «Информация». Скачайте их все и внимательно исследуйте.

Чтобы проверить добросовестность жилищного накопительного кооператива, сравните информацию из внутренних документов с официальными источниками, например юридический адрес. Если адреса в уставе и выписке из госреестра не совпадают, возможно, это мошенничество. Также сравните число пайщиков: если в годовом отчете пайщиков больше, чем поименно указано в выписке из госреестра, значит кооператив приписывает в отчет «мертвые души». С таким лучше не связываться.

Список внутренних документов, которые стоит изучить у ЖНК

Документ Что смотреть
Устав ЖНК Права и обязанности кооператива
Права и обязанности пайщиков
Какие взносы платят члены кооператива и в каком размере
Как выплачивают стоимость пая выбывшему члену кооператива
Положение о формах участия Как действует кооператив
Как стать пайщиком
Как в кооперативе рассчитывают стоимость жилья
Положение о паевом фонде Как формируется паевой фонд
На что тратят деньги из паевого фонда
Решение Банка России Под каким регистрационным номером жилищный накопительный кооператив включен в реестр ЖНК

1. Права и обязанности кооператива
2. Права и обязанности пайщиков
3. Какие взносы платят члены кооператива и в каком размере
4. Как выплачивают стоимость пая выбывшему члену кооператива

Годовой отчет. Помимо организационных документов кооператив по закону обязан выкладывать в свободный доступ бухгалтерский отчет и отчет о деятельности за прошедший год.

Годовой отчет понятен и неспециалисту. В первом разделе находятся общие сведения: юридический и фактический адрес, сведения о руководителе, главном бухгалтере и членах правления. Эти сведения повторяют информацию из госреестра и устава, поэтому я просмотрела их бегло.

Со второго раздела начинается информация о состоянии дел в кооперативе. Эти сведения я изучила внимательнее. Из годового отчета узнала число пайщиков и количество выкупленных квартир, сумму общей задолженности пайщиков кооперативу и информацию о долгах самого кооператива перед пайщиками.

Аудиторское заключение. Кроме внутренних документов жилищный накопительный кооператив выкладывает заключение независимого эксперта о деятельности кооператива. Закон обязывает кооперативы проводить ежегодную аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Аудиторскую компанию выбирают на конкурсной основе.

Читайте также:  С чего начать строительство частного дома в городе

Аудиторское заключение — это отчет на 56 страницах, но первая часть документа полностью дублирует бухгалтерский отчет. Во второй части аудитор дает понятные объяснения по каждому пункту бухгалтерского учета: с каких средств кооператив получает доходы и на что тратит деньги пайщиков, используют ли в кооперативе заемные средства и вовремя ли расплачиваются с долгами, сколько квартир оплачено за год и сколько передано в собственность. Я прочитала весь отчет, но особенно заинтересовалась двумя разделами.

«Расходование активов». У кооперативов две финансовые корзины: в одну поступают вступительные и членские взносы пайщиков, в другую — паевые взносы. Зарплата сотрудников кооператива, аренда помещения, коммунальные платежи должны оплачиваться из первой корзины. На деньги из второй кооператив покупает квартиры. Я посмотрела в отчете, так ли это на самом деле.

Оказалось, что все в порядке.

Аудиторское заключение подтвердило мое мнение, что кооперативу можно доверять.

Отзывы из социальных сетей. После официальной информации я стала искать дополнительную в поисковиках. Мне стало интересно, что пишут о кооперативе обычные пользователи. Информации оказалось мало: ссылка на сайт, на живую группу во Вконтакте и форум с тремя комментариями. Порадовало, что нет ссылок на судебные процессы.

Я сосредоточилась на социальных сетях: вступила в группу и прочитала все, что написали другие пайщики. В одном из постов обратила внимание на комментарий: пайщица возмущалась нерасторопностью сотрудников кооператива. Чтобы узнать подробную информацию из первых рук, я написала девушке личное сообщение с вопросами.

Меня интересовало, получила ли пайщица квартиру или еще стоит в очереди. Также я спросила, как меняется сумма ежемесячного платежа, нужна ли страховка жилья и пайщика, как в ипотеке, и что будет с квартирой, если кооператив обанкротится. На вопросы, которые касались личного опыта, девушка отвечала подробно, показала копии квитанций. В теоретических вопросах она не ориентировалась. Квартиру пайщица получила и уже начала в ней ремонт.

Для себя я решила так: если в кооперативе возникнут проблемы, возьму потребительский кредит в банке и закрою долг за квартиру. Рассрочка уже не будет такой выгодной, но я не потеряю квартиру и деньги.

Среди множества вопросов меня интересовало, что будет с квартирами, если ЖНК объявят банкротом, и как быстро кооператив выкупает квартиру для нового пайщика

Я выбирала квартиру в одном из четырех жилых комплексов застройщика, с которым сотрудничал мой кооператив. Два жилых комплекса мне не подошли. В одном цена на жилье была на 30% выше средней по городу, поэтому я не укладывалась в бюджет. Второй находился за городом — квартиры в нем дешевле, но сдать или продать впоследствии будет сложнее.

Оставшиеся два комплекса были равнозначны по местоположению и цене. В них я и стала искать жилье.

Я ориентировалась на два критерия — сроки сдачи дома и стоимость квартиры. Мне не хотелось долго ждать, поэтому я искала комплекс с ближайшим сроком сдачи. Но поскольку у выбранного застройщика репутация надежного, квартиры в его комплексах раскупают и бронируют на нулевом цикле — когда заложен фундамент. Оказалось, что свободные квартиры оставались только в домах со сдачей через год и позже.

На первоначальный взнос я накопила 1,1 млн рублей. Этих денег хватало на взнос только за однокомнатную квартиру. В среднем такая квартира в 2015 году стоила 2,3—2,4 млн рублей. Стоимость зависит от этажа: на первых и последних этажах жилье дешевле примерно на 70 тысяч, поэтому эти квартиры раскупают в числе первых.

На пятом и шестом этаже в девятиэтажном доме — самые дорогие, их покупают в последнюю очередь. Когда я решила вступить в кооператив, оставалось около десяти однокомнатных квартир, все на дорогих этажах. Мы с дочерью выбрали квартиру на пятом этаже с самой удобной, на наш взгляд, планировкой.

Чтобы квартиру сняли с продажи, я внесла первоначальный взнос. Размер взноса устанавливает кооператив, обычно об этом пишут в положении о паевом взносе и на сайте. В среднем это 30—50% от стоимости.

Сотрудники кооператива предлагают вступить без первоначального взноса и копить его на счете паевого фонда. Для этого нужно ежемесячно вносить на счет определенную сумму. Когда накопится достаточно денег для первоначального взноса, кооператив бронирует пайщику квартиру. Но копить в кооперативе невыгодно: кроме паевого взноса придется ежемесячно платить членские взносы, 1000 Р . То есть за год вы переплатите лишние 12 000 Р . Лучше открыть в банке дебетовый счет и копить деньги там. Не придется платить членские взносы, и сумма вклада будет расти за счет процентов.

Я сравнила, как выгоднее копить деньги на первоначальный взнос: в кооперативе или в банке. Допустим, у меня есть 800 000 Р . За полгода нужно накопить еще 300 000 Р , значит ежемесячно я буду вносить по 50 000 Р .

Где выгоднее копить деньги на первоначальный взнос в течение полугода

Кооператив Банк
Первоначальная сумма 800 000 Р 800 000 Р
Нужно накопить 300 000 Р 300 000 Р
Ставка 0% 7%
Ежемесячные пополнения 50 000 Р 50 000 Р
Дополнительные расходы 1000 Р в месяц, или 6000 Р за полгода 0 Р
Доход 0 Р 32 610 Р
Общая сумма через 6 месяцев 1 100 000 Р 1 132 610 Р
Хватает выкупить у кооператива 16,83 м² 17,32 м²

Пока пайщик не выплатит полную стоимость квартиры, она принадлежит кооперативу. Поэтому у кооператива нет строгих требований к своим членам: любой человек старше 16 лет может стать пайщиком. Членов правления не волнует и финансовая состоятельность членов кооператива: нет денег — нет квартиры.

Процедура вступления в кооператив очень простая — приехать в офис и написать заявление. С собой взять паспорт и свидетельство о присвоении ИНН .

Я сразу сказала, какую квартиру хочу, и кооператив забронировал ее для меня. Сначала квартиру снимают с продажи на пять рабочих дней. После того как предоплата поступит на счет кооператива, квартиру сначала бронируют у застройщика, а когда дом будет сдан, выкупают для меня.

За пять рабочих дней я должна была заплатить:

  1. Вступительный взнос — 10 000 Р , платится один раз.
  2. Членский взнос — не менее 1000 Р в месяц. Членские взносы можно платить помесячно или внести сразу 12 000 Р и год не платить.
  3. Паевой взнос в размере первоначального взноса за квартиру. В моем кооперативе это 50% стоимости.

Наличные в кооперативе не принимают — все расчеты через банк, поэтому мне выдали на руки квитанции для оплаты. Я оплатила всё в тот же день, а через три дня позвонил сотрудник кооператива и пригласил снова приехать в офис. Менеджер кооператива выдал мне документы и пригласил на экскурсию в строящийся дом.

Каждую субботу члены кооператива могут приехать на стройку и посмотреть, как будут выглядеть их квартиры. Для этого в одном из подъездов оборудовали демонстрационный этаж.

Для просмотра доступны три квартиры: одно-, двух- и трехкомнатная. Трехкомнатная — в черновой отделке, чтобы будущие владельцы посмотрели, как проходят коммуникации. Однокомнатная — в предчистовой отделке: в таком виде владелец получает квартиру. Двухкомнатная — с ремонтом, чтобы показать жилье во всей красе. Мы поехали на экскурсию, чтобы узнать размеры и продумать планировку и дизайн.

На сайте застройщика можно следить, как движется строительство. На каждом строящемся доме установлены камеры, ведется онлайн-трансляция. Примерно раз в месяц я заходила на сайт и видела изменения: дом подвели под крышу, установили окна, облицевали фасад.

Максимальный срок рассрочки — 10 лет. Если с ипотекой все понятно — берете в долг деньги и возвращаете с процентами, то в кооперативе расчет ведут на квадратные метры. Объяснение простое: стоимость жилья на рынке постоянно растет, а никаких процентов на сумму рассрочки кооператив не начисляет.

Пока дом строят, стоимость жилья определяет застройщик. В это время цена растет ощутимо — за год квадратный метр в моей квартире подорожал на 2382 Р . После сдачи дома стоимость жилья определяет независимая оценочная компания. Оценивают жилье раз в квартал. На стоимость влияет местоположение дома, срок эксплуатации и рыночные условия: среднерыночная стоимость жилья, инфляция и покупательский спрос на жилье в микрорайоне. Пока цена на мою квартиру продолжает расти, но медленнее, чем у застройщика: в среднем на тысячу рублей за метр в год.

Как рассчитывают ежемесячный паевой взнос, объясню на собственном примере. После того как я внесла первоначальный платеж, мне рассчитали, сколько квадратных метров осталось выкупить, и разделили их на срок рассрочки.

Пример расчета ежемесячного паевого взноса

Стоимость квартиры на момент вступления в кооператив 2 255 574 Р
Общая площадь квартиры 34,51 м²
Первоначальный взнос 1 114 673 Р
Выкупила 17,0544 м², чуть меньше 50% квартиры
Осталось выкупить 17,4556 м²
Выкупаю в месяц 17,4556 / 120 = 0,1455м²

То есть каждый месяц я должна вносить платеж, равный рыночной стоимости 0,1455 м². Поскольку эта стоимость постоянно растет, в разные месяцы это разная сумма. Например, в первый месяц моего членства цена квадратного метра была 66 120 Р , то есть ежемесячный взнос составил 9618,05 Р . Через четыре месяца застройщик поднял цену до 66 880 Р , поэтому взнос стал 9725,79 Р .

Паевой взнос платят каждый месяц. Нельзя пропустить 1—2 месяца, даже если я внесла на счет удвоенную или утроенную сумму паевого взноса. Как только деньги поступают на счет паевого фонда, кооператив переводит их в квадратные метры и списывает с долга. Оставшийся долг пересчитают, и размер минимального взноса уменьшится. Например, мой минимальный платеж 0,14 м², или около 10 000 Р , а я внесла 100 000 Р и выкупила сразу 1,4 м². После пересчета обязательный платеж будет меньше — 8200 Р .

За три года членства моя квартира выросла в цене всего на 4,5%, или на 1,5% за год. Даже несмотря на увеличение паевого взноса и уплату членских взносов, рассрочка от кооператива оказалась выгоднее ипотеки.

Мои выплаты за три года

В ЖНК Если бы оформила ипотеку
Первоначальный взнос 1 114 673 Р 1 114 673 Р
Платежи за три года 356 530 Р 532 260 Р
Дополнительные взносы 10 000 Р — вступительный взнос
36 000 Р — членские взносы за три года
Итого 1 517 203 Р 1 646 933 Р

Риски

Вырастут цены. Самые большие риски связаны с резким скачком цен на жилье, так как размер ежемесячного паевого взноса возрастает пропорционально цене.

Я посчитала, что если стоимость квадратного метра вырастет на 10 000 Р , то мой платеж увеличится на 1000 Р и все равно будет на 40% меньше, чем я платила бы по ипотеке. Чтобы паевой взнос сравнялся с платежом по кредиту, квартира должна вырасти в цене вполовину от первоначальной стоимости.

Сколько бы я платила ежемесячно при росте цен на жилье

Стоимость 1 м² в моем доме Минимальный платеж за 0,14 м² при покупке через ЖНК Минимальный платеж за 0,14 м² при покупке в ипотеку под 9%
65 000 Р 9100 Р 14 785 Р
75 000 Р 10 500 Р 14 785 Р
100 000 Р 14 000 Р 14 785 Р

Не останется денег на паевой взнос. Второй риск связан с неплатежеспособностью. Что делать, если я не смогу платить взносы в кооператив? Узнала, что меня могут исключить за три просрочки в течение года либо одну просрочку сроком более трех месяцев. В исключительных случаях, например если пайщик потерял работу или тяжело заболел, кооператив может пойти навстречу и на срок от одного до трех месяцев заморозить взносы.

Исключенный пайщик обязан освободить квартиру, а кооператив — вернуть пайщику всю сумму выплаченных паевых взносов. Вступительный и членские взносы не возвращаются. Минус в том, что квартиру исключенный пайщик освобождает сразу, а деньги ему по закону вернут в течение первого полугодия следующего года.

Кооператив обанкротится. Пока пайщик не выплатил взнос, квартира остается собственностью кооператива, поэтому непонятно, что будет с квартирой, если кооператив обанкротится. Я расспросила юриста и узнала, что квартиру, как и другое имущество кооператива, оценят, продадут, а вырученные деньги распределят между кредиторами.

Я, как пайщик, буду в числе прочих кредиторов пятой очереди и получу деньги только после продажи имущества. Но, во-первых, банкротство может длиться полтора-два года, поэтому я не скоро верну свои деньги. А во-вторых, имущества обычно не хватает, чтобы выплатить все долги. Поэтому кредиторам возмещают, например, 30 или 50% от суммы долга.

Кооператив растратит паевые взносы. Вместо того чтобы покупать квартиры для пайщиков, кооператив потратит деньги на собственные нужды или начнет проворачивать с ними сомнительные операции. В какой-то момент застройщик потребует освободить неоплаченные квартиры, и пайщики останутся без денег и без жилья.

К сожалению, никто не застрахован от недобросовестной работы правления. Чтобы не попасть в такую ситуацию, надо контролировать работу правления: ходить на собрания, смотреть аудиторское заключение, следить за отзывами в интернете.

Пайщики выйдут из ЖНК. Предположим, что у нескольких членов кооператива изменились обстоятельства, они решили выйти из кооператива и забрать деньги. Если жилье для них еще не купили, кооператив возвращает им их пай и продолжает работать. Просто деньги в общем котле будут накапливаться чуть медленнее.

Если квартира уже куплена, пайщик освобождает квартиру и получает назад свои паевые взносы. На усмотрение кооператива освободившуюся квартиру продают или передают другому пайщику. Кооператив продолжает работать.

Застройщик заморозит строительство. Пайщик выбирает конкретную квартиру и вносит платеж за нее. Если строительство остановится, придется выбирать другую квартиру. Ее цена может быть выше, тогда размер паевого взноса увеличится.

Обнадеживает лишь то, что пайщик все-таки получит квартиру, а не потеряет деньги из-за долгостроя.

Комментарий эксперта

По тексту все вполне гладко, но в жизни может быть иначе. И связано это не с какими-то юридическими тонкостями. Обратите внимание, что в статье кооператив предоставляет квартиры до полной выплаты взноса. Это значит, что квартиры приобретаются в том числе за счет средств других пайщиков. Это делает систему похожей на пирамиду.

При такой организации деятельности кооператива квартиры может получить только часть пайщиков. Остальные останутся ни с чем, если новые пайщики не будут вступать в кооператив.

Схемы кооперативов широко используются застройщиками для обхода ФЗ № 214-ФЗ «О долевом строительстве». Кооператив — это прокладка между застройщиком и будущими собственниками квартир. Все отношения с людьми замкнуты на кооператив, который фактически выступает в качестве агента. Его задача — продать квартиры застройщика.

При этом руководство кооператива, как правило, полностью контролируется застройщиком. Застройщику это выгодно, а выгода для пайщика может оказаться сомнительной. Вместо конкретного договора долевого участия пайщик будет иметь только отношения с кооперативом, которые основаны на членстве. Интересы застройщика всегда будут в приоритете.

Наконец, организация кооператива, который работает с конкретным застройщиком, не спасет пайщиков от негативных последствий, если застройщик обанкротится или остановит строительство.

Возможно, поэтому из новой редакции статьи 1 ФЗ № 214-ФЗ исключили возможность привлекать средства для строительства жилья через накопительные жилищные кооперативы. Однако такая возможность сохраняется для кооперативов, которые создали до того, как ввели в действие новую редакцию. То есть новые накопительные кооперативы смогут привлекать средства к покупке только уже сданных в эксплуатацию объектов. Для старых ничего не меняется в смысле привлечения средств граждан. Другое дело, что отношения этих кооперативов с застройщиками по долевому участию должны будут строиться в соответствии с новыми правилами.

В целом покупка жилья через жилищные накопительные кооперативы по сравнению с обычным долевым участием связана с дополнительными рисками из-за дополнительного участника — кооператива. Член кооператива лишается возможности предъявить претензии застройщику по договору долевого участия и на основании законодательства о защите прав потребителей. Все возможные конфликты происходят между кооперативом и застройщиком. При этом кооператив потребителем по действующему законодательству не является.

Это не исключает успешной с точки зрения интересов пайщиков деятельности отдельных кооперативов. Однако этот успех впрямую зависит от успешности работы застройщика и честности руководства кооператива.

Право собственности

Когда оформляют право собственности на квартиру, оплачивают госпошлину. Пайщику придется платить госпошлину дважды. Первый раз — когда кооператив выкупает квартиру у застройщика. Второй раз — когда переоформляет квартиру на пайщика.

Когда пайщик выплачивает полную стоимость квартиры, кооператив выдает справку о полном погашении пая. С этой справкой, которая является правоустанавливающим документом, а также с квитанцией об уплате госпошлины и с юристом кооператива пайщик отправляется в Росреестр, чтобы переоформить право собственности на квартиру и стать полноправным владельцем жилья.

Общий размер госпошлины — 24 000 Р . Из них 22 000 Р пайщик платит, когда право собственности оформляют на кооператив, то есть на юридическое лицо, и 2000 Р — когда право собственности переходит к пайщику, обычному гражданину.

Источник: journal.tinkoff.ru

Рейтинг
Загрузка ...